Необходимо записать и напечатать термин «государственная программа» для Соединенных Штатов Америки. 1213-е задание

Международные соглашения о ленд-лизе (1941—1945 годы)Править

Первоначально акт ленд-лиза был распространён на страны Британской империи и Китай. С ноября 1941 года его действие распространили на СССР, а к концу войны практически все союзники США стали получателями помощи по ленд-лизу.

Поскольку согласно акту о ленд-лизе, поставки промышленного оборудования, оставшегося в СССР, должны быть оплачены, США пытались получить эту сумму, равную 2,7 миллиарда долларов. Советско-американские переговоры 1948—1949 года были безрезультатны, поскольку СССР был категорически не согласен с этой суммой. В 1951 году американское правительство дважды снижало сумму долга до 800 миллионов долларов. В итоге, очередное соглашение о выплате долгов за поставки по ленд-лизу было подписано в 1972 году. СССР обязался выплатить 722 миллиона долларов, включая проценты, к 2001 году. В 1973 году был сделан платёж в 48 миллионов долларов, а потом выплаты долга приостановили, после того как США стали применять к СССР дискриминирующие меры в торговле (поправка Джексона-Вэника).

Объёмы поставок и значение ленд-лизаПравить

График соотношения ВВП антигитлеровской коалиции и стран «оси» в течение 1938—1945 гг.

Продовольственная помощь из Америки: счастливые британские школьницы машут руками на камеру, получив тарелки с яичницей и беконом. Лондон, 1941 год

К декабрю 1941 года суммарный ВВП СССР и Великобритании соотносился к ВВП Германии и её европейских союзников как 1:1. Это обусловлено тем, что к этому моменту Великобритания была истощена морской блокадой и сколь-нибудь существенно помочь СССР в краткосрочной перспективе не могла. Более того, по итогам 1941 года Великобритания проигрывала битву за Атлантику, что было чревато полным коллапсом для экономики страны, практически целиком зависимой от внешней торговли, и реальной угрозой осуществления планируемой Гитлером её оккупации.

ВВП СССР в 1942 году, в свою очередь, вследствие оккупации Германией значительных территорий снизился более чем на треть по сравнению с довоенным уровнем, при этом из почти 200 млн человек населения около 78 млн и главные промышленные центры остались на оккупированных территориях, а также под блокадой и у линии фронта.

Ограничения в поставках вооружения со стороны США и Британии касались в основном в части поставок тяжёлых бомбардировщиков. От поставок четырёхмоторных бомбардировщиков с большой бомбовой нагрузкой и дальним радиусом действия союзники уклонялись под различными предлогами. Очевидно, в доступе СССР к данным вооружениям союзники видели угрозу в послевоенное время. Без сомнения, это в определённой мере работало против достижения победы над гитлеровской Германией: СССР имел ограниченные силы дальней бомбардировочной авиации и в условиях войны не мог даже восполнять потери в ней. Также совершенно секретный характер носили исследования по созданию ядерного оружия.

За исключением намного меньших (особенно от СССР) встречных поставок, ввиду того, что потерянные в ходе войны поставки военной техники и материалов не подлежали возмещению, ленд-лиз в итоге был оплачен получателями (в том числе от СССР и западных союзников) в очень малых долях (считанные проценты) и в основном с большой отсрочкой (спустя десятилетия). Однако, при этом не следует недооценивать важность такого «ответного ленд-лиза». Например, особенно ценным в условиях войны для США оказалось решение СССР о доступе США к технологии производства порохов для снарядов систем залпового огня («Катюш»). СССР имел приоритет и значительное преимущество в разработке такого вида оружия на то время. Хотя такое решение о передаче технологии производства было вынужденным для СССР, оно позволило наладить производство нужных порохов в США для «катюш». Тем самым США сумели решить важную в условиях военного времени задачу быстрого обеспечения и своей армии этим оружием, имевшим огромное значение в условиях Второй мировой войны.

Поставки в СССРПравить

  • Переговоры по Первому протоколу поставки начались 29.09.1941 г. на Московской конференции и завершились подписанием 01.10.1941 г.
  • Второй протокол, известный как «вашингтонский», был подписан 06.10.1942 г.
  • Третий протокол, известный как «лондонский», был подписан 19.10.1943 г.
  • Четвёртый протокол поставки был подписан в Оттаве 17.04.1944 г.

Основным вышеперечисленным Протоколам поставки были подчинены несколько дополнительных программ, среди которых была «Арктическая программа» по снабжению советских арктических портов, программа «Аванпост» (Outpost) по строительству портов на Дальнем Востоке СССР, программа создания транссибирской системы воздушного транспорта (Northern Siberian Air Route Program), начавшая действовать в конце марта 1945 г. , и «Проект Веха» (Project Milepost), обеспечивавший действия СССР на Дальнем Востоке.

Предметы снабжения по программе ленд-лиза, которые не были поставлены в СССР на момент окончания Второй мировой войны, но находились к этому времени на складах или в производстве, были предоставлены Советскому Союзу по так называемому «трубопроводному соглашению» (Pipeline Agreement), подписанному 15. 1945 г. Поставки по этому соглашению СССР обязался оплатить в долларах и с небольшим процентом. Поставки по этому соглашению были оценены в 222 миллиона долларов, и они состояли только из промышленного оборудования и запчастей. В частности, было поставлено следующее: электрогенераторы, паровые котлы, двигатели, моторы, трансформаторы, кузнечно-прессовое оборудование, шахтное оборудование, различные станки (включая прецизионные и полуавтоматические). Эти поставки СССР оплатил не полностью.

Маршруты и объём поставокПравить

Три маршрута — тихоокеанский, трансиранский и арктические конвои — обеспечили в сумме 93,5 % общих поставок. Ни один из этих маршрутов не был безопасным.

Тихоокеанский маршрут, обеспечивший около половины поставок по ленд-лизу, был относительно (хотя далеко не полностью) безопасным. С началом 7 декабря 1941 г. войны на Тихом океане перевозки здесь могли обеспечиваться лишь советскими моряками, а торгово-транспортные суда ходили только под советским флагом. Все незамерзающие проливы контролировались Японией, и советские суда подвергались принудительному досмотру, а иногда и топились. Морская часть пути от западного побережья США до дальневосточных портов СССР занимала 18−20 суток.

Первые поставки в СССР по Трансиранскому маршруту начались в ноябре 1941 года, когда было отправлено 2972 тонны грузов.

Грузы, поставляемые союзниками в Советский Союз из ВеликобританииПравить

Другой проблемой в военных поставках Британии был достаточно низкий уровень военной техники. Эта проблема в конце концов нашла отражение в переписке на высшем уровне между главами государств. Несмотря на то, что это было специально оговорено как «мелочи», в письме главы СССР И. Сталина премьер-министру Черчиллю было упомянуто о фактах некомплектности прибывающей авиатехники. Также СССР в определённой мере выражал недовольство, что поставки современной авиатехники были ограничены. Например, в 1941-42 гг. не осуществлялись поставки истребителей «Спитфайр». Недовольство также вызывал факт поставки в 1941-42 гг. запасов химического оружия. В целом можно сказать, что поставки вооружения и материалов из Британии были ограничены в силу прежде всего тяжёлого экономического положения Британии, хотя и несравнимо более благоприятного в сравнении с СССР, но тем не менее ощутимо напряжённого в силу военно-морской блокады со стороны Германии и необходимости задействования сил против Германии и Италии на африканском фронте.

Грузы, поставляемые в Советский Союз из США по годамПравить

Всего Советский Союз получил помощи на 9,4 миллиарда долларов, из них 41,15 % военного снаряжения. С расходами на перевозку помощь Соединённых Штатов достигла 11,3 миллиарда долларов.

Номенклатура и значение поставокПравить

Из-за того, что большинство верфей оказалось под оккупацией или блокадой и из-за длительного производственного цикла, в годы войны советское судостроение было практически остановлено, и советский флот получил по ленд-лизу почти все из около полутысячи новых судов, из которых около 80 % были военными — противолодочными катерами и кораблями, тральщиками, эсминцами и подводными лодками. Опять же надо иметь в виду, что все полученные по программе ленд-лиза военные корабли были возвращены после окончания боевых действий с Японией США (не надо путать в данном случае их с военными кораблями Италии и Германии, полученными в рамках раздела военных трофеев по соглашению с союзниками).

Также ввиду нахождения в оккупационной или прифронтовой зонах главных промышленных центров страны и того, что главные материальные и людские ресурсы были сосредоточены на производстве основных видов вооружений и боеприпасов, по ленд-лизу были получены высокие доли продукции машиностроения и приборостроения (как приборов и оборудования для военной техники и наземного обеспечения, так и средств и оборудования производственного назначения типа станков или народно-хозяйственного назначения типа тракторов), а также химической промышленности.

Подсчёт общей доли поставок по ленд-лизу в общем и военном производстве СССР является сложной задачей, так как многие документы по военному производству и их компонентам засекречены до сих пор. Утверждение Н. Вознесенского в книге «Военная экономика СССР в период Отечественной войны», что в целом доля составила 4 % от советского производства, не вполне отражает действительность, так как по некоторым видам производства и снабжения эта доля выше в несколько и даже в десятки раз. Кроме того, довольно часто поставки по ленд-лизу включались в состав национального производства. Например, Казанский пороховой завод изготовил более 103 000 тонн пороха, в том числе порохов особой доставки (поставленных союзниками по ленд-лизу) за годы войны использовано порядка 22 000 тонн. Учитывая, что этот завод производил заряды для «Катюш», которые требовали другой состав пороха (менее плотного), не ясно, какая доля в производстве пороха в итоговом подсчёте была преобладающей. Такая же проблема подсчётов существовала почти на всех производствах СССР во время войны.

Долги по ленд-лизу и их выплатаПравить

После распада СССР остро встал вопрос — к кому переходят обязательства по долгам бывшего СССР (включая долги по ленд-лизу).

Великобритания и КанадаПравить

В начале сентября 1941 года в телеграмме к У. Черчиллю И. Сталин просил как можно скорее предоставить помощь Советскому Союзу:

— Переписка Председателя Совета Министров СССР с Президентами США и Премьер-Министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В 2 — х томах 1958: М. Госполитиздат

Уже в ноябре 1941 года в своём письме к президенту США Рузвельту И. Сталин писал:

Ваше решение, господин Президент, предоставить Советскому Союзу беспроцентный кредит в размере 1 000 000 000 $ в обеспечение поставок военного снаряжения и сырья Советскому Союзу было принято советским Правительством с сердечной признательностью, как насущная помощь Советскому Союзу в его огромной и тяжёлой борьбе с общим врагом — кровавым гитлеризмом.

В записке № 1447-с от 27 мая 1963 года Председателя Комитета Госбезопасности В. Семичастного в ЦК КПСС о настроениях Г. Жукова отмечено следующее:

Сам Г. Жуков опровергал вышеприведённую цитату, о чём говорится в докладе В. Семичастного Хрущёву № 1651-с от 17 июня 1963 года:

— Военные архивы России в. 1, 1993, стр. 238.

Высоко оценивал роль ленд-лиза А. Микоян, во время войны отвечавший за работу семи союзных наркоматов (торговли, заготовок, пищевой, рыбной и мясомолочной промышленности, морского транспорта и речного флота) и, в качестве наркома внешней торговли страны, с 1942 года руководивший приёмом союзных поставок по ленд-лизу:

Или возьмём поставки автомобилей. Ведь мы получили, насколько помню, с учётом потерь в пути около 400 тысяч первоклассных по тому времени машин типа «Студебеккер», «Форд», легковые «Виллисы» и амфибии. Вся наша армия фактически оказалась на колёсах и каких колёсах! В результате повысилась её манёвренность и заметно возросли темпы наступления.

В своих мемуарах «Воспоминания и размышления» Г. Жуков также затрагивает тему межсоюзнических отношений в самом тяжёлом для СССР и союзников 1942 году, непосредственно во время Сталинградского сражения, до коренного перелома в войне:

В 22. 00 (10 сентября 1942 года) мы были у Верховного, в его кабинете.

Поздоровавшись за руку, что с ним редко бывало, он возмущенно сказал:

Хочу откровенно высказать своё мнение о взглядах Сталина на способность РККА и СССР справиться с нацистской Германией и выдержать войну без американской и английской помощи. Во-первых, хочу сказать о некоторых замечаниях, сделанных Сталиным и неоднократно повторённых им во время «непринуждённых» разговоров между нами. Он прямо сказал, что если бы США нам не помогли, мы бы войну не выиграли. Если бы нам пришлось сражаться с нацистской Германией один на один, то такого давления мы бы не выдержали и войну проиграли бы. Никто никогда эту тему официально не обсуждал, и я не думаю, что Сталин когда-либо письменно излагал своё мнение по данному вопросу, но я все же утверждаю, что в нескольких разговорах со мной он отмечал, что дело обстояло именно так. Он никогда не заводил разговор именно об этом, но когда мы просто беседовали, обсуждая вопросы международной политики в настоящем и в прошлом и переходя к теме того, через что нам пришлось пройти во время войны, он говорил именно так. Когда я слышал такие его замечания, я был с ним полностью согласен, а сейчас я с ним согласен ещё больше.

I would like to express my candid opinion about Stalin’s views on whether the Red Army and the Soviet Union could have coped with Nazi Germany and survived the war without aid from the United States and Britain. First, I would like to tell about some remarks Stalin made and repeated several times when we were «discussing freely» among ourselves. He stated bluntly that if the United States had not helped us, we would not have won the war. If we had had to fight Nazi Germany one on one, we could not have stood up against Germany’s pressure, and we would have lost the war. No one ever discussed this subject officially, and I don’t think Stalin left any written evidence of his opinion, but I will state here that several times in conversations with me he noted that these were the actual circumstances. He never made a special point of holding a conversation on the subject, but when we were engaged in some kind of relaxed conversation, going over international questions of the past and present, and when we would return to the subject of the path we had traveled during the war, that is what he said. When I listened to his remarks, I was fully in agreement with him, and today I am even more so.

Первую официальную историческую оценку роли ленд-лиза дал председатель Госплана Николай Вознесенский в своей книге «Военная экономика СССР в период Отечественной войны», опубликованной в 1948 году:

По Стеттиниусу, сенатор Джордж, председатель Финансового комитета, так объяснил, почему стоит тратить деньги на программу ленд-лиза:

Роберт Джонс — профессор-историкПравить

9 августа 1941 года на борту тяжёлого крейсера «Огаста» в Северной Атлантике произошла встреча американской и британской делегаций. Рузвельт и Черчилль высказались за скорейшее проведение конференции по проблеме оснащения Красной армии в Москве, с тем чтобы вопросы «можно было обсуждать напрямую».

В середине августа советские войска на южном направлении отошли за Днепр. Севернее немецкие танки рвались через Смоленск на Москву. В телеграмме Черчиллю 3 сентября Сталин сообщил о существенных потерях в промышленности страны и просил открыть второй фронт. Он запрашивал алюминий, боевые самолёты, танки.

15 сентября в Лондоне состоялись предварительные англо-американские переговоры, с тем чтобы согласовать взаимные действия на предстоящей московской конференции. Необходимо было выработать общее мнение в виде «предложений» о том, какую помощь могут предоставить русским оба народа (американский, британский). На переговорах выяснилось, что «то, что предложили американцы, стало ударом для англичан, так как это означало значительное сокращение поставок, предназначенных для них самих» ( необходимо было на должном уровне осуществлять снабжение британских войск, задействованных на средиземноморском театре военных действий, в том числе в боевых действиях с итало-немецкими войсками в Северной Африке — на территории Египта и Магриба, британских ВМС, непрерывно прикрывавших конвои, также британских ВВС, регулярно осуществлявших массированные бомбардировки промышленных районов рейха). Тем не менее, Президент США Рузвельт предложил конструктивные шаги по решению взаимных проблем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *