О новой системе управления государственными программами Российской Федерации (ч.1)

МОСКВА, 5 августа. /ТАСС/. Сокращение финансирования большинства госпрограмм на 2021-2023 годы — вынужденный шаг властей в условиях кризиса и дефицитного бюджета, «защищенными» должны стать лишь расходы на публичные нормативные обязательства, считают опрошенные ТАСС эксперты. По их мнению, большинство госпрограмм имеют резервы для сокращения.

Минфин опубликовал документ под названием «Методика расчета предельных базовых бюджетных ассигнований федерального бюджета по государственным программам РФ и непрограммным направлениям деятельности» на 2021-2023 годы, из которого следует, что министерство в предстоящую трехлетку предлагает сократить расходы для подавляющего большинства госпрограмм, включая здравоохранение и образование.

Продолжение истории после рекламы

«Я поддерживаю этот шаг с той точки зрения, что он вынужден. Очевидно, что расходы федерального бюджета на ближайшие годы сократятся. Этому сокращению должна быть разумно подвержена большая часть статей расходов федерального бюджета. Если можно так сказать, «защищенными статьями» федерального бюджета должны стать статьи, в которых содержатся расходы на так называемые публичные нормативные обязательства», — считает руководитель Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов.

Продолжение истории после рекламы

По мнению директора Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгия Остапковича, важно, чтобы в конечном итоге вложения в человеческий капитал росли. «То, что урезаются госпрограммы, это абсолютно очевидный фактор, потому что мы из парадигмы профицитного бюджета переходим в развитие дефицитного бюджета. Это даже не из-за коронавирусной атаки, а из-за падения нефтяных цен. Этот маневр совершенно возможный», — говорит эксперт.

По его словам, вызывает беспокойство то, что срезается финансирование здравоохранения, хотя и не в большом объеме. «Я считаю, что затраты на здравоохранение не только нельзя уменьшать, а наоборот, нужно увеличивать, даже за счет, может быть, инфраструктурных проектов. Вложения в человеческий капитал сегодня в принципе нужно увеличить», — добавил Остапкович.

Продолжение истории после рекламы

Климанов, в свою очередь, напомнил, что из федерального бюджета не финансируются пенсии, которые являются классическим случаем такого рода расходных обязательств, но в то же время из федерального бюджета предусмотрены и трансферт в бюджет пенсионного фонда, и разного рода социальные выплаты населению, которые сокращать в нынешних условиях крайне нежелательно. «В этой связи программы развития образования и развития здравоохранения в меньшей степени содержат такого рода обязательства, а значит имеют резервы для сокращения, как и другие государственные программы», — сказал он.

Продолжение истории после рекламы

Госпрограмм, расходы на которые Минфин предлагает увеличить, немного. В частности, министерство предлагает нарастить финансирование госпрограммы «Развитие пенсионной системы РФ» суммарно на 2,14 трлн руб. за три предстоящих года. Также Минфин предлагает увеличить расходы на программу «Социальная поддержка граждан». Бюджетные ассигнования могут увеличиться в 2021 году на 43,7 млрд рублей, до 1,89 трлн рублей, в 2022 году — на 33,9 млрд рублей, до 1,98 трлн рублей, и в 2023 году — на 188 млрд рублей, до 2,1 трлн рублей.

Продолжение истории после рекламы

Увеличить предлагается и финансирование госпрограммы «Юстиция» — по ней предполагается рост бюджетных ассигнований на 1,82 млрд руб. в 2021 году, сокращение на 706 млн руб. в 2022 году и рост на 9,55 млрд руб. в 2023 году. Наращивание бюджетных ассигнований также предусматривает госпрограмма «Управление госфинансами и регулирование финрынков». Базовые ассигнования на нее увеличены суммарно на 671 млрд руб. за предстоящие три года.

Рост финансирования на предстоящие три года также предполагается по госпрограммам «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности» и «Развитие авиационной промышленности». Бюджетные ассигнования на них суммарно вырастут на 280 млрд руб. и на 1,93 млрд руб. соответственно. Что касается госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика», то предполагается, что базовые бюджетные ассигнования на нее увеличатся лишь в 2021 году на 447,38 млрд руб., а далее будут сокращаться на 22 млрд руб. в 2022 году на 17,9 млрд руб. в 2023 году.

Продолжение истории после рекламы

Также Минфин предложил в 2021 году увеличить расходы на деятельность президента и его администрации. Базовые бюджетные ассигнования на эту программу в 2021 году могут быть увеличены на 88,78 млн рублей, в 2022 году — уменьшены на 191,4 млн рублей, в 2023 году — увеличены на 218,85 млн рублей. Согласно документу, расходы на деятельность президента в 2021 году могут вырасти до 14,28 млрд рублей, в 2022 году они могут сократиться до 14,4 млрд рублей, а в 2023 году снова увеличиться — до 14,8 млрд рублей.

Продолжение истории после рекламы

Бюджетные ассигнования подавляющего большинства госпрограмм Минфин предлагает урезать. В частности, предлагается сократить финансирование госпрограмм «Развитие здравоохранения» и «Развитие образования». Бюджетные ассигнования на развитие здравоохранения могут быть уменьшены в 2021 году на 65,7 млрд рублей, в 2022 году — на 71,6 млрд руб., в 2023 году — на 115,4 млрд руб. Ассигнования на развитие образования предлагается сократить в 2021 году на 33,3 млрд руб., в 2022 году — на 30,7 млрд руб. Расходы на образование в 2023 году предлагается увеличить на 10,5 млрд руб.

Продолжение истории после рекламы

Документ предусматривает и сокращение финансирования программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ». Расходы на нее предлагается снизить на 12,9 млрд руб. в 2021 году, на 103,2 млрд руб. в 2022 году и на 31,4 млрд руб. в 2023 году. Расходы на развитие физической культуры и спорта предлагается уменьшить на 21,8 млрд руб. суммарно за три года, а на содействие занятости населения — на 3,55 млрд руб. за три года.

Расходы на деятельность председателя правительства РФ, его заместителей и аппарата правительства в предстоящую трехлетку также могут сократиться. В 2021 году они могут снизиться на 191 млн рублей — до 7,28 млрд рублей, в 2022 году — на 374 млн рублей — до 7,3 млрд руб., в 2023 году — на 131 млн руб., до 7,6 млрд руб. Расходы на внешнеполитическую деятельность также могут подвергнуться сокращению. Суммарно за три года оно составит 6,54 млрд руб. Расходы на внешнеэкономическую деятельность предлагается сократить лишь в 2021 году — на 2,06 млрд руб., далее предполагается их рост на 785 млн руб. в 2022 году и на 2,97 млрд руб. в 2023 году.

Продолжение истории после рекламы

Сокращение может затронуть и развитие ОПК, обеспечение государственной безопасности и обороноспособности страны. Предполагается, что финансирование этих госпрограмм сократится суммарно за три года на 2,5 млрд руб., на 261 млн руб. и на 323 млрд руб. соответственно. Расходы на развитие энергетики, транспортной системы и атомного энергопромышленного комплекса также предлагается урезать. Документом предусмотрено уменьшение финансирования этих госпрограмм на 3,64 млрд руб., на 331,75 млрд руб. и на 67,45 млрд руб. соответственно суммарно за три года.

Продолжение истории после рекламы

Министр финансов РФ Антон Силуанов сообщал, что Минфин к осени уточнит среднесрочные параметры бюджета на ближайшие три года в зависимости от ситуации в экономике и поступления ненефтегазовых доходов. По словам Силуанова, Минфин осенью также может обсудить частичное покрытие снижения ненефтегазовых доходов бюджета за счет дополнительных заимствований в следующем году. Замглавы министерства Владимир Колычев заявлял в начале июля, что дефицит бюджета в 2020 году, с учетом антикризисных мер, не превысит 5% ВВП. Несмотря на это Минфин не намерен урезать расходы бюджета в текущем году, а при необходимости нарастит их.

Цитировать:
Лев М.Ю., Колпакова И.А. Бюджетные факторы реализации государственных программ и национальных проектов в системе экономической и социальной безопасности России // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 5. – С. 1521-1534. – doi: 10.18334/epp.10.5.110264.

Аннотация:
В статье исследуется финансирование государственных программ социального блока, расходование бюджетных средств, изменение ценовых компонентов, как основных факторов, влияющих на экономические и социальные аспекты национальной безопасности. Актуальность темы обусловлена необходимостью разработки путей эффективной реализации национальных проектов, установленных Указом Президента РФ
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также необходимостью укрепления социальной стабильности в условиях зарубежных экономических санкций в целях повышения темпов экономического роста и уровня социально-экономической безопасности России.
В процессе анализа финансирования государственных программ и национальных проектов, а именно: «Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Социальная поддержка граждан» был выявлен ряд противоречивых положений, которые создают угрозы социально-экономической безопасности России. Сделаны предварительные выводы о воздействии пандемии коронавируса на исследуемые процессы.
В заключении, авторы предлагают в рамках реализации положения Конституции РФ о социальном характере российского государства, и для повышения уровня его социально-экономической безопасности, увеличить в целом финансирование государственных программ социального блока, особое внимание уделив государственной программе «Здравоохранение».

Ключевые слова: экономическая и социальная безопасность, государственные программы, бюджетные расходы по программам

Авторская
гипотеза основывается на том, что развитие Российской Федерации как социального
государства базируется на обеспечении социально-экономической безопасности,
которая конкретизируется в поддержке приемлемого уровня жизни населения,
доступности здравоохранения, образования, что вызывает необходимость
финансирования государственных программ в этих областях.

Целью
исследования является рассмотрение в контексте влияния на
социально-экономическое положение граждан изменений объемов финансирования
государственных программ социального блока для определения степени их
значимости для социально-экономической безопасности России.

Достижение
цели предопределило решение следующих задач:

— определить
значимость финансирования государственных программ в анализе расходов бюджета в
России;

— предложить
меры по снижению угроз и рисков экономической безопасности, формирующихся в бюджетной
сфере.

Научная новизна работы
непосредственно связана с реализацией цели исследования и заключается в
обосновании корректировки направлений и совершенствования финансирования
госпрограмм и национальных проектов как факторов повышения безопасности России
в социально-экономической сфере.

В связи с этим особую
значимость представляет исследование степени соответствия бюджетных факторов
реализации государственных программ и национальных проектов задачам повышения
уровня социально-экономической безопасности в России.

В процессе исследования использовались
методы сравнительного, статистического и нормативно-правового анализа.

Практическая значимость работы
состоит в возможности использования:

— авторского подхода к оценке
эффективности финансового обеспечения государственных программ в области
образования, здравоохранения и социальной поддержки граждан;

— рекомендаций по совершенствованию
управления движением денежных потоков, в том числе бюджетных, связанных с
исполнением государственных программ, и влияния их на социально-экономическую
безопасность.

Анализ расходов федерального
бюджета РФ на государственные программы социального блока

Расходы федерального бюджета
в 2020–2022 годах в разрезе государственных программ социального блока
(млн
рублей)

*–
показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2019 г.

Пандемия
коронавируса, подвергшая системы здравоохранения всех стран серьезным, порой
драматичным испытаниям, доказала очередной раз
истину, что «скупой платит дважды». Сокращения кадров здравоохранения в области
борьбы с инфекциями и в других областях, проходившие в последние годы не только
в нашей стране, но и во многих других развитых странах,
обернулись падением экономической активности, потерей финансовых ресурсов, но и
в большей степени неоправданными человеческими жертвами. Оценки происшедшего в
связи с этим впереди, но уже сейчас можно сделать вывод о необходимости
перестать экономить на здравоохранении, в частности на подготовке кадров в этой
области.

Тенденция снижения количества средств, выделяемых в законопроекте,
по сравнению с уровнем 2019 года не наблюдается по подпрограммам
«Совершенствование управления системой образования» и «Развитие дополнительного
образования детей и реализация мероприятий молодежной политики».

По подпрограмме «Развитие среднего профессионального и
дополнительного профессионального образования» количество ассигнованных средств
снизилось в 2020 и 2021 годах, в 2022 году практически возвратилось к уровню
2019 года.

Но более важный результат невнимания к этой проблеме – «выпадение»
из участия в социально-экономических процессах группы, в наибольшей степени
готовой к восприятию трансформации, которая связана с переходом к цифровой экономике.
Таким образом, с точки зрения повышения уровня социально-экономической
безопасности эта проблема должна находиться среди первоочередных, а не решаться
по остаточному принципу.

Вызывает вопросы масштаб расходов на подпрограмму «Старшее
поколение». Конечно, неплохо, что по закону 380-ФЗ объемы финансирования растут
существенно по сравнению с законом 459-ФЗ. Однако доля средств, выделяемых на
эту подпрограмму, в структуре расходов на программу в целом чрезвычайно мала. Она
повышается до 1,0% в 2020 году, но затем снова снижается до 0,9% в 2021 и 2022 годах,
относительно проигрывая другим направлениям расходов внутри программы.
Поскольку общая выделяемая сумма расходов по этому направлению чрезвычайно
мала, то, очевидно, эта подпрограмма также не внесет значимый вклад в повышение
продолжительности жизни в России до 78 лет.

В целом социальный блок государственных программ
в законе № ФЗ-380 нельзя назвать прорывным, как это звучит иногда с высоких
трибун, когда новый бюджет называют социально ориентированным. Нельзя отрицать,
что по некоторым направлениям финансирование расширено. Но в основном
увеличение финансирования происходит по сравнению с контрольными цифрами закона
№ 459-ФЗ, которые были занижены. Перераспределение средств внутри этих
программ на наиболее важные направления в виде национальных проектов не привело
к главному – к кардинальному повышению в целом финансирования социальной сферы.
Шаг, сделанный в отношении улучшения финансирования этой сферы, недостаточен
для достижения важных национальных целей и предназначен в большой степени для «демонстрации
намерений улучшать жизнь россиян».
Тем более этих расходов будет недостаточно в
условиях необходимости смягчения социальных последствий пандемии коронавируса.

Основная
цель данного исследования раскрыта в процессе анализа «противоречивых» аспектов
в системе финансирования выполнения государственных программ социального блока
Российской Федерации, в том числе по расходам денежных средств по
подпрограммам, которым придается особое значение. В целом социальный блок
госпрограмм в законе № 380-ФЗ нельзя назвать прорывным, тем более назвать новый
бюджет социально ориентированным.

На
основании проведенного исследования можно сделать вывод о необходимости
создания условий парирования угроз и рисков невыполнения или неполного
выполнения госпрограмм и национальных проектов, имеющих социальный вектор. Если
не будет создан эффективный механизм контроля по реализации госпрограмм и
национальных проектов, то они могут преобразоваться в очередной структурный
элемент государственного программирования, ориентированный на формальную
отчетность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *