О перспективных направлениях развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации

АннотацияДанная статья посвящена обзору стратегического планирования в сфере обороны и безопасности России.

Государственная программа вооружения (ГПВ) – это стратегический нормативный документ, определяющий объемы, этапы и характер закупок и разработки боевой техники, а также развития военно-оборонного комплекса РФ. Координация работ по формированию и обоснованию ГПВ возложена на Министерство обороны РФ. По данным Министерства обороны РФ, «к её разработке привлекаются другие силовые министерства и ведомства, а также ряд министерств и ведомств оборонно-промышленного комплекса. ГПВ разрабатывается на 10 лет, а перерабатывается через 5 лет на основе Концепции национальной безопасности, Военной доктрины, нормативных актов Президента и Правительства РФ, концептуальных документов по строительству и развитию Вооружённых Сил и других войск, а также решений Военно-промышленной комиссии. Мероприятия ГПВ должны быть сбалансированы с мероприятиями других планов и программ, затрагивающих сферу технического оснащения ВС РФ и других войск, а её финансовые показатели – с показателями федерального бюджета по годам программного периода.

Методология программно-целевого планирования развития системы вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации начала формироваться в конце 1950-х – начале 1960-х годов. Этот период можно охарактеризовать как период развития. Научные школы по оперативному программному планированию разработки вооружения и военной техники, в том числе НИИ Минобороны России.

Исходя из вышеизложенного, можно проследить четкое развитие планирования задач программы системы вооружений и, как следствие, рост военной мощи Российской Федерации. Решен ряд задач по реализации государственных программ вооружений и гособоронзаказа. Каждая последующая программа вооружений учитывала ошибки и недостатки предыдущих программ, но существует объективная потребность в дальнейшем улучшении основы для планирования целей программы.

На наш взгляд, в настоящее время можно выделить следующие проблемы в стратегическом планировании деятельности Военного трибунала Центрального округа:

– отсутствие опыта стратегического планирования и опытных сотрудников, готовых использовать современные методы управления;

– недостаток финансовых ресурсов у местных домохозяйств;

– в правовой базе тоже есть определенные проблемы.

На наш взгляд, основная проблема заключается именно в отсутствии единой концепции государственного контроля.

Грамотно выстроенный подход может решить и другие проблемы, такие как сложная структура системы, законодательное закрепление полномочий системы государственного контроля и т.

Среди основных проблем, приводящих к неэффективности государственного финансового контроля, можно выделить следующие:

1) отсутствие единого федерального закона, регулирующего границы и объем проверок, а также права и обязанности сторон;

2) низкий уровень правосознания сторон;

3) несоблюдение органами государственного контроля сроков и периодичности проверок (проверки зачастую проводятся не регулярно, а под руководством вышестоящих органов);

4) органы муниципальной и государственной власти, а также органы местного самоуправления не принимают необходимых мер по реализации доходной части бюджета, в связи с чем происходит увеличение субсидии региональных бюджетов;

5) не соблюдаются в полной мере значения, предусмотренные для увеличения доходов от недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности;

6) многочисленные нарушения правил бухгалтерского учета;

7) ненадлежащее расходование бюджетных средств организациями;

8) повсеместно наблюдаются нарушения при расходовании дополнительных средств в бюджетные организации и др.

Все описанные выше негативные стороны существующей системы государственного финансового контроля, а также усложнение социально-политических условий и экономической жизни в России, расширение сфер деятельности хозяйствующих субъектов, увеличение информационных потоков – все это требует создания адаптированной к современным экономическим условиям системы государственного финансового контроля на основе надежного правового «фундамента», реформирования существующей структуры и преобразования методов действий.

Все вышеперечисленные моменты, существующие на данный момент в системе государственного финансового контроля, а также меняющиеся условия общественно-политической и экономической жизни в Российской Федерации требуют решения существующих проблем и создания принципиально новой системы финансового контроля, которые, среди прочего, будут способствовать развитию стратегического планирования.

Учитывая все это, для внедрения системы стратегического планирования Центрального окружного военного трибунала необходимо:

1) Внедрение новых методов проведения проверок с использованием последних достижений в области информационных технологий для повышения эффективности проверок с точки зрения законности и целесообразности расходования бюджетных средств;

2) контроль эффективности и прозрачности использования денежных средств;

3) Разработка единой методологической базы для бухгалтерского учета и других органов финансового контроля для осуществления финансового контроля в соответствии с методами и принципами, общепризнанными в различных странах (федеральные законы, постановления правительства, постановления президента и т

4) усиление правосознания сторон – внесение в Бюджетный кодекс Российской Федерации дополнительных положений, регулирующих права и обязанности получателей бюджетных средств и др.

  • Василевич, С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография / С.Г. Василевич. – М.: Юнити, 2019. – 544 c.
  • Горохова О.Б. Президент Российской Федерации как субъект правовой политики // Ленинград. юрид. журн. 2019. № 2. С. 180.
  • Товб, А.С. Управление проектами. Стандарты, методы, опыт / А.С. Товб, Г.Л. Ципес. – М.: Олимп-Бизнес, – 2016. 240 с.
  • Харченко, К.В. Организация и совершенствование проектного управления на муниципальном уровне / К.В. Харченко // Практика 67 муниципального управления. – 2016. – № 6. – С. 12-27.

Все статьи автора «lenka_118»

Рекомендации

В соответствии с планом мероприятий
Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию
2021 года Комитетом Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам проведено
26 апреля 2021 года заседание «круглого стола», в котором приняли участие
сенаторы Российской Федерации, представители Министерства экономического
развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации,
Аналитического Центра при Правительстве Российской Федерации, Счетной палаты
Российской Федерации и высших исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации.

Обсудив вопрос о необходимости
синхронизации подходов к разработке и управлению государственными программами
Российской Федерации и национальными (федеральными) проектами в целях
реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», участники
заседания «круглого стола» отмечают следующее.

Указом Президента Российской
Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года» скорректированы национальные цели развития
Российской Федерации, уточнены целевые показатели, характеризующие их
достижение, горизонт планирования увеличен до 2030 года.

По итогам совместного заседания
Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской
Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, состоявшегося 23 декабря 2020 года,
Правительству Российской Федерации было поручено скорректировать при
необходимости национальные проекты (программы) и государственные программы,
приведя их в соответствие с Единым планом по достижению национальных целей
развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года. Эта работа продолжается.

Президент Российской Федерации В. Путин
в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года отметил
необходимость не забывать цели стратегического развития, национальные цели
развития и совершенствовать механизмы их достижения, в том числе по таким
ключевым направлениям как демография, поддержка семьи, борьба с бедностью и повышение доходов граждан, создание
рабочих мест и улучшение предпринимательской среды, новое качество
государственного управления, обратился с просьбой к Правительству Российской
Федерации сконцентрировать внимание на этих задачах при подготовке новых
инициатив социально-экономического развития России и поручил представить предложения
по ним до 1 июля текущего года.

Предложения Правительства Российской
Федерации планируется обсудить с участием профильных комиссий Госсовета,
деловых объединений, экспертов и Общественной палаты Российской Федерации. Окончательные решения по дальнейшим финансовым и организационным действиям
планируется принимать по результатам дискуссии на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам.

В ходе состоявшегося 19 ноября 2020 года совещания у Председателя Правительства Российской Федерации, посвященного
организации исполнения единого плана по достижению национальных целей развития
на период до 2024 года и плановый период до 2030 года и ходу национальных
проектов, Минфину России и Минэкономразвития России было поручено (с учетом
ранее данных поручений Правительства Российской Федерации) завершить подготовку
и внести проект постановления Правительства Российской Федерации «О системе
управления государственными программами Российской Федерации» в увязке с мероприятиями по достижению национальных целей развития Российской Федерации и с учетом опыта организации проектной деятельности в Правительстве Российской
Федерации. Работа над подготовленным Минэкономразвития России проектом
постановления Правительства Российской Федерации еще не завершена.

Приняв к сведению выступления и поступившие в ходе обсуждения предложения и замечания и учитывая информацию Счетной
палаты Российской Федерации о системных проблемах планирования и реализации
национальных проектов, Комплексного плана модернизации и расширения
магистральной инфраструктуры до 2024 года, государственных программ Российской
Федерации, участники «круглого стола» считают необходимым предложить:

Правительству Российской Федерации:

1) рассмотреть возможность при
корректировке национальных проектов:

обеспечить согласованность
национальных проектов между собой и с другими документами стратегического
планирования (согласно Федеральному закону от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации») с целью достижения
необходимых синергетических социально-экономических эффектов от реализации
национальных проектов;

дополнить системы показателей
национальных проектов показателями, обеспечивающими объективную оценку
достижимости национальных целей развития, в том числе с учетом проведения
анализа причин невыполнения и кратного перевыполнения плановых значений целевых
показателей;

провести декомпозицию значений
показателей федеральных проектов в региональном разрезе с учетом финансовых,
национальных и территориальных особенностей регионов, их отраслевой
специализации и финансового обеспечения;

привести параметры финансового
обеспечения реализации национальных проектов за счет средств консолидированных
бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствие с объемами бюджетных
ассигнований, утвержденными региональными проектами;

разработать и утвердить методики
расчета показателей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», а также методик расчета текущих показателей национальных
проектов;

доработать автоматизированную
информационную систему управления национальными проектами на базе ГИИС
«Электронный бюджет»;

усовершенствовать механизмы
взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с субъектами
Российской Федерации по вопросам реализации национальных, федеральных и региональных проектов;

разработать и утвердить методические
рекомендации по системе управления рисками при реализации национальных и федеральных проектов;

сформировать механизмы привлечения средств
из внебюджетных источников при реализации национальных, федеральных и региональных проектов;

определить меры государственной
политики, содержащиеся в национальных и федеральных проектах и иных документах
стратегического планирования и ранжирование их по степени влияния на достижение
национальных целей развития, содержащихся в Едином плане по достижению национальных
целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период
до 2030 года;

провести декомпозицию национальных
целей развития, содержащихся в Едином плане по достижению национальных целей
развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года до показателей всех национальных, федеральных и региональных проектов;

2) предусмотреть в ходе доработки
национальных проектов устранение системных проблем, выявленных Счетной палатой
Российской Федерации, в том числе отсутствие в национальных и федеральных
проектах комплекса мероприятий, обеспечивающих «прорывной» характер с точки
зрения достижения установленных целей и показателей; отсутствие
последовательной и обоснованной декомпозиции целей, ожидаемых результатов,
плановых значений показателей и финансового обеспечения с учетом необходимости
обеспечения достижения национальных целей; отсутствие механизмов привлечения,
обоснования и детализации источников внебюджетных средств; недостаточный
уровень вовлеченности регионов и необоснованность установленных для них
значений показателей.

3)
предусмотреть в ходе доработки государственных программ Российской Федерации
устранение таких недостатков их формирования и реализации, как отсутствие
зависимости между объемами ресурсного обеспечения и достигаемыми значениями
показателей, многократные изменения состава и ухудшение значений показателей,
низкая доля показателей, определяемых исходя из данных государственного
(федерального) статистического наблюдения.

Министерству экономического
развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской
Федерации рассмотреть возможность:

1) подготовки рекомендаций субъектам
Российской Федерации о заключении соглашений о предоставлении межбюджетных
трансфертов бюджетам муниципальным образованиям в целях реализации мероприятий
национальных проектов сроком на три года;

2) согласование государственных
программ Российской Федерации с другими документами стратегического
планирования;

3) обеспечить внесение изменений в показатели
и структурные элементы государственных программ Российской Федерации не позднее
утверждения федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»;

4) определить отраслевых кураторов по вопросам работы с подсистемой национальных проектов ГИИС «Электронный бюджет»;

5) завершить работы необходимые для формирования
в ГИИС «Электронный бюджет» государственных программ с учетом их интеграции с национальными проектами;

6) синхронизировать федеральные
системы сбора, анализа и контроля информации о реализации национальных проектов
(ГИИС «Электронный бюджет», информационная система мониторинга национальных
проектов «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Наука» (ИСМНП), ГИС
«ЖКХ», АИС «Реформа ЖКХ», АИС «Статистическая отчетность», геоинформационная
система национального проекта «Культура», АИС «ИСКО», АС «ММСС», «Эталон»,
подсистема сбора и консолидации данных национального проекта «Образование» и другие) с целью исключения дублирования ввода однотипной информации при работе
в указанных системах;

7) доработать подсистему управления
национальными проектами ГИИС «Электронный бюджет», предусмотрев модуль
«Аналитика» для оперативного анализа имеющейся в подсистеме информации о реализации национальных, федеральных, региональных проектов;

8) обеспечить возможность выгрузки
сводной информации по закупкам, размещаемым субъектом Российской Федерации в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС), по мероприятиям
национальных проектов в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

9) финансирования мероприятий по созданию, строительству, реконструкции (модернизации), капитальному ремонту
государственных или муниципальных общеобразовательных организаций (сельских
школ) в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное
развитие сельских территорий»;

10) в рамках совершенствования
системы национальных проектов направить ответственным ведомствам предложения:

об определении на федеральном уровне
механизма обоснования бюджетных расходов субъекта Российской Федерации на проведение мероприятий, направленных на ликвидацию ветхого и аварийного жилья,
с привязкой к рыночной стоимости 1 кв. м недвижимости, публикуемой Росстатом по субъектам Российской Федерации на начало года;

о рассмотрении вопроса о включении
работ по строительству и реставрации в основное мероприятие по модернизации
детских школ искусств по видам искусств в дополнение к мероприятиям
федерального проекта «Культурная среда» по развитию сети учреждений
дополнительного образования в сфере культуры (в связи с размещением части
образовательных учреждений в сфере культуры в Республике Крым в объектах
культурного наследия);

11) рассмотреть информацию об отмечаемых субъектами Российской Федерации затруднениях при реализации
региональных проектов национальных проектов и государственных программ, таких
как:

отсутствие или недостаточную
проработку нормативных правовых документов, методических рекомендаций по вопросам реализации проектов, методик расчета показателей проектов;

недостаточное финансовое обеспечение,
в том числе в связи с установлением федеральными органами исполнительной власти
уровней софинансирования расходных обязательств по мероприятиям существенно
ниже, чем утвержденные Правительством Российской Федерации предельные уровни
софинансирования при реализации национальных проектов;

избыточность поступающих в регионы
запросов о ходе реализации мероприятий национальных проектов;

нестабильную работу подсистемы управления
национальными проектами на базе ГИИС «Электронный бюджет» и недостатки работы с данными по региональным проектам федеральных проектов;

ненадлежащий уровень взаимодействия
ряда федеральных органов исполнительной власти с регионами по вопросам формирования
и реализации региональных проектов, входящих в состав федеральных проектов.

Комитету Совета Федерации по бюджету
и финансовым рынкам направить представленную субъектами Российской Федерации
информацию об основных затруднениях при реализации региональных проектов
национальных проектов и государственных программ Российской Федерации в Министерство
финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской
Федерации.

1

Система программно-целевого планирования развития оборонно- промышленного комплекса России

2

Система программно-целевого планирования развития ОПК Цель программно-целевого планирования развития ОПК Обеспечение баланса потребностей государства в вооружённой защите суверенитета и территориальной целостности и способности ОПК по техническому оснащению ВС РФ Государственная программа вооружения на период годы ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса на года» ФЦП «СМ года на период до 2015 года» Отставание научно- технического задания от потребностей ГПВ по созданию ВВСТ в программные сроки Основные проблемы Недостаточная эффективность внедрения инновационных разработок в серийные образцы ВВСТ ФЦП «СМ» ориентирована на восстановление производственных материалов, а не на разработку материалов для перспективных образцов ВВСТ Недостаточная увязка ГПВ с экспортными обязательствами в рамках военно- технического сотрудничества Недостаточная сбалансированность с ГПВ и ФЦП развития ОПК с программами в сфере образования и науки

3

ФЦП «Развитие ОПК на годы» Государственные программы «Развитие промышленности и её конкурентоспособности на период до 2020 года» «Развитие авиационной промышленности на годы» «Развитие судостроения на годы» «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на годы» «Космическая деятельность России на годы» (разработаны в соответствии с Перечнем госпрограмм РФ, утверждённым распоряжением правительства РФ от 11 ноября 2010 года 1950-р. ) Действующие государственные программы имеют индикативные показатели, отражающие состояние и производство продукции военного назначения, но управляющего воздействия на развитие непосредственно ОПК не оказывают Примечание: Действующие Государственные программы

4

Регламентируется разработка и выполнение государственных программ вооружения и оборонно-промышленного комплекса Федеральный закон от 31 мая 1996 года 61-ФЗ «Об обороне» Указ Президента РФ от 3 октября 2010 года 1205 Указ Президента РФ от 7 октября 2012 года 603 «О реализации планов (программ) строительства ВС РФ, других войск, воинских формирований и модернизации ОПК» Утверждено положение о военном планировании РФ; Предусмотрена разработка двух взаимосвязанных программ ГПВ и федеральной государственной программы развития ОПК. Поручено подготовить: методические рекомендации по формированию ГПВ на года; предложения по уточнению правил разработки и выполнения ГПВ. «Единые методические материалы по разработке проекта ГПВ на года», утверждены 30 января 2013 г. военно-промышленной комиссией Предусматривается одновременная разработка ГПВ и Государственная программа развития ОПК Проект ФЗ (приказ в первом чтении) «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ» Ст. 179 устанавливает только один вид программ трёх уровней: государственные программы РФ, субъекта федерации, муниципальные Нормативная правовая база по планированию развития ОПК

5

Государственная программа «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской федерации на годы» Действующая нормативная правовая база и документы ближайшей перспективы прямо указывают на необходимость разработки Государственной программы Наличие сложившейся регламентированной практики разработки и реализации ФЦП оборонной направленности Государственная программа развития ОПК позволяет скоординировать и сконцентрировать все виды ресурсов на реализации ГПВ Государственные программы с интегрированными в них ФЦП недостаточно сбалансированы и увязаны по целям, задачам, мероприятиям и срокам в интересах ГПВ — согласование структуры программы; — определение объемов бюджетного финансирования; — определение порядка и сроков разработки программы Условия разработки: Факторы и условия разработки государственной программы развития ОПК

6

создание на базе научно-технического и производственно-технологического потенциала ОПК эффективного инновационного ресурса обеспечивающего обороноспособность и безопасность государства путём реализации конкурентных преимуществ ОПК Формирование в ОПК опережающего научно-технического задела и осуществление технологической модернизации ОПК в целях повышения качества и конкурентоспособности продукции организаций ОПК, обеспечения реализации ГПВ-2025, комплексного плана военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, мобилизационного плана экономики Российской Федерации и решения социально- экономических задач; Совершенствование организационно-технологической и институциональной структуры, системы управления ОПК и государственного регулирования деятельности его организаций; Обеспечение инновационного развития ОПК, реализация его конкурентных преимуществ, продвижение технологий и продукции организаций ОПК на рынки высокотехнологичных товаров и услуг, развитие современных форм международного сотрудничества; ЦЕЛЬ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ Осуществление технологической модернизации ОПК; внедрение технологий управления полным жизненным циклом образцов вооружения, военной и специальной техники; Развитие кадрового и наращивание интеллектуального потенциала организаций ОПК, обеспечение социальной защищённости их работников; Развитие системы информационно-аналитического обеспечения функционирования ОПК; Развития кооперационного сотрудничества и интеграционного взаимодействия организаций ОПК Российской Федерации с организациями оборонной промышленности государств — членов ОДКБ в области разработки, производства, эксплуатации, ремонта и утилизации ВВСТ, совершенствование взаимодействия организаций ОПК Российской Федерации и организаций военно-промышленного комплекса Украины (в том числе в таких сферах, как ракетостроение, двигателестроение, авиастроение, судостроение); Совершенствование системы программно-целевого планирования развития ОПК; Цель и задачи Государственной программы «Развитие оборонно- промышленного комплекса Российской Федерации на годы»

7

Сбалансированность между задачами, решаемыми в рамках ГПВ, федеральных целевых программ и подпрограмм с задачами развития ОПК и возможностями федерального бюджета по их финансированию Технологическая безопасность, как недопущение критической зависимости деятельности ОПК от поставок комплектующих изделий и материалов иностранного производства Диверсифицированность — использование при создании образцов ВВСТ научно-технического и производственно-технологического потенциалов военного, двойного и гражданского назначения Государственная программа «Развитие оборонно- промышленного комплекса Российской федерации на годы» Реализуемость — обеспечения на предприятиях ОПК научно-технического и производственно-технологического потенциалов, необходимых для создания современных и перспективных образцов вооружения и военной техники Преемственность — учёт результатов реализуемых федеральных целевых программ и планов в части принятых обязательств по бюджетному финансированию мероприятий и выполнения предоставленных условий государственного кредитования организаций ОПК; Организационное и функциональное единство ОПК, в основу которого положены: единая научно-техническая база; единая система планирования разработки, производства, эксплуатации, ремонта и утилизации ВВСТ; концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития Многофункциональность ОПК, обеспечивающая решение оборонных и социально-экономических задач Рациональность, как взвешенное сочетания масштабов и форм государственного участия в развитии ОПК, использование в этих целях механизмов государственно-частного партнёрства Принципы формирования Государственной программы

8

Обеспечение единого понимания физических сущностей объектов и их характеристик для всех субъектов, участвующих в процессе развития ОПК основа для формирования предложений в проект Программы и представляет собой взаимосвязанный информационный массив исходных данных, необходимых и достаточных для планирования перспектив развития ОПК на долгосрочную перспективу Предназначение СИД массив мероприятий ГПВ-2025 в части ВВСТ; технико-экономические исходные данные на период до 2025 года; комплексный прогноз развития ВТС Российской Федерации с иностранными государствами на период до 2025 года; перечень базовых и критических военных технологий на период до 2025 года; прогноз развития науки и техники в интересах обороны и безопасности Российской Федерации на период до 2030 года; перечень базовых и критических промышленных технологий на период до 2025 года; исходные данные по текущим научно-техническим и производственно-технологическим возможностям создания образцов ВВСТ; планируемых к включению в проект ГПВ-2025; приоритетные направления фундаментальных, прогнозных и поисковых исследований в интересах обороны и безопасности Российской Федерации на период до 2025 года; Определение потребностей ОПК в технологиях создания ВВСТ для решения задач, стоящих перед ВС РФ Обоснование системы мероприятий по приведение в соответствие потребностей ОПК с возможностями государства по их ресурсному обеспечению Система исходных данных (СИД) Основные группы исходных данных Система исходных данных для разработки государственной программы

9

Государственная программа «Развитие ОПК на период годы» ФЦП по стратегическим материалам Подпрограмма фундаментальных и поисковых исследований Подпрограмма развития электронной компонентной базы Подпрограмма обеспечения реализации Государственной программы ФЦП «Развитие ОПК на годы» включая мероприятия: Развитие кадрового потенциала ОПК Совершенствование нормативно-правовой и нормативно-технической базы ОПК Обеспечение реализации государственно-частного партнёрства Обеспечение реализации Комплексного плана ВТС Структура государственной программы

10

Концептуальные программные и плановые документы по развитию ОПК 1. Определение цели и задачи развития ОПК, целевые ориентиры; 2. Разработка требований к условиям достижения цели и решению задач Госпрограммы; 3. Анализ вариантов развития социально-экономической и военно-политической ситуации и их влияние на параметры Госпрограммы; 4. Оценка рисков недостижения целевых ориентиров и сравнительный анализ сценарных и прогнозируемых целевых характеристик; Разработка Государственной программы предусматривает: Варианты Госпрограммы с учётом военно-политической ситуации: удовлетворение потребностей обороны страны + расширение присутствия ОПК РФ на внешнем рынке ВВСТ; удовлетворение потребностей обороны страны + сохранение сложившегося уровня присутствия ОПК РФ на рынке ВВСТ; удовлетворение потребностей обороны страны; Варианты Госпрограммы с учётом уровней финансирования: полный уровень: достижение цели и решение всех задач, стоящих перед ОПК; допустимый уровень: сохранение целостности и положительная динамика развития ОПК; критический уровень: сохранение потенциала ОПК на уровне 2015 года. Варианты Государственной программы По каждому варианту определяется комплекс показателей и даётся их сравнение с целевыми показателями Госпрограммы Методическая основа разработки Государственной программы

11

Первый этап Разработка проектов Концепций ФЦП, в т. : выявление проблем, определение целей и задач на вариативной основе; определение вариантов развития, определение рисков, выбор предпочтительного варианта; выбор укрупнённых целевых индикаторов и показателей; обоснование объемов финансирования на вариативной основе; определение источников финансирования; определение сроков реализации; Второй этап Разработка проекта ФЦП, в т. ч: формирование конкретной цели и задач в соответствии с определённым в Концепции ФЦП варианта развития; разработка комплекса конкретных мероприятий структурированных под основные задачи; установление целевых индикаторов и показателей; технико-экономическое обоснование и расчёт эффективности использования средств; обоснование ресурсного обеспечения; документальное подтверждение финансирования из внебюджетных источников; Разработка Государственной программы вооружения на годы КООРДИНАЦИЯ РАЗРАБОТКИ Порядок формирования Государственной программы

12

Обоснование объёмов финансирования в разрезе: в целом по Программе; ФЦП, подпрограмм и мероприятий; Этапов реализации в т. ч г. – по годам; 2021 – 2025 г. – в целом на этап; источников финансирования, т. : — бюджетных средств; — внебюджетных средств, включая государственно-частное партнёрство; — других источников; структуры затрат; Определение порядка и условий: предоставления бюджетных ассигнований в виде взноса РФ в уставные капиталы ОАО в целях осуществления капитальных вложений; предоставления субсидий в виде имущественного взноса РФ в ГК «Ростехнологии»; опережающего исполнения инвестиционных проектов, определяющих правила и условия привлечения кредитных средств; Общие подходы к финансированию Государственной программы

13

План-график реализации Государственной программы на очередной финансовый год и плановый период План реализации Государственной программы Государственный заказчик Основные формы контрольных мероприятий Измерение фактических количественных показателей Госпрограммы и её мероприятий, сравнение их значений с плановыми Оценка фактических качественных показателей Госпрограммы и её мероприятий, сравнение их значений с плановыми Проверка соответствия фактического исполнения Госпрограммы и её мероприятий законодательству и установленным принципам и нормам Проведение экспертных процедур Основания для корректировки Государственной программы Необходимость учета новых положений документов, определяющих государственную политику в области обороны, безопасности и научно- технического развития Обнаружение в ходе мониторинга Госпрограммы системных проблем с достижением целевых показателей Появление «Прорывных» технологий и направлений исследований обеспечивающих создание новых высокоэффективных ВВСТ Корректировка Государственной программы осуществляется с учетом «Порядка разработки, реализации и оценки эффективности Госпрограмм РФ», утвержденного постановлением Правительства РФ от г. 588 Общие подходы к управлению Государственной программой

Заслушав информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ю. Борисова о перспективных направлениях развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Оборонно-промышленный комплекс Российской Федерации (далее – оборонно-промышленный комплекс) представляет собой динамично развивающийся сектор экономики, главной задачей которого являются разработка и производство перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники преимущественно для оснащения (переоснащения) Вооруженных Сил Российской Федерации. В настоящее время сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса включает более 1,3 тыс. организаций, обеспечивающих занятость более 2 млн человек почти во всех субъектах Российской Федерации.

Стабильно высокий уровень выполнения государственного оборонного заказа свидетельствует об эффективном законодательном, материально-техническом, финансовом и кадровом обеспечении деятельности оборонно-промышленного комплекса.

Доля современных образцов вооружения, военной и специальной техники в составе стратегических ядерных сил составляет более 80 процентов, в составе сил общего назначения – более 70 процентов.

Достижение указанных результатов стало возможным благодаря имеющимся научно-техническим наработкам, экономическим и технологическим возможностям, реализуемым в рамках Государственной программы вооружения на 2018–2027 годы, государственной программы Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 года № 425–8, иных документов стратегического планирования в области разработки и производства вооружения, военной и специальной техники.

Важной составляющей деятельности российской оборонной промышленности является экспорт вооружения и военной техники. Россия занимает лидирующие позиции в мире по поставкам вооружения, что обеспечивает значительные поступления средств в федеральный бюджет. Ежегодный портфель экспортных контрактов на поставку продукции военного назначения поддерживается на уровне 45–55 млрд долларов США, а объем годовой выручки от продажи за рубеж вооружения и военной техники в среднем составляет 14–15 млрд долларов США.

Вместе с тем пик поставок вооружения и военной техники по государственному оборонному заказу пройден. Для достижения экономической стабильности в условиях снижения загруженности производственных мощностей выпуском продукции военного назначения российская оборонная промышленность наращивает выпуск продукции гражданского и двойного назначения. Доля такой продукции в общем объеме производства организаций оборонно-промышленного комплекса составляет 25,6 процента, и ее планируется увеличить до 30 процентов в 2025 году и до 50 процентов к 2030 году.

Таким образом, дальнейшее развитие оборонно-промышленного комплекса предполагает сочетание мероприятий, предусматривающих использование производственного потенциала и инновационных технологий как для разработки и производства продукции военного назначения, так и для выпуска продукции гражданского и двойного назначения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, среди которых важно выделить:

развитие научно-технического потенциала для разработки принципиально новых образцов вооружения, военной и специальной техники;

создание условий для ускоренного технологического развития оборонно-промышленного комплекса;

комплексную модернизацию, реконструкцию и техническое перевооружение организаций оборонно-промышленного комплекса;

принятие мер по обеспечению качества и снижению себестоимости выпускаемой продукции, совершенствованию системы ценообразования на продукцию по государственному оборонному заказу;

совершенствование режима использования отдельного счета при выполнении государственных контрактов по государственному оборонному заказу;

сохранение достигнутого уровня и увеличение объемов экспорта российской продукции военного назначения в авиастроении, ракетно-космической промышленности, промышленности обычных вооружений и судостроении;

расширение выпуска конкурентоспособной наукоемкой и высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения;

совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса и смежных производств.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

Принять к сведению информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ю. Борисова о перспективных направлениях развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации.

Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации включить в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2021 года в части законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению, а также в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации на соответствующий период проект федерального закона № 1005078–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственном оборонном заказе“ в части создания системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд, поставляемой по государственному оборонному заказу.

Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) рассмотреть возможность восстановления системы проведения фундаментальных научных исследований в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) принять меры по обеспечению финансирования и реализации подпрограммы «Фундаментальные и поисковые научные исследования в интересах обороны страны и безопасности государства» Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021–2030 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 3684-р, в целях создания перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники;

3) предусмотреть при внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса» в соответствии с Положением о системе управления государственными программами Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 года № 786, что научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по разработке промышленных технологий, изделий электронной компонентной базы, решение задач импортозамещения, проведение поисковых исследований и инвестиционные проекты по подготовке производства должны быть взаимоувязаны между собой в части обеспечения производственной и технологической готовности организаций оборонно-промышленного комплекса к выпуску перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники согласно Государственной программе вооружения на 2018–2027 годы;

4) рассмотреть вопрос об изменении правил разработки и реализации государственной программы вооружения в части:

корреляции государственных программ Российской Федерации в сфере обороны и безопасности, в частности государственной программы Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса» и проекта государственной программы вооружения на 2024–2033 годы;

формирования и реализации межведомственных комплексных целевых программ создания перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники;

разработки государственных военных стандартов и актуализации национальных стандартов, отраслевых стандартов (стандартов организаций) по созданию, производству и реализации перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники в отношении разработки и постановки продукции на производство, конструкторской документации, применения цифрового моделирования этапов разработки и испытания перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники, показателей качества;

5) рассмотреть возможность разработки методики оценки требуемых объемов финансирования и полученных результатов научно-исследовательских работ по созданию перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники;

6) обеспечить развитие инициативных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники, промышленных технологий, изделий электронной компонентной базы, решению задач импортозамещения, проведению поисковых исследований;

7) рассмотреть вопрос о необходимости внесения в законодательство Российской Федерации в области разработки и производства перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники изменений, предусматривающих совершенствование механизма защиты законных интересов исполнителя государственного оборонного заказа в случае изменения государственным заказчиком требований к перспективным образцам вооружения, военной и специальной техники без изменения существенных условий государственного контракта, и подготовить соответствующие предложения;

8) подготовить предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» в части объединения отдельных счетов в единый счет по всем государственным контрактам, выполняемым головным исполнителем в интересах одного государственного заказчика, без снижения уровня контроля за выполнением государственных контрактов;

9) рассмотреть вопрос о разработке методических рекомендаций (разъяснений) по расчету компенсации затрат, понесенных предприятиями – разработчиками продукции военного назначения, на выполнение инициативных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в целях единообразного применения порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа, утвержденного приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 8 февраля 2019 года № 334;

10) рассмотреть вопрос о развитии технологий с учетом импортозамещения изделий, применяемых при создании перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники, в том числе летательных аппаратов;

11) завершить актуализацию правил прекращения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых по государственному оборонному заказу;

12) продолжить работу по формированию многоуровневой системы подготовки кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса, включая меры по привлечению молодежи в научную, научно-технологическую и инновационную деятельность, а также рассмотреть возможность создания в организациях оборонно-промышленного комплекса научно-производственных подразделений, аналогичных подразделениям, созданным в соответствии с решением Президента Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации;

13) рассмотреть вопрос о необходимости внесения в Налоговый кодекс Российской Федерации изменений в части исключения из налоговой базы по налогу на прибыль организаций доходов в виде исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), созданные в ходе исполнения государственного контракта и переданные государственным заказчиком российской организации по договору о безвозмездном отчуждении либо предоставленные по лицензионному договору на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии, и подготовить соответствующие предложения;

14) проработать вопрос об увеличении в 2022–2023 годах производственных мощностей публичного акционерного общества «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Бериева» в целях обеспечения производства самолетов-амфибий Бе-200 в количестве, необходимом для оснащения в 2022–2030 годах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства обороны Российской Федерации, выполняющих задачи по пожаротушению и спасанию на воде, а также для оснащения летной эскадрильи для пожаротушения, создание которой планируется в 2024–2027 годах.

Поручить Счетной палате Российской Федерации провести контрольное мероприятие в части целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, направленных на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники, и о результатах его проведения проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2023 года.

Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2022 года о ходе реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении.

Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности проинформировать палату в период весенней сессии 2023 года о реализации настоящего постановления.

Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности.

Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

ПредседательСовета ФедерацииФедерального СобранияРоссийской Федерации В. МАТВИЕНКО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *