Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации (зарегистрирован в Минюсте России 12 июля 1921 г. под номером 66221) по программам СПО и ОПОП Минобрнауки России от 08.11.2021 N 800

ПРИКАЗ Минпросвещения России от 08. 2021 N 800″ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ
АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»(Зарегистрировано в Минюсте РФ 07. 2021 N 66211)

Для качественной печати:
PDF-файл документа (2 Мб)

Документ утрачивает силу с 1 сентября 2022 года в связи с изданием Приказа Минпросвещения России от 08. 2021 N 800, утвердившего новый Порядок. Студенты (курсанты), завершающие освоение образовательных программ среднего профессионального образования в период с 01. 2022 до 01. 2023, проходят ГИА по программам, предусмотренным программой, утвержденной образовательной организацией до 01. 2022 в соответствии с Порядком, утв. данным документом.

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 16 августа 2013 г. N 968

Скорлуханова, к. , зав кафедрой
профессионального образования

ГАУДПО ЛО «Институт развития образования»

Слюсарь, к. , преподаватель

ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж»

«Важнейшей задачей остается – приведение содержания, форм и
технологий подготовки рабочих кадров в соответствии с запросами рынка труда»

Сегодня Липецкая область по целому ряду направлений
экономического и социального развития является одним из лидеров в России, что
приводит к  необходимости внесения
кардинальных изменений в систему профессионального образования для обеспечения
предприятий квалифицированными кадрами.

Для решения проблемы включения выпускников
профессиональных образовательных организаций (далее – ПОО) в активную трудовую
деятельность и создания предпосылок дальнейшего повышения их образовательного
уровня при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов
среднего профессионального образования (далее — ФГОС СПО), необходимо:

  • адаптировать содержание и результаты освоения образовательной программы  к региональным потребностям рынка труда за
    счет целенаправленной реализации вариативной части,
  • учитывать непрерывное развитие техники и технологий,
  • применять при обучении современные активные, практико-ориентированные
    педагогические технологии.
  • осуществлять эффективный контроль качества подготовки обучающихся и  выпускников.

Новое качество образования позволит выйти на конечный
результат, фиксированный ФГОС СПО – сформированные профессиональные и общие
компетенции выпускников.

Государственная итоговая аттестация
(далее – ГИА) выпускников ПОО, независимо от форм получения образования,
является обязательной и осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

1) Федеральным законом от 29. 2012 №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;

2) Федеральным образовательным стандартом среднего
профессионального образования по профессии, специальности;

3) Приказом Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. №968 «Об утверждении
Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего профессионального образования»;

4) Приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. №464 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам среднего профессионального образования»;

5) Приказом Минобрнауки России от 31 января 2014 г. №74 «О внесении
изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего профессионального образования»;

6) Приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. №291 «Об утверждении
положения о практике обучающихся, осваивающих программы среднего
профессионального образования»;

7) профессиональными стандартами.

Цель ГИА – определение соответствия результатов освоения студентами
образовательных программ СПО соответствующим требованиям ФГОС с последующей
выдачей документа государственного образца об уровне образования и квалификации
(диплома).

В соответствии с вышеперечисленными документами предусмотрены
следующие формы ГИА: государственный экзамен по отдельному профессиональному
модулю (дисциплине) (проводится по усмотрению ПОО); защита выпускной квалификационной
работы (далее — ВКР).

Примерный
план мероприятий по подготовке и организации ГИА

Читать также:  Государственная образовательная программа бизнес для меня

Наименование
мероприятийСрок
исполненияОтветственныеКонтроль
1. Разработка программы ГИА, требований к ВКР, а также критерии их
оценкиНоябрьПредседатели цикловой
методической комиссии (далее – ЦМК), преподаватели профессиональных модулейЗам. директора по УР (УМР)
2. Представление в Управление образование и науки Липецкой области
списка председателей государственных экзаменационных комиссий (далее — ГЭК)До 10 декабряЗам. директора по УР (УМР)Директор
3. Утверждение списка председателей ГЭК на следующий календарный год (с
1 января по 31 декабря) в Управлении образования и науки Липецкой области До 20 декабряУправление образования и науки
Липецкой областиДиректор
4. Составление приказа об утверждении состава ГЭК и состава
апелляционных комиссий на следующий календарный год (с 1 января по 31
декабря)До 31 декабряЗам. директора по УР (УМР)Директор
5. Обсуждение программы ГИА на педсовете с участием председателей ГЭК. Декабрь Председатели ЦМК, педагогический
советЗам. директора по УР (УМР)
6. Составление приказа об утверждение программы ГИА Декабрь Зам. директора по УР (УМР)Директор
7. Ознакомление студентов с программой ГИА, требованиями к ВКР, а также
критериями их оценкиДекабрь, не позднее, чем за 6
месяцев до начала ГИАПредседатели ЦМКЗам. директора по УР (УМР)
8. Разработка тем ВКРНе позднее, чем за 1 месяц до
начала преддипломной практикиРуководители ВКР, студенты
(возможно обоснованное предложение тем студентами)Председатели ЦМК
9. Составление приказа о закреплении тем ВКР,  руководителей и консультантов (при
необходимости) за студентами За 4-2 недели до начала
преддипломной практикиЗам. директора по УР (УМР)Директор
10. Разработка и выдача индивидуальных заданий на ВКР и графиков их
выполнения Не позднее, чем за 2 недели до
начала преддипломной практикиРуководители ВКРПредседатели ЦМК, зам. директора
по УР (УМР)
11. Составление приказа о назначении руководителей и распределении
студентов на производственную (преддипломную) практикуНе позднее, чем за 2 недели до
начала преддипломной практикиЗам. директора по УПРДиректор
12. Составление расписания консультаций по ВКРДо  начала преддипломной практикиРуководители ВКРПредседатели ЦМК, зам. директора
по УР (УМР)
13. Проведение индивидуальных консультаций по выполнению ВКРВ период преддипломной практики и
подготовки ВКРРуководители ВКР, консультантыЗам. директора по УР (УМР)
14. Проведение производственной (преддипломной) практикиПо календарному графику учебного
процесса Руководители практикиЗам. директора по УПР
15. Проведение дифференцированного зачета по преддипломной практикеПо календарному графику учебного
процесса (в последний день практики)Руководители практики, зам. директора по УПРЗам. директора по УПР
16. Подготовка (выполнение) ВКРПо календарному графику учебного
процесса (но не позднее, чем за 2 дня до предзащиты)Руководители ВКР, консультанты (в
том числе техническая экспертиза ВКР)Зам. директора по УР (УМР),
председатели ЦМК
17. Составление приказа о назначении рецензентов ВКРВ период выполнения ВКР, но не
позднее, чем за 2 недели до начала ГИАРуководители ВКР, зам. директора
по УР (УМР)Зам. директора по УР (УМР)
18. Составление расписания ГИАЗа 2 недели до начала ГИАРуководители ВКР, председатели
ЦМК, учебная частьЗам. директора по УР (УМР),
19. Составление отзыва руководителем ВКР, проведение нормоконтроля,
рецензирование ВКР и доведение до студентов содержания рецензии. Не позднее чем за 1 день до
предзащитыРецензенты и руководители ВКРЗам. директора по УР (УМР),
председатели ЦМК
20. Проведение предварительной защиты (рекомендуемое мероприятие)За 3-5 дней до дня защиты ВКРРуководители ВКР, председатели
ЦМКЗам. директора по УР (УМР)
21. Составление приказа о допуске студентов к ГИАЗа 1-2 дня до периода защиты ВКР
согласно графику учебного процессаЗам. директора по УР (УМР)Директор
22. Проведение защиты ВКРСогласно расписанию ГИА ГЭКЗам. директора по УР (УМР),
директор
23. Составление протоколов проведения ГИА, заполнение документации,
передача ВКР в архивВ день проведения ГИАЧлены ГЭК, секретарь ГЭКЗам. директора по УР (УМР)
24. Прием апелляцийО нарушении порядка проведения ГИА — в день проведения ГИААпелляционная комиссияДиректор
О несогласии с результатами ГИА —
не позднее следующего рабочего дня после объявления результатов ГИА
25. Рассмотрение апелляцийНе позднее 3-х рабочих дней со
дня ее поступленияАпелляционная комиссияДиректор
26. Составление отчета председателя ГЭК о результатах проведения ГИАВ последний день защиты ВКРПредседатель ГЭК, секретарь ГЭКЗам. директора по УР (УМР)
27. Составление приказа о присвоении квалификации и отчислении из ПООПо окончании срока ГИАЗам. директора по УР (УМР)Директор
28. Обсуждение на заседании Педагогического совета отчета о результатах
проведения ГИА и представление его в Управление образования и науки Липецкой
областиДо 15 июляЗам. директора по УР (УМР),
секретарь и председатель ГЭК, Педагогический советДиректор

Читать также:  ПАСПОРТ. УТВЕРЖДЕНО Постановление Совета Министров Республики Беларусь №

Выпускная квалификационная работапредставляет собой законченную разработку на заданную тему, написанную лично
автором под руководством руководителя ВКР. При выполнении и защите ВКР обучающийся должен, опираясь на
сформированные компетенции, показать способность и умение:

  • самостоятельно решать задачи будущей профессиональной деятельности,
  • профессионально излагать специальную информацию,
  • аргументировать свою точку зрения.

ВКР
подвергается обязательному внешнему рецензированию (как правило, со стороны
специалистов предприятия прохождения преддипломной практики или преподавателей
образовательных организаций, хорошо владеющих вопросами, связанными с тематикой
ВКР).

Перечень тем разрабатывается преподавателями профессиональных
модулей, рассматривается на заседании ЦМК и утверждается приказом директора ПОО. Студенту предоставляется право выбора темы ВКР, в том числе предложения своей
тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки для
практического применения.

Тематика ВКР должна соответствовать содержанию одного или
нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу СПО. Тематика ВКР подлежит ежегодному обновлению и должна соответствовать как
современному уровню развития науки и техники, так и современным потребностям
общества и производства и формироваться с учетом предложений работодателей (при
их наличии).

ВКР выпускников, осваивающих программы
подготовки специалистов среднего звена может быть выполнена в виде
дипломной работы или в виде дипломного проекта. Вид ВКР определяется
руководителем ВКР самостоятельно.

Дипломная работа –
это научное или научно-практическое исследование,
которое должно содержать анализ проблем на примере конкретной базы объекта
исследования и разработку рекомендаций (мер) по совершенствованию изучаемых
предметов исследования.

Дипломный проект –
это научно-обоснованное решение практической задачи по специальности,
которое должно содержать элементы учебного проектирования (программы, модели,
бизнес-планы, разработки  методики т. )
для конкретного объекта исследования.

В процессе выполнения ВКР студент должен решить
следующие задачи:

  • обосновать
    актуальность и практическую значимость выбранной темы;
  • проанализировать
    известные теоретические положения, нормативно-правовую документацию, справочные
    и научные источники информации по избранной теме, для дипломного проекта
    определить методику решения проблемы;
  • собрать
    необходимый материал для проведения конкретного исследования или необходимые
    производственные  данные для выполнения
    проекта;
  • провести
    анализ собранных данных на примере конкретной базы предметов исследования или
    выполнить проектное задание и проанализировать полученные результаты;
  • на
    основе проведенного анализа сделать выводы и разработать рекомендации по совершенствованию и оптимизации изучаемых предметов
    исследования или о возможности и эффективности использования проектного
    решения (повышения эффективности деятельности организации или предприятия,
    эффективности работы оборудования или качества продукции и т.д.);
  • оформить
    ВКР в соответствии предъявляемыми требованиями;
  • подготовить
    материал, иллюстрирующий результаты работы (чертежи, плакаты), доклад и
    презентационный материал к защите ВКР.
Читать также:  Государственная программа развитие транспортной системы республики башкортостан

ВКР выпускников, осваивающих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих выполняется в виде 
выпускной практической квалификационной работы и письменной
экзаменационной работы

Обучающиеся по профессии СПО выпускную практическую квалификационную работу выполняют отдельно
по каждой профессии общероссийского классификатора, входящей в профессию
широкого профиля. Содержание практических квалификационных работ должно
соответствовать требованиям квалификационных характеристик соответствующего
разряда, которым должен обладать выпускник ПОО.

Выпускная
практическая квалификационная работа выполняется студентами в присутствии
членов ГЭК. Выполненная выпускная практическая квалификационная работа
оценивается по заранее разработанным показателям:

а)
овладение приемами работ;

б)
соблюдение технических и технологических требований к качеству производимых
работ;

в)
выполнение установленных норм времени (выработки);

г)
умелое пользование оборудованием, инструментом, приспособлениями;

д)
соблюдение требований безопасности труда и организации рабочего места.

Выпускная письменная экзаменационная работа, являясь завершающим этапом подготовки,
должна показать готовность учащегося квалифицированно решать теоретические и
практические задачи по избранной рабочей профессии. В ходе выполнения
письменной экзаменационной работы выпускники должны показать:

  • умение пользоваться учебниками и
    учебными пособиями, современным справочным материалом, специальной технической
    литературой, каталогами, стандартами, нормативными документами.
  • подготовленность в
    технологических процессах, а также в вопросах охраны труда, в применении
    материалов, инструментов и оборудования.

Примерные показатели оценки качества выполнения и защиты ВКР в виде
дипломного проекта, дипломной работы, письменной экзаменационной работы

(оценка
выставляется по пятибалльной шкале)

Темы
ВКР необходимо разрабатывать с учетом потребностей конкретных отраслей экономики
своего региона. При выполнении ВКР студент должен демонстрировать способность
выполнять вид (или виды профессиональной деятельности), решать реальные
производственные задачи и проблемы, доказывая свою профессиональную
состоятельность и сформированность профессиональных и общих компетенций.

Работая над интересными,
актуальными, профессионально значимыми темами ВКР, студенты приобретают ценный
опыт работы, навыки, знания, которые создают серьезную основу для будущего
карьерного роста. Такая продуктивная работа при тесном контакте с работодателем
приводит к востребованности выпускников ПОО, а нередко и их трудоустройству еще
до получения диплома об уровне квалификации.

Таким образом, итоги ГИА являются
важным показателем образовательной деятельности ПОО. По результатам проведения
ГИА (защиты ВКР) можно судить о том, насколько современные и актуальные знания
приобретаются студентами при обучении, об уровне педагогического состава и о
качестве организации образовательного процесса в ПОО.

Список используемой литературы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
    Российской Федерации»;
  • Федеральный образовательный стандарт среднего
    профессионального образования по профессии, специальности;
  • Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. №968 «Об утверждении
    Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
    программам среднего профессионального образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. №464 «Об утверждении
    Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
    образовательным программам среднего профессионального образования»;
  • В.М.Широкова. О государственной итоговой аттестации
    выпускников профессиональных образовательных организаций среднего
    профессионального образования //Администратор образования. – 2014, №7. –
    С.78-84.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *