В целях реализации подпункта «з» пункта 9 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 32, ст. 4329; 2012, N 22, ст. 2871, N 51, ст. 7218, N 53, ст. 7915; 2013, N 43, ст. 5557; 2014, N 15, ст. 1750, N 30, ст. 4317, N 48, ст. 6877; 2015, N 2, ст. 459, 461; 2016, N 7, ст. 998, N 15, ст. 2101, N 22, ст. 3231, N 38, ст. 5552, N 43, ст. 6028, N 59, ст. 7098), приказываю:
Утвердить прилагаемую Методику оценки эффективности государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы».
УТВЕРЖДЕНАприказом Минтранса Россииот 2 марта 2017 г. N 69
Методикаоценки эффективности государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы»
1. Методика оценки эффективности государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» (далее — Методика) определяет требования к оценке эффективности реализации государственной программы «Развитие транспортной системы» (далее — государственная программа) в целях внутреннего контроля Министерством транспорта Российской Федерации как ответственного исполнителя государственной программы хода ее реализации.
2. Понятия, используемые в настоящей Методике, соответствуют определениям, данным в Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации (далее — Порядок), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 32, ст. 4329; 2012, N 22, ст. 2871, N 51, ст. 7218, N 53, ст. 7915; 2013, N 43, ст. 5557; 2014, N 15, ст. 1750, N 30, ст. 4317, N 48, ст. 6877; 2015, N 2, ст. 459, 461; 2016, N 7, ст. 998, N 15, ст. 2101, N 22, ст. 3231, N 38, ст. 5552, N 43, ст. 6028, N 59, ст. 7098) и Методических указаниях по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. N 582 (зарегистрирован Минюстом России 10 октября 2016 г., регистрационный N 43976).
3. Методика представляет собой алгоритм оценки эффективности реализации государственной программы и основана на оценке ее результативности с учетом объемов финансового обеспечения, направленных на ее реализацию.
Методика оценки эффективности государственной программы включает:
оценку степени достижения целей и решения задач подпрограмм, федеральных целевых программ, входящих в состав государственной программы, и государственной программы в целом (далее — подпрограмм, федеральных целевых программ, государственной программы);
оценку степени реализации основных мероприятий подпрограмм и мероприятий федеральных целевых программ;
оценку степени соответствия объемов финансирования подпрограмм и федеральных целевых программ запланированному уровню ассигнований из федерального бюджета и эффективности их использования;
оценку эффективности реализации подпрограмм и федеральных целевых программ;
оценку эффективности реализации государственной программы.
4. Оценка эффективности реализации государственной программы проводится в три этапа.
На первом этапе определяется оценка степени достижения целей и решения задач подпрограмм, федеральных целевых программ и государственной программы.
На втором этапе определяется эффективность реализации подпрограмм и федеральных целевых программ с учетом оценки степени достижения целей и решения задач, реализации мероприятий, а также оценки степени соответствия фактических затрат запланированному уровню бюджетных ассигнований и эффективности их использования.
На третьем этапе определяется эффективность государственной программы с учетом оценки степени достижения показателей (индикаторов) целей и задач государственной программы и оценки эффективности реализации подпрограмм и федеральных целевых программ.
5. Результаты оценки эффективности представляются в составе годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы.
Оценка степени достижения целей и решения задач подпрограмм, федеральных целевых программ, входящих в государственную программу, и государственной программы
6. Оценка степени достижения целей и решения задач подпрограмм, федеральных целевых программ и государственной программы определяется на основе оценки степени достижения плановых значений показателей (индикаторов).
В качестве плановых значений показателей (индикаторов) государственной программы, подпрограмм и федеральных целевых программ принимаются значения показателей (индикаторов) утвержденной редакции государственной программы, откорректированной в установленном порядке.
В случае если откорректированная редакция государственной программы не утверждена на дату подготовки отчета, в качестве плановых значений показателей (индикаторов) принимаются значения проекта государственной программы, внесенного в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.
7. Оценка степени достижения плановых значений показателей (индикаторов) государственной программы характеризует степень реализации государственной программы и определяется по формуле:
СР — оценка степени достижения плановых значений показателей (индикаторов) государственной программы;
— оценка степени достижения планового значения i-гo показателя (индикатора) государственной программы;
N — количество показателей (индикаторов), характеризующих цели и задачи государственной программы.
Оценка степени достижения планового значения показателя (индикатора) государственной программы
определяется по следующим формулам:
для показателя (индикатора), желаемой тенденцией развития которого является увеличение его значения:
для показателя (индикатора), желаемой тенденцией развития которого является снижение его значения:
— плановое значение i-го показателя (индикатора) государственной программы.
8. Оценка степени достижения плановых значений показателей (индикаторов) подпрограмм и федеральных целевых программ характеризует степень реализации подпрограмм и федеральных целевых программ и рассчитывается по формуле:
— количество показателей (индикаторов) j — подпрограммы (федеральной целевой программы).
III. Эффективность реализации подпрограмм и федеральных целевых программ, входящих в государственную программу
9. Эффективность реализации подпрограмм и федеральных целевых программ включает:
оценку степени реализации мероприятий подпрограмм и федеральных целевых программ;
оценку степени соответствия объемов финансирования из федерального бюджета подпрограмм и федеральных целевых программ запланированному уровню;
оценку эффективности использования средств федерального бюджета при реализации подпрограмм и федеральных целевых программ.
10. Оценка степени реализации мероприятий подпрограмм и федеральных целевых программ рассчитывается для каждой подпрограммы (федеральной целевой программы) по следующей формуле:
— общее количество мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году в рамках j-ой подпрограммы (федеральной целевой программы).
Оценка степени реализации мероприятий подпрограмм и федеральных целевых программ рассчитывается только для мероприятий, полностью или частично реализуемых за счет средств федерального бюджета.
Мероприятие считается выполненным в полном объеме при достижении следующих результатов:
мероприятие считается выполненным в полном объеме, если наступили все контрольные события, запланированные на отчетный год в детальном плане-графике реализации государственной программы;
мероприятие, результаты которого оцениваются в детальном плане-графике реализации государственной программы на основании количественных значений показателей (индикаторов), считается выполненным в полном объеме, если фактически достигнутое значение показателя (индикатора) составляет не менее 95% от запланированного значения и не хуже, чем значение показателя (индикатора), достигнутое в году, предшествующем отчетному, с учетом корректировки объемов финансирования по мероприятию*;
мероприятие, предусматривающее оказание государственных услуг (работ) на основании государственных заданий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, считается выполненным в полном объеме в случае выполнения сводных показателей государственных заданий по объему и по качеству государственных услуг (работ) не менее чем на 95% от установленных значений на отчетный год.
11. Оценка степени соответствия объемов финансирования из средств федерального бюджета подпрограмм (федеральных целевых программ) запланированному уровню расходов рассчитывается для каждой подпрограммы (федеральной целевой программы) как отношение фактических расходов на реализацию подпрограммы (федеральной целевой программы) в отчетном году к их плановым значениям по следующей формуле:
— плановые расходы федерального бюджета на реализацию j-ой подпрограммы (федеральной целевой программы) в отчетном году.
12. Оценка эффективности использования средств федерального бюджета рассчитывается для каждой подпрограммы (федеральной целевой программы) как отношение оценки степени реализации мероприятий подпрограммы (федеральной целевой программы) к оценке степени соответствия объемов финансирования из средств федерального бюджета подпрограммы (федеральной целевой программы) запланированному уровню расходов по следующей формуле:
— оценка степени соответствия объемов финансирования из средств федерального бюджета запланированному уровню расходов j-ой подпрограммы (федеральной целевой программы).
13. Эффективность реализации подпрограммы (федеральной целевой программы) определяется в зависимости от оценки степени достижения плановых значений показателей (индикаторов) подпрограммы (федеральной целевой программы) и оценки эффективности использования средств федерального бюджета по следующей формуле:
— оценка эффективности использования средств федерального бюджета на реализацию j-ой подпрограммы (федеральной целевой программы).
14. Эффективность реализации подпрограммы (федеральной целевой программы) признается высокой, если значение ЭPj составляет не менее 0,9.
Эффективность реализации подпрограммы (федеральной целевой программы) признается средней, если значение ЭPj составляет от 0,7 до 0,9.
Эффективность реализации подпрограммы (федеральной целевой программы) признается низкой, если значение ЭРj составляет менее 0,7.
Оценка эффективности реализации государственной программы
15. Эффективность реализации государственной программы определяется в зависимости от оценки степени достижения показателей (индикаторов) целей и задач государственной программы и эффективности реализации входящих в нее подпрограмм и федеральных целевых программ по следующей формуле:
Эгп — эффективность реализации государственной программы;
СР — оценка степени реализации государственной программы (степень достижения плановых значений показателей (индикаторов) целей и задач государственной программы);
— эффективность реализации j-ой подпрограммы (федеральной целевой программы);
М — количество подпрограмм (федеральных целевых программ);
— коэффициент значимости подпрограммы (федеральной целевой программы) для достижения целей государственной программы.
Коэффициент значимости подпрограммы (федеральной целевой программы) определяется по формуле:
— объем фактических расходов из федерального бюджета на реализацию j-той подпрограммы (федеральной целевой программы) в отчетном году;
Ф — объем фактических расходов из федерального бюджета на реализацию государственной программы.
16. Эффективность реализации государственной программы признается высокой, если значение Эгп составляет не менее 0,9.
Эффективность реализации подпрограммы (федеральной целевой программы) признается средней, если значение Эгп составляет от 0,7 до 0,9.
Эффективность реализации подпрограммы (федеральной целевой программы) признается низкой, если значение Эгп составляет менее 0,7.
* Выполнение данного условия подразумевает, что в случае, если степень достижения показателя (индикатора) составляет менее 100%, проводится сопоставление значения показателя (индикатора), достигнутого в отчетном году, со значением данного показателя (индикатора), достигнутого в году, предшествующем отчетному. В случае ухудшения значения показателя (индикатора) по сравнению с предыдущим периодом, то есть при снижении (росте) значения показателя (индикатора), для которого желаемой тенденцией является рост (снижение), проводится сопоставление темпов роста данного показателя с темпами роста объемов расходов по рассматриваемому мероприятию. Мероприятие считается выполненным только в том случае, если темпы ухудшения значения показателя ниже темпов сокращения расходов на его реализацию.
Представлена методика оценки эффективности госпрограммы «Развитие транспортной системы».
Она проводится в три этапа. На первом этапе оценивается степень достижения целей и решения задач подпрограмм, ФЦП и госпрограммы. На втором этапе определяется эффективность реализации подпрограмм и ФЦП. На третьем этапе оценивается эффективность госпрограммы.
Закреплены конкретные процедуры, проводимые в рамках оценки.
В соответствии с пунктом 14.1 статьи 6, подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 и подпунктом 2 пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 48, ст. 5711; 2012, № 29, ст. 3989; 2013, № 52, ст. 6964; 2018. № 30, ст. 4556) и пунктом 5.3.111 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 24, ст. 2867; 2019, № 5, ст. 391), приказываю:
Утвердить прилагаемые методические рекомендации по оценке эффективности реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на региональном уровне.
УТВЕРЖДЕНЫприказом Минэкономразвития Россииот 21.11.2022 г. № 636
Методические рекомендации по оценке эффективности реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на региональном уровне
Настоящие методические рекомендации разработаны с целью формирования рейтинговой оценки субъектов Российской Федерации по уровню реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Положения настоящих методических рекомендаций разработаны с целью оказания методической поддержки при оценке результатов деятельности субъектов Российской Федерации (исполнительных органов субъектов Российской Федерации, задействованных в реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности).
Факторы, индикаторы и показатели, используемые в настоящих методических рекомендациях, являются отражением отдельных механизмов и инструментов региональной государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Настоящие методические рекомендации используются Минэкономразвития России для анализа реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на региональном уровне, а также развития государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в части обеспечения автоматизации сбора информации от субъектов Российской Федерации, ее обработки и формирования на ее основе рейтинговой оценки субъектов Российской Федерации.
Полученные результаты рейтинговой оценки рекомендуется использовать при формировании и реализации региональной государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности с учетом положений следующих нормативных правовых актов:
— Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 48, ст. 5711; 2021, № 24, ст. 4188);
— постановления Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 г. № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 41, ст. 5720; 2020, № 26, ст. 4135);
— постановления Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 г. № 161 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 8, ст. 1336);
— распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 г. № 3052-р об утверждении Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 45, ст. 7556).
Сокращения и обозначения
В настоящих методических рекомендациях используются специфические термины и обозначения, представленные в таблице 1.
Специфические термины и обозначения
Субъекты Российской Федерации оцениваются по 15 индикаторам, сгруппированным в рамках 5 факторов (таблица 2).
Факторы и индикаторы рейтинговой оценки
Детальное описание индикаторов, включая расчетные формулы, источники данных и пояснения к сбору данных, указано в паспортах индикаторов, представленных в приложении № 1 к настоящим методическим рекомендациям.
Паспорта индикаторов, используемых при формировании рейтинговой оценки, состоят из трех разделов:
I. Общая информация об индикаторе.
II. Формула расчета индикатора.
III. Требования к сбору данных.
В разделе I паспорта индикатора представлено общее описание индикатора, включая наименование индикатора, код, соответствующий наименованию индикатора, наименование фактора, к которому относится данный индикатор, а также информация о его владельце, дата распространения и периодичность публикации соответствующего индикатора. Владелец индикатора ответствен за управление результатами соответствующего индикатора, а также взаимодействие со всеми владельцами показателей (источники данных) для представления корректных значений.
В разделе II паспорта индикатора отражается расчетная формула соответствующего индикатора.
Раздел III паспорта индикатора состоит из пяти основных блоков, содержащих пояснения к сбору данных, требуемых для расчета индикатора: наименование показателей, участвующих в расчете индикатора; их условное обозначение (код переменной соответствующего показателя в расчетной формуле индикатора); единица измерения показателей; источник исходных данных; пояснения к сбору данных.
Значения показателей, используемых при расчете индикаторов, преобразуются с использованием натурального логарифма в целях обеспечения сопоставимости по масштабу соответствующих показателей в числителе и знаменателе. Метод логарифмирования применяется при определении всех индикаторов, за исключением индикаторов Страт 2 и РЦЭС 3. Для перечисленных двух индикаторов отсутствует необходимость корректировки на масштаб показателей, используемых при их расчете, так как указанные индикаторы являются динамическими и отражают изменение соответствующих показателей во времени.
Данные по показателям в рамках индикаторов будут формироваться из трех блоков данных: федерального, регионального и муниципального.
В рамках каждого блока закрепляется орган, ответственный за консолидацию данных по соответствующему блоку. Пояснения к процессу и рекомендации к администрированию сбора данных представлены в приложении № 2 к настоящим методическим рекомендациям.
Нормализация индикаторов
Нормализация индикаторов в рамках рейтинга осуществляется посредством шкалирования значений каждого индикатора с целью приведения значений к единому числовому формату. В рамках рейтинга соответствующая нормализация производится методом мин-макс, что позволяет представить значения каждого индикатора в рамках диапазона от 0 до 100:
— эталонное значение v-го индикатора среди всех субъектов Российской Федерации за отчетный (t) период.
Перечень эталонных значений для соответствующего индикатора представлен в таблице 3.
Для индикаторов Дороги 1, Дороги 2, МКД 3, ГМУ 2 значение
Для прочих индикаторов с целью минимизации риска искажения оценок значения
принимаются как значения нормализованного v-го индикатора по субъектам Российской Федерации, по которым наблюдаются наилучшие и наихудшие значения соответственно, в рамках диапазона значений от 5 до 95% всех наблюдений.
Для всех индикаторов, кроме МКД 4, принимается логика расчета, согласно которой более высокое значение оценки интерпретируется как положительная оценка.
В случае индикатора МКД 4 принимается логика расчета, согласно которой более высокое значение оценки интерпретируется как негативная оценка.
Эталонные значения по индикаторам
Распределение весовых значений между индикаторами и факторами представлено в таблице 4. Настоящие методические рекомендации предполагают двухэтапное взвешивание:
1) взвешивание значений индикаторов в рамках соответствующего фактора. В рамках каждого фактора сумма весов индикаторов составляет 100%;
2) взвешивание значений факторов для формирования итогового балла по ТЭРмостат. Сумма весовых значений каждого фактора составляет 100%.
Весовые значения индикаторов и факторов
Для расчета значений по каждому фактору используется аддитивная свертка значений каждого индикатора в рамках соответствующего i-го фактора:
— весовое значение v-го индикатора в рамках i-го фактора.
Для расчета интегрального значения ТЭРмостат по каждому субъекту Российской Федерации используется метод аддитивной свертки с взвешиванием значений каждого фактора:
— весовое значение i-го фактора в соответствии с таблицей 5.
Интегральное значение по ТЭРмостат для каждого субъекта Российской Федерации уточняется до десятой части числа с использованием метода округления до ближайшего целого.
VII. Определение рейтинга субъектов Российской Федерации
Рейтинг субъектов Российской Федерации определяется на основе распределения результатов регионов в рамках диапазонов интегральных значений по ТЭРмостат.
Описание рейтинговых классов представлено в таблице 5.
Рейтинговые классы субъектов Российской Федерации по уровню реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности
Приложение № 1к методическим рекомендациямпо оценке эффективности реализациигосударственной политики и нормативно-правового регулирования в областиэнергосбережения и повышенияэнергетической эффективностина региональном уровне
Фактор «Стратегическое планирование»
Приложение № 2к методическим рекомендациямпо оценке эффективностиреализации государственнойполитики и нормативно-правового регулированияв области энергосбереженияи повышения энергетическойэффективности на региональномуровне
Пояснения к процессу и рекомендации к администрированию сбора данных
Приложение № 3к методическим рекомендациямпо оценке эффективностиреализации государственнойполитики и нормативно-правовогорегулирования в областиэнергосбережения и повышенияэнергетической эффективности нарегиональном уровне
Перечень энергоэффективных мероприятий, учитываемых в рамках реализации государственных и муниципальных программ и региональных программ
При расчете показателей
учитываются мероприятия, включенные в государственные и муниципальные программы энергосбережения и отраслевые государственные и муниципальные, а также региональные программы:
1. По оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов в жилищном фонде, в том числе с использованием интеллектуальных приборов учета, автоматизированных систем и систем диспетчеризации.
2. По энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда, в том числе по проведению энергоэффективного капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
3. По энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры, направленных в том числе на развитие жилищно-коммунального хозяйства.
4. По энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций.
5. По сокращению потерь электрической энергии, тепловой энергии при их передаче.
6. По сокращению объемов электрической энергии, используемой при передаче (транспортировке) воды.
7. По сокращению потерь воды при ее передаче.
8. По модернизации оборудования, используемого для выработки электрической и тепловой энергии, передачи электрической и тепловой энергии, в том числе замене оборудования на оборудование с более высоким коэффициентом полезного действия, внедрению инновационных решений и технологий в целях повышения энергетической эффективности.
9. По выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и последующему признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
10. По организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию указанных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. По стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проведению мероприятий по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов.
12. По увеличению количества случаев использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии.
13. По энергосбережению в транспортном комплексе и повышению его энергетической эффективности, в том числе замещению бензина и дизельного топлива, используемых транспортными средствами в качестве моторного топлива, альтернативными видами моторного топлива — природным газом, газовыми смесями, сжиженным углеводородным газом, электрической энергией, иными альтернативными видами моторного топлива с учетом доступности использования, близости расположения к источникам природного газа, газовых смесей, электрической энергии, иных альтернативных видов моторного топлива и экономической целесообразности такого замещения.
14. По стимулированию энергосбережения и повышения энергетической эффективности в области регулирования цен (тарифов), в том числе переход к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, введение социальной нормы потребления энергетических ресурсов и дифференцированных цен (тарифов) на энергетические ресурсы в пределах и свыше социальной нормы потребления, введение цен (тарифов), дифференцированных по времени суток, выходным и рабочим дням.
15. По прединвестиционной подготовке проектов и мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, включая разработку технико-экономических обоснований, бизнес-планов, а также проведение энергетических обследований.
16. По информационной поддержке и пропаганде энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования, которые направлены в том числе на создание демонстрационных центров в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, информирование потребителей о возможности заключения энергосервисных договоров (контрактов) и об особенностях их заключения, об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности либо применяется добровольная маркировка энергетической эффективности.
17. По обучению в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Приложение № 4к методическим рекомендациямпо оценке эффективностиреализации государственнойполитики и нормативно-правовогорегулирования в областиэнергосбережения и повышенияэнергетической эффективности нарегиональном уровне
Пояснения к расчету по фактору «Организационное и методическое обеспечение»
1. Критерии для РЦЭС:
— организован в форме государственного бюджетного, казенного или автономного учреждения, или юридического лица, в уставном капитале которого доля (вклад) субъекта Российской Федерации составляет более чем пятьдесят процентов;
— наделен действующим нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации полномочиями в области развития энергосбережения и повышения энергоэффективности, соответствующих перечню мероприятий, указанных в пункте 2 приложения № 4.
2. Перечень мероприятий, относящихся к организационному и методическому обеспечению развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности в субъекте Российской Федерации:
— разработка программ, проектов и мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также их актуализация;
— разработка проектов нормативных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
— информационно-просветительская и образовательная деятельность в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
— обеспечение функционирования и сопровождение информационных систем в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
— оказание услуг в сфере обследований, измерений, испытаний в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
— разработка методических материалов и рекомендаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе на основании проведенных испытаний;
— реализация пилотных проектов внедрения энергосберегающих технологий.
Разработаны рекомендации по оценке эффективности реализации госполитики и нормативно-правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергоэффективности на региональном уровне. Они используются для методической поддержки при оценке результатов деятельности региональных госорганов, задействованных в реализации госполитики в указанной области.
Факторы, индикаторы и показатели, используемые в рекомендациях, являются отражением отдельных механизмов и инструментов такой госполитики.