Оценка эффективности государственных программ

Государственный комитет по стандартизации завершает разработку проекта республиканской программы «Качество» на 2021–2025 годы. Документ в ближайшее время будет направлен на согласование государственным органам управления. Об этом сообщил журналистам Председатель Госстандарта Валентин Татарицкий во время церемонии награждения лауреатов премии правительства за достижения в области качества.

По словам Валентина Татарицкого, повышение качества продукции и услуг – одна из основных задач предстоящей пятилетки. На это руководителей предприятий ориентирует Президент. «Госстандарту поручено разработать республиканскую программу «Качество». Мы над ней работаем и в 20-х числах направим госорганам. В документе будут заложены основные направления для подготовки в последующем отраслевых программ и программ предприятий», – отметил Валентин Татарицкий.

Такой подход будет действенным механизмом, поскольку позволит учесть специфику организаций. В проекте предусмотрены такие направления, как повышение безопасности и качества продукции, в том числе методами технического нормирования и стандартизации, внедрение стандартизированных техник качества и эффективного менеджмента, компетентность персонала, мотивация и продвижение идей качества и делового совершенства.

Документ станет логичным продолжением комплекса мер по стимулированию внедрения в экономику страны передовых методик и современных международных систем управления качеством, реализация которого завершается в этом году.

Как отметили в Госстандарте, современные вызовы научно-технического прогресса, промышленного производства, цифровизации экономики и общества, запросы и грамотность потребителей значительно усиливают конкурентную борьбу. Это только повышает значение качества как определяющего фактора конкурентной устойчивости экономики страны и каждого предприятия.

Конкурс на соискание премии Правительства за достижения в области качества впервые был проведен в 1999 году. За прошедшее время его лауреатами стали 233 организации (с учетом 2019 года), причем некоторые из них – неоднократно.

Конкурс проводится по модели, соответствующей критериям премии СНГ за достижения в области качества продукции и услуг, и модели делового совершенства Европейского фонда менеджмента качества (EFQM). В нем принимают участие юридические лица различных форм собственности, выпускающие продукцию, оказывающие услуги или выполняющие работы.

Критерии, по которым оцениваются организации-участницы, учитывают не только достигнутый уровень качества и конкурентоспособности продукции, экспортные показатели предприятия, эффективность менеджмента, но и созданные возможности для получения долгосрочного успеха в условиях изменяющейся конкурентной среды.

Сегодня также подведены итоги конкурсов «Лидер качества», «Лучший менеджер по качеству», «Лучшая дипломная и научно-исследовательская работа студентов в области менеджмента и контроля качества». За личный вклад в повышение качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг нагрудных знаков «Лидер качества» удостоены генеральный директор СОАО «Коммунарка» Иван Данченко, ректор Гродненского государственного медицинского университета Виктор Снежицкий, директор ОАО «Пинский мясокомбинат» Эдуард Шибун.

Читать также:  Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года № 2299 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020-2022 годы и дальнейшую перспективу"

Лучшими менеджерами по качеству 2019 года признаны Лариса Адамович, начальник отдела управления качеством ОАО «Амкодор» – управляющая компания холдинга; Светлана Карпович, начальник отдела стандартизации и сертификации ОАО «Торгмаш»; Наталия Рыжанкова, начальник управления менеджмента качества ОАО «Гомсельмаш».

Среди дипломных и научно-исследовательских работ отмечены работы Надежды Чурак и Натальи Буцура (Белорусский национальный технический университет), Алены Кизевич (Гродненский государственный университет имени Янки Купалы), Александра Разумного (Белорусский национальный технический университет) и Светланы Личик (Гродненский государственный университет имени Янки Купалы).

По сообщению БЕЛТА

Отечественный опыт оценки госпрограмм

Исследование отечественного опыта развития методик формирования, реализации и оценки эффективности госпрограмм показало следующее.

1 Отсутствие унифицированного подхода к оценке эффективности реализации государственных программ в субъектах РФ.

2 Различные подходы к проведению оценки эффективности даже в рамках одного субъекта России.

3 Различные подходы к построению математического аппарата методик оценки эффективности государственных программ, применяемых в субъектах РФ. Например, эффективность может оцениваться как отношение достигнутых (фактических) нефинансовых результатов основных мероприятий, подпрограмм и в целом программы к затратам на них. А может — как отношение достигнутого результата только к затратным финансовым показателям.

В отечественном опыте отсутствует практика мониторинга хода реализации госпрограмм. В качестве такового, на наш взгляд, могла бы выступить экспертиза отчетов о ходе исполнения госпрограмм. В этом случае при проведении экспертизы годового отчета об исполнении госпрограмм можно использовать интегральную оценку эффективности их реализации с применением весовых коэффициентов целевых индикаторов. Это позволит вывести качественную характеристику реализации программы на основании соотношения оценки результативности реализации программы и уровня ее финансового обеспечения, а именно: эффективная, недостаточно эффективная, неэффективная.

Определимся с понятиями

Государственная программа — система мероприятий и положений, обеспечивающих достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития*. Она состоит из подпрограмм и целевых программ, которые, в свою очередь, делятся на ведомственные целевые программы и основные мероприятия и воплощаются в виде конкретных действий, реализуемых в рамках государственных (муниципальных) заданий. Деление программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых в рамках государственной программы задач.

* Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 года № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации».

Читать также:  Что такое государственный оборонный заказ, как его создать и чем он отличается от государственной программы вооружения

Зарубежный опыт оценки госпрограмм

Важными моментами оценки государственных программ в зарубежной практике, которая насчитывает более чем 50-летнюю историю, являются:

  • повышение уровня ответственности и полномочий должностных лиц, реализующих программы;
  • повышение подотчетности и эффективности использования ресурсов;
  • наличие в бюджете конкретных показателей, позволяющих провести оценку каждой реализуемой программы;
  • процесс формирования системы показателей оценки эффективности госпрограмм проходит в разрезе трех позиций: гражданин, потребитель, налогоплательщик;
  • привлечение к оценке госпрограмм внешних экспертов.

Важно

Все существующие методики оценки основаны на план-фактном анализе, то есть характеризуют только исполнительскую дисциплину, а также анализируют показатели, которые заложены самими ответственными исполнителями при разработке госпрограммы.

Оценка эффективности государственных программ

Ирина Валентиновна ТУЛЯКОВА, председатель Счетной палаты Владимирской области

Интегральная оценка эффективности реализации госпрограмм

Под интегральной оценкой эффективности реализации (далее — R) госпрограммы (ГП) понимается показатель, определяющий качественную характеристику реализации программы на основании соотношения интегральной оценки результативности реализации госпрограммы и уровня финансового обеспечения госпрограммы. Рассчитывается по формуле:

R = Iср /Vфин

где Iср — интегральная оценка результативности реализации ГП;

Vфин — уровень финансового обеспечения ГП.

Интегральная оценка результативности реализации ГП — это уровень достижения установленных значений целевых индикаторов, скорректированный с учетом присвоенных весовых значений целевых индикаторов. Определяется в процентах по формуле:

Iср = ∑nj=1 ij

где ij — показатель оценки выполнения j-го целевого индикатора;

n — количество целевых индикаторов ГП.

Показатель оценки выполнения целевого индикатора определяется в процентах по формуле:

ij = Ij x kj

где Ij — индекс результативности целевого индикатора за отчетный период;

kj — весовой коэффициент, присвоенный целевому индикатору.

Весовой коэффициент целевого индикатора — параметр, отражающий значимость, относительную важность целевого индикатора в сравнении с другими, оказывающими влияние на достижение цели.

Индекс результативности целевого индикатора за отчетный период определяется в процентах и рассчитывается по формуле:

I = ((Ifj — Ibj) / (Ipj — Ibj )) x 100

где Ifj — фактическое значение целевого индикатора за отчетный период;

Ibj — базовое значение целевого индикатора — фактическое значение целевого индикатора программы на начало отчетного периода (или значение целевого индикатора программы в случае, если программа не была бы реализована в отчетном периоде);

Ipj — плановое значение целевого индикатора на отчетный период.

Уровень финансового обеспечения программы за отчетный период Vфин определяется в процентах и рассчитывается по формуле:

Vфин = (Vf / Vp) х 100%

где Vf — фактические затраты, направленные на реализацию программы в отчетном периоде с учетом всех источников финансирования;

Vp — запланированный объем финансирования программы за счет всех источников финансирования.

Рассчитанное значение интегральной оценки эффективности реализации государственной программы ® в дальнейшем сопоставляется с приведенными в таблице 2 значениями для определения качественной характеристики оценки реализации государственной программы.

Читать также:  Проект Государственной программы развития образования Республики Казахстан до 2020 года скачать бесплатно и без регистрации

Таблица 2. Интегральная оценка эффективности реализации программы

Цель программного подхода — повышение эффективности, прозрачности и подотчетности при использовании бюджетных средств. Однако даже само понятие «эффективность» нормативно не определено. Анализ других определений также показал отсутствие единого подхода к терминологической базе. Считаем, что в бюджетных документах необходимо ввести основные понятия программного бюджетирования и бюджетирования, ориентированного на результат, например «эффективность», «результативность» и т. д. В этом случае разрешится и следующая методологическая проблема — по персонификации ответственности. Реализация программного бюджета подразумевает достижение запланированных конечных результатов, которых невозможно будет добиться без определения ответственного за их исполнение и соответствующих мер ответственности.

Переход от института госпрограмм в его нынешнем виде к более действенным механизмам госуправления — одна из актуальных задач современности. Применение различных механизмов оценки эффективности госпрограмм на разных этапах их реализации позволит повысить эффективность использования государственных финансов и будет способствовать совершенствованию внешнего финансового контроля.

Проблемы госпрограмм

Счетная палата Владимирской области в ходе реализации своих полномочий по аудиту госпрограмм выявила следующие проблемы формирования и исполнения региональных государственных программ, а также отчетов об их исполнении.

1Низкое качество госпрограмм: недостатки структуры; неприемлемое качество системы показателей (индикаторов); отсутствие четкого разделения сфер реализации; необъективное отражение инструментов реализации государственной политики, влияющее на эффективность реализации госпрограмм.

2Отсутствие полной интеграции бюджетных процессов и госпрограмм: несоответствие форматов бюджета и госпрограмм; отсутствие совместного планирования расходов различного назначения (текущих, капитальных и т. д.); неполный охват расходов бюджета.

3Низкая эффективность реализации текущих госпрограмм: отсутствие возможности перераспределения бюджетных ассигнований в процессе исполнения бюджета; осуществление фактической деятельности исполнителей госпрограммы осуществляется по отдельным планам, но не в рамках госпрограммы.

4Формальность оценки эффективности реализации госпрограмм: недостатки и несовершенство системы отчетности исполнителя госпрограммы; низкая ответственность руководителей за реализацию госпрограммы; наличие временного лага между деятельностью исполнителя госпрограммы и полученными результатами госпрограммы.

Одной из первопричин недостаточного качества разрабатываемых государственных программ и их реализации является неработоспособность принципа декомпозиции целей, целевых показателей и индикаторов. Стратегии развития соответствующих отраслей и содержание государственных программ не коррелируют между собой.

Проблема низкого качества целеполагания характерна также для целевых значений показателей результативности государственных программ. В разделе «Оценка эффективности» некоторых программ встречаются фразы общего характера: «создать условия», «обеспечить», «повысить», «улучшить» и т. д. В результате оценить реальный социально-экономический эффект от выполнения мероприятий будет сложно.

Чтобы выработать новые подходы к оценке эффективности госпрограмм, целесообразно изучить положительный зарубежный и отечественный опыт.

Таблица 1. Положительный опыт оценки госпрограмм в зарубежной практике

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *