Ограничения программы модернизации, причины, по которым правительство штата не рискует реализовывать ее

Посмотреть распознанный текст страницы учебника

Основные предпосылки к выполнению

  • недостаток профессиональных знаний, умений, навыков, квалификации у персонала;
  • низкие показатели результатов ручного труда;
  • появление опасных условий, несущих угрозу для здоровья и жизни;
  • возникновение так называемого человеческого фактора (в тех ситуациях, когда ошибки и недочеты по невнимательности вообще недопустимы).

Хотя бы один из перечисленных факторов уже становится достаточной причиной для автоматизации, реконструкции, повышения технического потенциала и принятия других подобных решений.

Ограничения программы модернизации, причины, по которым правительство штата не рискует реализовывать ее

Что такое модернизация производства

Это обновление физически и морально устаревшего оборудования и оснащения предприятия – частичное, комплексное или полное, – проводимое с целью его расширения и/или повышения эффективности его работы.

И есть две схемы реализации всей совокупности запланированных мер.

Какой из них выбрать? Это зависит от особенностей конкретного случая, а также от того, какой из нижеследующих вариантов лучше подходит.

Рассмотрим то, что рано или поздно, но обязательно понадобится любому предприятию, вне зависимости от сферы его деятельности. В фокусе внимания понятие «модернизация производства» – это целый комплекс мероприятий, и мы подробно разберем всю их совокупность и способы их осуществления. Да, они совершенно точно будут связаны с серьезными финансовыми затратами, но зато и результат окажется весьма полезным.

В случае успеха в распоряжении появится наукоемкая система, позволяющая улучшить условия контроля отбраковки, добиться качественно нового уровня выпуска продукции, начать более рационально использовать ресурсы, сократить сопутствующие затраты и тому подобное. Практическая выгода от подобных перемен очевидна, именно поэтому они актуальны как для малых, так и для самых крупных объектов, и должны вводиться в жизнь своевременно.

Ограничения программы модернизации, причины, по которым правительство штата не рискует реализовывать ее

Правительство сосредоточилось на борьбе с коронавирусом, в то время как исполнение президентских нацпроектов затормозилось, следует из доклада Счетной палаты РФ. Мешает реализации планов Кремля не только пандемия — чиновникам не хватает грамотных управленческих решений, также существует зависимость от коррупции, говорят эксперты. При таком развитии ситуации нацпроекты придется не только корректировать и продлевать сроки, но даже отменять, предупреждают они.

Национальные проекты в первом полугодии исполнены только на треть, точнее – на 35,1%, следует из обнародованного Счетной палатой РФ аналитического доклада. К такому выводу аудиторы СП пришли после того, как проанализировали уровень исполнения расходов на реализацию нацпроектов за первое полугодие текущего года.

Продолжение истории после рекламы

На самом низком уровне — менее 25% от запланированных средств — исполнены расходы по трем нацпроектам — «Цифровая экономика» (исполнение 10,5%), «Международная кооперация и экспорт»(14,8%), «Экология» (21,8%).

«Низкий уровень исполнения расходов большей части национальных проектов обусловлен нынешней ситуацией, вызванной неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, оказавшей негативное влияние на сроки строительных работ и ввода в эксплуатацию объектов, организацию выставочной деятельности и иных массовых мероприятий, внешнеэкономическую деятельность», — пояснили «Газете.Ru» в Счетной палате РФ.

Но при этом аудиторы отметили, что в этом году расходы на нацпроекты все-таки выше уровня исполнения за аналогичный период прошлого года, тогда их исполнили на 32,4 % от возможностей бюджета.

Высокий уровень исполнения расходов идет только по нацпроекту «Здравоохранение» — 55,1 %. Нацпроект «Наука» исполнен на 47,6%, «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» — на 47,3 %.

Отставание расходов, и соответственно, выполнение отстает и по части многочисленных госпрограмм и федеральных целевых программ. Например, меньше запланированного потрачено средств на следующие программы: «Развитие Северо-Кавказского федерального округа», «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», «Комплексное развитие сельских территорий», «Реализация государственной национальной политики», «Развитие образования».

Вообще не осуществлялись расходы по 4 из 74 федеральных проектов. Для сравнения, в аналогичном периоде 2019 года — по 9 из 75, отмечается в докладе аудиторов СП.

По данным на 1 июня, введено в эксплуатацию только 9 из 395 объектов по линии федеральных адресных инвестпрограмм, то есть 2,3% подлежащих вводу в 2020 году.

Если министерства и ведомства до конца года так и не смогут потрать запланированное, то остатки по госконтрактам перекинут на следующий год. С прошлого года остались невостребованными 820,9 млрд рублей. Их снова зачислили на нацпроекты, а также на реализацию комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, на субсидии юрлицам, на дотации региональным бюджетам. Часть средств ушла в Федеральный дорожный фонд.

«Кроме того, остатки неиспользованных средств федерального бюджета в отчетном году идут на увеличение резервного фонда правительства РФ», — пояснили в Счетной палате. То есть, правительство даже заинтересовано в том, чтобы остатки на счетах росли.

Как поясняют в Счетной палате, проблема с реализацией программ связана с несвоевременным заключением контрактов с подрядными организациями, несвоевременной подготовкой проектно-сметной документации, поздними сроками утверждения нормативных правовых актов, необходимых для их реализации.

Иными словами, пандемия тут уже ни при чем, тормозят сами чиновники. Но административные наказания за несоблюдение кассового плана законодательством не предусматриваются, добавляют в СП.

Максимальное возможное наказание при несоблюдении финансовой дисциплины — Минфин РФ сделает выговор отраслевым министерствам и ведомствам.

Самое неудовлетворительное исполнение госрасходов было зафиксировано в первом полугодии 2009 года – 39,8%. Самое успешное в 2015-м – 47,9%, уточнили в СП РФ.

О том, что реализация нацпроектов буксует и потребуется корректировка, в Кремле знали уже в июле. СП лишь подтвердила сейчас очевидное во всех деталях. Еще 13 июля на заседании Совета по стратегическому развитию президент   предложил правительству сместить с 2024 на 2030 год исполнение нацпроектов. И дополнить их мерами по восстановлению экономики после пандемии. Кроме того, вице-премьер   пролоббировал новый нацпроект — по развитию отечественного туризма, как одной из самых пострадавших отраслей.

К октябрю кабмин должен будет подготовить обновленные нацпроекты, но принципиальных изменений в тематике не предвидится. Сохраняется и цель по выводу российской экономики на темпы роста выше среднемировых.

Ни разу за последние 10 лет не было, чтобы правительство опережающим образом выделяло средства на поддержку экономики и социальной среды, отмечает аналитик Института комплексных стратегических исследований  .

«Очень слабо реализуются госинвестиции. И особенно странным в текущих условиях бушующей пандемии выглядит ситуация с программой «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», уровень исполнения бюджетных расходов по которой составил лишь 6,6% в I полугодии этого года, тогда как аналогичном периоде прошлого года — было 13,5%», — говорит Чуркина.

И совсем неприемлемым выглядит торможение по нацпроектам, отмечает эксперт.

«Именно на нацпроекты делалась значительная ставка в развитии человеческого капитала, в стимулировании роста экономики», — заключила она.

Растягивание нацпроектов по времени имеет объективные причины, из-за текущего экономического и бюджетного кризиса властям нужно перегруппировать расходы, чтобы решать не только стратегические, но и антикризисные вопросы, уточняет инвестиционный стратег УК «Арикапитал»  .

«Но, конечно же, затягивание нацпроектов негативно повлияют на экономический рост в ближайшие годы. Падение госинвестиций в условиях недостаточных частных инвестиций и продолжения оттока капитала могут спровоцировать период длительной стагнации», — говорит Суверов.

С советских времен как повелось, так и продолжается порочная практика штурмовщины в реализации госпрограмм и проектов общенационального уровня, отмечает первый вице-президент Центра политтехнологий  .

«Штурмовщина, кавалерийский наскок и заточенность на 31 декабря — это было при Брежневе и это было характерно для правительства  . И непонятно, наладит ли ритмичное расходование госинвестиций кабинет  . В последнем случае можно будет, конечно, все списать на пандемию. Но качество государственного управления на среднем и низовом уровне очевидно остается низким», — говорит Макаркин.

По его словам, чиновники так и не освоили науку распоряжаться государственными средствами в рамках действующих правил. Коррупционную составляющую тоже нельзя исключать.

«Проблема воровства и распила госсредств настолько укоренилась, что нередко можно слышать даже положительные оценки: воруют, но зато работают. И в российских реалиях это действительно предпочтительнее, чем когда чиновники тормозят госинвестиции и срывают сроки реализации нацпроектов, зато не воруют», — говорит Макаркин.

Упрощая ситуацию можно сказать, что сейчас у правительства деньги есть, а умения нет и результат соответствующий. Но если экономику накроет вторая волна кризиса и цены на углеводороды снова обвалятся, тогда стоит ждать реального коллапса с выполнением нацпроектов.

«Не будет ни доходов, ни нефтедолларов и если все это наложится на управленческие дефекты, на коррупцию — вот тогда нацпроекты придется не просто откладывать на потом. А может быть, и отменять», — заключает эксперт.

ЭКОНОМИКА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Образец ссылки на эту статью: Ильченко С.В. Национальные проекты России и риски их реализации // Бизнес и дизайн ревю. 2021.  № 2 (22). С. 1.

Ильченко Светлана Владимировна

Аннотация. Сложившаяся в 90-х годах слабая эффективность работы министерств и ведомств, просчеты при проведении социальных и экономических реформ привели к проблемам в экономической и социальной сферах. Все это потребовало применения новых форм выхода из кризисной ситуации. Повышение качества жизни россиян – это ключевая задача государственной политики, которая характеризуется основными факторами, включающими продовольственную безопасность, доступность жилья, образования и здравоохранения, качество труда, наличие современных спортивных сооружений, применение цифровых технологий в инженерной и транспортной инфраструктурах и т.д. Для решения этих задач, а также осуществления прорывного научно — технологического и социально — экономического развития России руководством страны было предложено подготовить комплекс национальных проектов. Цель настоящей статьи — систематизация потенциальных рисков реализации национальных проектов и выявление путей их нейтрализации.

Ключевые слова: национальные проекты; качество жизни; риски реализации проектов; нейтрализация рисков; социальная политика; государственное управление.

NATIONAL PROJECTS OF RUSSIA AND THE RISKS OF THEIR IMPLEMENTATION

Ilchenko Svetlana Vladimirovna

Abstract. The weak efficiency of the work of ministries and departments, which developed in the 90s, and miscalculations in the implementation of social and economic reforms led to problems in the economic and social spheres. All this required the use of new forms of exit from the crisis situation. Improving the quality of life of Russians is a key task of state policy, which is characterized by the main factors, including food security, affordability of housing, education and health care, quality of work, the availability of modern sports facilities, the use of digital technologies in engineering and transport infrastructures, etc. These tasks, as well as the implementation of a breakthrough scientific — technological and socio — economic development of Russia, the country’s leadership was invited to prepare a set of national projects. The purpose of this article is to systematize the potential risks of implementing national projects and identify ways to neutralize them.

Новые национальные проекты утверждены указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» от 7 мая 2018 г. и являются содержательным наполнением стратегии развития государства на ближайшие годы.

Под влиянием совокупности факторов, вызванных внешними обстоятельствами, динамика и характер осуществления нацпроектов подвержены существенной трансформации ввиду возникающих потенциальных рисков. Это, в свою очередь, обуславливает актуальность исследовательской проблемы, измерение которой выражено в необходимости выявления проявляющихся в рисковой форме потенциально негативных трендов, сопровождающих ход реализации национальных проектов, в интересах дальнейшего принятия мер, обеспечивающих нейтрализацию рисков.

Цель исследования. Статья призвана описать результаты исследования потенциальных рисков реализации национальных проектов и выявить пути их нейтрализации.

В методологическом отношении автор опирается на методы анализа, сравнения, наблюдения и прогнозирования.

Результаты исследования и их обсуждение

В последнем квартале 2019 г. расходы по отстающим нацпроектам были исполнены опережающими темпами – более 40% запланированных расходов исполнено в последнем квартале по нацпроектам «Цифровая экономика», «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г.», «Производительность труда и поддержка занятости», «Международная кооперация и экспорт», «Экология». При этом исполнение НП «Цифровая экономика» и «Экология» так и осталось на низком уровне – 73,3 и 66,3% соответственно. Общий уровень исполнения нацпроектов составил 91,4%, что приемлемо на фоне невысокого уровня исполнения бюджетных расходов (94,2%).

Задачи нацпроектов находятся в процессе пересмотра с учетом повысившейся роли здравоохранения и социальной политики в результате последствий пандемии. Большинство стран мира анонсировало объемные фискальные меры, направленные на социальную политику, здравоохранение и помощь бизнесу. Россия также анонсировала подобные меры.

Успешность национальных проектов обусловлена тем, что управление осуществляется в соответствии с принципами проектного управления на всех уровнях жизненного цикла. Эффективность реализации приоритетных национальных проектов зависит от следующих факторов:

  • Организация управления. Система управления национальными проектами должна включать достижения необходимого взаимодействия разных уровней государственной власти и органов местного самоуправления, постоянный мониторинг их работы, а также обеспечение взаимодействия государства, общества и бизнеса, привлекаемого в рамках государственно-частного партнерства.
  • Финансирование. Положительный результат от реализации национальных приоритетных проектов возможен только при разработке организационно — экономического механизма, способствующего повышению статуса местных бюджетов в плане распределения финансовых средств, обеспечивающего прозрачность и эффективность расходования бюджета.
  • Информационное обеспечение. Информационная поддержка является важнейшей частью процесса реализации национального проекта и требует для своего формирования и поддержания значительных усилий и ресурсов на всех стадиях проекта.

Определим ключевые риски реализации национальных проектов:

— отсутствуют утвержденные федеральные проекты, которые определяют, в том числе, состав показателей, мониторинг которых должен осуществляться на региональном уровне, состав мероприятий, в которых принимают участия регионы, значения показателей, которые установлены, в том числе с учетом региональных особенностей;

— отсутствует регламент взаимодействия руководителей национальных проектов с субъектами Российской Федерации;

— нет единой методологии и формата подготовки региональных проектов;

— не определены зоны ответственности субъектов Российской Федерации (например, по проектам «Наука», «Международная кооперация и экспорт»); частично детализировано финансовое обеспечение реализации национальных проектов в разрезе конкретных субъектов Российской Федерации и мероприятий, которые они должны реализовать.

  • Утвержденный порядок осуществления мониторинга реализации национальных проектов предусматривает ежемесячные, ежеквартальные и ежегодные отчеты. Громоздкая система отчетности не позволяет принимать эффективные управленческие решения непосредственно в ходе реализации проектов.
  • Отсутствуют методики расчетов и исторические ряды данных по многим показателям, что не позволяет оценить, как возможность достижения целевого значения, так и достаточность предусмотренного финансирования.
  • Отсутствует скоординированность между национальными проектами.
  • Существуют серьезные риски, связанные с несвоевременным заключением и исполнением государственных контрактов между субъектами Российской Федерации, и подрядчиками по выполнению запланированных государственных контрактов; риски длительной замены исполнителей государственных контрактов (при необходимости).
  • Отсутствуют методики оценки эффектов от реализации мероприятий, что препятствует разработке критериев отбора мероприятий федеральных проектов и их ранжированию по степени эффективности и влияния на достижение национальных целей.
  • Значительная часть мероприятий национальных проектов предусматривает строительство различных объектов. Длительные процедуры реализации таких проектов могут создать риски недостижения целевых показателей.
  • Для регионов имеются существенные финансовые риски реализации национальных проектов, связанных с задержками предоставления бюджетного финансирования и, как следствие, срыва предусмотренных сроков реализации.
  • Устанавливается единообразный подход ко всем регионам, без учета имеющейся в них инфраструктуры, при установлении целевых показателей и распределении средств из федерального бюджета.
  • Неопределенность в части механизмов привлечения и контроля внебюджетных источников финансирования.
  • Реализация приоритетных и национальных проектов до 2024 г. выходит за рамки трехлетнего бюджета, при этом распределение субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации осуществляется на трехлетний период, а в отдельных случаях – только на один год.
  • Существенным риском являются ресурсные ограничения при реализации национальных проектов. Так, при масштабном строительстве в рамках федеральных проектов, существуют риски ограничения со стороны предложения строительных материалов.
  • Дефицит высококвалифицированных кадров в системе здравоохранения, дошкольного образования, спорта, социальной защиты населения, строительных специальностей в отдельных регионах на фоне оттока трудоспособного населения в другие регионы и крупные города может стать критичным для реализации отдельных национальных проектов.
  • Риски и проблемы, связанные с несовершенством нормативной правовой базы: длительность формирования нормативной правовой базы, необходимой для эффективной реализации национального проекта.

Важно отметить, что актуализация отдельных видов риска обусловлена состоянием борьбы с последствиями пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, вызванной коронавирусом SARSCoV-2, накладывающим серьезный отпечаток на мировую экономику, политику, а также общественные настроения.

Важной задачей при реализации нацпроектов является нахождение четкого соотношения между объемами финансирования и планируемым результатом, то есть значениями показателей. К сожалению, система показателей пока еще остается весьма сырой, недостаточно проработанной. Многие показатели не имеют утвержденных методик расчета и не включены в федеральный план статистических работ.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что все проблемы реализации национальных проектов тесно связаны с неподготовленностью управленческих кадров всех уровней к работе над проектами, имеющих огромное социальное значение в условиях ограниченного бюджета и времени. При этом у них отсутствует культура проектного управления, а в стране не создана атмосфера нетерпимости к управленческой безграмотности непосредственных исполнителей, в том числе руководителей.

Для успешного выполнения приоритетных национальных проектов, осуществляемых до 2024 г., необходимо учитывать накопленный на сегодняшний день опыт, который в большей степени можно считать положительным.

С учетом выявленных видов риска можно предложить возможные пути их нейтрализации.

В частности, представляется целесообразным проведение полноценной кампании в средствах массовой информации, направленной на повышение имиджа национальных проектов в глазах общественности, формирование осознания их стратегической значимости. В практическом выражении это может быть серия запоминающихся роликов в виде социальной рекламы, разъясняющих в доступной форме значение каждого национального проекта. В настоящее время констатируются явные пробелы в информационном освещении проблематики национальных проектов.

В целях более эффективного использования средств, предусмотренных на реализацию национальных проектов, предусмотреть возможность для субъектов Российской Федерации перенаправлять средства, предусмотренные на строительство новых объектов социальной инфраструктуры, на модернизацию, реконструкцию и ремонт уже существующих объектов при сохранении необходимости достижения показателей национальных проектов.

Для подготовки и реализации таких масштабных проектов требуются руководители всех уровней системы управления, обладающих компетенциями в области проектного управления и оценки рисков. Для освоения компетентностного подхода будущими исполнителями приоритетных национальных проектов необходимо внести изменения в учебные планы образовательных программ вузов. Основываясь на мировом опыте, можно рекомендовать включение следующих учебных дисциплин: Теория социальных проблем, Теория и методология программно-целевого управления, Методы оценки эффективности, Оценка рисков проекта и др.

Результатом реализации приоритетных национальных проектов стал тот факт, что социальный климат в стране за последние годы улучшился. Однако не все проблемы решены до конца, а в процессе реализации приоритетных национальных проектов возник ряд ограничений, которые не позволили добиться существенных результатов.

Решением указанных проблем может стать работа по совершенствованию системы финансового контроля, поиску дополнительных источников финансирования проектов, в том числе за счёт государственно-частного партнёрства, активного привлечения общественности к разработке и реализации приоритетных национальных проектов.

Таким образом, национальные проекты – это инструмент реализации целей национального развития, имеющих приоритетное значение на определенном этапе развития государства и требующих для своего решения значительных ресурсов, предполагающих четко обозначенный конечный результат.

В целом приоритетные национальные проекты являются эффективным механизмом решения социально-экономических проблем, так как они позволяют сконцентрировать управленческие, финансовые, технические, информационные и др. ресурсы на важнейших для страны направлениях. И, несмотря на присутствующие недостатки, они могут стать частью социальной политики государства, обеспечивающей прорыв в жизненно важных сферах, при условии применения проектных методов управления, как это было реализовано в проектах, связанных с масштабным строительством.

  • Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 мая 2018 г. N 20 ст. 2817.
  • Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // «Российская газета» от 22 июля 2020 г. N 159.
  • Борщева А.В., Ильченко С.В. Основные направления государственной политики Российской Федерации в области социальной поддержки населения // Вестник экспериментального образования. 2018. № 1 (14). С. 1-9.
  • Ежов Д. А. Потенциальные риски реализации национальных проектов 2019-2024 и пути их нейтрализации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 3(32). С.41.
  • Изгияева М.Д. Государственное управление приоритетными национальными проектами // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. № 6 (20). С. 25.
  • Положихина М.А. Организация управления национальными проектами // Экономические и социальные проблемы России. 2018. №2. С. 13.
  • Сурат И.Л., Борщева А.В., Коробко В.И., Ильченко С.В. Жилищно-коммунальное хозяйство: предоставление услуг по управлению, экономике, содержанию и ремонту многоквартирных домов. Монография. М.: МЭИ, 161 с.
  • Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2018 g. N 204 «O natsionalnykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda» (s izmeneniyami i dopolneniyami), Sobraniye zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii ot 14 maya 2018 g. N 20 st. 2817.
  • Ukaz Prezidenta RF ot 21 iyulya 2020 g. № 474 «O natsionalnykh tselyakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda», «Rossiyskaya gazeta» ot 22 iyulya 2020 g. N 159.
  • Borshcheva A.V., Ilchenko S.V. Osnovnyye napravleniya gosudarstvennoy politiki Rossiyskoy Federatsii v oblasti sotsialnoy podderzhki naseleniya (The main directions of the state policy of the Russian Federation in the field of social support of the population), Vestnik eksperimentalnogo obrazovaniya, 2018, no 1 (14), pp. 1-9.
  • Yezhov D. A. Potentsialnyye riski realizatsii natsionalnykh proyektov 2019-2024 i puti ikh neytralizatsii (Potential risks of the implementation of national projects 2019-2024 and ways to neutralize them), Azimut nauchnykh issledovaniy: ekonomika i upravleniye, 2020, Vol. 9, no 3(32), p. 41.
  • Izgiyayeva M.D. Gosudarstvennoye upravleniye prioritetnymi natsionalnymi proyektami (State management of priority national projects), Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta im. G.V. Plekhanova, 2020, no 6 (20), p. 25.
  • Polozhikhina M.A. Organizatsiya upravleniya natsionalnymi proyektami (Organization of management of national projects), Ekonomicheskiye i sotsialnyye problemy Rossii, 2018, no 2, p. 13.
  • Surat I.L., Borshcheva A.V., Korobko V.I., Ilchenko S.V. Zhilishchno-kommunalnoye khozyaystvo: predostavleniye uslug po upravleniyu, ekonomike, soderzhaniyu i remontu mnogokvartirnykh domov. Monografiya. Moskva: MEI, 2018. 116 p.

Хорошильцев Михаил Иванович

Khoroshiltsev Mikhail Ivanovich

Работа поступила в редакцию: 20.05.2021 г.

Этапы

В общем случае эффективный проект модернизации производства можно разбить на 7 последовательных стадий, включающих в себя как анализ на основании имеющихся данных, так и конкретные действия. Рассмотрим их по порядку.

Принятие решения

В первую очередь необходимо определиться, а стоит ли вообще вносить серьезные изменения. Для этого нужно поднять статистику и обратить внимание на такие моменты:

  • какой процент техники морально устарел или находится в аварийном состоянии;
  • насколько эффективна имеющаяся аппаратура;
  • достаточно ли той мощности, которую обеспечивают существующие приборы;
  • актуально ли расширение в средне- или долгосрочной перспективе.

Оборудование и поставщики

Необходимо дать оценку нынешним возможностям организации – проанализировать не только станки, машины и агрегаты, но и тех потенциальных партнеров, которые способны привозить вам сырье. От простоты и выгоды сотрудничества с ними выпуск зависит достаточно сильно.

Наиболее сложные случаи – когда какую-то специфическую аппаратуру делает (реализует, экспортирует) монополист – единственный игрок рынка. Вам придется обращаться именно к нему, ведь других вариантов нет. Когда таких лиц несколько, уже гораздо легче, вы можете выбрать того, кто понадежнее или предлагает лучшие цены.

Когда нужно закупить крупногабаритную технику, важно сразу согласовать со второй стороной вопрос доставки на точку эксплуатации, затраты при использовании заемного или своего транспорта могут очень сильно различаться.

Составление бизнес-плана модернизации производства

В нем необходимо отразить основные и дополнительные расходы на каждом этапе, а также срок выхода на отметку самоокупаемости и выгоду от внесенных изменений. Вместе с тем следует внести уточнения.

Ограничения программы модернизации, причины, по которым правительство штата не рискует реализовывать ее

Анализ финансовых возможностей

Нововведения можно осуществлять как на свои деньги, так и за счет привлеченных средств. Первый вариант безопаснее, но на практике он доступен далеко не всем компаниям – у большинства просто нет свободных денег, поэтому они вынуждены прибегать к кредитованию или искать какие-то сторонние источники инвестиций.

На этом этапе нужно трезво оценить свои силы и понять, в состоянии ли вы не только взять заем, но и рассчитаться по нему.

Заключение контрактов

Чтобы реализовать все запланированные мероприятия по модернизации промышленности без неприятных сюрпризов, необходимо документально зафиксировать обязательства поставщиков, то есть подписать с ними договоры, в которых будет подробно указано, что, когда и в каких объемах они должны предоставить. И лучше сделать это без лишних проволочек и долгих задержек – пока не изменились цены или не возникли какие-то другие сложности.

Читать также:  Участие в государственной программе добровольного переселения соотечественников из за рубежа

Доставка и установка

Этот этап реализуется в 3 шага:

  • Привозится оборудование – от одного или нескольких продавцов.
  • Старые машины и аппараты снимаются – либо выборочно, при частичной замене, либо сплошняком, при комплексной или полной.
  • Новые станки устанавливаются – обычно силами приглашенных специалистов выпустившего ее бренда; параллельно с этим работники организации учатся ими пользоваться.

Ограничения программы модернизации, причины, по которым правительство штата не рискует реализовывать ее

Отладка и проверка

Модернизация технологии производства – это очень ответственная задача, а потому перед вводом в эксплуатацию все приборы и обновленные элементы системы запускаются в пробном режиме. Такой тест позволяет своевременно выявить допущенные ошибки, угрозы, уязвимости и устранить их. После чего выполняется окончательный монтаж, а затем и реальный запуск.

Это стандартная схема, но в некоторых случаях, при нехватке времени, допустимо устанавливать одни функциональные узлы и параллельно испытывать другие. Но в штатных ситуациях на таком подходе лучше не останавливаться, а действовать более надежно.

Преимущества модернизации линии производства

Проведение грамотно спланированных работ обеспечивает один, несколько или сразу все из следующих важных плюсов:

  • Снижение нагрузки на персонал и сокращение количества сотрудников, что влечет за собой достижение финансовой стабильности.
  • Ввод оборудования в круглосуточную эксплуатацию, что оборачивается повышением объемов выпуска.
  • Улучшение методов контроля качества, что приводит к значительному сокращению брака.
  • Устранение человеческого фактора, что позволяет защититься от ошибок по невнимательности или вследствие усталости.
  • Выход на новый уровень мощностей, что помогает привлекать клиентов и покрывать их потребности.
  • Соответствие современным стандартам, что способствует опережению конкурентов в борьбе за заказчиков.
  • Максимальная точность расчетов ключевых показателей (например, себестоимости), что дает возможность рациональнее использовать сырье и другие ресурсы.

Важно учитывать, что модернизация промышленного производства на предприятии – это комплексная и ответственная задача, которую необходимо поручать профессионалам. Чтобы получить вышеперечисленные преимущества, нужно обратиться к тем, кто знает, как выполнить грамотное проектирование, где закупить наукоемкое оборудование, как внедрить его и обучить персонал работе с ним. Это могут быть эксперты инжиниринговой компании или штатные специалисты. Если первых придется периодически привлекать, и они являются пусть ответственными, но подрядчиками, то вторые будут лучше ознакомлены с положением дел на объекте, но их понадобится постоянно содержать – у каждого варианта своя специфика.

Проведение модернизации на предприятии

По сути, это необходимость каждой организации, желающей оставаться конкурентоспособной или, тем более, лидировать в своей отрасли. И осуществлять ее необходимо регулярно – через каждые несколько лет, по мере появления факторов, свидетельствующих о том, что пора вносить качественные изменения.

Направления модернизации

Их сразу несколько:

  • Улучшение технологий – заключается во внедрении авторских разработок, рационализации норм расхода, повышении стандартов, устрожении следования нормативам. Все это повышает конечное качество продукции, а значит делает ее более конкурентоспособной.
  • Автоматизация – сводится к выполнению операций без участия человека и к высвобождению какой-то части персонала; этих людей можно рассчитать или поручить им другие задачи. Способствует снижению зарплатного фонда и приросту в эффективности труда.
  • Механизация – реализуется путем введения в эксплуатацию нового оборудования, которое современнее, надежнее, опциональнее старого. Это оборачивается уменьшением расходов на ремонт и времени простоев, общим улучшением ресурсов организации.
  • Энергетическая модернизация – заключается в сокращении потребления электричества за счет использования сберегающей техники.

А также расширение функционала, изменение назначения некоторых приборов, повышение точности и долговечности определенных машин благодаря установке дополнительных модулей и надстроек.

Ограничения программы модернизации, причины, по которым правительство штата не рискует реализовывать ее

Способы и виды модернизации производственных процессов

  • Частичная – заменяются лишь отдельно взятые элементы системы, а рабочий цикл если и задерживается, то ненадолго; номенклатура остается такой же. Допустим, вакуумный транспортер устанавливается вместо ленточного.
  • Комплексная – более глубокая, чем предыдущая, предполагающая снижение объемов выпуска на первых порах, но быстрое наращивание после и выход на новый уровень мощностей изготовления; может вносить ключевые изменения. Например, переоборудуется целый сектор завода.
  • Полная – максимальная по охвату, подразумевающая тотальную реконструкцию, внедрение более современных методик труда, ввод в эксплуатацию станков последнего поколения; связана с самыми значительными затратами, но также дает лучшие предпосылки для развития.

Считается, что изменения целесообразны, если они окупаются в 2-3 раза быстрее, чем истекает срок службы устанавливаемых машин, и при этом обеспечивают прирост производительности в 20-30%.

Выбор оборудования и поставщиков

На втором этапе реализации программы модернизации производства крайне важно правильно определиться, потому что:

  • чем надежнее партнер, тем быстрее он привезет аппаратуру, и тем дешевле она обойдется;
  • чем современнее и функциональнее техника, тем шире возможности, тем лучшего качества продукции удастся добиться.

Поэтому не пожалейте сил на анализ: сравните варианты и обязательно учтите, сколько времени будет потрачено на то, чтобы все, заказанное вами, привезли на объект. На это может потребоваться несколько месяцев. Значит, при прочих равных, лучше сотрудничать с теми, у кого необходимые станки уже есть в наличии, и кто находится с вами в одной стране или хотя бы на том же континенте.

В списке целей модернизации производства находится устранение человеческого фактора, повышение качества продукции, сокращение ручного труда, и все они достигаются благодаря автоматизации. Она, в свою очередь, возможна за счет активного использования специализированного программного обеспечения. И мы хотим привести два решения, полезное ПО для подключения и применения которых доступно к заказу в «Клеверенс».

Ограничения программы модернизации, причины, по которым правительство штата не рискует реализовывать ее

Как внедрить ТСД

Начнем с того, что же это: под аббревиатурой скрываются Терминалы Сбора Данных – компактные переносные сканирующие устройства, считывающие штрихкоды с товаров, сохраняющие их в памяти и передающие их в систему учета.

Зачем они нужны? Основные причины:

  • для прихода – для корректного оформления поступающего сырья и расходников от поставщиков и точной проверки на пункте приемки;
  • для инвентаризации – для правильного пересчета имеющихся единиц и предотвращения потерь и хищений;
  • для списания – для законной отгрузки уже готовой продукции клиентам;
  • для исключения ошибок, которые случаются из-за человеческого фактора.

Таким образом ТСД автоматизирует работу склада, что способствует повышению производительности, но для этого их необходимо интегрировать в систему «1С: Предприятие». Сделать это можно одним из двух способов:

Офлайн – мобильное устройство (телефон), с ОС Windows и драйвером, станет считывать и сохранять данные. А для передачи собранной информации достаточно будет подсоединить его через USB-порт к компьютеру с 1С, перенести нужные файлы на сервер и провести синхронизацию. Преимущества – в автономности, отсутствии нагрузок на хост-машину и сеть, простом меню встроенной программы. Недостатки – в зависимости от заряда батареи и необходимости многократно повторять операцию вручную.

Онлайн – гаджет-терминал тот же, но уже с RDP-подключением и специальным интерфейсом оператора, что позволяет напрямую обращаться к серверу, используя удаленный рабочий стол, параллельно с ПК-пользователями. Плюсы – в актуальности БД, отличной масштабируемости, отсутствии привязки к конкретной единице оборудования. Минусы – в малой степени эффективности при отключении сети и в том, что при большом количестве одновременных обращений могут наблюдаться задержки и ошибки в передаче.

Ограничения программы модернизации, причины, по которым правительство штата не рискует реализовывать ее

Как внедрить Mobile SMARTS от «Клеверенс»

Продолжая рассматривать, как модернизировать производство, разберем, как интегрировать эту платформу с товароучетными комплексами ПО. Это нужно для выгрузки заданий, справочников, таблиц, для получения ответов на запросы, для сохранения собранной информации в базе.

Есть два подхода настройки ПО для обмена данных:

  • По инициативе внешней системы (транспортной, складской или промышленной). Она сама, согласно установленному расписанию или после пользовательских действий, будет осуществлять выгрузку/скачивание через CSV/Excel файлы, REST API, компоненту доступа.
  • Через коннектор – в данном случае уже сам сервер Mobile SMARTS обращается к ОС, через Axapta, MS SQL, 1С или другое подходящее решение, и получает или передает нужную информацию.

Для правильной работы крайне важно задать соответствующий режим функционирования платформы. И подробнейшие консультации по ее настройке вы получите в «Клеверенс».

Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что своевременное внесение изменений – залог современной работы и выпуска качественной продукции. Но к сожалению, модернизации производства в России до сих пор «традиционно» уделяют незаслуженно мало внимания. Пора это исправить, и весь софт для автоматизации и внесения улучшений вы найдете в нашем каталоге.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *