Патриотическое воспитание казахстанской молодежи

Сегодня, 19 сентября, на IV Конгрессе молодежи Казахстана министр образования и науки Бырганым Айтимова презентовала проект государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РК», передает корреспондент KZ-today из Астаны.

«По результатам социсследований министерства образования, из 2000 опрошенных более 15% казахов не считают себя гражданами своей страны, среди представителей других национальностей это число достигает 30%. Безусловно, это беспокойный фактор», — отметила Б. Айтимова.
Как сообщила министр, в рамках проекта предусмотрено «внедрить в программу школьных дисциплин дополнительные учебные материалы, воспитывающие в школьниках патриотическое мировоззрение. Создать и распространить ориентирующие тематические сценарии празднования государственных праздников. Транслировать по центральным и региональным телеканалам передачи, посвященные вопросам патриотического, духовно-нравственного воспитания». «Ожидается, что программа сформирует модель казахстанского патриотизма», — добавила министр образования.
Проект программы был разработан по поручению президента РК Нурсултана Назарбаева. Рабочую группу по разработке проекта программы возглавил госсекретарь РК Оралбай Абдыкаримов. В состав рабочей группы вошли вице-министры образования и науки, обороны, юстиции, труда и соцзащиты, а также директоры департамента молодежной политики, департамента внутренней политики.
15 октября проект программы будет представлен на рассмотрение правительства.
При использовании информации ссылка на ИА «Kazakhstan Today» обязательна

АСТАНА. 12 октября. Kazakhstan Today. Утверждена государственная программа патриотического воспитания граждан Казахстана. Соответствующий указ подписал во вторник глава государства Нурсултан Назарбаев, передает агентство.

«Утвердить Государственную программу патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006 — 2008 годы», — говорится в тексте указа, опубликованного в официальных СМИ в четверг.

«Государственная программа патриотического воспитания граждан Казахстана на 2006 — 2008 годы разработана в целях формирования у граждан высокого патриотического сознания, чувства гордости за свою страну, воспитания готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины посредством планомерного развития системы патриотического воспитания», — говорится в комментариях к указу, подготовленных социально-политическим отделом администрации президента.

Задачами госпрограммы являются «создание организационных предпосылок и системы мер, способствующих формированию у целевых групп граждан чувства осмысленной гражданской солидарности и сопричастности, межэтнического и межличностного взаимопонимания; обеспечение взаимодействия государства и общества? при проведении комплекса мероприятий по воспитанию казахстанского патриотизма, толерантности, уважения к правам и свободам человека; создание условий и социальных предпосылок для формирования цивилизованных гражданских и межличностных отношений», сказано в тексте.

«В целом программа рассчитана на развитие важнейших качеств граждан, необходимых для созидательной деятельности в интересах Отечества, укрепления государства, защиты его национальных интересов и обеспечения устойчивого развития», — отмечается в комментариях.

При использовании информации ссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна

Кто есть кто в новом Мажилисе. Полный список

Побег из Инчхона: казахстанец сдался полиции в Южной Корее

Масштабная операция КНБ: изъята рекордная партия наркотиков

Алматинцев обеспокоил выкорчеванный кустарник в парке Ганди

«Коленом бей!» Как эмоциональная девушка-тренер прославилась в сети

Скандальная стройка ЖК в Самал-3: алматинцам вернули сквер

Как повышение ставок ФРС США может отразиться на экономике Казахстана

«Чтобы понять казахов, нужно знать язык». Зачем в Армении учат казахский

В Астане вместе со снегом снова «растаял» асфальт

«В эту сферу приводит низкая самооценка». Почему казахстанские девушки идут в проституцию

Европейская экономическая комиссия ООН признала проект Нархоза одним из лучших

Гороскоп на 29 марта. «Доверьтесь интуиции»

Правильно проехал? В сети разгорелись споры о ПДД после вирусного видео в Астане

На сколько килограммов реально похудеть за месяц

Названы участки трасс, где начнут фиксировать скорость по принципу «Сергек»

Казахстанцы могут добавить удостоверение, права и техпаспорт в электронные кошельки

Музыкант Qurt находится в реанимации

Сбежавший заключенный попросил вознаграждение за свою поимку

Мужчина попытался выпрыгнуть из самолета на ходу и оказался в «психушке»

В Индии разбушевались слоны и начали убивать людей

Елена Рыбакина уверенно пробилась в полуфинал Miami Open

Жозе Моуринью поставил ультиматум «Роме»

Тренер сборной обратился к казахстанцам после сенсации в отборе на Евро

Тайсон затискал Хасбика, вызвав недоумение фанатов

Уникальная культура тюркского мира. Как прошел The Spirit of Turkistan

Монолог следователя об угрозах, выгорании и преступлениях

Золотые сопки Бестобе

Прежде чем приступить к воспитанию школьников, необходимо чётко сформулировать цель воспитания, которая должна быть социально обусловлена и в равной мере определяться как интересами общества, так и интересами и особенностями личности.

Под воспитанием школьника понимается, прежде всего, комплексное свойство личности ученика, которое характеризуется наличием и степенью сформированности общественно значимых качеств, отражающих его всестороннее развитие.

Казахстанский компонент содержания воспитания чётко определён в «Комплексной программе воспитания в организациях образования РК» на 2008- 2014 годы, где одним из приоритетных направлений воспитания является формирование казахстанского патриотизма.

Разработаны Критерии патриотической воспитанности:

  • целенаправленность (молодые люди имеют цель в жизни, добросовестно относятся к получению образования, определились с выбором дальнейшей профессии);
  • дисциплинированность (нарушения дисциплины не характерны);
  • коллективизм (деятельность коллектива неотделима от жизнедеятельности личности);
  • здоровый образ жизни (отказ от курения, употребления спиртных напитков и наркотических средств, активные занятия физической культурой и спортом);
  • патриотическая деятельность (осознанное активнее участие в практических мероприятиях патриотической направленности), и уровни патриотической воспитанности:
  • низкий уровень (для молодёжи этого уровня целенаправленность жизни не является главной определяющей; молодые люди пассивно или отрицательно относятся к военной службе; в случае столкновения с ситуациями, требующими морального и физического напряжения, нередко проявляется желание отступить от достижения цели);
  • средний уровень (молодые люди имеют цель в жизни; серьёзно относятся к выполнению своего долга перед Отчеством; имеют понятие о патриотизме, но не проявляют высокую активность при выполнении общественных поручений; склонны игнорировать мнение коллектива);
  • высокий уровень (патриотизм и интернационализм для молодых людей являются главными определяющими в их жизни; они имеют активную жизненную позицию и правильное представление о своём предназначении в обществе; молодёжь осознаёт необходимость выполнения своего долга перед Отечеством; мнение коллектива играет важную роль; здоровый образ жизни является определяющим дела и поступки).

Исходя из этого, определены пути совершенствования системы патриотического воспитания:

  • формирование мировоззрения учащихся через обогащение патриотическим содержанием её жизнедеятельности при взаимодействии всех субъектов патриотического воспитания;
  • практико-ориентированная направленность средств патриотического воспитания;
  • использование воспитательного потенциала культурно-исторических особенностей региона в целях патриотического воспитания учащихся;
  • прикладная физическая подготовка с целью формирования жизненно важных двигательных умений и навыков, развития специальных физических качеств, укрепления здоровья и повышения работоспособности человека;
  • осуществление систематического контроля за процессом патриотического воспитания молодёжи органами государственной власти.

Воспитание должно подготовить человека к одной из главной роли в жизни — к роли гражданина, которая предусматривает выполнение гражданских обязанностей — чувства долга перед страной, обществом, родителями, чувство национальной гордости и патриотизма, уважение Конституции государства, государственной символики, ответственность за судьбу страны, бережное отношение к национальным и природным богатствам государства.

Ситуация развития современного общества Казахстана на данный момент создаёт хорошие предпосылки для формирования активной гражданской позиции молодого поколения. Здесь важно, чтобы произошло принятие подростками нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей и убеждений.

Помимо личных устремлений человека нужны общечеловеческие ценности и одним из них является чувство патриотизма. Именно восприятие патриотизма, толерантности и национального согласия противостоит таким понятиям как падение нравственности, «потеря поколения», чувству иждивенчества и направлено против социального безразличия, роста преступности и наркомании, поэтому основу воспитания гражданина Республики Казахстан составляет казахстанский патриотизм и национальное согласие.

Читать также:  Наименование целевого показателя индикатора государственной программы

Патриотизм — это чувство, понятное и присущее каждому разумному человеку. Он является нравственной категорией, неотъемлемой от индивидуальных и гражданских качеств личности. Вставить определение из Комплексной программы.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика, выражающаяся в мировоззрении человека, нравственных идеалах, нормах поведения. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Зарождается патриотизм с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам. Это первая ступень формирования патриотизма.

Вторая ступень идёт через воспитание любви к Малой Родине — деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства Малой Родины нет и большого патриотизма.

Третья ступень формирования патриотизма — воспитание любви к Отечеству, народу, его истории, культуре, традициям.

Таким образом, начинается процесс формирования патриотизма в семье, любовь к Родине — его финал.

Безусловно, воспитание личности — патриота PK в школьный период осуществляется в течение всего учебно — воспитательного процесса: и во время учебной деятельности (в рамках курсов истории, литературы, при изучении казахского языка) и во внеклассной деятельности.

Ценностные ориентиры, необходимые для усвоения, определяют приоритетные направления в воспитательном процессе, в школе разработана программа «Активное гражданство». Целью, которой является «Воспитание учащихся в духе демократии, свободы, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма»

Программа, создана на основе следующих принятых регламентирующих документов:

!.Программы по изучению Конституции PK.

  • Программы «Казахстана 2050»
  • Ежегодного Послания Президента народу Казахстана.
  • Закона «О языках РК» 2004 г.
  • Закона «О государственной символике» 1996 г.
  • Комплексной программы воспитания в организациях образования PK на 2006-2011 г.
  • Государственной программы патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006-2008 г.
  • Приказа «Об утверждении Правил о церемониале применения Государственных символов Республики Казахстан при проведении торжественных мероприятий в организациях образования»

Целевая программа охватывает все годы обучения ребенка в школе и состоит из следующих этапов: (Приложение №2)

На первом этапе (6-10 лет) задачей — доминантой является формирование социально — культурных ценностей на уровне представления. Система ценностей, ориентированных на усвоение: Родина как место, где родился человек. Родной язык. Государственные символы и атрибуты РК. Формирование понятий мужество, отвага, дружба.

На втором этапе (11-14 лет) задача — доминанта — расширение представления о социальном устройстве жизни, так как с точки зрения психологов на первом месте ставятся социальные мотивы.

Система ценностей, ориентированных на усвоение: Патриотизм как отношение к Отечеству, иинтернационализм как нравственное качество человека. Расширение представления о государственной символике (Гимн, Герб, Флаг) Формирование понятий ввзаимопомощь, взаимовыручка, чувство ответственности за окружающих.

На третьем этапе (15-17 лет) задача — доминанта — формирование идеала жизни и идеала человека, так как в старшем возрасте ведущая деятельность — самоопределение личности ребёнка, потому что на первое место выходят личностные мотивы.

Система ценностей, ориентированных на усвоение: Демократическое, суверенное государство. Способы взаимоотношения государства и гражданина. Гражданское отношение к историческим национальным традициям, !!интернациональное сознание. Назначение человека в жизни: содействовать благу других, созидать. Формирование понятий совесть, свобода, гражданский долг, идеи гуманизма.

Для каждого этапа реализации целевой программы разработаны определенные мероприятия. При этом каждый классный коллектив конкретизирует данную программу. Исходя из особенностей жизни класса, интересов и возможностей школьников, в каждом классе разрабатывается своя собственная система дел по её реализации.

Особое значение в программе придаётся изучению государственных символов Республики Казахстан. Государственная символика является комплексом культурных эмблем нации, это условные знаки, выражающие национальные ценности, определённые стороны жизни народа и государства. Правильное использование государственной символики способствует формированию гражданского самосознания и чувства общности.

В мире немало развитых стран, целенаправленно формирующих у граждан патриотические чувства, уважительное отношение к национальным символам — Флагу, Гербу, Гимну, национальным праздникам. Во многих странах государсвенные символы используются в качестве источника создания положительного образа государства, являются предметом национальной гордости, служат объектом выражения патриотических чувств и волеизъявления. Использование государственных символов в патриотическом воспитании учащихся — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности детей, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества.

Для изучения и популяризации государственных символов страны, государственного языка и народных традиций в школе проводятся Праздники языков, общешкольные линейки «Тіл менің — байлыгым», акции «Это — наш Гимн!», конкурс пословиц, поговорок народов Казахстана, конкурсы стихов о родном языке, сочинений «Роль Конституции в современной жизни», рисунков «Земля моя — мой Казахстан», викторины, конкурсы на «Лучшее оформление уголков и стендов по государственным символам страны», литературные композиции, посвящённые деятельности казахстанских просветителей.

Казахстан — это многонациональное государство, поэтому традиционно в школе проведение фестиваля дружбы народов Казахстана «Казахстан — наш общий дом», конференций по Посланию Президента Республики Казахстан, игр знатоков «Судьбы великих людей Казахстана», праздничных программ, приуроченных к государственным праздникам, все эти мероприятия посвящены идеям национального согласия, познанию культуры, изучению традиций казахского народа.

Любовь к Отчизне, к месту, где ты родился, вырос и осознал себя как личность, выше любви к государству. Историю Малой Родины, о людях воспевших её, узнают дети из курса классных часов, посещение эксукурсии музеев города.

Система патриотического воспитания среди детей и учащейся молодёжи предусматривает в процессе воспитания и обучения создание детских и молодёжных общественных движений и организаций, творческих союзов.

Особое место в программе занимает работа детской школьной организации, которая была создана в 2005 году. За прошедший срок с момента создания ДШР «Тулпар» сделала огромный рывок. Это результативное участие в городских конкурсах, отлаженная система работы в школе.

Традиционным стало проведение ГОРОДСКИХ слётов военно- патриотических клубов, военно-спортивных игр «Улан», «Алау», конкурсов солдатской песни «Майские звёзды», уроков Мужества, операций «Поиск», Дней воинской славы, открытых дверей в войсковых частях и высших военных училищах, вечеров «Отечества достойные сыны», ГОРОДСКИХ военно- патриотических акций «Патриот», «Забота».

Мы не исключение и также являемся активными участниками этих мероприятий, проводимых в школах города и на базе нашей школы.

Военно — патриотическое воспитание — одно из важных направлений по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, воспитания чувства верности своему Отечеству.

В рамках военно-патриотического воспитания на протяжении многих лет учащиеся нашей школы, ведут «тимуровскую и поисковую работу», они посещают ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла, оказывают им посильную помощь.

Это коллективное дело, взятое из опыта работы детских организаций. Данное дело проявляется в системе класса: за каждым классом закрепляется ветеран войны или труда и даётся поисковое задание для классного коллектива. Здесь важен метод разъяснения патриотического и гражданского долга на примерах героических подвигов соотечественников и их повседневной деятельности.

Особенностью микрорайона является отдаленность от центра. И на базе школы проводятся множество мероприятий совместно с KMC 10, Советом ветеранов — праздники, Уроки мужества, праздничные концерты.

Организовываются с участием ветеранов смотры песни и строя в 5-11 классах, военно-спортивная игра «Алау» в 5-9 классах.

Встречи с ветеранами вызывают у школьников неподдельный интерес. Воспоминания ветеранов, их высказывания по актуальным проблемам, как дружба между народами, необходимость защиты Родины, борьба против разных форм экстремизма, звучат на встречах с учениками особенно весомо. Подчас именно ветераны или труженики тыла помогают школьникам осознать сложную реальность нынешнего времени.

Читать также:  Отличие ведомственной программы от государственной

Традиционным мероприятием в школе стал парад классных коллективов по итогам года, посвященный 9 мая. Одно из направлений работы, также направленное на воспитание патриотизма у учащихся это совместная работа с Советом афганцев.

Все вышеперечисленные мероприятия и дела в той или иной мере можно использовать в системе любого классного коллектива, а также на общешкольном уровне.

Естественно, при планировании мероприятий по патриотическому воспитанию возникают трудности. В частности, до сих пор в организациях образования недостаточно качественных, эффективных по содержанию материалов по культуре мышления и толерантности, основанных на современных казахстанских общественных и культурных реалиях и связанных с менталететом казахстанцев, мало книг для детей, способных пробудить в их сознании чувство патриотизма, любви к своей Родине, вызвать стремление принести пользу Отечеству.

Одной из эффективных форм методической работы является открытые внеклассные мероприятия, которые позволяют осуществить поиск и апробацию новых форм воспитательной работы, направленных на формирование казахстанского патриотизма.

В заключении хотелось бы отметить, что патриотизм был и остаётся нравственным и политическим принципом, социальным чувством, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданности ему, в гордости за его прошлое и настоящее, стремление и готовности его защитить. Патриотизм- одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками борьбы за свободу и независимость Родины, поэтому насколько педагог сможет развить в ребёнке данное чувство, настолько будет сплочённым и толерантным в целом наше общество, зависит от самого педагога. Проблемы патриотического воспитания важны, в том числе, и для педагогического самосовершенствования учителя, здесь, несомненно, важен метод личного примера педагогов по патриотическому отношению к Родине и её ценностям.

  • Комплексная программа воспитания в организациях образования PK на 2006-2011 г.
  • Государственная программа патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006-2008 г.
  • Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе. Воспитание школьников. № 6. 2006 г.
  • Валиев И.И. Патриотическое самовоспитание учащихся,-Уфа. 1991.
  • Прохорова О. Выявление, обобщение и распространение опыта реализации пректов гражданского становления и патриотического воспитания молодёжи. Воспитание школьников.№3. 2006г.
  • Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия. Воспитание школьников. № 5. 2007 г.

Патриотическое воспитание молодежи — это часть государственной молодежной политики страны. Быть патриотом своей страны — всегда большая честь для любого человека, имеющего гордость и собственное достоинство. Но патриотами не рождаются, ими становятся. Причем патриотическое воспитание в уверенно развивающемся государстве не следует оценивать только как творческий процесс. Это еще и борьба за молодежь, будущее страны, борьба против таких негативных явлений, как вынужденная миграция, рост преступности, наркомании, алкоголизма и экстремистских настроений.

Казахстан государство с полиэтничной и проликонфессиональной общественной структурой стремится к созданию единой идеологии, основанной на патриотизме, любви к своей земле. Это достаточно сложная задача, требующая последовательности, целостности и сохранения единства и общественного согласия. Формированию и укреплению патриотизма подчинена Государственная программа патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006­2008 годы, цель которой формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства гордости за свою страну, воспитание готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины посредством целенаправленного развития системы патриотического воспитания. Основным приоритетом национальной идеологии Казахстана, на наш взгляд, является способствование государственной власти проводить политику реализации основной стратегической конституционной задачи — «утверждать себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими цен-ностями которого является человек, его жизнь права и свободы» /1/.

Кроме того, задача патриотического воспитания молодежи заключается в том, чтобы показать подрастающему поколению смысл, содержание и цели действующих в Казахстане религиозных объ-единений. Необходимо создание новой системы воспитания казахстанского патриотизма. Пропаганда национальной идеологии, воспитания казахстанцев при помощи стимулирования развития национальных культур, языков, обычаев и традиции, воспитания национального патриотизма на примере исторического сознания казахского и других этносов, проживающих на территории Казахстана. Такая идеология будет способствовать решению проблем укрепления политической независимости Казахстана, этнополитической и этнокультурной общности казахстанцев, нравственного, физического и экологического оздоровления населения. Она активно выступает против шовинизма, сепаратизма, национализма, проявлений трайбализма и национальной замкнутости. Важно, чтобы государственная идеология выступила в качестве оздоровляющей духовной силы во всех сферах жизни казахстанского общества.

Министр образования и науки Б.Жумагулов отметил, что «Наша задача — дать поколению, устремленному в будущее, позитивные жизненные ориентиры, научить его гордиться своей страной» /4/. Ведь на самом деле казахстанский патриотизм — это веское основание гордиться своей Родиной, которая одной из первых на постсоветском пространстве вырвалась вперед и строит новое государство, удивляя своими амбициозными, масштабными преобразованиями не только зарубежных политиков, лидеров государств, но и своих соотечественников. В менталитете казахов много позитивных моментов, которые очень пригодились бы в формировании нравственного поведения современной казахской молодежи. Активный призыв к формированию общеказахстанского патриотизма в начале переходного периода в Казахстане послужил своего рода общенациональной идеологией. Думается, что есть серьезные основания для дальнейшего распространения и развития этой идеи в нашем обществе.

Как было отмечено выше, в 2006 году Указом Президента Н.А. Назарбаева был утвержден проект Государственной программы по патриотическому воспитанию граждан РК на 2006-2008 годы /6/. В данной Программе казахстанский патриотизм определяется как осознанная ответственность каждого гражданина за судьбу, безопасность, будущее своей Родины. Строить здоровое общество и сильное государство может только человек, воспитанный в духе патриотизма. Это должна быть уникальная личность, готовая внести свой вклад в построение правового государства и гражданского общества. Сам термин «патриотизм» (от греческого Pathis — отечество) означает нравственный и политический принцип, внутренне присущий гражданину. Воспитание патриотизма должно быть основано на героической истории нашего народа, которая способствует не только нравственному развитию личности, но и формированию гражданственности. Возрождая традиции и достижения предшествующих поколений, мы создаем условия для поступательного движения в будущее, и в этом велика роль образования, как фактора обеспечения мира и стабильности путем воспитания в духе толерантности и согласия.

Конечно же, в процессе воспитания патриотизма важнейшую роль играет государственная идеология. Если государство устранится от этой проблемы, то будет полная анархия, как в начале 90-х, причем вакуум быстро заполнит чуждая, а порой и просто враждебная нам «шкала ценностей». Как отметил Гани Касымов «Патриотизм — общественный взгляд на роль гражданина в собственной стране. Казахстанский патриот — образ, который создает государство, становясь рабом своих граждан. Это система мировоззрения каждой личности, растущей в атмосфере подлинной свободы. Если все эти три показателя в совокупности находятся в системе координат Казахстана, это и есть настоящий патриотизм, при котором человек не предаст интересы родины, а государство будет защищать каждого индивида до последней возможности. Все это может быть реальным в Казахстане, если будет политическая воля. Но проблема в том, что о патриотизме в первые годы независимости в нашей стране не задумывались, потому что у людей были другие цели — хорошо жить. Тогда государство не знало, кому оно служит, а граждане не знали, для чего живут» /8/.

Сегодня проблема с патриотизмом существует. Причем в кризисном состоянии находится не толь-ко чувство любви к Родине, но и многие другие фундаментальные ценности: почитание старших, скромность, порядочность и др. Современным миром правят эгоизм, прагматизм и культ материального превосходства, множатся самоуничижение, равнодушие, одиночество. Материальный фактор, возможность уехать за рубеж в поисках лучшей жизни иногда пересиливает привязанность к своей стране. Но говорит ли это об антипатриотизме? Как найти тонкую грань между духовным и материальным? Любому человеку нужно понять одну вещь. Патриотизм — это понимание собственного участия, который подтверждается ежедневной работой на благо своего отечества. Нашей стране повезло, мы определили свой путь и теперь все вместе создаем идеологию. При этом нужно брать все лучшее из советского опыта и сделать акцент на нашей истории, культуре. Настоящий патриот никогда не станет недоброжелателем своей страны. Патриот тот, кто делает все для своей страны и исходит из интересов своей страны. Не может быть сильным ни государство, ни общество, если народ не объединен чувством любви и преданности своему отечеству. В этом смысле патриотизм должен стать приоритетом в воспитании чувства гражданственности молодого поколения страны. Сейчас перед нами, перед государственной властью, стоит задача создать систему воспитания молодежи, базирующуюся на патриотизме, моральных и нравственных цельностях, правовой культуре человека. Для современного казахстанского общества важно, чтобы каждый человек не только помнил свою историю, гордился своей страной и понимал, что от успеха страны зависит счастье каждого, но при этом не оставался безучастным к событиям, происходящим в государстве.

Читать также:  Приказ Министерства транспорта РФ от 2 марта 2017 г. N 69 "Об утверждении Методики оценки эффективности государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы"

Благодаря проведению эффективной патриотической политики сегодня в Казахстане достигнуто устойчивое общественное согласие. Граждане страны единодушны по отношению к безусловной необходимости патриотизма, который наблюдается в каждодневной жизни. Из истории развития государств известно, что если вести неправильную патриотическую политику, то можно нажить беды. Об этом знают многие лидеры государств. Сегодня в Казахстане царят мир и согласие, и это как заслуга властей, так и всех народов, которые живут в нашей стране. Благодаря такой взвешенной политике Казахстану удалось избежать сложного периода развития многих молодых государств, где понятие «патриотизм» было девальвировано либо искажено, а в нашей стране воспитание гражданственности и патриотизма является целеполагающим предметом. «Наша важнейшая идеологическая задача — вос-питание казахстанского патриотизма, формирование ясного самоопределения каждого гражданина», — отмечает Президент Казахстана. При этом основная линия патриотической политики, проводимой Главой государства, заключается в том, чтобы поставить во главу угла приоритет политической об-щности всех казахстанцев, приоритет согражданства над другими формами идентичности. Не случай-но в своей работе «Идейная консолидация общества как условие прогресса Казахстана» Нурсултан Назарбаев подчеркивает, что формирование «подлинного патриотизма, настоящей гражданственности предполагает четкое политическое самоопределение личности, осознанный выбор своей Родины» /9/. В одном из своих посланий народу страны Глава государства назвал патриотизм одним из важ­нейших факторов построения нового Казахстана. В сентябре 2009 года Н.Назарбаев призвал активизировать идеологическую работу и патриотическое воспитание, выступая на заседании Совета по развитию науки. В феврале 2011 года на съезде народно-демократической партии «Нур Отан» Н.Назарбаев констатировал, что достижения Казахстана повысили уровень патриотизма и объединили всех казахстанцев. Казахстанский патриотизм, несомненно, имеет гражданский характер и, признавая существующие различия в политических взглядах и убеждениях, предполагает уважение к сложившимся за годы независимости в Казахстане политическим институтам и традициям.

Необходимо отметить, что наша республика обладает всей необходимой совокупностью ярких особенностей и общепризнанных достижений, которые способны стать основой для осознания им себя как успешного и перспективного суверенного государства — признанного и уважаемого члена международного сообщества. Значимыми элементами казахстанского патриотизма, безусловно, должны стать традиционные символы и ценности национальной культуры, формирующие национальное самосознание и идентичность многонационального народа и нашедшие свое выражение в таких значимых национальных брендах, как флаг, герб и гимн Казахстана.

Кроме того, большое значение для формирования национальной идентичности имеет способность казахской культуры воспроизводить свое уникальное национальное содержание, оставаясь открытой для восприятия культурного опыта других народов. А.Хажалиев, председатель чечено-ингушского культурного центра в этой связи отметил, что «молодежь должна знать историю того народа, где живет. Изучала историю прошлого, будем говорить, в частности, Казахстана, казахского народа, этим мы поднимем патриотизм, поможем понять, что наше прошлое было богатым, а народ самоотверженным» /10/. Важной составной частью казахстанского патриотизма являются его открытость миру, уникальный синтез восточной и европейской культур, особая культура диалога. Казахстан — это пространство встречи степной и оседлой культур, тюркского и славянского миров, создавших неповторимый цивилизационный сплав, что особенно актуально в ситуации многочисленных современных противостояний.

Национальное единство в соответствии с современным толкованием этого понятия предполагает создание консолидированного сообщества сплоченных этнических, религиозных и других социокультурных групп. В результате оно обеспечивает безопасность внутри страны, а основой единства является общая история, из которой нужно уметь извлечь необходимые уроки. Очевидно, что необходимо активнее распространять мировую известность казахстанской модели межэтнических и межконфессиональных отношений. В этой связи особое значение приобретает укрепление общенациональных ценностных ориентиров, сплачивающих современное казахстанское общество, — таких, как толерантность, единство, взаимопомощь, благотворительность и др.

Важным основанием для формирования патриотического сознания казахстанской молодежи являются и экономические успехи Казахстана, ускоренный экономический и социальный прогресс, а так-же сама модель экономических реформ, позволяющая решать задачи национального развития и явля-ющаяся привлекательной для других государств. Создание несырьевой экономики и развитие иннова-ционно-индустриального сектора — перспективное для имиджа Казахстана начинание, заявленное в президентской программе «Стратегия-2030» и подтвержденное в ряде других программных документов. В свою очередь, осуществляемая сегодня в стране модернизация систем образования и профессиональной подготовки, ее активная интеграция в Болонский процесс эффективно работают на формирование для Казахстана имиджа будущего.

Важной составляющей казахстанского патриотизма становится и геополитический образ Казахстана, подчеркивающий его значение как влиятельной евразийской державы, как страны, выполняющей значимые консолидирующие и стабилизирующие функции в Центральноазиатском регионе и в Передней Азии, что подкрепляется членством в таких влиятельных организациях, как ОДКБ и ШОС. Безусловно, благоприятное воздействие на формирование перспективного образа будущего в сознании граждан Казахстана является заявленная руководством страны программа «Путь в Европу», где в качестве стратегического приоритета заявлена интеграция страны в общеевропейские экономическое, правовое и социально-культурное пространства, что подчеркивает выбор европейского «вектора развития». Следует также признать, что с момента обретения независимости в Казахстане были созданы все атрибуты суверенного государства, все необходимые правовые и политические условия для развития институтов гражданского общества политических партий, неправительственных организаций, независимых СМИ.

Таким образом, казахстанский патриотизм, отражающий достижения молодого, независимого и успешно состоявшегося государства во всех сферах его деятельности, имеет все необходимые предпосылки, для того чтобы состояться в качестве самостоятельного и глубокого политического явления. В его создании призваны участвовать все казахстанское общество, заинтересованное в дальнейшем процветании и благополучии своей страны.

  • akorda.kz/ru/official_documents/the_constitution/the_constitution
  • Политика и общество // Круглый стол в Мажилисе: развитие и укрепление патриотизма молодежи Казахстана через призму образовательной системы Жигер Байтелесов, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 21 апреля 2009.
  • Жумагулов Б. Министр образования и науки РК, «Казахстанская правда», 15 июня 2011.
  • Абдыгалиев Б. Новые приоритеты национальной политики Казахстана // Свободное общество. — Астана — Март. — №1 (1). — С. 69.
  • Проект государственной программы по патриотическому воспитанию граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы /google. kz/.
  • knigo.com/p/philos/berdyaev/berdnhtm
  • zakon. kz/90811-kazakhstanskie-chinovniki-ocenil html
  • Назарбаев Н.А. Идейная консолидация общества — как условие прогресса Казахстана // Стратегия неза-висимости. — Алматы, 2003. — С. 84-120.
  • khabar.kz/rus/socium/Roli_patriotizma_v_zhizni_obshtestva_obsudili_kazahstanskie_politiki.html
  • baiterek.kz/index.php?journal=36&page=626

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *