Первоначально в России была принята Государственная программа развития образования

Экс-министру Елжану Биртанову вынесли приговор

Новые видео с «прокурорами» Караганды обсуждают в Сети

Нашелся пропавший в Турции казахстанский студент

БАКАД введут в эксплуатацию в этом году

В Астане впервые вручили премию Urker в номинации имени Батыра Казыбаева

Из-за видео с «прокурором с ножами в кармане» начата проверка в Караганде

Токаев направил телеграмму с соболезнованиями президенту Ирана

«Отрезали хвосты и уши». Шокирующие истории из практики столичного ветеринара

Суррогатное материнство. Кому оно доступно и как устроено в Казахстане?

«Ребенок залипает в телефоне». Как клиповое мышление влияет на детей

«Здесь больше всех уважают казахов». Репортаж из «казахского» района в Стамбуле

Эти 6 вещей нужно сделать до Нового года, чтобы встретить его счастливыми

Канье Уэста выпроводили из офиса Skechers

Онлайн-шопинг: как выбрать вещи и не прогадать

Растопили сердца казахстанцев: встречу матери с сыном-солдатом сняли на видео

Мороз, гололед и метель: погода в выходные в Казахстане

19-летний россиянин оказался в Актобе без документов, денег и вещей

«Казахстан, который от нас скрывали». Блогер поделился впечатлениями от Алматы

СМИ: летевший из Алматы в Москву самолет экстренно сел в Шереметьево

Что ждет туристов на фестивале шопинга в Дубае

Помог друг: Де Брюйне чуть не упустил красавицу-жену из-за застенчивости

В сети восхитились поведением фанатов «Барселоны» после разгрома и вылета из ЛЧ

«Головкин проведет титульный бой в Казахстане»: названы соперник и дата

Чемпионы «Лиги мемов». Как встретили падение «Барселоны» в сети

Уникальная культура тюркского мира. Как прошел The Spirit of Turkistan

Монолог следователя об угрозах, выгорании и преступлениях

Золотые сопки Бестобе

Сегодня в век информатизации современную жизнь невозможно представить без информационных технологий.  В результате стремительного развития информационной революции информация стала самым главным ресурсом государственного управления. Возник даже новый термин – информационное государство. Указом Президента РК в 2013 году 8 января была утверждена Государственная программа «Информационный Казахстан – 2020».  В этой статье мы попытаемся подробнее выяснить его основные задачи и направления.

Что такое информационное общество?

В информационном обществе главным ресурсом является информация, именно на основе владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно и оптимально строить любую деятельность. Основными критериями развитости информационного общества является наличие компьютеров, уровень развития компьютерных сетей и количество населения, занятого в информационной сфере, а также использующего информационные и коммуникационные технологии в своей повседневной деятельности.

Информационное общество направлено на достижение высокого уровня благосостояния народа за счет развитой и доступной инновационной и инфраструктуры информационных технологий.

Казахстан в свою очередь объективно вовлечен в процесс становления глобального информационного общества. Поэтому, для создания всех необходимых условий, разработана Государственная программа «Информационный Казахстан – 2020», они позволят нашей стране осуществить полноценный переход к информационному обществу.

Информационное общество в Казахстанской перспективе

Инфокоммуникационные технологии стремительно развиваясь становятся важными факторами модернизации общества. Влияние на экономические показатели на образ жизни людей характеризует значимость развития ИКТ для экономики и жизни граждан современного Казахстана.

За последние годы в секторе ИКТ Казахстан сделал значительный рывок.

Сфера почтовой связи, телекоммуникаций и доступ к интернету активно развивается.

Для повышения качества услуг, предоставляемых населению и бизнесу, проведена большая работа по улучшению деятельности НАО «Государственной корпорации «Правительства для граждан», реализованы механизмы диалога и обратной связи государства с населением и бизнесом посредством интернет-ресурсов государственных органов, виртуальных приемных, интернет-конференций. Но создание информационного общества на этом не заканчивается, идет непрерывная работа.

Программой предусмотрены условия для создания возможностей гражданам освоить и получить навыки работы с информационными технологиями посредством электронного образования, пожизненного обучения и подготовки, работать дистанционно, получать услуги доступного электронного здравоохранения. Также, в целях построения более открытой, доступной и конкурентоспособной экономики нашей страны, Программой предусматривается максимальное внедрение интеллектуальных систем в основополагающие отрасли экономики.

Предполагается, что завершающим этапом реализации перехода Казахстана к информационному обществу станет Государственная программа «Информационный Казахстан – 2030».

Основные цели и задачи государственной программы «Информационный Казахстан»

Основная цель программы «Информационный Казахстан—2020» — создание условий, обеспечивающих переход Казахстана к информационному обществу.

Основные задачи  — обеспечение эффективности системы государственного управления, доступности инновационной и информационно-коммуникационной инфраструктуры, создание информационной среды для социально-экономического и культурного развития общества, а также развитие отечественного информационного пространства.

Срок реализации программы –  1этап: 2013-2017 годы, 2 этап: 2018-2020 годы.

В результате реализации Государственной программы «Информационный Казахстан — 2020» республика должна достичь следующих ключевых показателей:

  • Казахстан в рейтинге DoingBusiness Всемирного Банка в 2020 году должен находиться в списке первых 35 стран
  • Индекс «электронного правительства» (по методике ООН) в 2020 году должен находиться в числе первых 25 стран
  • Количество пользователей сети Интернет в 2020 году – 75 %

Этапы реализации программы

Применение информационных технологий на всех уровнях госорганов обеспечит порядок контроля, исключит дублирование данных, это позволит сократить расход бюджета и увеличить качество предоставляемых услуг.

Как же будут реализовываться эти задачи?

  • Будет разработана Единая информационно-аналитическая среда государственных органов. На базе Call-центра «электронного правительства» получит дальнейшее развитие Единый Call-центр по вопросам оказания государственных услуг, жалоб на качество оказания.
  • Будет создан Единый личный кабинет гражданина, предназначенный для официального информационного взаимодействия юридических и физических лиц с государственными органами и организациями по вопросам оказания государственных и негосударственных услуг.
  • Будут открыты специализированные курсы повышения компьютерной грамотности работников той или иной сферы до необходимого уровня знаний, применяемых в его работе ИКТ, проработан вопрос развития рынка дистанционной занятости.
  • Для предпринимателей малого и среднего бизнеса, безработной и/или частично занятой молодежи, а также лиц с ограниченными возможностями здоровья, пожилых людей и других категорий социально незащищенных слоев населения будут проводиться курсы по базовым навыкам компьютерной грамотности и получению государственных услуг в электронной форме.
  • В целях развития здравоохранения будет создана защищенная единая сеть здравоохранения, позволяющая в необходимых случаях организовывать телемосты, консилиумы и консультации с ведущими специалистами отрасли.
  • совершенствование разрешительной системы и контрольно-надзорной деятельности государственных органов, направленных на автоматизацию и оптимизацию бизнес-процессов оказания государственных услуг.
  • будут решены задачи по совершенствованию государственного управления, созданию открытого и «мобильного правительства», развитию доступности информационной инфраструктуры, получению гражданами доступа к услугам электронного образования, здравоохранения и т.д.
Читать также:  На сайте ведомства размещен приказ Минсельхоза России от 26 июля 2019 года за номером N 446, который называется "О внесении изменений в приказ Минсельхоза России о включении информации, составляющей государственную программу и планы ее реализации"

Первоначально в России была принята Государственная программа развития образования

Первоначально в России была принята Государственная программа развития образования

Первоначально в России была принята Государственная программа развития образования

Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 — 2025 годы

Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 988

Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 — 2025 годы (далее — Программа).

2. Центральным, местным исполнительным органам и иным организациям (по согласованию) принять меры по реализации Программы.

3. Ответственным центральным, местным исполнительным органам и иным организациям (по согласованию) представлять информацию в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года № 790 «Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан».

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Казахстан.

5. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 — 2025 годы

Раздел 1. Паспорт Программы

Объем финансирования Программы будет уточняться при утверждении республиканского и местных бюджетов на соответствующие финансовые годы в соответствии с законодательством Республики Казахстан и исходя из возможности доходной части республиканского и местных бюджетов, государственно-частного партнерства и с привлечением других альтернативных источников.

Раздел 2. Введение

В Казахстане реализуется комплекс системных мер по развитию образования и науки. В 2015 году республика приняла на себя обязательства по достижению Целей устойчивого развития Организации объединенных наций до 2030 года, в т.ч. 4-й Цели, которая предполагает обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрения возможности обучения на протяжении всей жизни для всех. Для ее достижения определены основные направления развития образования в мире: обеспечение предшкольной подготовки, модель 12-летнего школьного образования, развитие у учащихся навыков 21 века, равный доступ к недорогому и качественному ТиПО и высшему образованию. Указанные направления являются приоритетными и для казахстанской системы образования.

В 2017 году Казахстан стал участником двух профильных комитетов ОЭСР — Комитета образовательной политики и Комитета по научной и технологической политике, что свидетельствует о международном признании достижений казахстанской системы образования.

Однако в отечественной системе образования и науки имеется ряд актуальных вопросов, требующих решения. Оценка уровня грамотности и компетенций населения Казахстана свидетельствует о значительном отставании от многих стран мира. По результатам Программы международной оценки компетенций взрослых (16-65 лет) ОЭСР (PIAAC), Казахстан занял 34-е место по читательской, 33-е — по математической грамотности (из 39 стран) и 32-е — по грамотности в сфере информационно-коммуникативных технологий (из 36). Результаты Казахстана намного ниже среднего показателя стран-участниц ОЭСР и Российской Федерации (9-е место по читательской и 15-е — по математической грамотности). При неизменности этого положения в системе образования и науки в обозримой перспективе неизбежны дальнейшее ухудшение качества национального человеческого капитала, депрофессионализация кадров и снижение экономического потенциала страны.

Необходимы срочные меры по дальнейшему развитию системы образования и науки в соответствии с лучшими отечественными и мировыми практиками. Так, например, согласно обзору политик стран-членов и партнеров ОЭСР (Education Policy Outlook, 2018), фокус современной государственной политики в образовании концентрируется в шести областях: (1) равенство и качество, (2) подготовка обучающихся к будущему, (3) улучшение организаций образования, (4) система оценивания, (5) управление и (6) финансирование. При этом страны акцентируют свои усилия на решении наиболее важных задач в зависимости от уровня текущего развития и имеющихся возможностей. В рамках указанных областей большинство стран выделяют следующие приоритеты:

выравнивание возможностей обучающихся вне зависимости от социально-экономического статуса семьи;

обеспечение соответствия навыков выпускников требованиям экономики;

профессиональное развитие и высокий статус педагогов;

вовлечение работодателей в подготовку кадров;

оценка системы образования и организаций образования;

построение эффективной структуры управления;

выстраивание коммуникаций с заинтересованными сторонами;

эффективное использование финансовых ресурсов.

Основными вопросами политики в области науки, технологий и инноваций, согласно базе данных ОЭСР STIP Compass, считаются управление, финансирование, исследовательская карьера, программы PhD и постдокторантуры.

С учетом международных оценок и практик, взятых обязательств и достигнутых результатов, Казахстану необходимо в ближайшие 6 лет принять кардинальные меры по улучшению качества образования и науки. В этой связи Программа ориентирована на решение ключевых идентифицированных проблем, развитие системы образования и науки для повышения ее конкурентоспособности и приближения к лучшим практикам стран ОЭСР.

В результате реализации мер по улучшению качества образования и науки ожидается достичь 100 % охват детей от 3-6 лет дошкольным воспитанием и обучением, ликвидация 3-х сменного обучения, 100 % обеспечение интернатами опорных школ сельской местности, создание условий для занятия физической культурой и спортом в школах на 150 и более ученических мест, 100 % кабинетов и учителей будут обеспечены компьютерной техникой, 100 % обеспечение 180 опорных колледжей современным оборудованием и программами, в 2 раза увеличится финансирование высшего образования, в 7 раз (от 43 до 358 млрд.тг.) увеличится финансирование науки.

Раздел 3. Анализ текущей ситуации

Итоги реализации Государственной программы развития образования и науки на 2016 — 2019 годы (далее — ГПРОН 2016 — 2019) показывают исполнение целей и задач на 93,4 %. Так, к 2019 году было запланировано достижение 8 целевых индикаторов и 52 показателей, выполнение 170 мероприятий по 5 направлениям ГПРОН 2016 — 2019. Все 8 целевых индикаторов достигнуты, из них 2 перевыполнены. Из 50 показателей, запланированных на отчетный период, по 46 (92 %) — зафиксировано плановое достижение, по 1 (6 %) — недостижение, по 3 (2 %) — частичное исполнение.

За 3 года реализации ГПРОН 2016 — 2019 сеть дошкольных организаций увеличилась на 1480 единиц (2016 г. — 9 410, 2017 г. — 9 828, 2018 г. — 10 334). В результате 95,2 % детей 3-6 лет охвачены дошкольным воспитанием и обучением (2016 г. — 85,8%, 2017 г. — 90,5%, 2018 г. — 95,2%).

В среднем образовании планомерно осуществляется переход на обновленное содержание. Введены 372 новые школы. 437 государственных школ перешли на подушевое финансирование. Госзаказ получили 80 частных школ.

В рамках проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех» выделен госзаказ на 94,8 тыс. мест. Принят Закон о расширении академической и управленческой самостоятельности вузов. Количество иностранных студентов за 3 года увеличилось на 8,9 тысяч человек с (2016 г. — 12 837 чел., 2017 г. — 13 898 чел., 2018 г. — 21 727 чел.).

Число казахстанских вузов в международном рейтинге лучших университетов мира QS, выросло до 10. Впервые в рейтинг Times Higher Education вошли два казахстанских вуза.

Читать также:  КАК В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ, ТАК И В ФГОС ООО ЕСТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ УСТАНОВЛЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММОЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ

Увеличилась доля софинансирования научной деятельности со стороны бизнеса. Вклад бизнеса в науку за 3 года составил 4,8 млрд тенге.

В целях обеспечения открытости сфер образования и науки оцифрован ряд процедур предоставления государственных услуг, подачи заявок на научные гранты и прием отчетов.

Аналитическое и информационно-медийное сопровождение Программы.

В целях создания позитивного восприятия и понимания населением и целевыми аудиториями (родителями, педагогами, обучающимися и т.д.) государственной политики в сфере образования и науки, а также для принятия мер по информационному реагированию государственных органов на негативные и резонансные темы в средствах массовой информации реализован проект по аналитическому и информационно-медийному сопровождению ГПРОН 2016 — 2019 (далее — PR-проект).

Анализ предыдущих лет реализации PR-проекта показал эффективность проводимых мероприятий по предупреждению негативной реакции общества на нововведения в сфере образования и науки, своевременному реагированию на критику со стороны общественности и общему продвижению идей Программы среди целевых групп населения.

В рамках PR-проекта предусмотрено проведение социологического опроса уровня удовлетворенности населения о проводимой политике в сфере образования и науки. Согласно результатам, полностью удовлетворены 22,3 % опрошенных, еще более половины (50,2 %) утверждают, что скорее удовлетворены. Однако, больше четверти респондентов дали негативную оценку, из них 20,1 % — скорее не удовлетворены и 7,5 % — абсолютно не удовлетворены развитием образовательной системы.

Актуальными остались следующие вопросы.

Повышение статуса профессии педагога и модернизация педагогического образования

За период реализации ГПРОН 2016 — 2019 численность педагогических кадров превысила полмиллиона человек. При этом, несмотря на ежегодный массовый выпуск специалистов в области образования, все еще сохраняется потребность в педагогических кадрах. Отсутствуют действенные механизмы по привлечению и удержанию квалифицированных учителей в школах, в частности, сельских: дорожные и жилищные субсидии, льготы и преференции и др. На педагогические специальности поступают преимущественно абитуриенты с низкими баллами единого национального тестирования (далее — ЕНТ). Система образования не способствует удержанию талантливых учителей. До 35 % педагогов уходят в другие сферы. Отсутствуют механизмы альтернативного входа в педагогическую профессию для мотивированных претендентов.

Благодаря внедрению новой системы карьерного роста учителя, заработная плата увеличена от 30 % до 50 % от должностного оклада (педагог, педагог-модератор, педагог-эксперт, педагог-исследователь, педагог-мастер). Кроме того, учителям, преподающим предметы на английском языке, установлена доплата в размере 200 % от базового должностного оклада.

Однако заработная плата в сфере образования остается одной из наиболее низких по экономике (102 875 тенге при средней зарплате по стране — 163 тыс. тенге), что является негативным фактором, сдерживающим приток квалифицированных кадров. Согласно результатам исследования ОЭСР TALIS-2018, 96 % казахстанских учителей считают, что увеличение их заработной платы должно стать самой приоритетной задачей при увеличении бюджета образования.

Приняты меры по освобождению учителей от несвойственных функций. С 2017 года отменен подворовой обход микрорайонов в рамках всеобуча, утвержден перечень из 5 документов, подлежащих заполнению учителями-предметниками. Однако продолжается привлечение учителей к несвойственной им работе. Так, по результатам TALIS-2018, казахстанские учителя оказались одними из самых загруженных среди 48 стран-участниц (2-е место). При этом основную часть (69 %) этой нагрузки составляет внеурочная деятельность (в среднем по ОЭСР — 47 %). Значительная перегруженность казахстанских учителей во многом обусловлена отсутствием четкого нормирования рабочего времени.

В дошкольном образовании 41,8 % педагогических работников не имеют образования по специальности «Дошкольное воспитание и обучение», 54 % — не имеют квалификационную категорию. Для 22 тысяч педагогов дополнительного образования не предусмотрена система повышения квалификации.

В системе ТиПО за 4 года потребность в мастерах и преподавателях специальных дисциплин выросла почти в 2,5 раза.

Таким образом, несмотря на положительные изменения в системе подготовки и развития педагогических кадров, сохраняется ряд проблем, негативно сказывающихся на привлечении и удержании квалифицированных педагогических кадров. В этой связи Программой предусмотрены меры по решению проблем в сфере развития педагогического потенциала страны.

Сокращение разрыва в качестве образования между городскими и сельскими школами, регионами, учебными заведениями, обучающимися

В международных исследованиях выявлена положительная связь между посещением дошкольной организации и результатами образовательных достижений в школе. Исследование PISA показывает, что в странах ОЭСР дети, посещавшие детский сад не менее одного года, опережают своих сверстников в школе на 1,5 года (PISA-2015: +50 баллов). В Казахстане же данный показатель в два с половиной раза ниже (+20 баллов), что свидетельствует о недостаточном качестве дошкольного образования. Качество услуг дошкольного образования вызывает также много нареканий со стороны родителей (ОЭСР, 2018). Согласно рекомендациям экспертов ОЭСР, Казахстану необходимо уделить особое внимание детям раннего возраста и активно продвигать дошкольное образование для детей младше 3 лет. Поэтому требуется обеспечение государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание и обучение детей в возрасте от 1 года до приема в первый класс.

Результаты международных сопоставительных исследований свидетельствуют о том, что в школе сохраняется большой разрыв в качестве образования. Так, Казахстан четырежды принимал участие в международной программе ОЭСР по оценке 15-летних обучающихся PISA (2009, 2012, 2015, 2018) и в международном исследовании IEA оценки качества школьного образования TIMSS по читательской, естественнонаучной и математической грамотности (2007, 2011, 2015, 2019). Итоги исследования выявили существенный разрыв в успеваемости по регионам, территориям (город-село), языку обучения и социально-экономическому статусу семьи. Так, в разрезе регионов разница между самым низким и высоким показателями PISA соответствует 3 годам обучения. Сложившаяся ситуация недопустима для унитарного государства.

Неравенство в образовании усиливается неравенством в доступе к дополнительному и неформальному образованию, роль которых в современном мире растет. Сегодня около 70 % обучения в жизни молодого человека происходит в условиях неформального образования: в семье, группе сверстников, молодежных организациях, кружках. В 22 странах ОЭСР и 14 странах-партнерах ОЭСР учащиеся школ, в которых проводится больше внеклассных научных мероприятий, показывают более высокий уровень естественнонаучной грамотности в PISA, чем учащиеся школ, в которых проводится меньше подобных мероприятий. В среднем в странах ОЭСР 56 % учащихся участвуют в научных соревнованиях, 48 % учащихся посещают внеклассные научные проекты.

В Казахстане в 2018 году 993 779 детей (2016 г. — 651 409 чел., 2017 г. — 947 327) были заняты во внешкольных организациях дополнительного образования и 1 645 295 детей (2016 г. — 977 125, 2017 г. — 1 417 639) посещали школьные кружки. Вместе с тем сохраняется низкий охват дополнительным образованием детей из сельской местности (35,5 %), из малообеспеченных семей (68 %), а также детей с особыми образовательными потребностями (54,7%). Фактором, ограничивающим доступность дополнительного образования, является преобладание платных дополнительных услуг. Только 22,5 % детей во внешкольных организациях получают дополнительное образование на бесплатной основе. В этой связи необходимо внедрение подушевого финансирования в дополнительном образовании.

Читать также:  Государственные программы для молодых семей в ленинградской области

Для обеспечения более широкой доступности программ ТиПО с 2017 года реализуется проект «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех». Вместе с тем сохраняется потребность студентов колледжей в общежитиях. В 2018 г. 26 % студентов, нуждающихся в общежитиях, не были ими обеспечены.

Доступ к высшему образованию в последние годы значительно расширился. Увеличивается количество государственных образовательных грантов. Однако при их распределении не учитывается социально-экономический статус семьи, а успеваемость абитуриента является практически единственным определяющим критерием, который усиливает неравенство в доступе к высшему образованию молодежи из разных социальных групп.

Таким образом, необходимо принятие комплексных мер по сокращению разрыва в качестве образования на всех уровнях и к его доступу.

Улучшение условий безопасной и комфортной жизнедеятельности детей

Недостаточно развитая система своевременного реагирования на нарушения прав детей, в том числе оказавшихся в трудной жизненной ситуации, отсутствие в значительной части организаций образования условий для инклюзивного образования и элементарных удобств создают угрозы для безопасной и комфортной жизнедеятельности детей.

По данным исследования ЮНИСЕФ 2017 года, две трети школьников в Казахстане испытывают или являются свидетелями насилия со стороны учеников или учителей. На учете органов внутренних дел ежегодно состоят около 7 тысяч несовершеннолетних, находящихся в зоне риска, и 10 тысяч неблагополучных семей. Свыше 3 тысяч детей совершают уголовные преступления. В 2018 году было совершено 2 125 преступлений по отношению к детям, 2 277 несовершеннолетних детей стали жертвами (на 5,5 % выше, чем 2017 г.).

Сохраняется рост детского суицида (в 2018 году количество совершенных самоубийств среди детей составило 178 случаев, что на 6,6 % больше в сравнении с 2017 годом).

Только 20% детских садов, 60 % школ, 30 % колледжей создали условия для инклюзивного образования. Качественным инклюзивным образованием охвачены всего 28,2 % детей дошкольного возраста и 46,5 % школьников с особыми образовательными потребностями. Дефицит специалистов для психолого-педагогического сопровождения детей в инклюзивной среде составляет 64 %.

По данным 2018 года, в 2 535 школах имеются только надворные туалеты, в 1 629 школах — привозная вода, 1 093 — без горячей воды, 1 800 — не обеспечены видеокамерами.

Для системного мониторинга безопасности, комфортных условий и благополучия детей, своевременного выявления проблем и оперативного принятия решений в 2018 году с учетом международного и казахстанского опыта разработаны система показателей и Индекс благополучия детей. Данный индекс охватывает все жизненно важные сферы: материальное благополучие, здоровье, образование, безопасность и риски, социализацию.

Для сравнения стран по Глобальному индексу благополучия используется шкала от «0» до «1», где «1» — самый высокий уровень благополучия.

По результатам 2017 года, первое место в рейтинге стран заняла Швейцария, у которой Индекс составил 0,83 баллов. Последнее место заняла Нигерия, с 0,38 баллами.

В Казахстане по итогам пилотного проекта 2018 года Индекс благополучия детей составил 0,68 баллов.

Вместе с тем, за 10 месяцев 2019 года по многим направлениям сферы детства наблюдается положительная динамика и тенденция улучшения качества жизни в связи с предпринимаемыми государством мерами.

В связи с этим в 2022 году начальный отчет Индекса прогнозируется 0,70, к 2025 году будет 0,73 балла.

Внедрение Индекса позволит Казахстану определить, насколько дети благополучны, даст возможность отслеживать эффективность национальной политики по улучшению положения детей в разных сферах, подняться на более высокий уровень в международных рейтингах в сфере детства. А также будет способствовать вхождению Казахстана в 30-ку самых развитых стран в мире.

Необходима последующая апробация Индекса и полномасштабное внедрение.

Кроме этого, для повышения эффективности государственных затрат на создание безопасной и комфортной среды для детей необходимо использовать лучшую мировую практику. Сегодня в Казахстане финансирование детства осуществляется бюджетными программами различных государственных органов. В международной практике эффективным инструментом адресного расхода госбюджета является консолидированный детский бюджет. Необходимо разработать методику формирования такого бюджета и предусмотреть его ежегодный рост.

Совершенствование системы оценки качества обучающихся, педагогов и организаций образования

В рамках обновленного содержания внедряется критериальная система оценивания учебных достижений обучающихся, призванная обеспечить объективное и равное оценивание учебных достижений учащихся вне зависимости от региона, расположения и языка обучения школы.

Для повышения эффективности оценки качества среднего образования ЕНТ разделено на два этапа: итоговую аттестацию в школе и вступительный экзамен в вуз. С 2019 года ЕНТ проводится 4 раза в год для поступления в вуз на платной основе. Введена система «условного зачисления» в вуз для абитуриентов, не преодолевших пороговый уровень по результатам основного или повторного тестирования, как альтернативный механизм обеспечения доступа к высшему образованию.

При этом, система оценивания обучающихся нуждается в совершенствовании. В частности, необходимо пересмотреть содержание ЕНТ, внешнего оценивания учебных достижений (далее — ВОУД) относительно вопросов, направленных на замер функциональной грамотности и компетенций, по аналогии с инструментами международных сопоставительных исследований PIRLS, PISA, ICILS, а также тестов SAT и др.

С мая 2018 года казахстанские педагоги перешли на новую систему аттестации. По новой системе аттестацию прошли 42,5 % педагогических кадров (14,1 % — категория педагога-исследователя и педагога-мастера, 15,6 % — категория педагога-эксперта, 12,8 % — категория педагога-модератора). Требуется дальнейшее совершенствование системы аттестации педагогических кадров с учетом накопленного опыта и международной практики.

Для стимулирования роста сети частных дошкольных организаций с 2011 года отменено лицензирование дошкольных организаций образования. За этот период сеть дошкольных организаций выросла в 1,5 раза, при этом частных — более чем в 7 раз (2011 г. — 449 ед., 2018 г. — 3 749 ед.). Вместе с тем участились случаи критики со стороны общественности в части материально-технической оснащенности детских садов и качества воспитательного процесса в них.

С января 2017 года государственную аттестацию вузов заменила международная аккредитация, а с 2018 года государственная аттестация дошкольных организаций, школ и колледжей переориентирована на профилактико-предупредительный характер и требует дальнейшего совершенствования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *