Подход университетов к физическому воспитанию и 4.2. Метод университетов по организации элементов содержания текущих программ физического воспитания

Физ. воспитание, его цели и задачи. Специальное,
подготовительное отделения и отделение
спортивного совершенствования в вузе.

Физическое
воспитание
— это педагогический процесс, направленный
на совершенствование формы и функций
организма человека, формирования
двигательных умений, навыков, связанных
с ними знаний и развития физических
качеств. Целью
физического воспитания
студентов является формирование
физической культуры личности и способности
направленного использования разнообразных
средств физической культуры и спорта
для сохранения и укрепления здоровья,
психофизической подготовки и самоподготовки
к будущей профессиональной деятельности.

  • понимание
    социальной роли физической культуры
    в развитии личности и подготовке к
    будущей профессиональной деятельности;
  • знание
    научно-биологических и практических
    основ физической культуры и здорового
    образа жизни;
  • физическое
    самосовершенствование и самовоспитание
  • овладение
    системой практических умений и навыков,
    обеспечивающих сохранение и укрепление
    здоровья, психическое благополучие,
    развитие и совершенствование
    психофизических способностей, качеств
    и свойств личности,
  • обеспечение
    общей и профессионально-прикладной
    физической подготовленности, определяющей
    психофизическую готовность студента
    к будущей профессии;

Для
специального отделения
количество учебных часов устанавливается
ректором вуза в соответствии с учебным
планом» заключением врача и рекомендацией
кафедры физического воспитания в
пределах 560 час. на весь срок обучения
в вузе. Программный материал, зачетные
требования, контрольные упражнений
нормативы по годам обучения уточняются
кафедрами физическому воспитания в
зависимости от контингента занимающихся.

В учебном журнале
отмечаются имеющиеся у студента или
перенесенные им заболевания. Врачебный
контроль за студентами специальных
групп осуществляется в форме первичных
и повторных освидетельствований перед
началом и в конце первого полугодия, в
конце учебного года, а также периодически
перед возобновлением занятий, после
пересеченных заболеваний. Направленность
и содержание занятий должны обеспечивать
постепенное укрепление здоровья,
закаливание организма и повышение
уровня физического развития. Поэтому
они должны носить преимущественно
комплексный характер с использованием
упражнений, входящих в различные виды
спорта.

В
подготовительное отделение
зачисляются практически здоровые
студенты, не прошедшие до института
специальной спортивной подготовки и
не достигшие по тем или иным привходящим
причинам значительного уровня общей
физической подготовленности. Основное
содержание практических занятий в
отделении составляет широкая общая и
профессионально-прикладная физическая
подготовка. В большинстве занятий
комплексируется материал из различных
разделов программы (гимнастика — игры;
спортивно-вспомогательная гимнастика
— легкая атлетика и т. ) с поочередным
преимущественным распределением времени
на основные разделы. Вместе с тем
проводятся и занятия с однородным
содержанием, (лыжная подготовка,
плавание). Наряду с воспитанием физических
качеств большое внимание в подготовительном
отделении уделяется обучению технике
двигательных действий. За два года
обязательных занятий студенты этого
отделения должны освоить от нескольких
десятков до двухсот (в зависимости от
предшествовавшего двигательного опыта)
форм физических упражнений. Такое обилие
учебного материала при жестком лимите
времени обязывает четко определять
возможную степень освоения двигательных
действии и умело планировать процесс
обучения.

Для
отделения спортивного совершенствования
составляются годичный и четырехлетний
планы учебно-тренировочного процесса
с учетом особенностей конкретного вуза. следует предусмотреть уменьшение
тренировочной нагрузки при возрастании
напряженности учебного процесса
(например, во время подготовки и сдачи
экзаменов) и ее увеличение в каникулярное
время, изменять расписание тренировочных
циклов во время работы студентов на
практике и т. Повышению тренированности
спортсменов способствуют дополнительные
самостоятельные занятия, проводимые
во вне учебное время, продолжительностью
30—40 мин. , кроссы, ходьба на лыжах, занятия
спортивными играми и другими видами
спорта в секциях и командах групп,
курсов, факультетов вуза. Учебно-тренировочную
работу рекомендуется строить на основе
недельных тренировочных циклов, состоящих
из 2—4 учебных занятий и ежедневных
самостоятельных занятий. Принятый
тренировочный цикл повторяется без
изменений не менее 1,5—2 месяцев в
подготовительном периоде и 1 месяца в
основном периоде. В повторяемых циклах
направленность занятий сохраняется,
но средства и методы изменяются, а объем
и интенсивность постепенно увеличиваются. При
выставлении зачета кроме выполнения
общих зачетных требований, установленных
для всех студентов, на отделении
спортивного совершенствования
учитываются: выполнение контрольных
упражнений физического развития (не
ниже чем на «удовлетворительно»), сдача
норм комплекса ГТО, знание правил
соревнований по одному из видов спорта,
участие в спортивных соревнованиях. Для
контроля и наблюдения за динамикой
физического развития и состоянием
разносторонней и специальной физической
подготовленности студентов на отделении
спортивного совершенствования проводятся
периодически контрольные проверки:
первичная — в I семестре до 20 сентября
и повторно на каждом курсе с 15 по 30 мая
(контрольные упражнения).

В
высших учебных заведениях физическая
культура объявлена обязательной
дисциплиной гуманитарного образовательного
цикла в соответствии с государственным
образовательным стандартом высшего
про­фессионального образования. На
основе государственного образовательного
стандарта высшего об­разования в
учебных планах вузов по всем направлениям
и специальностям высшего профессионального
образования в цикле общих гуманитарных
и социально-экономических дисциплин
предусмотрено выделение 408 часов
тру­доемкости по дисциплине «Физическая
культура» в обязательном курсе на весь
период обучения. Обязательный курс
физического воспитания должен дополняться
дисциплинами по выбору с указанием
видов спорта или системы физических
упражнений, а также факультативными
занятиями (1-2 часа в неделю) во внеучебное
время ( приказ Министра образования
Российской Федерации от 01. 99 г. №
1025). Содержание
курса физического воспитания
регламентируются государственной
учебной программой для вузов «Физическое
воспитание». Учебный материал программы
предусматривает решение задач
физического

воспитания
студентов и состоит из теоретического
и практического разделов. Содержание
теоретического раздела программы
предполагает овладение студентами
знаний по основам теории и методики
физического воспитания. Теоретические
знания сообщаются в форме лекций,
систематических бесед, на

практических
занятиях, а также путём самостоятельного
изучения студентами учебной и специальной
литературы. Лекционный курс в объёме 20
часов рассчитан на два года обучения
и состоит из восьми тем. Первые четыре
темы в объёме 10 часов читаются на
первом курсе, а четыре последующие темы
в таком же объёме — на втором
курсе. Практический раздел программы
содержит учебный материал для всех

учебных
отделений, который направлен на решение
конкретных задач физической подготовки
студентов. В содержание занятий
всех учебных отделений включаются
разделы: > гимнастика,> лёгкая
атлетика,> плавание,> лыжный спорт
(для бесснежных районов — марш-бросок
или велосипедный спорт), > туризм, >
спортивные игры,> стрельба.

В
содержание практических занятий всех
отделений включается также материал
по профессионально-прикладной
физической подготовке, который
определяется каждым вузом применительно
к профилирующим специальностям. Наряду
с учебным материалом для всех учебных
отделений программа включает материал
для специального учебного отделения и
материал по видам спорта для учебного
отделения спортивного совершенствования. Программа
определяет особенности обучения в
каждом учебном отделении с

учётом
направленности их работы.

Государственными образовательными стандартами пре­дусмотрено в учебных планах по всем направлениям и специальностям выс­шего образования в цикле общих гуманитарных и социально-экономичес­ких дисциплин выделение 408 часов на дисциплину «Физическая культура». Распределение учебной нагрузки осуществляется следующим образом: на первом и втором курсах обучения – 4 часа в неделю, на третьем и четвер­том курсах – по 2 часа. При необходимости этот обязательный курс может быть дополнен 1 – 2 часами в неделю для занятий другими видами спорта или системами физических упражнений.

Учебная программа для высших учебных заведений по предмету «Фи­зическая культура», определяет требования, предъявляемые к обязательному минимуму содержания и уровню подготовленности выпускников и предус­матривает формирование устойчивой мотивации и потребности в здоро­вом образе жизни, личного опыта использования средств и методов физи­ческой культуры, достижения и поддержания своей психофизической подготовленности на высоком уровне. Характерными особенностями со­держания учебной программы являются ее общеобразовательная направ­ленность, наличие методико-практических занятий и итоговой аттестации. Во всех разделах программы отражена профессионально-прикладная направленность образовательно-воспитатель­ного процесса.

Программа по физическому воспитанию студентов содержит три основных раздела: теоретический, практический, конт­рольный.

Теоретический раздел (26 ч). Материал раздела предусматривает овладе­ние студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, совершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. Теоретичес­кий раздел формирует мировоззренческую систему научно-прак­тических знаний и отношение к физической культуре.

Знания сообщаются преподавателями кафедры физического воспитания в форме поточных лекций.

Лекционный курс читается по следующим темам: «Физиче­ская культура в общекультурной и профессиональной подготов­ке студентов», «Социально-биологические основы физической культуры», «Основы здорового образа жизни студента», «Психо­физиологические основы учебного труда и интеллектуальной де­ятельности. Средства физической культуры в регулировании ра­ботоспособности», «Общая и спортивная подготовка в системе физического воспитания», «Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями», «Спорт. Индивидуальный выбор вида спорта или оздоровительных систем физических уп­ражнений», «Особенности занятий избранным видом спорта или оздоровительной системой физических упражнений», «Самокон­троль занимающихся физическими упражнениями и спортом», «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов».

Кроме этого студенты получают и углубляют знания на практических занятиях и путем самостоятельного изучения рекомендуемой литературы.

Практический раздел. Учебный материал данного раздела на­правлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, на формирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение в ней личного опыта, обеспечивающего возможность самостоятельно, целенаправленно и творчески использовать средства физической культуры и спорта.

Практический раздел программы реализуется на методико-практических (36 ч) и учебно-тренировочных (290 ч) занятиях. Методико-практические занятия предусматривают освоение студентами основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта.

Деятельность студентов на этих занятиях направлена на творчес­кое овладение методами, обеспечивающими достижение практи­ческих результатов. Каждое методико-практическое занятие согла­суется с соответствующей теоретической темой.

Программой предусматривается следующий перечень обязатель­ных методико-практических занятий, связанных с лекционным курсом:

— методики эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными умениями и навыками (ходьба, бег, передви­жения на лыжах, плавание);

— простейшие методики самооценки работоспособности, ус­талости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции;

— методика составления индивидуальных программ физичес­кого воспитания и занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью (медленный бег, плавание, прогулки и т

— основы методики самомассажа;

— методика коррегирующей гимнастики для глаз;

— методика составления и проведения самостоятельных заня­тий физическими упражнениями, гигиенической или трениро­вочной направленности;

— методы оценки и коррекции осанки и телосложения;

— методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития (стандарты, программы, формулы и др

— методы самоконтроля за функциональным состоянием орга­низма (функциональные пробы);

— методика проведения учебно-тренировочного занятия;

— методы самооценки специальной физической и спортивной подготовленности по избранному виду спорта (тесты, контрольные задания);

— методика индивидуального подхода и применения средств для направленного развития отдельных двигательных способностей;

— основы методики организации судейства соревнований по избранному виду спорта;

— методы регулирования психоэмоционального состояния, при­меняемые при занятиях физической культурой и спортом;

— средства и методы мышечной релаксации в спорте;

— методика самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки;

— методика проведения производственной гимнастики с уче­том заданных условий и характера труда.

Учебно-тренировочные занятия направлены на при­обретение опыта творческой практической деятельности, дости­жение высоких результатов в избранном виде спорта, развитие самодеятельности в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способнос­тей, направленного формирования качеств и свойств личности.

Средствами практического раздела, направленными на обес­печение необходимой двигательной активности студентов, дос­тижение и поддержание оптимального уровня физической и фун­кциональной подготовленности в период обучения в вузе, явля­ются отдельные виды легкой атлетики (в основном беговые и прыж­ковые), плавание, спортивные игры, лыжные гонки, туризм, уп­ражнения профессионально-прикладной физической подготовки и силовой направленности.

Практический раздел предусматривает как обучение занимаю­щихся новым двигательным действиям, так и развитие двигательных способностей.

Контрольный раздел. Материал раздела направлен на дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. Контрольные занятия обеспечи­вают оперативную, текущую и итоговую информацию об уровне освоения теоретических, практических и методических знаний и умений, о состоянии и динамике физического развития, физичес­кой и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента. В качестве критериев результативности учебно-тре­нировочных занятий выступают зачетные требования и практичес­кие нормативы, изложенные в примерной учебной программе для высших учебных заведений, а также дополнительные тесты, разра­батываемые кафедрой физического воспитания вуза с учетом спе­цифики подготовки специалистов в данном учебном заведении.

Обязательными тестами, определяющими физическую подго­товленность студентов, являются: 1) бег на 100 м; 2) поднимание (сед) и опускание туловища из положения лежа, ноги закреплены, руки за голову (женщины), подтягивание на перекладине (мужчины); 3) бег на 2000 м (женщины) и 3000 м (мужчины).

Тесты проводятся в начале учебного года как контрольные, харак­теризующие подготовленность при поступлении в вуз, и в конце — как определяющие сдвиг за прошедший учебный период.

Дисциплина «Физическая культура» в режиме учебной деятельно­сти студентов регламентируется учебными планами и программами, кото­рые разрабатываются и утверждаются Министерством высшего образова­ния РФ.

Учебный материал программы распределен на следующие разделы:

  • теоретический раздел формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение студентов к физической культу­ре;
  • практический раздел состоит из методико-практического подразде­ла, обеспечивающего овладение методами физкультурно-спортивной дея­тельности, и собственно учебно-тренировочного, направленного на дости­жение физического совершенства, повышение уровня функциональных и двигательных способностей, формирование необходимых качеств и свойств личности;
  • контрольный, обеспечивающий учет результатов учебной деятель­ности студентов, а также качества самого образовательного процесса.

Рабочие планы и программы, на основании которых ведется дан­ная деятельность в вузе, разрабатываются (исходя из финансового и кадро­вого обеспечения, а также с учетом имеющейся материально-технической базы) профильной кафедрой и утверждаются учебным отделом вуза.

Материал теоретического раздела предполагает освоение студентами таких тем:

  • «Физическая культура в общекультурной и профессиональной под­готовке студентов».
  • «Социально-биологические основы физической культуры».
  • «Организация здорового стиля жизни при выполнении учебной и профессиональной деятельности».
  • «Физиологические реакции организма человека на физическую нагрузку и их значение в поддержании здоровья, личностном и професси­ональном развитии, самосовершенствовании».
  • «Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуаль­ной деятельности».
  • «Средства физической культуры в регулировании работоспособно­сти».
  • «Общая и спортивная подготовка в системе физического воспита­ния».
  • «Основы методики самостоятельных занятий физическими упраж­нениями».
  • «Индивидуальный выбор вида спорта или оздоровительных систем физических упражнений».
  • «Особенности занятий избранным видом спорта или оздоровитель­ной системой физических упражнений».
  • «Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спор­том».
  • «Профессионально-прикладная физическая подготовка студен­тов».

Получают и углубляют свои теоретические знания студенты на лекци­онных и практических занятиях, а также путем самостоятельного изучения рекомендуемой литературы.

Практический раздел программы реализуется на методико-практи­ческих и учебно-тренировочных занятиях в учебных группах.

Методико-практические занятия предусматривают освоение, а за­тем и самостоятельное применение методов и способов формирования профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физиче­ской культуры и спорта:

  • методиками самооценки уровня здоровья, работоспособности, спе­циальной физической и спортивной подготовленности по избранному виду спорта (тесты, контрольные задания, нормативы), методиками оценки сте­пени утомления, а также методами применения средств физической куль­туры для их направленной коррекции;
  • методиками формирования эффективных и экономичных жиз­ненно важных умений и навыков (ходьбы, передвижения на лыжах, плава­ния);
  • методиками составления индивидуальных программ занятий оздо­ровительной, рекреационной и восстановительной направленности, а так­же методиками проведения самостоятельных занятий;
  • методиками проведения учебно-тренировочного занятия;
  • методиками индивидуального подхода в применении средств для направленного развития отдельных физических качеств;
  • основами судейства соревнований по избранному виду спорта;
  • методами регулирования психоэмоционального состояния, приме­няемыми при занятиях физической культурой и спортом;
  • методиками оценки и коррекции осанки и телосложения;
  • методиками корригирующей гимнастики для глаз;
  • методиками самомассажа;
  • методикой проведения производственной гимнастики с учетом условий и характера труда и т.п.

Учебно-тренировочные занятия практического раздела предусмат­ривают как обучение занимающихся новым двигательным действиям, так и воспитание физических качеств.

Средствами практического раздела, направленными на обеспечение необходимой двигательной активности студентов, достижение и поддержание оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения в вузе, являются отдельные виды легкой атлетики (в основном беговые и прыжковые), пла­вание, спортивные игры (баскетбол, футбол, волейбол, бадминтон и др. ), лыжные гонки, туризм, ритмическая и спортивная гимнастика, упражнения профессионально-прикладной физической подготовки силовой направлен­ности.

Материал контрольного раздела направлен на дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студен­тов.

Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итого­вую информацию об уровне освоения теоретических, практических и ме­тодических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента.

В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают зачетные требования и практические нормативы, изложенные в примерной учебной программе для высших учебных заведений, а также дополнительные тесты, разрабатываемые кафедрой физического воспита­ния вуза с учетом специфики подготовки специалистов в данном учебном заведении.

Обязательными тестами, определяющими физическую подготовлен­ность студентов, являются:

  • Бег на 100 м.
  • Поднимание (сед) и опускание туловища из положения лежа на наклонной или горизонтальной доске (ноги закреплены).
  • Подтягивание на перекладине (мужчины), сгибание и разгибание рук в упоре лежа (женщины).
  • Бег на 2 000 м (женщины) и 3 000 м (мужчины).
  • Прыжок в длину с места.
  • Тест на гибкость.

Тесты проводятся в начале учебного года как контрольные, характери­зующие уровень подготовленности студентов при поступлении в вуз или перед началом учебных занятий, и в конце года – как определяющие сдвиг за прошедший период.

В процессе занятий осуществляется предварительный, оперативный, текущий, этапный и итоговый контроль за ходом овладения учебным ма­териалом.

Предварительный контроль проводится в начале первого семестра с целью изучения состояния занимающихся (состояние здоровья, физиче­ская подготовленность, спортивная квалификация).

Оперативный контроль предназначен для определения срочного тре­нировочного эффекта в рамках одного учебного занятия с целью целесооб­разного чередования нагрузки и отдыха.

Текущий контроль проводится в конце занятия для определения реак­ции организма занимающихся на нагрузку с целью коррекции содержания последующих занятий.

Этапный контроль служит для получения информации о суммарном (кумулятивном) тренировочном эффекте, полученном на протяжении учебного семестра.

Итоговый контроль проводится в конце каждого семестра для аттеста­ции студентов (в форме зачета) и определения успешности выполнения го­дового плана учебной программы (в конце учебного года).

В последние годы все больше вузов используют балльно-рейтин­говую систему оценку успеваемости студентов. В каждом вузе эта сис­тема действует в соответствии с разработанным и утвержденным на ка­федре физического воспитания положением о балльно-рейтинговой систе­ме.

Остановимся здесь на требованиях, предъявляемых к студентам. Сту­дент должен:

  • посетить не менее 80 % учебных занятий;
  • освоить жизненно важные умения и навыки;
  • достичь необходимого уровня общей физической, спортивно­-технической и профессионально-прикладной физической подготовленно­сти;
  • понимать роль физической культуры в развитии человека и подго­товке специалиста;
  • знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
  • иметь мотивацию и установку на здоровый образ жизни, физиче­ское совершенствование и самовоспитание, на регулярные занятия физи­ческими упражнениями и спортом.

Студенты могут быть аттестованы только при условии выполнения обязательных тестов по общей физической и спортивно-технической под­ готовке, предусмотренных учебной программой.

Студенты, освобожденные от практических занятий по состоянию здо­ровья, оцениваются по результатам написания и защиты реферата, устного опроса или письменного тестирования, а также с помощью компьютерной оценки знаний.

Студенты, освобожденные от контрольных нормативов по общей фи­зической подготовке, аттестуются при условии успешной сдачи зачета по теоретическому и методическому разделам учебной программы.

Вопросы и темы рефератов для проведения итоговой аттестации разра­батывает кафедра физического воспитания.

В Основах
законодательства Российской Федерации
физическая культура сту­дентов
определяется в качестве одного из
основополагающих направлений выс­шего
гуманитарного образования. Содержание
общероссийской программы для ву­зов,
её структура, выделение приоритетных
направлений отражают принципы
госу­дарственной политики в области
профессионального образования.

Активно меняющиеся
в обществе требования к профессиональной
подготовке специалистов определяют
специфику и технологию высшего
образования: рыноч­ная конъюнктура
современного общества предъявляет
более высокие требования к выпускнику
вуза. Использование новых концептуальных
подходов, апробирован­ных европейским
опытом высшего образования, предполагает
поэтапное обуче­ние специалистов в
избранной специализации. Многоуровневая
структура подго­товки специалистов
нацелена на оптимальную интеграцию
общекультурной и об­щественно-научной
подготовки выпускников при формировании
у них высокопро­фессиональных умений
и навыков. Реализуемая в Российской
Федерации система высшего образования
по своей структуре наиболее близка к
англо-американской высшей школе. Её
отличительной особенностью является
наличие трех уровней. Уровень бакалавра
и магистра предполагает обучение на
массовых ступенях выс­шего образования,
а более высокий уровень соответствует
обучению в аспиранту­ре. Квалификация
«бакалавр» (от латинского корня – первая
ученая степень) пред­полагает владение
профессиональными навыками самостоятельной
деятельности на базе широкой и
систематизированной фундаментальной
подготовки. В обяза­тельный минимум
содержания курса «Общие гуманитарные
и социально-значимые дисциплины» на
уровне подготовки бакалавра определен
ряд положений. Бакалавр обязан понимать
роль физической культуры в развитии
человека, хорошо ориенти­роваться в
вопросах физической культуры и здорового
образа жизни, а также вла­деть системой
практических умений и навыков,
обеспечивающих укрепление здо­ровья,
развитие психофизических способностей
и качеств.

Вторая, более
высокая ступень профессионального
обучения на степень «маги­стра» (от
латинского корня – мастер, учитель)
предполагает углубленное
професси­онально-теоретическое
обучение, в значительной степени
ориентированное на спо­собных
студентов. В области знаний по физической
культуре магистр должен иметь глубокие
профессиональные знания по теории,
методике и практике оздоровитель­ных
систем, профессионально-прикладной
физической подготовке.

Дальнейшее повышение
квалификации в области научной
деятельности в аспи­рантуре
осуществляется на основе магистерской
степени и предполагает высший
духовно-творческий уровень осмысления
знаний, накопленных человечеством в
сфере физической культуры.

Рекомендации
Всероссийской базисной учебной программы
по физической куль­туре студентов
носят законодательный характер для
вузов федерального простран­ства и
определяют общую стратегию формирования
высокой личной физической культуры
студента. Её содержание ориентирует
педагогический процесс не на ус­редненного
студента, но позволяет дифференцированно
подходить к воспитанию каждой конкретной
личности будущего специалиста. На всех
трех ступенях высше­го образования
приоритетной является концепция здоровья
студентов, их оптималь­ной двигательной
активности. Здоровье студентов
рассматривается как абсолют­ная
жизненная ценность, основа их духовной
зрелости. Программой выделяется три
основные формы физкультурной деятельности
студентов.

Первая форма,
реализуемая на академических занятиях
в учебное время, пред­полагает
комплексное решение трех групп
педагогических задач: образовательных,
воспитательных и оздоровительных с
преимущественной образовательной
направ­ленностью.

Вторая форма
предполагает активные занятия спортом
во внеучебное время. Максимальное
развитие двигательных способностей,
обеспечивающих достиже­ние высоких
уровней спортивно-технического мастерства
студентов, является при­оритетным
направлением при сопряженной реализации
воспитательных и образо­вательных
задач.

Третья форма
активного досуга студентов предполагает
организацию самосто­ятельных занятий
во внеучебное время (в том числе и в
коммерческих оздорови­тельных группах
с приоритетной оздоровительной
направленностью), использова­ние
различных форм и средств физической
культуры.

Формируемый
потенциал физической культуры каждого
студента определяется не только степенью
развития физических способностей, но,
главным образом, ме­рой их комплексной
реализации в совокупности с
интеллектуальными, нравствен­ными,
психологическими качествами в учебной
деятельности.

Активные процессы
либерализации и гуманизации высшего
образования позво­ляют с учетом
особенностей материальной базы,
исторически сложившихся тради­ций,
компетентности профессорско-преподавательс-кого
состава, наряду с базо­вой программой
реализовать «авторские» программы по
физической культуре. Од­ним из вариантов
такой авторской программы, позволяющей
учитывать специфику профессионального
профиля подготовки специалистов,
является комплексная це­левая программа
по физической культуре (КЦП) в вузе. В
ней определены некото­рые нетрадиционные
пути решения дидактических проблем,
основанные на выде­лении приоритетных
направлений образования студентов. Они
позволяют опреде­лить меру соотношения
методов централизации и децентрализации
в управлении педагогическим процессом,
актуализировать связь между содержанием
физичес­кого образования на всех трех
ступенях профессиональной подготовки,
учитывать внутриструктурные связи
содержания теоретического и практического
её разде­лов.

КЦП является
целевым алгоритмом образования и
воспитания студентов с ис­пользованием
широкого спектра средств физической
культуры. Её содержание ин­тегрирует
современные принципы физического
воспитания и спортивной трени­ровки:
научности, сознательности и активности,
доступности и индивидуализации,
наглядности, непрерывности и постепенности. Оригинальные методологические подходы
позволяют эффективно решать дидактические
задачи на новой организа­ционной
основе — путем целенаправленного
совершенствования как непосредственно
содержания учебно-тренировочной
программы, так и механизмов обеспечения,
способствующих её реализации:
научно-методического, организационного,
мате­риально-технического снабжения
и финансирования.

Достижение
генеральной цели детерминировано,
главным образом, технологи­ей
физического образования студентов. Приоритет образовательного аспекта
обус­ловлен жестким лимитом времени,
отводимым в учебном плане вуза на предмет
«Физическая культура», а также выраженной
дискретностью педагогического про­цесса.

Структура КЦП
предполагает поэтапное (в течение трех
лет обучения на уровне подготовки
бакалавра) достижение генеральной цели
путем реализации:

— комплекса главных
целей (целей первого уровня);

— педагогических
программ и программ обеспечения (подцелей
второго уровня);

— ряда конкретных
педагогических заданий и заданий
обеспечения (подцелей тре­тьего
уровня).

Главной целью
занятий студентов первого курса является
адаптация к интенсив­ной интеллектуальной
деятельности средствами физической
культуры. Текущими педагогическими
задачами являются:

Воспитание у
студентов устойчивого интереса и
потребности к занятиям фи­зическими
упражнениями.

Развитие резервных
возможностей организма студентов.

Формирование и
совершенствование знаний по организации
самостоятель­ных занятий в форме
активного досуга.

На втором курсе
обучения главной задачей является
всестороннее развитие орга­низма
студентов. Текущими педагогическими
задачами являются:

Воспитание у
студентов социально значимых качеств.

Освоение
оздоровительных программ с использованием
различных форм фи­зической культуры.

Формирование
углубленных знаний в области технологии
физической культу­ры.

Для студентов
третьего курса главной целью является
развитие потребности в здоровом образе
жизни. Текущими педагогическими задачами
являются:

Гармоничное
развитие организма студентов и
существенное повышение их физической
работоспособности.

Воспитание
устойчивой потребности студентов в
физическом самосовершен­ствовании,
самопознании и самооценке.

Воспитание
дисциплинированности и трудолюбия в
достижении физического совершенства.

Главной целью
занятий студентов первого
курса является
адаптация к интенсив­ной интеллектуальной
деятельности средствами физической
культуры. Текущими педагогическими
задачами являются:

На втором
курсе обучения главной задачей является
всестороннее развитие орга­низма
студентов. Текущими педагогическими
задачами являются:

Для студентов
третьего
курса главной
целью является развитие потребности в
здоровом образе жизни. Текущими
педагогическими задачами являются:

Макроструктурный
подход, используемый в КЦП, обеспечивает
на практических занятиях всестороннее
и гармоничное развитие личности студента,
максимальную оздоровительную эффективность
упражнений и выраженную
профессионально-при­кладную
направленность педагогического процесса.

Теоретический
раздел программы по физической культуре
реализуется в форме лекций, консультаций
и индивидуальных занятий. В технологии
учебно-познавательной деятельности
ис­пользуются различные формы
абстрактного мышления: понятия (выделение
при­знаков), суждения (утверждение
или отрицание свойств предмета) и
умозаключе­ния (обобщение суждений). В процессе формирования понятий в сфере
физической культуры проводится анализ
(мысленное расчленение предметов на
составные ча­сти, выделение в них
признаков) и синтез (интеграция частей
изучаемой дефини­ции).

Полученные
теоретические знания становятся основой
для трансформации со­знания личности
студентов и определяют уровень их
потребностей в двигательной активности. Системный подход к познанию физической
культуры стимулирует сту­дентов к
анализу фактов, их обобщению и выводам,
что, несомненно, актуализирует их
способность к ретроспективному поиску
информации, её систематизации, ана­лизу
и синтезу, накоплению индивидуального
информационного банка. Для позна­вательного
процесса цель выступает в качестве
идеальной модели деятельности. В качестве
обязательного минимума теоретической
части программы определен учеб­ный
материал по следующим разделам: роль,
функции и основные цели физичес­кой
культуры в системе общечеловеческих
ценностей и профессиональной подго­товки
специалистов, социально-биологические
основы физической культуры; тех­нология
физического образования студентов;
принципы спортивной тренировки;
содержание профессионально-прикладной
физической подготовки студентов.

Сопряженный процесс
приобщения студентов к ценностям
физической культу­ры через теорию и
практику существенно активизирует
культурный потенциал лич­ности
студента, расширяет его мировоззрение,
повышает духовность, способству­ет
формированию активной жизненной позиции.

В практическом
разделе программы традиционно реализуется
стратегия диф­ференцированного
подхода на трех отделениях: на основном
учебном, специаль­ном медицинском и
отделении спортивного совершенствования.

Для программы
физической подготовки студентов,
отнесенных по состоянию здоровья к
специальному медицинскому отделению,
характер используемых средств, определение
объема и интенсивности физических
нагрузок осуществля­ется по результатам
медико-биологической диагностики
характера заболевания и экспертной
оценки текущего состояния здоровья
занимающихся. В реабилитационно-оздоровительной
программе физической подготовки
студентов, имеющих от­клонения в
деятельности сердечно-сосудистой и
дыхательной системы использу­ются
базовые варианты комплексов общеразвивающих
физических упражнений, допускается
дифференцированное использование
упражнений аэробной направ­ленности,
дыхательных упражнений.

Для группы студентов
с заболеваниями органов пищеварения,
нарушением об­мена веществ и зрения
приоритетной будет целенаправленная
работа по форми­рованию разностороннего
двигательного потенциала с использованием
умеренных нагрузок аэробного воздействия. В группе студентов с отклонениями в
работе опор­но-двигательного аппарата
используются общеразвивающие физические
упраж­нения локального и регионального
воздействия, а также средства
профессиональ­но-прикладной физической
подготовки.

Практический
раздел программы основного учебного
отделения строится с уче­том повышения
интереса студентов к спорту и предполагает
приложение передо­вых спортивных
технологий в практику физического
воспитания. Спортивная на­правленность
физического воспитания обеспечивает
решение задач по формированию
разностороннего двигательного потенциала
студентов, освоение ими совре­менной
техники двигательных действий, развитие
механизмов биоэнергообеспе­чения,
формирование индивидуального стиля
соревновательной деятельности и
обязательное участие в серии соревнований
на первенство учебных групп, отделе­ния,
факультета, университета, города,
республики.

Важное место в
разделе занимает профессионально-прикладная
физическая подготовка студентов.

Для программного
раздела отделения спортивного
совершенствования харак­терно
использование комплекса современных
средств, методов и условий, с помо­щью
которых обеспечивается высокая готовность
спортсменов и её реализация в соревнованиях. Среди важнейших методологических
подходов программы целе­сообразно
выделить поэтапное освоение специальных
физических нагрузок, харак­терных
для подготовки высококвалифицированных
спортсменов с учетом специ­фики
учебного процесса в вузе, моделирование
соревновательной деятельности по
технико-тактическим и биоэнергетическим
компонентам. На передний план выдвигается
концепция индиви­дуального подхода
к программированию спортивного
совершенствования, рацио­нальное
построение учебно-тренировочного
процесса, интеграция различных сто­рон
специальной подготовки.

В основе стратегии
дифференцированного определения меры
индивидуально допустимых физических
нагрузок по объёму и интенсивности на
трех учебных отде­лениях заложена
концепция гуманного отношения к здоровью
студентов, что, несомненно, способствует
развитию их биогенетической программы
развития, обес­печивает гармонию
духовного и физического совершенствования
каждого студен­та. В данной схеме
содержание комплекса педагогических
заданий (подцелей тре­тьего уровня)
выступает базовой формой целевой
структуры планирования учебно-тренировочного
процесса.

В КЦП предусмотрено
создание каталогов учебно-тренировочных
заданий, что позволяет алгоритмизировать
процесс достижения педагогических
целей второго и первого уровня.

Академические
занятия регламентируются учебным планом
вуза в объеме 4 ча­сов в неделю на
первом и втором курсе, а также 2 часов в
неделю на третьем году обучения. Это
составляет на первом и втором курсах
140 часов в году и включает: практический
раздел в 116 часов, методический раздел
в объёме 20 часов и теоре­тический
раздел – 4 часа. На третьем году обучения
бакалавра объём нагрузки не превышает
70 часов (в некоторых вузах 140 часов). Из
них на теоретический раздел отводится
4 часа и методический раздел – 6 часов.

Для подготовки
спортсменов младших разрядов на отделении
спортивного со­вершенствования
отводится 6 часов в неделю, для подготовки
квалифицированных спортсменов: 8-12 часов
в неделю, в межвузовских группах
спортивного совершен­ствования объем
возрастает до 16-20 часов в неделю.

Культура физическая. Физ культура личности

Физическая
культура –
это вид культуры, содержанием которой
является оптимальная двигательная
деятельность, построенная на основе
материальных и духовных ценностей,
специально созданных в обществе для
физического совершенствования человека. Целью физической культуры как учебной
дисциплины является формирование
физической культуры личности, как одного
из факторов ее социокультурного бытия,
обеспечивающей биологический потенциал
жизнедеятельности, как способ и меру
реализации своих сущностных сил и
способностей.

Физическая
культура личности
— это социально-детерминированная
область общей культуры человека,
представляющая собой качественное,
системное, динамичное состояние,
характеризующееся определенным уровнем
специальной образованности, физического
совершенства, мотивационно-ценностных
ориентаций и социально-духовных
ценностей, приобретенных в результате
воспитания и интегрированных в
физкультурно-спортивной деятельности,
культуре образа жизни, духовности и
психофизическом здоровье.

Физическая культура
реализуется в таких формах (компонентах),
как физическое воспитание (связанное
с освоением физических и духовных сил
человека), спорт (их совершенствованием),
физическая рекреация (поддержанием),
двигательная реабилитация (восстановлением).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *