Физ. воспитание, его цели и задачи. Специальное,
подготовительное отделения и отделение
спортивного совершенствования в вузе.
Физическое
воспитание
— это педагогический процесс, направленный
на совершенствование формы и функций
организма человека, формирования
двигательных умений, навыков, связанных
с ними знаний и развития физических
качеств. Целью
физического воспитания
студентов является формирование
физической культуры личности и способности
направленного использования разнообразных
средств физической культуры и спорта
для сохранения и укрепления здоровья,
психофизической подготовки и самоподготовки
к будущей профессиональной деятельности.
- понимание
социальной роли физической культуры
в развитии личности и подготовке к
будущей профессиональной деятельности; - знание
научно-биологических и практических
основ физической культуры и здорового
образа жизни; - физическое
самосовершенствование и самовоспитание - овладение
системой практических умений и навыков,
обеспечивающих сохранение и укрепление
здоровья, психическое благополучие,
развитие и совершенствование
психофизических способностей, качеств
и свойств личности, - обеспечение
общей и профессионально-прикладной
физической подготовленности, определяющей
психофизическую готовность студента
к будущей профессии;
Для
специального отделения
количество учебных часов устанавливается
ректором вуза в соответствии с учебным
планом» заключением врача и рекомендацией
кафедры физического воспитания в
пределах 560 час. на весь срок обучения
в вузе. Программный материал, зачетные
требования, контрольные упражнений
нормативы по годам обучения уточняются
кафедрами физическому воспитания в
зависимости от контингента занимающихся.
В учебном журнале
отмечаются имеющиеся у студента или
перенесенные им заболевания. Врачебный
контроль за студентами специальных
групп осуществляется в форме первичных
и повторных освидетельствований перед
началом и в конце первого полугодия, в
конце учебного года, а также периодически
перед возобновлением занятий, после
пересеченных заболеваний. Направленность
и содержание занятий должны обеспечивать
постепенное укрепление здоровья,
закаливание организма и повышение
уровня физического развития. Поэтому
они должны носить преимущественно
комплексный характер с использованием
упражнений, входящих в различные виды
спорта.
В
подготовительное отделение
зачисляются практически здоровые
студенты, не прошедшие до института
специальной спортивной подготовки и
не достигшие по тем или иным привходящим
причинам значительного уровня общей
физической подготовленности. Основное
содержание практических занятий в
отделении составляет широкая общая и
профессионально-прикладная физическая
подготовка. В большинстве занятий
комплексируется материал из различных
разделов программы (гимнастика — игры;
спортивно-вспомогательная гимнастика
— легкая атлетика и т. ) с поочередным
преимущественным распределением времени
на основные разделы. Вместе с тем
проводятся и занятия с однородным
содержанием, (лыжная подготовка,
плавание). Наряду с воспитанием физических
качеств большое внимание в подготовительном
отделении уделяется обучению технике
двигательных действий. За два года
обязательных занятий студенты этого
отделения должны освоить от нескольких
десятков до двухсот (в зависимости от
предшествовавшего двигательного опыта)
форм физических упражнений. Такое обилие
учебного материала при жестком лимите
времени обязывает четко определять
возможную степень освоения двигательных
действии и умело планировать процесс
обучения.
Для
отделения спортивного совершенствования
составляются годичный и четырехлетний
планы учебно-тренировочного процесса
с учетом особенностей конкретного вуза. следует предусмотреть уменьшение
тренировочной нагрузки при возрастании
напряженности учебного процесса
(например, во время подготовки и сдачи
экзаменов) и ее увеличение в каникулярное
время, изменять расписание тренировочных
циклов во время работы студентов на
практике и т. Повышению тренированности
спортсменов способствуют дополнительные
самостоятельные занятия, проводимые
во вне учебное время, продолжительностью
30—40 мин. , кроссы, ходьба на лыжах, занятия
спортивными играми и другими видами
спорта в секциях и командах групп,
курсов, факультетов вуза. Учебно-тренировочную
работу рекомендуется строить на основе
недельных тренировочных циклов, состоящих
из 2—4 учебных занятий и ежедневных
самостоятельных занятий. Принятый
тренировочный цикл повторяется без
изменений не менее 1,5—2 месяцев в
подготовительном периоде и 1 месяца в
основном периоде. В повторяемых циклах
направленность занятий сохраняется,
но средства и методы изменяются, а объем
и интенсивность постепенно увеличиваются. При
выставлении зачета кроме выполнения
общих зачетных требований, установленных
для всех студентов, на отделении
спортивного совершенствования
учитываются: выполнение контрольных
упражнений физического развития (не
ниже чем на «удовлетворительно»), сдача
норм комплекса ГТО, знание правил
соревнований по одному из видов спорта,
участие в спортивных соревнованиях. Для
контроля и наблюдения за динамикой
физического развития и состоянием
разносторонней и специальной физической
подготовленности студентов на отделении
спортивного совершенствования проводятся
периодически контрольные проверки:
первичная — в I семестре до 20 сентября
и повторно на каждом курсе с 15 по 30 мая
(контрольные упражнения).
В
высших учебных заведениях физическая
культура объявлена обязательной
дисциплиной гуманитарного образовательного
цикла в соответствии с государственным
образовательным стандартом высшего
профессионального образования. На
основе государственного образовательного
стандарта высшего образования в
учебных планах вузов по всем направлениям
и специальностям высшего профессионального
образования в цикле общих гуманитарных
и социально-экономических дисциплин
предусмотрено выделение 408 часов
трудоемкости по дисциплине «Физическая
культура» в обязательном курсе на весь
период обучения. Обязательный курс
физического воспитания должен дополняться
дисциплинами по выбору с указанием
видов спорта или системы физических
упражнений, а также факультативными
занятиями (1-2 часа в неделю) во внеучебное
время ( приказ Министра образования
Российской Федерации от 01. 99 г. №
1025). Содержание
курса физического воспитания
регламентируются государственной
учебной программой для вузов «Физическое
воспитание». Учебный материал программы
предусматривает решение задач
физического
воспитания
студентов и состоит из теоретического
и практического разделов. Содержание
теоретического раздела программы
предполагает овладение студентами
знаний по основам теории и методики
физического воспитания. Теоретические
знания сообщаются в форме лекций,
систематических бесед, на
практических
занятиях, а также путём самостоятельного
изучения студентами учебной и специальной
литературы. Лекционный курс в объёме 20
часов рассчитан на два года обучения
и состоит из восьми тем. Первые четыре
темы в объёме 10 часов читаются на
первом курсе, а четыре последующие темы
в таком же объёме — на втором
курсе. Практический раздел программы
содержит учебный материал для всех
учебных
отделений, который направлен на решение
конкретных задач физической подготовки
студентов. В содержание занятий
всех учебных отделений включаются
разделы: > гимнастика,> лёгкая
атлетика,> плавание,> лыжный спорт
(для бесснежных районов — марш-бросок
или велосипедный спорт), > туризм, >
спортивные игры,> стрельба.
В
содержание практических занятий всех
отделений включается также материал
по профессионально-прикладной
физической подготовке, который
определяется каждым вузом применительно
к профилирующим специальностям. Наряду
с учебным материалом для всех учебных
отделений программа включает материал
для специального учебного отделения и
материал по видам спорта для учебного
отделения спортивного совершенствования. Программа
определяет особенности обучения в
каждом учебном отделении с
учётом
направленности их работы.
Государственными образовательными стандартами предусмотрено в учебных планах по всем направлениям и специальностям высшего образования в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин выделение 408 часов на дисциплину «Физическая культура». Распределение учебной нагрузки осуществляется следующим образом: на первом и втором курсах обучения – 4 часа в неделю, на третьем и четвертом курсах – по 2 часа. При необходимости этот обязательный курс может быть дополнен 1 – 2 часами в неделю для занятий другими видами спорта или системами физических упражнений.
Учебная программа для высших учебных заведений по предмету «Физическая культура», определяет требования, предъявляемые к обязательному минимуму содержания и уровню подготовленности выпускников и предусматривает формирование устойчивой мотивации и потребности в здоровом образе жизни, личного опыта использования средств и методов физической культуры, достижения и поддержания своей психофизической подготовленности на высоком уровне. Характерными особенностями содержания учебной программы являются ее общеобразовательная направленность, наличие методико-практических занятий и итоговой аттестации. Во всех разделах программы отражена профессионально-прикладная направленность образовательно-воспитательного процесса.
Программа по физическому воспитанию студентов содержит три основных раздела: теоретический, практический, контрольный.
Теоретический раздел (26 ч). Материал раздела предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, совершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. Теоретический раздел формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре.
Знания сообщаются преподавателями кафедры физического воспитания в форме поточных лекций.
Лекционный курс читается по следующим темам: «Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов», «Социально-биологические основы физической культуры», «Основы здорового образа жизни студента», «Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности», «Общая и спортивная подготовка в системе физического воспитания», «Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями», «Спорт. Индивидуальный выбор вида спорта или оздоровительных систем физических упражнений», «Особенности занятий избранным видом спорта или оздоровительной системой физических упражнений», «Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом», «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов».
Кроме этого студенты получают и углубляют знания на практических занятиях и путем самостоятельного изучения рекомендуемой литературы.
Практический раздел. Учебный материал данного раздела направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, на формирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение в ней личного опыта, обеспечивающего возможность самостоятельно, целенаправленно и творчески использовать средства физической культуры и спорта.
Практический раздел программы реализуется на методико-практических (36 ч) и учебно-тренировочных (290 ч) занятиях. Методико-практические занятия предусматривают освоение студентами основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта.
Деятельность студентов на этих занятиях направлена на творческое овладение методами, обеспечивающими достижение практических результатов. Каждое методико-практическое занятие согласуется с соответствующей теоретической темой.
Программой предусматривается следующий перечень обязательных методико-практических занятий, связанных с лекционным курсом:
— методики эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными умениями и навыками (ходьба, бег, передвижения на лыжах, плавание);
— простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции;
— методика составления индивидуальных программ физического воспитания и занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью (медленный бег, плавание, прогулки и т
— основы методики самомассажа;
— методика коррегирующей гимнастики для глаз;
— методика составления и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, гигиенической или тренировочной направленности;
— методы оценки и коррекции осанки и телосложения;
— методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития (стандарты, программы, формулы и др
— методы самоконтроля за функциональным состоянием организма (функциональные пробы);
— методика проведения учебно-тренировочного занятия;
— методы самооценки специальной физической и спортивной подготовленности по избранному виду спорта (тесты, контрольные задания);
— методика индивидуального подхода и применения средств для направленного развития отдельных двигательных способностей;
— основы методики организации судейства соревнований по избранному виду спорта;
— методы регулирования психоэмоционального состояния, применяемые при занятиях физической культурой и спортом;
— средства и методы мышечной релаксации в спорте;
— методика самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки;
— методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда.
Учебно-тренировочные занятия направлены на приобретение опыта творческой практической деятельности, достижение высоких результатов в избранном виде спорта, развитие самодеятельности в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования качеств и свойств личности.
Средствами практического раздела, направленными на обеспечение необходимой двигательной активности студентов, достижение и поддержание оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения в вузе, являются отдельные виды легкой атлетики (в основном беговые и прыжковые), плавание, спортивные игры, лыжные гонки, туризм, упражнения профессионально-прикладной физической подготовки и силовой направленности.
Практический раздел предусматривает как обучение занимающихся новым двигательным действиям, так и развитие двигательных способностей.
Контрольный раздел. Материал раздела направлен на дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую информацию об уровне освоения теоретических, практических и методических знаний и умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента. В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают зачетные требования и практические нормативы, изложенные в примерной учебной программе для высших учебных заведений, а также дополнительные тесты, разрабатываемые кафедрой физического воспитания вуза с учетом специфики подготовки специалистов в данном учебном заведении.
Обязательными тестами, определяющими физическую подготовленность студентов, являются: 1) бег на 100 м; 2) поднимание (сед) и опускание туловища из положения лежа, ноги закреплены, руки за голову (женщины), подтягивание на перекладине (мужчины); 3) бег на 2000 м (женщины) и 3000 м (мужчины).
Тесты проводятся в начале учебного года как контрольные, характеризующие подготовленность при поступлении в вуз, и в конце — как определяющие сдвиг за прошедший учебный период.
Дисциплина «Физическая культура» в режиме учебной деятельности студентов регламентируется учебными планами и программами, которые разрабатываются и утверждаются Министерством высшего образования РФ.
Учебный материал программы распределен на следующие разделы:
- теоретический раздел формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение студентов к физической культуре;
- практический раздел состоит из методико-практического подраздела, обеспечивающего овладение методами физкультурно-спортивной деятельности, и собственно учебно-тренировочного, направленного на достижение физического совершенства, повышение уровня функциональных и двигательных способностей, формирование необходимых качеств и свойств личности;
- контрольный, обеспечивающий учет результатов учебной деятельности студентов, а также качества самого образовательного процесса.
Рабочие планы и программы, на основании которых ведется данная деятельность в вузе, разрабатываются (исходя из финансового и кадрового обеспечения, а также с учетом имеющейся материально-технической базы) профильной кафедрой и утверждаются учебным отделом вуза.
Материал теоретического раздела предполагает освоение студентами таких тем:
- «Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов».
- «Социально-биологические основы физической культуры».
- «Организация здорового стиля жизни при выполнении учебной и профессиональной деятельности».
- «Физиологические реакции организма человека на физическую нагрузку и их значение в поддержании здоровья, личностном и профессиональном развитии, самосовершенствовании».
- «Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности».
- «Средства физической культуры в регулировании работоспособности».
- «Общая и спортивная подготовка в системе физического воспитания».
- «Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями».
- «Индивидуальный выбор вида спорта или оздоровительных систем физических упражнений».
- «Особенности занятий избранным видом спорта или оздоровительной системой физических упражнений».
- «Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом».
- «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов».
Получают и углубляют свои теоретические знания студенты на лекционных и практических занятиях, а также путем самостоятельного изучения рекомендуемой литературы.
Практический раздел программы реализуется на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях в учебных группах.
Методико-практические занятия предусматривают освоение, а затем и самостоятельное применение методов и способов формирования профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта:
- методиками самооценки уровня здоровья, работоспособности, специальной физической и спортивной подготовленности по избранному виду спорта (тесты, контрольные задания, нормативы), методиками оценки степени утомления, а также методами применения средств физической культуры для их направленной коррекции;
- методиками формирования эффективных и экономичных жизненно важных умений и навыков (ходьбы, передвижения на лыжах, плавания);
- методиками составления индивидуальных программ занятий оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленности, а также методиками проведения самостоятельных занятий;
- методиками проведения учебно-тренировочного занятия;
- методиками индивидуального подхода в применении средств для направленного развития отдельных физических качеств;
- основами судейства соревнований по избранному виду спорта;
- методами регулирования психоэмоционального состояния, применяемыми при занятиях физической культурой и спортом;
- методиками оценки и коррекции осанки и телосложения;
- методиками корригирующей гимнастики для глаз;
- методиками самомассажа;
- методикой проведения производственной гимнастики с учетом условий и характера труда и т.п.
Учебно-тренировочные занятия практического раздела предусматривают как обучение занимающихся новым двигательным действиям, так и воспитание физических качеств.
Средствами практического раздела, направленными на обеспечение необходимой двигательной активности студентов, достижение и поддержание оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения в вузе, являются отдельные виды легкой атлетики (в основном беговые и прыжковые), плавание, спортивные игры (баскетбол, футбол, волейбол, бадминтон и др. ), лыжные гонки, туризм, ритмическая и спортивная гимнастика, упражнения профессионально-прикладной физической подготовки силовой направленности.
Материал контрольного раздела направлен на дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов.
Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую информацию об уровне освоения теоретических, практических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента.
В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают зачетные требования и практические нормативы, изложенные в примерной учебной программе для высших учебных заведений, а также дополнительные тесты, разрабатываемые кафедрой физического воспитания вуза с учетом специфики подготовки специалистов в данном учебном заведении.
Обязательными тестами, определяющими физическую подготовленность студентов, являются:
- Бег на 100 м.
- Поднимание (сед) и опускание туловища из положения лежа на наклонной или горизонтальной доске (ноги закреплены).
- Подтягивание на перекладине (мужчины), сгибание и разгибание рук в упоре лежа (женщины).
- Бег на 2 000 м (женщины) и 3 000 м (мужчины).
- Прыжок в длину с места.
- Тест на гибкость.
Тесты проводятся в начале учебного года как контрольные, характеризующие уровень подготовленности студентов при поступлении в вуз или перед началом учебных занятий, и в конце года – как определяющие сдвиг за прошедший период.
В процессе занятий осуществляется предварительный, оперативный, текущий, этапный и итоговый контроль за ходом овладения учебным материалом.
Предварительный контроль проводится в начале первого семестра с целью изучения состояния занимающихся (состояние здоровья, физическая подготовленность, спортивная квалификация).
Оперативный контроль предназначен для определения срочного тренировочного эффекта в рамках одного учебного занятия с целью целесообразного чередования нагрузки и отдыха.
Текущий контроль проводится в конце занятия для определения реакции организма занимающихся на нагрузку с целью коррекции содержания последующих занятий.
Этапный контроль служит для получения информации о суммарном (кумулятивном) тренировочном эффекте, полученном на протяжении учебного семестра.
Итоговый контроль проводится в конце каждого семестра для аттестации студентов (в форме зачета) и определения успешности выполнения годового плана учебной программы (в конце учебного года).
В последние годы все больше вузов используют балльно-рейтинговую систему оценку успеваемости студентов. В каждом вузе эта система действует в соответствии с разработанным и утвержденным на кафедре физического воспитания положением о балльно-рейтинговой системе.
Остановимся здесь на требованиях, предъявляемых к студентам. Студент должен:
- посетить не менее 80 % учебных занятий;
- освоить жизненно важные умения и навыки;
- достичь необходимого уровня общей физической, спортивно-технической и профессионально-прикладной физической подготовленности;
- понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
- знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
- иметь мотивацию и установку на здоровый образ жизни, физическое совершенствование и самовоспитание, на регулярные занятия физическими упражнениями и спортом.
Студенты могут быть аттестованы только при условии выполнения обязательных тестов по общей физической и спортивно-технической под готовке, предусмотренных учебной программой.
Студенты, освобожденные от практических занятий по состоянию здоровья, оцениваются по результатам написания и защиты реферата, устного опроса или письменного тестирования, а также с помощью компьютерной оценки знаний.
Студенты, освобожденные от контрольных нормативов по общей физической подготовке, аттестуются при условии успешной сдачи зачета по теоретическому и методическому разделам учебной программы.
Вопросы и темы рефератов для проведения итоговой аттестации разрабатывает кафедра физического воспитания.
В Основах
законодательства Российской Федерации
физическая культура студентов
определяется в качестве одного из
основополагающих направлений высшего
гуманитарного образования. Содержание
общероссийской программы для вузов,
её структура, выделение приоритетных
направлений отражают принципы
государственной политики в области
профессионального образования.
Активно меняющиеся
в обществе требования к профессиональной
подготовке специалистов определяют
специфику и технологию высшего
образования: рыночная конъюнктура
современного общества предъявляет
более высокие требования к выпускнику
вуза. Использование новых концептуальных
подходов, апробированных европейским
опытом высшего образования, предполагает
поэтапное обучение специалистов в
избранной специализации. Многоуровневая
структура подготовки специалистов
нацелена на оптимальную интеграцию
общекультурной и общественно-научной
подготовки выпускников при формировании
у них высокопрофессиональных умений
и навыков. Реализуемая в Российской
Федерации система высшего образования
по своей структуре наиболее близка к
англо-американской высшей школе. Её
отличительной особенностью является
наличие трех уровней. Уровень бакалавра
и магистра предполагает обучение на
массовых ступенях высшего образования,
а более высокий уровень соответствует
обучению в аспирантуре. Квалификация
«бакалавр» (от латинского корня – первая
ученая степень) предполагает владение
профессиональными навыками самостоятельной
деятельности на базе широкой и
систематизированной фундаментальной
подготовки. В обязательный минимум
содержания курса «Общие гуманитарные
и социально-значимые дисциплины» на
уровне подготовки бакалавра определен
ряд положений. Бакалавр обязан понимать
роль физической культуры в развитии
человека, хорошо ориентироваться в
вопросах физической культуры и здорового
образа жизни, а также владеть системой
практических умений и навыков,
обеспечивающих укрепление здоровья,
развитие психофизических способностей
и качеств.
Вторая, более
высокая ступень профессионального
обучения на степень «магистра» (от
латинского корня – мастер, учитель)
предполагает углубленное
профессионально-теоретическое
обучение, в значительной степени
ориентированное на способных
студентов. В области знаний по физической
культуре магистр должен иметь глубокие
профессиональные знания по теории,
методике и практике оздоровительных
систем, профессионально-прикладной
физической подготовке.
Дальнейшее повышение
квалификации в области научной
деятельности в аспирантуре
осуществляется на основе магистерской
степени и предполагает высший
духовно-творческий уровень осмысления
знаний, накопленных человечеством в
сфере физической культуры.
Рекомендации
Всероссийской базисной учебной программы
по физической культуре студентов
носят законодательный характер для
вузов федерального пространства и
определяют общую стратегию формирования
высокой личной физической культуры
студента. Её содержание ориентирует
педагогический процесс не на усредненного
студента, но позволяет дифференцированно
подходить к воспитанию каждой конкретной
личности будущего специалиста. На всех
трех ступенях высшего образования
приоритетной является концепция здоровья
студентов, их оптимальной двигательной
активности. Здоровье студентов
рассматривается как абсолютная
жизненная ценность, основа их духовной
зрелости. Программой выделяется три
основные формы физкультурной деятельности
студентов.
Первая форма,
реализуемая на академических занятиях
в учебное время, предполагает
комплексное решение трех групп
педагогических задач: образовательных,
воспитательных и оздоровительных с
преимущественной образовательной
направленностью.
Вторая форма
предполагает активные занятия спортом
во внеучебное время. Максимальное
развитие двигательных способностей,
обеспечивающих достижение высоких
уровней спортивно-технического мастерства
студентов, является приоритетным
направлением при сопряженной реализации
воспитательных и образовательных
задач.
Третья форма
активного досуга студентов предполагает
организацию самостоятельных занятий
во внеучебное время (в том числе и в
коммерческих оздоровительных группах
с приоритетной оздоровительной
направленностью), использование
различных форм и средств физической
культуры.
Формируемый
потенциал физической культуры каждого
студента определяется не только степенью
развития физических способностей, но,
главным образом, мерой их комплексной
реализации в совокупности с
интеллектуальными, нравственными,
психологическими качествами в учебной
деятельности.
Активные процессы
либерализации и гуманизации высшего
образования позволяют с учетом
особенностей материальной базы,
исторически сложившихся традиций,
компетентности профессорско-преподавательс-кого
состава, наряду с базовой программой
реализовать «авторские» программы по
физической культуре. Одним из вариантов
такой авторской программы, позволяющей
учитывать специфику профессионального
профиля подготовки специалистов,
является комплексная целевая программа
по физической культуре (КЦП) в вузе. В
ней определены некоторые нетрадиционные
пути решения дидактических проблем,
основанные на выделении приоритетных
направлений образования студентов. Они
позволяют определить меру соотношения
методов централизации и децентрализации
в управлении педагогическим процессом,
актуализировать связь между содержанием
физического образования на всех трех
ступенях профессиональной подготовки,
учитывать внутриструктурные связи
содержания теоретического и практического
её разделов.
КЦП является
целевым алгоритмом образования и
воспитания студентов с использованием
широкого спектра средств физической
культуры. Её содержание интегрирует
современные принципы физического
воспитания и спортивной тренировки:
научности, сознательности и активности,
доступности и индивидуализации,
наглядности, непрерывности и постепенности. Оригинальные методологические подходы
позволяют эффективно решать дидактические
задачи на новой организационной
основе — путем целенаправленного
совершенствования как непосредственно
содержания учебно-тренировочной
программы, так и механизмов обеспечения,
способствующих её реализации:
научно-методического, организационного,
материально-технического снабжения
и финансирования.
Достижение
генеральной цели детерминировано,
главным образом, технологией
физического образования студентов. Приоритет образовательного аспекта
обусловлен жестким лимитом времени,
отводимым в учебном плане вуза на предмет
«Физическая культура», а также выраженной
дискретностью педагогического процесса.
Структура КЦП
предполагает поэтапное (в течение трех
лет обучения на уровне подготовки
бакалавра) достижение генеральной цели
путем реализации:
— комплекса главных
целей (целей первого уровня);
— педагогических
программ и программ обеспечения (подцелей
второго уровня);
— ряда конкретных
педагогических заданий и заданий
обеспечения (подцелей третьего
уровня).
Главной целью
занятий студентов первого курса является
адаптация к интенсивной интеллектуальной
деятельности средствами физической
культуры. Текущими педагогическими
задачами являются:
Воспитание у
студентов устойчивого интереса и
потребности к занятиям физическими
упражнениями.
Развитие резервных
возможностей организма студентов.
Формирование и
совершенствование знаний по организации
самостоятельных занятий в форме
активного досуга.
На втором курсе
обучения главной задачей является
всестороннее развитие организма
студентов. Текущими педагогическими
задачами являются:
Воспитание у
студентов социально значимых качеств.
Освоение
оздоровительных программ с использованием
различных форм физической культуры.
Формирование
углубленных знаний в области технологии
физической культуры.
Для студентов
третьего курса главной целью является
развитие потребности в здоровом образе
жизни. Текущими педагогическими задачами
являются:
Гармоничное
развитие организма студентов и
существенное повышение их физической
работоспособности.
Воспитание
устойчивой потребности студентов в
физическом самосовершенствовании,
самопознании и самооценке.
Воспитание
дисциплинированности и трудолюбия в
достижении физического совершенства.
Главной целью
занятий студентов первого
курса является
адаптация к интенсивной интеллектуальной
деятельности средствами физической
культуры. Текущими педагогическими
задачами являются:
На втором
курсе обучения главной задачей является
всестороннее развитие организма
студентов. Текущими педагогическими
задачами являются:
Для студентов
третьего
курса главной
целью является развитие потребности в
здоровом образе жизни. Текущими
педагогическими задачами являются:
Макроструктурный
подход, используемый в КЦП, обеспечивает
на практических занятиях всестороннее
и гармоничное развитие личности студента,
максимальную оздоровительную эффективность
упражнений и выраженную
профессионально-прикладную
направленность педагогического процесса.
Теоретический
раздел программы по физической культуре
реализуется в форме лекций, консультаций
и индивидуальных занятий. В технологии
учебно-познавательной деятельности
используются различные формы
абстрактного мышления: понятия (выделение
признаков), суждения (утверждение
или отрицание свойств предмета) и
умозаключения (обобщение суждений). В процессе формирования понятий в сфере
физической культуры проводится анализ
(мысленное расчленение предметов на
составные части, выделение в них
признаков) и синтез (интеграция частей
изучаемой дефиниции).
Полученные
теоретические знания становятся основой
для трансформации сознания личности
студентов и определяют уровень их
потребностей в двигательной активности. Системный подход к познанию физической
культуры стимулирует студентов к
анализу фактов, их обобщению и выводам,
что, несомненно, актуализирует их
способность к ретроспективному поиску
информации, её систематизации, анализу
и синтезу, накоплению индивидуального
информационного банка. Для познавательного
процесса цель выступает в качестве
идеальной модели деятельности. В качестве
обязательного минимума теоретической
части программы определен учебный
материал по следующим разделам: роль,
функции и основные цели физической
культуры в системе общечеловеческих
ценностей и профессиональной подготовки
специалистов, социально-биологические
основы физической культуры; технология
физического образования студентов;
принципы спортивной тренировки;
содержание профессионально-прикладной
физической подготовки студентов.
Сопряженный процесс
приобщения студентов к ценностям
физической культуры через теорию и
практику существенно активизирует
культурный потенциал личности
студента, расширяет его мировоззрение,
повышает духовность, способствует
формированию активной жизненной позиции.
В практическом
разделе программы традиционно реализуется
стратегия дифференцированного
подхода на трех отделениях: на основном
учебном, специальном медицинском и
отделении спортивного совершенствования.
Для программы
физической подготовки студентов,
отнесенных по состоянию здоровья к
специальному медицинскому отделению,
характер используемых средств, определение
объема и интенсивности физических
нагрузок осуществляется по результатам
медико-биологической диагностики
характера заболевания и экспертной
оценки текущего состояния здоровья
занимающихся. В реабилитационно-оздоровительной
программе физической подготовки
студентов, имеющих отклонения в
деятельности сердечно-сосудистой и
дыхательной системы используются
базовые варианты комплексов общеразвивающих
физических упражнений, допускается
дифференцированное использование
упражнений аэробной направленности,
дыхательных упражнений.
Для группы студентов
с заболеваниями органов пищеварения,
нарушением обмена веществ и зрения
приоритетной будет целенаправленная
работа по формированию разностороннего
двигательного потенциала с использованием
умеренных нагрузок аэробного воздействия. В группе студентов с отклонениями в
работе опорно-двигательного аппарата
используются общеразвивающие физические
упражнения локального и регионального
воздействия, а также средства
профессионально-прикладной физической
подготовки.
Практический
раздел программы основного учебного
отделения строится с учетом повышения
интереса студентов к спорту и предполагает
приложение передовых спортивных
технологий в практику физического
воспитания. Спортивная направленность
физического воспитания обеспечивает
решение задач по формированию
разностороннего двигательного потенциала
студентов, освоение ими современной
техники двигательных действий, развитие
механизмов биоэнергообеспечения,
формирование индивидуального стиля
соревновательной деятельности и
обязательное участие в серии соревнований
на первенство учебных групп, отделения,
факультета, университета, города,
республики.
Важное место в
разделе занимает профессионально-прикладная
физическая подготовка студентов.
Для программного
раздела отделения спортивного
совершенствования характерно
использование комплекса современных
средств, методов и условий, с помощью
которых обеспечивается высокая готовность
спортсменов и её реализация в соревнованиях. Среди важнейших методологических
подходов программы целесообразно
выделить поэтапное освоение специальных
физических нагрузок, характерных
для подготовки высококвалифицированных
спортсменов с учетом специфики
учебного процесса в вузе, моделирование
соревновательной деятельности по
технико-тактическим и биоэнергетическим
компонентам. На передний план выдвигается
концепция индивидуального подхода
к программированию спортивного
совершенствования, рациональное
построение учебно-тренировочного
процесса, интеграция различных сторон
специальной подготовки.
В основе стратегии
дифференцированного определения меры
индивидуально допустимых физических
нагрузок по объёму и интенсивности на
трех учебных отделениях заложена
концепция гуманного отношения к здоровью
студентов, что, несомненно, способствует
развитию их биогенетической программы
развития, обеспечивает гармонию
духовного и физического совершенствования
каждого студента. В данной схеме
содержание комплекса педагогических
заданий (подцелей третьего уровня)
выступает базовой формой целевой
структуры планирования учебно-тренировочного
процесса.
В КЦП предусмотрено
создание каталогов учебно-тренировочных
заданий, что позволяет алгоритмизировать
процесс достижения педагогических
целей второго и первого уровня.
Академические
занятия регламентируются учебным планом
вуза в объеме 4 часов в неделю на
первом и втором курсе, а также 2 часов в
неделю на третьем году обучения. Это
составляет на первом и втором курсах
140 часов в году и включает: практический
раздел в 116 часов, методический раздел
в объёме 20 часов и теоретический
раздел – 4 часа. На третьем году обучения
бакалавра объём нагрузки не превышает
70 часов (в некоторых вузах 140 часов). Из
них на теоретический раздел отводится
4 часа и методический раздел – 6 часов.
Для подготовки
спортсменов младших разрядов на отделении
спортивного совершенствования
отводится 6 часов в неделю, для подготовки
квалифицированных спортсменов: 8-12 часов
в неделю, в межвузовских группах
спортивного совершенствования объем
возрастает до 16-20 часов в неделю.
Культура физическая. Физ культура личности
Физическая
культура –
это вид культуры, содержанием которой
является оптимальная двигательная
деятельность, построенная на основе
материальных и духовных ценностей,
специально созданных в обществе для
физического совершенствования человека. Целью физической культуры как учебной
дисциплины является формирование
физической культуры личности, как одного
из факторов ее социокультурного бытия,
обеспечивающей биологический потенциал
жизнедеятельности, как способ и меру
реализации своих сущностных сил и
способностей.
Физическая
культура личности
— это социально-детерминированная
область общей культуры человека,
представляющая собой качественное,
системное, динамичное состояние,
характеризующееся определенным уровнем
специальной образованности, физического
совершенства, мотивационно-ценностных
ориентаций и социально-духовных
ценностей, приобретенных в результате
воспитания и интегрированных в
физкультурно-спортивной деятельности,
культуре образа жизни, духовности и
психофизическом здоровье.
Физическая культура
реализуется в таких формах (компонентах),
как физическое воспитание (связанное
с освоением физических и духовных сил
человека), спорт (их совершенствованием),
физическая рекреация (поддержанием),
двигательная реабилитация (восстановлением).