Категория: Территориальная программа.
Перечень заболеваний и видов медицинской помощи, предоставляемой гражданам бесплатно за счет бюджетных ассигнований консолидированного бюджета Оренбургской области и средств бюджета Оренбургского областного фонда обязательного медицинского страхования
Первичная медико-санитарная помощь включает в себя лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других требующих неотложной медицинской помощи, медицинскую профилактику заболеваний, осуществление мероприятий по проведению профилактических прививок, профилактических осмотров, диспансерного наблюдения здоровых детей, лиц с хроническими заболеваниями, по предупреждению абортов, санитарно-гигиеническое просвещение граждан, а также проведение других мероприятий, связанных с оказанием первичной медико-санитарной помощи гражданам.
Первичная медико-санитарная помощь предоставляется гражданам в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических, больничных учреждениях и других медицинских организациях врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами специалистами, а также соответствующим средним медицинским персоналом.
Скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь оказывается безотлагательно гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастные случаи, травмы, отравления, а также другие состояния и заболевания), учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи государственной или муниципальной систем здравоохранения.
Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь предоставляется гражданам в медицинских организациях при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий.
Медицинская помощь гражданам предоставляется
Амбулаторная медицинская помощь предоставляется гражданам при заболеваниях, травмах, отравлениях и других патологических состояниях, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения, изоляции и использования интенсивных методов лечения, а также при беременности и искусственном прерывании беременности на ранних сроках (абортах).
Стационарная медицинская помощь предоставляется гражданам в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях в следующих случаях, требующих круглосуточного медицинского наблюдения, применения интенсивных методов лечения и (или) изоляции, в том числе по эпидемическим показаниям:
Мероприятия по восстановительному лечению и реабилитации больных осуществляются в амбулаторных и больничных учреждениях, иных медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, включая центры восстановительной медицины и реабилитации, санаторно-курортные учреждения разной формы собственности, в том числе детские и для детей с родителями.
Для получения медицинской помощи граждане имеют право на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом согласия этого врача, а также на выбор медицинской организации в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования.
В рамках Программы осуществляется медицинское обследование граждан при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы за счет средств областного бюджета, местных бюджетов и средств ОМС, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной службе:
В рамках территориальной программы ОМС гражданам Российской Федерации в Оренбургской области (далее — программа ОМС) предоставляются первичная медико-санитарная помощь, в том числе неотложная, и специализированная, за исключением высокотехнологичной, медицинская помощь, предусматривающая также обеспечение необходимыми лекарственными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации в учреждениях (организациях) здравоохранения, работающих в системе ОМС, а именно: при инфекционных и паразитарных заболеваниях (за исключением заболеваний, передающихся половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и СПИДа), при новообразованиях (за исключением медицинской помощи, оказываемой в онкологических диспансерах), болезнях эндокринной системы, расстройствах питания и нарушениях обмена веществ, болезнях нервной системы, болезнях крови, кроветворных органов и отдельных нарушениях, вовлекающих в патологический процесс иммунный механизм, болезнях глаза и его придаточного аппарата, болезнях уха и сосцевидного отростка, болезнях системы кровообращения, болезнях органов дыхания, болезнях органов пищеварения (в том числе заболеваний зубов и полости рта), болезнях мочеполовой системы, болезнях кожи и подкожной клетчатки, за исключением медицинской помощи, оказываемой в кожно-венерологических диспансерах, болезнях костно-мышечной системы и соединительной ткани, при травмах, отравлениях и некоторых других последствиях воздействия внешних причин, а также при врожденных аномалиях (пороках развития), деформациях и хромосомных нарушениях, в том числе при состояниях, угрожающих жизни пациента, с использованием острого гемодиализа и методов гравитационной хирургии крови, а также при беременности, родах, в послеродовой период и при абортах, в том числе под общим обезболиванием, а также услуги центров здоровья, предоставляемые в рамках мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака.
В рамках территориальной программы ОМС осуществляются
а) за счет средств областного бюджета:
б) за счет средств бюджетов муниципальных образований:
Органы местного самоуправления вправе за счет средств муниципального бюджета осуществлять мероприятия по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов, осуществляемые в целях обеспечения оказания первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов и скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), содержанию кабинетов лечебной физкультуры и спортивной медицины.
За счет средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований области лицам без определенного местожительства, а также лицам, не застрахованным в системе ОМС, оказывается экстренная медицинская помощь в соответствии с подпунктом 1.10 раздела V.
П О С Т А НО В Л Е Н И Е
Об утверждении региональной программы
«Модернизация первичного звена здравоохранения
Всоответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»,постановлениями Правительства РоссийскойФедерации от 26 декабря 2017 года № 1640 «Об утверждениигосударственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», от 9октября 2019 года № 1304 «Об утверждении принципов модернизациипервичного звена здравоохранения Российской Федерации и Правил проведенияэкспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения,осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программмодернизации первичного звена здравоохранения», Законом Оренбургской области от25декабря 2018 года № 883-пп «Об утверждении государственнойпрограммы «Развитие здравоохранения Оренбургской в целях модернизации первичногозвена, направленной на обеспечение доступности и качества первичной медико-санитарнойпомощи населения:
1. Утвердить региональную программу«Модернизация первичного звена здравоохранения Оренбургской области» согласноприложению.
2. Контроль за исполнением настоящегопостановления возложить на вице-губернатора – заместителя председателяПравительства Оренбургской области по социальной политике – министра здравоохраненияОренбургской области.
3. Постановление вступает в силу послеего официального опубликования, но не ранее 1 января 2021 года.
«Модернизацияпервичного звена здравоохранения Оренбургской области»
Список сокращений, используемых в Программе:
1. Общая характеристика сферы реализации Программы
Программа разработана в целях обеспечениядоступности и качества первичной медико-санитарной помощи населения всоответствии с принципами модернизациипервичного звена, утвержденными постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 9 октября 2019 года№ 1304 «Об утверждении принципов модернизации первичного звеназдравоохранения Российской Федерации и Правил проведения экспертизы проектоврегиональных программ модернизации первичного звена здравоохранения,осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программмодернизации первичного звена здравоохранения».
По данным Росстата, на территорииОренбургской области находятся 1720 населенных пунктов (согласно паспортам МОколичество населенных пунктов составляет 1720).
Для оказания МП жителям Оренбургской областифункционирует сеть МО, представленная 95 МО, из них ПМСП оказывают 57медицинских организаций, первичную специализированную медико-санитарную помощьнаселению оказывают 38 медицинских организаций.
В Программу включена 51 МО (юридические лица),подведомственная , оказывающая ПМСП.
В Оренбургской области нет населенных пунктов, неимеющих прикрепления к МО.
В Оренбургской области из 1720 населенных пунктов 124населенных пункта с низкой плотностью населения (менее 100 человек) не доступныдля оказания ПМСП в установленный Минздравом России норматив (населенные пунктыс численностью населения до 100 чел., находящиеся на расстоянии более 6 км отближайшей МО, оказывающей ПМСП) и отсутствуют населенные пункты недоступные дляоказания ПМСП в установленный Минздравом России норматив (для населенныхпунктов численностью свыше 100 человек).
Из 124 недоступных для ПМСП населенных пунктов (менее100 человек) 2 находятся в городскомокруге, 5 – Адамовском, 8 – , 3 – Александровском, 1 – ,2 – , 6 – районах, 1 – Гайском городском округе, 4 – ,6 – Домбаровском, 5 – , 3 – , 3 – Красногвардейском районах, 8 – городском округе, 3 – ,2 – Матвеевском, 4 – , 2 –Октябрьском, 5 – Оренбургском, 10 – Первомайском, 2 – Переволоцком, 4 – , 3 – , 2– , 1 – ,2 – Северном районах, 9 – Соль-Илецком, 1 – Сорочинском городских округах, 1 – , 2 – Тоцком, 1 – ,7 – районах, 6 – городском округе.
Анализ расстояний от населенных пунктов с численностьюнаселения от 101 человека до 2000 человек до ближайших МО, входящих структурныхподразделений показал, что в Оренбургской области населенных пунктов вне зоныдоступности МП:
более 6 км согласно требованиям приказаМинздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года № 543н не имеется;
более 30 минут (с использованиемтранспорта) согласно требованиям пункта 10.4 свода правил «СП 42.13330.2016.Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельскихпоселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденных приказомМинстроя России от 30 декабря 2016 года № 1034/пр., – 29 населенныхпунктов.
Данные о степени износа зданий МО, в которыхоказывается ПМСП:
из 105 врачебных амбулаторий – 14 (13,3 процента)находятся в аварийном состоянии и требуют сноса, 0 (0,0 процента) – требуютреконструкции, 91 (85,7 процента) – требуют капитального ремонта;
из 482 фельдшерско-акушерских пунктов – 70 (14,5процента) находятся в аварийном состоянии и требуют сноса, 0 (0,0 процента) –требуют реконструкции; 412 (85,5 процента) – требуют капитального ремонта.
Доля оборудования, находящегося в первичном звене,уменьшилась с 76,7 процента до 75,8 процента. При этом доля оборудования сосроком эксплуатации свыше 10 лет увеличилась с 45,5 процента до 51,9 процента(по данным формы № 30 федерального статистического наблюдения).
Увеличилась доля оборудования со сроком эксплуатациисвыше 10 лет:
по рентгенодиагностическим комплексам (на 2 рабочихместа) с 67,9 процента до 70,0 процента;
по рентгенодиагностическим комплексам (на 3 рабочихместа) – с 61,9 процента до 63,9 процента;
по рентгенодиагностическим комплексам длярентгенографии и томографии – с 9,5 процента до 19,0 процента;
по цифровым аппаратам для исследований органов груднойклетки (цифровые флюорографы) – с 65,8 до 72,5 процента;
по аппаратам – с 31,1 процента до 68,9 процента;
по аппаратам УЗИ – с 36,9 процента до 39,1 процента.
2. Перечень показателей (индикаторов) Программы
Сведения о показателях (индикаторах)Программы и их значениях представлены в приложении № 1 к Программе.
3. Перечень мероприятий и финансовое обеспечение реализацииПрограммы
Финансирование Программы осуществляется засчет средств федерального и областного бюджетов.
Перечень мероприятий и
реализации Программыпредставлены в приложении № 2 к Программе.
Финансирование мероприятий Программыосуществляется в рамках реализации мероприятий государственной программы«Развития здравоохранения Оренбургской области», утвержденной постановлениемПравительства Оренбургской области от 25 декабря 2018 года № 883-пп.
4. План реализации Программы
План реализации Программы на 2021 и 2025 годыпредставлен в приложении № 3 к Программе.
Системауправления реализацией Программы
Система управления реализациейПрограммы включает мониторинг реализации мероприятий Программы и направлениеежеквартальной отчетности в Минздрав России.
Минздрав в рамках реализации Программы утверждаетсхемы оптимального территориального планирования МО, участвующих в Программе;мероприятия по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) МО,мероприятия по оснащению МОоборудованием, мероприятия по оснащению МО автотранспортными средствами,мероприятия по обеспечению МО кадрами в соответствии с методическимирекомендациями по разработке региональных программ модернизации первичногозвена здравоохранения (приложения 5, 7–10), разработанными Министерствомздравоохранения Российской Федерации во исполнение пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 9октября 2019 года № 1304 «Об утверждении принципов модернизациипервичного звена здравоохранения Российской Федерации и Правил проведенияэкспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звеназдравоохранения, осуществления мониторинга и контроля за реализациейрегиональных программ модернизации первичного звена здравоохранения».
к региональной программе
Сведенияо показателях (индикаторах) Программы и их значениях
Переченьмероприятий и финансовое обеспечение реализации Программы
Вцелях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации набесплатное оказание медицинской помощи и в соответствии с Федеральными законамиот 21 ноября2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья гражданв Российской Федерации», от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательноммедицинском страховании в Российской Федерации», Правительства РоссийскойФедерации от 7 декабря 2019 года № 1610 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказаниягражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», (Основным Законом)Оренбургской области, Оренбургской области от 30 августа2012 года № 1066/310-V-ОЗ «Об охране здоровья граждан на территорииОренбургской области» Правительство Оренбургской области о с т а н о в л я е т:
1.1. Территориальнуюпрограмму государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территорииОренбургской области медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и2023 годов согласно
1.2. Стоимостьтерриториальной программы государственных гарантий бесплатного оказаниягражданам на территории Оренбургской области медицинской помощи по источникамфинансового обеспечения на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годовсогласно
1.3. Стоимостьтерриториальной программы государственных гарантий бесплатного оказаниягражданам на территории Оренбургской области медицинской помощи по условиям ееоказания на 2021 год согласно
1.4. Стоимостьтерриториальной программы государственных гарантий бесплатного оказаниягражданам на территории Оренбургской области медицинской помощи по условиям ееоказания на 2022 год согласно
1.5. Стоимостьтерриториальной программы государственных гарантий бесплатного оказаниягражданам на территории Оренбургской области медицинской помощи по условиям ееоказания на 2023 год согласно
исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора –заместителя председателя Правительства Оренбургской области по социальнойполитике – министра здравоохранения Оренбургской области.3. Постановлениевступает в силу после его ираспространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года.председательПравительства
Территориальная программагосударственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территорииОренбургской области медицинской помощи на 2021 год и на плановый период2022 и 2023 годов (далее – Программа) устанавливает:
перечень видов, форм и условиймедицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно;
перечень заболеваний и состояний,оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно;
категории граждан, оказание медицинскойпомощи которым осуществляется бесплатно;
способы оплаты медицинской помощи;
объемы медицинской помощи;
нормативы финансовых затрат на единицуобъема медицинской помощи;
порядоки условия предоставления медицинской помощи;
целевыезначения критериев доступности и качества медицинской помощи;
переченьмедицинских организаций, участвующих в реализации Программы.
Которой осуществляется бесплатно
П О С Т А Н О В ЛЕ Н И Е
Об утверждениирегиональной программы
В целях обеспечения достижения целей ирезультатов регионального проекта «Формирование системы мотивации граждан кздоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек»национального проекта «Демография» Правительство Оренбургской области п о с т ан о в л я е т:
1. Утвердитьрегиональную программу «Укрепление общественного здоровья» согласно приложению.
2. Контроль заисполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора – заместителяпредседателя Правительства Оренбургской области по социальной политике – министраздравоохранения Оренбургской области.
3. Постановлениевступает в силу со дня его подписания.
Оренбургскойобласти «Укрепление общественного здоровья»
Список сокращений,используемых в Программе:
ПротяженностьОренбургской области с запада на восток – 755 километров, с севера на юг –от 60 до 425 километров. Площадь – 124 тыс. кв. километров. Плотностьнаселения – 16,4 человека на кв. километр (ПФО – 35,04).
Административноеделение региона включает в себя 487 МО, в том числе 13 городских округов,включая 1 ЗАТО, и 29 муниципальных районов. Область условно разделена навосточную, центральную и западную зоны (рисунок 1).
Рисунок1. Карта административного деления Оренбургской области
Численностьнаселения Оренбургской области на 1 января 2019 года, по данным Росстата,составляет 1963007 человек, в том числе городского – 1186569 человек, сельского– 770266 человек (39,4 процента; РФ – 27,0 процента).
В области 131населенный пункт с числом жителей 0 и 547 (31,8 процента)малонаселенных (менее 100 человек) пунктов (таблица 1). От 101 человека до300 человек насчитывает 441 населенный пункт, из них в 166 проживают не более150 жителей. От 10 тыс. до 20 тыс. человек проживают в 17 районах области (втом числе от 10 тыс. до 13 тыс. человек – в 6 районах), более 20 тыс. человек –в 18 районах.
Распределение населенных пунктов по численности населения
Динамикачисленности населения Оренбургской области на протяжении более 10 лет имеетстойкую тенденцию к снижению (рисунок 2).
Рисунок2. Динамика численности населения Оренбургской области
Число жителей снизилось в городской и сельскойместности, но наиболее выражены темпы снижения численности жителей села(рисунок 3).
Рисунок3. Динамика численности населения в городах и сельской местности
В регионе доля лицмоложе трудоспособного возраста составляет 20,2 процента, трудоспособноговозраста – 53,5 процента, старше трудоспособного возраста – 26,3 процента (РФ –25,4 процента).
Число лиц моложетрудоспособного возраста по сравнению с 2018 годом уменьшилось на 2198 человек,старше трудоспособного возраста возросло на 8693 человека (таблица 2).
Половозрастной состав населенияОренбургской области
Коэффициент демографическойнагрузки составил для лиц моложе трудоспособного возраста 37,4 процента, старшетрудоспособного возраста – 47,8 процента.
Средний возрастнаселения области, по данным переписи, в 2010 году составил 38,5 года, в 2018году – 39,5 года.
Коэффициентестественного прироста характеризуется убылью (таблица 3).
Коэффициентестественного прироста (убыли) населения
Средняя ожидаемаяпродолжительность жизни при рождении с 2014 года возросла на 2,75 года,для городского населения – 2,44 года, сельского – 3,07 года. Для городскогонаселения показатель выше, чем у сельского, на 0,68 года (таблица 4).
Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении
Миграционные процессы в Оренбургской области характеризуютсяоттоком населения. В 2018 году зарегистрирована убыль 10,3 тыс. человек(рисунок 4).
Рисунок 4.Миграционная убыль населения Оренбургской области
Таким образом, на фонезначительной протяженности территории и низкой плотности населения областидемографическая ситуация в регионе характеризуется:
высокой долейсельских жителей;
естественной и миграционнойубылью населения.
По среднемуварианту прогноза Федеральной службы государственной статистики до 2024 года(таблица 5):
возрастетчисленность населения старше трудоспособного и снизится численность населениятрудоспособного возраста;
сохранится естественнаяубыль населения и миграционный отток.
В результатечисленность населения области к 2024 году сократится на 43,1 тыс. человек (до1912,8 тыс. человек).
Демографическийпрогноз по Оренбургской области
3.Заболеваемость неинфекционными заболеваниями
В Оренбургской области изменение показателяобщей заболеваемости по возрастным группам в период с 2015 по 2019 год (таблица6) характеризуется неоднородной динамикой: после роста в 2015–2016 годах с1813,2 до 1857,6 на 1 тыс. населения в 2017–2019 годах наблюдается тенденция кснижению данного показателя: 1721,7–1692,2 на 1 тыс. населения (РФ – 1617,8;ПФО – 1777,8). Анализ заболеваемости неинфекционными заболеваниями проведен наосновании предварительных статистических данных за 2019 год, предоставленныхотделом медицинской статистики ГБУЗ «Медицинский информационно-аналитическийцентр».
Аналогичнаядинамика прослеживается во всех возрастных группах, при этом уровень показателявыше, чем в среднем по РФ, но ниже, чем по ПФО.
Динамика общей заболеваемости в Оренбургской области
Показатель первичной заболеваемостихарактеризуется волнообразной динамикой с подъемами в 2016 и 2018 годах (ростпо сравнению с предыдущим годом на 1,8 процента и 9,8 процента соответственно).При этом его минимальное значение зарегистрировано в 2017 году – 763,7, амаксимальное в 2018 году – 838,3 на 1000 населения. По возрастным группам такаядинамика проявляется у детей и взрослых, тогда как у подростков рост показателяв 2018 году незначителен.
Увеличение количества и качествауглубленных методов исследования ведет к росту выявляемости соответствующихпоказателей первичной заболеваемости.
Структура общей заболеваемости поосновным причинам заболеваний за последние 5 лет является сложившейся (таблицы7, 8). По данным за 2019 год, 1 место занимают болезни органов дыхания(22,3 процента), на 2 месте – БСК (18,6 процента), 3 месте – болезни костно-мышечнойсистемы (7,8 процента), 4 месте – болезни органов пищеварения(7,3 процента), 5 месте – болезни эндокринной системы (6,6 процента),6 месте – болезни глаза и его придаточного аппарата (6,4 процента) иболезни мочеполовой системы (6,4 процента).
Структура общейзаболеваемости в Оренбургской области
В 2015–2016 годах болезни глаза иего придаточного аппарата в структуре общей заболеваемости занимали 3 место, в2019 году – 6 место. Аналогичная ситуация и по врожденным аномалиям: с 6, 7мест в 2014–2015 годах данный класс болезней в 2016–2018 годах переместилсяна 16, 17 места.
В 2018 году произошло увеличениеобщего травматизма на 0,9 процента, в стационарных учреждениях областибыло пролечено 1177 пострадавших при ДТП, что на 39 процентов меньше, чемв 2017 году. В настоящее время ставятся задачи по совершенствованию программыпрофилактики ДТП в рамках совместной работы ГИБДД и Правительства Оренбургскойобласти, обеспечению еженедельного мониторинга пострадавших при ДТП во всехмедицинских организациях области, а также по обязательной проверке всех случаевпозднего бригад СМП до места ДТП.
по основнымпричинам заболеваний
В динамике основных причинзаболеваний, влияющих на уровень общей заболеваемости, отмечается неуклоннаятенденция к росту заболеваемости по классу БСК. В 2018 году этот показатель на3,7 процента превысил уровень 2014 года. Среди остальных причин ростазаболеваемости отмечается увеличение количества заболеваний органов дыхания в2016 году с последующим его снижением в 2017–2018 годах до уровня 2015 года изаболеваний органов пищеварения в 2015–2016 годах с аналогичным понижениемпоказателя в 2017–2018 годах.
Выраженное снижение показателяобщей заболеваемости зарегистрировано по классу болезней глаза и егопридаточного аппарата: по сравнению с уровнем 2014 года данный показательв 2018 году снизился на 22,1 процента.
Структура и динамика первичнойзаболеваемости (таблицы 9, 10) характеризуются несколько иной локализациейпричин заболеваний. На 1 местев течение 2014–2019 годов остаются болезни органов дыхания –42,2 процента (поданным 2019 года), на 2 месте – травмы и отравления.
Структурапервичной заболеваемости в Оренбургской области
Среди основных причин, влияющих напервичную заболеваемость, наиболее выраженный рост показателя зарегистрирован вклассе БСК. Данный показатель в 2015–2018 годах увеличился в 1,4 раза. Одной изпричин отмеченной динамики является рост объемов и качества углубленных методовисследования во время диспансерных осмотров взрослого населения, в частности –применение дуплексного сканирования брахицефальных артерий. Количествовыявленных заболеваний при этом за последние 3 года возросло в 6,6 раза (с 414до 2722). Однако в 2019 году наблюдалось снижение данного показателя на 0,9процента.
На рост показателя первичнойзаболеваемости также оказали влияние стабильное увеличение заболеваемости поклассам болезней костно-мышечной системы (рост относительно 2015 года в 1,5раза), органов пищеварения (в 1,1 раза).
Динамикапервичной заболеваемости в Оренбургской области
Таким образом, анализ общей ипервичной заболеваемости показал, что одним из ведущих классов в структуре идинамике этих показателей являются БСК.
Показатель заболеваемости злокачественныминовообразованиями в Оренбургской области с небольшими колебаниями имееттенденцию к неуклонному ежегодному росту, опережая по абсолютному значениюаналогичный показатель в РФ.
В 2019 году значение показателя вОренбургской области было несколько ниже, чем в предыдущем году (483,1 случаяна 100 тыс. населения), но, в целом, тенденция к росту заболеваемости злокачественнымизаболеваниями сохраняется (496,8 – в 2018 году, 479,9 – в 2017 году,471,6 – в 2016 году), (РФ – 425,4 в 2018 году).
Рост онкологической заболеваемостиобусловлен, в основном, старением населения и в то же время улучшениемвыявляемости злокачественных новообразований, поэтому в будущем ожидаетсясохранение тенденции к росту заболеваемости.
Структураонкологической заболеваемости (оба пола) в 2019 году:
I место – другие злокачественные новообразования кожи (14,9 процента);
II место – злокачественные новообразованиямолочной железы (11,3 процента);
III место – злокачественные новообразования трахеи,бронхов, легкого (10,6 процента);
IV место – злокачественные новообразованияободочной кишки (7,1 процента);
V место – злокачественные новообразованияжелудка (5,5 процента);
VI место – злокачественныеновообразования предстательной железы (5,2 процента);
место – злокачественныеновообразования лимфатической и кроветворной ткани (4,8 процента).
Наиболее высокие показателионкологической заболеваемости в 2019 году (на 100 тыс. населения) отмеченыв 10 МО (среднеобластной показатель – 483,1):
Октябрьский район– 668,8;
район – 633,1;
район – 624,6;
район – 597,0;
район – 564,2;
район – 571,8;
район – 569,8;
г. Бузулук –552,0;
район – 550,8;
г. Медногорск– 550,8.
Наименьшая заболеваемость в 2018 годузарегистрирована в 8 МО (среднеобластной показатель – 483,1):
Тоцкийрайон – 211,1;
Домбаровскийрайон – 307,7;
район – 330,2;
Соль- район – 366,9;
городской округ– 372,2;
Первомайский район – 380,8;
район – 387,9;
Александровский район – 390,0.
Показатель выявляемости злокачественныхновообразований на профилактических осмотрах от всех впервые зарегистрированныхслучаев составил в 2019 году 40,0 процента (в 2018 году – 41,3 процента, 2017году – 30,4 процента,
27,3процента, 2017 году
Наибольшийпроцент выявляемости злокачественных новообразований отмечен по следующимлокализациям:
молочная железа– 35,3 процента;
шейка матки –30,3 процента;
губы – 29,4процента;
кожа – 27,7процента;
щитовиднаяжелеза – 25,2 процента;
трахея, бронхи,легкие – 23,1 процента.
Одним из основных показателей, определяющихпрогноз онкологического заболевания, является степень распространенностиопухолевого процесса на момент выявления. В 2019 году 70,8 процентазлокачественных новообразований были диагностированы в I–II стадии, что вышепоказателя 2018 года (59,9 процента) и показателя по РФ (55,6 процента).
Основным критерием оценкидиагностического компонента помощи онкологическим больным является показательзапущенности, то есть с отдаленнымиметастазами. Показатель в 2019 году(таблица 11) увеличился и составил 21,0 процента (в 2018 году –19,5 процента), но остался ниже показателя по РФ (20,2 процента).
Показатели и одногодичной летальности в 2019году
Согласнообщепринятым стандартам постановки онкологического диагноза на основаниигистологического заключения, показатель морфологического подтверждения в 2018году увеличился до 92,7 процента (в 2017 году – 89,0 процента) и приблизился ксреднероссийскому (РФ в 2017 году – 92,4 процента).
Порезультатам обследования у жителей Оренбургской области наблюдается высокаястоматологическая заболеваемость. В структуре стоматологической заболеваемостинаибольший удельный вес приходится на кариес и его осложнения – 81 процент;распространенность кариеса постоянных зубов у лиц в возрасте 35–44 летсоставляет 96 процентов; распространенность кариеса постоянных зубов у лиц ввозрасте 12 лет составляет 75 процентов.
Несмотряна увеличение в 2016–2018 годах числа лиц, осмотренных в порядке плановойсанации, на 40 процентов, в Оренбургской области отмечается тенденция кснижению показателей профилактической работы стоматологических организаций.Число пациентов, нуждающихся в санации, выявленных при профосмотре, уменьшилосьна 10 процентов, количество пломб на одного жителя в год уменьшилось на 10процентов, количество запломбированных зубов снизилось на 14 процентов, ноувеличилось количество удаленных зубов на 7 процентов. Процент первичныхпосещений от общего количества посещений снизился на 11 процентов исоставил 44 процента, а общее количество посещений увеличилось на 7,8 процента.Увеличение посещений отмечается как в абсолютных цифрах, так и в пересчете на100 тыс. населения.
Остаютсястабильными показатели: количество посещений на одного жителя области в год –0,9, количество УЕТ на одного жителя в год – 4,0. Доля санированных пациентов вобщем числе первично обратившихся составила 39 процентов. В целом по службеобъемы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказаниягражданам медицинской помощи увеличились как по количеству посещений, так и поУЕТ. Объем посещений по итогам 2018 года увеличился на 9 процентов от объемапосещений в 2016 году, количество выработанных УЕТ в 2018 году увеличилось на 2процента от общего количество выработанных УЕТ в 2016 году.
Распространенностьнаркомании в Оренбургской области имеет устойчивую тенденцию к снижению. В 2019году ее уровень уменьшился на 9,6 процента и составил 6,34 на 10 тыс. человек(рисунок 5).
Рисунок 5. Распространенность наркомании на территории
Оренбургской области в расчете на 10 тыс. человек
Значительнаячасть наркопотребителей – это жители региона в возрасте от 20 до 39 лет.
Актуальной является проблема отравлений населения Оренбургской областинаркотическими веществами.
Среднеобластной показатель острых отравлений наркотическими ипсиходислептическими веществами в 2018 году составил 2,7 на 100 тыс. населения(рисунок 6), что ниже уровня 2017 года в 3,8 раза. Показатель смертностиуменьшился на 50 процентов и составил 0,5 на 100 тыс. населения.
Рисунок 6. Динамика острых отравленийнаркотическими
и психодислептическими веществами за 2013–2018 годы
В Оренбургской области в 2014–2019 годах общая заболеваемостьнаркологическими расстройствами, вызванными употреблением наркотиков, имеетустойчивую тенденцию к снижению и значительно ниже показателей в ПФО и в РФ(рисунок 7). Вместе с тем следует отметить рост первичной заболеваемости в 2019году с 3,7 до 4,3 случая на 100 тыс. населения.
Рисунок 7. Общая заболеваемость наркологическими расстройствами,
вызванными употреблением наркотиков (на 100 тыс.
Общая и первичная заболеваемость наркологическими расстройствами,вызванными употреблением алкоголя (на 100 тыс. населения), также имеетустойчивую тенденцию к снижению (таблицы 12, 13).
вызваннымиупотреблением алкоголя (на 100 тыс. населения)
Число пациентов, зарегистрированных впервые в жизнис диагнозом
«Алкоголизм» (на 100 тыс. населения)
В Оренбургскойобласти мероприятия по профилактике наркологических расстройств проводит ГАУЗ«Оренбургский областной клинический наркологический диспансер», которыйорганизует работу согласно ежегодному утвержденному комплексному плану.
Региональнаяпрограмма позитивной профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения«Молодое поколение делает свой выбор!» реализуется в Оренбургской области с2003 года по трем основным направлениям: пропаганда ЗОЖ среди молодежи,позиционирование основ позитивного антинаркотического воспитания в семье ишколе, поддержка межведомственного социального партнерства в сфере . Целевые группы проекта: подростки имолодежь в возрасте от 13 до 25 лет, родители школьников, специалисты,курирующие вопросы профилактики девиантного поведения (педагоги, социальныепедагоги, психологи, медицинские работники, журналисты и другие). Реализацияпрограммы проводится в рамках работы с МО в форме семинаров-тренингов,диспутов, круглых столов. Наркологическимдиспансером совместно с министерством образования Оренбургской областивыполняются психологические исследования (по методике «Цветовых метафор») средиподростков (13–18 лет), направленные на изучение структуры базовых потребностейобучающихся и оценки уровня скрытой мотивации к употреблению психоактивныхвеществ, в образовательных организациях региона. По итогам психологическогоисследования проводится тестирование обучающихся в рамках проведенияпрофилактических медицинских осмотров в целях раннего выявления незаконногопотребления наркотических средств и психотропных веществ (приказ МЗ РФ от 6 октября2014 года № 581н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотровобучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательныхорганизациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннеговыявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ»).В 2018 году организованы профилактические медицинские осмотры 13189 учащихся,2019 году – 9376. Положительный результат выявлен у одного учащегося ПОО.
В 2019 году в 34МО проведены профилактические декадники. Особое внимание уделяется межведомственнымрейдам совместно с УМВД России по Оренбургской области и комиссией по деламнесовершеннолетних и защите их прав в семьи социального риска, места досугамолодежи.
ГАУЗ «Оренбургскийобластной клинический наркологический диспансер» реализует информационно-профилактическиемероприятия, в том числе медиапроекты: подготовку видеопрограммы «Право нажизнь» (общее число трансляций на региональном телеканале – 49), выпусктематического издания «Твой выбор».
Охват лекциями,кинолекториями, круглыми столами, семинарами по в 2019 году составил 119068 человек. Также в регионе проводятся выступленияэкспертов по вопросам нателевидении и радио (в 2019 году – 71 выступление), в печатных СМИ(в 2019 году 39 публикаций), организуются тематические выставки(в 2019 году 39 выставок), обеспечивается участие наркологов впрофилактических мероприятиях, организуемых в рамках празднования памятных дати событий (в 2019 году – 36 акций).
На базе ГАУЗ «Оренбургскийобластной клинический наркологический диспансер» с июля 2017 года организованкруглосуточный сбор информации (Единый оператор) о несовершеннолетних,доставленных в медицинские организации области с клиникой алкогольного,наркотического или токсического отравления (распоряжение министерстваздравоохранения Оренбургской области от 28 июня 2017 года № 1413«Об оптимизации работы по сбору информации о несовершеннолетних,доставленных в медицинские организации области в связи с употреблением наркотическихсредств и психотропных веществ»). На основании указанного распоряженияобеспечивается консультирование врачом психиатром-наркологомгоспитализированных несовершеннолетних. При наличии показаний дети и подросткис законными представителями направляются на прием к врачу-наркологу для проведенияпрофилактических, диагностических и лечебно-реабилитационных мероприятий. В2019 году специалистами диспансера проконсультировано 27 детей и подростков.
В диспансере напостоянной основе функционирует «Психотерапевтическая подростковая группа личностногороста», целями работы которой являются коррекция девиантного поведения уподростков, формирование адекватной самооценки, информирование обответственности за наркопреступления и употребление алкоголя и наркотиков (оюридических, медицинских и социальных последствиях). Аналогичная группафункционирует в филиале ГАУЗ «Оренбургский областной клиническийнаркологический диспансер» в г. Орске. В 2019 году проведено 54 тренинга,обучено 578 подростков.
В рамках реализациифедерального проекта «» на территорииобласти проведено 98 лекций для участников дорожного движения, управляющихтранспортными средствами в нетрезвом виде, охвачено 1088 человек. В 2019 годувыполнена профилактическая работа в 457 трудовых коллективах, охвачено 18318слушателей.
В Оренбургскойобласти остаются актуальными проблемы сохранения и укрепления репродуктивногоздоровья населения. По состоянию на декабрь 2019 года бесплодие диагностированоу 2121 мужчины (37 процентов) и 3618 женщин (63 процента).
В целях профилактикизаболеваний, приводящих к нарушению репродуктивных функций, проведениявоспитательной работы среди подрастающего поколения в регионе на базе ГАУЗ«Оренбургская областная клиническая больница № 2» действует отделение охранырепродуктивного здоровья и вспомогательных репродуктивных технологий. Также вэтой клинике в 2019 году открыт областной центр охраны репродуктивного здоровьядетей и подростков, который обеспечивает не только лечебно-профилактическую, нои методическую функцию для медицинских и образовательных организаций. Вобщеобразовательных организациях и ПОО области акушерами-гинекологами совместнос министерством социального развития Оренбургской области на регулярной основепроводятся тематические семинары по вопросам контрацепции и профилактикинежелательной беременности.
В соответствии сФедеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дляпрофилактики абортов применяется актуальная практика «Дни тишины», что помогаетженщинам при поддержке специалистов принять правильное решение. В 18 женскихконсультациях организовано консультирование женщин психологом, которое проходят 100 процентов женщин,обратившихся за направлением на искусственное прерывание беременности.
В 2019 году в областипроведено 8469 медицинских абортов по желанию женщин, что в 3 раза меньше, чемв 2010 году. В результате консультирования 723 женщины отказались прерывать беременность.
В Оренбургскойобласти отмечается стойкая тенденция к снижению заболеваемости болезнями,передающимися преимущественно половым путем. Наибольшая динамика снижениянаблюдается по гонорее (66,8 процента), хламидиозу (47,6 процента),герпесу (43,1 процента). Снижение заболеваемости сифилисом менее значительное –14,1 процента. Также необходимо отметить отрицательную динамику заболеваемоститрихомониазом (8,4 процента) (таблица 14).
Динамика заболеваемости болезнями, передающимисяпреимущественно
половым путем, в Оренбургской области
Важным фактором сниженияпоказателей заболеваемости населения Оренбургской области являются мероприятияпо укреплению общественного здоровья, в том числе реализация программы,позиционирующей значимость прохождения профилактических осмотров идиспансеризации, адресная работа по ,повышению уровня гигиенических знаний у населения, формирование , проведение профилактической работы напредприятиях и в организациях, создание целевых профилактических программ попредупреждению болезней системы кровообращения, злокачественныхновообразований, болезней полости рта, по предупреждению распространениявенерических заболеваний и сохранению репродуктивного здоровья. Необходимо сделатьакцент на проведении эффективных медико-профилактических мероприятий вобразовательных организациях региона, включая дошкольные.
4. Смертностьнаселения Оренбургской области от
Анализ смертности населенияОренбургской области от неинфекционных заболеваний проведен на основанииоперативных статистических данных (без учета окончательных медицинскихсвидетельств о смерти) за 2019 год, предоставленных отделом медицинскойстатистики ГБУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр».
Показатель общейсмертности в Оренбургской области превышает средний по РФ и находится примернона одном уровне со средним показателем по ПФО. В 2019 году он составил 13,1 на1 тыс. населения (таблица 15).
Показатель общейсмертности за последние годы стабилизировался. У городского населения, несмотряна более низкий уровень, показатель растет (в 2017 году – 12,7, в 2018 году –12,8), в то время как у сельского населения снизился (в 2017 году – 14,2, в2018 году – 14,0).
В 2018 годунаблюдался резкий рост числа умерших среди лиц 81 года и старше, что вызвалоотсутствие динамики снижения показателя общей смертности (таблица 16). В 2019году наблюдается положительная динамика указанного показателя.
Смертность по возрастам
Половозрастнойанализ показывает, что показатель смертности среди мужчин превышает этотпоказатель среди женщин в среднем на 20 процентов. При этом в динамике показательсмертности в обеих группах снижается (таблица 17).
Коэффициентысмертности по полу и возрастным категориям
(на 1 тыс. человек)
е общей смертностипервое место занимает класс БСК, второе – новообразования, третье – симптомы,признаки и другие отклонения от нормы (таблица 18).
Структураобщей смертности по нозологиям
Структурасмертности за последние три года не изменилась. Отмечается тенденция кнекоторому уменьшению доли умерших от прочих причин (симптомы, признаки иотклонения от нормы, в том числе старость) с 12,7 процента до 11,0 процента,что может быть связано с улучшением кодировки причин смерти.
Показательсмертности от БСК составил 615,3 на 100 тыс. населения, что на 2,5 процентаниже уровня 2018 года (630,9 на 100 тыс. населения). В структуресмертности от сердечно-сосудистых заболеваний заметное влияние на уровеньсмертности от БСК оказывает ИБС, что составляет 50,7 процента (число умершихна 100 тыс. населения – 312,2) от общего числа умершихот БСК (таблица 19). Основная доля случаев смерти от ИБС приходится навозрастную группу населения от 60 до 80 лет (54,3 процента), на втором местевозрастная группа 81 года и старше (33,4 процента), на третьем – 40–59 лет(11,9 процента).
На втором месте вструктуре БСК – цереброваскулярные болезни: доля умерших составляет 30,6процента (число умерших на 100 тыс. населения – 18802) от общегочисла умерших от БСК.
Третьеместо занимает инфаркт мозга. Доля данной причины составляет 10,5 процента(число умерших на 100 тыс. населения – 64,5) от общегочисла умерших от БСК.
Структурасмертности от болезней системы кровообращения