Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2021 г. №587 «О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2020 — 2024 годы», утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. №343»

Якутия: развитие воздушного транспорта как один из приоритетов экономики

Якутия: развитие воздушного транспорта как один из приоритетов экономики — РИА Новости, 27. 2020

Республика Саха (Якутия) – стратегически значимый регион Российской Федерации, расположенный в северо-восточной части Евразийского материка на пересечении. РИА Новости, 27. 2020

МОСКВА, 27 окт — РИА Новости. Республика Саха (Якутия) – стратегически значимый регион Российской Федерации, расположенный в северо-восточной части Евразийского материка на пересечении кратчайших путей между Азией, Европой и Америкой. Республика входит в число активно развивающихся регионов Дальневосточного федерального округа. Объем валового регионального продукта Республики Саха (Якутия) является одним из самых существенных в Дальневосточном федеральном округе. При этом валовый региональный продукт региона стабильно растет, начиная с 2010 года. По итогам 2019 года рост валового регионального продукта Республики оценивается в +3,5%. Республика Саха (Якутия) занимает 33 место в Рейтинге социально-экономического положения регионов по итогам 2019 года, подготовленным агентством «РИА Рейтинг». Из регионов Дальневосточного федерального округа Республика в рейтинге уступает только Сахалинской области и Приморскому краю. Принимая во внимание большую площадь Республики и сложные природно-климатические условия, важнейшее значение для региона имеет развитие транспортной сферы, и в частности, авиации. Авиация в Якутии – практически единственное круглогодичное средство передвижения, которому зачастую нет альтернативы. На авиаперевозки приходится существенная доля пассажирооборота. Экстренные службы также широко используют авиатранспорт. В Якутии находятся 32 аэропорта, а также 130 посадочных площадок. При этом зачастую перевозки осуществляются при недостаточно развитой инфраструктуре обеспечения полетов и с использованием устаревающего парка воздушных судов, что является ключевой проблемой, ограничивающей дальнейшее развитие отрасли. Кроме того, в Республике высокие тарифы на авиаперевозки, что, помимо прочего, объясняется существенной протяженностью маршрутов. С целью создания транспортной системы, обеспечивающей конкурентноспособное развитие базовых и новых отраслей производства, комфортные условия проживания, коммуникативную свободу и транспортную мобильность населения в Республике разработана государственная программа «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2020-2024 годы». Данная программа включает в себя ряд задач, касающихся и воздушного транспорта. Таковыми являются: формирование единого воздушного сообщения, обеспечение ценовой доступности перевозки пассажиров по социально значимым маршрутам за счет совершенствования государственного регулирования и форм государственной поддержки, обновление парка воздушных судов, оказание государственной поддержки предприятиям воздушного транспорта. Территория Республики Саха (Якутия) непосредственно прилегает к берегам Северного Ледовитого океана. При этом очевидно, что для малонаселенных и труднодоступных районов Арктики со сложными природно–климатическими условиями развитие местных авиаперевозок имеет первостепенное значение. Воздушные перевозки на значительной части территории Арктики зачастую являются единственно возможным способом передвижения как внутри региона, так и в центральные районы страны. В текущем году была утверждена «Стратегия социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года». Одним из направлений развития является совершенствование транспортной инфраструктуры. На сегодняшний день функционирование транспортной сферы Арктики в большинстве своем имеет сезонный характер. Единственным способом круглогодичного сообщения является воздушный транспорт. Ключевыми направлениями Стратегии в сфере воздушного транспорта являются: реализация программ субсидирования социально значимых перевозок, развитие аэропортовой сети и посадочных площадок (реконструкция аэропортов ФКП «Аэропорты Севера», реконструкция и содержание посадочных площадок — 44 авиаплощадки в 13 районах). Также важным направлением является обновление воздушного парка. Здесь предусматривается замена устаревших самолетов и вертолетов. В целом же транспортная доступность является существенной проблемой всего Дальнего Востока. В сентябре этого года была принята Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года. В программе предусмотрены мероприятия, направленные на улучшение транспортной доступности, и в частности, на развитие авиационного сообщения. В плане развития авиационной сферы Республики Саха (Якутия), в частности, Программой предусмотрено до 2024 года включительно: строительство искусственной взлетно-посадочной полосы аэропорта Якутск (2-я очередь) и реконструкция аэропорта Среднеколымск, реконструкция 16 аэропортовых комплексов: искусственной взлетно-посадочной полосы аэропорта Якутск (3-я очередь строительства), Полярный, Усть-Нера, Маган, Олекминск, Жиганск, Верхневилюйск, Нерюнгри, Мирный, Нюрба, Черский, Хандыга, Белая гора, Вилюйск, Депутатский, Сангар. Начиная с 2025 года: реконструкция объектов в 10 аэропортовых комплексах — Ленск, Саскылах, Оленек, Батагай, Сунтар, Мома, Усть-Куйга, Усть-Майя, Алдан, Зырянка, восстановление 97 посадочных площадок в населенных пунктах. Перечисленные программы должны поспособствовать развитию авиационной сферы Республики, и как следствие, повышению качества жизни населения.

Читать также:  Методические указания по разработке и реализации государственных программ ленинградской области

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

14:21 27. 2020 (обновлено: 14:22 27. 2020)

Самый важный и громкий транспортный проект Якутии — строительство Ленского моста. Однако республика также готова включиться в альянс дальневосточных авиакомпаний и развивать другие проекты в сфере дорог и транспорта. О них и главных проблемах отрасли рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства республики Владимир Сивцев.

— В силу специфики и особенностей Якутии транспортная отрасль требует повышенного внимания и особого подхода. Расскажите о самых острых проблемах, с которыми столкнулись за период работы?

— Транспортная отрасль — хозяйство очень большое и разнообразное. Включает в себя разные направления, много людей задействовано. По разным направлениям реализуются всевозможные проекты, направляется большой объем средств, начиная от строительства дорог, аэропортов, железной дороги, реконструкции взлетно-посадочной полосы. Подготовка инвестпроектов, строительство мостов по трассе «Вилюй», реконструкция международного терминала, мост через Лену. В целом, обширная отрасль, которой нужно уделять 24 часа в сутки.

События нынешнего года в первую очередь сказались на резком падении доходов: пандемия в связи с коронавирусной инфекции отразилась на финансово-хозяйственной деятельность предприятий. Упали показатели по пассажироперевозкам в авиационной отрасли. Испытываем проблемы по речному транспорту в части круизных перевозок. Долгое время были ограничения по пассажирским перевозкам. Немало времени ушло на вывоз заболевших с Чаяндинского месторождения. На фоне этого мы выработали определенный регламент, и теперь знаем, как действовать. Флагманы транспортной отрасли – такие, как авиакомпании «Якутия», «АЛРОСА», «Полярные авиалинии», АО «ЛОРП», АО «Железные дорогие Якутии» включены в перечень системообразующих предприятий федерального значения.

За этот период мы столкнулись с такими проблемами, как стабилизация, принятие мер по снижению негативных последствий для финансово-хозяйственной деятельности предприятий, вызванной пандемией коронавируса и ограничительными мерами.

— Какую роль Якутия хотела бы исполнить в создании альянса дальневосточных авиакомпаний? Верно ли, что республика становится лидером авиации ДФО?

— Первая командировка главы Якутии Айсена Николаева после снятия ограничений по коронавирусу в Москве и работа федеральных органов власти были посвящены вопросам транспортного комплекса. Это Ленский мост, по которому проведен ряд встреч на высшем уровне. Обсуждены вопросы создания дальневосточной авиакомпании, дорожной отрасли, состоялась встреча с заместителем председателя правительства РФ Маратом Хуснуллиным. Мы доложили о реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», обсудили проект Ленского моста, южный вариант трассировки федеральной автодороги «Вилюй». Напомню, она предполагает наибольший охват населения круглогодичной дороги через Ленск, Пеледуй, Витим. На сегодняшний день первый вариант проходит через поселок Таас-Юрях, где население составляет 447 человек.

Поднят вопрос авиации, в том числе эксплуатации имеющихся судов Sukhoi Superjet авиакомпании «Якутия». И, соответственно, в рамках поручения президента страны – участие в создании дальневосточной авиакомпании. Важный момент, это глава государства четко обозначил в поручении, что создание дальневосточной авиакомпании подразумевает эксплуатацию в основном судов отечественного производства. Ну и в рамках этого поручения проведен ряд встреч с министром транспорта РФ Евгением Дитрихом, с полпредом Юрием Трутневым, с министром по развитию Дальнего Востока и Арктики Александром Козловым, а также с главой корпорации «Ростех» Сергеем Чемезовым.

Читать также:  О государственной программе информационное общество 2011 2020 годы для чего

Нами предложен вариант альянса с другими дальневосточными авиакомпаниями. Напомню, Минтрансом РФ совместно с Минвостокразвития подготовлен проект создания модели дальневосточной авиакомпании на базе авиакомпании «Аврора». На сегодняшний день мы превосходим «Аврору» по мощностям, парку воздушных судов. Более того, мы имеем компетенции и лицензии, техническое обслуживание по отечественным воздушным судам, чего нет у «Авроры». И к тому же модель «Авроры» предполагает лишь использование воздушных судов иностранного производства — AirbusA320 (Франция) и КУ600 Бомбардиа канадского производства.

А ведь президент страны дал четкое поручение поддержать наш отечественный авиапром. Предлагаем все-таки альянс, где мы не входим в капитал авиакомпании как, допустим, Skyteam или Oneworld, но имеем единую тарифную политику, единый центр продаж, делим маршрутную сеть. И, соответственно, предлагаем создание центров технического обслуживания воздушных судов отечественного производства.

В следующем году должны были поступить три новых лайнера Sukhoi Superjet. Но в последнем интервью Мантуров обещал уже в этом году. В целом, наша предложенная модель предполагает порядка десяти Sukhoi Superjet и порядка 15-ти судов Ил-114. Обсуждение идет, работа продолжается. В данный момент проводим переговоры с другими регионами по их включению в альянс.

— Одна из самых важных тем для Якутии — строительство моста через реку Лена. Когда его ждать? Какие возможности и перспективы он принесет для региона?

— Полным ходом ведутся проектно-изыскательные работы, разработка проектно-сметной документации (ПСД) в рамках заключенного концессионного соглашения. ПСД разделена на два этапа: подготовка территории и сам непосредственно мостовой переход. По первому ожидаем получение ПСД уже в конце сентября. На подготовительные работы планируем выйти в четвертом квартале 2020 года, что включает в себя подготовку строительной площадки, намыв островов, причалов, завоз инертных материалов.

Согласно подписанному концессионному соглашению строительство Ленского моста должно начаться в следующем году. В эксплуатацию объект планируется сдать в 2025 году. Однако в настоящее время рассматривается вопрос о завершении работ по строительству моста не в 2025 году, а уже в 2024 году.

Ленский мост должен соединить пространства Восточной Сибири и Дальнего Востока — это более четверти всей территории России. Он свяжет три федеральные и пять региональных автодорог, Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль, речной порт и международный аэропорт.

Ленский мост обеспечит круглогодичный доступ к месторождениям республики, а с учетом строительства мостовых переходов на федеральных автодорогах «Вилюй», «Колыма», также включенных в «лист ожидания» КПМИ, повысит транспортную доступность для населения региона почти в четыре раза — с 21 до 83%. С повышением транспортной доступности прогнозируется приток более 200 млрд рублей инвестиций в проекты, ежегодная экономия расходов бюджетов на северный завоз составит не менее 4,1 млрд рублей.

По многим параметрам Ленский мост соответствует не просто уровню объекта жизнеобеспечения — социально-экономические эффекты от его строительства и использования должны превзойти инвестиции более чем в 1,6 раза. Реализация глобального проекта влечет за собой дополнительные налоговые поступления во все уровни бюджетов и отчислений во внебюджетные фонды.

Остановлюсь подробнее на встрече с вице-премьером Хуснуллиным. Он ранее поручал рассмотрение возможности смещения сроков строительства на более ранние. Мы дали соответствующее предложение. Оно позволит сэкономить определенные средства. Соответствующие технические решения представлены Техническому совету Росавтодора. Хуснуллин поручил проработать вопрос дополнительного финансирования Минфином РФ.

— Ранее один из участников рынка транспортно-логистических услуг критиковал ваших предшественников, которым не удалось разработать интегральную стратегию Якутского транспортно-логистического узла. Как вы ведете эту работу сейчас, получается ли создать «живую стратегию»?

— Совместно с Центром стратегических исследований мы изучали развитие железной дороги, развитие грузовых терминалов, оптово-распределительных центров. Администрации муниципальных образований должны подключиться.

Читать также:  Государственные программы по приобретению жилья в тюменской области

Многие проекты в рамках стратегии ЯТЛУ, в том числе инициированы при непосредственном участии Агентства. Ранее, когда я работал в министерстве экономики, курировал Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта, мы инициировали и прорабатывали много совместных проектов, включая «Грузовой терминал Нижний Бестях», СПГ и Старвей.

В целом хочу отметить, что развитие транспортного комплекса является одним из стратегически важных направлений республики.

— На ваш взгляд какие инвестиционные проекты нужно реализовать в Якутии в сфере транспорта и логистики?

— Безусловно, самый главный проект — это Ленский мост. В листе ожидания комплексного плана магистральной инфраструктуры нам нужно реализовать четыре моста по федеральной автодороге «Вилюй». Дополнительно есть большой проект моста через реку Алдан по трассе Колыма.

Нужно завершить проект строительства Жатайской судоверфи. Это позволит обеспечить замену устаревших судов на наших реках.

Необходимо довести до режима постоянной эксплуатации железнодорожную линию Беркакит — Томмот — Нижний Бестях. И обязательно для наших экспортно-ориентированных предприятий – таких, как резидент ТОР «Южная Якутия» – «Колмар», «ЯкутУголь» – увеличить пропускную способность в южной части железной дороги на отрезке от Нерюнгри до Тынды.

Для увеличения потока въездного туризма должен быть современный функциональный международный терминал аэропорта «Якутск».

Я перечислил проекты грузовых терминалов. В целом, проекты внутри транспортного узла позволяют создать мультимодальный транспортный хаб, позволяющий снизить затраты на перевалку грузов. Можно минимизировать расходы на этапах перевалки грузов.

Если говорить о дорогах, необходимо повысить качество дорог до 85%. Снизить количество ДТП на дорогах, в том числе со смертельным исходом, путем более качественной организации дорожного движения. Это и средства фото- и видеофиксации, дорожные знаки, ограждения, интеллектуальная транспортная система, разметка и т. Чтобы по нашим дорогам было безопасно передвигаться.

— Расскажите о нацпроекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Какие объекты запланированы на этот год? Какие инновации используются при выполнении работ?

— В этом году будет доведено до нормативного состояния 186 км региональных автомобильных дорог и 23,5 км улично-дорожной сети в городской агломерации города Якутска. Порядка 21 км выделено по государственной программе «Комплексное развития сельских территорий».

На сегодняшний день разрабатываем интеллектуально-транспортную систему в Якутске. Кроме того, занимаемся транспортным планированием. Это нам необходимо для расчетов потока, даст возможность участвовать в распределении средств на обновление автобусного парка в рамках нацпроекта.

В целом по нацпроекту все контракты заключены, финансирование идет достаточно ритмично. Единственный момент, задержка с подрядчиками в Якутске. Есть ряд серьезных проблем, отставания. Надеюсь, ситуация прошлого года не повторится. Что хочется отметить сейчас? Мы переходим на долгосрочные контракты, во-вторых, планируем заключать их по объектам на 2021-2022 годы уже сейчас.

Что касается новых технологий, ставлю это в приоритет в своей работе. Все-таки снизить нормативы себестоимости автомобильных дорог путем применения инновационных решений – дело более чем важное. Провел ряд встреч, изучаю технологии, думаю в скором времени их применим на практике.

— Якутская железная дорога – единственная в России, проинтегрированная с производством сжиженного природного газа. Какие это дает синергетические эффекты?

— «Железные дороги Якутии» рассматривают возможность перевода дизельных двигателей на сжиженный природный газ. Технически это возможно. Они изучают проект и хотят в ближайшее время реализовать и, более того, производить эти двигатели в Алдане.

Использование СПГ взамен существующего топлива могло бы дать существенную экономию по расходу топлива. Эти вопросы очень плотно прорабатываются специалистами ЖДЯ.

Опубликовано в журнале Агентства по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Якутии «ИнвестЯкутия»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *