Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 326 (ред. от 29.12.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды»

Государственные программы по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов

О федеральном бюджете на 2016 год см. Федеральный закон от 14.12.2015 N 359-ФЗ.

Россия занимает девятую часть суши, расположена в нескольких климатических зонах. Ее природа многообразна с изобилием уникальных ландшафтов. Но сама по себе она не способна стать причиной массового приезда путешественников и туристов. Требуются целенаправленные действия. Их предусматривает федеральный проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма». Проводится в рамках национального проекта «Экология».

В чем суть федерального проекта?

Создается впечатление, что природа и бескрайние просторы, длинные реки и уникальные озера сами по себе должны привлекать десятки миллионов туристов в год. Но этого не происходит. Даже озеро Байкал, которое ежегодно посещает 1,7 млн туристов, – это пример того, как известность объекта вызывает интерес у людей, побуждает их приезжать.

В сфере мирового туризма сотни миллиардов долларов, которые ежегодно выкладывают граждане всего мира за возможность посетить какой-то уголок природы. Соответственно, многие страны желают, чтобы их природные экосистемы стали причиной массового паломничества. Возникает острая конкуренция, в которой побеждают наиболее предприимчивые, у которых серьезная государственная поддержка.

Россия в этом направлении проигрывает ведущим странам. Но уже к 2025 году планирует выйти на доход в $20 млрд в год от экспорта туристических услуг. Сюда включаются все виды туризма, включая и экологический туризм.

Не только иностранным гражданам, но и россиянам, нужно создать условия, которые бы сделали экологический туризм:

  • безопасным;
  • комфортным;
  • зрелищным.

Но даже Байкал из-за нерационального и небрежного использования озера стал страдать от сокращения биологического разнообразия. И это всемирно известный и охраняемый международными соглашениями объект. Остальные эко системы подвержены еще большему разрушительному воздействию.

Читать также:  На сайте Федеральной налоговой службы стала доступна новая версия программы для создания документов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц для государственной регистрации

В совокупности против экологического туризма работают следующие факторы:

  • Высокая мировая конкуренция;
  • Отсутствие интеграции особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в региональную экономику.

Как следствие – неразвитость этого направления туристической деятельности. Проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» направлен на следующее:

  • Сформировать туристическо-рекреационные кластеры;
  • Создать на законодательном уровне благоприятные условия для развития предпринимательства в этой сфере;
  • Интегрировать особо охраняемые природные территории в региональную экономику.
  • Эффективное планирование размещения тех объектов, которые могут заинтересовать экологических туристов (смотровые площадки, специальные тропы, музеи и т.п.);
  • Реализация запланированного, создание или организация пространства для экологических туристов;
  • Использование для этого прилегающих к экосистемам территорий, чтобы не причинять ущерб природе.

В целом федеральный проект сохранение биологического разнообразия предусматривает увеличить:

  • Площадь особо охраняемых природных территорий до 5 млн га;
  • Количество посетителей этих территорий до 10 млн человек в год.

По состоянию на 2020 год в рамках реализации программы удалось уже увеличить:

Однако эти показатели не утешают эко активистов из Всемирного фонда дикой природы. Его специалисты считают, что проект сохранение биологического разнообразия был разработан и введен в действия с целым списком как юридических, так и экологических нарушений. По их мнению, программы требует существенной доработки и даже пересмотра.

Критика программы проекта, его недостатки

Специалисты фонда считают проект развитие экологического туризма слабым по следующим причинам:

  • Количество площадей, выделяемых под ООПТ, недостаточное;
  • Сведены в одну категорию такие задачи, как расширение уже существующих территорий и создание новых;
  • Не решается проблема сохранения всех ценных экологических систем, как на море, так и на суше. представителей флоры и фауны.

Специалисты фонда ссылаются на Конвенцию о биологическом разнообразии. В соответствии с ее положениями, площадь, отведенная под ООПТ в РФ не должна быть меньше, чем 17% сухопутной территории и 10% морской воды, которая находятся под российской юрисдикцией.

Читать также:  ФП «СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ»

В цифрах это выглядит следующим образом:

  • На долю морских ООПТ должно приходиться 50 млн га национального моря, что равняется 10%;
  • По факту на них отведено не более 1,8 млн га, а это чуть больше 3%.

Это нарушает приведенные выше положения Конвенции. Кроме того, специалисты обратили внимание, что в план мероприятий включен перевод на федеральный уровень 8 ООПТ, которые расположены в Крыму. Но это уже было сделано ранее, до внедрения и утверждения проекта. Поэтому включать эти территории в проект некорректно. Также экологи обратили внимание на абсурдность некоторых мероприятий. Например, это касается увеличения количества редких животных на 21 779. Рассчитывать такой показатель с точностью до единицы не позволительно, бессмысленно.

https://youtube.com/watch?v=gUDmsa225I4%3Fversion%3D3%26rel%3D1%26showsearch%3D0%26showinfo%3D1%26iv_load_policy%3D1%26fs%3D1%26hl%3Dru-RU%26autohide%3D2%26wmode%3Dtransparent

Сохранение биоразнообразия и развитие экологического туризма.

Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды»

Значения показателей реализации государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды»

Финансовое обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» из средств федерального бюджета в 2019 г., тыс. руб.

Значения отдельных показателей подпрограмм государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды»

Федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2013-2020 годы»

Значения показателей реализации федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2013-2020 годы»

Федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах»

C 2019 г. в ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» были приняты изменения, связанные с реализацией национального проекта «Экология». В частности, реализация мер, направленных на экологическую реабилитацию водных объектов, рациональное использование водных ресурсов и устойчивое функционирование водохозяйственного комплекса Нижней Волги, сохранение уникальной системы Волго-Ахтубинской поймы, а также экологическую реабилитацию водных объектов по линии Росводресурсов и частично Росрыболовства, будет осуществляться вне рамок ФЦП, но в рамках федеральных проектов «Оздоровление Волги» и «Сохранение уникальных водных объектов», входящих в состав национального проекта «Экология». Подробный отчет о реализации федеральной целевой программы приведен на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации по адресу: http://www.mnr.gov.ru/docs/gosudarstvennye_programmy/.

Читать также:  Постановлением от 14.07.2012 N 717 (ред. от 19.04.2022) "О Государственной программе развития производства сельскохозяйственной продукции, сырья или продовольствия" в новой редакции с учетом изменений до 2024 года" Правительство Российской Федерации утвердило Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования сельского хозяйства на 2013-2020 годы

Значения показателей реализации федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах»

Финансовое обеспечение реализации федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» из средств федерального бюджета в 2019 г., тыс. руб.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства»

Значения показателей реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства»

Финансовое обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» из средств федерального бюджета в 2019 г., тыс. руб.

Значения отдельных показателей подпрограмм государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства»

Государственная программа Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов»

Значения показателей реализации государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов»

Финансовое обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» из средств федерального бюджета в 2019 г., тыс. руб.

Значения отдельных показателей подпрограмм государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов»

Государственная программа Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса»

Значения показателей реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса»

Значения отдельных показателей подпрограмм государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *