О ПРАВИЛАХ РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА И ЕГО ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.12.2014 N 1298, от 02.12.2017 N 1465, от 16.12.2017 N 1577, от 23.07.2020 N 1092, от 17.11.2021 N 1976)
Во исполнение Федерального закона «О государственном оборонном заказе» Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые Правила разработки государственного оборонного заказа и его основных показателей.
Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. N 724 «О порядке разработки проекта государственного оборонного заказа и его основных показателей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 50, ст. 5310);
пункт 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в связи с образованием Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 666 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с образованием Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 47, ст. 4897).
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. МЕДВЕДЕВ
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 декабря 2013 г. N 1255
Аннотация
Данная статья посвящена обзору стратегического планирования в сфере обороны и безопасности России.
Государственная программа вооружения (ГПВ) – это стратегический нормативный документ, определяющий объемы, этапы и характер закупок и разработки боевой техники, а также развития военно-оборонного комплекса РФ. Координация работ по формированию и обоснованию ГПВ возложена на Министерство обороны РФ. По данным Министерства обороны РФ, «к её разработке привлекаются другие силовые министерства и ведомства, а также ряд министерств и ведомств оборонно-промышленного комплекса. ГПВ разрабатывается на 10 лет, а перерабатывается через 5 лет на основе Концепции национальной безопасности, Военной доктрины, нормативных актов Президента и Правительства РФ, концептуальных документов по строительству и развитию Вооружённых Сил и других войск, а также решений Военно-промышленной комиссии. Мероприятия ГПВ должны быть сбалансированы с мероприятиями других планов и программ, затрагивающих сферу технического оснащения ВС РФ и других войск, а её финансовые показатели – с показателями федерального бюджета по годам программного периода.
Методология программно-целевого планирования развития системы вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации начала формироваться в конце 1950-х – начале 1960-х годов. Этот период можно охарактеризовать как период развития. Научные школы по оперативному программному планированию разработки вооружения и военной техники, в том числе НИИ Минобороны России.
Исходя из вышеизложенного, можно проследить четкое развитие планирования задач программы системы вооружений и, как следствие, рост военной мощи Российской Федерации. Решен ряд задач по реализации государственных программ вооружений и гособоронзаказа. Каждая последующая программа вооружений учитывала ошибки и недостатки предыдущих программ, но существует объективная потребность в дальнейшем улучшении основы для планирования целей программы.
На наш взгляд, в настоящее время можно выделить следующие проблемы в стратегическом планировании деятельности Военного трибунала Центрального округа:
– отсутствие опыта стратегического планирования и опытных сотрудников, готовых использовать современные методы управления;
– недостаток финансовых ресурсов у местных домохозяйств;
– в правовой базе тоже есть определенные проблемы.
На наш взгляд, основная проблема заключается именно в отсутствии единой концепции государственного контроля.
Грамотно выстроенный подход может решить и другие проблемы, такие как сложная структура системы, законодательное закрепление полномочий системы государственного контроля и т. д.
Среди основных проблем, приводящих к неэффективности государственного финансового контроля, можно выделить следующие:
1) отсутствие единого федерального закона, регулирующего границы и объем проверок, а также права и обязанности сторон;
2) низкий уровень правосознания сторон;
3) несоблюдение органами государственного контроля сроков и периодичности проверок (проверки зачастую проводятся не регулярно, а под руководством вышестоящих органов);
4) органы муниципальной и государственной власти, а также органы местного самоуправления не принимают необходимых мер по реализации доходной части бюджета, в связи с чем происходит увеличение субсидии региональных бюджетов;
5) не соблюдаются в полной мере значения, предусмотренные для увеличения доходов от недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности;
6) многочисленные нарушения правил бухгалтерского учета;
7) ненадлежащее расходование бюджетных средств организациями;
8) повсеместно наблюдаются нарушения при расходовании дополнительных средств в бюджетные организации и др.
Все описанные выше негативные стороны существующей системы государственного финансового контроля, а также усложнение социально-политических условий и экономической жизни в России, расширение сфер деятельности хозяйствующих субъектов, увеличение информационных потоков – все это требует создания адаптированной к современным экономическим условиям системы государственного финансового контроля на основе надежного правового «фундамента», реформирования существующей структуры и преобразования методов действий.
Все вышеперечисленные моменты, существующие на данный момент в системе государственного финансового контроля, а также меняющиеся условия общественно-политической и экономической жизни в Российской Федерации требуют решения существующих проблем и создания принципиально новой системы финансового контроля, которые, среди прочего, будут способствовать развитию стратегического планирования.
Учитывая все это, для внедрения системы стратегического планирования Центрального окружного военного трибунала необходимо:
1) Внедрение новых методов проведения проверок с использованием последних достижений в области информационных технологий для повышения эффективности проверок с точки зрения законности и целесообразности расходования бюджетных средств;
2) контроль эффективности и прозрачности использования денежных средств;
3) Разработка единой методологической базы для бухгалтерского учета и других органов финансового контроля для осуществления финансового контроля в соответствии с методами и принципами, общепризнанными в различных странах (федеральные законы, постановления правительства, постановления президента и т. д.);
4) усиление правосознания сторон – внесение в Бюджетный кодекс Российской Федерации дополнительных положений, регулирующих права и обязанности получателей бюджетных средств и др.
- Василевич, С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография / С.Г. Василевич. – М.: Юнити, 2019. – 544 c.
- Горохова О.Б. Президент Российской Федерации как субъект правовой политики // Ленинград. юрид. журн. 2019. № 2. С. 180.
- Товб, А.С. Управление проектами. Стандарты, методы, опыт / А.С. Товб, Г.Л. Ципес. – М.: Олимп-Бизнес, – 2016. 240 с.
- Харченко, К.В. Организация и совершенствование проектного управления на муниципальном уровне / К.В. Харченко // Практика 67 муниципального управления. – 2016. – № 6. – С. 12-27.
Все статьи автора «lenka_118»
ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА И ЕГО ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.12.2014 N 1298, от 02.12.2017 N 1465, от 16.12.2017 N 1577, от 23.07.2020 N 1092, от 17.11.2021 N 1976)
I. Общие положения
Настоящие Правила устанавливают порядок разработки государственного оборонного заказа и его основных показателей, определения состава государственного оборонного заказа и взаимодействия в этих целях коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации (далее — коллегия), государственных заказчиков государственного оборонного заказа (далее — государственные заказчики), других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1298)
Государственный оборонный заказ формируется коллегией ежегодно на очередной год и плановый период по предложениям государственных заказчиков, разрабатываемым с участием федеральных органов исполнительной власти и организаций. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1298)
Предложения по государственному оборонному заказу и его основным показателям разрабатываются государственными заказчиками в соответствии с положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утверждаемым Правительством Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465)
Предложения по государственному оборонному заказу представляются государственными заказчиками по формам, разработанным коллегией. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1298)
Коллегия разрабатывает план-график выполнения работ по формированию проекта государственного оборонного заказа и его основных показателей (далее — план-график), в котором определяются содержание, последовательность и сроки выполнения работ (с учетом сроков, предусмотренных графиком подготовки и рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (далее — график составления бюджета), исполнители, а также представляемые документы (материалы). (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1298)
В план-график включаются работы:
по определению прогнозных цен на товары, работы, услуги (продукцию) по государственному оборонному заказу;
по формированию состава основных показателей государственного оборонного заказа;
по формированию предложений по параметрам и основным показателям государственного оборонного заказа;
в(1). по формированию предложений по закупкам государственными заказчиками для обеспечения своих потребностей товаров из объемов материальных ценностей государственного материального резерва, выпускаемых в связи с их освежением, заменой и разбронированием, по порядку и срокам проработки этих предложений; (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.07.2020 N 1092)
по формированию определяемых коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации других материалов, связанных с формированием проекта государственного оборонного заказа и мероприятий по его выполнению; (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.07.2020 N 1092)
по формированию проекта государственного оборонного заказа.
План-график утверждается председателем коллегии и доводится до государственных заказчиков и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций за месяц до начала работ, предусматриваемых планом-графиком. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1298)
План-график является обязательным для исполнения всеми участниками работ.
Для рассмотрения предложений по государственному оборонному заказу и его основным показателям создается межведомственная рабочая группа по подготовке государственного оборонного заказа и его основных показателей, состав которой утверждается председателем коллегии (далее — межведомственная рабочая группа). (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1298)
Проект государственного оборонного заказа разрабатывается в 2 этапа.
На первом этапе формируются предложения по основным показателям государственного оборонного заказа (разрабатываются предложения по направлениям расходов федерального бюджета по государственному оборонному заказу в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» (состав основных показателей) и соответствующему распределению бюджетных ассигнований, утверждается состав основных показателей государственного оборонного заказа, разрабатываются (уточняются) предложения по параметрам государственного оборонного заказа — номенклатуре, объемам продукции и прогнозным ценам на нее, а также по номенклатуре и объемам закупок государственными заказчиками для обеспечения своих потребностей товаров из объемов материальных ценностей государственного материального резерва, выпускаемых в связи с их освежением, заменой и разбронированием). (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.07.2020 N 1092)
На втором этапе формируется проект государственного оборонного заказа, который представляется в Правительство Российской Федерации.
Государственный оборонный заказ на всех этапах разрабатывается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
II. Формирование основных показателей государственного оборонного заказа
Разработка предложений по основным показателям государственного оборонного заказа осуществляется с учетом порядка составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Предложения по основным показателям государственного оборонного заказа формируются коллегией совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации (в части, касающейся федеральных целевых программ и бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенные в федеральные целевые программы, в целях обеспечения обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства) на основе данных, представленных государственными заказчиками при составлении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1298)
Государственные заказчики — субъекты бюджетного планирования, а также государственные заказчики — главные распорядители бюджетных средств, не являющиеся субъектами бюджетного планирования, по согласованию с соответствующими субъектами бюджетного планирования и в соответствии с планом-графиком представляют в коллегию предложения по составу основных показателей государственного оборонного заказа и объемам бюджетных ассигнований, предусматриваемых на финансовое обеспечение расходов на поставки продукции по государственному оборонному заказу, с приложением материалов по их обоснованию. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1298)
Состав основных показателей государственного оборонного заказа, сформированный по предложениям государственных заказчиков, утверждается коллегией. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1298)
Коллегия с участием государственных заказчиков и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций (в рамках межведомственной рабочей группы) рассматривает предложения государственных заказчиков по объемам бюджетных ассигнований, предусматриваемых на финансовое обеспечение расходов на поставки продукции по государственному оборонному заказу, оценивает их на предмет соответствия принятым решениям в области обороны и безопасности Российской Федерации, а также оптимизации действующих обязательств. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1298)
Данные о результатах рассмотрения межведомственной рабочей группой указанных предложений направляются государственным заказчикам и в Министерство финансов Российской Федерации.
Государственные заказчики формируют предложения по параметрам государственного оборонного заказа. При формировании этих предложений государственные заказчики в приоритетном порядке предусматривают закупки необходимых для обеспечения своих потребностей товаров из объемов материальных ценностей государственного материального резерва, выпускаемых в связи с их освежением, заменой и разбронированием. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.07.2020 N 1092)
Государственные заказчики прорабатывают предложения по параметрам государственного оборонного заказа в части, касающейся: (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.12.2017 N 1577)
вопросов реализуемости организациями этих предложений, — с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены функции по выработке государственной политики в сферах экономики, в которых осуществляют деятельность головные исполнители (исполнители) государственного оборонного заказа, а также с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос»; (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465)
вопросов определения прогнозных цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу и включенную в перечни продукции по государственному оборонному заказу, на которую распространяется государственное регулирование цен, а также на товары, работы, услуги, поставляемые по государственному оборонному заказу в связи с разработкой, изготовлением, сервисным обслуживанием, ремонтом или утилизацией указанной продукции, — в соответствии с положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утверждаемым Правительством Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465)
вопросов поставки товаров из объемов материальных ценностей государственного материального резерва, выпускаемых в связи с их освежением, заменой и разбронированием, — с Федеральным агентством по государственным резервам. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.12.2017 N 1577, от 23.07.2020 N 1092)
В целях формирования предложений по основным показателям государственного оборонного заказа государственные заказчики представляют в коллегию в сроки, установленные планом-графиком и графиком составления бюджета, предложения по параметрам государственного оборонного заказа с учетом их проработки в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил и распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период на поставки продукции по государственному оборонному заказу, в том числе по федеральным целевым программам и объектам капитального строительства, не включенным в федеральные целевые программы. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1298)
Предложения по основным показателям государственного оборонного заказа рассматриваются на заседании коллегии и направляются в Министерство финансов Российской Федерации в сроки, установленные графиком составления бюджета. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1298)
III. Формирование проекта государственного оборонного заказа
Состав государственного оборонного заказа определяется коллегией в ходе формирования проекта государственного оборонного заказа по предложениям государственных заказчиков, разработанным в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона «О государственном оборонном заказе». (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1298)
Планируемые объемы финансирования государственного оборонного заказа доводятся коллегией с участием Министерства финансов Российской Федерации до государственных заказчиков в 10-дневный срок после внесения Правительством Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1298)
Государственные заказчики в сроки, установленные планом-графиком, представляют предложения по проекту государственного оборонного заказа в коллегию с учетом рекомендаций, выработанных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, по результатам проведенных проверок в текущем году. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1298)
Государственные заказчики представляют в коллегию проект доклада Президенту Российской Федерации в случаях, предусмотренных пунктом 86 Правил разработки и реализации государственной программы вооружения, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 599 «О разработке и реализации государственной программы вооружения», в целях представления коллегией доклада Президенту Российской Федерации в установленном порядке. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1298)
Коллегия осуществляет: (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1298)
утверждение методических рекомендаций по подготовке государственными заказчиками предложений по проекту государственного оборонного заказа, а также определение порядка формирования и присвоения заданиям государственного оборонного заказа уникального идентификатора; (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.11.2021 N 1976)
а(1)) рассмотрение предложений государственных заказчиков, оценку их соответствия положениям федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, решениям Военно-промышленной комиссии Российской Федерации и коллегии по вопросам поставок продукции по государственному оборонному заказу и доведенным до государственных заказчиков объемам финансирования государственного оборонного заказа; (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.11.2021 N 1976)
формирование проекта государственного оборонного заказа и разработку с участием федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» проекта постановления Правительства Российской Федерации о государственном оборонном заказе, включая мероприятия по его выполнению (при этом указанный проект постановления Правительства Российской Федерации направляется в Министерство юстиции Российской Федерации на заключение с приложениями только нормативного характера); (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465)
рассмотрение на своем заседании материалов по проекту государственного оборонного заказа перед их внесением в Правительство Российской Федерации;
внесение в срок, не превышающий 20 дней после принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в Правительство Российской Федерации проекта постановления Правительства Российской Федерации об утверждении государственного оборонного заказа.