В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Правительство России ежегодно утверждает программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период).
В целях обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи и создания единого механизма для реализации государственных гарантий на охрану здоровья, в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» Правительство Москвы постановляет:
Утвердить Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (приложение).
Учет объемов медицинской помощи, предоставляемых медицинскими организациями, участвующими в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, осуществляется раздельно по видам и источникам их финансового обеспечения.
Выполнение Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (пункт 1 настоящего постановления) осуществляется исходя из утвержденных нормативов объемов медицинской помощи и нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом города Москвы от 10 декабря 2020 г. N 28 «О бюджете города Москвы на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» и Законом города Москвы от 18 ноября 2020 г. N 24 «О бюджете Московского городского фонда обязательного медицинского страхования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
Об итогах выполнения Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов доложить Правительству Москвы за 2021 год до 5 июля 2022 г. , за 2022 год – до 5 июля 2023 г. , за 2023 год – до 5 июля 2024 г.
Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Ракову А.
Мэр МосквыС. Собянин
О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годовПостановление Правительства Москвы от 30. 2020 N 2401-ПП
Постановление Правительства Москвы от 24. 2021 № 2208-ПП «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»1. Общие положения
1. Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее также – Территориальная программа) устанавливает:
- 1.1.1. Перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и способы оплаты медицинской помощи.
- 1.1.2. Порядок и условия предоставления медицинской помощи, включая порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, донорской кровью и (или) ее компонентами, лечебным питанием (в том числе специализированными продуктами лечебного питания) по медицинским показаниям, на основе стандартов медицинской помощи, с учетом видов, форм и условий оказания медицинской помощи, а также перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы, в том числе Территориальной программы обязательного медицинского страхования города Москвы (далее также – Территориальная программа ОМС).
- 1.1.3. Сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановой форме, в том числе сроки ожидания оказания медицинской помощи в стационарных условиях, проведения отдельных диагностических исследований, а также ожидания консультаций врачей-специалистов.
- 1.1.4. Целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках Территориальной программы.
- 1.1.5. Территориальная программа включает в себя:
- 1.1.6. Территориальная программа сформирована с учетом порядков оказания медицинской помощи, на основе стандартов медицинской помощи и с учетом используемых клинических рекомендаций, а также особенностей половозрастного состава, уровня и структуры заболеваемости жителей города Москвы, основанных на данных медицинской статистики. При формировании Территориальной программы учтена сбалансированность объема медицинской помощи и ее финансового обеспечения.
- 1.1.7. В условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, организация и финансовое обеспечение медицинской помощи в городе Москве осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и правовыми актами города Москвы.
Таблица 1. Средние нормативы объема медицинской помощи, оказываемой за счет средств соответствующих бюджетов, по программам государственных гарантий РФ в 2019–2021 гг.
Таблица 2. Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой за счет средств соответствующих бюджетов, по программам государственных гарантий РФ в 2019–2021 гг.
Анализ перечня и состава вышеуказанных средних нормативов, применяемых при формировании территориальных программ государственных гарантий, свидетельствует о дальнейшем расширении федерального нормативного регулирования объемов медицинской помощи и ее финансового обеспечения для субъектов РФ в 2020–2021 гг.
Установление средних нормативов объема и финансовых затрат по тестированию на выявление COVID-19, конечно, является необходимым дополнением в перечне указанных средних нормативов, так же как увеличение объемных и финансовых нормативов почти по всем видам и условиям оказания медицинской помощи, на фоне резкого повышения заболеваемости населения и принятия неотложных мер по укреплению системы здравоохранения в рамках противодействия распространению новой коронавирусной инфекции.
Однако, помимо этого, значительное расширение перечня средних нормативов объемов и финансовых затрат на оказание медицинской помощи при формировании территориальных программ государственных гарантий на 2021 г. было вызвано необходимостью реализации законодательных изменений ч. 2 ст. 35 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», с установлением средних нормативов объема и финансовых затрат на оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, для федеральных медицинских организаций.
Таким образом, при формировании субъектами РФ ТПГГ на 2021 г. , перечень средних нормативов объемов и финансовых затрат на оказание медицинской помощи оказался значительно расширен по сравнению с 2019 г. , более чем в 2 раза (до 79 нормативов).
Что касается других изменений, при формировании территориальных программ на 2020 и 2021 гг. , обеспечиваемых за счет средств бюджетов субъектов РФ, на 7,6% были увеличены нормативы финансовых затрат по всем видам и условиям оказания медицинской помощи, за исключением паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, средний норматив финансовых затрат по которой был увеличен на 24,6%. Средние нормативы объемов предоставляемой медицинской помощи по указанному разделу территориальной программы остались в течение 2020–2021 гг. неизменными, кроме первичной паллиативной медицинской помощи. Средний норматив объема посещений при оказании паллиативной медицинской помощи, в том числе на дому, увеличился в 2021 г. по сравнению с 2019 г. в 2,3 раза, а в условиях оказания указанной медицинской помощи выездными патронажными бригадами – в 5,2 раза.
Таблица 3. Средние нормативы объема медицинской помощи, оказываемой за счет средств обязательного медицинского страхования, по программам государственных гарантий РФ в 2019–2021 гг.
При формировании территориальных программ, финансируемых за счет средств ОМС, помимо установления средних нормативов объемов и финансовых затрат, обеспечивающих распределение специализированной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь, между федеральными медицинскими организациями и остальными медицинскими организациями, участвующими в реализации программ государственных гарантий на территории соответствующего субъекта, а также, помимо установления новых нормативов для проведения тестирования на COVID-19, были существенно увеличены размеры всех финансовых нормативов при оказании различных видов медицинской помощи. По сравнению с 2019 г. в 2021 г. был обеспечен значительный прирост нормативов финансовых затрат при оказании скорой медицинской помощи вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию, – на 17,3%, по посещениям с профилактическими и иными целями – на 20,6%, по комплексным посещениям для проведения диспансеризации, включающей профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, в том числе в целях выявления онкологических заболеваний, – на 83,9%, по посещениям в неотложной форме – на 11,7%, по обращениям по поводу заболевания, включая проведение отдельных диагностических (лабораторных) исследований, – на 14,5%, по специализированной медицинской помощи в стационарных условиях – на 16,5%, в том числе по профилям «Онкология» – на 40,6% и «Медицинская реабилитация» – на 11,4%, по специализированной медицинской помощи в условиях дневного стационара – на 18,1%, в том числе по профилю «Онкология» на 9,5%.
Таблица 4. Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой за счет средств обязательного медицинского страхования, по программам государственных гарантий РФ в 2019–2021 гг.
Изменение в 2020–2021 гг. средних нормативов объемов и финансовых затрат по видам и условиям оказания медицинской помощи сопровождалось соответствующими изменениями средних подушевых нормативов финансирования территориальных программ, как за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, так и за счет средств ОМС. Средние подушевые нормативы финансирования по программам государственных гарантий 2019– 2020 гг. (без учета средств федерального бюджета) представлены в табл.
Таблица 5. Подушевые нормативы финансирования по программам государственных гарантий РФ в 2019–2021 г.
В 2020 и 2021 гг. размеры средних подушевых нормативов финансирования увеличились. Подушевой норматив финансирования по территориальным программам государственных гарантий за счет бюджетных ассигнований в 2021 г. составил 3726,3 руб. , и увеличился к уровню 2019 г. на 6,8%. Подушевой норматив финансирования по указанным территориальным программам за счет средств ОМС увеличился к 2021 г. – на 16,6% и составил 13 764,6 руб. При этом в 2021 г. в составе подушевого норматива финансирования по программам ОМС, с учетом ранее указанных законодательных изменений в ч. 2 ст. 35 Федерального закона 326-ФЗ, были выделены подушевой норматив финансирования медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями и подушевой норматив на оказание медицинской помощи другими медицинскими организациями, принимающими участие в реализации территориальной программы государственных гарантий соответствующего субъекта РФ.
В целом суммарный размер среднего подушевого норматива финансирования территориальных программ государственных гарантий (без учета средств федерального бюджета) к 2021 г. по сравнению с 2019 г. увеличился на 14,4% и составил 17 490,9 руб.
Сводная стоимость утвержденных территориальных программ государственных гарантий субъектов РФ в 2019–2021 гг. , общая динамика объемов финансового обеспечения и их структура по источникам финансирования расходов представлены в табл.
Таблица 6. Динамика и структура финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий (ТПГГ) в 2019– 2021 гг. по источникам финансирования расходов
Примечание. Здесь и в табл. 7–10: рассчитано автором на основе свода утвержденных ТПГГ субъектов РФ на 2019, 2020, 2021 гг. (включая соответствующие плановые периоды), опубликованных в открытом доступе на сайтах органов государственной власти субъектов РФ, органов управления здравоохранением субъектов РФ, на сайтах территориальных органов ОМС.
Сводная стоимость территориальных программ государственных гарантий субъектов РФ в 2021 г. составила 3261,4 млрд руб. и увеличилась по сравнению с 2019 г. на 352,4 млрд руб. , или на 12,1%. Однако большая часть этого прироста (7,9%) была обеспечена в 2020 г. В 2021 г. темпы прироста объемов финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий снизились: прирост сводной стоимости территориальных программ в 2021 г. по сравнению с 2020 г. составил только 3,9%.
В разрезе источников финансирования территориальных программ государственных гарантий изменение объемов финансового обеспечения характеризовалось той же тенденцией: общим приростом объемов финансового обеспечения в течение 2020–2021 гг. с замедлением темпов прироста в 2021 г.
Объемы финансового обеспечения территориальных программ за счет средств консолидированных бюджетов субъектов РФ возросли в 2021 г. , по сравнению с 2019 г. – на 111,3 млрд руб. , или на 14,6%, в том числе за счет прироста объемов финансового обеспечения территориальных программ по указанному источнику в 2020 г. по отношению к 2019 г. – на 9,7%. Аналогично объемы финансового обеспечения территориальных программ за счет средств ОМС в 2021 г. , по сравнению с 2019 г. , возросли – на 241,2 млрд руб. , или на 11,2%, в том числе за счет прироста объемов финансового обеспечения по указанному источнику в 2020 г. – на 7,2%.
В 2020 и 2021 гг. темпы прироста сводной стоимости территориальных программ государственных гарантий за счет средств консолидированных бюджетов субъектов РФ опережали аналогичные темпы прироста за счет средств ОМС. В итоге в 2021 г. , несмотря на значительное превышение абсолютных размеров средств ОМС по сравнению со средствами консолидированных бюджетов субъектов РФ, в общем объеме финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий доля средств консолидированных бюджетов субъектов РФ увеличилась, составив 26,8%. Соответственно, доля средств ОМС в финансовом обеспечении территориальных программ государственных гарантий субъектов РФ к 2021 г. уменьшилась до 73,2%.
Таблица 7. Динамика объемов финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий (ТПГГ) в 2019–2021 гг. по видам и условиям оказания медицинской помощи за счет средств соответствующих бюджетов
В 2020–2021 гг. за счет средств консолидированных бюджетов субъектов РФ был обеспечен прирост финансирования расходов по всем видам и условиям оказания медицинской помощи. В части средств ОМС прирост финансирования был обеспечен также по всем видам и условиям оказания медицинской помощи, однако за исключением специализированной медицинской помощи, оказываемой в условиях круглосуточного стационара по иным профилям, кроме профиля «Онкология».
Сводные объемы и структура финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий 2019–2021 гг. по видам и условиям оказания медицинской помощи в разрезе его источников, а также по другим включаемым в территориальные программы расходам представлены в табл. 7 и 10.
Как уже отмечалось выше, финансовое обеспечение территориальных программ государственных гарантий за счет средств консолидированных бюджетов субъектов РФ характеризовалось приростом его объемов на 14,6% за 2019–2021 годы. Более высокими темпами прироста характеризовалось финансирование по таким направлениям данного раздела территориальных программ, как оказание скорой медицинской помощи – 17,5%, оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, – 20%, иные государственные работы и услуги – 14,7%, приобретение медицинского оборудования – 34,3%. Несколько ниже среднего уровня был прирост объемов финансирования на посещения с профилактическими и иными целями – 12,6%, обращения в связи с заболеваниями – 14,4%, оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях – 11,2%.
Таблица 8. Структура финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий (ТПГГ) в 2019–2021 гг. по видам и условиям оказания медицинской помощи за счет средств соответствующих бюджетов
Различия в динамике прироста объемов финансового обеспечения по видам и условиям оказания медицинской помощи обусловили соответствующие изменения его структуры. По сравнению с 2019 г. в 2021 г. в общем объеме финансирования медицинской помощи за счет средств консолидированных бюджетов РФ увеличилась доля специализированной стационарной медицинской помощи на 0,7%, высокотехнологичной медицинской помощи – на 0,2%, расходов на иные государственные работы и услуги – на 0,1%, расходов на приобретение медицинского оборудования – на 0,8%. Одновременно снизилась доля расходов на посещения с профилактическими и иными целями, по обращениям в связи с заболеваниями, на медицинскую помощь в условиях дневного стационара и паллиативную медицинскую помощь.
Таблица 9. Динамика объемов финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий (ТПГГ) в 2019–2021 гг. по видам и условиям оказания медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования
Таблица 10. Структура финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий (ТПГГ) в 2019–2021 гг. по видам и условиям оказания медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования
Динамика объемов финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий, финансируемых за счет средств ОМС, в 2019–2021 гг. как по объему средств, так и по структуре, также характеризовалась изменениями, но более значительными по сравнению с разделом территориальных программ, обеспечиваемым за счет средств консолидированных бюджетов субъектов РФ.
Финансовое обеспечение территориальных программ государственных гарантий за счет средств ОМС характеризовалось приростом его объемов в 2019–2021 гг. на 11,2%. Однако уровень этого показателя по расходам на оказание специализированной медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара по профилю «Онкология» был многократно выше. Прирост объемов финансового обеспечения оказания специализированной медицинской помощи по профилю «Онкология» в 2021 г. по сравнению с 2019 г. составил 47,4%, в условиях дневного стационара – 49,5%. В то же время, в целом, по специализированной медицинской помощи, оказываемой в условиях круглосуточного стационара, указанный прирост составил только 7%, а в условиях дневного стационара – 18,3%. Прирост объемов финансового обеспечения оказания скорой медицинской помощи составил 12,5%, посещений с профилактическими и иными целями – 18,2%, посещений в неотложной форме – 5,4%, обращений в связи с заболеваниями – 14,2%, высокотехнологичной медицинской помощи, включенной в базовую программу ОМС, – 22,5%, медицинской реабилитации – 27,1%.
Различия в динамике прироста финансирования по видам и условиям оказания медицинской помощи, обеспечиваемой за счет средств ОМС в 2019–2021 гг. , также обусловили изменение соответствующей структуры финансового обеспечения. В 2021 г. по сравнению с 2019 г. в общем объеме финансирования в наибольшей степени увеличилась доля специализированной медицинской помощи по профилю «Онкология» в стационарных условиях – на 1,9 % и в условиях дневного стационара – на 1,2%. При этом доля финансирования специализированной медицинской помощи, оказываемой в условиях круглосуточного стационара по иным профилям, кроме профиля «Онкология», уменьшилась на 4,4%.
В целом, в 2019–2021 гг. доля стационарной медицинской помощи в общем объеме финансового обеспечения медицинской помощи, финансируемой за счет средств ОМС, уменьшилась на 1,2%. Одновременно увеличилась доля финансового обеспечения оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях. И хотя доля финансового обеспечения посещений в неотложной форме за 2019–2021 гг. сократилась на 0,1%, по другим видам амбулаторной медицинской помощи она увеличилась. Доля финансового обеспечения посещений с профилактической и иной целями возросла на 0,7%, обращений в связи с заболеваниями – на 0,6%. Наконец, также за счет уменьшения доли финансового обеспечения стационарной медицинской помощи, в 2019–2021 гг. увеличилась на 0,1% доля финансового обеспечения скорой медицинской помощи.
Выводы
В 2020–2021 гг. , несмотря на шоковые воздействия внешней среды, обусловленные глобальной эпидемией новой коронавирусной инфекции, основные параметры финансового обеспечения бесплатной медицинской помощи, предоставляемой на основе территориальных программ государственных гарантий, сложившиеся до начала пандемии, были сохранены и даже увеличены:
Сводная стоимость территориальных программ государственных гарантий субъектов РФ в 2021 г. по сравнению с 2019 г. увеличилась на 12,1% и составила 3261,4 млрд. руб.
За счет более высоких темпов прироста объемов финансового обеспечения из средств консолидированных бюджетов субъектов РФ, их доля в сводной стоимости территориальных программ государственных гарантий в 2021 г. , по сравнению с 2019 г. , увеличилась — на 0,6% и составила 26,8%.
Средние подушевые нормативы финансирования ТПГГ за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов в 2021 г. по сравнению с 2019 г. выросли на 6,8% – до 3726,3 руб. , за счет средств ОМС – на 16,6%, до 13 764,6 руб.
Средние нормативы финансовых затрат по видам и условиям оказания медицинской помощи, финансируемой как за счет средств консолидированных бюджетов субъектов РФ, так и за счет средств ОМС, в 2020–2021 гг. увеличились в среднем на 9,8%.
При формировании ТПГГ за счет средств консолидированных бюджетов РФ на 2021 г. наиболее высокие темпы прироста, по сравнению с 2019 г. , запланированы по скорой медицинской помощи – 17,5%, по обращениям в связи с заболеванием – 14,4, по высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, – 20%, на приобретение медицинского оборудования – 34,3%.
При формировании ТПГГ за счет средств ОМС на 2021 г. наиболее высокие темпы прироста финансирования, по сравнению с 2019 г. , запланированы по скорой медицинской помощи – 12,5%, по посещениям с профилактической и иными целями – 18,2%, по специализированной медицинской помощи по профилю «Онкология», оказываемой в условиях круглосуточного стационара, – 47,4%, оказываемой в условиях дневного стационара – 49,5%, по высокотехнологичной медицинской помощи, включенной в базовую программу ОМС, – 22,5%, по медицинской реабилитации в условиях круглосуточного стационара – 27,1%.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2018 года № 1403 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов».
Постановление Правительства РФ от 07 декабря 2019 года № 1610 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов».
Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2020 года № 2299 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов»