Постановление правительства Воронежской области от 11.11.2015 № 856

На заседании коллегии Контрольно-счетной палаты Воронежской области рассмотрен и утвержден отчет о результатах контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников в 2018-2019 годах и текущем периоде 2020 года департаменту природных ресурсов и экологии Воронежской области на реализацию мероприятий государственной программы Воронежской области «Охрана окружающей среды и природные ресурсы».

Проверка показала, что департамент, в целом, исполняет возложенные на него функции по реализации государственной программы. В рамках программы реализуются мероприятия в области экологического просвещения, осуществляется обустройство особо охраняемых природных территорий, проведение геолого-экономической оценки минерально-сырьевого потенциала, капитальный ремонт гидротехнических сооружений, берегоукрепление реки Дон, регулирование численности охотничьих ресурсов, мероприятия по развитию системы обращения с отходами и иные мероприятия, предусмотренные программой.

Вместе с тем, в ходе реализации программы были допущены нарушения действующего законодательства и недостатки в организации работы департамента.

Так, выявлены случаи нарушения порядка предоставления межбюджетных трансфертов, порядка формирования государственного задания, порядка составления и ведения планов финансово-хозяйственной деятельности, порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет, нарушения в сфере закупок, бухгалтерского учета, внутреннего контроля, открытости и доступности информации о деятельности департамента природных ресурсов и экологии, случаи неэффективного использования бюджетных средств.

Для устранения нарушений и недостатков департаменту природных ресурсов и экологии Воронежской области, а также иным объектам аудита эффективности, направлены соответствующие представления, также направлены информационные письма в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области и Государственную инспекцию труда в Воронежской области.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

от 11 ноября 2015 г. №
856

«Охрана
окружающей среды и

В соответствии с
Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением правительства
Воронежской области от
06.09.2013 № 786 «О Порядке принятия решений о разработке, реализации и
оценке эффективности реализации государственных программ Воронежской области»,
распоряжением правительства Воронежской области от 13.06.2013 № 451-р «Об
утверждении Перечня государственных программ Воронежской области» правительство
Воронежской области п о с т а н о в л я е  т:

1.      Утвердить прилагаемую государственную
программу Воронежской области «Охрана окружающей среды
и природные ресурсы».

2. Настоящее
постановление вступает в силу с 1 января 2016 года.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на заместителя председателя правительства Воронежской области Увайдова М.И.

Воронежской
области                                               
А.В. Гордеев

от 11
ноября 2015 г. № 856

Государственная программа Воронежской области

государственной
программы Воронежской области

«Охрана
окружающей среды и природные ресурсы»

Ответственный
исполнитель государственной программыДепартамент природных ресурсов и экологии 
Воронежской области

Исполнители государственной программыДепартамент природных ресурсов и экологии 
Воронежской областиДепартамент
строительной политики Воронежской области

Основные разработчики государственной программы Департамент природных ресурсов и экологии 
Воронежской области

Подпрограммы государственной программы1.
Регулирование качества окружающей среды.2.
Сохранение биологического разнообразия.3.
Воспроизводство минерально-сырьевой базы.4.
Развитие водохозяйственного комплекса и использование водных ресурсов.5.
Сохранение и воспроизводство охотничьих ресурсов.6.
Обеспечение реализации государственной программы

Цель государственной программыПовышение
уровня экологической безопасности граждан, сохранение природных систем и
рациональное использование природных ресурсов

Задачи государственной программы1.
Снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду.2.
Развитие особо охраняемых природных территорий.3.
Создание условий для сохранения видового разнообразия и естественных мест
обитания видов.4.
Обеспечение рационального использования минерально-сырьевых ресурсов.5.
Обеспечение социально-экономических потребностей в водных ресурсах, охрана и
восстановление водных объектов.6.
Обеспечение безопасности водохозяйственных систем и гидротехнических
сооружений, защищенности населения и объектов экономики от негативного
воздействия вод.7.
Поддержание видового баланса охотничьих ресурсов, увеличение ресурсного
потенциала. 8. Повышение качества оказания
государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере охраны окружающей
среды и природопользования

Целевые индикаторы и показатели государственной программы1.
Доля отходов, обезвреженных и вовлеченных в хозяйственный оборот в качестве
вторичных материальных ресурсов, в общем количестве отходов, образовавшихся в
процессе производства и потребления, %.2.
Доля площади Воронежской области, занятой особо охраняемыми природными
территориями всех уровней, %.3.
Уровень компенсации добычи основных видов полезных ископаемых приростом
запасов полезных ископаемых, %.4.
Протяженность водотоков, на которых выполнены работы по улучшению
проточности, км.5.
Доля гидротехнических сооружений с неудовлет-ворительным
и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое
состояние, в общем количестве гидротехнических сооружений, нуждающихся  в ремонте (нарастающим итогом), %.6.
Отношение фактической добычи лося к установленным лимитам добычи лося, %.7.
Отношение фактической добычи оленя благородного  к установленным лимитам добычи оленя
благородного, %.8.
Отношение фактической добычи косули европейской  к установленным лимитам добычи косули
европейской, %.9.
Доля штрафов взысканных за нарушения законодательства в области охраны
окружающей среды, %

Этапы и сроки  реализации
государственной программы2016 — 2021 годы
 (в один этап)

Объемы и источники финансирования государственной
программы (в действующих ценах каждого года реализации государственной
программы)Всего по государственной программе — 813
562,82  тыс. рублей, в том числе по
источникам финансирования: — федеральный бюджет – 200 020,7 тыс.
рублей;- областной бюджет — 613 132,04
тыс. рублей;- местные бюджеты — 410,08 тыс. рублей; в том числе по годам реализации
государственной программы:2016
год:  всего – 83 000,2 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:- федеральный бюджет – 31 423,2 тыс. рублей;- областной бюджет – 51 577 тыс. рублей;2017
год:  всего – 83 959,3 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:- федеральный бюджет – 32 230,3 тыс. рублей;- областной бюджет – 51 729 тыс. рублей;2018
год:  всего – 158 470,8 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:- федеральный бюджет – 34 091,8 тыс. рублей;- областной бюджет – 124 279 тыс. рублей;2019
год:  всего – 160 973,8 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:- федеральный бюджет – 34 091,8 тыс. рублей;- областной бюджет – 126 780 тыс. рублей;- местный бюджет – 102 тыс. рублей;2020
год:  всего – 163 579,36 тыс. рублей в том числе по
источникам финансирования:- федеральный бюджет – 34 091,8 тыс. рублей;- областной бюджет – 129 383,52 тыс. рублей;- местный бюджет – 104,04 тыс. рублей;2021
год:  всего – 163 579,36 тыс. рублей в том числе по
источникам финансирования:- федеральный бюджет – 34 091,8 тыс. рублей;- областной бюджет – 129 383,52 тыс. рублей;- местный бюджет – 104,04 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы  В результате реализации программы к
2021 году будут достигнуты следующие результаты: количественные:-
увеличение доли отходов, обезвреженных и вовлеченных в хозяйственный оборот в
качестве вторичных материальных ресурсов, в общем количестве отходов,
образовавшихся в процессе производства и потребления, до 73 %;-
увеличение доли площади Воронежской области, занятой особо охраняемыми природными
территориями всех уровней, до 3,75 %;-
сохранение уровня компенсации добычи основных видов полезных ископаемых
приростом запасов полезных
ископаемых на уровне 100%;-
увеличение протяженности водотоков, на которых выполнены  работы 
по  улучшению  проточности  
до 52 км;-
повышение доли гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным
уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, в общем
количестве гидротехнических сооружений, нуждающихся  в ремонте (нарастающим итогом), до 49%;-
отношение фактической добычи лося к установленным лимитам добычи лося — 85 %;-
отношение фактической добычи оленя благородного  к установленным лимитам добычи оленя
благородного — 85 %;-
отношение фактической добычи косули европейской  к установленным лимитам добычи косули
европейской -85%;-
повышение доли штрафов, взысканных за нарушения законодательства  в 
области охраны окружающей среды, до 91 %; качественные:-
создание экологически безопасной и комфортной обстановки в местах проживания
населения Воронежской области, снижение
заболеваемости населения области, вызванной неблагоприятными экологическими
условиями, рост продолжительности жизни городского населения;- развитие территориальной системы экологического мониторинга;- развитие системы экологического просвещения населения;-
сохранение и восстановление численности популяций редких и исчезающих
объектов животного и растительного мира Воронежской области;-
обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы с учетом перспективной
потребности в разведанных запасах;-
обеспечение гарантированного водообеспечения
экономики Воронежской области и создание
надежных условий развития промышленности, энергетики, водного транспорта и
сельского хозяйства за счет эффективного использования водоресурсного
потенциала области;-
сохранение и рост численности основных видов охотничьих ресурсов (прежде
всего, копытных животных), сокращение разрыва между фактической численностью
охотничьих ресурсов и расчетной с учетом биологической продуктивности
популяций и экологической емкости угодий

Читать также:  Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования формы

I.
Общая характеристика сферы реализации государственной программы

Государственная программа Воронежской области
«Охрана окружающей среды и природные ресурсы» (далее – Программа) разработана
на основе государственных программ Воронежской области «Воспроизводство и
использование природных ресурсов» и «Охрана окружающей среды». Вышеуказанные
программы реализовывались в 2014-2015 годах, результаты их реализации приведены
в таблицах 1 и 2.

Сведения
о показателях (индикаторов) государственных программ Воронежской области
«Воспроизводство и использование природных ресурсов» и «Охрана окружающей
среды» и их значениях

в
2014 – 2015 гг.

№п/пПоказатели
(индикаторы) государственной программыЗначения
показателей

2014 год(факт)2015 год(план)

Государственная
программа Воронежской области «Охрана окружающей среды»

1Доля
отходов, обезвреженных и вовлеченных в хозяйственный оборот в качестве
вторичных материальных ресурсов, в общем количестве образовавшихся отходов в
процессе производства и потребления 58%62%

2Доля площади
Воронежской области, занятая особо охраняемыми природными территориями всех
уровней  3,16%3,25%

3Доля
взысканных штрафов за нарушения законодательства в области охраны окружающей
среды92,5%90,4%

Государственная
программа Воронежской области «Воспроизводство и использование природных
ресурсов»

1Уровень компенсации добычи
основных видов полезных ископаемых приростом запасов100%100%

2Доля гидротехнических сооружений с
неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное
техническое состояние, в общем количестве гидротехнических сооружений,
нуждающихся  в ремонте (нарастающим
итогом)22%7,69%

3Протяженность водотоков, на которых
выполнены работы по улучшению проточности96 км4,57 км

4Отношение фактической добычи
охотничьих ресурсов к установленным лимитам добычи по отдельным видам
(лось/олень благородный /косуля)87/35/65
(%)75/70/70
(%)

Финансовое
обеспечение государственных программ Воронежской области «Воспроизводство и
использование природных ресурсов» и «Охрана окружающей среды» в 2014-2015 гг.

№п/пНаименование
государственной программы, подпрограммыОтчет-ный период (год)Всего,
тыс. руб.в
том числе по источникам,   тыс. руб.

феде-ральный
бюджетобластной
бюджетместныйбюджет

1Государственная
программа Воронежской области «Охрана окружающей среды», всего:2014
171857,3227,2133650,337979,8

2015
85673,6158,885514,80,0

1.1Подпрограмма «Регулирование качества окружающей
среды»2014
28792,20,021000,07792,2

2015
21700,00,021700,00,0

1.2Подпрограмма «Биологическое разнообразие»2014
69178,1227,238763,330187,6

2015
4758,8158,846000,0

1.3Подпрограмма «Обеспечение реализации    государственной программы»2014
73887,00,073887,00,0

2015
59214,80,059214,80,0

2Государственная
программа Воронежской области «Воспроизводство и использование природных
ресурсов», всего:2014
100411,441570,353350,05491,1

2015
112363,171595,440767,70

2.1Подпрограмма
«Воспроизводство минерально-сырьевой базы»2014
0,00,00,00,0

2015
100,00,0100,00,0

2.2Подпрограмма  «Использование водных ресурсов»2014
22008,821875,8133,00,0

2015
19085,819085,80,00,0

2.3Подпрограмма  «Развитие водохозяйственного комплекса»2014
59419,17711,046217,05491,1

2015
81090,243271,537818,70,0

2.4Подпрограмма  «Сохранение и воспроизводство охотничьих
ресурсов»2014
18983,511983,57000,00,0

2015
12087,19238,12849,00,0

Анализ состояния окружающей среды и природных
ресурсов показывает, что территория Воронежской области по показателям уровня
загрязнения по сравнению с соседними областями (Липецкая, Белгородская,
Курская, Орловская, Тамбовская) относится к умеренно
загрязненной.

Результаты анализа позволяют выделить следующие
основные проблемы в сфере окружающей среды и использования природных ресурсов,
обусловленные как результатами хозяйственной деятельности в прошлом, так и
текущим негативным воздействием на окружающую среду.

Атмосферный воздух. По данным мониторинга,
антропогенная нагрузка на атмосферный воздух на территории Воронежской области,
в том числе областного центра, ежегодно возрастает.

Количественные значения выбросов определяются
расчетным путем и зависят от методики расчета. При определении выбросов
загрязняющих веществ стационарными источниками
определяющими факторами являются объем производства в отчетном году,
модернизация технологических процессов, осуществление мероприятий по оснащению
источников выбросов очистным оборудованием, а также степень охвата
статистической отчетностью хозяйствующих субъектов. При определении выбросов
загрязняющих веществ передвижными источниками (автотранспортом) используется
расчетная методика 2006 года, в которой не учитываются качественные
экологические показатели (Евро) как самого автотранспорта, так и используемого
моторного топлива. Представленный проект новой методики расчета выбросов от
автотранспорта, учитывающей его количество на территории регионов (населенных
пунктов) с градацией на Евро-0, Евро-1, Евро-2 и выше, не реализуется,
поскольку ГИБДД в большинстве регионов не располагает необходимыми программными
продуктами для дифференцирования вошедших в электронный банк данных
автотранспортных средств по экологическим классам.

По вышеназванным причинам реальные
значения как максимально разовых, так и среднесуточных концентраций
загрязняющих веществ, которые фиксируются постами наблюдения ГУ «Воронежский
областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» и лабораторией
ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» на мониторинговых
точках, значительно меньше, чем полученные в результате элементарного сложения
значений выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта и стационарных
источников в отдельно взятых
муниципальных образованиях.

Вместе с тем возможности лабораторий, уполномоченных
на проведение мониторинга качества атмосферного воздуха, весьма ограничены
перечнем измеряемых ими веществ. Поэтому актуальным остается расчетный
мониторинг, задачей которого является расчет рассеивания загрязняющих веществ
на территории муниципальных образований по всему их спектру.

Система обращения с отходами потребления. На
сегодняшний день одной из наиболее острых экологических проблем в Воронежской
области является загрязнение окружающей среды отходами производства и
потребления.

По данным государственной статистической отчетности,
в Воронежской области образовалось более 5,827 млн. тонн отходов, большая часть
которых была утилизирована путем захоронения.

На территории области насчитывается более 450
санкционированных и 120 несанкционированных свалок. Захоронение отходов с
нарушением экологических требований ведет к загрязнению верхних водоносных
горизонтов токсичными элементами, захламлению земель, выделению больших объемов
биогаза, что приводит к самовозгоранию и горению объектов захоронения твердых
коммунальных отходов (далее – ТКО). Кроме того, на территории области
расположено 16 полигонов ТКО.

При этом следует отметить, что даже те объекты
размещения отходов, эксплуатация которых ведется на основании соответствующей
лицензии, не всегда отвечают современным требованиям.

С учетом актуальности существующей проблемы и на
основании поручения губернатора Воронежской области была разработана
комплексная схема обращения с отходами. Основой разработки комплексной схемы
стали материалы утвержденных генеральных схем, программы
социально-экономического развития, целевые программы природоохранного
назначения и документы территориального планирования муниципальных образований.

Развитие системы особо охраняемых природных
территорий, сохранение биологического разнообразия. Воронежская область
расположена в лесостепной зоне и богата уникальными природными зонами,
требующими особой охраны. В настоящее время создано 12 региональных заказников,
175 памятников природы областного значения, действуют 2 федеральных заповедника
и 2 федеральных заказника: Воронежский государственный природный биосферный
заповедник, Хоперский государственный природный
заповедник, государственный природный заказник федерального значения «Каменная
степь» и государственный природный заказник федерального значения
«Воронежский». Общая площадь территорий природно-заповедного фонда Воронежской
области составляет 159,09 тыс. га, или 3 процента общей площади области. Этот
показатель по России составляет 9 процентов от общей площади суши. По
рекомендациям Международного союза охраны природы (МСОП) площадь особо
охраняемых природных территорий (далее – ООПТ) субъекта Российской Федерации
должна составлять не менее 10 процентов (признак цивилизованности региона).
Таким образом, на территории Воронежской области требуется проведение
мероприятий по выделению новых особо охраняемых природных территорий, а также
проведение инвентаризации существующих особо охраняемых природных территорий
регионального значения.

Читать также:  2.2 Система образовательных программ и государственных образовательных стандартов

Наиболее массовой категорией ООПТ регионального
значения в Воронежской области являются памятники природы. Они репрезентативно
представляют ландшафтно-ресурсный потенциал региона, редкие и реликтовые
природные объекты. Более половины из них являются биологическими, что
объективно отражает стремление сохранить в пределах ареала опорные территории с
характерным видовым набором животных и растений.

Все категории ООПТ, за исключением государственных
природных заповедников, организованы без изъятия земель у землепользователей, а следовательно, на их территориях ведется хозяйственная
деятельность, которая должна строго контролироваться уполномоченными органами
исполнительной власти.

Слабо организованы охрана и
контроль на ООПТ, расположенных на территории области, допускаются факты
незаконных рубок. Так, большая
часть памятника природы «Золотой фонд» вырублена. В 1999–2006 годах на
территории памятника природы «Питомцы столетий» проводились различные рубки, в
том числе сплошные, в результате чего уничтожены уникальные старовозрастные
лесные насаждения.

Редкими и находящимися под угрозой исчезновения
видами флоры и фауны на территории Воронежской области признаны 755 видов, в
том числе 382 вида животных и 373 вида растений, лишайников и грибов.
Постановлением администрации Воронежской области от 1 июля
2008 года № 561 утверждено Положение о порядке ведения Красной книги
Воронежской области. Для сохранения редких и исчезающих видов животных и
растений предусмотрено проведение комплекса мероприятий по их учету,
мониторингу и восстановлению среды их обитания, восстановлению численности
популяций.

Биологическое разнообразие. Воронежская область
относится к числу регионов с высоким уровнем антропогенной нагрузки на
окружающую среду. Интенсивное развитие сельскохозяйственного производства при
достаточно высокой плотности населения привело в исторической перспективе к
сильной антропогенной трансформации естественных ландшафтов практически по всей
территории области. В сложившихся условиях многие представители фауны лишились
необходимых для вида условий обитания, что привело к сокращению численности, а
нередко и к полному исчезновению многих видов животных.

Существующие традиционные механизмы охраны редких
видов, такие как ведение Красной книги и организация ООПТ, не обеспечивают
полноценного комплекса мер, компенсирующих негативное воздействие человеческой
деятельности на среду обитания животных, в связи с чем
необходимо применение различных биотехнических мероприятий, направленных на
создание оптимальных условий обитания для отдельных видов.

Наиболее заметной и экологически значимой группой
позвоночных животных, пострадавшей от антропогенного воздействия на естественную
среду обитания, являются птицы, среди которых особенно выделяются дневные
хищные птицы и совы. Интенсивная вырубка лесов на территории Воронежской
области на протяжении XX века привела к сокращению пригодных мест гнездования
для таких крупных видов дневных хищных птиц, как беркут, могильник, скопа, орлан-белохвост. Происходящая параллельно интенсификация
сельского хозяйства привела к полной распашке степных участков, что негативно
сказалось на популяциях сусликов — основных объектов питания крупных хищных
птиц.

Все это, вкупе с прямым преследованием со стороны
человека, привело к резкому снижению численности упомянутых видов на территории
России в целом, а в границах Воронежской области они практически исчезли. В
настоящее время за пределами территорий государственных заповедников эти виды
птиц, занесенные в Красную книгу России, на территории Воронежской области
почти не встречаются.

В условиях отсутствия промышленного лова рыбы на
территории Воронежской области основным неблагоприятным фактором, влияющим на
состояние водных биологических ресурсов, остается незаконный вылов и
загрязнение водоемов.

С целью сохранения водных биологических ресурсов
особое внимание необходимо уделять вопросам борьбы с загрязнением водоемов. В
связи с ежегодным ростом техногенной нагрузки на водоемы Воронежской области
особо остро возникает проблема захламления берегов водоемов бытовым мусором.
Тысячи отдыхающих оставляют после себя разнообразный бытовой мусор, который
смывается в водоемы паводковыми водами и оказывает непосредственное негативное
воздействие на водные биологические ресурсы.

Минерально-сырьевые ресурсы. Существующая
минерально-сырьевая база Воронежской области ограничивается, главным образом,
месторождениями строительных материалов (пески, глины, суглинки, мел,
строительные камни: граниты, цементное сырье: мергель, минеральные краски:
охра, известняки, песчаники, песчано-гравийные смеси).

Полезные ископаемые Воронежской области
подразделяются на:

— общераспространённые полезные
ископаемые, к ним относятся: пески, легкоплавкие глины, суглинки, мел, граниты,
известняки, песчаники, торф, сапропель, песчано-гравийные смеси;

— прочие полезные ископаемые: стекольные и
формовочные пески, огнеупорные, бентонитовые и
тугоплавкие глины, мергель, охра;

— полезные ископаемые федерального значения: никель.

Перспективы добывающих отраслей промышленности в
настоящее время ограничены огнеупорными и щёлочно-земельными бентонитовыми глинами,
цементным сырьём, гранитами для производства высокопрочного щебня,
строительными, формовочными, стекольными песками, глинами для керамического
производства, мелом для использования извести, мела молотого, комового.

Водные ресурсы и водные объекты. Воронежская область
принадлежит к числу обеспеченных водными ресурсами регионов Российской Федерации.
Водные ресурсы Воронежской области представлены поверхностными и подземными
водами. Территория области покрыта сетью рек, принадлежащих бассейну Дона. По
уточнённым данным, поверхностные воды Воронежской области включают в себя 1197
речных водотоков, 2220 озер, 2620 прудов и водохранилищ. Общая протяжённость
речной сети Воронежской области составляет 9705 км. Основу поверхностных вод
составляют проточные системы – малые и средние реки. Главной водной артерией
Воронежской области является река Дон с притоками рек (Воронеж, Тихая Сосна, Икорец, Битюг, Осередь, Богучарка). На востоке Воронежской области протекает река
Хопер с притоками Ворона и Савала.

В черте города Воронежа на р. Воронеж расположено
Воронежское водохранилище (проектный объем — 204 млн. м3, площадь — 70,0 км2), которое введено в эксплуатацию в 1972 году. Заполнение
водохранилища и водообмен в нем производится на спаде
весеннего половодья, когда с уменьшением расхода воды постепенно закрываются
затворы водосброса. Водохранилище осуществляет сезонное регулирование стока р.
Воронеж в ее устье в интересах промышленного водоснабжения предприятий г.
Воронежа, обеспечивает транспортную связь города и области с выходом в
Волго-Донскую систему.

Одной из характерных проблем нашей области, как и в
целом России, является недостаточная рациональность использования водных
ресурсов. Высоким уровнем водоемкости характеризуется экономика области в целом
и отдельные предприятия промышленности и коммунального хозяйства.

Проведение мелиоративных работ в 60-70-е годы
прошлого века значительно понизили уровень грунтовых вод, что привело к
истощению, обмелению и отмиранию малых водных объектов области. Не получив
необходимого «питания» от малых рек, деградируют и средние реки.

Основными факторами, оказывающими негативное влияние
на уровень рациональности использования водных ресурсов, являются применение
устаревших водоемких производственных технологий, недостаточная степень
оснащенности водозаборных сооружений системами приборного учета, а также
высокий уровень потерь воды при транспортировке. Потери при транспортировке
ежегодно составляют около 4,7 млн. м3.

В числе основных причин высоких потерь воды можно
выделить низкий технический уровень и значительную степень износа
распределительных водоподающих сетей.

Проблемой, требующей особого внимания, является
сохраняющийся высокий уровень негативного антропогенного воздействия на водные
объекты. В поверхностные водные объекты Воронежской области в 2014 году
сброшено 249,0 млн. м3 в год сточных вод, из которых загрязненных вод -около 121,9 млн. м3.

Читать также:  Отзывы на проект государственной программы

Вместе со сточными водами в поверхностные водные
объекты Воронежской области ежегодно поступает около 118,756 тыс. тонн
загрязняющих веществ.

Основной объем сброса недостаточно очищенных
(загрязненных) сточных вод в Воронежской области составляют сточные воды,
сбрасываемые предприятиями жилищно-коммунального хозяйства. Причинами этого
являются значительный износ очистных сооружений, применение устаревших
технологий очистки сточных вод и прием объектами жилищно-коммунального
хозяйства загрязненных стоков городских промышленных предприятий.

Значительный объем загрязняющих веществ поступает в
водные объекты с застроенных территорий в виде поверхностного стока в весенний
и летне-осенний периоды. Причинами этого являются отсутствие дождевой
канализации, а где она имеется – отсутствие очистных сооружений.

С разливом рек происходит затопление пойменных
территорий, мостов, линий электропередачи, газопроводов и других объектов
инфраструктуры, что приводит к нарушению условий жизнеобеспечения в населённых
пунктах. При весеннем половодье существует вероятность затопления 281
населенного пункта на площади около 290 км2 с общей
численностью населения около 129,4 тысяч человек. Наибольшее количество жилых
домов попадают в зону затопления в 7 районах области: Лискинском,
Павловском, Новохопёрском, Аннинском, Грибановском,
Бобровском и Острогожском.

На территории Воронежской области, по данным
Российского регистра гидротехнических сооружений (далее – ГТС), числится 159
гидроузлов.

Гидротехнические
сооружения на водохранилищах и прудах в основном соответствуют IV классу
капитальности и являются основным средством управления речным стоком.

Перечень и число потенциально опасных
ГТС постоянно уточняется. От надежности гидротехнических сооружений зависит
безопасность населенных пунктов, хозяйственных структур и окружающей природной
среды, находящихся в зоне действия сооружений.

Для определения состояния ГТС в 2007 году была
начата их инвентаризация, которая показала, что большая часть сооружений
построена в 70 – 80-е годы, при этом более 50% гидроузлов построены без
проектной документации, без учета гидрологических режимов водотоков и других
природных условий, с нарушением строительных норм и правил.

Охотничьи ресурсы. Основным направлением государственной
политики в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов является улучшение
освоения ресурсов охотничьих животных, наиболее полное удовлетворение
потребностей в охоте (как вида трудовой деятельности, отдыха, спорта,
рекреации) населения страны. На это должна быть направлена как созданная в
России нормативно-правовая база федерального и регионального уровня, в
частности, Федеральный закон от 24 июля 2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении
охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации», так и деятельность органов государственной власти.

На сегодняшний день общая площадь охотничьих угодий
Воронежской области составляет 5012,15 тыс. га, из них: предоставлены в
пользование – 4738,5 тыс. га, угодья общего пользования – 273,6 тыс. га,
площадь региональных особо охраняемых природных территорий (далее — ООПТ) –
79,5 тыс. га, площадь федеральных ООПТ – 130,3 тыс. га.

За последние 20 лет состояние
охотничьих ресурсов Воронежской области ухудшилось в силу целого комплекса
объективных причин.

Во-первых, имеет место резкое ухудшение условий
обитания животных, главными факторами этого являются: 1) возросшая
интенсивность обработки посевов сельскохозяйственных культур ядохимикатами и
внесения удобрений; 2) развитие пастбищного животноводства;
3) сокращение площади лесов в результате пожаров; 4) расширение
дачных поселков и зон рекреации.

Во-вторых, возросла прямая нагрузка на популяции
животных в связи со значительным ростом числа охотников и их технической оснащенности,
увеличением количества браконьерских проявлений, а также ростом численности
хищников (волк, лисица, бродячие собаки, хищные птицы). При этом в большинстве
случаев отсутствуют реальные механизмы снижения негативного влияния на
охотничьи ресурсы этих факторов.

В результате, внутренних биологических резервов
оказывается недостаточно для поддержания численности популяций на уровне,
обеспечивающем устойчивое охотпользование.

Используемые ранее методы увеличения численности
основных видов охотничьих ресурсов путем их охраны и выполнения ограниченного
объема биотехнических мероприятий в современных условиях не дают ощутимого
результата и не могут в ближайшей перспективе обеспечить нормальное развитие их
популяций. Необходимо принятие неотложных мер, инициирующих ускоренное
воспроизводство охотничьих ресурсов. К таким мерам можно отнести создание новых территориальных
группировок животных в благоприятных угодьях, разработку документов
территориального охотустройства, направленных на
обеспечение рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов,
планирование мероприятий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

— увеличить численность охотничьих ресурсов;

— создать условия для естественного воспроизводства
охотничьих ресурсов, обеспечение стабильного пользования ими;

— повысить устойчивость охотпользования
и снять социальное напряжение в силу повышения доступности охоты для граждан;

— привлечь инвестиции в охотничье хозяйство,
повысить его доходность, создать новые рабочие места.

Указанные работы можно проводить как в закрепленных
охотничьих угодьях силами охотпользователей, так и на
территории общедоступных охотничьих угодий.

II.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной
программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения
задач, описание основных ожидаемых конечных результатов государственной
программы, сроков и этапов реализации государственной программы

Приоритеты государственной политики в области охраны
окружающей среды определены стратегическими документами федерального уровня:

— Концепция долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р);

— сценарными условиями прогноза долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, принятыми
за основу для разработки прогноза долгосрочного социально-экономического
развития до 2030 года на заседании Правительства Российской Федерации 26 апреля
2012 г.

— Стратегия национальной безопасности Российской
Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации
12.05.2009 № 537).

В соответствии с этими документами, а также
Стратегией социально-экономического развития Воронежской области на период до
2020 года основными приоритетами в сфере охраны окружающей среды и
природопользования являются:

— сохранение окружающей природной среды и
обеспечение ее защиты;

— ликвидация
экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей
экономической активности и глобальных изменений климата;

— устойчивое развитие,
предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и
экологической составляющим, и признание невозможности развития человеческого общества
при деградации природы;

— первенство для общества жизнеобеспечивающих
функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов;

— предотвращение негативных экологических
последствий в результате хозяйственной деятельности, учет отдаленных экологических
последствий;

— отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных
с воздействием на природные системы, если их последствия непредсказуемы для
окружающей среды;

— природопользование на платной основе и возмещение
населению и окружающей среде ущерба, наносимого в результате нарушения
законодательства об охране окружающей среды;

— открытость экологической информации;

— участие гражданского общества, органов
самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации
решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Исходя из указанных приоритетов
государственной политики была
сформулирована цель государственной программы «Охрана окружающей среды и
природные ресурсы» — повышение уровня экологической безопасности граждан,
сохранение природных систем и рациональное использование природных ресурсов.

Достижение указанной цели возможно за счет решения
следующих задач:

Задача 1. Снижение общей антропогенной нагрузки
на окружающую среду.

Решение задачи будет обеспечено выполнением
мероприятий подпрограммы «Регулирование качества окружающей среды».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *