ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» НА 2011 — 2015 ГОДЫ
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19. 2015 N 146)
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы.
Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:
разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;
принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации.
Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2181-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 49, ст. 6900).
Председатель Правительства Российской Федерации Д. МЕДВЕДЕВ
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 297
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» НА 2011 — 2015 ГОДЫ
Ответственный исполнитель Программы — Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации Участники Программы — Министерство культуры Российской Федерации, Министерство спорта Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное медико-биологическое агентство Подпрограммы Программы — подпрограмма 1 «Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения»; подпрограмма 2 «Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы» Цели Программы — формирование к 2016 году условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы Задачи Программы — оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами; модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы; обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам Целевые индикаторы и показатели Программы — показатель 1 «Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов»; показатель 2 «Доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов»; показатель 3 «Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов»; показатель 4 «Доля главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации, оснащенных специальным диагностическим оборудованием, в общем количестве главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации»; показатель 5 «Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов (пилотный проект)»; показатель 6 «Доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (взрослые)»; показатель 7 «Доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (взрослые, пилотный проект)»; показатель 8 «Доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (дети, пилотный проект)»; показатель 9 «Доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (дети)» Этапы и сроки реализации Программы — 2011 — 2015 годы, в том числе: I этап: 2011 — 2012 годы; II этап: 2013 — 2015 годы Объемы бюджетных ассигнований Программы — общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет 168437465,6 тыс. рублей, в том числе: на 2011 год — 33003378 тыс. рублей; на 2012 год — 30025336,3 тыс. рублей; на 2013 год — 33331917,2 тыс. рублей; на 2014 год — 35589924,4 тыс. рублей; на 2015 год — 36486909,7 тыс. рублей Ожидаемые результаты реализации Программы — увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов (с 12 процентов в 2010 году до 45 процентов к 2016 году); увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов (с 30 процентов в 2010 году до 55 процентов к 2016 году); увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов (с 30 процентов в 2010 году до 49,6 процента к 2016 году); увеличение доли главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации, оснащенных специальным диагностическим оборудованием, в общем количестве главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации (с 10 процентов в 2010 году до 86 процентов к 2016 году); увеличение доли инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (взрослые, дети) (с 42,2 — 51,7 процента в 2010 году до 44 — 52 процентов к 2016 году)
ПАСПОРТ подпрограммы 1 «Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы
Ответственный исполнитель подпрограммы — Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации Участники подпрограммы — Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство спорта Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям Программно-целевые инструменты подпрограммы — отсутствуют Цели подпрограммы — оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами Задачи подпрограммы — формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения и реализация системных мер, направленных на создание безбарьерной среды; формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта; устранение отношенческих барьеров и развитие форм содействия занятости инвалидов Целевые индикаторы и показатели подпрограммы — показатель 1. 1 «Доля субъектов Российской Федерации, имеющих сформированные и обновляемые карты доступности объектов и услуг, в общем количестве субъектов Российской Федерации»; показатель 1. 2 «Доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций»; показатель 1. 3 «Доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава»; показатель 1. 4 «Количество произведенных и транслированных субтитров для субтитрирования телевизионных программ общероссийских обязательных общедоступных каналов»; показатель 1. 5 «Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения»; показатель 1. 6 «Количество рабочих мест для инвалидов, созданных общественными организациями инвалидов» Этапы и сроки реализации подпрограммы — 2011 — 2015 годы, в том числе: I этап: 2011 — 2012 годы; II этап: 2013 — 2015 годы Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы — общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет 28606317,4 тыс. рублей, в том числе: на 2011 год — 2664700 тыс. рублей; на 2012 год — 3145050 тыс. рублей; на 2013 год — 3004411,3 тыс. рублей; на 2014 год — 9551206,7 тыс. рублей; на 2015 год — 10240949,4 тыс. рублей Ожидаемые результаты реализации подпрограммы — увеличение доли субъектов Российской Федерации, имеющих сформированные и обновляемые карты доступности объектов и услуг, в общем количестве субъектов Российской Федерации (до 90 процентов к 2016 году); увеличение доли общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций (с 2,5 процента в 2010 году до 20 процентов к 2016 году); увеличение доли парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава (с 4,8 процента в 2011 году до 11,7 процента к 2016 году); увеличение количества произведенных и транслированных субтитров для субтитрирования телевизионных программ общероссийских обязательных общедоступных каналов (с 1400 часов в год в 2010 году до 14000 часов в год к 2016 году); увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности этой категории населения (с 12,7 процента в 2010 году до 15 процентов к 2016 году); увеличение количества рабочих мест для инвалидов, созданных общественными организациями инвалидов (со 189 в 2011 году до 519 к 2016 году)
ПАСПОРТ подпрограммы 2 «Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы
Ответственный исполнитель подпрограммы — Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации Участники подпрограммы — Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное медико-биологическое агентство Программно-целевые инструменты подпрограммы — отсутствуют Цели подпрограммы — модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы; обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам Задачи подпрограммы — разработка и внедрение новых объективных методик государственной системы медико-социальной экспертизы, включая внедрение современных информационных технологий для повышения объективности и оперативности освидетельствования граждан при прохождении медико-социальной экспертизы; совершенствование системы реабилитации инвалидов и повышение эффективности реабилитационных услуг Целевые индикаторы и показатели подпрограммы — показатель 2. 1 «Доля учреждений медико-социальной экспертизы, оборудованных с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве этих учреждений»; показатель 2. 2 «Доля решений учреждений медико-социальной экспертизы, обжалованных в судебном порядке, в общем количестве принятых решений по освидетельствованию граждан»; показатель 2. 3 «Доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами) в соответствии с федеральным перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов»; показатель 2. 4 «Рост заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), относительно средней заработной платы в регионе»; показатель 2. 5 «Рост заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) относительно средней заработной платы в регионе»; показатель 2. 6 «Рост заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) относительно средней заработной платы в регионе»; показатель 2. 7 «Количество высокопроизводительных рабочих мест на федеральных государственных унитарных протезно-ортопедических и специализированных предприятиях»; показатель 2. 8 «Темп роста производительности труда на федеральных государственных унитарных протезно-ортопедических и специализированных предприятиях (по отношению к 2011 году)» Этапы и сроки реализации подпрограммы — 2011 — 2015 годы Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы — общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет 139831148,2 тыс. рублей, в том числе: на 2011 год — 30338678 тыс. рублей; на 2012 год — 26880286,3 тыс. рублей; на 2013 год — 30327505,9 тыс. рублей; на 2014 год — 26038717,7 тыс. рублей; на 2015 год — 26245960,3 тыс. рублей Ожидаемые результаты реализации подпрограммы — увеличение доли учреждений медико-социальной экспертизы, оборудованных с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве этих учреждений (с 37 процентов в 2010 году до 44 процентов к 2016 году); снижение доли решений учреждений медико-социальной экспертизы, обжалованных в судебном порядке, в общем количестве принятых решений по освидетельствованию граждан (с 0,07 процента в 2010 году до 0,045 процента к 2016 году); увеличение доли инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами) в соответствии с федеральным перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов (с 91 процента в 2010 году до 98 процентов к 2016 году)
Приоритеты и цели государственной политики, в том числе общие требования к государственной политике субъектов Российской Федерации
В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 13 млн. инвалидов, что составляет около 8,8 процента населения страны, и более 40 млн. маломобильных граждан — 59 процентов населения.
В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. (далее — Конвенция), что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.
Подписание Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.
Согласно Конвенции государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться в частности:
на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения, и рабочие места;
на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы.
С учетом требований Конвенции, а также положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья формирование доступной среды определяется как приоритетное направление государственной политики.
Законодательством Российской Федерации, в том числе федеральными законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О связи», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Градостроительным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.
Одной из целей государственной политики в области социальной защиты инвалидов является инновационный вариант решения проблемы создания условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, который обеспечивается путем разработки и внедрения в практику с учетом российского и международного опыта новых нормативных, проектно-конструкторских, технических и организационных решений, способствующих формированию в Российской Федерации доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, что соответствует основным направлениям Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
В соответствии с положениями Конвенции, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы (далее — Программа) предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы в целях интеграции инвалидов с обществом.
Создание доступной среды для инвалидов позволит им реализовывать свои права и основные свободы, что будет способствовать их полноценному участию в жизни страны.
Еще одной целью государственной политики является создание условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития и рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных организациях. Деятельность образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (лиц, имеющих нарушения в физическом и (или) психическом развитии, в том числе нарушения слуха (глухих и слабослышащих), нарушения зрения (слепых и слабовидящих), нарушения опорно-двигательного аппарата и другие) на основании рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий, сконцентрирована на контингенте детей, требующих с учетом состояния их здоровья условий, не реализуемых в общеобразовательных организациях. Необходимым условием реализации указанной цели является создание в общеобразовательной организации универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.
В рамках Программы планируется к 2016 году увеличить количество региональных и муниципальных общеобразовательных организаций, отвечающих соответствующим требованиям по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов, с 1,2 до 9 тыс. единиц (20 процентов прогнозируемого общего количества региональных и муниципальных общеобразовательных организаций).
В целях повышения эффективности функционирования государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов предусматривается совершенствование деятельности организаций, которые непосредственно участвуют в установлении инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления и потребности инвалидов в различных видах социальной защиты, включая реабилитацию, профессиональную ориентацию и трудоустройство.
Подпунктами «а» и «е» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» определена необходимость:
повышения к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;
увеличения к 2020 году числа высококвалифицированных работников, с тем чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников;
повышения к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) — до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), — до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
В целях безусловного выполнения этих положений в рамках Программы с 2012 года реализуется мероприятие, направленное на повышение оплаты труда медицинским работникам федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, подведомственных Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, а также осуществляется формирование штатной численности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с учетом необходимости качественного оказания государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы (в соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р).
Подпунктами «а» и «г» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» определена необходимость:
создания и модернизации 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году;
увеличения производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года.
В целях безусловного выполнения этих положений в рамках Программы предоставляются субсидии федеральным государственным унитарным протезно-ортопедическим предприятиям на возмещение убытков, связанных с реализацией протезно-ортопедических изделий и услуг по протезированию по ценам ниже себестоимости. Предоставление указанных субсидий обеспечивает создание условий для увеличения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест на федеральных государственных протезно-ортопедических и специализированных предприятиях, подведомственных Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации.
Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определено, что к полномочиям совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относятся также меры социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Таким образом, основным требованием к государственной политике субъектов Российской Федерации является обеспечение на территории субъектов Российской Федерации реализации мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (здравоохранение, культура, транспорт, информация и связь, образование, социальная защита, спорт и физическая культура, жилой фонд).
Общая характеристика участия субъектов Российской Федерации в реализации Программы
Для обеспечения единообразного унифицированного подхода к реализации комплекса мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утверждена примерная программа субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (далее — программа субъекта Российской Федерации).
Цели и задачи программ субъектов Российской Федерации аналогичны целям и задачам Программы, что дает возможность осуществлять общую оценку процесса формирования безбарьерной среды как по Российской Федерации в целом, так и в разрезе субъектов Российской Федерации, а также выявлять неравномерное формирование условий доступности на территориях субъектов Российской Федерации.
Программы субъектов Российской Федерации проходят экспертизу и отбор на заседаниях Координационного совета по контролю за реализацией государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы, при этом указывается, что значения целевых показателей (индикаторов) программ субъектов Российской Федерации должны соответствовать значениям показателей (индикаторов) Программы с учетом региональной специфики.
На реализацию мероприятий программ субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субсидии. (в ред. Постановления Правительства РФ от 19. 2015 N 146)
Кроме того, субъекты Российской Федерации (муниципальные образования) на условиях софинансирования участвуют в реализации следующих мероприятий:
по линии Министерства образования и науки Российской Федерации «Создание в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе создание универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом»;
по линии Министерства спорта Российской Федерации «Поддержка учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту в субъектах Российской Федерации».
Мероприятия, включаемые в программу субъекта Российской Федерации, оцениваются на основании включенных в нее целевых показателей (индикаторов), которые полностью соответствуют аналогичным показателям (индикаторам) Программы. Также в программу субъекта Российской Федерации могут быть включены дополнительные показатели (индикаторы), предлагаемые субъектом Российской Федерации самостоятельно.
В состав целевых показателей (индикаторов) Программы включены целевые показатели (индикаторы), которые основываются на статистических данных, полученных от субъектов Российской Федерации:
доля субъектов Российской Федерации, имеющих сформированные и обновляемые карты доступности объектов и услуг, в общем количестве субъектов Российской Федерации;
доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, в общем количестве приоритетных объектов;
доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами) в соответствии с федеральным перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов.
Сведения о показателях (индикаторах) Программы приведены в приложении N 1. Сведения о показателях (индикаторах) Программы по федеральным округам приведены в приложении N 2.
Приложение N 1 к государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы
СВЕДЕНИЯ О ПОКАЗАТЕЛЯХ (ИНДИКАТОРАХ) ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» НА 2011 — 2015 ГОДЫ
Номер и наименование показателя (индикатора) 2010 год Значение показателей Единица измерения 2010 год2011 год 2012 год2013 год 2014 год 2015 год Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы 1. Показатель 1 «Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов» процентов 12 14,4 16,8 16,8 30,9 45 2. Показатель 2 «Доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов» -«- 30 31,9 33,7 34,7 44,6 55 3. Показатель 3 «Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов» -«- 30 32,2 36,6 40,8 45,2 49,6 4. Показатель 4 «Доля главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации, оснащенных специальным диагностическим оборудованием, в общем количестве главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации» процентов 10 10 10 15 66 86 5. Показатель 5 «Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов (пилотный проект)» -«- 12 41,7 70 — — — 6. Показатель 6 «Доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (взрослые)» -«- 42,2 42,1 44,4 42,6 43 44 7. Показатель 7 «Доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (взрослые, пилотный проект)» -«- 6,5 12,5 13 — — — 8. Показатель 8 «Доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (дети, пилотный проект)» -«- 6,3 8 9 — — — 9. Показатель 9 «Доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (дети)» процентов 51,7 54,2 53,4 50,9 51 52 Подпрограмма 1 «Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» 10. Показатель 1. 1 «Доля субъектов Российской Федерации, имеющих сформированные и обновляемые карты доступности объектов и услуг, в общем количестве субъектов Российской Федерации» -«- — — 9,6 40 70 90 11. Показатель 1. 2 «Доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций» -«- 2,5 4,6 5,5 6,5 12,8 20 12. Показатель 1. 3 «Доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава» -«- — 4,8 6,5 8,3 10 11,7 13. Показатель 1. 4 «Количество произведенных и транслированных субтитров для субтитрирования телевизионных программ общероссийских обязательных общедоступных каналов» часов 1400 3000 8000 13000 14000 14000 14. Показатель 1. 5 «Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения» процентов 12,7 13 13,4 13,9 14,5 15 15. Показатель 1. 6 «Количество рабочих мест для инвалидов, созданных общественными организациями инвалидов» единиц 4222 189 257 346 434 519 Подпрограмма 2 «Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы» 16. Показатель 2. 1 «Доля учреждений медико-социальной экспертизы, оборудованных с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве этих учреждений» процентов 37 40 41 42 43 44 17. Показатель 2. 2 «Доля решений учреждений медико-социальной экспертизы, обжалованных в судебном порядке, в общем количестве принятых решений по освидетельствованию граждан» -«- 0,07 0,065 0,06 0,055 0,05 0,045 18. Показатель 2. 3 «Доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами) в соответствии с федеральным перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов» -«- 91 93 94 95 96 98 19. Показатель 2. 4 «Рост заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), относительно средней заработной платы в регионе» процентов — — 77,8 86,9 130,7 137 20. Показатель 2. 5 «Рост заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) относительно средней заработной платы в регионе» -«- — — 46,2 53,7 76,2 79,3 21. Показатель 2. 6 «Рост заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) относительно средней заработной платы в регионе» -«- — — 26,6 35 51 52,4 22. Показатель 2. 7 «Количество высокопроизводительных рабочих мест на федеральных государственных унитарных протезно-ортопедических и специализированных предприятиях» единиц — 4167 4353 4487 4584 4708 23. Показатель 2. 8 «Темп роста производительности труда на федеральных государственных унитарных протезно-ортопедических и специализированных предприятиях (по отношению к 2011 году)» процентов — — 21 27 32 36
Приложение N 2 к государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы
СВЕДЕНИЯ О ПОКАЗАТЕЛЯХ (ИНДИКАТОРАХ) ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» НА 2011 — 2015 ГОДЫ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГАМ
Федеральный округ Значения показателей (процентов) 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы Показатель 1 «Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов» Центральный федеральный округ 17 20 22 22 43 53 Северо-Западный федеральный округ 14 15 17 17 33 50 Южный федеральный округ 11 14 17 17 29 44 Приволжский федеральный округ 12 15 18 18 34 45 Уральский федеральный округ 11 12 15 15 25 42 Сибирский федеральный округ 11 13 15 15 28 42 Дальневосточный федеральный округ 11 13 16 16 30 43 Северо-Кавказский федеральный округ 9 13 15 15 25 41 Показатель 4 «Доля главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации, оснащенных специальным диагностическим оборудованием, в общем количестве главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации» Центральный федеральный округ 11 11 11 11 68 89 Северо-Западный федеральный округ — — — 9 73 82 Южный федеральный округ — — — 17 50 83 Приволжский федеральный округ 15 15 15 21 64 86 Уральский федеральный округ 17 17 17 33 67 83 Сибирский федеральный округ 16 16 16 16 69 85 Дальневосточный федеральный округ — — — 11 67 89 Северо-Кавказский федеральный округ 15 15 15 15 57 86 Подпрограмма 1 «Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» Показатель 1. 1 «Доля субъектов Российской Федерации, имеющих сформированные и обновляемые карты доступности объектов и услуг, в общем количестве субъектов Российской Федерации» Центральный федеральный округ — — 5,6 38,9 72,2 88,9 Северо-Западный федеральный округ — — 9,1 45,5 72,7 90,9 Южный федеральный округ — — 16,7 66,7 66,7 83,3 Приволжский федеральный округ — — 7,1 35,7 64,3 92,9 Уральский федеральный округ — — 16,7 50 83,3 100 Сибирский федеральный округ — — 8,3 33,3 75 91,7 Дальневосточный федеральный округ — — 11,1 33,3 66,7 88,9 Северо-Кавказский федеральный округ — — 14,3 42,9 57,1 85,7 Подпрограмма 2 «Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы» Показатель 2. 1 «Доля учреждений медико-социальной экспертизы, оборудованных с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве этих учреждений» Центральный федеральный округ 57 59 60 61 61 61 Северо-Западный федеральный округ 16 20 22 24 28 32 Южный федеральный округ 57 60 61 63 64 65 Приволжский федеральный округ 30 33 33 34 35 36 Уральский федеральный округ 25 28 29 30 31 32 Сибирский федеральный округ 22 25 27 28 29 31 Дальневосточный федеральный округ 17 23 26 28 29 32 Северо-Кавказский федеральный округ 33 35 35 36 37 38 Показатель 2. 3 «Доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами) в соответствии с федеральным перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов» Центральный федеральный округ 91 93 94 95 96 98 Северо-Западный федеральный округ 91 93 94 95 96 98 Южный федеральный округ 91 93 94 95 96 98 Приволжский федеральный округ 91 93 94 95 96 98 Уральский федеральный округ 91 93 94 95 96 98 Сибирский федеральный округ 91 93 94 95 96 98 Дальневосточный федеральный округ 91 93 94 95 96 98 Северо-Кавказский федеральный округ 91 93 94 95 96 98
Приложение N 3 к государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы
ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СЕТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, В КОТОРЫХ СОЗДАНЫ УСЛОВИЯ ДЛЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
Настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по формированию в субъектах Российской Федерации сети общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов (далее соответственно — общеобразовательные организации, субсидии).
Субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, Министерству образования и науки Российской Федерации, на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между Министерством образования и науки Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее — соглашение). Форма соглашения утверждается указанным Министерством.
Критерием отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидии является наличие утвержденной программы (плана) субъекта Российской Федерации, предусматривающей осуществление на территории субъекта Российской Федерации мероприятий, указанных в пункте 1 настоящих Правил (далее — программа субъекта Российской Федерации).
Субсидия предоставляется при соблюдении следующих условий:
а) наличие программы субъекта Российской Федерации, на софинансирование которой осуществляется предоставление субсидии, а также внесение в нее изменений в части уточнения мероприятий программы субъекта Российской Федерации при изменении объемов финансирования и (или) показателей результативности использования субсидии;
б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, на софинансирование которого осуществляется предоставление субсидии.
Соглашение заключается в соответствии с положениями, предусмотренными пунктами 10 и 12 постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации».
Объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансируемого за счет субсидии, утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации исходя из необходимости достижения установленных соглашением значений показателей результативности использования субсидии, но не менее чем в объеме, необходимом для обеспечения установленного для субъекта Российской Федерации уровня софинансирования, определенного в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил.
Размер субсидии, предоставляемой бюджету i-го субъекта Российской Федерации (), определяется по формуле:
— количество общеобразовательных организаций в i-м субъекте Российской Федерации. При этом количество общеобразовательных организаций для i-ro субъекта Российской Федерации, входящего в состав Дальневосточного федерального округа, умножается на коэффициент опережающего развития, равный 1,3. Дробное значение количества общеобразовательных организаций округляется до целого числа;
— уровень расчетной бюджетной обеспеченности i-го субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год, рассчитанный в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации»;
m — количество субъектов Российской Федерации — получателей субсидии;
F — общий размер субсидии, предусмотренной в федеральном бюджете на проведение мероприятий, указанных в пункте 1 настоящих Правил.
Объем средств федерального бюджета на исполнение расходного обязательства i-ro субъекта Российской Федерации за счет субсидии составляет:
а) для i-го субъекта Российской Федерации, у которого доля дотаций из федерального бюджета в течение 2 из 3 последних отчетных финансовых лет превышала 40 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, — не более 95 процентов расходного обязательства субъекта Российской Федерации;
б) для иного i-го субъекта Российской Федерации — не более 70 процентов расходного обязательства субъекта Российской Федерации.
В случае если размер средств, предусмотренных в бюджете i-го субъекта Российской Федерации на финансирование мероприятий, указанных в пункте 1 настоящих Правил, не позволяет обеспечить установленный для i-го субъекта Российской Федерации уровень софинансирования за счет средств федерального бюджета, размер субсидии подлежит сокращению в целях обеспечения соответствующего уровня софинансирования, а высвобождающиеся средства перераспределяются Министерством образования и науки Российской Федерации между бюджетами других субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий в соответствии с настоящими Правилами.
Распределение субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.
Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Перечисление средств субсидии в бюджет субъекта Российской Федерации осуществляется на основании заявки высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о перечислении субсидии, представляемой Министерству образования и науки Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены указанным Министерством.
В заявке указываются необходимый объем средств в пределах предусмотренной субсидии, расходное обязательство, на осуществление которого она предоставляется, и срок возникновения денежного обязательства субъекта Российской Федерации в целях исполнения соответствующего расходного обязательства.
Информация об объемах и о сроках перечисления субсидий учитывается Министерством образования и науки Российской Федерации при формировании прогноза кассовых выплат по расходам федерального бюджета, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения федерального бюджета.
Предоставление субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с графиком, прилагаемым к соглашению. В соответствии с указанным графиком субсидия подлежит перечислению в следующем порядке:
а) 50 процентов годового размера субсидии перечисляется в течение 10 дней со дня заключения соглашения;
б) 50 процентов годового размера субсидии перечисляется не позднее 1 сентября текущего финансового года при условии использования по состоянию на 1 июня текущего финансового года субъектом Российской Федерации субсидии в размере не менее 30 процентов годового размера субсидии.
В случае несоблюдения положений, предусмотренных пунктом 14 настоящих Правил, указанные средства перераспределяются (при наличии потребности) между другими субъектами Российской Федерации, имеющими право на получение субсидии в соответствии с настоящими Правилами, выполнившими условия использования субсидии и обеспечивающими необходимое увеличение размера расходных обязательств субъекта Российской Федерации с учетом уровня софинансирования.
При этом срок использования субсидии в размере не менее 30 процентов годового размера субсидии, предусмотренный пунктом 14 настоящих Правил, может быть продлен Министерством образования и науки Российской Федерации на основании обращения субъекта Российской Федерации, представленного с обоснованиями причин несоблюдения субъектом Российской Федерации положений, предусмотренных пунктом 14 настоящих Правил.
Оценка эффективности расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия, ежегодно осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации исходя из степени достижения субъектом Российской Федерации установленного соглашением значения показателя результативности использования субсидии — доли общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций в субъекте Российской Федерации.
Отчет уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о достижении значения показателя результативности использования субсидии представляется до 20 января очередного финансового года по форме, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют в Министерство образования и науки Российской Федерации ежеквартально, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчеты об осуществлении расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, а также о реализации мероприятий, включенных в программы субъектов Российской Федерации, по формам, утверждаемым указанным Министерством.
В случае если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии не достигнуты значения показателей результативности использования субсидии и в срок до 1-й даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, определяется в соответствии с пунктами 16 — 18 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации».
Основанием для освобождения субъектов Российской Федерации от применения положений, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению обязательств, предусмотренных соглашением.
Возврат и последующее использование средств, перечисленных из бюджетов субъектов Российской Федерации в федеральный бюджет, осуществляются по предложению Министерства образования и науки Российской Федерации в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Министерство образования и науки Российской Федерации направляет в Министерство финансов Российской Федерации сведения о целевом назначении субсидий, об объемах субсидий, о распределении субсидий между субъектами Российской Федерации, значениях показателей результативности использования субсидий (для субъектов Российской Федерации) в целях осуществления Министерством финансов Российской Федерации мониторинга предоставления субсидий, достижения значений показателей результативности использования субсидий субъектами Российской Федерации и ведения реестра субсидий.
В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения субъектом Российской Федерации условий ее предоставления к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение о приостановлении перечисления (сокращении объема) субсидии бюджету субъекта Российской Федерации не принимается в случае, если условия предоставления субсидии не выполнены в силу наступления обстоятельств непреодолимой силы.
В случае отсутствия на 1 июня текущего финансового года соглашения бюджетные ассигнования федерального бюджета на предоставление субсидий, предусмотренные соответствующему субъекту Российской Федерации на текущий финансовый год, подлежат перераспределению (при наличии потребности) между другими субъектами Российской Федерации, имеющими право на получение субсидии и обеспечивающими необходимое увеличение размера расходных обязательств субъекта Российской Федерации с учетом уровня софинансирования.
Решение о перераспределении бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление субсидии бюджету субъекта Российской Федерации не принимается в случае, если соглашение не заключено в силу обстоятельств непреодолимой силы.
Не использованный на 1 января текущего финансового года остаток субсидии подлежит возврату в федеральный бюджет органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за которым в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами закреплены источники доходов бюджета субъекта Российской Федерации по возврату остатков целевых средств, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.
В соответствии с решением Министерства образования и науки Российской Федерации о наличии потребности в не использованном на 1 января текущего финансового года остатке субсидии указанные средства в размере, не превышающем такой остаток, могут использоваться в текущем финансовом году для финансового обеспечения расходов бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующих целям предоставления субсидии.
В случае если неиспользованный остаток субсидии не перечислен в доход федерального бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход федерального бюджета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.
Приложение N 8 к государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы