Постановлением Правительства РФ утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы» (далее — Программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов и религиозных конфессий.

В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации (далее — патриотическое воспитание) и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс нормативно-правовых, организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотического воспитания.

Программа имеет государственный статус, и для ее реализации требуется объединение усилий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Программа является продолжением государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 — 2005 годы», предполагает совместную деятельность государственных структур и общественных организаций (объединений) в решении широкого спектра проблем патриотического воспитания и призвана придать ему дальнейшую динамику. Программа опирается на принципы функционирования демократического государства и гражданского общества, доступна для участия в ней всех органов государственной власти, общественных организаций (объединений), научных и творческих союзов и организаций на основе их собственных инициатив.

Полный текст программы доступен в виде файла doc.

постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 октября 2010 г. № 795

Государственная программа
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»

Государственная программа  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (далее – Программа) является продолжением государственных программ  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы», сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации.

Программа включает комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.

Проведение единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации обеспечивает достижение целей патриотического воспитания путем плановой, непрерывной и согласованной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций.

В стране в основном создана система патриотического воспитания граждан.

В большинстве субъектов Российской Федерации образованы и работают региональные координационные советы и центры патриотического воспитания. Приняты и реализуются долгосрочные ведомственные и региональные программы патриотического воспитания, нормативные правовые акты в области патриотического воспитания, а также созданы условия для организационного, информационного, научного и методического обеспечения патриотического воспитания.

Совершенствуется организация патриотического воспитания. Возросли уровень и эффективность проведения фестивалей художественного творчества, конкурсов, выставок и состязаний. Для проведения мероприятий патриотической направленности используется потенциал центров традиционной народной культуры, театров, библиотек и музеев.

Возобновилось проведение военно-спортивных игр и других мероприятий, направленных на военно-патриотическое воспитание молодежи. Возрождаются традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом формы воспитательной работы. В деятельности органов государственной власти широко внедряются инновации в воспитательной работе. В системе патриотического воспитания граждан возрастает роль трудовых коллективов. Улучшается работа со студенческой молодежью. Молодые люди активно работают в общественных объединениях, деятельность которых направлена на патриотическое воспитание граждан.

Организованы подготовка и переподготовка организаторов и специалистов патриотического воспитания.

В результате проведенной работы уровень патриотического сознания граждан Российской Федерации повышается.

Однако для дальнейшего развития системы патриотического воспитания необходимы совершенствование законодательства Российской Федерации в этой области, модернизация материально-технической базы патриотического воспитания, повышение уровня его организационно-методического обеспечения, повышение уровня профессиональной подготовки организаторов и специалистов патриотического воспитания, развитие системы патриотического воспитания в трудовых коллективах, более активное и широкое привлечение к этой работе средств массовой информации, культуры и более широкое использование возможностей сети Интернет для решения задач патриотического воспитания.

Решение этих и других проблем предполагается осуществить в рамках Программы.

Цель и задачи Программы

Основной целью Программы является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан.

Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:

  • повышение роли государственных и общественных структур в формировании у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания;
  • совершенствование нормативно-правового, методического и информационного обеспечения функционирования системы патриотического воспитания граждан;
  • формирование позитивного отношения общества к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и по призыву;
  • внедрение в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы;
  • повышение профессионализма организаторов и специалистов патриотического воспитания;
  • развитие материально-технической базы патриотического воспитания в образовательных, трудовых, творческих и воинских коллективах и общественных объединениях.

Решение указанных задач предполагается осуществлять путем реализации мероприятий Программы согласно приложению № 1.

III. Механизм реализации Программы

Механизм реализации Программы основывается на дальнейшем совершенствовании форм и методов работы институтов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций по осуществлению государственной политики в области патриотического воспитания граждан, пропаганды патриотизма в средствах массовой информации и консолидации деятельности всех структур гражданского общества.

Организационное сопровождение Программы осуществляет Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации.

Головными исполнителями Программы являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации и Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации, которые осуществляют следующие функции:

  • разрабатывают ведомственные программы патриотического воспитания (с указанием конкретных работ по выполнению Программы, необходимых затрат по каждому мероприятию и источников их финансирования);
  • организуют и проводят конкурсный отбор исполнителей конкретных работ по реализации ведомственных программ патриотического воспитания в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • обеспечивают реализацию ведомственных программ патриотического воспитания.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации – соисполнители мероприятий по реализации Программы разрабатывают свои ведомственные (региональные) программы (планы) патриотического воспитания и организуют их выполнение.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют руководство процессом патриотического воспитания в пределах своих полномочий и объединяют свои усилия для обеспечения эффективного функционирования системы патриотического воспитания в целом.

Ресурсное обеспечение Программы

Общий объем финансирования Программы в 2011–2015 годах составит 777,2 млн. рублей, в том числе 596,75 млн. рублей за счет средств федерального бюджета и 180,45 млн. рублей за счет средств внебюджетных источников, выделяемых из фондов творческих союзов, организаций культуры, спортивных и других организаций, участвующих в патриотическом воспитании, а также средств юридических и физических лиц, поступающих в порядке безвозмездной помощи, шефства и спонсорства.

Читать также:  Государственная программа опережающего развития

Федеральные органы исполнительной власти и организации, указанные первыми в графе  «Исполнитель» приложения № 1 к Программе, являются исполнителями мероприятий по реализации Программы и обеспечивают выполнение этих мероприятий в пределах бюджетных ассигнований согласно указанному приложению.

Ожидаемые результаты реализации Программы

Важнейшим условием эффективности работы по патриотическому воспитанию является постоянный анализ ее состояния на основе обобщенных оценочных показателей согласно приложению № 3.

Эти показатели позволяют определить не только состояние патриотического воспитания в целом, но и отдельные стороны этой работы.

Конечным результатом реализации Программы предполагается положительная динамика роста патриотизма в стране, возрастание социальной и трудовой активности граждан, особенно молодежи, их вклада в развитие основных сфер жизни и деятельности общества и государства, преодоление экстремистских проявлений отдельных групп граждан и других негативных явлений, возрождение духовности, социально-экономическая и политическая стабильность и укрепление национальной безопасности.

  • Приложение №1 «Мероприятия по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»»
  • Приложение №2 «Средства федерального бюджета, направляемые исполнителями мероприятий на реализацию государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»»
  • Приложение №3 «Перечень обобщенных оценочных показателей реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»»

Руководитель
Федеральной архивной службы
В. Козлов

1 ноября 2005 г.

Подпрограмма Федерального архивного агентства по реализации государственной программы
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы»

В соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы» (далее – Программа) (раздел «Механизм реализации Программы») Росархивом, как федеральным органом исполнительной власти, на основе Программы разработана Подпрограмма Федерального архивного агентства по реализации вышеназванной Программы (далее – Подпрограмма Росархива).

Подпрограмма Росархива по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы» является продолжением аналогичной Подпрограммы Росархива на 2001–2005 годы и предполагает совместную деятельность государственных, общественных и архивных учреждений в решении широкого спектра проблем патриотического воспитания.

Основной целью Подпрограммы Росархива является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. Для достижения этой цели Подпрограмма Росархива предусматривает следующие направления деятельности архивных учреждений Российской Федерации:

  • информационное обеспечение мероприятий Программы, предоставление в этих целях архивных документов и ретроспективной информации федеральным органам исполнительной власти, органам власти субъектов Российской Федерации, государственным и общественным организациям;
  • непосредственное участие в работе по подготовке и проведению мероприятий Программы совместно с федеральными органами исполнительной власти, в которых Росархив является соисполнителем;
  • подготовка и проведение Росархивом мероприятий с привлечением других федеральных органов исполнительной власти, включенных в Программу;
  • подготовка и проведение архивными учреждениями Российской Федерации мероприятий по информационному обеспечению в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Подпрограмма Росархива ориентирована на все возрастные категории и социальные слои граждан Российской Федерации.

Общий объем финансирования Подпрограммы Росархива из федерального бюджета составляет 7 млн. 600 тыс. рублей.

Подпрограмма Федерального архивного агентства по реализации государственной программы
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 гг

Наименование мероприятий
Исполнители
Срок исполнения
Объем финансирования (млн. рублей):

всего
средства федерального бюджета
внебюджетные средства

123456
I. Совершенствование работы по патриотическому воспитанию. Работа по патриотическому воспитанию в ходе подготовки к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне

1. Всероссийская научная конференция «Народ и армия в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов»
Росвоенцентр, Минобрнауки России, Минобороны России, МВД России, ФСБ России, Росархив (федеральные архивы), РАН
2009 год
1,5
1,5

2. Всероссийская научно-практическая конференция «Наука, искусство и культура страны в 1941–1945 годах» (с проведением документальной выставки в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941–1945 годов)
Минкультуры России, Роскультура, Росархив (федеральные архивы), Минобороны России, МВД России, ФСБ России, Росвоенцентр, РАН, Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)
2010 год
1,5
1,5

3. Виртуальная историко-документальная выставка в сети Интернет на сайте «Архивы России»
Росархив (РГАКФД, РГВА, ГАРФ, РГАСПИ, РГАВМФ, РГАНТД), Минобороны России
2010 год
0,7
0,7*1

4. Подготовка юбилейной выставки, посвященной 65-летию Великой Победы, в Выставочном зале федеральных государственных архивов*2
Росархив (федеральные архивы), Минобороны России, Минкультуры России, ФСБ России, ФПС России, МИД России
2010 год

0,5 (в рамках
ФЦП «Культура России»
(2006-2010 гг. )

Работа по патриотическому воспитанию в связи с другими памятными датами и событиями истории России

5. Проведение мероприятий, посвященных:5. 70-летию событий на озере Хасан
Минобороны России, Росархив (РГВА, ГАРФ, РГКФД), Минобрнауки России, ФСБ России, РАН, Администрация Приморского края, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
2008 год
1
0,8
0,2

5. 60-летию создания ядерного щита страны
Минпромэнерго России, Росатом, Минобороны России, Роскультура, Росархив (РГАЭ, РГАСПИ, РГАНИ, РГАКФД), Роскосмос, РАН
2009 год
0,3
0,3

5. 300-летию Полтавской битвы
Росархив (РГАДА), Минобороны России, Минобрнауки России, РАН, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
2009 год
0,4
0,4*1

5. 150-летию окончания Крымской войны
Росархив (РГВИА, РГИА, РГАВМФ, ГАРФ), МИД России, Минобороны России, Минобрнауки России, РАН, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
2006 год
0,5
0,4*1
0,1

5. 100-летию создания отечественного подводного флота
Минобороны России, Росархив (РГАВМФ, РГВИА, РГИА), Минобрнауки России, Росатом, РАН
2006 год
0,6
0,5
0,1

5. 80-летию Российской оборонной спортивно-технической организации
Минобороны России, РОСТО (ДОСААФ), Минздравсоцразвития России, Росархив (ГАРФ, РГАКФД)
2007 год
0,25

0,25

5. 150-летию со дня рождения К. Циолковского – основоположника теоретической космонавтики
Роскосмос, Минкультуры России, РАН, Росархив (РГАНТД, РГАКФД, Управление по делам архивов Калужской области)
2007 год
0,4
0,4

5. 100-летию со дня рождения С. Королева, генерального конструктора ракетно-космических систем
Роскосмос, Минпромэнерго России, Росархив (РГАНИ, РГАНТД, РГАСПИ, РГАЭ), Роскультура, Роспечать, РАН, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
2007 год
0,4
0,4

5. 60-летию основания отечественной ракетно-космической промышленности
Роскосмос, Минобороны России, Росархив (РГАНТД, РГАЭ, РГАНИ)
2006 год
0,4
0,4

5. 50-летию запуска первого искусственного спутника Земли и началу космической эры
Роскосмос, Минобороны России, Росархив (РГАНТД, РГАНИ), РАН
2007
0,4
0,4

5. 130-летию образования уголовно-исполнительной системы России
Минюст России, Росархив (ГАРФ, РГИА), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
2009 год
0,7
0,6
0,1

5. 20-й годовщине вывода советских войск из Афганистана
Минобороны России, Росархив (РГАНИ, ГАРФ, РГАКФД), Роспечать, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
2009 год
0,4
0,3
0,1

6. Проведение Всероссийских научно-практических конференций: «Казачество в истории России»
Росвоенцентр, Минобороны России, Минрегион России, Роскультура, Минобрнауки России, Росархив, администрация Краснодарского края
2007 год
1,3
1
0,3

7. Организация передвижных тематических фотовыставок, посвященных историческим победам русской армии, победам советских войск в годы Великой Отечественной войны, боевым традициям армии и флота, современным будням Вооруженных Сил Российской Федерации
Минобороны России, МВД России, ФСБ России, Росархив, Росвоенцентр
2006 год2007 год2008 год2009 год2010 год
0,450,450,450,450,45
0,450,450,450,450,45

Читать также:  Сквозные информационные технологии в государственной программе цифровая экономика

8. Проведение циклов лекций, встреч с общественностью по тематике, связанной с памятными датами
Архивные учреждения Российской Федерации
2006–2010 гг. Проведение экскурсий по архивам с демонстрацией документов военной истории Отечества
Федеральные государственные архивы, архивные учреждения Российской Федерации
2006–2010 гг. Оказание содействия учебным заведениям, в том числе военным, в создании и обновлении экспозиций музеев, школ, училищ
Архивные учреждения Российской Федерации
2006–2010 гг. Проведение в учебных заведениях «Уроков Памяти», «Уроков мужества», уроков, посвященных героическим страницам истории Отечества
Архивные учреждения Российской Федерации
2006–2010 гг. Совершенствование нормативно-правовой базы патриотического воспитания

12. Создание единой информационно-справочной системы (базы данных) о защитниках Отечества, погибших в годы Великой Отечественной войны
Минобороны России, Росархив (РГВА, ГАРФ), МИД России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
2007 год
1,4
1,1
0,3

III. Информационное обеспечение в области патриотического воспитания

13. Информационное пополнение и программно-аппаратная поддержка тематического раздела «Победа» Интернет-сайта «Архивы России»
Росархив, (РГАНТД, РГАКФД), Роскультура, Минобороны России
2006 год2007 год2008 год2009 год2010 год
0,60,60,60,60,6
0,5*10,50,50,50,5
0,10,10,10,10,1

14. Создание кинофильмов:

14. «Русские субмарины» (к 100-летию учреждения подводных лодок как самостоятельного класса кораблей)
Минобороны России, Росархив, (РГАВМФ, РГАКФД), Роскультура
2006 год
1,25
1
0,25

14. «Армия и религия»
Роскультура, Росархив, (РГВИА, РГВА, ГАРФ), Минобороны России
2007 год
1,1
1
0,1

15. Издание серии книг патриотической направленности:

15. «История создания и развития оборонно-промышленного комплекса России и СССР в 1901–1963 годах» (сборник архивных документов в 6 томах)
Тома 3–6
Росархив (РГАЭ, ГАРФ, РГАСПИ, РГАНИ, РГВА), Минобороны России, Росатом
2006 год2007 год2008 год2009 год2010 год
0,60,60,60,60,6
0,5*10,50,50,50,5
0,10,10,10,10,1

15. «Военные училища и кадетские корпуса Русской Императорской армии в Москве. XIX – начало XX века
Росархив (РГВИА), Минобороны России
2008 год
0,5
0,4*1
0,1

15. 3 «Военная история России» в фотографиях» (фотоальбом)
Росархив (РГАКФД), Минобороны России
2009 год
0,8
0,7*1
0,1

16. Подготовка и выпуск аудиокассет и компактдисков с записями патриотических песен, маршей, вошедших в золотой фонд России, видеокассет с записью выступлений военных ансамблей песни и пляски, ведущих хоровых коллективов страны
Минобороны России Росвоенцентр, Росархив, (РГАФД), Роскультура
2008 год
2
1,8
0,2

IV. Деятельность органов государственной власти по использованию государственных символов России в патриотическом воспитании

17. Международная научно-практическая конференция братских славянских народов «Кириллица – от древности до наших дней»
Роскультура, Рособразование, Минрегион России, Минобороны России, ФСБ России, Росархив (РГАДА), Росвоенцентр, Русская православная церковь и другие конфессии
2007 год
1,2
1
0,2

18. Создание на базе государственных музеев, музеев федеральных органов исполнительной власти постоянно действующих выставок и передвижных экспозиций, посвященных истории государственных и военных символов России
Роскультура, Рособразование, Минобороны России, МВД России, ФСБ России, МЧС России, Росархив (федеральные архивы)
2006 год2007 год2008 год2009 год2010 год
0,250,250,250,250,25
0,250,250,250,250,25

*1  Указаны средства, выделенные Росархиву из федерального бюджета на реализацию государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы.

*2  Здесь и далее курсивом выделены мероприятия, включенные в Подпрограмму Росархива в развитие Программы.

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ

11 апреля 2006 г. № 175

Москва

Об утверждении программы Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»

В соответствии с разделом V государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422, приказываю:

1. Утвердить прилагаемую программу Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (далее — Программа). Возложить координацию деятельности по реализации Программы на Департамент внешних связей (А. Вульф). Финансирование мероприятий по реализации Программы осуществлять в пределах средств, выделяемых Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Д. Амунца. Министр А. Соколов
Утверждена
приказом Министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
от 11. 2006 г. № 175

Программа
Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы»

I. Введение
Программа Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 -2010 годы» (далее — Программа) разработана в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 422. Программа представляет собой комплекс организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотического воспитания. Программа имеет ведомственный статус, для ее реализации требуется объединение усилий Минкультуры России и других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Программа опирается на принципы функционирования демократического государства и гражданского общества, доступна для участия в ней всех органов государственной власти, общественных объединений, научных и творческих союзов и организаций на основе их собственных инициатив. Содержание проблемы и необходимость продолжения ее решения программными методами

Основные задачи патриотического воспитания в нашей стране в последние годы решались в ходе реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», основной целью которой было создание системы патриотического воспитания. В настоящее время такая система в своей основе сложилась. Сформированы федеральные структуры, осуществляющие координацию деятельности органов государственной власти различных уровней, научных и образовательных учреждений, общественных объединений, включая творческие союзы и религиозные организации, по решению проблем патриотического воспитания на основе единой государственной политики. В большинстве субъектов Российской Федерации созданы и работают региональные межведомственные координационные советы и центры патриотического воспитания. Приняты Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, ведомственные и региональные программы патриотического воспитания. Проводимая органами исполнительной власти и общественными объединениями работа способствовала позитивным изменениям в общей тональности освещения проблем патриотического воспитания средствами массовой информации. Органы исполнительной власти оказывают активную поддержку общественным объединениям в их работе по патриотическому воспитанию. В патриотическом воспитании полнее учитывается фактор многонационального состава Российской Федерации и связанное с ним многообразие национально-этнических культур. Растет понимание того, что многонациональность нашей страны, разнообразие национальных культур и их взаимное проникновение способствуют материальному и духовному прогрессу общества. Вместе с тем для эффективного функционирования системы патриотического воспитания необходимо решение комплекса проблем, связанных с методическим обеспечением, дальнейшим развитием и использованием форм театральной и музейной педагогики, информационным сопровождением указанного направления деятельности. Сохраняют актуальность вопросы подготовки и переподготовки специалистов в области патриотического воспитания. Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем патриотического воспитания программными методами, и об актуальности этой работы. III. Цель и задачи программы
Основной целью программы является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
продолжить создание системы патриотического воспитания;
продолжить совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы патриотического воспитания;
шире привлекать к участию в патриотическом воспитании научные учреждения, общественные объединения, трудовые коллективы, отдельных граждан;
проводить научно обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России. Решение указанных задач будет осуществляться путем реализации программных мероприятий согласно приложению № 1. Основные направления реализации программы
Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех категорий граждан Российской Федерации. Однако приоритетным направлением программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения — детей и молодежи. Совершенствование процесса патриотического воспитания
Определение приоритетных направлений работы по патриотическому воспитанию на современном этапе;
обогащение содержания патриотического воспитания;
развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
воспитание гордости за Российское государство, его свершения;
воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;
повышение качества функционирования как отдельных элементов системы патриотического воспитания, так и всей системы в целом;
повышение эффективности работы по патриотическому воспитанию путем нормативно-правового регулирования процессов, протекающих в системе патриотического воспитания. Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания
Системой мер по развитию научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания предусматривается:
продолжение исследований в сфере патриотического воспитания и использование их результатов в практической деятельности;
изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы. Координация деятельности общественных объединений в интересах патриотического воспитания
Системой мер по координации деятельности общественных объединений в интересах патриотического воспитания предусматривается:
создание условий для участия общественных объединений включая творческие союзы, в работе по патриотическому воспитанию;
активизация участия учреждений культуры, общественных объединений, представителей творческой интеллигенции в военно-шефской работе, направленной на приобщение военнослужащих к богатствам российской и мировой культуры;
развитие активных форм общественного воспитательного воздействия на формирование патриотического сознания граждан Российской Федерации. Информационное обеспечение в области патриотического воспитания
Системой мер по информационному обеспечению в области патриотического воспитания предусматривается:
создание условий для более широкого участия средств массовой информации в пропаганде патриотизма, формирование государственного заказа на производство продукции патриотической направленности организациями культуры, искусства и средствами массовой информации;
противодействие попыткам дискредитации, девальвации патриотической идеи в средствах массовой информации, произведениях литературы и искусства;
поддержка и содействие расширению патриотической тематики в телевизионных программах, изданиях периодической печати, произведениях литературы и искусства;
содействие развитию творческого потенциала журналистов, писателей, кинематографистов в области патриотического воспитания;
обеспечение работникам средств массовой информации доступа к информационным ресурсам архивов, музеев, библиотек для подготовки материалов по патриотическому воспитанию. Механизм реализации программы
Головным исполнителем программы является Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, которое осуществляет следующие функции:
организует и проводит конкурсный отбор исполнителей конкретных работ по реализации программы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
обеспечивает реализацию программы;
осуществляет руководство процессом патриотического воспитания в пределах своих полномочий. Ресурсное обеспечение программы
Ориентировочно общий объем финансирования программы в 2006 — 2010 годах составит млн. рублей, в том числе 25,65
млн. рублей за счет средств федерального бюджета, млн. рублей за счет средств внебюджетных источников, выделяемых из фондов творческих союзов, организаций культуры. Средства федерального бюджета на реализацию программы выделяются федеральным органам исполнительной власти и организациям согласно приложению № 2. Ежегодные объемы финансирования мероприятий программы за счет средств федерального бюджета уточняются по результатам рассмотрения бюджетных заявок Минкультуры России в установленном порядке. Финансирование расходов Минкультуры России, связанное с реализацией мероприятий Программы, осуществляется в пределах средств, выделяемых на текущую деятельность, и предусматривается в их сметах. VII. Оценка эффективности реализации программы
Оценка эффективности реализации программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей (индикаторов) согласно приложению № 3, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания. Результативность реализации программы измеряется степенью готовности и стремлением граждан Российской Федерации к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, и отражается в докладах о результатах и основных направлениях деятельности Минкультуры России. Конечным результатом реализации программы должны стать положительная динамика роста патриотизма и интернационализма в стране, обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного подъема в обществе. Приложение №3 к Программе Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»

Читать также:  Государственная программа спорт нижегородская область

ПЕРЕЧЕНЬ
обобщенных оценочных показателей (индикаторов) программы Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы»

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов). Они представлены нравственно-духовными и количественными параметрами. Нравственно-духовные параметры:
повышение толерантности, снижение степени идеологического противостояния в обществе;
упрочение единства и дружбы народов Российской Федерации;
обеспечение заинтересованности граждан в развитии национальной экономики, снижении социальной напряженности в обществе;
проявление мировоззренческих установок на готовность граждан к защите Отечества;
уровень реализации творческого потенциала журналистов, писателей, кинематографистов в области патриотического воспитания. Количественные параметры — это количество:
проведенных научно-исследовательских работ по проблемам патриотического воспитания, а также степень их внедрения в теорию и практику патриотического воспитания;
действующих патриотических объединений, клубов, центров, в том числе детских и молодежных;
граждан, регулярно участвующих в работе патриотических объединений, клубов, центров;
историко-патриотических музеев, школьных музеев, музеев предприятий, учреждений;
проведенных выставок патриотической направленности;
проведенных фестивалей и конкурсов по патриотической тематике;
изданных книг патриотической направленности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *