Инна Смирнова
Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»
преподавательский стаж — 15 лет
Задать вопрос автору статьи
Оценка эффективности государственных программ – это специальная контрольная деятельность должностных лиц и органов государственного управления, направленная на установление качественных и количественных показателей соответствия полезных социально-экономических итогов реализации государственной программы ее целевым параметрам.
Государственные социальные программы в регионах – это специальные инструменты реализации внутренней политики государства на уровне региональных территорий в экономической, образовательной, культурной, медицинской и иных социальных сферах, предполагающие разработку и реализацию комплекса мероприятий, увязанных с конкретными сроками их реализации, ответственными за их исполнение субъектами и с конкретным перечнем и объемом ресурсов.
Основные направления повышения эффективности принятия государственных решений на основе оценки эффективности государственных программ
Реализуемые сегодня государственные программы можно условно разделить на следующие типы:
При этом для того, чтобы повысить эффективность управленческих решений и эффективность программы необходимо все программы оценивать с точки зрения инвестиций. Это позволят оптимизировать затраты и достичь наиболее высоких результатов. В частности, требуется оценка государственных программ с разных точек зрения, в том числе с экономической, социальной, организационной, экологической и пр.
Кроме того, необходимо привлекать к процессам оценки эффективности управленческих решений, эффективности государственных программ не только ответственных субъектов, но и осуществлять вневедомственный контроль за счет привлечения сторонних экспертных организаций.
Также важнейшее значение имеет общественный контроль, который, в частности, может быть реализован посредством организации социологических исследований.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Минфином России утверждены Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
НОВАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСПРОГРАММАМИ
За десятилетие работы с госпрограммами накопились системные недостатки их реализации:- слабая взаимосвязь системы целеполагания госпрограмм со стратегическими приоритетами развития страны (вкл. национальные цели развития);- сохранение «бумажного» формата госпрограмм и излишняя трудоемкость процедур их формирования и корректировки (единый нормативный акт Правительства);- отсутствие управленческой и финансовой гибкости.
Постановлением Правительства N 786 определена новая система управления госпрограммами, призванная (в том числе с учетом опыта реализации нацпроектов), повысить эффективность госпрограмм как ключевого инструмента реализации государственной политики.
— Система целеполагания госпрограммы формируется исходя из необходимости достижения национальных целей развития и их целевых показателей, связь с которыми устанавливается в паспорте госпрограммы. Достижение показателей госпрограммы обеспечивается реализацией ее структурных элементов (федеральные проекты, ведомственные проекты и комплексы процессных мероприятий), в паспортах которых помимо показателей, детализирующих показатели госпрограммы, устанавливаются конкретные измеримые непосредственные результаты реализации мероприятий.
— Структурные элементы госпрограммы формируются исходя из характера реализуемых мероприятий (проектные или процессные), а полномочия по управлению госпрограммой разделены в зависимости от масштаба принимаемых решений: стратегические приоритеты госпрограммы утверждаются нормативным актом Правительства РФ; паспорт госпрограммы утверждается протокольным решением Правительства РФ и в дальнейшем корректируется управляющим советом госпрограммы, возглавляемым заместителем Председателя Правительства РФ; паспорта федеральных проектов подлежат утверждению управляющим советом; паспорта ведомственных проектов и комплексов процессных мероприятий — непосредственно федеральным органом исполнительной власти.
— Формирование, представление, согласование (одобрение) и утверждение документов и материалов, необходимых для реализации госпрограмм, осуществляется в электронном виде в ГИИС «Электронный бюджет».
— Правительством РФ подготовлен проект поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предусматривающих возможность перераспределения бюджетных ассигнований на реализацию госпрограмм в ходе исполнения бюджета в строго ограниченных объемах (не более 10% общего объема бюджетных ассигнований на реализацию госпрограммы) и только по согласованию со специальной парламентской комиссией.
Обновленные версии паспортов госпрограмм, вступающих в силу с 2022 года, утверждены Правительством и предоставляются в Государственную Думу вместе с проектом федерального бюджета.
В 2020 — 2021 годах также продолжалась работа по совершенствованию системы управления нацпроектами. Основными направлениями стала оптимизация процедур оперативного управления нацпроектами, повышение качества исполнения и мониторинга их реализации:
— В части совершенствования управления нацпроектами:
— регламентированы сроки согласования и процедура урегулирования разногласий при корректировке параметров/паспортов нацпроектов;
— кураторы и проектные комитеты наделены полномочиями по внесению изменений по реализуемым в рамках нацпроектов объектам ФАИП;
— процедуры распределения МБТ синхронизированы с уточнением паспортов проектов.
— В части повышения ритмичности кассового исполнения расходов:
— установлены предельные сроки распределения зарезервированных бюджетных ассигнований на реализацию нацпроектов (до 1 июня текущего финансового года);
— ограничены сроки заключения соглашений о предоставлении иных МБТ (до 1 января очередного финансового года) и субсидий юридическим лицам (до 1 июля очередного финансового года).
— В части эффективности мониторинга реализации нацпроектов:
— внедрены рабочие планы, предусматривающие детализацию агрегированных результатов до конкретных объектов и исполнителей конечных контрактов;
— обеспечена прослеживаемость фактического кассового исполнения в рамках реализуемых БУ/АУ мероприятий нацпроектов;
— обеспечено формирование отчетов о ходе реализации региональных проектов в единой информационной системе (с верификацией тер. органами ФК).
Публичное управление в России сегодня перестраивается по принципу повышения эффективности. Это предполагает, что решение социальных задач за счет бюджетных ресурсов должно осуществляться наиболее эффективно и приводить к максимально полезным социальным результатам.
Сдай на права покаучишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Получить скидку 4 500 ₽
При этом в связи с дифференциацией социально-экономического состояния региональных территорий в составе России большое значение приобретает эффективность расходования бюджетных ресурсов для обеспечения социальных обязательств на уровне регионов.
Сегодня наиболее востребованным инструментом оптимизации государственного управления является финансирование социальных обязательств государством посредством разработки и реализации специальных программ.
Государственные программы, используемые, в том числе для развития региональных территорий, предполагает увязку стратегических целей социально-экономического развития и бюджетного планирования, то есть достижение социально полезных целей увязывается с реализацией системы мероприятий, обеспеченных установленным объемом ресурсов, за расходование которых в установленные сроки отвечают уполномоченных субъекты.
Проблемные реализации государственных социальных программ на уровне регионов
К числу проблемных аспектов разработки и реализации социальных программ в стране можно отнести следующие общегосударственные проблемы:
«Разработка путей повышения эффективности государственных социальных программ на уровне регионов» 👇
В качестве особых проблем реализации социальных программ на региональном уровне можно выделить следующие:
Методика оценки эффективности государственных программ
«Повышение эффективности принятия государственных решений на основе оценки эффективности государственных программ» 👇
Современная правовая методологическая основа оценки эффективности государственных программ и применяемые методики оценки эффективности таких программ утверждены федеральными органами публичного управления, то есть ответственными исполнителями таких программ.
В самом общем виде методология оценки эффективности государственных программ может быть определена через следующие характеристики:
Оценка эффективности программы по указанным характеристикам предполагает установление следующих параметров:
Оценка уровня осуществления мероприятий, которые предусматривались программой, производится посредством сопоставления общего числа запланированных мероприятий к числу проведенных мероприятий.
Оценка уровня соответствия произведенных затрат запланированным затратам и, как следствие, оценка эффективности расходования бюджетных ресурсов предполагает сопоставление объема запланированных затрат для каждой программы, подпрограммы с теми затратами, которые предполагалось осуществить для реализации программы или подпрограммы.
Достижение запланированных параметров программы и подпрограммы устанавливается посредством сопоставление достигнутых параметров запланированным.
Такая оценка реализуется в два этапа:
Таким образом, должностные лица и органы публичного управления аккумулируют значительный объем информационных ресурсов в отношении эффективности разрабатываемых и утверждаемых управленческих решений и, соответственно, эффективности реализуемых подпрограмм и программ. Это позволяет корректировать действующие программы, а при разработке новых программ использовать те решения, которые уже подтвердили свою эффективность на практике на конкретной территории, в конкретной сфере публичного управления или на уровне государства в целом.
Приоритетные направления повышения эффективности реализации государственных социальных программ на уровне регионов
Прежде всего, необходимо отметить, что требуется совершенствование правового и методологического обеспечения программного управления, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.
Ключевое же значение для эффективного обеспечения социального развития региональных территорий имеют два основных направления оптимизации управленческих процессов:
Так, в практике зарубежных стран для финансирования государственных целевых программ нередко привлекаются частные источники, поскольку программное развитие выступает эффективным инструментом размещения капитала, то есть является инвестиционно привлекательным проектом.
Для этого, прежде всего, на региональных территориях должна быть выстроена соответствующая инфраструктура – созданы налоговые, административные, логистические и иные условия для размещения инвестиций и совместного решения государством и частными субъектами задач социально-экономического развития территории.
При этом эффективное социально-экономическое развитие можно обеспечить там, где не только наличествует необходимый для развития объем бюджетных и привлеченных частных финансовых ресурсов, но там, где над расходованием бюджетных средств осуществляется эффективный общественный контроль. Такой контроль будет возможен, когда параметры оценки реализации мероприятий и программы в целом будут понятно и доступно отражать позитивные социальные изменения в соответствующих сферах публичного управления.
Сегодня отечественная российская практика уже имеет примеры эффективной реализации региональных программ, позволяющих обеспечить решение социальных функций и задач в отдельных сферах, задача государства – распространить эту практику на все уровни публичного управления, на все региональные территории.
Зависимость эффективности принятия государственных решений от оценки эффективности государственных программ
Государственные решения как механизмы публичного управления фактически включают в себя два основных этапа:
Если на первой стадии важно обеспечить качество государственного решения, то есть соответствие выбранного варианта разрешения проблемы состоянию управляемого объекта и тем целям и задачам, которые ставит перед собой субъект управления, то на второй стадии, то есть на стадии реализации, важно обеспечить эффективность государственного решения, а именно оптимальное соотношение перечня и объема используемых ресурсов с социально полезным эффектом от реализации решения.
Сегодня в качестве основных технологий обеспечения управленческих решений выступают стратегии, программы, планы развития, которые позволяют увязать аккумулированные государствам, отдельной территорией, специальной сферой публичного управления ресурсы с социально и экономически значимыми целями и задачами развития с утвержденными сроками их достижения и ответственными за такое достижение субъектами.
Очевидно, что от качества управленческого решения, эффективности его реализации напрямую зависит эффективность реализации стратегии, программы, плана конкретного мероприятия, однако важна и обратная связь. Так, оценка эффективности реализации программы, отдельных ее этапов позволяет установить эффективность управленческих решений, принятых во время разработки и реализации программы.
Таким образом, оценка эффективности государственных программ позволяет выявить наиболее эффективные государственные решения и использовать их в последующей управленческой деятельности.