Цели Программы
- развитие интеллектуального потенциала нации;
- научно-техническое и интеллектуальное обеспечение структурных изменений в экономике;
- эффективная организация и технологическое обновление научной, научно-технической и инновационной (высокотехнологичной) деятельности.
Цели национального проекта РФ «Образование»
- Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
- Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.
Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление №377 от 29 марта 2019 года об утверждении Госпрограммы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».
Срок реализации программы 2019–2030 гг. Программа принята взамен госпрограммы «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 годы, утвержденной постановлением Правительства № 301 от 15 апреля 2014 года.
Главными целями программы определены:
Госпрограмма учитывает цели и целевые показатели национальных проектов «Наука», «Образование» и «Цифровая экономика».
Госпрограмма включает в себя пять подпрограмм:
- «Развитие национального интеллектуального капитала»
- «Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского высшего образования»
- «Фундаментальные научные исследования для долгосрочного развития и обеспечения конкурентоспособности общества и государства»
- «Формирование и реализация комплексных научно-технических программ по приоритетам Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, а также научное, технологическое и инновационное развитие по широкому спектру направлений»
- «Инфраструктура научной, научно-технической и инновационной деятельности»
Помимо этого, в госпрограмму входит Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы».
Распределение средств из федерального бюджета на реализацию госпрограммы выглядит следующим образом:
- в 2019 году – 688,3 млрд рублей,
- в 2020 году – 740,7 млрд рублей,
- в 2021 году – 795,9 млрд рублей
К 2030 году объём ассигнований федерального бюджета на реализацию госпрограммы будет доведен до 1 трлн рублей в год. Систему индикаторов и показателей госпрограммы определили как:
- место России в международном рейтинге конкурентоспособности талантов
- места российских университетов в топ-500 глобальных рейтингов университетов
- место по удельному весу в общем числе статей в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития
- внутренние затраты на научные исследования и разработки за счёт всех источников
- количество крупных международных проектов класса «мегасайенс», реализуемых в России
- количество функционирующих научных и научно-образовательных центров мирового уровня.
Постановлением Правительства РФ от 31. 2021 № 518 паспорт государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», который был утверждён в конце марта 2019 года, изложен в новой редакции.
Новая версия теперь и у подпрограммы «Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского высшего образования».
Уточняется, что система мониторинга трудоустройства выпускников вузов, учитывающая удовлетворённость работодателей качеством подготовки выпускников, будет внедрена к 2022 году.
В прежней редакции программы была обозначена цель по формированию и устойчивому функционированию сети из не менее чем тридцати университетов-лидеров, входящих в глобальные рейтинги и реализующих прорывные научно-исследовательские, а также опытно-конструкторские работы и образовательные программы, востребованные на глобальном рынке. В новой версии этого нет, но появилась цель сформировать группу из не менее чем ста университетов — национальных лидеров для формирования научного, технологического и кадрового обеспечения экономики и социальной сферы, повышения глобальной конкурентоспособности системы высшего образования и содействия региональному развитию.
- по удельному весу в общем числе статей в изданиях, индексируемых в международных базах данных;
- по удельному весу в общем числе заявок на выдачу патента на изобретение в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации.
Также к 2030 году мы должны достигнуть десятого места по объёму научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в секторе высшего образования и попасть в десятку ведущих стран мира по объёму научных исследований и разработок, в том числе за счёт создания эффективной системы высшего образования.
Планы по устойчивому присутствию российских университетов в глобальных институциональных и предметных (отраслевых) рейтингах сохранены.
Также программа нацелена на привлекательность карьеры в сфере науки и высшего образования и увеличение доли сотрудников в возрасте до 39 лет в общей численности профессорско-преподавательского состава: в 2021 году доля должна составить 29%, в 2022 — 30%, а к 2030 году — 35%.
Зампред правительства Дмитрий Чернышенко заявил, что президиум Совета при президенте по науке и образованию под председательством Дмитрия Медведева одобрил представленную программу научно-технологического развития.
Постановление от 29 марта 2019 года №377. Госпрограмма разработана с учётом целевых показателей национальных проектов «Наука», «Образование» и «Цифровая экономика». Госпрограммой предусмотрена консолидация ассигнований федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения, предусмотренные в других государственных программах.
Подписанным постановлением утверждена новая государственная программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» (далее – госпрограмма). Госпрограмма будет реализовываться в 2019–2030 годах. Реализация государственной программы «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 годы (утверждена постановлением Правительства от 15 апреля 2014 года №301) досрочно прекращается.
Госпрограмма разработана с учётом целей и целевых показателей национальных проектов «Наука», «Образование» и «Цифровая экономика».
В госпрограмму включены пять подпрограмм: «Развитие национального интеллектуального капитала», «Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского высшего образования», «Фундаментальные научные исследования для долгосрочного развития и обеспечения конкурентоспособности общества и государства», «Формирование и реализация комплексных научно-технических программ по приоритетам Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, а также научное, технологическое и инновационное развитие по широкому спектру направлений», «Инфраструктура научной, научно-технической и инновационной деятельности». Также в госпрограмму входит ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы», одна ведомственная целевая программа, федеральные и ведомственные проекты.
В систему индикаторов и показателей госпрограммы включены индикаторы, характеризующие в том числе место России в международном рейтинге конкурентоспособности талантов, места российских университетов в топ-500 глобальных рейтингов университетов, место по удельному весу в общем числе статей в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития, внутренние затраты на научные исследования и разработки за счёт всех источников, количество крупных международных проектов класса «мегасайенс», реализуемых в России, количество функционирующих научных и научно-образовательных центров мирового уровня.
Ассигнования из федерального бюджета на реализацию госпрограммы планируются в объёме: в 2019 году – 688,3 млрд рублей, в 2020 году – 740,7 млрд рублей, в 2021 году – 795,9 млрд рублей. К 2030 году объём ассигнований федерального бюджета на реализацию госпрограммы планируется довести до более чем 1 трлн рублей в год. В госпрограмме реализована аналитическая консолидация ассигнований федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения, предусмотренные в других государственных программах. Минобрнауки России поручено начиная с 2020 года осуществить консолидацию расходов на финансовое обеспечение фундаментальных и прикладных научных исследований, предусмотренных в других государственных программах.
- Место Российской Федерации по численности исследователей в эквиваленте полной занятости среди ведущих стран мира (по данным Организации экономического сотрудничества и развития)
- Количество российских университетов, входящих в мировые рейтинги университетов
- Место Российской Федерации по удельному весу в общем числе статей в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития, в изданиях, индексируемых в международных базах данных
- Место Российской Федерации по удельному весу в общем числе заявок на получение патента на изобретение, поданных в мире по областям, определяемым приоритетами научно-технологического развития
- Объем привлеченного внебюджетного финансирования на реализацию проектов в целях реализации планов мероприятий («дорожных карт») Национальной технологической инициативы в соотношении с объемом средств федерального бюджета, использованных на реализацию таких проектов
- Техническая вооруженность сектора исследований и разработок (балансовая стоимость машин и оборудования в расчете на одного исследователя)
- Внутренние затраты на исследования и разработки за счет всех источников в текущих ценах, в процентах от валового внутреннего продукта
- Доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности российских исследователей
- Численность исследователей в возрасте до 39 лет (включительно), имеющих ученую степень кандидата наук
- Количество грантов для поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых
- Количество российских университетов, входящих не менее 2 лет подряд в топ-100 глобальных рейтингов университетов
- Количество выпускников, прошедших обучение по основным образовательным программам среднего профессионального (программам подготовки специалистов среднего звена) и высшего образования (программам бакалавриата, специалитета, магистратуры), заключивших договоры о целевом обучении с организациями оборонно-промышленного комплекса
- Количество иностранных граждан, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования
- Доля доходов образовательных организаций от реализации дополнительных образовательных программ и программ профессионального обучения в общем объеме доходов от образовательной деятельности
- Доля организаций высшего образования, обеспечивающих условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, в общем числе организаций
- Количество подготовленных специалистов по образовательным программам в области информационной безопасности с использованием в образовательном процессе отечественных высокотехнологичных комплексов и средств защиты информации
- Численность российских и зарубежных ученых, работающих в российских организациях и имеющих статьи в научных изданиях первого и второго квартилей, индексируемых в международных базах данных
- Удельный вес бюджетных расходов на фундаментальные исследования в валовом внутреннем продукте
- Количество патентов (изобретения, полезные модели, промышленные образцы), в отношении которых зарегистрированы распоряжения исключительным правом по договору
- Отношение внебюджетных средств и бюджетных ассигнований в составе внутренних затрат на исследования и разработки
- Доля статей в соавторстве с иностранными учеными в общем числе публикаций российских авторов, индексируемых в международных системах научного цитирования
- Общий объем товаров (выполненных работ, оказанных услуг), произведенных научно-производственными комплексами наукоградов Российской Федерации, в общем объеме произведенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по наукоградам, за исключением организаций, образующих инфраструктуру наукограда, в среднем по всем наукоградам Российской Федерации
- Прирост количества патентов на изобретения с участием организаций — участников научно-образовательных центров, а также центров компетенций Национальной технологической инициативы в рамках реализации проектов (по отношению к базовому значению)
- Количество функционирующих научных центров мирового уровня
- Количество созданных и функционирующих научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики
- Количество крупных проектов класса «мегасайенс», реализуемых на территории Российской Федерации (нарастающим итогом)
- Степень обеспечения уплаты взносов Российской Федерации в международные научные организации
- Количество баз данных, подписка на которые обеспечивается за счет средств федерального бюджета
- Коэффициент загрузки центров коллективного пользования научным оборудованием
- Количество переданных в Национальную электронную библиотеку документов и сведений из интегрированных ресурсов библиотек, архивов, иных организаций, в том числе осуществляющих функции государственных депозитариев
- Доля научных публикаций российских исследователей, индексируемых в международных системах научного цитирования, размещенных через национальные журналы (системы)
- Количество созданных центров компетенций Национальной технологической инициативы (нарастающим итогом)
- Число участников Национальной технологической инициативы, реализующих проекты, обеспечивающие преобразование фундаментальных знаний, поисковых научных исследований и прикладных научных исследований в продукты и услуги, способствующие достижению лидерства российских компаний на перспективных рынках в рамках как имеющихся, так и возникающих (в том числе и после 2030 года) приоритетов (накопленным итогом)
- Количество заключенных организациями, структурным подразделением которых является центр Национальной технологической инициативы, лицензионных соглашений на передачу права использования и (или) отчуждения права на результаты интеллектуальной деятельности, созданных центром Национальной технологической инициативы и (или) находящихся под его управлением
- Число публикаций по результатам исследований и разработок в ведущих научных журналах (ФЦП)
- Число патентных заявок, поданных по результатам исследований и разработок (ФЦП)
- Средний возраст исследователей- участников Программы (ФЦП)
- Доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей — участников Программы (ФЦП)
- Количество новых рабочих мест (ФЦП)
- Объем привлеченных внебюджетных средств (ФЦП)
- Дополнительный объем внутренних затрат на исследования и разработки, в том числе за счет средств внебюджетных источников (ФЦП)
Государственная программа
научно-технологического
развития 2019-2030
реализует единую государственную научно-техническую политику и объединяет все расходы на научные
исследования и разработки гражданского назначения, тем самым повышая управляемость и эффективность
научной деятельностиОтветственный исполнитель программы
Новости, календарь событий: мероприятия, публикации
Изобретения в России и в мире
Российская система сможет отслеживать внешние атаки на РунетИнженеры из Самарского университета разработали оригинальную систему
мониторинга качества передачи данных в интернете — NetTestBox
В США заработают дроны для доставки лекарств малоподвижным пациентамАвтономные дроны компании Zipline, доставляющие лекарства пациентам, у
которых нет возможность передвигаться на большие расстояния, заработают в США
В Роспатенте рассказали, какие лекарства чаще всего изобретают в РоссииС января по 19 мая российские разработчики подали 163 заявки на изобретения в
области фармацевтики
Выявлять поддельные сертификаты о вакцинации против COVID-19 поможет ИИспециалисты международного Института инженерии и технологий (Institute of
Engineering and Technology, IET) опубликовали исследование, посвященное выявлению поддельных
сертификатов о вакцинации против COVID-19Цели ГП НТР
Развитие интеллектуального потенциала нации
Эффективная организация
и технологическое обновление научной,
научно-технической
и инновационной (высокотехнологичной)
деятельности
Научно-техническое
и интеллектуальное
обеспечение структурных изменений в экономике
Задачи государственного управления в сфере исследований и разработок гражданского
назначения, которые решает ГП НТРусловий развития талантов и модернизация системы высшего образования, повышение
конкурентоспособности и экспортного потенциала высшего образования, обеспечение интеграции
в международное научное пространствов том числе финансовая, исследовательских инициатив, создание эффективной системы трансфера
и оборота прав на результаты исследований и разработокинфраструктурных проектов класса «мегасайенс» с целью создания условия реализации научного,
научно-технического и инновационного потенциаласоздание условий для безбарьерного развития с многосторонним финансированием и
инвестированием в научно-технические проекты, включая государственно-частное партнерство
Направления работыФундаментальные исследования и научное лидерствоформирование передовой модели научных исследований
Кадры и человеческий капиталВыявление и развитие талантливой молодежи в области науки, технологий, инноваций
Взаимодействие и кооперацияФормирование системы взаимодействия и кооперации в области науки государства,
бизнеса, университетов
Новые
технологииПереход к передовым цифровым и интеллектуальным производственным технологиям,
новым материалам, создание систем обработки больших объемов данных, внедрение искусственного
интеллекта
Инфраструктура и средаСоздание условий для проведений исследований и разработок
Переход к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и
технологиям здоровьесбережения
Переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству
Переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, формирование
новых источников, способов генерации, транспортировки и хранения энергии
Создание интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, с
дальнейшим освоением космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и
Антарктикиым, социокультурным угрозам и источникам
опасности для общества, экономики и государства
Показатели роста и прогресса в российской научной и технологической
отраслиДоля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем
продукте Российская Федерация
Финансирование внутренних затрат на исследования и разработки в Российской
Федерации
Отношение объема средств из внебюджетных источников к объему бюджетных средств,
направленных на осуществление научной, научно-технической деятельности
Численность исследователей в возрасте до 29 лет в общей численности
исследователей
Место России в мире по числу публикаций
Рост числа публикаций российских авторов, индексируемых в международной базе
научного цитирования
Ассигнования из федерального бюджетана реализацию госпрограммы
Объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программыВ состав программы вошли 12
важнейших направлений научного, технического и социально-экономического развития Российской
Федерациив период с 2022-2024 г. в период за 2022 г. Плановые значения показателей
государственной программы на 2022 годна техническую вооруженность сектора исследований и разработок (балансовая
стоимость машин и оборудования в расчете на одного исследователя)бесплатных мест в высших учебных заведениях (не менее 50% выпускников школ,
завершивших обучение по программам среднего общего образования, обеспечены бюджетными
местами для очного обучения в образовательных организациях высшего образования) с учетом
приоритетного направления бюджетных мест в регионы (за исключением г. Москвы и
Санкт-Петербурга)студентов обучающихся по образовательным программам высшего образования с
правом получения на бесплатной основе дополнительной квалификациисоотношение экспорта и импорта технологий и услуг технологического характера
(включая права на результаты интеллектуальной деятельности)трудоустроенных выпускников образовательных организаций высшего образованияотношение внебюджетных средств и бюджетных ассигнований в составе внутренних
затрат на исследования и разработкиисследователей в возрасте до 39 лет в общей численности российских
исследователейпрофессорско-преподавательского состава в возрасте до 39 лет в общей
численности профессорско-преподавательского составана внутренние затраты на исследования и разработки за счет всех источников в
текущих ценах, в процентах от валового внутреннего продуктазавершенных морских экспедиций, выполненных на научно-исследовательских
судах, входящих в состав морского научного флота неограниченного района плавания Российской
Федерациисозданных и функционирующих сетей научных и научно-образовательных центров
мирового уровня, центров Национальной технологической инициативы, обеспечивающих
исследовательское и технологическое лидерство Российской Федерации, по приоритетным
направлениям научно-технологического развитиясозданных объектов научно-исследовательской инфраструктуры для инновационной
деятельности в области сельского хозяйства: селекционно-семенных и селекционно-племенных
центровсозданый объект научно-исследовательской инфраструктуры для инновационной
деятельности в области сельского хозяйства: агробиотехнопарковсозданное и модернизированное научно-исследовательских судов, входящее в
состав морского научного флота неограниченного района плавания Российской Федерациив мире по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет
создания эффективной системы высшего образованияСОИСПОЛНИТЕЛИ ПРОГРАММЫ
Публично-правоваякомпания»Единый заказчикв сфере строительства»
Федеральная службапо интеллектуальнойсобственности
Министерство просвещенияРоссийской Федерации
Федеральное агентствопо техническомурегулированию и метрологии
Федеральная службапо надзору в сфере защитыправ потребителейи
благополучия человека
Министерствоэкономического развитияРоссийской Федерации
Министерство цифровогоразвития, связии массовых коммуникацийРоссийской
Федерации
Министерство трудаи социальной защитыРоссийской Федерации
Министерство транспортаРоссийской Федерации
Министерство строительстваи жилищно-коммунальногохозяйстваРоссийской
Федерации
Министерство спортаРоссийской Федерации
Министерствосельского хозяйстваРоссийской Федерации
Министерствопромышленности и торговлиРоссийской Федерации
Министерство природныхресурсов и экологииРоссийской Федерации
Министерство здравоохраненияРоссийской Федерации
Министерствовнутренних делРоссийской Федерации
Государственная корпорацияпо атомной энергии»Росатом»
Задачи Программы
- Создание условий для выявления и развития талантов и профессионального роста научных, инженерных и предпринимательских кадров;
- Создание условий для повышения уровня капитализации образовательного потенциала населения;
- получение новых знаний за счет развития и поддержки фундаментальных исследований, обеспечивающих готовность страны к большим вызовам и своевременной оценке рисков, обусловленных научно-технологическим развитием;
- Поддержка всех стадий «жизненного цикла» знаний за счет формирования эффективной системы коммуникации в области науки, технологий и инноваций, повышения восприимчивости экономики и общества к инновациям, создания условия для развития наукоемкого бизнеса;
- опережающее развитие инфраструктуры научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая формирование и реализацию национальных и международных проектов класса «мегасайенс», инфраструктуры информационного обеспечения научной, научно-технической и инновационной высокотехнологичной деятельности с обеспечением беспрепятственного доступа к ней.
Подпрограммы Программы (в том числе федеральная целевая программа)
- Подпрограмма 1 «Развитие национального интеллектуального капитала»;
- Подпрограмма 2 «Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского высшего образования»;
- Подпрограмма 3 «Фундаментальные научные исследования для долгосрочного развития и обеспечения конкурентоспособности общества и государства»;
- Подпрограмма 4 «Формирование и реализация комплексных научно-технических программ по приоритетам Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, а также научное, технологическое и инновационное развитие по широкому спектру направлений»;
- Подпрограмма 5 «Инфраструктура научной, научно-технической и инновационной деятельности»;
- Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 — 2020 годы».
Задачи национального проекта РФ «Образование»
- Внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений. Повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология».
- Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
- Создание условий для раннего развития детей в возрасте до трёх лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.
- Создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
- Внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций.
- Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
- Формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими.
- Создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства).
- Увеличение не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях. А также реализация комплекса мер по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации.
- Формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста.
Финансовое обеспечение реализации национального проекта «Образование» до 31. 2024 года
- в 2019 г. – 116 млрд 628,29 млн рублей;
- в 2020 г. – 132 млрд 741,25 млн рублей;
- в 2021 г. – 143 млрд 544,87 млн рублей;
- в 2022 г. – 129 млрд 293,48 млн рублей;
- в 2023 г. – 128 млрд 910,32 млн рублей;
- в 2024 г. – 133 млрд 335,32 млн рублей.
723,3 млрд руб. — федеральный бюджет
45,7 млрд руб. — бюджеты субъектов РФ
15,4 млрд руб. — внебюджетные источники
О проекте
Разработка и утверждение методик показателей нацпроекта системы образования начнётся в I квартале 2019 года. Подготовительная работа Минпросвещения России и Минобрнауки России по формированию целевых моделей по ключевым мероприятиям нацпроекта будет проведена до 7 мая 2019 года. Об этом заявила министр просвещения РФ Ольга Васильева на Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, который состоялся в декабре 2018 года. В феврале 2019 года Васильева значительно уточнила задачи проекта и указала, в частности, что обновлять нужно не саму систему образования, а её содержание.
Доработанные версии паспортов девяти федеральных проектов системы образования прошли многостороннюю экспертизу, а также процедуру согласования. Они будут внесены в систему электронного мониторинга – подсистему «Электронного бюджета» Минфина России.
Федеральные проекты, действующие в рамках нацпроекта «Образование»
- «Поддержка семей, имеющих детей»;
- «Цифровая образовательная среда»;
- «Современная школа»;
- «Успех каждого ребёнка»;
- «Учитель будущего»;
- «Молодые профессионалы»;
- «Новые возможности для каждого»;
- «Социальная активность»;
- «Экспорт образования».
В Российской Федерации будет ликвидировано обучение в 3-ю смену к концу 2021 г.
70% обучающихся общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества к концу 2024 г.
Обучающимся 5-11 классов будут предоставлены возможности освоения основных общеобразовательных программ по индивидуальному учебному плану, в том числе в сетевой форме, с зачетом результатов освоения ими дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения, к концу 2024 г. Будет создана сеть центров цифрового образования детей «IT-куб»
24,5 тыс. детей будут обучаться на вновь созданных местах в сельских школах и в школах, расположенных в поселках городского типа, к концу 2023 г. (тыс
25 школ будет построено и введено в эксплуатацию с привлечением частных инвестиций к концу 2024 года
230 тыс. новых мест в общеобразовательных организациях (продолжение реализации приоритетного проекта «Современная образовательная среда для школьников») будут созданы к концу 2024 г.
В 70% школ будет работать целевая модель вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления общеобразовательными организациями, в т. в обновлении образовательных программ, к концу 2024 г.
На 100% будет введена национальная система учительского роста педагогических работников к концу 2020 г.
70% учителей в возрасте до 35 лет будут вовлечены в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года работы, к концу 2024 г.
Не менее 10% педагогических работников систем общего образования и дополнительного образования детей пройдут добровольную независимую оценку профессиональной квалификации к концу 2024 г.
50% педагогических работников системы общего, дополнительного образования детей и профессионального образования повысят уровень профессионального мастерства в форматах непрерывного образования к концу 2024 г.
Не менее 900 тыс. детей получат рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности), с учетом реализации проекта «Билет в будущее»
5% обучающихся по программам основного и среднего общего образования пройдут обучение в созданных в каждом субъекте РФ региональных центрах выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, функционирующих с учетом опыта Образовательного фонда «Талант и успех»
В 85 субъектах РФ будет проведена оценка качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся в общеобразовательных организациях РФ к концу 2024 г.
Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико- ориентированных и гибких образовательных программ
Мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам Ворлдскиллс пройдет в г. Казани в августе 2019 г.
Будет обновлена инфраструктура Всероссийского учебно-тренировочного центра профессионального мастерства на базе ВДЦ «Смена» к концу сентября 2021 г.
85 субъектов РФ внедрят программы профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям на уровне, соответствующем стандартам Ворлдскиллс, с учетом продолжительности программ не более 6 месяцев, к концу 2023 г.
35 тыс. преподавателей-мастеров производственного обучения повысят квалификацию по программам, основанным на опыте Союза Ворлдскиллс Россия, не менее 10 тыс. из них — будут сертифицированы в качестве экспертов — к концу 2024 г.
Место Российской Федерации в мире по присутствию университетов в топ-500 глобальных рейтингов университетов
30 университетов (не менее 1 в каждом федеральном округе и не менее чем в 10 субъектах Российской Федерации) получат государственную поддержку на основании конкурсного отбора к концу 2020 г. , будут сформированы (актуализированы) их программы развития («дорожные карты») с учетом национальных целей Российской Федерации до 2024 г.
80 вузов из 40 субъектов РФ будут включены в перечень образовательных организаций высшего образования, обеспечивающих подготовку кадров для базовых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе в целях предоставления государственной поддержки, к концу 2019 г.
20% студентов будут осваивать отдельные курсы, дисциплины (модули), в том числе в формате онлайн-курсов, с использованием ресурсов иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе университетов, обеспечивающих соответствие качества подготовки обучающихся мировому уровню, к концу 2024 г.
Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием (%)
12 млн детей примут участие в открытых онлайн-уроках, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков «Проектория», направленных на раннюю профориентацию, к концу 2024 г.
900 тыс. детей получат рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями с учетом реализации проекта «Билет в будущее», к концу 2024 г.
Для 935 тыс. детей не менее чем в 7000 образовательных организаций, расположенных в сельской местности, будет обновлена материально-техническая база для занятий физической культурой и спортом
Будут созданы100 центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в вузах
В 85 субъектах РФ 245 детских технопарков «Кванториум» и 340 мобильных технопарков для детей, проживающих в сельской местности и малых городах, будут построены к концу 2024 г.
Их смогут посещать 2 млн детей, которые смогут изучать «Технологию» и другие предметные области
Не менее чем в 16 тыс. школ не менее чем в 80 субъектах Российской Федерации, расположенных в сельской местности и малых городах, будет создана материально-техническая база для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей с охватом не менее 800 тыс. детей
Ученикам 5-11 классов будут предоставлены возможности освоения основных общеобразовательных программ по индивидуальному учебному плану, в том числе в сетевой форме, с зачетом результатов освоения ими дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения, к концу 2024 г.
70% детей с ограниченными возможностями здоровья будут обучаться по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе с использованием дистанционных технологий (%)
Численность обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на базе образовательных организаций общего образования, среднего и высшего профессионального образования (млн человек)
В 85 субъектах РФ будет создана и внедрена система социальной поддержки граждан, систематически участвующих в добровольческих (волонтерских) проектах:
обеспечены персонализированный учет волонтеров, организаций, развивающих волонтерскую деятельность;будет повышен уровень мобильности в целях участия в волонтерских мероприятиях и обучающих стажировках, проводимых в субъектах Российской Федерации;будут учреждены награды и звания, стипендиальная поддержка (для обучающихся);нематериальная поддержка граждан, участвующих в добровольческой деятельности25 тыс. специалистов по работе в сфере добровольчества и технологий работы с волонтерами пройдут подготовку на базе центров поддержки добровольчества (волонтерства), НКО, образовательных организаций и иных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере добровольчества, к концу 2024 г.
До конца 2024 года будут проведены мероприятия по различным направлениям добровольчества
1100 тыс. человек будут использовать единую информационную систему в сфере развития добровольчества, для эффективного поиска информации, взаимодействия, коммуникации и обучения добровольцев, комплексного учета волонтерского опыта и компетенций, объединения запросов и предложений волонтерской помощи в одном месте, к концу 2024 г. Дополнительные результаты национального проекта1,7 млн граждан примут участие в 35 конкурсах профессионального и карьерного роста к концу 2024 г.
Будет внедрена система мониторинга трудоустройства выпускников вузов, учитывающая удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников в разрезе указанных организаций и реализуемых ими образовательных программ, а также соответствие направлений подготовки региональным рынкам труда и отраслевой структуре экономики, с учетом сектора самозанятости
60 университетов будут реализовывать не менее чем по 5 образовательных программ, прошедших международную аккредитацию, к концу 2024 г.
В 2 раза будет увеличено количество иностранных студентов, обучающихся в российских вузах (до 425 тыс. человек), к концу 2024 г.
77,6 тыс. новых мест появятся в студенческих городках для проживания иностранных и иногородних студентов и преподавателей к концу 2024 г.
50 ресурсных центров будут созданы для детей и педагогов с обучением на русском языке в странах-партнерах к концу 2024 г.
18 тыс. иностранных граждан пройдут обучение в летних и зимних школах, в т. на базе летних оздоровительных лагерей, к концу 2024 г.
Ежегодно будет проводиться национальный чемпионат «Абилимпикс», организованы мероприятия по подготовке национальной сборной для участия в международных и национальных чемпионатах профессионального мастерства для людей с инвалидностью — к концу 2024 г.
В 85 субъектах РФ родителям детей, получающих дошкольное образование в семье, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, с привлечением НКО окажут 20 млн услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи к концу 2024 г.
Полномасштабная реализация нацпроекта «Образование» началась в январе 2019 года. С Рособрнадзором Минпросвещения утвердило методику расчёта показателей по вхождению Российской Федерации в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. С ВЭБом отрабатываются варианты и модели партнёрства.
Наибольшую тревогу главы Минпросвещения, по её признанию, вызывает определение показателя, который характеризует долю детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных программой дополнительного образования. Ольга Васильева предложила определить Росстат координатором по сбору и расчёту данного показателя на переходный период до 2021 года. Это, по её мнению, позволит преодолеть риски задвоения информации о тех детях, которые одновременно посещают несколько организаций дополнительного образования.
Губернатор Нижегородской области Андрей Никитин предлагает с помощью внедрения и развития сетевой формы реализации образовательных программ привлекать к задачам образования и библиотеки, и музеи, и спортивные учреждения. Для небольших районов, по мнению главы региона, целесообразно создание единого центра, который мог бы объединить под одной крышей социальные учреждения, а также учреждения дополнительного и общего образования.
Андрей Никитин попросил Минпросвещения включить в нацпроекты ремонт общеобразовательных учреждений, а также дополнительно закладывать деньги в региональные бюджеты на содержание инфраструктурных объектов.
В рамках плана мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» создана федеральная сеть центров цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Центры «Точка роста» создаются как структурные подразделения общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и в малых городах без образования юридического лица (локальный акт ОО, типовое положение). Совокупность образовательных организаций, на базе которых будут созданы Центры, составит федеральную сеть Центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».
Федеральные проекты и программы национального проекта «Образование»
- Федеральный проект «Современная школа». Паспорт проекта.
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка». Паспорт проекта.
- Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей». Паспорт проекта.
- Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». Паспорт проекта.
- Федеральный проект «Учитель будущего». Паспорт проекта.
- Федеральный проект «Молодые профессионалы». Паспорт проекта.
- Федеральный проект «Новые возможности для каждого». Паспорт проекта.
- Федеральный проект «Социальная активность». Паспорт проекта.
- Федеральный проект «Экспорт образования». О проекте.
- Программа «Социальные лифты для каждого». О программе.
Другие национальные проекты
- национальный проект «Цифровая экономика»;
- национальный проект «Экология»;
- национальный проект «Международная кооперация и экспорт»;
- национальный проект «Жильё и городская среда»;
- национальный проект «Наука»;
- национальный проект «Культура»;
- национальный проект «Демография»;
- национальный проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»;
- национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости»;
- национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»;
- национальный проект «Здравоохранение».