Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу Российской Федерации «Научно-технологическое развитие России» постановлением Правительства № 376, которое было опубликовано в официальном журнале Министерства науки или технологий, и теперь оно кодифицировано в Постановлении Правительства РФ от 29.03.2019 N 377 (ред. от 22.10.2021)

Цели Программы

  • развитие интеллектуального потенциала нации;
  • научно-техническое и интеллектуальное обеспечение структурных изменений в экономике;
  • эффективная организация и технологическое обновление научной, научно-технической и инновационной (высокотехнологичной) деятельности.

Цели национального проекта РФ «Образование»

  • Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
  • Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление №377 от 29 марта 2019 года об утверждении Госпрограммы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».

Срок реализации программы 2019–2030 гг. Программа принята взамен госпрограммы «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 годы, утвержденной постановлением Правительства № 301 от 15 апреля 2014 года.

Главными целями программы определены:

Госпрограмма учитывает цели и целевые показатели национальных проектов «Наука», «Образование» и «Цифровая экономика».

Госпрограмма включает в себя пять подпрограмм:

  • «Развитие национального интеллектуального капитала»
  • «Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского высшего образования»
  • «Фундаментальные научные исследования для долгосрочного развития и обеспечения конкурентоспособности общества и государства»
  • «Формирование и реализация комплексных научно-технических программ по приоритетам Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, а также научное, технологическое и инновационное развитие по широкому спектру направлений»
  • «Инфраструктура научной, научно-технической и инновационной деятельности»

Помимо этого, в госпрограмму входит Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы».

Распределение средств из федерального бюджета на реализацию госпрограммы выглядит следующим образом:

  • в 2019 году – 688,3 млрд рублей,
  • в 2020 году – 740,7 млрд рублей,
  • в 2021 году – 795,9 млрд рублей

К 2030 году объём ассигнований федерального бюджета на реализацию госпрограммы будет доведен до 1 трлн рублей в год. Систему индикаторов и показателей госпрограммы определили как:

  • место России в международном рейтинге конкурентоспособности талантов
  • места российских университетов в топ-500 глобальных рейтингов университетов
  • место по удельному весу в общем числе статей в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития
  • внутренние затраты на научные исследования и разработки за счёт всех источников
  • количество крупных международных проектов класса «мегасайенс», реализуемых в России
  • количество функционирующих научных и научно-образовательных центров мирового уровня.

Постановлением Правительства РФ от 31. 2021 № 518 паспорт государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», который был утверждён в конце марта 2019 года, изложен в новой редакции.

Новая версия теперь и у подпрограммы «Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского высшего образования».

Уточняется, что система мониторинга трудоустройства выпускников вузов, учитывающая удовлетворённость работодателей качеством подготовки выпускников, будет внедрена к 2022 году.

В прежней редакции программы была обозначена цель по формированию и устойчивому функционированию сети из не менее чем тридцати университетов-лидеров, входящих в глобальные рейтинги и реализующих прорывные научно-исследовательские, а также опытно-конструкторские работы и образовательные программы, востребованные на глобальном рынке. В новой версии этого нет, но появилась цель сформировать группу из не менее чем ста университетов — национальных лидеров для формирования научного, технологического и кадрового обеспечения экономики и социальной сферы, повышения глобальной конкурентоспособности системы высшего образования и содействия региональному развитию.

  • по удельному весу в общем числе статей в изданиях, индексируемых в международных базах данных;
  • по удельному весу в общем числе заявок на выдачу патента на изобретение в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации.

Также к 2030 году мы должны достигнуть десятого места по объёму научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в секторе высшего образования и попасть в десятку ведущих стран мира по объёму научных исследований и разработок, в том числе за счёт создания эффективной системы высшего образования.

Планы по устойчивому присутствию российских университетов в глобальных институциональных и предметных (отраслевых) рейтингах сохранены.

Также программа нацелена на привлекательность карьеры в сфере науки и высшего образования и увеличение доли сотрудников в возрасте до 39 лет в общей численности профессорско-преподавательского состава: в 2021 году доля должна составить 29%, в 2022 — 30%, а к 2030 году — 35%.

Зампред правительства Дмитрий Чернышенко заявил, что президиум Совета при президенте по науке и образованию под председательством Дмитрия Медведева одобрил представленную программу научно-технологического развития.

Постановление от 29 марта 2019 года №377. Госпрограмма разработана с учётом целевых показателей национальных проектов «Наука», «Образование» и «Цифровая экономика». Госпрограммой предусмотрена консолидация ассигнований федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения, предусмотренные в других государственных программах.

Подписанным постановлением утверждена новая государственная программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» (далее – госпрограмма). Госпрограмма будет реализовываться в 2019–2030 годах. Реализация государственной программы «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 годы (утверждена постановлением Правительства от 15 апреля 2014 года №301) досрочно прекращается.

Госпрограмма разработана с учётом целей и целевых показателей национальных проектов «Наука», «Образование» и «Цифровая экономика».

В госпрограмму включены пять подпрограмм: «Развитие национального интеллектуального капитала», «Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского высшего образования», «Фундаментальные научные исследования для долгосрочного развития и обеспечения конкурентоспособности общества и государства», «Формирование и реализация комплексных научно-технических программ по приоритетам Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, а также научное, технологическое и инновационное развитие по широкому спектру направлений», «Инфраструктура научной, научно-технической и инновационной деятельности». Также в госпрограмму входит ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы», одна ведомственная целевая программа, федеральные и ведомственные проекты.

В систему индикаторов и показателей госпрограммы включены индикаторы, характеризующие в том числе место России в международном рейтинге конкурентоспособности талантов, места российских университетов в топ-500 глобальных рейтингов университетов, место по удельному весу в общем числе статей в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития, внутренние затраты на научные исследования и разработки за счёт всех источников, количество крупных международных проектов класса «мегасайенс», реализуемых в России, количество функционирующих научных и научно-образовательных центров мирового уровня.

Ассигнования из федерального бюджета на реализацию госпрограммы планируются в объёме: в 2019 году – 688,3 млрд рублей, в 2020 году – 740,7 млрд рублей, в 2021 году – 795,9 млрд рублей. К 2030 году объём ассигнований федерального бюджета на реализацию госпрограммы планируется довести до более чем 1 трлн рублей в год. В госпрограмме реализована аналитическая консолидация ассигнований федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения, предусмотренные в других государственных программах. Минобрнауки России поручено начиная с 2020 года осуществить консолидацию расходов на финансовое обеспечение фундаментальных и прикладных научных исследований, предусмотренных в других государственных программах.

  • Место Российской Федерации по численности исследователей в эквиваленте полной занятости среди ведущих стран мира (по данным Организации экономического сотрудничества и развития)
  • Количество российских университетов, входящих в мировые рейтинги университетов
  • Место Российской Федерации по удельному весу в общем числе статей в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития, в изданиях, индексируемых в международных базах данных
  • Место Российской Федерации по удельному весу в общем числе заявок на получение патента на изобретение, поданных в мире по областям, определяемым приоритетами научно-технологического развития
  • Объем привлеченного внебюджетного финансирования на реализацию проектов в целях реализации планов мероприятий («дорожных карт») Национальной технологической инициативы в соотношении с объемом средств федерального бюджета, использованных на реализацию таких проектов
  • Техническая вооруженность сектора исследований и разработок (балансовая стоимость машин и оборудования в расчете на одного исследователя)
  • Внутренние затраты на исследования и разработки за счет всех источников в текущих ценах, в процентах от валового внутреннего продукта
  • Доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности российских исследователей
  • Численность исследователей в возрасте до 39 лет (включительно), имеющих ученую степень кандидата наук
  • Количество грантов для поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых
  • Количество российских университетов, входящих не менее 2 лет подряд в топ-100 глобальных рейтингов университетов
  • Количество выпускников, прошедших обучение по основным образовательным программам среднего профессионального (программам подготовки специалистов среднего звена) и высшего образования (программам бакалавриата, специалитета, магистратуры), заключивших договоры о целевом обучении с организациями оборонно-промышленного комплекса
  • Количество иностранных граждан, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования
  • Доля доходов образовательных организаций от реализации дополнительных образовательных программ и программ профессионального обучения в общем объеме доходов от образовательной деятельности
  • Доля организаций высшего образования, обеспечивающих условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, в общем числе организаций
  • Количество подготовленных специалистов по образовательным программам в области информационной безопасности с использованием в образовательном процессе отечественных высокотехнологичных комплексов и средств защиты информации
  • Численность российских и зарубежных ученых, работающих в российских организациях и имеющих статьи в научных изданиях первого и второго квартилей, индексируемых в международных базах данных
  • Удельный вес бюджетных расходов на фундаментальные исследования в валовом внутреннем продукте
  • Количество патентов (изобретения, полезные модели, промышленные образцы), в отношении которых зарегистрированы распоряжения исключительным правом по договору
  • Отношение внебюджетных средств и бюджетных ассигнований в составе внутренних затрат на исследования и разработки
  • Доля статей в соавторстве с иностранными учеными в общем числе публикаций российских авторов, индексируемых в международных системах научного цитирования
  • Общий объем товаров (выполненных работ, оказанных услуг), произведенных научно-производственными комплексами наукоградов Российской Федерации, в общем объеме произведенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по наукоградам, за исключением организаций, образующих инфраструктуру наукограда, в среднем по всем наукоградам Российской Федерации
  • Прирост количества патентов на изобретения с участием организаций — участников научно-образовательных центров, а также центров компетенций Национальной технологической инициативы в рамках реализации проектов (по отношению к базовому значению)
  • Количество функционирующих научных центров мирового уровня
  • Количество созданных и функционирующих научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики
  • Количество крупных проектов класса «мегасайенс», реализуемых на территории Российской Федерации (нарастающим итогом)
  • Степень обеспечения уплаты взносов Российской Федерации в международные научные организации
  • Количество баз данных, подписка на которые обеспечивается за счет средств федерального бюджета
  • Коэффициент загрузки центров коллективного пользования научным оборудованием
  • Количество переданных в Национальную электронную библиотеку документов и сведений из интегрированных ресурсов библиотек, архивов, иных организаций, в том числе осуществляющих функции государственных депозитариев
  • Доля научных публикаций российских исследователей, индексируемых в международных системах научного цитирования, размещенных через национальные журналы (системы)
  • Количество созданных центров компетенций Национальной технологической инициативы (нарастающим итогом)
  • Число участников Национальной технологической инициативы, реализующих проекты, обеспечивающие преобразование фундаментальных знаний, поисковых научных исследований и прикладных научных исследований в продукты и услуги, способствующие достижению лидерства российских компаний на перспективных рынках в рамках как имеющихся, так и возникающих (в том числе и после 2030 года) приоритетов (накопленным итогом)
  • Количество заключенных организациями, структурным подразделением которых является центр Национальной технологической инициативы, лицензионных соглашений на передачу права использования и (или) отчуждения права на результаты интеллектуальной деятельности, созданных центром Национальной технологической инициативы и (или) находящихся под его управлением
  • Число публикаций по результатам исследований и разработок в ведущих научных журналах (ФЦП)
  • Число патентных заявок, поданных по результатам исследований и разработок (ФЦП)
  • Средний возраст исследователей- участников Программы (ФЦП)
  • Доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей — участников Программы (ФЦП)
  • Количество новых рабочих мест (ФЦП)
  • Объем привлеченных внебюджетных средств (ФЦП)
  • Дополнительный объем внутренних затрат на исследования и разработки, в том числе за счет средств внебюджетных источников (ФЦП)

Государственная программа
научно-технологического
развития 2019-2030

Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие России" постановлением Правительства № 376, которое было опубликовано в официальном журнале Министерства науки или технологий, и теперь оно кодифицировано в Постановлении Правительства РФ от 29.03.2019 N 377 (ред. от 22.10.2021)

реализует единую государственную научно-техническую политику и объединяет все расходы на научные
исследования и разработки гражданского назначения, тем самым повышая управляемость и эффективность
научной деятельностиОтветственный исполнитель программы

Новости, календарь событий: мероприятия, публикации

Изобретения в России и в мире

Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие России" постановлением Правительства № 376, которое было опубликовано в официальном журнале Министерства науки или технологий, и теперь оно кодифицировано в Постановлении Правительства РФ от 29.03.2019 N 377 (ред. от 22.10.2021)

Российская система сможет отслеживать внешние атаки на РунетИнженеры из Самарского университета разработали оригинальную систему
мониторинга качества передачи данных в интернете — NetTestBox

Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие России" постановлением Правительства № 376, которое было опубликовано в официальном журнале Министерства науки или технологий, и теперь оно кодифицировано в Постановлении Правительства РФ от 29.03.2019 N 377 (ред. от 22.10.2021)

В США заработают дроны для доставки лекарств малоподвижным пациентамАвтономные дроны компании Zipline, доставляющие лекарства пациентам, у
которых нет возможность передвигаться на большие расстояния, заработают в США

Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие России" постановлением Правительства № 376, которое было опубликовано в официальном журнале Министерства науки или технологий, и теперь оно кодифицировано в Постановлении Правительства РФ от 29.03.2019 N 377 (ред. от 22.10.2021)

В Роспатенте рассказали, какие лекарства чаще всего изобретают в РоссииС января по 19 мая российские разработчики подали 163 заявки на изобретения в
области фармацевтики

Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие России" постановлением Правительства № 376, которое было опубликовано в официальном журнале Министерства науки или технологий, и теперь оно кодифицировано в Постановлении Правительства РФ от 29.03.2019 N 377 (ред. от 22.10.2021)

Выявлять поддельные сертификаты о вакцинации против COVID-19 поможет ИИспециалисты международного Института инженерии и технологий (Institute of
Engineering and Technology, IET) опубликовали исследование, посвященное выявлению поддельных
сертификатов о вакцинации против COVID-19Цели ГП НТР

Развитие интеллектуального потенциала нации

Эффективная организация
и технологическое обновление научной,
научно-технической
и инновационной (высокотехнологичной)
деятельности

Научно-техническое
и интеллектуальное
обеспечение структурных изменений в экономике

Задачи государственного управления в сфере исследований и разработок гражданского
назначения, которые решает ГП НТРусловий развития талантов и модернизация системы высшего образования, повышение
конкурентоспособности и экспортного потенциала высшего образования, обеспечение интеграции
в международное научное пространствов том числе финансовая, исследовательских инициатив, создание эффективной системы трансфера
и оборота прав на результаты исследований и разработокинфраструктурных проектов класса «мегасайенс» с целью создания условия реализации научного,
научно-технического и инновационного потенциаласоздание условий для безбарьерного развития с многосторонним финансированием и
инвестированием в научно-технические проекты, включая государственно-частное партнерство

Направления работыФундаментальные исследования и научное лидерствоформирование передовой модели научных исследований

Кадры и человеческий капиталВыявление и развитие талантливой молодежи в области науки, технологий, инноваций

Взаимодействие и кооперацияФормирование системы взаимодействия и кооперации в области науки государства,
бизнеса, университетов

Новые
технологииПереход к передовым цифровым и интеллектуальным производственным технологиям,
новым материалам, создание систем обработки больших объемов данных, внедрение искусственного
интеллекта

Инфраструктура и средаСоздание условий для проведений исследований и разработок

Переход к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и
технологиям здоровьесбережения

Переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству

Переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, формирование
новых источников, способов генерации, транспортировки и хранения энергии

Создание интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, с
дальнейшим освоением космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и
Антарктикиым, социокультурным угрозам и источникам
опасности для общества, экономики и государства

Показатели роста и прогресса в российской научной и технологической
отраслиДоля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем
продукте Российская Федерация

Финансирование внутренних затрат на исследования и разработки в Российской
Федерации

Отношение объема средств из внебюджетных источников к объему бюджетных средств,
направленных на осуществление научной, научно-технической деятельности

Численность исследователей в возрасте до 29 лет в общей численности
исследователей

Место России в мире по числу публикаций

Рост числа публикаций российских авторов, индексируемых в международной базе
научного цитирования

Ассигнования из федерального бюджетана реализацию госпрограммы

Объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программыВ состав программы вошли 12
важнейших направлений научного, технического и социально-экономического развития Российской
Федерациив период с 2022-2024 г. в период за 2022 г. Плановые значения показателей
государственной программы на 2022 годна техническую вооруженность сектора исследований и разработок (балансовая
стоимость машин и оборудования в расчете на одного исследователя)бесплатных мест в высших учебных заведениях (не менее 50% выпускников школ,
завершивших обучение по программам среднего общего образования, обеспечены бюджетными
местами для очного обучения в образовательных организациях высшего образования) с учетом
приоритетного направления бюджетных мест в регионы (за исключением г. Москвы и
Санкт-Петербурга)студентов обучающихся по образовательным программам высшего образования с
правом получения на бесплатной основе дополнительной квалификациисоотношение экспорта и импорта технологий и услуг технологического характера
(включая права на результаты интеллектуальной деятельности)трудоустроенных выпускников образовательных организаций высшего образованияотношение внебюджетных средств и бюджетных ассигнований в составе внутренних
затрат на исследования и разработкиисследователей в возрасте до 39 лет в общей численности российских
исследователейпрофессорско-преподавательского состава в возрасте до 39 лет в общей
численности профессорско-преподавательского составана внутренние затраты на исследования и разработки за счет всех источников в
текущих ценах, в процентах от валового внутреннего продуктазавершенных морских экспедиций, выполненных на научно-исследовательских
судах, входящих в состав морского научного флота неограниченного района плавания Российской
Федерациисозданных и функционирующих сетей научных и научно-образовательных центров
мирового уровня, центров Национальной технологической инициативы, обеспечивающих
исследовательское и технологическое лидерство Российской Федерации, по приоритетным
направлениям научно-технологического развитиясозданных объектов научно-исследовательской инфраструктуры для инновационной
деятельности в области сельского хозяйства: селекционно-семенных и селекционно-племенных
центровсозданый объект научно-исследовательской инфраструктуры для инновационной
деятельности в области сельского хозяйства: агробиотехнопарковсозданное и модернизированное научно-исследовательских судов, входящее в
состав морского научного флота неограниченного района плавания Российской Федерациив мире по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет
создания эффективной системы высшего образованияСОИСПОЛНИТЕЛИ ПРОГРАММЫ

Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие России" постановлением Правительства № 376, которое было опубликовано в официальном журнале Министерства науки или технологий, и теперь оно кодифицировано в Постановлении Правительства РФ от 29.03.2019 N 377 (ред. от 22.10.2021)

Публично-правоваякомпания»Единый заказчикв сфере строительства»

Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие России" постановлением Правительства № 376, которое было опубликовано в официальном журнале Министерства науки или технологий, и теперь оно кодифицировано в Постановлении Правительства РФ от 29.03.2019 N 377 (ред. от 22.10.2021)

Федеральная службапо интеллектуальнойсобственности

Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие России" постановлением Правительства № 376, которое было опубликовано в официальном журнале Министерства науки или технологий, и теперь оно кодифицировано в Постановлении Правительства РФ от 29.03.2019 N 377 (ред. от 22.10.2021)

Министерство просвещенияРоссийской Федерации

Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие России" постановлением Правительства № 376, которое было опубликовано в официальном журнале Министерства науки или технологий, и теперь оно кодифицировано в Постановлении Правительства РФ от 29.03.2019 N 377 (ред. от 22.10.2021)

Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие России" постановлением Правительства № 376, которое было опубликовано в официальном журнале Министерства науки или технологий, и теперь оно кодифицировано в Постановлении Правительства РФ от 29.03.2019 N 377 (ред. от 22.10.2021)

Федеральное агентствопо техническомурегулированию и метрологии

Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие России" постановлением Правительства № 376, которое было опубликовано в официальном журнале Министерства науки или технологий, и теперь оно кодифицировано в Постановлении Правительства РФ от 29.03.2019 N 377 (ред. от 22.10.2021)

Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие России" постановлением Правительства № 376, которое было опубликовано в официальном журнале Министерства науки или технологий, и теперь оно кодифицировано в Постановлении Правительства РФ от 29.03.2019 N 377 (ред. от 22.10.2021)

Федеральная службапо надзору в сфере защитыправ потребителейи
благополучия человека

Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие России" постановлением Правительства № 376, которое было опубликовано в официальном журнале Министерства науки или технологий, и теперь оно кодифицировано в Постановлении Правительства РФ от 29.03.2019 N 377 (ред. от 22.10.2021)

Министерствоэкономического развитияРоссийской Федерации

Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие России" постановлением Правительства № 376, которое было опубликовано в официальном журнале Министерства науки или технологий, и теперь оно кодифицировано в Постановлении Правительства РФ от 29.03.2019 N 377 (ред. от 22.10.2021)

Министерство цифровогоразвития, связии массовых коммуникацийРоссийской
Федерации

Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие России" постановлением Правительства № 376, которое было опубликовано в официальном журнале Министерства науки или технологий, и теперь оно кодифицировано в Постановлении Правительства РФ от 29.03.2019 N 377 (ред. от 22.10.2021)

Министерство трудаи социальной защитыРоссийской Федерации

Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие России" постановлением Правительства № 376, которое было опубликовано в официальном журнале Министерства науки или технологий, и теперь оно кодифицировано в Постановлении Правительства РФ от 29.03.2019 N 377 (ред. от 22.10.2021)

Министерство транспортаРоссийской Федерации

Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие России" постановлением Правительства № 376, которое было опубликовано в официальном журнале Министерства науки или технологий, и теперь оно кодифицировано в Постановлении Правительства РФ от 29.03.2019 N 377 (ред. от 22.10.2021)

Министерство строительстваи жилищно-коммунальногохозяйстваРоссийской
Федерации

Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие России" постановлением Правительства № 376, которое было опубликовано в официальном журнале Министерства науки или технологий, и теперь оно кодифицировано в Постановлении Правительства РФ от 29.03.2019 N 377 (ред. от 22.10.2021)

Министерство спортаРоссийской Федерации

Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие России" постановлением Правительства № 376, которое было опубликовано в официальном журнале Министерства науки или технологий, и теперь оно кодифицировано в Постановлении Правительства РФ от 29.03.2019 N 377 (ред. от 22.10.2021)

Министерствосельского хозяйстваРоссийской Федерации

Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие России" постановлением Правительства № 376, которое было опубликовано в официальном журнале Министерства науки или технологий, и теперь оно кодифицировано в Постановлении Правительства РФ от 29.03.2019 N 377 (ред. от 22.10.2021)

Министерствопромышленности и торговлиРоссийской Федерации

Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие России" постановлением Правительства № 376, которое было опубликовано в официальном журнале Министерства науки или технологий, и теперь оно кодифицировано в Постановлении Правительства РФ от 29.03.2019 N 377 (ред. от 22.10.2021)

Министерство природныхресурсов и экологииРоссийской Федерации

Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие России" постановлением Правительства № 376, которое было опубликовано в официальном журнале Министерства науки или технологий, и теперь оно кодифицировано в Постановлении Правительства РФ от 29.03.2019 N 377 (ред. от 22.10.2021)

Министерство здравоохраненияРоссийской Федерации

Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие России" постановлением Правительства № 376, которое было опубликовано в официальном журнале Министерства науки или технологий, и теперь оно кодифицировано в Постановлении Правительства РФ от 29.03.2019 N 377 (ред. от 22.10.2021)

Министерствовнутренних делРоссийской Федерации

Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие России" постановлением Правительства № 376, которое было опубликовано в официальном журнале Министерства науки или технологий, и теперь оно кодифицировано в Постановлении Правительства РФ от 29.03.2019 N 377 (ред. от 22.10.2021)

Государственная корпорацияпо атомной энергии»Росатом»

Задачи Программы

  • Создание условий для выявления и развития талантов и профессионального роста научных, инженерных и предпринимательских кадров;
  • Создание условий для повышения уровня капитализации образовательного потенциала населения;
  • получение новых знаний за счет развития и поддержки фундаментальных исследований, обеспечивающих готовность страны к большим вызовам и своевременной оценке рисков, обусловленных научно-технологическим развитием;
  • Поддержка всех стадий «жизненного цикла» знаний за счет формирования эффективной системы коммуникации в области науки, технологий и инноваций, повышения восприимчивости экономики и общества к инновациям, создания условия для развития наукоемкого бизнеса;
  • опережающее развитие инфраструктуры научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая формирование и реализацию национальных и международных проектов класса «мегасайенс», инфраструктуры информационного обеспечения научной, научно-технической и инновационной высокотехнологичной деятельности с обеспечением беспрепятственного доступа к ней.

Подпрограммы Программы (в том числе федеральная целевая программа)

  • Подпрограмма 1 «Развитие национального интеллектуального капитала»;
  • Подпрограмма 2 «Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского высшего образования»;
  • Подпрограмма 3 «Фундаментальные научные исследования для долгосрочного развития и обеспечения конкурентоспособности общества и государства»;
  • Подпрограмма 4 «Формирование и реализация комплексных научно-технических программ по приоритетам Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, а также научное, технологическое и инновационное развитие по широкому спектру направлений»;
  • Подпрограмма 5 «Инфраструктура научной, научно-технической и инновационной деятельности»;
  • Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 — 2020 годы».

Задачи национального проекта РФ «Образование»

  • Внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений. Повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология».
  • Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
  • Создание условий для раннего развития детей в возрасте до трёх лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.
  • Создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
  • Внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций.
  • Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
  • Формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими.
  • Создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства).
  • Увеличение не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях. А также реализация комплекса мер по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации.
  • Формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста.

Финансовое обеспечение реализации национального проекта «Образование» до 31. 2024 года

  • в 2019 г. – 116 млрд 628,29 млн рублей;
  • в 2020 г. – 132 млрд 741,25 млн рублей;
  • в 2021 г. – 143 млрд 544,87 млн рублей;
  • в 2022 г. – 129 млрд 293,48 млн рублей;
  • в 2023 г. – 128 млрд 910,32 млн рублей;
  • в 2024 г. – 133 млрд 335,32 млн рублей.

723,3 млрд руб. — федеральный бюджет

45,7 млрд руб. — бюджеты субъектов РФ

15,4 млрд руб. — внебюджетные источники

О проекте

Разработка и утверждение методик показателей нацпроекта системы образования начнётся в I квартале 2019 года. Подготовительная работа Минпросвещения России и Минобрнауки России по формированию целевых моделей по ключевым мероприятиям нацпроекта будет проведена до 7 мая 2019 года. Об этом заявила министр просвещения РФ Ольга Васильева на Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, который состоялся в декабре 2018 года. В феврале 2019 года Васильева значительно уточнила задачи проекта и указала, в частности, что обновлять нужно не саму систему образования, а её содержание.

Доработанные версии паспортов девяти федеральных проектов системы образования прошли многостороннюю экспертизу, а также процедуру согласования. Они будут внесены в систему электронного мониторинга – подсистему «Электронного бюджета» Минфина России.

Федеральные проекты, действующие в рамках нацпроекта «Образование»

  • «Поддержка семей, имеющих детей»;
  • «Цифровая образовательная среда»;
  • «Современная школа»;
  • «Успех каждого ребёнка»;
  • «Учитель будущего»;
  • «Молодые профессионалы»;
  • «Новые возможности для каждого»;
  • «Социальная активность»;
  • «Экспорт образования».

В Российской Федерации будет ликвидировано обучение в 3-ю смену к концу 2021 г.

70% обучающихся общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества к концу 2024 г.

Обучающимся 5-11 классов будут предоставлены возможности освоения основных общеобразовательных программ по индивидуальному учебному плану, в том числе в сетевой форме, с зачетом результатов освоения ими дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения, к концу 2024 г. Будет создана сеть центров цифрового образования детей «IT-куб»

24,5 тыс. детей будут обучаться на вновь созданных местах в сельских школах и в школах, расположенных в поселках городского типа, к концу 2023 г. (тыс

25 школ будет построено и введено в эксплуатацию с привлечением частных инвестиций к концу 2024 года

230 тыс. новых мест в общеобразовательных организациях (продолжение реализации приоритетного проекта «Современная образовательная среда для школьников») будут созданы к концу 2024 г.

В 70% школ будет работать целевая модель вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления общеобразовательными организациями, в т. в обновлении образовательных программ, к концу 2024 г.

На 100% будет введена национальная система учительского роста педагогических работников к концу 2020  г.

70% учителей в возрасте до 35 лет будут вовлечены в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года работы, к концу 2024 г.

Не менее 10% педагогических работников систем общего образования и дополнительного образования детей пройдут добровольную независимую оценку профессиональной квалификации к концу 2024 г.

50% педагогических работников системы общего, дополнительного образования детей и профессионального образования повысят уровень профессионального мастерства в форматах непрерывного образования к концу 2024 г.

Не менее 900 тыс. детей получат рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности), с учетом реализации проекта «Билет в будущее»

5% обучающихся по программам основного и среднего общего образования пройдут обучение в созданных в каждом субъекте РФ региональных центрах выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, функционирующих с учетом опыта Образовательного фонда «Талант и успех»

В 85 субъектах РФ будет проведена оценка качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся в общеобразовательных организациях РФ к концу 2024 г.

Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико- ориентированных и гибких образовательных программ

Мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам Ворлдскиллс пройдет в г. Казани в августе 2019 г.

Будет обновлена инфраструктура Всероссийского учебно-тренировочного центра профессионального мастерства на базе ВДЦ «Смена» к концу сентября 2021 г.

85 субъектов РФ внедрят программы профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям на уровне, соответствующем стандартам Ворлдскиллс, с учетом продолжительности программ не более 6 месяцев, к концу 2023 г.

35 тыс. преподавателей-мастеров производственного обучения повысят квалификацию по программам, основанным на опыте Союза Ворлдскиллс Россия, не менее 10 тыс. из них — будут сертифицированы в качестве экспертов — к концу 2024 г.

Место Российской Федерации в мире по присутствию университетов в топ-500 глобальных рейтингов университетов

30 университетов (не менее 1 в каждом федеральном округе и не менее чем в 10 субъектах Российской Федерации) получат государственную поддержку на основании конкурсного отбора к концу 2020 г. , будут сформированы (актуализированы) их программы развития («дорожные карты») с учетом национальных целей Российской Федерации до 2024 г.

80 вузов из 40 субъектов РФ будут включены в перечень образовательных организаций высшего образования, обеспечивающих подготовку кадров для базовых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе в целях предоставления государственной поддержки, к концу 2019 г.

20% студентов будут осваивать отдельные курсы, дисциплины (модули), в том числе в формате онлайн-курсов, с использованием ресурсов иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе университетов, обеспечивающих соответствие качества подготовки обучающихся мировому уровню, к концу 2024  г.

Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием (%)

12 млн детей примут участие в открытых онлайн-уроках, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков «Проектория», направленных на раннюю профориентацию, к концу 2024 г.

900 тыс. детей получат рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями с учетом реализации проекта «Билет в будущее», к концу 2024 г.

Для 935 тыс. детей не менее чем в 7000 образовательных организаций, расположенных в сельской местности, будет обновлена материально-техническая база для занятий физической культурой и спортом

Будут созданы100 центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в вузах

В 85 субъектах РФ 245 детских технопарков «Кванториум» и 340 мобильных технопарков для детей, проживающих в сельской местности и малых городах, будут построены к концу 2024 г.

Их смогут посещать 2 млн детей, которые смогут изучать «Технологию» и другие предметные области

Не менее чем в 16 тыс. школ не менее чем в 80 субъектах Российской Федерации, расположенных в сельской местности и малых городах, будет создана материально-техническая база для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей с охватом не менее 800 тыс. детей

Ученикам 5-11 классов будут предоставлены возможности освоения основных общеобразовательных программ по индивидуальному учебному плану, в том числе в сетевой форме, с зачетом результатов освоения ими дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения, к концу 2024 г.

70% детей с ограниченными возможностями здоровья будут обучаться по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе с использованием дистанционных технологий (%)

Численность обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на базе образовательных организаций общего образования, среднего и высшего профессионального образования (млн человек)

В 85 субъектах РФ будет создана и внедрена система социальной поддержки граждан, систематически участвующих в добровольческих (волонтерских) проектах:

обеспечены персонализированный учет волонтеров, организаций, развивающих волонтерскую деятельность;будет повышен уровень мобильности в целях участия в волонтерских мероприятиях и обучающих стажировках, проводимых в субъектах Российской Федерации;будут учреждены награды и звания, стипендиальная поддержка (для обучающихся);нематериальная поддержка граждан, участвующих в добровольческой деятельности25 тыс. специалистов по работе в сфере добровольчества и технологий работы с волонтерами пройдут подготовку на базе центров поддержки добровольчества (волонтерства), НКО, образовательных организаций и иных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере добровольчества, к концу 2024 г.

До конца 2024 года будут проведены мероприятия по различным направлениям добровольчества

1100 тыс. человек будут использовать единую информационную систему в сфере развития добровольчества, для эффективного поиска информации, взаимодействия, коммуникации и обучения добровольцев, комплексного учета волонтерского опыта и компетенций, объединения запросов и предложений волонтерской помощи в одном месте, к концу 2024 г. Дополнительные результаты национального проекта1,7 млн граждан примут участие в 35 конкурсах профессионального и карьерного роста к концу 2024 г.

Будет внедрена система мониторинга трудоустройства выпускников вузов, учитывающая удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников в разрезе указанных организаций и реализуемых ими образовательных программ, а также соответствие направлений подготовки региональным рынкам труда и отраслевой структуре экономики, с учетом сектора самозанятости

60 университетов будут реализовывать не менее чем по 5 образовательных программ, прошедших международную аккредитацию, к концу 2024 г.

В 2 раза будет увеличено количество иностранных студентов, обучающихся в российских вузах (до 425 тыс. человек), к концу 2024 г.

77,6 тыс. новых мест появятся в студенческих городках для проживания иностранных и иногородних студентов и преподавателей к концу 2024 г.

50 ресурсных центров будут созданы для детей и педагогов с обучением на русском языке в странах-партнерах к концу 2024 г.

18 тыс. иностранных граждан пройдут обучение в летних и зимних школах, в т. на базе летних оздоровительных лагерей, к концу 2024 г.

Ежегодно будет проводиться национальный чемпионат «Абилимпикс», организованы мероприятия по подготовке национальной сборной для участия в международных и национальных чемпионатах профессионального мастерства для людей с инвалидностью — к концу 2024 г.

В 85 субъектах РФ родителям детей, получающих дошкольное образование в семье, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, с привлечением НКО окажут 20 млн услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи к концу 2024  г.

Полномасштабная реализация нацпроекта «Образование» началась в январе 2019 года. С Рособрнадзором Минпросвещения утвердило методику расчёта показателей по вхождению Российской Федерации в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. С ВЭБом отрабатываются варианты и модели партнёрства.

Наибольшую тревогу главы Минпросвещения, по её признанию, вызывает определение показателя, который характеризует долю детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных программой дополнительного образования. Ольга Васильева предложила определить Росстат координатором по сбору и расчёту данного показателя на переходный период до 2021 года. Это, по её мнению, позволит преодолеть риски задвоения информации о тех детях, которые одновременно посещают несколько организаций дополнительного образования.

Губернатор Нижегородской области Андрей Никитин предлагает с помощью внедрения и развития сетевой формы реализации образовательных программ привлекать к задачам образования и библиотеки, и музеи, и спортивные учреждения. Для небольших районов, по мнению главы региона, целесообразно создание единого центра, который мог бы объединить под одной крышей социальные учреждения, а также учреждения дополнительного и общего образования.

Андрей Никитин попросил Минпросвещения включить в нацпроекты ремонт общеобразовательных учреждений, а также дополнительно закладывать деньги в региональные бюджеты на содержание инфраструктурных объектов.

В рамках плана мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» создана федеральная сеть центров цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Центры «Точка роста» создаются как структурные подразделения общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и в малых городах без образования юридического лица (локальный акт ОО, типовое положение). Совокупность образовательных организаций, на базе которых будут созданы Центры, составит федеральную сеть Центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».

Федеральные проекты и программы национального проекта «Образование»

  • Федеральный проект «Современная школа». Паспорт проекта.
  • Федеральный проект «Успех каждого ребенка». Паспорт проекта.
  • Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей». Паспорт проекта.
  • Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». Паспорт проекта.
  • Федеральный проект «Учитель будущего». Паспорт проекта.
  • Федеральный проект «Молодые профессионалы». Паспорт проекта.
  • Федеральный проект «Новые возможности для каждого». Паспорт проекта.
  • Федеральный проект «Социальная активность». Паспорт проекта.
  • Федеральный проект «Экспорт образования». О проекте.
  • Программа «Социальные лифты для каждого». О программе.

Другие национальные проекты

  • национальный проект «Цифровая экономика»;
  • национальный проект «Экология»;
  • национальный проект «Международная кооперация и экспорт»;
  • национальный проект «Жильё и городская среда»;
  • национальный проект «Наука»;
  • национальный проект «Культура»;
  • национальный проект «Демография»;
  • национальный проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»;
  • национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости»;
  • национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»;
  • национальный проект «Здравоохранение».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *