Приложение к Постановлению от 20.11.2013 г № 636-П Программа

Обобщенная характеристика подпрограмм государственной программы

Достижениецелей и решение задач государственной программы обеспечивается путем выполненияосновных мероприятий сгруппированных по двум подпрограммам государственнойпрограммы.

Составотдельных мероприятий государственной программы может корректироваться по меререшения ее задач. Реализация отдельных мероприятий порождает решение задач, чтообеспечивает достижение целей государственной программы.

Отдельныемероприятия государственной программы являются взаимозависимыми. Успешноевыполнение одного мероприятия может зависеть от выполнения других.

Каждаяподпрограмма направлена на решение конкретной задачи государственной программы.

Конкретноеописание мероприятий подпрограмм раскрыто в соответствующей подпрограмме.

Перечень и краткое описание реализуемых в составегосударственной программы подпрограмм (с указанием сроков их реализации,ответственного исполнителя и соисполнителей государственной программы,ожидаемых непосредственных результатов и последствий не выполнениягосударственной
программы (подпрограммы, отдельного мероприятия), показателейгосударственной программы) приведен вприложении N 3 к государственной программе.

Врамках государственной программы реализуется 2 подпрограммы:

Подпрограмма1 «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуацийприродного и техногенного характера»;

Подпрограмма2 «Пожарная безопасность».

Реализацияподпрограммы 1 обеспечит достижение цели – снижение рисков и смягчениепоследствий аварий, катастроф и стихийных бедствий для повышения уровнязащищенности населения и территорий области от ведения и вследствие ведениявоенных действий, совершения террористических актов, возникновения чрезвычайныхситуаций природного и техногенного характера и происшествий на водных объектах.

Для достижения данной цели планируется выполнитьследующие задачи:

реконструкция региональной системы оповещения населенияобласти о ЧС
природного и техногенного характера на основе применениясовременных технологий и оборудования;

развитие систем информирования населения о возможныхнеблагоприятных
воздействиях, угрозе возникновения ЧС природного и техногенногохарактера в местах массового пребывания людей;

обеспечениесодержания имущества гражданской обороны, освежение резерва средствиндивидуальной защиты и спасательных средств в целяхгражданской обороны и защиты населения от ЧС природного и техногенногохарактера;

созданиеусловий по обеспечению сохранности и качества хранимого резерва медикаментов,перевязочных материалов, средств медицинского назначения, медицинских средствиндивидуальной защиты, медицинского оборудования;

обеспечениезащиты населенных пунктов от затоплений, подтоплений и оползневых процессов;

предупреждениеЧС на критически важных и потенциально опасных объектах;

предупреждениеи ликвидация ЧС в городах и районах области.

Реализацияподпрограммы 2 обеспечит достижение цели – создание эффективной системыобеспечения пожарной безопасности на территории Саратовской области.

сокращениеколичества пожаров и гибели людей на территории области;

развитие инфраструктурыпожарной охраны области;

созданиеусловий для безопасного предоставления государственных услуг учреждениямисоциальной сферы с массовым пребыванием людей.

Государственная программа саратовской области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов саратовской области на период до 2020 года» паспорт государственной программы

1.Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем и прогноз ее развития, а также обоснование включения в государственную программуЛеса являются одним из возобновляемых природных ресурсов, которые удовлетворяют множественные потребности общества и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование является стратегически важной задачей.Площадь Саратовской области составляет более 10 млн. га, площадь земель, на которых расположены леса, составляет 735,2 тыс. га, площадь земель лесного фонда составляет 670,2 тыс. га, покрытая лесом площадь — 576,9 тыс. га. Лесистость области составляет 6,3 процента.Леса области по целевому назначению относятся к защитным лесам. В лесах произрастает более 30 древесных и столько же кустарниковых пород. Преобладают твердолиственные породы — 57 процентов, мягколиственные породы составляют 27 процентов, хвойные породы — 14 процентов, 2 процента составляют кустарники и неосновные лесообразующие породы. Средний возраст насаждений составляет 44 года, в том числе по твердолиственному хозяйству — 49 лет, по мягколиственному хозяйству — 41 год, по хвойному хозяйству — 25 лет. Общий запас насаждений составляет 59,7 млн. куб. м, из них запас спелых и перестойных насаждений составляет 15,5 млн. куб. м. Средний запас на 1 га составляет 103 куб. м. Пригодные к рубке лесные насаждения по территории области расположены крайне неравномерно.Почти вся площадь лесного фонда нуждается в лесоустройстве, часть лесных насаждений не имеет первичного лесоустройства, на большей части лесных насаждений не было повторного лесоустройства, запланированного на 2002 — 2004 годы. Отсутствие современной проектной документации значительно усложняет назначение лесохозяйственных мероприятий.В последние годы наибольший ущерб лесному хозяйству области нанесли пожары 2010 года, связанные с аномальными погодными условиями, в связи с этим ухудшилось санитарное состояние лесов. В настоящее время поврежденные пожарами насаждения нуждаются в срочном проведении санитарно-оздоровительных мероприятий. Своевременно неликвидированные последствия лесных пожаров могут вызвать массовые вспышки вредителей и болезней леса.Одной из особенностей природно-климатических условий области является установление высокой пожарной опасности в большинстве районов области на период до 7 месяцев. Средний класс пожарной опасности лесов области составляет 3,1 по пятибалльной шкале. 41 населенный пункт области находится в непосредственной близости к лесным массивам, что создает реальную угрозу перехода огня на указанные населенные пункты. Успешность тушения возгораний зависит от оперативности обнаружения очагов, времени доставки сил и средств пожаротушения, а также их состава. В результате реорганизации лесного хозяйства произошло рассредоточение сил и средств пожаротушения, была нарушена система передачи информации о лесных пожарах и управления тушением лесных пожаров.Недостаточное финансирование охраны лесов от пожаров и недостаточная эффективность существующей системы федерального государственного пожарного надзора в лесах приводят к многочисленным нарушениям правил пожарной безопасности в лесах области, снижению состояния уровня профилактики и тушения лесных пожаров, истощению материально-технической базы.Защита лесов — одно из приоритетных направлений для сохранения ресурсного потенциала лесов. Лесозащитные мероприятия представляют собой комплекс лесохозяйственных работ, направленных на профилактику, локализацию и ликвидацию очагов вредителей и болезней леса, систематическое слежение за санитарным состоянием лесов, выявлением возникших очагов вредителей и болезней леса.Основная часть лесов области расположена в степной зоне и имеет неблагоприятные условия для роста и развития лесных насаждений. С начала XX века на территории области ведутся работы по искусственному лесовосстановлению и лесоразведению. С 1960-х годов лесовосстановление и лесоразведение стали одним из приоритетных направлений для лесного хозяйства области, таковыми остаются и сегодня. На сохранность лесных культур за последние 4 года значительно повлияла засуха. В связи с прошедшими крупными лесными пожарами и последствиями засухи 2010 — 2011 годов не обеспечивается полная сохранность создаваемых лесных культур.Продуктивность лесов искусственного происхождения в значительной степени зависит от качества исходного посевного и посадочного материала. Исходный посадочный материал выращивается в лесных питомниках.В 1990-е годы на территории области действовало около 30 лесных питомников, все они имели орошаемые площади. В связи с уменьшением объемов работ по искусственному лесовосстановлению и лесоразведению количество питомников было сокращено. С вступлением в действие с 1 января 2007 года нового Лесного кодекса Российской Федерации ситуация с развитием питомнического хозяйства осложнилась. Низкой остается доля заготавливаемых семян лесных растений с улучшенными наследственными свойствами, а также доля лесных культур, создаваемых посадочным материалом, выращенным из улучшенных семян лесных растений.Используемая лесокультурная техника в большинстве лесохозяйственных учреждений области характеризуется неудовлетворительным состоянием и выработкой ресурсов.Ситуация в области обеспечения воспроизводства лесов семенным и посадочным материалом усугубляется состоянием технологической инфраструктуры, машин и механизмов, разработанных в XX веке. Их использование не может обеспечить эффективное воспроизводство лесов.Решение указанных проблем требует проведения скоординированных мероприятий на основе единой подпрограммы по реализации всех направлений ведения лесного хозяйства, подъема его на более высокий организационный и технический уровень, обеспечения непрерывного, многоцелевого и неистощительного использования лесов.2.Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи, целевые показатели, ожидаемые конечные результаты подпрограммы, сроки и этапы реализации подпрограммыПриоритеты развития области определены Программой социально-экономического развития Саратовской области до 2015 года, утвержденной Законом Саратовской области от 3 июля 2012 г. N 110-ЗСО. Целью указанной Программы является формирование условий динамичного экономического и социального развития области, направленного на повышение качества жизни населения. Одной из приоритетных задач Программы в лесном хозяйстве является воспроизводство и расширение лесного фонда, сохранение биологического разнообразия, усиление защитных функций и экологического потенциала лесов.На протяжении последнего десятилетия в основополагающих документах развития лесного хозяйства Российской Федерации определялись целевые установки и намечались пути решения задач с учетом социально-экономической ситуации в стране.В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, определены следующие приоритетные направления развития лесного хозяйства:создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов;улучшение породного состава лесных насаждений, резкое сокращение незаконных рубок и теневого оборота древесины.Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации N 248 и от 31 октября 2008 года Министерства сельского хозяйства Российской Федерации N 482 (далее — Стратегия), определены следующие основные факторы возникновения системных проблем в сфере лесного хозяйства:истощение эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения лесопромышленных предприятий и путей транспорта;недостаточная точность учета лесных ресурсов;низкая эффективность осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на региональном уровне;значительные потери лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней, ущерб от которых значительно выше общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов;невысокое качество лесовосстановления и низкий технический уровень лесохозяйственных работ;плохое развитие инфраструктуры, в том числе дорожной, в лесах;высокий уровень нелегального оборота древесины;нарушение биологического разнообразия лесов.В качестве основных стратегических целей развития лесного комплекса Стратегия предусматривает необходимость обеспечения устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала, повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, в обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса.Для достижения поставленных целей Стратегией предусматривается решение задачи по совершенствованию организационной и функциональной структуры государственного управления лесами.В Стратегии признается необходимость совершенствования лесного законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и определяются направления дальнейшего развития системы лесного планирования на федеральном, региональном и местном уровнях.В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в Стратегии содержится перечень основных мероприятий по интенсификации и эффективному использованию лесов, в том числе путем развития лесной инфраструктуры, реализации приоритетных инвестиционных проектов и освоения новых лесных массивов. Предполагается дальнейшее развитие рыночных экономических механизмов использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также материально-технической базы лесного хозяйства.В Стратегии определяется комплекс мер по обеспечению современного уровня охраны и защиты лесов, а также гарантированного воспроизводства лесных ресурсов на основе организационно-технических, технологических и инновационных решений.Кроме того, в целях повышения эффективности лесного хозяйства, качества исполнения субъектами Российской Федерации переданных полномочий в Стратегию включен перечень необходимых мероприятий по совершенствованию и развитию федерального государственного лесного надзора (лесной охраны). В качестве отдельной задачи выделяется необходимость укрепления научно-инновационного развития и кадрового обеспечения лесного хозяйства.Таким образом, приоритеты и цели государственной политики в сфере лесных отношений определяют необходимость комплексного решения задач лесного хозяйства, направленных на обеспечение непрерывного, неистощительного, рационального и многоцелевого использования лесов с учетом их социально-экологического значения.Основными целями подпрограммы являются:обеспечение охраны лесов от пожаров и нарушений лесного законодательства;сохранение объемов лесовосстановления и увеличение объемов лесоразведения;сохранение и усиление защитных функций и экологического потенциала лесов;повышение эффективности использования лесов.В соответствии с указанными целями и с учетом основных проблем лесного хозяйства подпрограмма предусматривает решение следующих задач:обеспечение пожарной безопасности в лесах и усиление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны);своевременное воспроизводство хозяйственно ценных древесных пород на землях лесного фонда, лесоразведение на землях иных категорий;обеспечение санитарной безопасности в лесах, организация современной, эффективной защиты лесов от вредных организмов;обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала.Целевыми показателями реализации подпрограммы являются:доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения (по количеству случаев), в общем количестве лесных пожаров — с 93,1 до 95,5 процента;выявляемость нарушений лесного законодательства — с 57 до 67 процентов;отношение площади искусственного лесовосстановления к площади выбытия лесов в результате сплошных рубок — до 206 процентов;объем лесовосстановления на землях лесного фонда ежегодно в объеме 2000 га;отношение площади ликвидированных очагов вредных организмов к площади очагов вредных организмов в лесах, требующих мер борьбы с ними — на уровне 44,1 процента;отношение площади лесов с проведенными санитарно-оздоровительными мероприятиями к площади погибших и поврежденных лесов — с 14,1 до 21,8 процента;площадь земель лесного фонда, переданных в пользование — с 3,3 до 5,5 тыс. га;доля площади земель лесного фонда, поставленных на кадастровый учет, к общей площади земель лесного фонда, переданных в пользование — с 23,3 до 22 процентов.Реализацию подпрограммы предлагается осуществить в 2014 — 2020 годах в один этап, обеспечивающий непрерывность решения поставленных задач.По итогам реализации подпрограммы ожидается достижение следующих результатов:оснащение противопожарной техникой и оборудованием лесничеств и ведомственной пожарной охраны лесхозов в соответствии с нормативными требованиями и повышение доли механизированного труда при тушении лесных пожаров повысит показатели оперативности тушения лесных пожаров;создание и обеспечение функционирования специализированной диспетчерской службы по мониторингу пожарной опасности в лесах и лесных пожаров на основе современных средств наблюдений обеспечит своевременное обнаружение лесных пожаров и позволит приступить к их тушению на ранних этапах;увеличение с 57 до 67 процентов количества случаев с установленными нарушителями лесного законодательства в общем количестве зарегистрированных случаев нарушения лесного законодательства;обеспечение баланса рубок и убыли лесов от пожаров, вредителей и болезней с лесовосстановлением;обеспечение выполнения ежегодных плановых мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов;повышение уровня квалификации работников лесного хозяйства;повышение эффективности и доходности лесного хозяйства.3.Характеристика мер государственного регулированияВ рамках реализации подпрограммы применение мер государственного регулирования не планируется.4.Характеристика мер правового регулированияВ рамках реализации подпрограммы принятия нормативных правовых актов на уровне Саратовской области не предусматривается, поскольку министерство природных ресурсов и экологии области реализует переданные Российской Федерацией отдельные полномочия в области лесных отношений и все нормативные правовые акты, необходимые для реализации подпрограммы, уже приняты на федеральном уровне.Кроме того, на уровне Российской Федерации предусмотрено принятие ряда новых нормативных правовых актов, необходимых для реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 — 2020 годы (приложение N 4 к государственной программе Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 — 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2593-р).5.Сводные показатели прогнозного объема выполнения областными государственными учреждениями государственных заданий на выполнение работВ рамках реализации подпрограммы предусмотрено выполнение государственных заданий на выполнение работ государственными бюджетными и автономными учреждениями, находящимися в ведении министерства природных ресурсов и экологии области.Сводные показатели представлены в приложении N 4 к государственной программе.6.Характеристика основных мероприятий подпрограммыПеречень основных мероприятий подпрограммы, сроки их исполнения, ожидаемые непосредственные результаты и последствия их нереализации представлены в приложении N 2 к государственной программе.Основное мероприятие 3.1 «Приобретение противопожарной техники и противопожарного оборудования в государственную собственность области для лесничеств и ведомственной пожарной охраны лесхозов».В соответствии с требованиями действующего законодательства ведомственная пожарная охрана лесхозов должна быть оснащена противопожарной техникой и оборудованием.На момент разработки подпрограммы уровень оснащенности лесхозов средствами механизации составлял 60 процентов, изношенность машинно-тракторного парка — более 70 процентов. Недостаток техники и современных средств тушения лесных пожаров создают трудности при их тушении и оперативном выезде на места возгораний. При установлении класса пожарной опасности выше третьего возникает угроза чрезвычайной ситуации и появления крупных лесных пожаров. В таких условиях необходимы мобильные средства передвижения, которыми являются малые лесопожарные комплексы «Фермер», укомплектованные противопожарным оборудованием, пожарные автомобили и другие технические средства пожаротушения.В целях эффективного проведения запланированных подпрограммой мероприятий необходимо повысить уровень технической оснащенности лесопожарных формирований области.Техника и оборудование для профилактики лесных пожаров

Читать также:  На расширенном заседании Комитета по делам Федерации, региональной политике обсуждалась программа реформирования и развития государственной службы Российской Федерации на 2009-2013 годы

Противопожарная техника и противопожарное оборудованиедля тушения лесных пожаров

Основное мероприятие 3.2 «Выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров».В рамках выполнения мер пожарной безопасности в лесах предусмотрен комплекс профилактических противопожарных мероприятий:проведение контролируемых выжиганий сухих горючих материалов по границам лесного фонда, что является первичной мерой пожарной безопасности, предупреждающей возникновение ландшафтных пожаров;устройство и обновление противопожарных минерализованных полос — это очистка от горючих материалов до минерального слоя почвы или обработка почвообрабатывающими орудиями (опашка) лесных участков, основное назначение которых задерживать распространение низового пожара или служить опорной линией при пуске отжига и встречного огня.В целях недопущения лесных пожаров большое внимание нужно уделить выполнению мер пожарной безопасности в лесах и тушению лесных пожаров.В указанной сфере существует ряд вопросов, решение которых позволит существенно снизить урон, причиняемый лесному хозяйству:совершенствование системы управления тушением лесных пожаров;обеспечение финансирования расходов, связанных с приобретением противопожарной техники, оборудования и средств пожаротушения;обеспечение финансирования противопожарных мероприятий;осуществление мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров на базе использования современных информационных систем;выполнение ежегодных плановых мероприятий по противопожарному обустройству лесов в запланированных объемах.Основными инструментами мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров являются патрулирование лесов наземными средствами, организация системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных средств, прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами.В целях предотвращения лесных пожаров следует особое внимание уделить комплектации пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, содержанию в пригодном для эксплуатации состоянии пожарных водоемов и подъездов к источникам водоснабжения.Основными причинами возникновения лесных пожаров являются антропогенные факторы. Целевая профилактическая работа должна быть направлена на человека, как основную причину возникновения лесных пожаров, и должна привести к снижению количества лесных пожаров за счет развития противопожарной профилактики и пропаганды. Для этих целей предполагаются:ежегодная установка и обновление стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах;установка шлагбаумов, обеспечивающих ограничение въезда транспортных средств в леса;благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в леса.

Основное мероприятие 3.3 «Организация, содержание и оснащение мобилизационных групп по тушению лесных пожаров».Тушением лесных пожаров и обеспечением мер пожарной безопасности на территории области занимаются специализированные лесохозяйственные учреждения — лесхозы области. Для организованной работы в данном направлении необходимо проведение ежегодной работы по организации, содержанию и оснащению мобилизационных групп по тушению лесных пожаров. До начала пожароопасного периода все учреждения должны иметь действующую лицензию на тушение лесных пожаров, укомплектованный пункт сосредоточения пожарного инвентаря, содержать в исправном состоянии лесопожарную технику и оборудование. Мобилизационная группа должна находиться в постоянной готовности к ликвидации лесного пожара. Хорошо организованная работа и отлаженная система оповещения о возгорании позволят сократить время тушения лесных пожаров и не допустить возникновения крупного лесного пожара.Основное мероприятие 3.4 «Обеспечение лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной и пожарный надзор, специальными средствами и форменным обмундированием».Деятельность федерального государственного лесного и пожарного надзора направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений лесного законодательства. Указанные функции осуществляются посредством организации и проведения проверок, проведения патрулирования лесных участков, принятия мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений, деятельности по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства.Осуществление мероприятий, намеченных подпрограммой, повысит эффективность и результативность работы государственных лесных инспекторов и лесничих, улучшит работу в сфере предупреждения, выявления и пресечения нарушений лесного законодательства, увеличит периодичность мероприятий по надзору в лесах.Количество должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной и пожарный надзор в лесах на территории области, составляет 124 ед. Из них по министерству природных ресурсов и экологии области — 16 ед., по лесничествам области — 108 ед.Подпрограммой запланировано приобретение специальных средств и форменного обмундирования в соответствии с установленными сроками носки.Основное мероприятие 3.5 «Лесовосстановление на землях лесного фонда».Основная часть лесов области расположена в степной зоне и имеет неблагоприятные условия для роста и развития лесных насаждений. С начала XX века на территории области ведутся работы по искусственному лесовосстановлению и лесоразведению. С 1960-х годов лесовосстановление и лесоразведение стали одними из приоритетных направлений для лесного хозяйства области, таковыми остаются и сегодня.Лесные насаждения, создаваемые искусственным путем, повышают продуктивность земель, защищают их от неблагоприятных климатических условий, таких как ветровые и водные эрозии почв, улучшают экологическую составляющую местности для проживания населения.Одной из особенностей ведения лесного хозяйства области в последние годы было интенсивное воспроизводство лесов за счет лесовосстановления (лесные культуры составляли 95 процентов и более от общего объема мероприятий по лесовосстановлению). Однако, в последние годы наметилась тенденция к увеличению доли других способов воспроизводства (естественного и комбинированного). Лесным планом Саратовской области предусмотрено снижение площадей искусственного лесовосстановления и увеличение площадей для комбинированного и естественного лесовосстановления. Общий объем лесовосстановления не снижается и составляет ежегодно 2000 га.Важнейшим фактором для работ по лесовосстановлению и лесоразведению является наличие земель, на которых возможно проведение лесовосстановительных работ. На территории области такие земли имеются. Для ввода в эксплуатацию таких земель в целях лесовосстановления и лесоразведения требуются финансовые затраты на их межевание и постановку на кадастровый учет.

Читать также:  Государственные программы по развитию русского языка

Основное мероприятие 3.6 «Уход за лесами на землях лесного фонда».В проведении ухода за лесами предполагается осуществление следующих мероприятий:уход за лесами в молодняках (осветление и прочистка);проведение прореживаний лесных насаждений;проведение проходных рубок лесных насаждений;проведение иных мероприятий по уходу за лесами.

Основной целью вышеперечисленных мероприятий является повышение качественного состава лесов путем проведения рубок ухода, особенно рубок ухода в молодняках хозяйственно ценных насаждений.Все леса области относятся к защитным с особым режимом ведения лесного хозяйства, при котором исключаются рубки с целью заготовки спелых и перестойных лесных насаждений. Рубки ухода осуществляются путем периодической вырубки из насаждений нежелательных деревьев и создания благоприятных условий для роста деревьев главной породы. Рубки ухода проводят с момента формирования насаждений и заканчивают за один класс возраста до возраста рубки.При проведении рубок ухода, кроме получения лесоводственного эффекта, реализуется возможность получения определенного количества древесины.Наибольший объем работ, при котором возможна заготовка древесины, осуществляют лесхозы области на основании заключенных государственных контрактов.В соответствии с проектной документацией разрешенный объем заготовки древесины составляет более 500 тыс. куб. м. Рубки ухода за лесом не финансируются из бюджета. Работы выполняются за счет внебюджетных средств лесхозов и ежегодные объемы рубок по ликвидной древесине не превышают 200 тыс. куб. м.Для выполнения объема рубок в целях улучшения санитарного состояния лесов области проводятся аукционы по продаже права на заключение государственного контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины, получаемой от рубок ухода.Основное мероприятие 3.7 «Организация выращивания посадочного материала древесно-кустарниковых пород для целей лесовосстановления».Воспроизводство лесов, сохранение объемов лесовосстановления и лесоразведения не может осуществляться без развития питомнического хозяйства и лесного семеноводства.Продуктивность лесов искусственного происхождения в значительной степени зависит от качества исходного посевного и посадочного материала. Исходный посадочный материал выращивается в лесных питомниках.Для Саратовской области необходим посадочный материал, приспособленный к ранним срокам посадки, к бедным эродированным почвам, к почвам на затапливаемых пойменных землях.В 1990-е годы на территории области действовало около 30 лесных питомников, все они имели орошаемые площади. В связи с уменьшением объемов работ по искусственному лесовосстановлению и лесоразведению количество питомников было сокращено.С вступлением в силу с 1 января 2007 года нового Лесного кодекса Российской Федерации ситуация с развитием питомнического хозяйства осложнилась. Не имея развитой системы питомнического хозяйства невозможно рассчитывать на качественное и успешное развитие лесовосстановления и лесоразведения в области.Лесное семеноводство является составной частью воспроизводства лесов и отнесено к полномочиям Российской Федерации. Финансирование мероприятий по лесному семеноводству, за исключением заготовки лесных семян, осуществляется из средств федерального бюджета по государственным контрактам через ФБУ «Рослесозащита».В лесном фонде области единый генетико-селекционный комплекс (ЕГСК) представлен следующими объектами: плюсовые деревья — 248 штук, плюсовые насаждения — 5 га, ЛСП — 25 га, ПЛСУ — 86,5 га, архив клонов — 6 га.Объекты ЕГСК создаются для обеспечения воспроизводства лесов семенами, в том числе семенами с улучшенными наследственными свойствами, повышающими продуктивность, качество и устойчивость насаждений.Необходимо осуществить комплекс мероприятий по повышению уровня технического оснащения работ, связанных с созданием и содержанием лесосеменных объектов, заготовкой лесосеменного сырья и переработкой семян, анализом качества семян и их длительным хранением.Заготовка, переработка и хранение лесных семян непосредственно связано с выращиванием посадочного материала для воспроизводства лесов.Выращивание посадочного материала в современных условиях требует применения современных технологий и разработок. Для планирования объемов выращивания посадочного материала необходимо учитывать ежегодный объем работ по лесовосстановлению на землях лесного фонда и всем видам защитного лесоразведения. В Лесном плане Саратовской области выращивание посадочного материала ежегодно запланировано в объеме 6 млн. штук. Этого количества достаточно для проведения запланированного объема работ по лесовосстановлению (2000 га). Создание защитных и других видов насаждений требует выращивания дополнительного количества и дополнительных затрат на выращивание стандартного посадочного материала.Основное мероприятие 3.8 «Проведение межевых работ на землях иных категорий для перевода их в земли лесного фонда».В целях повышения лесистости области и увеличения площади земель лесного фонда области в целом необходимо провести мероприятия по переводу сельскохозяйственных земель площадью более 1,5 тыс. га, на которых произрастают лесные насаждения, в земли лесного фонда. На этих землях произрастают ценные, высокополнотные насаждения с хорошим санитарным состоянием (средний их возраст составляет 60 лет), требующие проведения лесохозяйственных уходов и охраны.На территории области имеются земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, не пригодные для ведения сельскохозяйственной деятельности. Данные участки целесообразно перевести в категорию земель «земли лесного фонда» с дальнейшим проведением на них лесохозяйственных работ, направленных на увеличение покрытой лесом площади.Организация использования лесов на этих землях будет способствовать повышению эффективного использования лесных ресурсов, созданию инфраструктуры по оказанию услуг населению, поступлению денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.Для выполнения вышеуказанных мероприятий в соответствии с законодательством необходимо провести межевые работы и осуществить постановку земель на государственный кадастровый учет.

Основное мероприятие 3.9 «Организация санитарно-оздоровительных мероприятий на лесных участках и лесопатологических обследований в лесахна землях лесного фонда».Ежегодное проведение лесопатологических обследований позволяет своевременно обнаружить наличие очагов вредных организмов, определить санитарное состояние насаждений (степень усыхания, захламления) и правильно назначить санитарно-оздоровительные мероприятия.В рамках основного мероприятия по проведению лесопатологических обследований и ликвидации очагов вредных организмов на лесных участках предполагается проведение следующих мероприятий:осуществление лесопатологической таксации (обследований) с целью определения границ площади, занятой лесными насаждениями, подвергшимися негативному воздействию патологических факторов;оперативная проверка информации лесничествами о появлении вредных организмов или иных повреждений лесов;оперативная оценка состояния популяций вредных насекомых и распространенности болезней до начала истребительных мероприятий (контрольные лесопатологические обследования);оценка текущего санитарного (степень захламления, усыхания, загрязнения) и лесопатологического (степень повреждения, поражения вредными организмами) состояния лесов в очагах вредных организмов, а также определение границ повреждений леса;обследование участков леса, ослабленных различными неблагоприятными факторами;планирование, обоснование и назначение мероприятий по защите лесов;осуществление наземных работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов;обеспечение карантинных мероприятий в лесах;проведение санитарно-оздоровительных мероприятий по защите лесов, включая:обоснование и планирование санитарно-оздоровительных мероприятий;проведение работ по вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений с использованием выборочных и сплошных санитарных рубок.

Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий позволяет улучшить санитарное состояние лесных насаждений, повысить биологическую устойчивость лесов, обеспечить выполнение лесными насаждениями своих целевых функций.Санитарно-оздоровительные мероприятия включают в себя выборочные санитарные рубки, сплошные санитарные рубки и очистку леса от захламленности.

В целях оздоровления лесных насаждений, частично утративших устойчивость, назначаются выборочные санитарные рубки. В случаях, когда выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утративших свои средообразующие и иные полезные функции, назначаются сплошные санитарные рубки с последующими лесовосстановительными работами. Очистка леса от захламленности подразумевает уборку на лесных участках. При образовании ветровальных, буреломных, снеголомных деревьев назначается очистка леса от захламленности.Основное мероприятие 3.10 «Организация работы школьных лесничеств».Школьное лесничество — добровольное объединение учащихся образовательных учреждений основного общего и среднего (полного) образования, организованное как внеклассная форма работы в целях воспитания у учащихся любви и бережного отношения к лесу и природе родного края; расширения и углубления знаний в области лесоведения, биологии, экологии, других естественных наук; формирования трудовых умений и навыков по охране, воспроизводству и эффективному использованию лесных ресурсов, подготовки к сознательному выбору профессии.По состоянию на 1 августа 2013 года на территории области действует 17 школьных лесничеств. В них задействовано 388 человек в возрасте от 12 до 15 лет. Основными видами деятельности являются сбор семян, изготовление и развешивание скворечников, посадка деревьев на территории населенных пунктов, ведение природоохранной и противопожарной пропаганды.В 2012 году юными лесоводами области проведены:работы в лесном питомнике на площади 14 га;высажено для озеленения 1 тыс. шт. саженцев;заготовлено 500 кг шишек сосны обыкновенной, более 1000 кг желудей, 700 кг каштана;изготовлено и развешано около 1 тыс. шт. искусственных гнездовий;распространено 2 тыс. шт. листовок на противопожарную тематику;на площади 20 га очищены от мусора и валежника пригородные леса.В 2013 году за последнее 10-летие был проведен в Саратовской области Слет школьных лесничеств, что, безусловно, повысило заинтересованность молодежи к природоохранной тематике.Давняя и хорошая традиция школьных лесничеств — проведение экологических акций: «День леса», «День древонасаждений», «День птиц», «День земли», «Марш парков», «Зеленая аптека» и другие.В настоящее время работа со школьными лесничествами активизирована. Подпрограммой запланировано создание школьного лесничества на территории каждого лесничества области, активное привлечение школьников к проблемам охраны и защиты лесных богатств, патриотическое воспитание молодежи, организация и проведение слетов школьных лесничеств и экологических акций.Основное мероприятие 3.11 «Проектирование лесохозяйственных мероприятий и организация использования лесов на землях лесного фонда».Планирование и проектирование лесохозяйственных мероприятий на землях лесного фонда должно осуществляться на основании данных лесоустройства исходя из экономической ценности лесов, их экологических и социальных функций. Планирование и проектирование мероприятий в современных условиях должно осуществляться с применением актуальных совмещенных баз данных картографической и таксационной информации.Отвод лесосек — это комплекс работ, связанных с рубкой лесных насаждений. Внедрение современных технологий в организацию отвода лесосек позволит значительно повысить эффективность использования лесосечного фонда и лесоуправления.

Читать также:  Программа покупки автомобиля с государственной поддержкой в 2021 первый автомобиль

Обобщеннаяхарактеристика мер государственного регулирования

Меры государственногорегулирования не предусмотрены

Анализ рисков реализации государственной программы и мерыуправления рисками

Анализрисков, снижающих вероятность полной реализации государственной программы идостижения поставленных целей и решения задач, позволяет выделить следующиевиды рисков: внутренние риски, внешние риски, другие риски.

Рисквозникновения сбоев при реализации государственной программы (операционныйриск) возникает в результате низкой эффективности деятельности, в том числеошибок исполнителей, совершенных правонарушений, неготовности инфраструктурырегионов (управленческой, информационной, финансовой и др.) к решению задач,поставленных в государственной программе.

В рамках данного вида риска можно выделить следующие видырисков:

рискисполнителей – вероятность возникновения проблем в реализации государственнойпрограммы в результате недостаточной квалификации ответственных исполнителей.Также к указанному виду риска относится риск злоупотреблений исполнителямисвоим служебным положением в рамках реализации программы. Качественная оценкаданного риска – риск средний;

рискнесовершенства технологической инфраструктуры – неготовность инфраструктуры крешению поставленных перед ней задач может привести к задержкам в реализациигосударственной программы. Качественная оценка данного вида риска – рисксредний. Снижение данного риска также можно обеспечить за счет более активногопривлечения к реализации государственной программы муниципальных образований иорганизаций.

Такимобразом, операционный риск реализации государственной программы определяетсякак средний. Важно учесть, что вес операционного риска не является критическимдля реализации государственной программы. При этом в государственной программепредусмотрены мероприятия, направленные на снижение данного риска до уровня – .

Институциональныйриск – вероятность того, что государственная программа не будет выполнена вполном объеме по причине задержек с формированием и раз

Сроки и этапы реализации государственной программы

Реализациягосударственной программы в полном объеме позволит:

повысить уровень защищенности населения и территорий отопасностей
и угроз мирного и военного времени;

повыситьэффективность деятельности органов управления и сил гражданской обороны;

создать системы комплексной безопасности регионального,муниципального
и объектового уровней от чрезвычайных ситуаций природного итехногенного характера;

обеспечить дальнейшее развитие общероссийской комплекснойсистемы
информирования и оповещения населения в местах массовогопребывания людей;

обеспечить дальнейшее развитиеинформационно-телекоммуникационной
инфраструктуры системыуправления рисками чрезвычайных ситуаций;

обеспечить дальнейшее развитие системы мониторинга ипрогнозирования

снизитьриски пожаров и смягчить возможные их последствия;

повыситьбезопасность населения и защищенность критически важных объектов от угрозпожаров;

обеспечитьбезопасность людей на водных объектах.

Социальнаяэффективность реализации государственной программы будет заключаться вулучшении демографической ситуации, здоровья итрудоспособности населения, а также в увеличении масштабов и улучшениикачества работ по социальной реабилитации населения.

Экологическаяэффективность реализации государственной программы будет заключаться вулучшении состояния окружающей среды, а также увеличении масштабоввосстановительных и работ.

Экономическая эффективность реализации государственнойпрограммы
будет заключаться вобеспечении снижения экономического ущерба от ведения и вследствие ведения военных действий, совершениятеррористических актов, чрезвычайных ситуаций природного и техногенногохарактера, пожаров и происшествий на водных объектах.

Реализациягосударственной программы к 2020 году позволит достичь следующих ожидаемыхрезультатов:

реконструкция региональной системы оповещения населенияСаратовской

внедрениеобщероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения(ОКСИОН) в гаратове: 1 регионального информационногоцентра (РИЦ), 4 пунктов уличного оповещения населения (ПУОН), 1 пунктаинформирования и оповещения населения (ПИОН) и одной отдельно расположеннойбегущей информационной строки;

модернизациясистемы оперативного управления;

модернизация системы (микрофильмированиедокументации на объектах повышенного риска и объектах систем жизнеобеспечения иперевод фонда документации на электронные носители);

материально-техническое обеспечение ОГУ «Службаспасения Саратовской
области» (приобретение специальной техники, оборудования,средств коротковолновой , проводнойсвязи, звуковещательного оборудования и многоканальной навигационной системы,современных среасения и жизнеобеспечения);

приведениев удовлетворительное состояние 6 специализированных складов гражданскойобороны;

освежениефактического запаса средств индивидуальной защиты областного резерва;

обеспечениесохранности и качества хранимого резерва медикаментов, перевязочных материалов,средств медицинского назначения, медицинских средств индивидуальной защиты имедицинского оборудования;

проведениеобучения населения способам защиты от чрезвычайных ситуаций природного итехногенного характера, а также безопасности на водных объектах;

ввод пожарного депо длязащиты пбилейный Волжского района г.Саратова отпожаров;

материально-техническоеобеспечение областного государственного учреждения «Противопожарная службаСаратовской области» (приобретение 25 единиц новой техники для тушенияпожаров, боевой одежды и снаряжения, пожарно-технического вооружения и среязи);

приобретение оборудованиядля обеспечения выполнения работ в непригодной для дыхания среде;

оснащениесредствами пожарной безопасности учреждений социальной
сферы, муниципальных районов области и организаций области.

Основныесроки и этапы реализации государственной программы:

Государственная программа реализуется в 2014-2020 годах,контрольный
этап реализации государственной программы 2017 год. Реализациягосударственной программы будет проходить в два этапа:

первыйэтап – 2014-2016 годы;

второй этап – 2017-2020 годы.

На первом этапе (2014-2016 годы) предусматривается проведение мероприятий по материально-техническомуобеспечению объектов областных государственныхучреждений социальной защиты, здравоохранения, культуры в целяхобеспечения их пожарной безопасности, защите населенных пунктов от затоплений, подтоплений и развития оползневыхпроцессов, предупреждению чрезвычайныхситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования объектовжизнеобеспечения при предоставлении услуг населению по тепло-, водоснабжению, водоотведению, обеспечениюфункционирования региональной системы Государственного учета

иконтроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на территории области,обеспечению сохранности и качества хранимого резерва медикаментов, перевязочныхматериалов, средств медицинского назначения, медицинских средств индивидуальнойзащиты, медицинского оборудования.

Навтором этапе (2017-2020 годы) предусматривается проведение мероприятий по материально-техническомуобеспечению объектов областных государственныхучреждений занятости, труда и миграции в целях обеспечения их пожарной безопасности, реконструкциярегиональной системы оповещения населения области о ЧС природного итехногенного характера, создание региональной системы ОКСИОН в гаратове, модернизация системы оперативного управления ОГУ»Центр управления в кризисных ситуациях Саратовской области» (ОГУ»ЦУКС Саратовской области»),освежение резерва средств индивидуальной защиты и спасательных средств вцелях гражданской обороны и защиты населения от ЧС природного и техногенногохарактера, материальное оснащение подразделений противопожарной службы области, разработка проектной документациии начало строительства пожарного депо в пбилейныйг.Саратова, создание на базе ОГУ «ЦУКС Саратовской области» эффективной всеобъемлющей системы управлениярисками чрезвычайных ситуаций Саратовской области, освежение резерва средств индивидуальной защиты испасательных средств в целях гражданскойобороны и защиты населения от ЧС природного и техногенного характера, обеспечениесохранности и качества хранимого резерва медикаментов, перевязочных материалов,средств медицинского назначения, медицинских средств индивидуальной защиты,медицинского оборудования, прикрытие территориймуниципальных образований подразделениями пожарной охраны, в томчисле за счет увеличения численности противопожарной службы области и организации деятельности добровольной пожарнойохраны, завершение строительства пожарного депо в пбилейный г.Саратова, завершение работ по развитиюматериально-технической базы областных государственных учреждений социальной сферы в целях обеспечения их пожарнойбезопасности.

5. Обобщенная характеристикамер правового регулирования

Одним из приоритетных направлений реализации единойгосударственной
политики является совершенствование нормативной правовой базы вобласти гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайныхситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасностии безопасности людей на водных объектах.

В 2012 году управлением обеспечения безопасностижизнедеятельности населения ПравительстваСаратовской области
проведена серьезная работапо внесению изменений в базовые правовые акты в указанной области с учетом изменений политических, экономических исоциальных правоотношений.

Функции государственных органов в области защиты населения итерриторий от ЧС определены Уставом (Основным законом) Саратовской области,Законами Саратовской области «О Губернаторе Саратовской области»,»О Правительстве Саратовской области», «О защите населения итерриторий Саратовской области от чрезвычайных ситуаций природного итехногенного характера».

В соответствии с требованиями Федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуацийприродного и техногенного характера», нормативных правовых актовПравительства Российской Федерации, МЧС России в 2012 году в муниципальныхобразованиях приняты в полном объеме рекомендованные МЧС России законодательныеи другие нормативные правовые акты в областизащиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Работапо внесению изменений в нормативно-правовые акты области по вопросам защитынаселения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечении пожарнойбезопасности продолжается.

Сведенияоб основных мерах правового регулирования представлены в приложении N 2 кгосударственной программе.

Планируется разработать пять нормативно-правовых акта,представленных
в подпрограммах 1 и 2:

всоответствии с долгосрочной областной целевой программой «Снижение рискови смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природногои техногенного характера в Саратовской области на 2012-2015 годы»,утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 9 сентября2011 года N 492-П, в декабре 2013 года завершится разработка проектно-сметнойдокументации по реконструкции региональной системы оповещения населения. Всвязи этим в начале 2014 года необходимо принять распоряжение ГубернатораСаратовской области «Об утверждении проекта на выполнение работ поразработке проектно-сметной документации на реконструкцию региональной системыоповещения (РСО) населения Саратовской области»;

впериод с 2017 по 2018 годы планируется выделение бюджетных ассигнований на реконструкцию РСО. Послезавершения работ по реконструкции РСО необходимо принять распоряжениеГубернатора области «О вводе в эксплуатацию региональной системыоповещения (РСО) населения Саратовской области»;

В 2017 году планируется выделение бюджетных ассигнованийна создание региональной системы ОКСИОН и установку в гаратовеодного РИЦ, одного комплекса ПИОН, 4 экранов ПУОН, и одной отдельнорасположенной бегущей информационной строки.

В 2018 году после завершения строительства ОКСИОН в гаратове необходимо принять меры по обеспечению ввода вэксплуатацию, постановке на дежурство Общероссийской комплексной системыинформирования и оповещения населения (ОКСИОН) в г.Саратове.

в 2014 году необходимо разработать:

проект правового акта »
Обутверждении комплекса мер по подготовке к весенне-летнему пожароопасному сезону2014 года и перечня населенных пунктов и объектов, граничащих с лесныминасаждениями»;

проект постановления Губернатора Саратовской области «Обутверждении Сводного плана тушения лесных пожаров на территории Саратовскойобласти на 2014 год
«. Указанные проекты необходимы дляопределения комплекса мер
по подготовке кпожароопасному периоду, определения порядка взаимодействия
привлекаемых сил и средств, для тушения лесных пожаровна территории области;

в 2017 году планируется разработать проектпостановления Правительства
Саратовскойобласти «Об увеличении штатной численности областного
государственного учреждения «Противопожарная службаСаратовской области»
в целях доведения штатной численности ОГУ»ППССО» до нормативной в соответствии с Законом Саратовской области»О пожарной безопасности в Саратовской области» и доведения прикрытиятерритории области,
подразделениями государственнойпротивопожарной службы до 100 процентов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *