ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Примером текущего планирования в здравоохранении с использованием изложенных выше принципов и методов служит Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Программа ежегодно утверждается Постановлением Правительства РФ с целью реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи.
Программа состоит из 6 разделов и включает в себя: общие положения; виды и условия оказания медицинской помощи; источники финансового обеспечения медицинской помощи; нормативы объема медицинской помощи; нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь; критерии доступности и качества медицинской помощи.
Основные задачи Программы:
• создание единого правового и экономического механизма реализации конституционных прав граждан на получение гарантированной (бесплатной) медицинской помощи;
• обеспечение баланса между обязательствами государства по предоставлению населению гарантированной (бесплатной) медицинской помощи и выделяемых для этого ресурсов.
В рамках Программы населению бесплатно предоставляются следующие виды медицинской помощи:
• первичная медико-санитарная помощь;
• скорая медицинская помощь, в том числе специализированная (санитарно-авиационная);
• специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная.
Все эти виды помощи населению Российской Федерации предоставляются за счет средств обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней.
Для разработки Программы используются следующие группы нормативов:
• нормативы объемов медицинской помощи;
• нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи.
Статья 80. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
В рамках программы государственных гарантий бесплатно оказывается гражданам:
1) первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная помощь;
2) специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная;
3) скорая медицинская помощь, в том числе скорая специализированная;
4) паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.
При оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в стационарных условиях осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», и медицинскими изделиями, которые предусмотрены стандартами медицинской помощи.
При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий и аналогичных территориальных программ не подлежат оплате за счет личных средств граждан:
1) оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи;
2) назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, — в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям;
3) размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов — по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
4) создание условий пребывания в стационарных условиях, включая предоставление спального места и питания, при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше указанного возраста — при наличии медицинских показаний;
5) транспортные услуги при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационаре, в другое медицинское учреждение на обследование, в случае, если данное исследование необходимо, но отсутствует возможность его проведения в данном стационаре;
6) транспортировка и хранение в морге поступившего для исследования биологического материала, трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях, и утилизация биологического материала.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период) Правительством РФ, которое ежегодно рассматривает представляемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти доклад о ее реализации.
В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются:
1) перечень форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно;
2) перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно;
3) категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно;
4) базовая программа обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании и другое.
Глава 7. Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи
Примером
текущего планирования в здравоохранении с использованием изложенных
выше принципов и методов служит Программа государственных гарантий
оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Программа
ежегодно утверждается Постановлением Правительства РФ с целью
реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на
получение бесплатной медицинской помощи.
Программа
состоит из 6 разделов и включает в себя: общие положения; виды и
условия оказания медицинской помощи; источники финансового обеспечения
медицинской помощи; нормативы объема медицинской помощи; нормативы
финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые
нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на
медицинскую помощь; критерии доступности и качества медицинской помощи.
• создание
единого правового и экономического механизма реализации конституционных
прав граждан на получение гарантированной (бесплатной) медицинской
помощи;
• обеспечение
баланса между обязательствами государства по предоставлению населению
гарантированной (бесплатной) медицинской помощи и выделяемых для этого
ресурсов.
• первичная медико-санитарная помощь;
• скорая медицинская помощь, в том числе специализированная (санитарно-авиационная);
• специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная.
Все
эти виды помощи населению Российской Федерации предоставляются за счет
средств обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней.
• нормативы объемов медицинской помощи;
• нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи.
К этим показателям относятся:
• норматив амбулаторно-поликлинической помощи, который устанавливается в количестве посещений на одного человека в год (2010 г. — 9,5 посещений);
• норматив медицинской помощи, предоставляемой
в дневных стационарах всех типов, который устанавливается в количестве
пациенто-дней на одного человека в год (2010 г. — 0,59 пациенто-дня);
• норматив стационарной помощи, который устанавливается в количестве койко-дней на одного человека в год (2010 г. — 2,78 койко-дня);
• норматив скорой медицинской помощи, который устанавливается в количестве вызовов на одного человека в год (2010 г. — 0,318 вызова).
• норматив финансовых затрат на 1 посещение в амбулаторно-поликлиническую организацию (2010 г. — 218,1 рубля);
• норматив финансовых затрат на 1 пациенто-день в дневном стационаре (2010 г. — 478 рубля);
• норматив финансовых затрат на 1 койко-день в стационаре (2010 г. — 1380,6 рубля);
• норматив финансовых затрат на 1 вызов скорой медицинской помощи (2010 г. — 1710,1 рубля).
Кроме того, в рамках Программы устанавливается подушевой норматив финансирования Программы (2010
г. — 7634,4 рублей), отражающий размер средств на компенсацию затрат по
предоставлению бесплатной медицинской помощи в расчете на 1 человека в
год.
УПРАВЛЕНИЕ И АНАЛИЗ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ
В
соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам
Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органами
государственной власти субъектов РФ разрабатываются соответствующие
территориальные программы. В них могут устанавливаться дополнительные
условия, виды и объемы оказания медицинской помощи за счет средств
бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Подушевые нормативы
финансирования территориальной программы формируются исходя из
вышеперечисленных нормативов объемов медицинской помощи и финансовых
затрат с учетом соответствующих районных коэффициентов.
Территориальная
программа государственных гарантий оказания гражданам Российской
Федерации бесплатной медицинской помощи включает:
• территориальную программу обязательного медицинского страхования;
• перечень
заболеваний и видов медицинской помощи, предоставляемой населению
бесплатно за счет бюджетов всех уровней и средств ОМС;
• перечни организаций здравоохранения, работающих в системе ОМС, и медицинских учреждений, финансируемых из бюджетов;
• объемы
медицинской помощи, установленные для медицинских учреждений субъекта
РФ, муниципальных образований, ведомственных и частных медицинских
организаций, работающих в системе ОМС, и финансовые средства на
выполнение этих объемов;
• перечень
жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий
медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при оказании
медицинской помощи в рамках территориальной программы;
• перечень
медицинских учреждений субъекта РФ, оказывающих специализированную
высокотехнологичную медицинскую помощь за счет средств бюджета субъекта
РФ;
• условия и порядок предоставления бесплатной медицинской помощи населению субъекта РФ в рамках территориальной программы;
• информацию
о численности населения (по группам и категориям заболеваний), при
амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия
медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с
50-процентной скидкой.
Основные задачи территориальной программы:
• консолидация различных источников финансирования для обеспечения населения гарантированной (бесплатной) медицинской помощью;
• обеспечение
сбалансированности обязательств государства по предоставлению населению
бесплатной медицинской помощи и выделяемых для этого финансовых
средств;
• повышение эффективности использования имеющихся ресурсов здравоохранения.
Для
анализа выполнения плановых объемов медицинской помощи территориальной
программы рассчитываются следующие статистические показатели.
Анализ выполнения нормативов финансовых затрат территориальной программы осуществляется на основе расчета следующих показателей.
Изучение
этих показателей позволяет оценить полноту поступления и целевое
использование финансовых средств, которые находятся в распоряжении
организаций здравоохранения для оплаты медицинской помощи. Значения
показателей должны приближаться
Кроме того, для анализа качества медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы, разрабатывается ряд
специальных статистических показателей, которые вычисляются по следующим формулам.
Эти
показатели рассчитываются как специалистами органов управления
здравоохранением, отдельных организаций здравоохранения (ведомственная
экспертиза), так и специалистами медицинских страховых организаций
(вневедомственная экспертиза).
Каковы основные задачи Программы госгарантий?
Какие основные разделы включают в себя госгарантии?
Какие нормативы объемов медицинской помощи используются для разработки Программы госгарантий?
Какие нормативы финансовых затрат используют для разработки Программы госгарантии?
Какие основные задачи решаются в рамках территориальной Программы госгарантий?
Что включает в себя территориальная Программа госгарантии?
Какие статистические показатели используются для анализа выполнения территориальной Программы госгарантии?
МОДУЛЬ 3. МЕТОДИКА РАСЧЕТА И АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Цель изучения модуля: подчеркнуть
значение статистических показателей для анализа объемов, финансовых
затрат, качества медицинской помощи в рамках территориальной программы
государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации
бесплатной медицинской помощи (далее — Программа).
После изучения темы студент должен знать:
— виды медицинской помощи, предоставляемые в рамках Программы;
— нормативы, используемые для разработки и анализа Программы;
— методику расчета и анализа статистических показателей Программы.
Студент должен уметь:
— рассчитывать, анализировать и интерпретировать статистические показатели выполнения Программы.
Программа
государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации
бесплатной медицинской помощи ежегодно утверждается постановлением
Правительства РФ с целью реализации конституционных прав граждан
Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи.
— первичная медико-санитарная помощь;
— неотложная медицинская помощь;
— скорая медицинская помощь, в том числе специализированная (санитарно-авиационная);
— специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная.
Задания для самостоятельной работы
Ответить на контрольные вопросы.
Разобрать задачу-эталон.
Ответить на вопросы тестового задания модуля.
Решить задачи.
Какова основная задача Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи?
Дайте определение термина «норматив».
По каким статистическим показателям анализируется выполнение Программы государственных гарантий?
Какие
показатели характеризуют выполнение плановых объемов медицинской
помощи? Приведите формулы их расчета, рекомендуемые значения.
Какие
показатели характеризуют финансовые затраты на единицу медицинской
помощи? Приведите формулы их расчета, рекомендуемые значения.
Для чего рассчитывают подушевой норматив финансирования Программы государственных гарантий?
Какие показатели характеризуют экспертизу качества медицинской помощи? Приведите формулы их расчета, рекомендуемые значения.
Анализируется
выполнение территориальной программы государственных гарантий оказания
гражданам бесплатной медицинской помощи в некотором субъекте РФ. В
таблице представлены исходные данные для расчета статистических
показателей.
Таблица. Исходные
данные для расчета показателей выполнения территориальной программы
государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской
помощи в некотором субъекте РФ
* АПО — амбулаторно-поликлинические организации.
На
основании исходных данных, приведенных в таблице, рассчитать
статистические показатели выполнения территориальной программы
государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской
помощи в некотором субъекте РФ.
Проанализировать
полученные данные, сравнив их с рекомендуемыми или
среднестатистическими значениями, приведенными в учебнике и
рекомендуемой литературе.
Для
анализа выполнения территориальной программы государственных гарантий
оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в некотором субъекте РФ
рассчитаем следующие показатели.
Выполнение планового объема амбулаторно-поликлинической помощи =
Выполнение планового объема медицинской помощи, предоставляемой в дневных стационарах =
Выполнение планового объема стационарной помощи =
Выполнение планового объема скорой медицинской помощи =
Выполнение норматива финансовых затрат на амбулаторно-поликлиническую помощь =
Выполнение норматива финансовых затрат на медицинскую помощь в дневных стационарах =
Выполнение норматива финансовых затрат на стационарную помощь =
Выполнение норматива финансовых затрат на скорую медицинскую помощь =
Среднее число выявленных дефектов оказания медицинской помощи (на 1 больного) =
Среднее число выявленных дефектов, повлекших ухудшение здоровья (на 1 больного) =
Среднее число выявленных дефектов, повлекших увеличение стоимости лечения (на 1 больного) =
Таблица. Сравнительная
характеристика статистических показателей выполнения территориальной
программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной
медицинской помощи в некотором субъекте РФ
Анализ
реализации Программы показал, что фактические объемы
амбулаторно-поликлинической и медицинской помощи, предоставляемой в
дневных стационарах, ниже плановых заданий (соответственно 96,5 и
87,3%). В то же время объемы стационарной и скорой медицинской помощи
выполнены соответственно на 105,9 и 140,2%, что является свидетельством
недостаточно эффективного использования ресурсов.
Анализ
выполнения нормативов финансовых затрат показал их превышение в
амбулаторно-поликлинических учреждениях — 110,8%. Ниже установленных
нормативов финансируются стационары больничных учреждений — 95,6% и
скорая медицинская помощь — 91,8%. Дневные стационары финансируются на
уровне установленных нормативов финансовых затрат — 100,2%.
Показатели,
характеризующие результаты экспертизы качества медицинской помощи,
находятся на уровне среднестатистических значений.
Выберите только один правильный ответ.
Назовите основную задачу программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи:
1) предоставление
населению гарантированной (бесплатной) медицинской помощи в объеме
выделяемых на эти цели ресурсов из фондов добровольного медицинского
страхования;
2) обеспечение баланса между средствами обязательного и добровольного медицинского страхования;
3) обеспечение
баланса между обязательствами государства по предоставлению населению
гарантированной (бесплатной) медицинской помощи и выделяемых для этого
ресурсов;
4) предоставление населению гарантированной (бесплатной) медицинской помощи в рамках государственных бюджетных квот;
5) развитие материально-технической базы системы здравоохранения.
Перечислите виды медицинской помощи, предоставляемые населению бесплатно в рамках Программы:
1) первичная медико-санитарная помощь;
2) неотложная медицинская помощь;
3) скорая медицинская помощь, в том числе специализированная (санитарно-авиационная);
4) специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная;
5) Все выше перечисленные.
Назовите основные источники финансирования Программы:
1) средства государственного бюджета;
2) средства обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней;
3) средства обязательного медицинского страхования;
4) средства обязательного и добровольного медицинского страхования;
5) средства обязательного медицинского страхования и благотворительных фондов.
Перечислите группы нормативов, используемых для разработки Программы:
1) нормативы объемов медицинской помощи и финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи;
2) нормативы объемов специализированной и профилактической помощи;
3) нормативы объемов профилактической помощи и финансовых затрат на единицу объема профилактической помощи;
4) нормативы объемов медицинской помощи и финансовых затрат на одного жителя;
5) нормативы объемов медицинской помощи и финансовых затрат на одного больного.
Какие виды медицинской помощи в рамках Программы регламентируются нормативами?
1) амбулаторно-поликлиническая помощь; помощь, предоставляемая в диспансерах; стационарная помощь; профилактическая помощь;
2) амбулаторно-поликлиническая
помощь; помощь, предоставляемая в дневных стационарах; стационарная
помощь; специализированная медицинская помощь;
3) доврачебная помощь; помощь, предоставляемая в дневных стационарах; стационарная помощь; скорая медицинская помощь;
4) амбулаторно-поликлиническая
помощь; помощь, предоставляемая в дневных стационарах; стационарная
помощь; скорая медицинская помощь;
5) доврачебная помощь; помощь, предоставляемая в дневных стационарах; стационарная помощь; специализированная помощь. Определите соответствие нормативов видам медицинской помощи:
Что устанавливает подушевой норматив финансирования Программы?
1) размер средств на финансирование целевых медико-социальных программ (в расчете на 1 человека в год);
2) размер
средств на компенсацию затрат по предоставлению населению амбулаторной и
стационарной медицинской помощи (в расчете на 1 пациента в год);
3) размер
средств на компенсацию затрат по предоставлению населению бесплатной
стационарной медицинской помощи (в расчете на 1 пациента в год);
4) размер
средств на компенсацию затрат по предоставлению населению бесплатной
амбулаторно-поликлинической помощи (в расчете на 1 обратившегося в
поликлинику пациента в год);
5) размер средств на компенсацию затрат по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи (в расчете на 1 человека в год).
Какие статистические показатели используют для анализа выполнения плановых объемов медицинской помощи в рамках Программы?
1) норматив амбулаторно-поликлинической помощи;
2) норматив медицинской помощи, предоставляемой в дневных стационарах всех типов;
3) норматив стационарной помощи;
4) норматив скорой медицинской помощи;
Какие данные необходимы для анализа выполнения планового объема скорой медицинской помощи?
1) фактическое количество вызовов скорой медицинской помощи; общее количество вызовов скорой медицинской помощи;
2) фактическое количество вызовов скорой медицинской помощи; общее число обратившихся за скорой медицинской помощью;
3) плановое количество вызовов скорой медицинской помощи; общее число обратившихся за скорой медицинской помощью;
4) фактическое количество вызовов скорой медицинской помощи; плановое количество вызовов скорой медицинской помощи;
5) плановое количество вызовов скорой медицинской помощи; общее количество вызовов скорой медицинской помощи.
Какие данные необходимы для анализа выполнения норматива финансовых затрат на стационарную помощь?
1) объем фактических финансовых затрат на 1 койко-день в стационаре; подушевой норматив финансирования программы;
2) объем фактических финансовых затрат на 1 койко-день в стационаре; норматив финансовых затрат на 1 койко-день в стационаре;
3) объем фактических финансовых затрат на 1 койко-день в стационаре; общая сумма финансовых затрат на 1 больного в стационаре;
4) объем фактических финансовых затрат на 1 койко-день в стационаре; норматив финансовых затрат на 1 пациенто-день;
5) объем фактических финансовых затрат на 1 койко-день в стационаре; норматив финансовых затрат на 1 койку в стационаре.
Назовите показатель для анализа качества медицинской помощи, оказываемой в рамках Программы:
1) выполнение планового объема стационарной помощи;
2) выполнение норматива финансовых затрат на амбулаторнополиклиническую помощь;
3) среднее число выявленных дефектов, повлекших ухудшение здоровья;
4) общее число лиц, получивших неправильное лечение;
5) выполнение норматива финансовых затрат на скорую медицинскую помощь.
Какой
показатель позволяет оценить полноту поступления и целевое
использование средств, направляемых на финансирование Программы?
2) выполнение подушевого норматива финансирования Программы;
3) коэффициент абсолютной ликвидности;
4) процент расходов на здравоохранение от ВВП;
Задачи для самостоятельного решения
Окончание табл.
На
основании исходных данных, приведенных в задачах 1, 2, 3 для
самостоятельного решения, рассчитать статистические показатели
выполнения территориальной программы государственных гарантий оказания
гражданам бесплатной медицинской помощи в некотором субъекте РФ.
Медик В. , Юрьев В. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. — 2-е изд. , перераб. и доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012.
Вялков А. Управление в здравоохранении Российской Федерации. Теория и практика. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2003. — 528 с.