Вид на Петрозаводск
В августовском номере журнала «Бюджет» опубликована статья Ирины Ахокас, министра финансов Республики Карелия. В ней говорится о региональном опыте программно-целевого бюджетирования. Мы размещаем часть материала.
Утверждение Федеральной целевой программы развития Карелии до 2020 года стало редким поводом для консолидации всех общественных и политических сил нашей республики. ФЦП – это новые производства, модернизация построенных еще в советские годы предприятий, а также строительство дорог, мостов, энергетических объектов, морского порта и многое другое. Экономисты называют ФЦП инструментом исключительной эффективности. Цель программы – кардинально поднять уровень жизни в Карелии.
Сегодня часто можно слышать о том, что текущий кризис в России – это результат внешнеторговых санкций и падения мировых цен на нефть. Доля правды в этом есть, но это уже следствие, а не причина. Главная же причина экономических потрясений – глубокий структурный кризис, охвативший экономику страны. На протяжении последней четверти века в экономике накапливались глубокие структурные диспропорции. А санкции и падение цен на нефть выступили «спусковым крючком» их обострения.
Проблемы национальной экономики присущи и экономике Карелии, являющейся ее неотъемлемой частью. Насколько глубоки структурные диспропорции и проблемы карельской экономики и как их решать в условиях кризиса? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к статистике.
Ученые Карелии высказали свое мнение об экономическом потенциале Карелии и о федеральной целевой программе, призванной этот потенциал увеличить.
Накануне в Карельском научном центре состоялось совместное заседание президиума КарНЦ РАН и экспертного совета Минэкономразвития республики. Главной темой мероприятия стало обсуждение ФЦП развития республики до 2020 года.
— Это огромное событие в жизни республики. Надо отдать должное нашему правительству, которое вышло с этой инициативой и сумело за последний год провести большую работу по подготовке программы. И, конечно, добиться, чтобы ее утвердило правительство России. Это уникальный документ, подобные программы больше не утверждаются ни для одного региона. Конечно, это очень важно для развития экономики республики, такой большой программы не было, наверное, со времен Андропова, — заявил сопредседатель регионального отделения Народного фронта Юрий Пономарев.
Экономика республики сегодня находится в непростом состоянии, прежде всего необходимо развивать инфраструктуру, для того чтобы росли инвестиции. И этому в программе уделено самое большое внимание. Средства, выделяемые из федерального бюджета, направляются как раз на развитие инфраструктуры: дороги, авиацию, порты. Это создает основу для развития промышленности, уверен Юрий Пономарев.
Директор Института экономики Карельского научного центра РАН Юрий Савельев представил научному сообществу развернутый доклад о направлениях ФЦП. Он отметил, что по эффективности использования программы Карелия не имеет равных. На рубль вложенных федеральных денег предполагается получить восемь рублей инвестиций. Из пяти субъектов РФ, на территориях которых осуществлялись мероприятия различных федеральных программ, ближе всего к нам Калининградская область, где на рубль вложенных средств приходится 2 рубля 40 копеек. Остальные не дотягивают даже до рубля.
Однако Юрий Савельев выделил ряд проблем, которые могут возникнуть при исполнении федеральной целевой программы. Это возможное обоюдное неисполнение соглашений с частными инвесторами, вопросы исполнительской дисциплины и межведомственных взаимоотношений, своевременное и с надлежащим качеством исполнение госконтрактов, конкурсных процедур, объективное проведение мониторинга и предоставление своевременных данных, необходимых для принятия адекватных управленческих мер.
Для того чтобы минимизировать существующие риски, директор Института экономики предложил на основе существующих государственных и научных структур создать агентство развития РК с руководителем в ранге не ниже заместителя главы Карелии. В составе агентства возможно создание экспертно-аналитической группы. В ее задачи должны входить мониторинг выполнения ФЦП, оценка риска, разработка необходимых рекомендаций.
Заместитель директора Института экономики КарНЦ РАН Евгений Жирнель подчеркнул, что инвестиционный потенциал Карелии увеличивается прежде всего за счет инфраструктурного потенциала и решения тех инфраструктурных проблем, которые сдерживали реализацию крупных проектов в нашем регионе. Как отмечали другие выступавшие, развитию инфраструктуры в ФЦП уделено серьезное внимание.
Если говорить о рисках, то инвестиционные риски будут выявлены, скорее всего, уже в ходе реализации ФЦП, отметил эксперт. Реализация программы с этой точки зрения представляет собой хороший шанс провести анализ институциональных барьеров и проблем, в том числе на этапе принятия решений, реализации частных процедур.
— И с этой точки зрения сам процесс реализации программы — очень хорошая возможность для органов власти на всех уровнях для того, чтобы совершенствовать эту работу. Она может быть продолжением очень большой работы, которая проделана в последние годы Агентством стратегических инициатив, экспертной группой, которая работала в Карелии, совместно с Министерством экономического развития, — сказал Евгений Жирнель. — ФЦП — это возможность не только решать проблемы, но и консолидировать усилия в решении этих проблем. В том числе со стороны бизнеса, который очень серьезным образом представлен в этой программе. Даже сам факт вхождения на сегодняшний день этих бизнес-проектов в программу — уже достаточно серьезный кредит доверия со стороны компаний, которые заявили свои намерения в рамках этого документа.
Коснулись эксперты и относительно узких, отраслевых направлений экономического развития. Так, директор Института леса КарНЦ РАН Александр Крышень внес предложения по интенсификации лесопользования республики.
Александр Крышень отметил, что расчетная лесосека осваивается на уровне не более 65%. Последние двадцать лет эффективность добычи древесины сохраняется на уровне 50-х годов прошлого века. Пожары, незаконные рубки, отсутствие учета лесных ресурсов тоже вносят свою отрицательную лепту. Ситуацию необходимо менять коренным образом.
— Некоторые регионы интенсифицируют добычу путем сокращения возраста рубки. По моему убеждению, уничтожать дерево в пору максимального наращивания древесины – это отбирать деньги у будущих поколений. Иначе, чем преступной глупостью, я назвать это не могу, — подчеркнул Александр Крышень.
По мнению директора, интенсификации должна сопутствовать грамотная политика лесовосстановления, определенная система рубок, в том числе резервы кроются и в изменении рубок ухода. В соответствии с развивающейся ситуацией необходимо регулярно, не менее чем раз в десятилетие, пересматривать нормативно-правовую базу. В частности, доля защитных лесов сейчас составляет около трети лесных площадей Карелии. На взгляд специалистов, здесь также допустимы взвешенные рубки при сохранении экологической составляющей. Подробные рекомендации научного сообщества Институт леса готов передать соответствующим правительственным структурам.
Отдельно коснулись горнопромышленного комплекса. Так, доктор геолого-минералогических наук Валентин Горьковец сообщил, что ученые из Института геологии КарНЦ РАН направили в Южно-Африканскую Республику на экспертизу данные об алмазоносных породах Костомукшского рудного района.
— На территории Карелии есть Костомукшский рудный район, там самые крупные месторождения Балтийского щита Северо-Запада России. И в самое последнее время были найдены богатые железные руды. Имеются еще и золоторудные проявления, в настоящее время проводятся исследования. Кимберлитовые трубки с алмазами — мы сделали их анализ и также направили в ЮАР, оттуда пришли положительные результаты очень высокого качества, — отметил ученый.
Также он подчеркнул, что в районе имеются залежи ценных редкоземельных металлов. По мнению эксперта, на этот потенциал также необходимо обратить пристальное внимание, в том числе, возможно, и в рамках реализации проектов, связанных с Федеральной целевой программой развития республики.
Заместитель директора Института геологии профессор Сергей Светов назвал полезные ископаемые копилкой будущих поколений. По мнению ученого, из перспективных ископаемых Карелия богата не только шунгитом. В регионе достаточно кварца, который после определенной обработки может быть использован при производстве компьютерной техники, востребован в оптических устройствах.
— Нельзя забывать и о редкоземельных элементах. Запасы их в Приладожье такие, что в перспективе мы сможем доминировать на этом рынке. Конечно, необходимо научное обоснование. Сейчас мы активно занимаемся этим вопросом, — отметил Сергей Светов.
В ответ глава Карелии Александр Худилайнен подчеркнул, что республиканское правительство старается использовать любой потенциал и любую возможность для привлечения инвесторов на территорию республики. Так, в Беломорском районе предполагается строительство горно-обогатительного комбината на месторождении молибдена.
Залежи редкоземельных металлов – это также одно из очень перспективных направлений для республики, согласен Александр Худилайнен. Он сообщил, что обсуждал эту тему с президентом России Владимиром Путиным. И интерес к уникальным карельским месторождениям сегодня растет, в том числе и за рубежом. Насколько известно, сегодня до 95% рынка редкоземельных металлов практически монополизировано Китаем, что не устраивает многих других участников. К тому же в самой Поднебесной запасы также начинают истощаться. Между тем без редкоземельных металлов невозможно существование высокотехнологичных отраслей.
Александр Худилайнен подчеркнул, что ведутся активные переговоры с потенциальными инвесторами о перспективах освоения месторождений в Карелии. Федеральная целевая программа в данном случае – это то, что позволит заложить основу для таких больших проектов. Глава Карелии также отметил интерес внешних инвесторов к минералу, потенциал которого еще в полной мере не раскрыт. Речь идет о крупнейших залежах шунгитного углерода. Так, в ближайший понедельник в Казани с участием карельских специалистов пройдет совещание о перспективах исследования этого материала. По словам Александра Худилайнена, интерес к карельскому шунгиту проявил председатель правления «Роснано» Анатолий Чубайс.
Как подчеркнул глава Карелии, работа по реализации ФЦП уже идет. В бюджете нынешнего года заложены средства на подготовку проектно-сметной документации по объектам, возведение которых начнется в 2016 году.
Расстановка приоритетов
Сегодня гораздо важнее не размышлять о том, кто и как допустил появление таких масштабных диспропорций, а выстраивать новую структурную политику в социально-экономической сфере. Сейчас нужно объективно взглянуть на существующие проблемы, риски и вызовы, перед которыми стоит страна и ее регионы, оценить имеющиеся возможности, насколько полно они сегодня используются, и, правильно расставив приоритеты и сфокусировав ресурсы на решении ключевых проблем, начать реализовывать их.
В условиях структурного кризиса недостаточно мер, направленных лишь на стабилизацию и повышение устойчивости экономики и социальной сферы. Такие планы сегодня приняты, в том числе в Карелии. Но это лишь первый шаг, за которым должны последовать другие. В дополнение к ним целесообразно разработать комплекс мер, направленных на изменение структуры экономики, набор конкретных проектов в тех секторах, развитие которых мы хотим стимулировать.
Мировой практикой борьбы с экономическими кризисами доказано, что наиболее эффективной антикризисной политикой является та, которая построена в соответствии с «моделью трех шагов». Первый шаг – стабилизация ситуации. Второй – структурная и технологическая модернизация. Третий – стимулирование экономического роста и выход на новые рынки (на уровне страны – это либерализация экономической политики).
Мы сегодня делаем только первый шаг, принимая и реализуя меры по стабилизации ситуации. Хотя федеральный и региональные (в том числе карельский) антикризисные планы несколько захватывают второй шаг (модернизацию), все же системных и взаимоувязанных модернизационных действий в этих планах нет.
Важнейшим шагом по выходу из кризиса является структурная и технологическая модернизация. Она также включает три шага – создание в регионе базовых условий для развития производства, разработку и поддержку проектов в области импортозамещения, а также разработку и поддержку проектов в области несырьевого экспорта. На чем можно сосредоточить внимание в Карелии на каждом из этих шагов?
Чтобы создать базовые условия для стимулирования развития экономики Карелии, следует сосредоточиться на реализации активной инвестиционной политики, подготовке и предложении инвестплощадок, создании зоны территориального развития и промышленных парков, реализации проектов развития моногородов и инфраструктурных проектов в сфере газификации, развития энергетической и транспортной инфраструктуры.
Значительным потенциалом в области импортозамещения в Карелии обладают такие отрасли, как сельское и рыбное хозяйство, тракторное машиностроение, судостроение, целлюлозно-бумажная промышленность, внутренний туризм, производство стройматериалов.
Значительным потенциалом в области развития несырьевого экспорта в Карелии обладают тяжелое и энергетическое машиностроение, биотехнологии и международный туризм.
Сосредоточение усилий и господдержки на перечисленных секторах экономики позволит не только обеспечить условия для их роста, создания новых рабочих мест, увеличения налогового потенциала, но и для постепенного изменения экономической специализации Карелии с отраслей сырьевого сектора на обрабатывающие и сервисные отрасли, создающие несоизмеримо больший объем добавленной стоимости и другой порядок новых рабочих мест.
Не пора ли задуматься о промышленной политике?
Для инициирования структурных изменений в экономике Карелии требуется новая промышленная политика. Правовая основа для ее выработки уже создана. В декабре 2014 года был принят Федеральный закон «О промышленной политике», устанавливающий формы, инструменты и меры государственной поддержки развития промышленности в стране и ее регионах.
Как могут быть выстроены приоритеты деятельности республиканских органов власти и бизнес-структур в рамках промышленной политики?
В качестве задач первого плана для органов власти и местного самоуправления (в соответствии с их компетенцией и полномочиями) целесообразно рассматривать задачи, связанные с созданием благоприятных институциональных и инфраструктурных условий в республике, которые позволили бы обеспечить привлечение инвестиций и стимулировать развитие предприятий.
В свою очередь бизнес самостоятельно сделает выбор, в каких секторах ему работать (на основе соотнесения своих затрат, возможностей, рисков и ожиданий). Однако его можно подтолкнуть сделать свой выбор в пользу конкретных секторов за счет признания их приоритетными и выработки пакета преференций. В этом могут заключаться задачи второго плана для органов власти.
В соответствии с этими двумя группами задач конкуры промышленной политики будут включать в себя два стратегических направления: 1) создание общих благоприятных условий для развития промышленности в республике; 2) поддержку приоритетных проектов в сфере промышленности.
Как показывает мировая и российская практика, ключевыми факторами в привлечении инвестиций в промышленность являются наличие земли (инвестплощадок); возможность быстрого подвода инфраструктуры и коммуникаций; эффективность работы по привлечению (подготовке) квалифицированных кадров; предоставление господдержки (субсидий и гарантий).
Следовательно, при разработке конкретных мер (в рамках выделенных выше двух стратегических направлений) следует сфокусироваться именно на этих факторах. В практическом плане это выльется в подготовку инвестиционных площадок и создание промпарков, реализацию инфраструктурных проектов, создание (совместно с работодателями и учебными заведениями) системы подготовки инженерных кадров, а также в определение приоритетных проектов в сфере промышленности и выработку конкретных мер их поддержки.
Кроме того, в условиях кризиса и низкой доступности кредитных ресурсов для реализации инвестпроектов следовало бы подумать о расширении возможностей использования государственно-частного партнерства. Данный инструмент мог бы быть эффективно использован в двух случаях. Во-первых, для вовлечения в оборот browndfield-площадок (т.е. территорий бывших предприятий и неиспользуемых площадок действующих предприятий). Во-вторых, для привлечения финансирования проектов без использования дорогостоящих банковских кредитов (например, через выпуск облигаций компанией, реализующей приоритетный инвестиционный проект, под залог выделенной ей земли и инфраструктуры и гарантию республиканских органов власти).
Пятилетка развития
Федеральная целевая программа готовилась при активной помощи Госкомиссии по подготовке к 100-летию Карелии. Но ФЦП – это не подготовка к празднику как таковому.
То есть фейерверки, салюты и приглашения эстрадных звезд – на это из федеральной целевой программы, конечно, не будет потрачено ни копейки. ФПЦ – это не «бюджет юбилея Карелии». Это бюджет развития региона на пять следующих лет. Средства пойдут на строительство и модернизацию конкретных предприятий, производств, развитие дорог, транспортного сообщения и т. д.
Программа будет выполняться в два этапа. Задача первого этапа – снять самые острые инфраструктурные ограничения. То есть решить те проблемы, которые сегодня мешают экономическому росту. Что это за проблемы? Любой бизнес, который приходит в наш северный регион, конечно, просчитывает, насколько выгодно открывать здесь новые предприятия или оказывать какие-то услуги, например, в той же сфере туризма. И первое, с чем сталкивается, – высокие затраты на тепло, электроэнергию. А если говорить об отдаленных районах, то там и вовсе иногда нет надежных источников энергоснабжения. Если поселок питается от дизель-генератора, то никакой энергоемкий завод там не построишь. Сюда же относится проблема с дорогами, особенно в северных районах, где практически нет нормальной дорожной сети.
Все это приводит к тому, что богатейший потенциал республики, например обширные месторождения редких полезных ископаемых, остается неосвоенным.
Поэтому в ближайшие годы ФЦП сосредоточится на нескольких направлениях. Во-первых, продолжение газификации районов Карелии. Во-вторых, строительство новых ГЭС. В-третьих, строительство региональных дорог, развитие водного и воздушного сообщения. Параллельно начнется модернизация предприятий, которые были построены еще в советские времена. Технологии 70-80-х годов прошлого века предстоит заменить на современные, а также создать, в том числе на базе этих предприятий, новые производства.
Первый этап ФЦП станет основой для того, чтобы на втором этапе в республике был построен целый ряд новых предприятий. И, конечно, продолжится развитие энергетики и коммунальной инфраструктуры.
Сопредседатель регионального отделения Народного фронта Юрий Пономарев:
— Это уникальный документ, подобные программы больше не утверждаются ни для одного региона. Конечно, это очень важно для развития экономики республики, такой большой программы не было, наверное, со времен Андропова. Экономика республики сегодня находится в непростом состоянии, прежде всего необходимо развивать инфраструктуру, для того чтобы росли инвестиции. И этому в программе уделено самое большое внимание. Средства, выделяемые из федерального бюджета, направляются как раз на развитие инфраструктуры: дороги, авиацию, порты.
ФЦП – не догма
Александр Худилайнен заметил, что ведутся активные переговоры с потенциальными инвесторами о перспективах освоения месторождений в Карелии. Федеральная целевая программа в данном случае – это то, что позволит заложить основу для таких больших проектов. Глава Карелии также отметил интерес внешних инвесторов к минералу, потенциал которого еще в полной мере не раскрыт. Речь идет о крупнейших залежах шунгитного углерода. Так, в ближайший понедельник в Казани с участием карельских специалистов пройдет совещание о перспективах исследования этого материала. По словам Александра Худилайнена, интерес к карельскому шунгиту проявил председатель правления «Роснано» Анатолий Чубайс.
Глава Карелии после состоявшего обсуждения Федеральной целевой программы с научным сообществом добавил, что утвержденный документ не является догмой, главным является выполнение заложенных в него параметров развития республики. Поэтому правительство будет использовать любую возможность привлечения инвесторов на территорию республики, а программа станет дополняться новыми проектами. При этом предложения ученых, как и раньше, будут внимательно изучаться и учитываться.
По итогам совместного заседания президиума Карельского научного центра Российской академии наук и экспертного совета Министерства экономического развития республики было решено предложить авторам докладов подготовить аналитическую записку с предложениями по организации начального этапа реализации Федеральной целевой программы и ее экспертно-аналитическому и научно-методическому сопровождению.
Сто тридцать инвестиций
На заседании Карельского научного центра РАН, посвященном реализации ФЦП в республике, председатель центра Александр Титов отметил, что за последний год была проделана очень большая и серьезная работа по подготовке Федеральной целевой программы, ее инициатором и главным локомотивом стал глава республики Александр Худилайнен. По словам Александра Титова, сегодня необходимо использовать все возможности, которые предоставляет программа.
Александр Худилайнен подчеркнул, что эта работа уже идет, в бюджете нынешнего года заложены средства на подготовку проектно-сметной документации по объектам, возведение которых начнется в 2016 году. Само же принятие программы стало итогом большой совместной деятельности.
— Впереди напряженная пятилетняя работа по выполнению программы. Этот темп необходимо выдержать и использовать шанс, предоставленный республике для развития экономики, особенно учитывая колоссальное внимание, которое оказывает сегодня Карелии федеральный центр, — сказал Александр Худилайнен.
— Инструмент ФЦП — это инструмент исключительный, по которому принимается отдельное решение, очень взвешенное. Если проанализировать те ФЦП для регионов, которые на сегодняшний день приняты и действуют или уже реализованы, то очевидно: ни для одного региона такие программы не принимались только по причине сложности социально-экономической ситуации в субъекте Федерации, — сказал Юрий Савельев.
Предполагается, что из общего объема в 134 миллиарда 889 миллионов федеральных средств, 88% будут составлять внебюджетные инвестиции. Больше всего уйдет в промышленный сектор экономики – 91 миллиард рублей. 14 миллиардов будет израсходовано на транспортную сеть республики, 11 на строительство промпарков. Не забыты агропром, энергетика и коммуналка.
Федеральные средства в объеме 15 миллиардов рублей будут выдаваться равными долями в течение срока реализации ФЦП — по три миллиарда ежегодно — и будут направляться на устранение инфраструктурных ограничений.
Один миллиард 400 миллионов средств республиканского бюджета будут направлены главным образом на оформление проектной документации инвестиционной деятельности.
Юрий Савельев также выделил ряд проблем, которые могут возникнуть при исполнении Федеральной целевой программы. Это возможное обоюдное неисполнение соглашений с частными инвесторами. Вопросы исполнительской дисциплины и межведомственных взаимоотношений. Своевременное и с надлежащим качеством исполнение госконтрактов, конкурсных процедур. Объективное проведение мониторинга и предоставление своевременных данных, необходимых для принятия адекватных управленческих мер.
Для того, чтобы минимизировать существующие риски директор Института экономики предложил на основе существующих государственных и научных структур создать Агентство развития РК с руководителем в ранге не ниже заместителя главы Карелии. В составе агентства возможно создание экспертно-аналитической группы. В ее задачи должен входить мониторинг выполнения ФЦП, оценка риска, разработка необходимых рекомендаций.
— Программа направлена на снятие ключевых инфраструктурных ограничений, что позволит привлекать инвестиции в мощном объеме и реализовывать экономические проекты. На основе этого базиса могут успешно решаться социальные задачи, — резюмировал Юрий Савельев.
Член Общественной палаты России, директор Музея изобразительных искусств Карелии Наталья Вавилова:
— Очень важно, что федеральный бюджет выделяет конкретное финансирование на конкретные проекты. Самое главное – использовать эти средства рачительно и правильно, направить усилия на решение самых острых проблем, которые ограничивают развитие республики и ее экономики. Максимально четко подготовить документацию, если речь идет о строительстве крупных объектов. Все сделать очень ответственно и качественно.
Кредит доверия
Заместитель директора Института экономики Евгений Жирнель назвал участие крупнейших российских компаний и корпораций в программе развития Карелии серьезным кредитом доверия республике. Он также отметил, что в программе высока доля внебюджетных средств.
— Можно сделать вывод, что ФЦП в целом представляет собой систему инвестиционных проектов, прежде всего это проекты среднего и крупного бизнеса. С этой точки зрения программу можно называть инвестиционной программой, — сказал эксперт на совместном заседании президиума КарНЦ РАН и экспертного совета Минэкономразвития республики.
Евгений Жирнель подчеркнул, что инвестиционный потенциал увеличивается прежде всего за счет инфраструктурного потенциала и решения тех проблем, которые сдерживали реализацию крупных проектов в нашем регионе. Как отмечали другие выступавшие, развитию инфраструктуры в ФЦП уделено серьезное внимание.
Если говорить о рисках, то инвестиционные риски будут выявлены, скорее всего, уже в ходе реализации ФЦП. С этой точки зрения программа представляет собой хороший шанс провести анализ институциональных барьеров и проблем.
— Это очень хорошая возможность для органов власти на всех уровнях — совершенствовать эту работу. Она может быть продолжением очень большой работы, которая проделана в последние годы Агентством стратегических инициатив, экспертной группой, которая работала в Карелии, совместно с Министерством экономического развития, — сказал Евгений Жирнель.
Эксперт также добавил, что необходимо учитывать: выполнение программы будет проходить в достаточно сложных экономических условиях. На первый план выходят риски, связанные с не очень благоприятной конъюнктурой для бизнеса, снижением доступности заемных средств.
— ФЦП — это возможность не только решать проблемы, но и консолидировать усилия в их решении. В том числе со стороны бизнеса, который очень серьезным образом представлен в этой программе. Даже сам факт вхождения на сегодняшний день этих бизнес-проектов в программу — уже достаточно серьезный кредит доверия со стороны компаний, — подчеркнул Евгений Жирнель.
Кроме того, он отметил, что очень важна возможность экспертного сообщества участвовать в мониторинге реализации ФЦП, обеспечивая качественную обратную связь по совершенствованию механизмов выполнения программы.
Генеральный директор ОАО «Племпредприятие «Карельское» Виктория Шарапова:
— ФЦП позволит возродить направления в сельском хозяйстве республики, которые за последние годы были фактически утрачены. Насколько мне известно, в рамках программы предполагается строительство двух птицефабрик. Если эти проекты будут внедрены в жизнь, то, по сути дела, мясом птицы и яйцом республика будет обеспечена в полном объеме. Важность этого сложно переоценить, это вклад в продовольственную безопасность региона, это новые рабочие места, это свежая, качественная продукция для потребителей.
Новые возможности – новые проекты
Очевидно, что устойчивый экономический рост в республике может быть обеспечен лишь на основе серьезных изменений отраслевой структуры экономики. Акцент должен быть сделан на опережающем развитии углубленной переработки ресурсов (что позволит сконцентрировать добавленную стоимость в регионе), машиностроении, стройиндустрии, создании секторов «нового технологического уклада», а также агропромышленного комплекса.
— во-первых, проект по созданию промышленного парка со специализацией на тяжелом и энергетическом машиностроении на свободных производственных площадях ОАО «Петрозаводскмаш». Он мог бы специализироваться на производстве оборудования для горнопромышленного комплекса, литейном производстве крупнотоннажных конструкций и деталей для судостроения, энергетическом машиностроении и станкостроении;
— во-вторых, проекты по созданию промышленных парков при градообразующих целлюлозно-бумажных комбинатах (прежде всего в Сегеже и Кондопоге) с целью размещения сателлитных малых и средних производств на основе углубленной деревопереработки, а также отходов и побочных продуктов ЦБК. Эти производства могли бы производить широкий ассортимент импортозамещающей продукции, включая лакокрасочные материалы и эмульгаторы, синтетические моющие средства, флотореагенты и охлаждающие жидкости, фурфурол, кормовые дрожжи и корма для форелеводства, многослойные целлюлозные композиты и пористые наполнители и др.
— во-первых, интеграционный проект по развитию домостроительного кластера в Карелии. В его рамках могли бы быть интегрированы все звенья технологической цепочки, начиная от проектирования и производства домов для индивидуального жилищного строительства с использованием стройматериалов, производимых в Карелии, и заканчивая проектированием и строительство дачных поселков «под ключ» с целью их розничной продажи жителям мегаполисов (Санкт-Петербурга, Москвы), и так активно скупающим дачи и дома в Карелии;
— во-вторых, проект по развитию кластера рыбоводства и рыбопереработки, связанный с развитием вспомогательных и обслуживающих производств (выращиванием посадочного материала, производством кормов, оборудования, переработки отходов рыбного хозяйства, а также гидробионтов с производством ценного белкового гидролизата).
Это лишь некоторые примеры проектов, реализация которых позволила бы инициировать структурные изменения в экономике Карелии. Кроме того, эти проекты не взяты с потолка, а основаны на максимальном использовании имеющиеся конкурентных преимуществ республики перед другими регионами.
От госкомиссии к ФЦП
Напомним историю ее создания и основные показатели. Федеральная целевая программа развития Карелии была утверждена в канун большого праздника – 95-летия республики. Рассчитана она на пять лет, то есть в год столетия Карелии наступит пора подводить итоги.
Разработка отдельных целевых программ развития для конкретных регионов – это совсем не обычная и не общепринятая практика. За всю новейшую историю России только четыре региона страны получили такие программы. Карелия стала пятым по счету. И вторым на Северо-Западе (ранее подобную программу получила Калининградская область).
При этом больше такие целевые программы для регионов разрабатываться не будут вообще – изменилось федеральное законодательство. Так что нашей республике повезло – для Карелии российское правительство сделало исключение.
Истоки создания программы были заложены, когда глава Карелии Александр Худилайнен добился создания Госкомиссии по подготовке к 100-летию Карелии. В мае 2013 года президент России Владимир Путин лично подписал указ о госкомиссии и поручил возглавить ее Николаю Патрушеву, секретарю Совета безопасности России, одному из первых лиц в стране.
Эксперты отмечают: главе республики удалось убедить российское руководство в том, что Карелия требует особого внимания, потому что она приграничный регион. Состояние ее экономики и социальной сферы – это и имидж государства, и его стабильность.
В ноябре 2013 года в Петрозаводске прошло заседание госкомиссии. В карельскую столицу приехали федеральные министры, главы крупных корпораций. Госкомиссия поддержала предложение Александра Худилайнена о создании ФЦП для республики.
При поддержке госкомиссии карельские власти смогли очень быстро подготовить ФЦП. Уже в конце 2014 года ее концепция легла на стол премьер-министру России Дмитрию Медведеву, и он ее утвердил. А 4 июня этого года на заседании правительства России была принята и сама программа.
Следует отметить, что полгода — это очень сжатые сроки: у других регионов на создание своих ФЦП уходило три-четыре года. Старт программы – 2016 год. Но уже сейчас идет большая подготовительная работа по проектам, которые должны быть воплощены в жизнь в течение следующих пяти лет. Программа – это огромный документ почти на 2000 страниц с таблицами и расчетами по конкретным направлениям и проектам.
Средства на реализацию программы поступят из трех основных источников. Первый – федеральный бюджет. Из него в Карелию придут 15 миллиардов рублей. Второй источник – региональный бюджет. Республике предстоит вложить гораздо меньшую сумму, 1 миллиард 400 миллионов рублей.
Основная же часть денег, 119 миллиардов рублей, — это частные инвестиции. Среди них средства крупнейших российских компаний и предпринимателей. И это не просто договоренности на словах. Все подтверждено документами: соглашениями, гарантийными письмами.
Заместитель министра экономического развития республики Дмитрий Кислов:
— Федеральная целевая программа включает в себя строительство нескольких объектов в сфере приграничного сотрудничества. За счет частных инвестиций появятся международный автомобильный пункт пропуска Сювяоро и таможенно-логистический терминал в Лахденпохском районе, а за счет федеральных средств проведут реконструкцию железнодорожного пункта пропуска Вяртсиля. Все это также означает создание новых рабочих мест, новых предприятий и рост налогооблагаемой базы.
Структурные проблемы карельской экономики
На протяжении последних десяти лет наблюдается рост доли сырьевых секторов в структуре промышленного производства в Карелии при снижении доли обрабатывающих производств. Только за последние 5 лет доля сырьевых отраслей выросла на 24%, а обрабатывающих сократилась на 16%.
Кто-то может сказать: «Ну и что? Главное ведь не то, какие отрасли развиваются, а то, что они развиваются, платят налоги, создают рабочие места». Все это так, но вклад обрабатывающих отраслей в налоговую базу, создание рабочих мест и стимулирование экономической активности несоизмеримо выше, чем сырьевых.
К тому же мы уже исчерпали потенциал роста добывающих отраслей. Их дальнейший рост упирается в потолок доступных производственных мощностей.
А потому рост сырьевого сектора может быть обеспечен лишь за счет существенного роста инвестиций в основной капитал, привлечение которых в Карелию сегодня осложняется недостаточным уровнем развития инфраструктуры, недостатком квалифицированных кадров и рядом других факторов.
В то же время в обрабатывающих секторах средний уровень использования производственных мощностей – менее 50%. Именно здесь есть серьезный потенциал роста, которым мы должны суметь воспользоваться.
Если проанализировать структуру валового регионального продукта (ВРП) Республики Карелия, то сразу бросаются в глаза две негативные тенденции. Во-первых, происходит сокращение доли производящих секторов (их доля снизилась с 38,3% в 2008 году до 33% в 2013 году) и рост непроизводящих (прежде всего торговли и социальной сферы). Во-вторых, на эту негативную тенденцию накладывается вторая тенденция, связанная с более быстрыми темпами снижения доли обрабатывающих секторов (по сравнению с сырьевыми). Так, их доля в структуре ВРП снизилась с 15,9% в 2008 году до 13,5% в 2013 году.
А вот еще одна интересная деталь, характеризующая масштаб структурных диспропорций: за последние 6 лет денежные доходы населения Карелии выросли на 50%, в то время как индекс промышленного производства за этот же период упал на 15%.
Эти цифры демонстрируют не только нарастание структурных диспропорций в экономике республики, но и снижение производительности труда при росте расходов на социальную сферу.
Очевидно, что в этих условиях не стоит ожидать повышения устойчивости республиканского бюджета и снижения государственного долга республики. При наличии таких диспропорций в экономике повысить устойчивость бюджета за короткие сроки можно только за счет резкого сокращения расходов на социальную сферу. Однако это грозит ростом социальной напряженности. Все другие варианты требуют времени и активных действий правительства и самого бизнеса, связанных с созданием новых предприятий и ростом объемов производства в обрабатывающем секторе.
К примеру, чтобы вывести индекс промышленного производства в республике на устойчивый рост, потребуется ежегодный рост инвестиций в основной капитал на уровне 112–115% в течение 4–5 лет. Обеспечение же стабильного роста ВРП на уровне 103–104% потребует ежегодного роста инвестиций на уровне 118–120%. Выполнимо ли это? В нынешних условиях вряд ли. При реализации ряда системообразующих инфраструктурных проектов (в том числе заложенных в проект федеральной целевой программы Республики Карелия) шансы существенно повышаются.
Пока же проведенный анализ показывает, что экономика Карелии постепенно превращается в непроизводящую экономику с увеличивающейся зависимостью от государственного сектора, госинвестиций и федеральных трансфертов. Причем последние направлены преимущественно не на стимулирование реального сектора экономики, а на обеспечение бюджетной сферы и социальные выплаты. А потому их рост не приводит к положительным изменениям в экономике.
Впрочем, подобные тенденции наблюдаются не только в Карелии, но и во многих других регионах, что еще раз доказывает, что структурный кризис носит национальные масштабы. Но, несмотря на это, каждому региону необходимо искать свои пути выхода из кризиса. Ведь федеральные органы власти могут предложить лишь «рамочные» меры поддержки, а особенности у каждого региона свои.
Копилка будущих поколений
В рамках обсуждения программы свои предложения по интенсификации лесопользования республики внес директор Института леса КарНЦ РАН Александр Крышень. Он отметил, что расчетная лесосека осваивается на уровне не более 65%. Последние 20 лет эффективность добычи древесины сохраняется на уровне 50-х годов прошлого века. Пожары, незаконные рубки, отсутствие учета лесных ресурсов тоже вносят свою отрицательную лепту. Ситуацию необходимо менять коренным образом.
— Некоторые регионы интенсифицируют добычу путем сокращения возраста рубки. По моему убеждению, уничтожать дерево в пору максимального наращивания древесины – это отбирать деньги у будущих поколений. Иначе, чем преступной глупостью, я назвать это не могу, — подчеркнул Александр Крышень.
Напомним, что Карелия вошла в число пилотных регионов по интенсификации лесопользования. Главным принципом реализации проекта является получение максимальной экономической эффективности лесного цикла в целом. Интенсивная модель лесопользования предполагает увеличение продуктивности вторичных лесов путем применения научно обоснованных и адаптированных к местным условиям способов лесовосстановления и видов рубок ухода за лесом. При этом обязательным условием является сохранение биоразнообразия и других социальных и экологически значимых функций леса.
Заместитель директора Института геологии Сергей Светов назвал полезные ископаемые копилкой будущих поколений. По мнению ученого, из перспективных ископаемых Карелия богата не только шунгитом. В регионе достаточно кварца, который после определенной обработки может быть использован при производстве компьютерной техники, востребован в оптических устройствах.
Доктор геолого-минералогических наук Валентин Горьковец добавил, что ученые из Института геологии КарНЦ РАН направили в Южно-Африканскую Республику на экспертизу данные об алмазоносных породах Костомукшского рудного района.
— На территории Карелии есть Костомукшский рудный район, там самые крупные месторождения Балтийского щита Северо-Запада России. И в самое последнее время были найдены богатые железные руды. Имеются еще и золоторудные проявления, в настоящее время проводятся исследования. Кимберлитовые трубки с алмазами — мы сделали их анализ и также направили в ЮАР, оттуда пришли положительные результаты очень высокого качества, — отметил ученый.
Советник главы Карелии по туризму Виктор Симонов:
— Если на средства ФЦП будут построены хорошие дороги, это даст огромный толчок для развития туризма. Сейчас существует тенденция – это путешествия на автомобиле. Люди покупают туристический продукт, экскурсионные программы уже на месте, а сами живут в палатках. В Карелии пока только одна хорошая дорога – это федеральная трасса «Кола». Строительство новых дорог сильно скажется на Костомукше, Калевале, Пудоже, Сортавале. Взять тот же Муезерский район, где много речушек, до которых сейчас практически не добраться, или Калевалу, куда можно проехать без последствий только на хорошей машине.
Методология совершенствуется
Нормативное правовое регулирование в сфере государственных программ в Республике Карелия постоянно развивается с учетом опыта их реализации. Так, в июне 2015 года в порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ внесены изменения, в результате которых:
Рекомендуем посмотреть
В соответствии с утвержденными методиками на основании отчетов о реализации государственных программ в республике проводится ежегодная оценка эффективности реализации каждой госпрограммы. В мае 2016 года комиссия по оценке результативности деятельности органов исполнительной власти, созданная при Правительстве Республики Карелия, рассмотрела итоги реализации государственных программ за 2015 год и оценку их эффективности. Большинство госпрограмм предложено к дальнейшей реализации, а две, получившие неудовлетворительные оценки эффективности, будут сформированы заново в 2016 году.
Материал целиком опубликован в августовском номере журнала «Бюджет»