Программа фундаментальных исследований в Российской Федерации будет координироваться РАН

Основные этапы отбора программы «Приоритет-2030»

Премьер министр России Михаил Мишустин подписал распоряжение, которым утвердил программу фундаментальных научных исследований до 2030 года.

Основными задачами программы станут развитие интеллектуального потенциала российской науки, создание эффективной системы управления научными исследованиями для повышения их значимости и востребованности для экономики. Общий объём финансирования до 2030 года – более 2,1 трлн рублей.

Программа фундаментальных научных исследований разработана Российской академией наук при участии министерств и ведущих научных организаций страны.

Программа «Приоритет-2030» позволит сконцентрировать ресурсы для обеспечения вклада российских университетов в достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, повысить научно-образовательный потенциал университетов и научных организаций, а также обеспечить участие образовательных организаций высшего образования в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации.

Цель программы «Приоритет-2030» – к 2030 году сформировать в России более 100 прогрессивных современных университетов — центров научно-технологического и социально-экономического развития страны.

На десять лет — 2 триллиона 150 миллиардов 320 миллионов 518 тысяч и еще 500 рублей. С такой невероятной точностью посчитан бюджет Программы фундаментальных научных исследований в России на предстоящие десять лет — с 2021-го по 2030-й. Единая долгосрочная программа в этой сфере разработана в нашей стране впервые и распоряжением правительства №3684-р уже утверждена.

Прежде, например, в 2008 и 2012 годах, готовились и принимались как бы две параллельные программы: программа фундаментальных исследований академических организаций и программа для всех остальных, кто ведет такие работы. И горизонт планирования не превышал 4-6 лет. После того, как был принят и вступил в силу закон о слиянии трех академий (РАН, РАМН, РАСХН) в одну большую Российскую академию наук, а все академические институты (общим числом 1008) перешли в подчинение ФАНО (с 2018 года — в Минобрнауки), изменился и подход к планированию.

Вслед за ним мы открыли паспорт программы и постарались найти ответы на самые главные вопросы.

МОСКВА, 9 января. /ТАСС/. Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил программу фундаментальных научных исследований до 2030 года. На программу хотят потратить более 2,1 трлн рублей, пишет пресс-служба правительства.

«Развитие интеллектуального потенциала российской науки, создание эффективной системы управления научными исследованиями для повышения их значимости и востребованности для экономики — таковы основные задачи новой десятилетней программы. Ее своим распоряжением утвердил председатель правительства Михаил Мишустин», — говорится в сообщении.

Согласно пояснительной записке к документу, программа будет финансироваться за счет госпрограмм «Научно-технологическое развитие России» и «Развитие здравоохранения».

Программа, разработанная Российской академией наук (РАН), состоит из нескольких подпрограмм. Среди них «Аналитические и прогнозные исследования, направленные на выявление больших вызовов и совершенствование системы стратегического планирования, обеспечение конкурентоспособности и научного лидерства России», «Фундаментальные и поисковые научные исследования, проводимые на крупных научных установках и объектах класса «мегасайенс». Программа ориентирована на развитие всех направлений фундаментального научного знания, в числе которых компьютерные науки, нанотехнологии, клиническая и профилактическая медицина.

Программа фундаментальных исследований в Российской Федерации будет координироваться РАН

На сайте Правительства Российской Федерации сообщается,
что Михаил Мишустин утвердил программу фундаментальных
научных исследований до 2030 года.

Развитие интеллектуального потенциала российской науки, создание
эффективной системы управления научными исследованиями для
повышения их значимости и востребованности для экономики – таковы
основные задачи новой десятилетней программы. Её своим
распоряжением утвердил Председатель Правительства Михаил
Мишустин.

Программа фундаментальных научных исследований разработана
Российской академией наук при участии министерств и ведущих
научных организаций страны. Документ состоит из нескольких
подпрограмм. В их числе – «Аналитические и прогнозные
исследования, направленные на выявление больших вызовов и
совершенствование системы стратегического планирования,
обеспечение конкурентоспособности и научного лидерства России»,
«Фундаментальные и поисковые научные исследования, проводимые на
крупных научных установках и объектах класса “мегасайенс”».

Программа ориентирована на развитие всех направлений
фундаментального научного знания, в том числе таких направлений,
как компьютерные науки, нанотехнологии, клиническая и
профилактическая медицина.

Новая программа будет финансироваться в том числе по линии
госпрограмм «Научно-технологическое развитие России» и «Развитие
здравоохранения». Общий объём финансирования до 2030 года – более
2,1 трлн рублей.

С распоряжением можно ознакомиться на сайте Правительства
РФ.

МОСКВА, 10 сентября. /ТАСС/. Проект программы фундаментальных научных исследований в России на 2021-2035 годы, разработанный Российской академией наук (РАН), внесен на рассмотрение в правительство РФ. Об этом сообщил ТАСС президент академии Александр Сергеев.

«Еще на апрельском общем собрании членов РАН было озвучено, что проект программы фундаментальных научных исследований в России на 2021-2035 годы, будет внесен в конце лета — начале осени текущего года на рассмотрение правительства. У нас все идет в этом смысле планово», — сказал Сергеев.

Представитель пресс-службы Минобрнауки сообщил ТАСС, что в соответствии с последней редакцией федерального закона о РАН «Академия наук напрямую вносит программу в правительство РФ, а далее правительство может направить» ее на согласование в министерство. «На данный момент проект новой программы фундаментальных исследований не направлен в наше ведомство», — добавил он.

Цель программы — получение новых фундаментальных знаний об основах мироздания, закономерностях развития природы, человека и общества.

Ранее вице-президент РАН Валерий Козлов говорил, что новая программа будет пересматриваться и актуализироваться каждый пять лет. Он добавил, что в каждом разделе плана программы будет введение с анализом мировых тенденций в различных областях знаний.

В соответствии с новой редакцией закона о РАН, принятой в прошлом году, академия отвечает за подготовку и реализацию этой программы. Главное ее отличие от предыдущей состоит в том, что она должна охватить все фундаментальные исследования в стране, которые проводят академические вузы, государственные научные центры и госкорпорации.

Президент РАН А. Сергеев проинформировал президиум РАН о том,
что вышло распоряжение правительства РФ, где была утверждена
Программа фундаментальных научных исследований на 2021-2030
годы

Напомним, в конце декабря 2020 года вышло распоряжение
правительства РФ в соответствии с которым утверждена программа
фундаментальных научных исследований Российской федерации на
долгосрочный период (2021-2030 годы). Координатором
программы выступает РАН. Во время первого заседания президиума
РАН в 2021 году А. Сергеев проинформировал президиум РАН о
вышедшем распоряжении и пояснил его детали.

Александр Михайлович напомнил, что до 2020 года было некоторое
«двоевластие», когда с одной стороны, была программа развития
фундаментальных исследований, которую курировало и
координировало Министерство науки и образования, а с другой
стороны, была программа фундаментальных исследований
государственных академий, которую разрабатывала и координировала
РАН. В результате «победил» 253 закон, в соответствии с
которым РАН разрабатывает эту программу сама, хотя до
того, как РАН окончательно разработала эту программу, на неё
уже были выделены и определены деньги на несколько лет
вперёд. «Мы вынуждены работать в таких условиях, но
очень важно, что у нас есть наша программа и Академия наук — её
координатор», — говорит Александр Михайлович Сергеев.

Читать также:  О новой системе управления государственными программами Российской Федерации (ч.1)

«С помощью новой программы фундаментальных исследований и
механизмов управления предполагается, что РАН, проведя экспертизу
того, что сделано за предыдущий год, условно, за 2020 год, в 2021
году, предъявляет новый детальный план исследований, из
которого институты на следующий, уже 2022 год, формируют
своё госзадание, при этом  мы будем также работать над тем,
чтобы формирование тематик, которое проводит институты, было с
нашим участием. Пока этого нет в положении методического
руководства, но мы, безусловно, должны работать над тем, чтобы
методическое руководство было полноценным», — пояснил
президент РАН.

В Российской академии наук прошло заседание президиума координационного совета Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы).

Президент РАН Александр Михайлович Сергеев открыл заседание президиума. Отметил, что Российской академии наук необходимо управлять программой с помощью инструментов, координирующих и направляющих научные исследования в стране. Основная идея — каждый год подстраивать детализированный план исследований под текущую ситуацию в российской науке и предоставлять организациям информацию о том, сколько денег будет выделено на каждое направление исследований. Обсудили вопросы, связанные с формами годового отчета, внесением изменений в состав координационного совета и регламентом работы секций координационного совета.

Министр науки и высшего образования Валерий Николаевич Фальков  отметил, что необходимо набрать динамику, более обстоятельно и плотно заниматься программой. Сообщил, что на следующие годы финансирование фундаментальной науки увеличится.

В программе фундаментальных научных исследований участниками выступают институты, университеты и другие научные организации, исполнителями — федеральные органы исполнительной власти (ФАИВы), а деятельностью программы руководит координационный совет РАН.

Начальник управления научно-методического руководства и экспертной деятельности РАН Екатерина Александровна Чабан объяснила, в каком формате планируется отчетность участников программы. Задача координационного совета — снизить бюрократическую нагрузку и обеспечить объективный ввод данных. Организациям предложили самим определить, какие достижения, выполненные за год, являются прорывными, и заполнить отчетные карточки по важнейшим результатам, по мнению научных организаций. Карточка представляет собой визуализацию результата научного исследования и краткую информацию о нем. Все эти данные уже привязаны к плану, поэтому собираются автоматически из базы.

Для отчета исполнителей программы будут запрашиваться сведения о показателях и индикаторах исполнения программы прошедшего года. А отчет координатора будет представлен суммой показателей, которые получены по программе фундаментальных исследований. В ходе дискуссии члены совета обсудили критерии отчетности и откорректировали проект.

Были предложены и утверждены новые члены в состав координационного совета Программы фундаментальных научных исследований в РФ. В план фундаментальных и поисковых научных исследований на 2021 — 2030 годы внесли темы, связанные с исследованиями вечной мерзлоты и криосферы Земли. Также координационный совет утвердил регламент работы секций программы.

«Наша главная задача, чтобы мы не потеряли год, чтобы для наших участников программы были откорректированные данные в соответствии с российскими трендами. Мы должны сделать так, чтобы уже в этом году заявки на гос. задания формировались исходя из того, что мы с вами рекомендуем», — заключил А. Сергеев.

Как сообщила Е. Чабан, уже в апреле 2022 года организации смогут увидеть план направлений, которые координационный совет предлагает для исследовательских работ.

Правительство утвердило программу научных исследований до 2030 года

Правительство утвердило программу научных исследований до 2030 года — РИА Новости, 09. 2021

Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил программу фундаментальных научных исследований до 2030 года, сообщает пресс-служба правительства. РИА Новости, 09. 2021

российская академия наук

МОСКВА, 9 янв — РИА Новости. Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил программу фундаментальных научных исследований до 2030 года, сообщает пресс-служба правительства. Отмечается, что программа разработана Российской академией наук при участии министерств и ведущих научных организаций. Документ состоит из нескольких подпрограмм. «В их числе «Аналитические и прогнозные исследования, направленные на выявление больших вызовов и совершенствование системы стратегического планирования, обеспечение конкурентоспособности и научного лидерства России», «Фундаментальные и поисковые научные исследования, проводимые на крупных научных установках и объектах класса «мегасайенс», — говорится в сообщении. Как отметили в правительстве, программа ориентирована на развитие всех направлений фундаментального научного знания, в том числе таких, как компьютерные науки, нанотехнологии, клиническая и профилактическая медицина. Финансироваться она будет в том числе по линии госпрограмм «Научно-технологическое развитие России» и «Развитие здравоохранения».

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

политика, российская академия наук, михаил мишустин

11:05 09. 2021 (обновлено: 16:10 09. 2021)

Задачи программы «Приоритет-2030»

Для страны

Для университетов

Для общества

 
‣ увеличение доли российской науки на глобальном рынке исследований и разработок

‣ обеспечение привлекательности работы в России для ведущих ученых и молодых перспективных исследователей

‣ кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы

‣ использование научного, образовательного и инновационного потенциала университетов для сокращения срока внедрения инноваций в экономику страны и субъектов Российской Федерации
 
‣ повышение научно-технологического потенциала российских университетов для создания новых технологий, отраслей и конкурентоспособных продуктов

‣ расширение межинституционального сетевого взаимодействия

‣ интеграция университетской науки с научными организациями и реальным сектором экономики

‣ развитие международного сотрудничества

‣ обеспечение условий для формирования цифровых компетенций и навыков использования цифровых технологий у обучающихся, в том числе у студентов ИТ-специальностей

‣ повышение качества и востребованности образовательных, научно-технических, социальных услуг российских университетов

В программе «Приоритет-2030» могут принять участие российские университеты вне зависимости от формы собственности, ведомственной принадлежности или территориального расположения, за исключением казенных учреждений, удовлетворяющие одной из групп критериев допуска к отбору:

Первая группа критериев

Вторая группа критериев

Третья группа критериев

Четвертая группа критериевчисленность обучающихся по образовательным программам высшего образования по очной форме обучения – не менее 4 000 человексовокупный объем доходов из всех источников – не менее 1 000 млн рублейудельный вес доходов от НИОКР в общем объеме доходов – не менее 5%доля студентов, зачисленных на первый курс на обучение по специальностям и направлениям подготовки высшего образования творческой направленности в общем количестве первокурсников – не менее 60%наличие письма за подписью руководителя организации, осуществляющей функции и полномочия учредителя университета, о рекомендации к участию в отборе с обоснованием наличия потенциала университета, необходимого для участия в программе «Приоритет-2030»соответствие двум из трех критериев первой группы допуска к отборуобязательство университета по достижению соответствия первой группе критериев не позднее 2023 годаналичие обязательства органа власти региона, на территории которого расположен университет, и (или) профильного ФОИВа, и (или) профильной системообразующей организации осуществлять дополнительную финансовую поддержку реализации программы развития университета в объеме не менее 100 млн рублей в годсоответствие двум из трех критериев первой группы допуска к отборурешение университета об инициировании процедуры реорганизации в форме слияния или присоединения с другими университетами и (или) научными организациямиобязательство университета о завершении реорганизационных процедур и достижению соответствия первой группе критериев допуска к отбору не позднее 2023 года

Читать также:  Государственная программа по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы утверждена Правительством Российской Федерации

Грант включает в себя

Базовую часть

Специальную часть

‣ На увеличение вклада университета в социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации и реализацию новых творческих, социально-гуманитарных проектов

‣ на развитие университетов, обеспечивающих проведение прорывных научных исследований и создание наукоемкой продукции и технологий, наращивание кадрового потенциала сектора исследований и разработок
‣ на развитие университетов, обеспечивающих социально-экономическое развитие территорий, укрепление кадрового и научно-технологического потенциала организаций реального сектора экономики и социальной сферы

Критерии оценки программы (проекта программы) развития университета

‣ амбициозность целей и результатов программы (проекта программы) развития университета-конкурсанта, их соответствие национальным целям развития Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, стратегиям социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и (или) отраслевым документам стратегического планирования Российской Федерации;

‣ академическое признание и потенциал университета, в том числе с учетом результатов реализации программы 5-100;

‣ степень проработанности программы (проекта программы) развития университета;

‣ реализация творческих и социально-гуманитарных проектов и взаимодействие университета с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями и их объединениями, а также с организациями реального сектора экономики в субъектах Российской Федерации;

‣ модернизация системы управления университета-конкурсанта и его взаимодействие с участниками консорциума, включая оценку долгосрочной стратегии развития консорциума, деятельности управляющих органов консорциума, реализации сетевых образовательных программ и научных проектов, внедрения единых инфраструктурных решений;

‣ реорганизация в форме слияния (присоединения) с университетами и (или) научными организациями (при включении в программу развития университета мероприятий по реорганизации);

‣ обеспечение условий для формирования цифровых компетенций и навыков использования цифровых технологий у обучающихся.

Документы

Постановление Правительства Российской Федерации от 13. 2021 № 729 «О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» 

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 13. 2021 № 730 «О Совете по поддержке программ развития образовательных организаций высшего образования в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030»

3. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 31. 2021 № 432 «Об утверждении перечня целевых показателей эффективности реализации программ развития образовательных организаций высшего образования, которым предоставляется поддержка в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030»‚ и методик их расчета»

Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 31. 2021 № 433 «Об утверждении методик расчета значений показателей, включенных в первую и вторую группы критериев допуска к отбору образовательных организаций высшего образования для оказания поддержки программ развития образовательных организаций высшего образования в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030»‚ и показателей, необходимых для достижения результата предоставления гранта в форме субсидий из федерального бюджета образовательным организациям высшего образования в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030»

Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 31. 2021 № 431 «Об утверждении порядка расчета итогового балла по результатам оценки программы (проекта программы) развития образовательной организации высшего образования и отчетов о реализации программы развития образовательной организации высшего образования комиссией Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по проведению отбора образовательных организаций высшего образования в целях участия в программе стратегического академического лидерства«Приоритет-2030»

Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 31. 2021 № 429 «Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования, учитываемых при определении соответствия образовательных организаций высшего образования второй группе критериев допуска к отбору образовательных организаций высшего образования для оказания поддержки программ развития образовательных организаций высшего образования в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030»

Объявление о проведении отбора российских образовательных организаций высшего образования в целях участия в программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», направленной на поддержку программ развития образовательных организаций высшего образования.

Протокол вскрытия заявок на участие в отборе российских образовательных организаций высшего образования в целях участия в программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

Протокол рассмотрения заявок, допуска (отказа в допуске) университетов к участию в отборе российских образовательных организаций высшего образования в целях участия в программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

Протокол заседания комиссии Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по проведению отбора российских образовательных организаций высшего образования в целях участия в программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» № 1 от 26 сентября 2021 г.

Протокол заседания комиссии Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по проведению отбора российских образовательных организаций высшего образования в целях участия в программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» № 2 от 26 сентября 2021 г.

Протокол заседания комиссии Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по проведению отбора российских образовательных организаций высшего образования в целях участия в программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» № 3 от 26 сентября 2021 г.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2021 г. № 2690-р

Протокол заседания подкомиссии для проведения отбора российских образовательных организаций высшего образования творческой направленности в целях участия в программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» № 1-ПК от 22 сентября 2021 г.

Протокол заседания Президиума Совета по поддержке программ развития образовательных организаций высшего образования в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» № 2 от 4 октября 2021 г.

На что нацелена Программа и какие задачи в приоритете?

Речь, как уже сказано, о фундаментальных исследованиях, поэтому главное — получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, природы. То есть, всего того, что необходимо для устойчивого научно-технологического, социально-экономического и культурного развития страны, укрепления ее национальной безопасности и обеспечения научного лидерства на долгосрочный период.

Из задач упомянем кратко три самые конкретные. Первая — создание условий для свободного научного творчества и, одновременно, обеспечение механизмов справедливой конкуренции при использовании государственных инфраструктурных, финансовых и нефинансовых ресурсов.

Читать также:  I. Введение

Вторая — повышение ответственности исполнителей и участников программы за результативность, значимость и востребованность полученных результатов.

Третья — обеспечение своевременного распознавания больших вызовов и формирование приоритетов в рамках научных исследований для ответа на такие вызовы.

Кто имеет право получать и распределять финансовые средства Программы?

Исполнителями программы определены 15 субъектов: шесть федеральных министерств, включая Минобрнауки, и одна федеральная служба — Роспотребнадзор, а также Управление делами президента РФ, Российская академия наук, НИЦ «Курчатовский институт», МГУ им. Ломоносова, СПбГУ, РАНХ, РФФИ, РНФ.

Наряду с исполнителями есть статус участника. Сюда отнесены РАН, еще три академии (образования, архитектуры, художеств), а также «другие субъекты научной и научно-технической деятельности», ведущие фундаментальные и поисковые исследования на средства федерального бюджета.

Из каких источников и по какой схеме будут финансировать Программу?

Ресурсное обеспечение предусмотрено из тех же самых средств (ассигнований) федерального бюджета, что выделяются и предусмотрены к выделению в рамках государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». А также из средств «на финансовое обеспечение фундаментальных научных исследований гражданского назначения, предусмотренных в других государственных программах Российской Федерации», в частности — госпрограммы «Развитие здравоохранения». Третий источник — так называемое непрограммное направление расходов «обеспечение деятельности отдельных федеральных органов исполнительной власти».

РАН наделена функциями координатора, правами исполнителя и статусом участника программы

Как уже сказано, на момент утверждения Программы объем ее финансирования за счет средств федерального бюджета на ближайшие 10 лет составляет 2 150 320 518,5 тыс. рублей (за исключением ресурсного обеспечения подпрограммы №6).

Все ли направления Программы решено сделать открытыми?

Нет, не все. Единая программа фундаментальных исследований имеет пять тематических подпрограмм гражданской направленности и подпрограмму №6 «Фундаментальные и поисковые научные исследования в интересах обороны страны и безопасности государства». Она направлена на создание научно-технического задела для реализации в сфере оборонно-промышленного комплекса в интересах обороны страны и безопасности государства. В связи с этим подпрограмма №6 изначально заявлена как секретная и будет утверждается отдельным (закрытым) актом правительства РФ со своим объемом финансирования — за рамками 2,15 триллиона рублей.

Как распределены ресурсы на весь срок действия Программы?

В паспорте программы отмечается, что размер ассигнований, «предусмотренных федеральным бюджетом на реализацию мероприятий Программы, подлежит ежегодному уточнению при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период». В исходном варианте средства распределены так (в тыс. рублей):

2021 — 183 260 109,2

2022 — 202 119 729,3

2023 — 220 957 951,9

2024 — 215 716 508,6

2025 — 202 135 580,1

2026 — 209 353 359,8

2027 — 216 917 717,5

2028 — 224 845 296,5

2029 — 233 153 539,3

2030 — 241 860 726,3

Как видим, прослеживается положительная динамика — с приростом к 2030 году 58,5 миллиардов рублей в сравнении со стартовым 2021-м.

Какая роль в Программе отводится Российской академии наук?

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия наук» (ФГБУ РАН) является координатором всей программы — с вытекающими отсюда полномочиями и ответственностью за общий результат.

Помимо этого, РАН наделена правами исполнителя программы — наряду с 14 другими субъектами. И значится в числе участников — одновременно с тремя другими академиями (образования, архитектуры, художеств).

Таким образом, в единой Программе фундаментальных исследований Российская академия наук наделена одновременно: функциями координатора, правами исполнителя и статусом участника.

Как задумано и должно происходить управление Программой?

Общее управление осуществляет координационный совет Программы. В него входят: представители координатора, всех исполнителей Программы (их, напомним, 15), президенты и другие представители государственных академий наук, а также представители советов по приоритетным направлениям научно-технологического развития РФ и представители научно-технического совета ВПК.

По согласованию с координатором в координационный совет могут быть включены представители участников Программы.

Персональный состав координационного совета Программы и положение о нем утверждаются правительством РФ на основании предложений координатора, всех исполнителей, государственных академий наук, советов по приоритетным направлениям научно-технологического развития РФ и научно-технического совета ВПК — по представлению Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

В Программе предусмотрено использование единых подходов и инструментов ее реализации. В том числе современной цифровой инфраструктуры обмена научно-технической информацией между координатором Программы, исполнителями и участниками — с учетом имеющихся и намечаемых к созданию информационных систем, используемых для мониторинга, планирования научных исследований и представления отчетности.

Методики расчета целевых показателей (индикаторов), а также ответственность каждого исполнителя и форма годовой отчетности утверждаются координационным советом Программы.

Координация действий исполнителей и участников Программы, научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение в процессе ее реализации, а также организационно-техническое и методическое сопровождение работы координационного совета Программы возлагается на Российскую академию наук. Причем обеспечивается все это за счет ассигнований федерального бюджета, предусмотренных для РАН на очередной финансовый год и плановый период.

Таким образом, отдельной статьи «на операционные расходы» в Программе не предусмотрено.

Что предусматривает функционал координатора Программы?

Координатор в лице Российской академии наук представляет координационному совету Программы предложения по внесению изменений в план и детализированный план (по разделам и направлениям) фундаментальных и поисковых исследований, сформированный на основе предложений исполнителей и участников Программы. Он же, координатор, запрашивает у исполнителей и участников информацию, необходимую для оценки эффективности реализации Программы, уточнения целевых показателей (индикаторов), а также информацию о совершенствовании механизмов ее реализации для подготовки годового отчета и итогового доклада о реализации Программы (за все 10 лет).

В обязанности координатора входит подготовка ежегодного отчета о реализации Программы и представление его на утверждение координационному совету. После чего координатор представляет утвержденный годовой отчет в Министерство науки и высшего образования и в правительство РФ (в I квартале года, следующего за отчетным). А по результатам всей десятилетней Программы готовит итоговый доклад: сначала — для утверждения на координационном совете, а после утверждения — в Минобрнауки и правительство РФ. Срок для этого уже обозначен: I квартал 2031 года.

Как Программа фундаментальных исследований взаимоувязана с нацпроектом «Наука»?

Целевые показатели (индикаторы) Программы фундаментальных научных исследований составлены таким образом, чтобы они могли обеспечивать и отражать вклад фундаментальной науки в достижение соответствующих показателей (индикаторов) программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» (в том числе в рамках национального проекта «Наука»), установленных на период до 2030 года.

Программа фундаментальных исследований в Российской Федерации будет координироваться РАН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *