4 Критерии оценки защиты дипломных работ
Результаты защиты дипломной работы определяются
на основе оценочных суждений, представленных в отзыве руководителя, письменных
рецензиях и выступлениях рецензентов, замечаниях председателя и членов ГЭК,
данных по поводу основного содержания работы, и ответов студента на вопросы,
поставленные в ходе защиты. ГЭК оценивает все этапы защиты дипломной работы –
презентацию результатов работы, понимание вопросов и ответы на них, общий
уровень подготовленности студента, демонстрируемые в ходе защиты компетенции.
Основными критериями уровня и качества подготовки
выпускника являются:
уровень
усвоения теоретических знаний и умение использовать их для решения
профессиональных задач;
степень
владения профессиональной терминологией;
логичность,
обоснованность, четкость ответа.
В ходе защиты дипломных работ оцениваются:
степень
новизны и актуальности;
возможное
теоретическое и практическое значение;
четкое
обоснование избранной темы, определение цели и задач работы, объекта и
предмета, методов исследования;
широта
охвата и глубина проработки темы;
теоретическая
основательность, научно-практическая оснащенность работы;
концептуальность
работы, самостоятельность и обоснованность выводов;
логика
и характер изложения, его понятность, доступность;
структурированность
текста – размеры и соотношение частей, их последовательность, распределение
материала, общий объём;
орфографическая
и стилистическая грамотность;
соответствие
расчетов и оформления работы требованиям ГОСТ, СНиП, ЕСКД;
творческий
подход к работе и выступлению;
При определении окончательной оценки
защиты дипломной работы учитываются:
доклад
выпускника по теме дипломной работы;
ответы
выпускника на вопросы членов государственной аттестационной комиссии;
Результаты защиты ВКР определяются оценками
«отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в
тот же день после оформления в установленном порядке протокола заседания ГЭК.
Окончательная оценка защиты дипломной
работы осуществляется по следующим критериям (см. таблицу 3).
1 Подготовка, порядок и процедура
проведения демонстрационного экзамена
Демонстрационный
экзамен проводится в центре проведения демонстрационного экзамена (далее ЦПДЭ),
представляющем собой площадку, оборудованную и оснащенную в соответствии с
комплектом оценочной документации.
Демонстрационный
экзамен проводится на площадке ТЕХНИКУМА по адресу: ___________________,
аккредитованной в качестве центра проведения демонстрационного экзамена.
Место проведения,
дата и время начала проведения демонстрационного экзамена, расписание сдачи
экзаменов в составе экзаменационных групп, планируемая продолжительность
проведения демонстрационного экзамена, технические перерывы в проведении
демонстрационного экзамена определяются планом проведения демонстрационного
экзамена, утверждаемым ГЭК совместно с ТЕХНИКУМА не позднее, чем за двадцать
календарных дней до даты проведения демонстрационного экзамена.
Главный эксперт
знакомит с планом проведения демонстрационного экзамена выпускников, сдающих
демонстрационный экзамен, и лиц, обеспечивающих проведение демонстрационного
экзамена, в срок не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения
экзамена.
Не позднее, чем за
один рабочий день до даты проведения демонстрационного экзамена, главным
экспертом проводится проверка готовности центра проведения экзамена в
присутствии членов экспертной группы, выпускников, а также технического
эксперта, назначаемого организацией, на территории которой расположен центр
проведения экзамена, ответственного за соблюдение установленных норм и правил
охраны труда и техники безопасности.
Главным экспертом
осуществляется осмотр центра проведения экзамена, распределение обязанностей
между членами экспертной группы по оценке выполнения заданий демонстрационного
экзамена, а также распределение рабочих мест между выпускниками с
использованием способа случайной выборки. Результаты распределения обязанностей
между членами экспертной группы и распределения рабочих мест между выпускниками
фиксируются главным экспертом в соответствующих протоколах.
Выпускники
знакомятся со своими рабочими местами, под руководством главного эксперта также
повторно знакомятся с планом проведения демонстрационного экзамена, условиями
оказания первичной медицинской помощи в центре проведения экзамена. Факт
ознакомления отражается главным экспертом в протоколе распределения рабочих
мест.
На период
проведения демонстрационного экзамена ЦПДЭ назначается технический эксперт, отвечающий
за техническое состояние оборудования и его эксплуатацию, функционирование
инфраструктуры экзаменационной площадки, а также соблюдение всеми
присутствующими на площадке лицами правил и норм охраны труда и техники
безопасности. Технический эксперт под подпись знакомит главного
эксперта, членов экспертной группы, выпускников с требованиями охраны труда и
безопасности производства.
Технический эксперт не участвует в оценке
выполнения заданий экзамена, не является членом Экспертной группы и не
регистрируется в системе.
Допуск к демонстрационному
экзамену осуществляет главный эксперт на основании студенческого билета или
зачетной книжки, в случае отсутствия – иного документа, удостоверяющего
личность экзаменуемого.
К демонстрационному экзамену допускаются
участники, прошедшие инструктаж по ОТ и ТБ, а также ознакомившиеся с рабочими
местами.
К оценке выполнения заданий
демонстрационного экзамена допускаются члены экспертной группы, прошедшие инструктаж
по ОТ и ТБ, а также ознакомившиеся с распределением обязанностей.
В соответствии с планом проведения
демонстрационного экзамена главный эксперт знакомит выпускников с заданиями,
передает им копии заданий демонстрационного экзамена.
Демонстрационный экзамен проводится с
использованием комплектов оценочной документации (далее – КОД), представляющих
собой комплекс требований стандартизированной формы к выполнению заданий
определенного уровня, оборудованию, оснащению и застройке площадки, составу
экспертных групп.
В составе КОД включается демонстрационный
вариант задания (образец).
Задания, по которым проводится оценка на
демонстрационном экзамене, определяются методом автоматизированного выбора из
банка заданий в электронной системе интернет мониторинга eSim и доводятся до
главного эксперта за 1 день до экзамена.
Комплект оценочной документации (КОД) №
1.1 разработан в целях организации и проведения демонстрационного экзамена по
компетенции № R41 «Бухгалтерский учет» и рассчитан на выполнение заданий
продолжительностью 6 часов Паспорт комплекта оценочной документации (КОД 1.1)
представлен в Приложении 3.
Все участники и эксперты самостоятельно
знакомятся с техническим описанием компетенции № 41
«Бухгалтерский учет», КОД 1.1, другими инструктивными и регламентирующими
документами.
Подготовительный
день проводится за 1 день до начала демонстрационного экзамена.
В подготовительный день главный эксперт
проводит проверку на предмет готовности проведения демонстрационного экзамена,
включая проверку соответствия ЦПДЭ аккредитованным критериям и сверку состава экспертной
группы.
По итогам проверки заполняется и
подписывается Акт о готовности проведения демонстрационного экзамена.
В случае выявления отклонений от положений
Базовых принципов, включая несоответствие площадки критериям аккредитации,
заполняется Акт о неготовности проведения демонстрационного экзамена.
Сверка состава экспертной группы
осуществляется в соответствии с подтвержденными в системе данными на основании
документов, удостоверяющих личность.
В случае неявки экзаменуемого, состоящего
в списке сдающих в системе, он исключается из списка участников в системе.
После сверки состава экспертной группы главный
эксперт производит распределение обязанностей по проведению экзамена между
членами экспертной группы.
В подготовительный день технический
эксперт, проводит инструктаж по охране труда и технике безопасности для
участников и членов экспертной группы под роспись. Все участники экзамена
информируются о безопасном использовании всех инструментов, оборудования,
вспомогательных материалов, которые они используют на площадке в соответствии с
правилами техники безопасности.
В подготовительный день главный эксперт
производит распределение рабочих мест участников на площадке в соответствии с
жеребьевкой и их ознакомление с рабочими местами и оборудованием, а также с
графиком работы на площадке и необходимой документацией.
Жеребьевка проводится в присутствии всех
участников.
Участники знакомятся с подробной
информацией о плане проведения экзамена с обозначением обеденных перерывов и
времени завершения экзаменационных заданий/модулей, ограничениях времени и
условий допуска к рабочим местам, включая условия, разрешающие участникам
покинуть рабочие места и площадку, информацию о времени и способе проверки оборудования,
информацию о пунктах и графике питания, оказании медицинской помощи, о
характере и диапазоне санкций, которые могут последовать в случае нарушения
правил и плана проведения экзамена.
Итоги жеребьевки и ознакомления с рабочими
местами и документацией фиксируются в Протоколе распределения рабочих мест и
ознакомления участников с документацией, оборудованием и рабочими местами.
В подготовительный день не позднее 08.00 в
личном кабинете в системе главный эксперт получает вариант задания и схему
оценки для проведения демонстрационного экзамена в конкретной экзаменационной
группе.
Если подготовительный день проводится для
нескольких экзаменационных групп, в указанный день в личный кабинет главного
эксперта поступает вариант задания для экзаменационной(ых) групп(ы),
сдающей(их) первой(ыми). Варианты заданий для последующих экзаменационных групп
поступают главному эксперту за 1 день до начала таких экзаменов не позднее
08.00.
Каждая экзаменационная группа сдает
экзамен по отдельному варианту задания.
После получения варианта задания главным
экспертом не допускается его разглашение или ознакомление с другими лицами до
дня демонстрационного экзамена.
Сроки проведения
демонстрационного экзамена согласно учебного плана ТЕХНИКУМА установлены с
01 июня по 16 июня 2023 г.
Члены ГЭК вправе находиться на площадке
исключительно в качестве наблюдателей, не участвуют и не вмешиваются в работу главного
эксперта и экспертной группы, а также не контактируют с участниками и членами экспертной
группы.
Нахождение других лиц на площадке, кроме главного
эксперта, членов экспертной группы, технического эксперта, экзаменуемых, не
допускается.
В ходе проведения экзамена участникам
запрещаются контакты с другими участниками или членами экспертной группы без
разрешения главного эксперта.
При возникновении несчастного случая или
болезни экзаменуемого главный эксперт незамедлительно осуществляет действия по
привлечению ответственных лиц от ЦПДЭ для оказания медицинской помощи. Далее с
привлечением сопровождающего лица принимает решение об отстранении
экзаменуемого от дальнейшего участия в экзамене или назначении ему
дополнительного времени в пределах времени, предусмотренного планом проведения
демонстрационного экзамена.
В случае отстранения экзаменуемого от
дальнейшего участия в экзамене ввиду болезни или несчастного случая, ему
начисляются баллы за любую завершенную работу.
Участник, нарушивший правила поведения на
экзамене, и чье поведение мешает процедуре проведения экзамена, получает
предупреждение с занесением в протокол учета времени и нештатных ситуаций,
который подписывается главным экспертом и всеми членами экспертной группы.
Потерянное время при этом не компенсируется участнику, нарушившему правило.
После повторного предупреждения участник
удаляется с площадки, вносится соответствующая запись в протоколе с подписями главного
эксперта и всех членов экспертной группы.
В процессе выполнения заданий экзаменуемые
обязаны неукоснительно соблюдать требования ОТ и ТБ.
Процедура проведения демонстрационного
экзамена проходит с соблюдением принципов честности, справедливости и
прозрачности. Вся информация и инструкции по выполнению заданий экзамена от главного
эксперта и членов экспертной группы, в том числе с целью оказания необходимой
помощи, должны быть четкими и недвусмысленными, не дающими преимущества тому
или иному участнику.
Вмешательство иных лиц, которое может
помешать участникам завершить экзаменационное задание, не допускается.
Оценка не выставляется в присутствии
участника демонстрационного экзамена.
2 Требования к объему, структуре и
содержанию ВКР
Требования к оформлению дипломных работ
должны соответствовать требованиям ЕСТД и ЕСКД, ГОСТ 7.32-2001 «Система
стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу «Отчет о
научно-исследовательской работе», ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись.
Библиографическое описание», ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись.
Библиографическое описание электронных ресурсов» и (или) другим нормативным
документам (в т.ч. документам СМК)
Структура и содержание дипломных работ определяются в соответствии с Методическими
рекомендациями по выполнению и защите выпускной квалификационной работы для студентов
специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» очной и
заочной форм обучения, утвержденными ТЕХНИКУМА (Приложение 2).
По структуре дипломная
работа состоит из теоретической и практической части. Объем работы должен
составлять 60 – 80 листов формата А4.
Структура дипломной
работы для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по
отраслям)» следующая:
отзыв
на дипломную работу;
рецензия
на дипломную работу;
Во введении необходимо
обосновать актуальность и практическую значимость выбранной темы,
сформулировать цель и задачи, объект и предмет дипломной работы, круг
рассматриваемых проблем.
Основная часть ВКР
включает главы (параграфы, разделы) в соответствии с логической структурой
изложения. Название главы не должно дублировать название темы, а название
параграфов – название глав. Формулировки должны быть лаконичными и отражать
суть главы (параграфа). Основная часть дипломной работы должна содержать три
главы.
Завершающей частью является заключение, которое содержит выводы и предложения с их
кратким обоснованием в соответствии с поставленной целью и задачами, раскрывает
значимость полученных результатов. Заключение лежит в основе доклада студента
на защите.
Список использованных источников отражает перечень источников, которые
использовались при написании (не менее 20).
Приложения могут состоять из дополнительных справочных материалов,
имеющих вспомогательное значение, например: копий документов, выдержек из
отчетных материалов, статистических данных, схем, таблиц, диаграмм, программ,
положений и т.п.
ПОРЯДОК ПОДАЧИ И РАССМОТРЕНИЯ
АПЕЛЛЯЦИЙ
По результатам ГИА выпускник имеет право подать письменное апелляционное
заявление о нарушении установленного порядка проведения ГИА и/или несогласии с
результатами ГИА (далее
– апелляция).
Апелляция подается лично выпускником или родителями/законными
представителями несовершеннолетнего выпускника в апелляционную
комиссию.
Апелляция о нарушении порядка проведения государственной итоговой
аттестации подается непосредственно
в день проведения государственной итоговой аттестации.
Апелляция о несогласии с результатами государственной итоговой аттестации
подается не позднее следующего
рабочего дня после объявления результатов государственной итоговой аттестации.
Апелляция рассматривается апелляционной комиссией не позднее трех рабочих
дней с момента ее поступления.
Состав апелляционной комиссии утверждается одновременно с утверждением
состава государственной экзаменационной комиссии.
Апелляционная комиссия состоит из председателя, не менее пяти членов из
числа педагогических работников образовательной организации, не входящих в
данном учебном году в состав
государственных экзаменационных комиссий и секретаря. Председателем
апелляционной комиссии является руководитель ТЕХНИКУМА либо лицо, исполняющее
в установленном порядке
обязанности руководителя образовательной организации. Секретарь
избирается из числа членов
апелляционной комиссии.
Апелляция рассматривается на заседании апелляционной комиссии с участием
не менее двух третей ее состава.
На заседание апелляционной комиссии приглашается председатель соответствующей государственной
экзаменационной комиссии.
Порядок работы апелляционной комиссии определяется локальными
нормативными актами образовательной организации. По результатам рассмотрения
апелляции апелляционная комиссия принимает одно из решений:
об отклонении апелляции, если изложенные в ней сведения
о нарушениях порядка
про ведения ГИА не подтвердились и/или не повлияли на результат ГИА;
об удовлетворении апелляции, если изложенные в ней сведения о
допущенных нарушениях порядка проведения ГИА подтвердились и повлияли на результат ГИА.
В последнем случае результат проведения ГИА подлежит аннулированию.
Протокол о рассмотрении апелляции не позднее следующего рабочего
дня передается в ГЭК.
Выпускнику предоставляется возможность пройти ГИА в дополнительные сроки,
установленные образовательной организацией.
Протокол решения апелляционной комиссии присоединяется к протоколам ГЭК при
сдаче в архив.
Решение апелляционной комиссии
является окончательным и пересмотру не подлежит.
Примерные темы дипломных
работ по специальности
38.02.01.
«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
* ПМ.01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета активов организации;
ПМ.02 Ведение бухгалтерского учета источников формирования активов, выполнение работ по инвентаризации активов и
финансовых обязательств организации;
ПМ.03 Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными
фондами;
ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской
(финансовой) отчетности.
Государственное
бюджетное образовательное учреждение
среднего
профессионального образования ______________ области
Отделение программирования и коммерческих
дисциплин
по выполнению и защите выпускной
квалификационной работы
в виде дипломной работы для студентов
специальности
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет
(по отраслям)»
очной и заочной форм обучения
Паспорт комплекта оценочной документации
(КОД 1.1)
для демонстрационного экзамена по комплекту оценочной
документации.
Описание модуля А: Текущий учет и группировка данных
В рамках модуля Участнику будет предложен профессиональный кейс,
содержащий информацию о регистрационных данных организации, о ее работниках,
первичные входящие документы по операциям за месяц и пояснения к ним.
На основании материалов кейса Участнику необходимо:
разработать учетную политику организации для целей бухгалтерского
учета с учетом особенностей ее деятельности. При выборе альтернативного способа
ведения учета необходимо дополнительно указать его обоснование;
определить порядок подписи документов и учетных регистров;
сформировать первоначальные сведения об организации и произвести
необходимые настройки программного обеспечения для ведения учета;
сформировать первичные учетные документы по операциям за учетный
период задания,
произвести проверку входящих документов;
произвести расчеты по оплате труда;
распределить движение денежных средств с учетом их сроков оплаты
за учетный период задания;
отразить в учете операции по движению внеоборотных активов;
денежных средств; материальных запасов и готовой продукции; по расчетам по
оплате труда и с контрагентами; по движению заемных средств; по учету доходов и
расходов организации.
сформировать стоимость объектов внеоборотных активов;
составить калькуляцию фактической себестоимости произведенной
продукции;
сформировать оборотно-сальдовую ведомость по счетам организации,
учетные регистры по счетам 20, 26, 43; анализ счета 91 за период учетных
операций;
определить финансовый результат деятельности за период учетных
операций;
сгруппировать оформленные и проверенные документы и учетные
регистры за учетный период задания.
Выполнение задания предусматривает использование специализированной
программы автоматизации бухгалтерского учета (например, 1С: Предприятие
8.3)/аналог и программного обеспечения для офисной работы.
Участнику необходимо создать и распечатать пакет документации,
включающий:
учетную политику организации, включая необходимые приложения для
организации и ведения учета;
первичные и сводные учетные документы организации, включая все
необходимые пояснения и расчеты, сгруппированные для их последующего хранения;
учетные регистры за отчетный период (ОСВ с учетом субсчетов, ОСВ
по счетам 20, 26, 43, анализ счета 91).
Описание модуля С: Составление финансовой отчетности и ее анализ
На основании материалов кейсов Участнику необходимо:
произвести проверку оборотно-сальдовой ведомости и выявить ошибки
отчетного периода;
сформировать бухгалтерскую (финансовую) отчетность за отчетный
год с необходимыми пояснениями в составе Бухгалтерского баланса, Отчета о
финансовых результатах. Организация является субъектом малого
предпринимательства. ПБУ 18/02 не применяется;
провести анализ финансовой отчетности, сформировав аналитические
таблицы;
провести анализ финансовой отчетности (группировку активов по
степени ликвидности, пассивов по степени погашения обязательств, анализ
ликвидности анализ финансовой устойчивости; анализ платежеспособности; анализ
рентабельности);
определить мероприятия для улучшения финансовой эффективности
организации и ее финансового положения и обосновать расчетами их эффективность;
сформировать отчет руководству организации по результатам
проведенного анализа в виде презентации.
При анализе отчетности провести:
анализ бухгалтерского баланса (рассчитать структуру бухгалтерского баланса, определить динамику показателей
отчета и структуры, определить темп изменения показателей);
анализ отчета о финансовых
результатах (рассчитать структуру доходов и
расходов, определить динамику показателей отчета и структуры, определить темп изменения
показателей);
анализ показателей ликвидности, финансовой устойчивости, платежеспособности, рентабельности и их динамику.
Выполнение
задания предусматривает использование программного обеспечения для офисной
работы.
Участнику необходимо создать
и распечатать пакет документации, включающий:
результаты проведенной проверки;
финансовую отчетность организации;
расчеты по результатам анализа финансовой отчетности и
предлагаемых мероприятий (аналитические таблицы);
отчет по результатам проведенного анализа финансовой отчетности,
оформленный в виде презентации.
1 Требования к
определению тематики ВКР
Перечень тем дипломных работ:
разрабатывается
преподавателями профессиональных дисциплин, МДК в рамках профессиональных модулей;
рассматривается
на заседаниях цикловой комиссии экономических дисциплин;
утверждается
после предварительного положительного заключения работодателей (п.8.6 ФГОС
СПО).
Темы дипломных работ имеют
практико-ориентированный характер и соответствуют содержанию одного или
нескольких профессиональных модулей.
Дипломные работы должны иметь новизну, элементы исследования и
практическую значимость.
Выпускнику предоставляется право выбора
темы дипломной работы, в том числе предложения своей темы с необходимым
обоснованием целесообразности ее разработки для практического применения. Тема
дипломной работы должна соответствовать содержанию одного или нескольких
профессиональных модулей, входящих в образовательную программу среднего
профессионального образования.
Для
подготовки дипломной работы выпускнику назначается руководитель и при
необходимости консультанты, оказывающие выпускнику методическую поддержку.
Закрепление
за выпускниками тем дипломных работ, назначение руководителей и консультантов
осуществляется приказом директора ТЕХНИКУМА.
Замена темы дипломной работы возможна только в период прохождения
преддипломной практики и по объективным причинам.
3 Защита выпускных квалификационных работ
К защите дипломных
работ допускаются лица, завершившие полый курс обучения и успешно прошедшие все
предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом (в
соответствии с ФГОС СПО это уровень освоения компетенций по специальности (п.
8.5. ФГОС СПО).
Вопрос о допуске дипломной
работы к защите решается на заседании цикловой комиссии, готовность к защите
определяется заместителем директора по учебной работе и оформляется приказом
директора ТЕХНИКУМА.
Образовательная
организация имеет право проводить предварительную защиту
Защита дипломной работы по специальности
проводится с целью выявления уровня подготовки и качества выпускника ФГОС по
специальности, с учетом требований работодателей и готовности выпускника к
профессиональной деятельности.
Форма защиты дипломной работы включает
развернутый доклад и устные развернутые ответы на вопросы государственной
экзаменационной комиссии по теме дипломной работы. Время защиты одной дипломной
работы не более 1-го академического часа, в том числе
доклад
студента (не более 7-10 минут) с демонстрацией презентации;
представление
секретарем ГЭК отзыва и рецензии на ВКР;
Защита производится на открытом заседании ГЭК с
участием не менее двух третей ее состава. Решения ГЭК принимаются на закрытых
заседаниях простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в
заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии ГЭК или его
заместителя. При равном числе голосов голос председательствующего на заседании
ГЭК является решающим.
При определении оценки по защите ВКР
учитываются: качество устного доклада выпускника, свободное владение материалом
ВКР, глубина и точность ответов на вопросы, отзыв руководителя и рецензия.
Решение ГЭК оформляется протоколом, который
подписывается председателем ГЭК (в случае отсутствия председателя — его
заместителем) и секретарем ГЭК и хранится в архиве ТЕХНИКУМА. В протоколе
записываются: итоговая оценка ВКР, присуждение квалификации и особые мнения членов
комиссии.
Обучающиеся, не прошедшие ГИА или получившие на ГИА
неудовлетворительные результаты, проходят ГИА не ранее чем через шесть месяцев
после прохождения ГИА впервые.
Для прохождения ГИА лицо, не прошедшее ГИА по
неуважительной причине или получившее на ГИА неудовлетворительную оценку,
восстанавливается в ТЕХНИКУМА на период времени, установленный техникумом
самостоятельно, но не менее предусмотренного календарным учебным графиком для
прохождения ГИА по образовательной программе СПО.
Повторное прохождение ГИА для одного лица назначается
не более двух раз.
Сроки защиты ВКР определяются графиком учебного
процесса на текущий учебный год с 20 июня 2023г. по 28 июня 2023г.
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ ИЗ ЧИСЛА ЛИЦ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ В СЛУЧАЕ НАЛИЧИЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья государственная итоговая аттестация проводится с учётом особенностей психофизического развития,
индивидуальных возможностей и состояния здоровья
таких выпускников (далее — индивидуальные особенности).
При проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих общих требований:
проведение государственной итоговой
аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории
совместно с выпускниками, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если
это не создает трудностей для выпускников при
прохождении государственной итоговой аттестации;
присутствие в аудитории
ассистента, оказывающего выпускникам необходимую техническую помощь с учётом их индивидуальных особенностей (занять рабочее
место, передвигаться, прочитать
и оформить задание,
общаться с членами
государственной экзаменационной
комиссии);
пользование необходимыми выпускникам техническими средствами при
прохождении государственной итоговой аттестации с учётом
их индивидуальных особенностей;
обеспечение возможности беспрепятственного доступа выпускников в аудитории, туалетные
и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов,
поручней, расширенных дверных проёмов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна
располагаться на первом
этаже, наличие специальных кресел
и других приспособлений).
Дополнительно при проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий
выпускников с ограниченными возможностями
здоровья:
а) для слепых:
задания для выполнения, а также инструкция о порядке государственной
итоговой аттестации оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью
компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых,
или зачитываются ассистентом;
письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным
шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением
для слепых, или надиктовываются ассистентом;
выпускникам для выполнения задания при необходимости предоставляется
комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом
Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;
б) для слабовидящих: обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
выпускникам для выполнения задания при необходимости предоставляется
увеличивающее устройство;
задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения
государственной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
в) для
глухих и слабослышащих с тяжёлыми нарушениями речи:
обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного
пользования, при необходимости предоставляется звукоусиливающая аппаратура
индивидуального пользования;
по их желанию государственный экзамен может проводиться в
письменной форме;
д) для лиц с нарушениями
опорно-двигательного аппарата ( с тяжелыми нарушениями двигательных функций
верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
письменные задания выполняются на компьютере со
специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
по их желанию государственный экзамен может проводиться в устной
форме.
Выпускники или родители (законные
представители) несовершеннолетних выпускников не позднее, чем за 3 месяца до
начала государственной итоговой аттестации, подают письменное заявление о
необходимости создания для них специальных условий при проведении
государственной итоговой аттестации.
2 Показатели
и критерии оценивания компетенций по результатам сдачи демонстрационного
экзамена, шкалы их оценивания
Демонстрационный экзамен
проводится с использованием комплектов оценочной документации (далее — КОД),
представляющих собой комплекс требований стандартизированной формы к выполнению
заданий определенного уровня, оборудованию, оснащению и застройке площадки,
составу экспертных групп.
Комплект оценочной
документации (КОД 1.1) по компетенции № 41 «Бухгалтерский учет» рассчитан на
выполнение заданий продолжительностью 6 часов.
КОД 1.1 может быть
рекомендован для оценки освоения основных профессиональных образовательных
программ и их частей, дополнительных профессиональных программ и программ
профессионального обучения, а также на соответствие уровням квалификации
согласно Приложению 5.
КОД 1.1 используется для
оценки освоения основной профессиональной образовательной программы и ее
частей, а также на соответствие уровням квалификации согласно Приложению 6.
В целях соблюдения принципов объективности
и независимости при проведении демонстрационного экзамена, не допускается
участие в оценивании заданий демонстрационного экзамена экспертов, принимавших
участие в подготовке экзаменуемых студентов или представляющих с экзаменуемыми
одну образовательную организацию.
Процедура оценивания результатов
выполнения заданий демонстрационного экзамена осуществляется членами экспертной
группы по 100-балльной системе в соответствии с требованиями комплекта
оценочной документации. Баллы выставляются в протоколе проведения
демонстрационного экзамена, который подписывается каждым членом экспертной
группы и утверждается главным экспертом после завершения экзамена для
экзаменационной группы.
При выставлении баллов присутствует член
ГЭК, не входящий в экспертную группу, присутствие других лиц запрещено.
Подписанный членами экспертной группы и
утвержденный главным экспертом протокол проведения демонстрационного экзамена
далее передается в ГЭК для выставления оценок по итогам ГИА.
Оригинал протокола проведения
демонстрационного экзамена передается на хранение в ТЕХНИКУМА в составе
архивных документов.
Рекомендуемая схема
перевода результатов демонстрационного
экзамена из стобалльной
шкалы в пятибалльную
Результаты
демонстрационного экзамена определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»,
«неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в
установленном порядке протоколов заседаний государственных экзаменационных
комиссий.
6 Кадровое обеспечение государственной итоговой аттестации
Требования к квалификации педагогических
кадров, обеспечивающих руководство выполнением дипломной работы,
устанавливаются приказом Минтруда России от 08.09.2015 № 608н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения,
профессионального образования и дополнительного профессионального образования».
Требования к квалификации членов ГЭК.
В состав ГЭК по специальности 38.02.01
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) входят:
председатель
ГЭК (руководитель или заместитель руководителя организации, направление
деятельности, которого соответствует области профессиональной деятельности
выпускников);
заместитель
председателя ГЭК (директор техникума либо по его поручению заместитель по
учебной работе);
члены
комиссии: представитель работодателя направление деятельности, которого
соответствует области профессиональной деятельности выпускников; председатель ЦК
экономических дисциплин; преподаватели специальных дисциплин выпускающей ЦК
специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Для проведения демонстрационного экзамена статус эксперта присваивается федеральным оператором
К членам экспертной группы предъявляются
следующие требования:
наличие
высшего или среднего профессионального образования;
наличие
документа, подтверждающего статус эксперта, выданного федеральным оператором;
соответствие
квалификационным требованиям преподавателя СПО, мастера производственного
обучения, указанным в соответствующих квалификационных справочниках и (или)
профессиональных стандартах.
5 Информационное обеспечение государственной итоговой аттестации
Целью информационного обеспечения
государственной итоговой аттестации является создание
организационно-содержательных, методических и экспертно-аналитических условий
для выполнения выпускником выпускной квалификационной работы.
Информационное обеспечение государственной
итоговой аттестации осуществляется читальным залом библиотеки ТЕХНИКУМА и электронным
ресурсом цифровой образовательной среды PROFобразование, который обеспечивает
полноценный образовательный процесс обучающихся с доступом к полной базе
учебной литературы и мультимедийного образовательного контента в соответствии с
требованиями ФГОС СПО.
Для выпускников оформляется стенд с
программой государственной итоговой аттестации и методическими рекомендациями
по организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы.
Для создания оптимальных условий для
подготовки выпускных квалификационных работ выпускнику предоставляется перечень
информационных источников:
1. Федеральные законы и нормативные
документы в сфере экономики, бухгалтерского и налогового учета.
2. Библиотечный фонд учебно-методической
литературы по специальности 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет (по
отраслям)».
3. Периодические издания по специальности
38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
4. Энциклопедии и справочная литература по
специальности 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
5. Электронные образовательные ресурсы и
доступ к осуществлению поиска и форматирования документов в сети Интернет.