Программа государственного экзамена по дисциплине

Федеральное
агентство по образованию Российской
Федерации

ГОУ ВПО
«Волгоградский государственный
университет»

Факультет истории
и международных отношений

Программа итоговой
государственной аттестации

по специальности
«Международные отношения»

Программа составлена
на основании государственного
образовательного стандарта высшего
профессионального образования,
специальности 030701.65 «Международные
отношения».

д.и.н., профессор
Курила И.И. _______________________________

к.и.н., доцент
Архипова Е.В. _______________________________

Итоговая
государственная аттестация по
специальности
030701.65 «Международные отношения» включает
дипломную работу и государственный
экзамен, позволяющий выявить теоретическую
подготовку к решению профессиональных
задач. Итоговая государственная
аттестация осуществляется государственными
аттестационными комиссиями (ГАК),
организуемыми в высших учебных заведениях
и функционирующими в соответствии с
Положением об итоговой государственной
аттестации выпускников высших учебных
заведений в Российской Федерации
(Приказ Министерства образования РФ от
25 марта 2003 г. № 1155).

Требования к
государственному экзамену

Государственный
экзамен проводится в виде:

Итогового
междисциплинарного экзамена по
специальности.

Государственный
квалификационный экзамен содержит
перечень вопросов, позволяющих

  • выявлять знания
    специалиста в соответствующей предметной
    области на уровне современного развития
    научных представлений;
  • сопоставлять
    различные точки зрения, имеющиеся в
    историографии, и аргументировать
    собственную позицию;
  • использовать
    различные виды информации, содержащиеся
    в исторических источниках;
  • опираться на
    знания в смежных дисциплинах.

Требования к
дипломной работе специалиста:

Дипломная работа
специалиста должна представлять собой
законченное письменное сочинение,
посвященное разработке актуальной
научно-исследовательской проблемы,
выполненное под руководством ведущего
специалиста в данной области и должна
отражать:

  • умение специалиста
    ставить научную проблему, обосновывать
    ее актуальность, давать историографическую
    и источниковедческую характеристику;
  • умение работать
    с различными типами (видами) источников;
  • умение применять
    различные методы при исследовании;
  • умение аргументировать
    собственную позицию;
  • умение делать
    самостоятельные выводы;
  • знание уровня
    современных знаний по изучаемой
    проблеме;
  • навыки
    библиографического описания источников
    и литературы.

Подготовка
дипломной работы обеспечивает закрепление
академической культуры, необходимую
совокупность методологических
представлений и практических навыков
в избранной профессиональной деятельности.

Итоговый
междисциплинарный экзамен по специальности
030701.65 «Международные отношения»
должен определять уровень освоения
студентом материала, предусмотренного
учебной программой, и охватывать
содержание данной дисциплины, установленное
Государственным стандартом.

— иметь целостное
представление о характере и тенденциях
исследований по международным отношениям;

  • уверено владеть
    теоретическим и фактическим материалом
  • знать основные
    методологические и методические подходы
  • уметь выделять
    причинно-следственные связи
  • демонстрировать
    знание историографии и основных
    источников
  • уметь ориентироваться
    в региональном материале
  • уметь обосновать
    собственную точку зрения на излагаемые
    события.

Процедура
проведения Государственного экзамена
по специальности
030701.65 – международные отношения

До
итогового государственного экзамена
допускаются студенты, прошедшие полный
курс обучения в соответствии с учебным
планом направления подготовки, что
подтверждается соответствующими
записями в зачетной книжке студента.

Итоговый экзамен
включает вопросы из цикла дисциплин по
подготовке специалиста в области
международных отношений: международные
отношения, международная политика и
международная безопасность.

Итоговый экзамен
включает вопросы из цикла дисциплин
направления и специальных дисциплин
по специальности «Международные
отношения».

Выпускник выбирает
экзаменационный билет, получает от
технического секретаря ГЭК, программу
государственного экзамена и лист устного
ответа.

Экзаменационный
билет содержит два вопроса. Вопросы
формируются на основе общепрофессиональных
дисциплин в области подготовки специалиста
в области международных отношений.

В ходе подготовки
к ответу (40 минут) на вопросы экзаменационного
билета студенты имеют право пользоваться
учебными программами, соответствующими
требованиям государственного
образовательного высшего профессионального
образования по специальности «Международные
отношения» и картами.

В ходе ответа
выпускник должен показать знание
основных интеграционных процессов,
проблем безопасности, направлений их
решения, историографические и
методологические подходы. Выпускник
обязан раскрыть все положения программы,
продемонстрировать цельное понимание
поставленной в билете проблемы, ее места
и значение в сравнительно-исторической
перспективе.

По окончании
ответов выпускник отвечает на вопросы
членов ГЭК. Отвечать необходимо кратко
и по существу заданного вопроса.

По окончании
Государственного экзамена объявляется
совещание, в котором принимают участие
только члены комиссии. На совещании
обсуждаются ответы каждого студента;
по итогам обсуждения выставляется
оценка: “неудовлетворительно”,
“удовлетворительно”, “хорошо”,
“отлично”. В случае расхождения мнений
членов комиссии по оценке применяется
процедура голосования. При равенстве
голосов в ходе голосования окончательное
решение принимается председателем
комиссии. По окончании обсуждения
результаты работы комиссии сообщаются
выпускникам, при этом члены комиссии
могут сообщить о своем впечатлении (или
особом мнении) от ответов.

Критерии выставления
оценок при проведении Государственного
экзамена по истории.

Отлично
– ответ изложен четко, последовательно,
не требует дополнительных вопросов.
Студент демонстрирует глубокое знание
историографии, основных источников по
проблеме, умеет обосновать собственную
точку зрения на излагаемые события.

Читать также:  Оценка эффективности реализации государственной программы отдельной подпрограммы ежегодно проводится

Хорошо
– ответ изложен последовательно,
показана причинно-следственная связь
между событиями, полностью раскрыта
большинство положений программы. Студент
ориентируется в историографии вопроса
и основных источниках.

Удовлетворительно
— в ответе содержатся нарушения
последовательности изложения. Выводы
носят поверхностный характер. В ответе
допускаются фактические ошибки. Студент
слабо ориентируется в конкретно-историческом
материале.

Неудовлетворительно
– ответ изложен непоследовательно.
Выводы отсутствуют, не ориентируется
в современной историографии, не раскрыто
большинство положений программы.

Рабочая программа междисциплинарного государственного экзамена

Срок освоения ООП
по очной и заочной формам обучения 2
года

Составитель:
Писарев А.Н. д.ю.н., профессор

_______________ «__ » ________ 2015 г.

Рабочая программа
междисциплинарного государственного
экзамена разработана в соответствии с
ФГОС ВПО по направлению подготовки
40.04.01 Юриспруденция (квалификация
(степень) «Магистр» утвержденный приказом
Министерства образования и науки
Российской Федерации от 14 декабря 2010
г. № 1763 (ред. от 31.05.2011).

Рабочая
программа междисциплинарного
государственного экзамена обсуждена
на заседании кафедры конституционного
права имени Н.В.Витрука протокол № ___
«__» ________ 2015 г.

Зав. кафедрой
Сафонов В.Е. д.ю.н., профессор

_______________ «__»
________ 2015 г.

Рабочая
программа междисциплинарного
государственного экзамена обсуждена
на заседании кафедры административного
права протокол № ___ «__» ________ 2015 г.

Зав. кафедрой
Штатина М.А. к.ю.н., доцент

Рабочая
программа междисциплинарного
государственного экзамена одобрена
Учебно-методическим советом ___________
протокол № ______ «__» ________ 2015 г.

Оглавление

1. Цели
междисциплинарного государственного
экзамена.

2. Компетенции
выпускника, формируемые в результате
освоения магистерской программы и
подлежащие оценке во время проведения
междисциплинарного государственного
экзамена.

3. Содержание
разделов (тематики) учебных дисциплин
из различных учебных циклов, выносимых
на междисциплинарный государственный
экзамен.

4. Содержание
междисциплинарного государственного
экзамена.

5. Регламент
проведения междисциплинарного
государственного экзамена.

6. Учебно-методическое
обеспечение подготовки студентов к
междисциплинарному государственному
экзамену и его сдаче.

1. Цели междисциплинарного
государственного экзамена

Итоговая
государственная аттестация направлена
на установление соответствия уровня
профессиональной подготовки выпускников
требованиям ФГОС ВПО по направлению
подготовки 40.04.01 «Юриспруденция» и
магистерской программе: «Юридическая
деятельность в органах государственной
и муниципальной власти” (далее
магистерской программе).

Междисциплинарный
государственный экзамен по направлению
подготовки 40.04.01 «Юриспруденция»,
магистерской программе: «Юридическая
деятельность в органах государственной
и муниципальной власти” (далее
государственный экзамен) носит комплексный
характер, охватывает актуальные проблемы
государствоведения в рамках тематики
представленных в различных учебных
циклах магистерской программы и
взаимосвязанных между собой таких
учебных дисциплин публично-правового
блока магистерской программы как
«Актуальные проблемы конституционного
права», «Актуальные проблемы
административного права», «Актуальные
проблемы муниципального права»,
формирующих конкретные общекультурные
и профессиональные компетенции,
необходимые для осуществления
правотворческой, правоприменительной,
правоохранительной, экспертно-консультационной
и организационно-управленческой
деятельности в органах публичной власти,
а также — научно-исследовательской и
педагогической деятельности в рамках
проблематики научных специальностей:
12.00.02 — Конституционное право; конституционный
судебный процесс; муниципальное право
и 12.00.14 — Административное право;
административный процесс.

Государственный
экзамен направлен на проверку наличия
у выпускников комплекса полученных в
ходе освоения учебных дисциплин и
прохождения практики знаний и умений,
необходимых для осуществления
профессиональной юридической деятельности
в федеральных и региональных органах
государственной власти (законодательной,
исполнительной и судебной), органах
местного самоуправления, юридических
службах, департаментах, отделах различной
юридической направленности, государственных
и муниципальных учреждениях и организациях,
учебных заведениях, включая высшие,
научно-исследовательские учреждения,
в качестве государственного гражданского
служащего, муниципального служащего,
специалиста, консультанта, эксперта,
правозащитника, научного сотрудника и
т.д.

По итогам
государственного экзамена выпускник
должен:

— систему,
особенности и классификацию
государственно-правовых норм, институтов
и отношений, методы их правового
регулирования, а также иерархию источников
национального права Российской Федерации
в зависимости от принятой в стране
системы права;

— понятие, источники,
историю развития и методологию науки
конституционного права, а также основные
наиболее актуальные проблемы отечественного
государствоведения;

— понятие, сущность
и содержание политических, экономических
и социальных основ конституционного
строя Российской Федерации;

— государственно-правовые
механизмы обеспечения гарантированности,
охраны и защиты личных, социально-экономических
и политических прав и свобод человека
и гражданина в Российской Федерации;

— понятие, принципы,
особенности, основные закономерности
и тенденции становления и развития
российского федерализма, а также
конституционные основы системы
организации государственной власти
субъектов Российской Федерации;

Читать также:  Государственная программа безопасности дорожного движения до 2030 года

— понятие, принципы
избирательного права, особенности,
преимущества и недостатки мажоритарной
и пропорциональной избирательных
систем, актуальные проблемы правового
регулирования отдельных стадий
избирательного процесса;

— понятие, систему
и основные принципы организации и
деятельности государственных органов,
а также закономерности и тенденции их
развития, вытекающие из классических
представлений о полупрезидентской
(смешанной) республике;

— порядок избрания
и прекращения полномочий, основные
функции и необходимые для их реализации
полномочия, структуру и основные
организационно-правовые формы деятельности
органов государственной власти Российской
Федерации, а также конституционные
основы деятельности правоохранительных
органов;

— конституционные
основы, систему, основные полномочия и
особенности местного управления и
самоуправления в Российской Федерации,
а также наиболее актуальные проблемы
становления и развития в России
муниципальной власти в качестве
разновидности публичной власти;

— теоретические
взгляды современных ученых на предмет
и методы административного права, его
основные институты;

— проблемы
систематизации и кодификации норм
административного права;

— основные тенденции
развития административного права и
административного законодательства;

— проблемы
законодательного регулирования статуса
органов исполнительной власти на
федеральном и региональном уровнях;

— задачи
административной реформы и их реальное
исполнение;

— роль административных
процедур в упорядочении деятельности
органов исполнительной власти и методов
их работы;

— задачи и результаты
реформы государственной службы;

— основные проблемы
правового регулирования системы
государственной службы;

— проблемы кодификации
законодательства о правоохранительной
службе;

— теорию должностного
лица в административном праве;

— особенности
реализации конституционного принципа
приоритета прав и свобод человека и
гражданина в административном
законодательстве;

— способы и формы
защиты прав и законных интересов граждан
в их взаимоотношениях с органами
публичной власти;

— проблемы
законодательного регулирования
административного судопроизводства
как важнейшей части судебной защиты
граждан в сфере административно-правовых
отношений с органами публичной власти;

— понятийный аппарат
института административной ответственности;

— соотношение
административного правонарушения и
преступления;

— основные тенденции
развития законодательства об
административных правонарушениях;

— систему
административных наказаний и проблемы
их применения судьями и иными субъектами
административной юрисдикции;

— проблемы
регулирования производства по делам
об административных правонарушениях.

— толковать и
применять общепризнанные нормы
международного права, Конституцию
Российской Федерации, федеральные
конституционные, федеральные законы,
другие нормативные правовые акты
федеральных и региональных органов
государственной власти, исходя из их
юридического значения (иерархии);

— грамотно и
корректно оценивать последствия
проходящих в настоящее время в России
конституционных преобразований, а также
анализировать правовое положение новых
для нашего Отечества правовых институтов
президентства,
парламента, конституционного суда;

— самостоятельно
анализировать сложнейшие процессы
становления и развития важнейших
государственно-правовых институтов в
Российской Федерации, выявлять их
особенности, с учетом принятых в
демократических государствах классических
представлений о принципах взаимоотношения
государства и личности, организации
государственной власти, местного
самоуправления, руководства и управления
экономикой; формах правления и
политико-территориального устройства;
видах государственного режима и др.;

— толковать
административно-правовые нормы;

— применять
административно-правовые нормы к
конкретным ситуациям;

— самостоятельно
анализировать процессы становления и
развития важнейших административно-правовых
институтов;

— осуществлять
правовую экспертизу административного
законодательства;

— осуществлять
правотворческую и правоприменительную
деятельность в соответствии с
полученными знаниями об основных путях
повышения эффективности деятельности
государственного аппарата;

— осуществлять
правотворческую и правоприменительную
деятельность в соответствии с
полученными знаниями об основных путях
повышения эффективности деятельности
государственных органов и органов
местного самоуправления в соответствии,
прежде всего, с принципом правового
государства;

— исходя из единства
системы государственной власти и
признания равноправия и самоопределения
народов в Российской Федерации, на
практике принимать правовые решения и
совершать иные юридические действия в
точном соответствии с законом, четко
разграничивающим предметы ведения и
полномочия между федеральными,
региональными и местными органами
власти;

— на практике
использовать результаты правового
анализа организации и деятельности
государственных органов и должностных
лиц в целях, прежде всего, вскрытия и
установления фактов правонарушений,
определения мер ответственности и
наказания виновных;

— предпринимать
необходимые меры к восстановлению
нарушенных прав человека, закрепляемых
в Конституции, опираясь на новые для
нашего Отечества положения Основного
закона Российского государства об их
естественности и неотчуждаемости, а
также непосредственном действии норм
Конституции, закрепляющих права и
свободы;

— систематически
повышать свою профессиональную
квалификацию, изучать законодательство
и практику его применения, ориентироваться
в специальной литературе по
государственно-правовой специализации.

Читать также:  Выплаты и компенсации участникам государственной программы

— формулировать и
решать задачи, возникающие в ходе
научно-исследовательской и педагогической
деятельности, и требующие углубленных
профессиональных знаний;

— выбирать необходимые
методы исследования, модифицировать
существующие и разрабатывать новые
методы, исходя из задач конкретного
исследования;

— обрабатывать
полученные результаты, анализировать
и осмысливать их с учетом имеющихся
литературных данных;

— вести библиографическую
работу с привлечением современных
информационных технологий;

— представлять
итоги проделанной работы в виде отчетов,
рефератов, статей, оформленных в
соответствии с имеющимися требованиями,
с привлечением современных средств
редактирования и печати.

— системно-правового
анализа и использования государственно-правовых
и административно-правовых механизмов
правового обеспечения государственного
и муниципального управления;

— правотворческой
и правоприменительной деятельности в
соответствии с полученными знаниями о
системности и иерархичности правовых
актов, их зависимости от принятой в
стране системы права, а также —
правотворческом процессе и юридической
технике;

— оказания юридической
помощи, консультирования по вопросам
права, а также осуществления правовой
экспертизы нормативных правовых актов
в целях юридически правильной квалификации
фактов и обстоятельств, прежде всего,
с точки зрения обеспечения соответствии
действий и решений органов публичной
власти Конституции и законодательству,
а также — соблюдения основных прав и
свобод человека и гражданина;

— самостоятельной
научно-исследовательской и
научно-педагогической деятельности в
области государственного и муниципального
управления.

П
Р О Г Р А М М А

Москва, 2011

(протокол № 2 от
16.12.2010)

С о с
т а в и т е л ь – канд. юрид. наук, проф.
Н.П.
Шарыло

Программа
государственного
экзамена по дисциплине «Гражданское
право» специальности 030501 Юриспруденция
/ сост. Н.П. Шарыло. – М. : ИМПЭ им. А.С.
Грибоедова, 2011. – 22 с.

Подготовлена
на юридическом факультете.

Методические пояснения

Задачей
итогового экзамена является систематизация
и закрепление знаний, полученных
студентами за весь период обучения в
соответствии с требованиями государственного
образовательного стандарта.

Данная
программа предназначена для подготовки
студентов к сдаче государственного
экзамена по гражданскому праву и включает
в себя рассмотрение основных его
институтов и категорий, изучение которых
будет способствовать приобретению
студентами необходимых знаний и
практических навыков их применения.

Программа
включает в себя вопросы по всему учебному
курсу для подготовки к государственному
экзамену и список рекомендованной для
изучения литературы, законодательства,
иных нормативно-правовых актов.

Ответ
студента на итоговом экзамене оценивается
аттестационной комиссией по четырехбалльной
системе.

Ответ
оценивается на «отлично», если студент
продемонстрировал глубокое знание
теоретических проблем по вопросам
билета в тесной связи с судебной
практикой, постановлениями высших
судебных органов и ответил на дополнительные
вопросы комиссии как по вопросам билета,
так и в целом по курсу.

Отметку
«хорошо» получает студент, в ответе
которого были отражены на достаточно
высоком уровне проблемы, поставленные
в экзаменационном билете, но при этом
не на все основные и дополнительные
вопросы были даны глубокие и
аргументированные ответы.

Ответ
оценивается на «удовлетворительно»,
если студент в общем виде осветил
сущность проблем, поставленных в
экзаменационном билете, но не ответил
на дополнительные вопросы комиссии.

Отметка
«неудовлетворительно» ставится за
ответ, который свидетельствовал о
неумении студента ориентироваться в
основных проблемах курса, а также если
не были даны необходимые ответы на
дополнительные вопросы членов комиссии.

Результаты
экзамена оцениваются коллегиально на
закрытом заседании аттестационной
комиссии.

Объявление
студентам результатов итогового экзамена
проводится на открытом заседании
итоговой аттестационной комиссии после
ответа всех студентов.

О
Б Щ А Я Ч А С Т Ь

Тема 1. Наука гражданского права Гражданское право как отрасль российского права

Наука
гражданского права. Гражданское право
как одна из отраслей российского права.
Роль и значение гражданского права в
современных условиях.

Гражданское
право в системе права. Предмет и метод
гражданского права. Отграничение
гражданского права от смежных отраслей
права. Принципы гражданского права.
Система гражданского права.

Источники
гражданского права, понятие и виды.
Понятие и система гражданского
законодательства. Гражданское
законодательство, деловые обыкновения,
обычаи делового оборота, правила морали
и нравственности. Гражданское
законодательство и нормы международного
права. Действие гражданского
законодательства во времени, в пространстве
и по кругу лиц. Аналогия закона и аналогия
права. Толкование гражданско-правовых
норм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *