НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Составитель:
канд. юрид. наук, доцент Босова Е.Н.
2015 Введение
В соответствии с
законами Российской Федерации «Об
образовании» (1995 г.), «О высшем и
послевузовском профессиональном
образовании» (1996 г.) и Федеральными
государственными образовательными
стандартами высшего профессионального
образования по всем направлениям и
специальностям заключительным и
обязательным этапом подготовки студентов
является итоговая государственная
аттестация, которая проводится в
соответствии с Письмом Минобразования
РФ «О методических рекомендациях по
определению структуры и содержания
государственных аттестационных
испытаний». К итоговой аттестации
допускаются студенты, завершившие
полный курс теоретического обучения и
успешно выполнившие все требования
учебного плана и программ.
Выпускники,
прошедшие обучение по программе
подготовки юриста (специалиста
юриспруденции) проходит следующие виды
итоговых аттестационных испытаний:
- государственный
экзамен по теории государства и права; - государственный
междисциплинарный экзамен по
специализации (направлению специализации); - защита выпускной
квалификационной работы специалиста
юриспруденции (защита дипломной
работы).
Государственный
междисциплинарный экзамен должен
способствовать реальной оценке уровня
подготовки специалиста по циклу
дисциплин, предусмотренных Федеральным
государственным образовательным
стандартом по специальности «Юриспруденция».
Выпускная
квалификационная работа является
средством итогового контроля знаний,
умений и навыков студентов, уровня их
профессиональной квалификации в области
юриспруденции в соответствии со
специализациями.
Выпускная
квалификационная работа юриста
представляет собой теоретическое или
экспериментальное исследование одной
из актуальных тем в области юриспруденции,
в которой выпускник демонстрирует
уровень овладения необходимыми
теоретическими знаниями и практическими
умениями и навыками, позволяющими ему
самостоятельно решать профессиональные
задачи.
Выпускная
квалификационная работа юриста показывает
уровень освоения выпускником методов
научного анализа сложных социальных
явлений, умение делать теоретические
обобщения и практические выводы,
обоснованные предложения и рекомендации
по совершенствованию правового
регулирования общественных отношений
в изучаемой области.
Выпускная
квалификационная работа юриста должна:
— носить творческий
характер с использованием актуальных
статистических данных и действующих
нормативных правовых актов
— отвечать требованиям
логичного и четкого изложения материала,
доказательности и достоверности фактов,
— отражать умения
студента пользоваться рациональными
приемами поиска, отбора, обработки и
систематизации информации, способности
работать с нормативно-правовыми актами,
— правильно оформлена
(четкая структура, завершенность,
правильное оформление библиографических
ссылок, списка литературы и
нормативно-правовых актов, аккуратность
исполнения).
Студентам,
аттестованным государственной
аттестационной комиссией (ГАК), оформляется
диплом о высшем профессиональном
образовании государственного образца
по специальности «Юриспруденция» с
присвоением квалификации «юрист».
В данных методических
указаниях основное внимание уделено
особенностям и ключевым вопросам при
подготовке выпускников высшей квалификации
в области юриспруденции.
2.1. Программы государственных
экзаменов по направлению «Юриспруденция»
2.1.1. Программа государственного
экзамена по дисциплине «Теория государства
и права»
Раздел
I.
Теория государства и права и методологические
основы научного понимания государства
и права.
Тема 1. Понятие
и предмет теории государства и права
Понятие теории
государства и права как науки.
Объект теории
государства и права: государство и право
как органично взаимосвязанные между
собой социальные институты.
Предмет теории
государства и права: общие и специфические
закономерности возникновения, развития,
и функционирования государственно-
правовых явлений; объективные свойства
и черты государственно-правовых явлений,
основные понятия и категории юриспруденции.
Теория государства
и права в системе социально-гуманитарных
наук.
Связь теории
государства и права с философией,
социологией, политологией, историей,
экономикой и другими социально-гуманитарными
науками, взаимодействие с ними при
изучении государственно-правовых
явлений.
Теория государства
и права в системе юридических наук.
Соотношение теории государства и права,
философии права, социологии права,
сравнительного государствоведения и
сравнительного правоведения.
Система функций
теории государства и права: онтологическая,
гносеологическая, прогностическая,
методологическая, идеологическая,
воспитательная, организационно-прикладная.
Становление,
развитие и современное состояние теории
государства и права.
Теория государства
и права как учебная дисциплина: её цели,
задачи, структура, соотношение с наукой.
Тема 2. Методологические основы научного понимания государства и права
Понятие и значение
методологии познания государства и
права. Связь предмета и метода теории
государства и права. Многообразие
методологических подходов в познании
государства и права.
Философские основы
теории государства и права как всеобщие
методы. Диалектический и метафизический
подходы к познанию государства и права.
Общенаучные приёмы
и методы: анализ, синтез, обобщение,
сравнение, абстрагирование, аналогия,
структурно-функциональный, системный
и т.д.
Специальные методы:
статистический, кибернетический,
конкретно-социологический, исторический,
синергетический и другие.
Частноправовые
методы познания: формально-юридический,
метод сравнительного правоведения.
Тема 3. Происхождение государства
Характеристика
первобытного общества: периодизация,
экономика, социальная структура, власть
и органы управления.
Предгосударственные
формы власти: вождество и военная
демократия.
Общие закономерности
возникновения государства. Предпосылки
возникновения государства: экономические
(неолитическая революция), политические,
идеологические, психологические. Функции
раннеклассовых государств.
Пути и формы
возникновения государства у различных
народов. Восточный путь возникновения
государства: государство (власть) –
собственность, (монархия) деспотия.
Возникновение государства в Западной
Европе: частная собственность – власть
(государство), рабовладельческая
республика.
Признаки государства,
отличающие его от родоплеменной
организации общества (публичная
государственная власть, территориальная
организация населения, государственный
аппарат, налоги и сборы и др.).
Причины многообразия
теорий происхождения государства.
Основные теории происхождения государства:
теологическая, патриархальная,
органическая, договорная, насилия,
марксистская и другие.
Кафедра гражданского права и процесса
ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА Направление подготовки: 40.03.01 «Юриспруденция»
Профиль подготовки: гражданско-правовойКвалификация выпускника: бакалавр
Колонтаевская И.Ф. – заведующий кафедрой гражданского права и процесса Московского университета им. С. Ю. Витте, д.п.н., к.ю.н., профессорРецензент:
Гуляйкин С.Ф. – доцент кафедры уголовного права и процесса Московского университета им. С. Ю. Витте, к.ю.н.
Программа подготовлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 40.03.01 «Юриспруденция» (квалификация – бакалавр).
Программа предназначена для студентов Московского университета имени С. Ю. Витте при подготовке к государственному экзамену.
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры гражданского права и процесса 22 декабря 2016 года, протокол № 8.
- Требования ФГОС ВПО по направлению 40.03.01 «Юриспруденция» гражданско-правового профиля, уровень бакалавриата
- Критерии оценки знаний
- Содержание программы государственного экзамена по гражданско-правовому профилю
- Методические рекомендации для подготовки и сдачи государственного экзамена гражданско-правового профиля, уровень бакалавриата
- Список рекомендуемой литературы
понаправлению 40.03.01«Юриспруденция» (уровень бакалавриата) гражданско-правового профиля
Профессиональная подготовленность бакалавров определяется умением решать задачи, соответствующие его квалификационным требованиям.
Область профессиональной деятельности бакалавров включает:
-разработку и реализацию правовых норм;
-обеспечение законности и правопорядка;
-правовое обучение и воспитание.
Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка.
Бакалавр по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
-педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений).
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
Бакалавр по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
-участие в подготовке нормативно-правовых актов;
-обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;
-составление юридических документов;
-обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;
-охрана общественного порядка;
-предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;
-защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
-консультирование по вопросам права;
-осуществление правовой экспертизы документов;
-преподавание правовых дисциплин;
-осуществление правового воспитания.
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
-осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
-способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
-владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
-способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
-обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
-имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
-стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
-способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
-способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
-способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
-владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
-способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);
-владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13);
-владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом.
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
-в нормотворческой деятельности:
-способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
-в правоприменительной деятельности:
-способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
-способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
-способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
-способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
-способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
-владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
-в правоохранительной деятельности:
-готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
-способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
-способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
-способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
-способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
-способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
-в экспертно-консультационной деятельности:
-готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
-способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
-способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
-в педагогической деятельности:
-способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
-способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
-способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).2. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ
Оценка «отлично» ставится, если обучающийся:
1) правильно и полно (самостоятельно, без дополнительных и наводящих вопросов) раскрывает все вопросы билета;
2) в ходе ответа показал знание нормативных актов, основной и дополнительной литературы по теме;
3) умело связывает теоретические положения с проблемами будущей практической деятельности (раскрыл практическую значимость излагаемых вопросов);
4) свободно владеет юридической и специальной терминологией, убедительно аргументирует свои выводы, логично формулирует теоретические положения, в ответе выделяет вводную, основную части и заключение; речь должна соответствовать нормативным языковым требованиям.
Оценка «хорошо» ставится, если обучающийся:
1) грамотно раскрывает вопросы билета, допускает незначительную неполноту в раскрытии темы, но на все дополнительные вопросы дает правильные ответы;
2) в основном связывает теоретические положения с потребностями практики;
3) свободно владеет юридической и специальной терминологией, не допускает неточностей в ответе.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если обучающийся:
1) раскрывает все вопросы билета, однако допускает неполноту и неточности, дает неправильные ответы на 1-2 дополнительных вопроса;
2) не связывает теоретические положения с практическими проблемами;
3) недостаточно владеет юридической терминологией, допускает неточное толкование и употребление терминов;
4) допускает логические ошибки; ответ недостаточно последователен и аргументирован; речь не соответствует нормативным языковым требованиям.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если обучающийся:
1) затрудняется в раскрытии одного из вопросов билета;
2) неполно раскрывает вопросы билета и дает неправильные ответы на три и более дополнительных вопроса;
3) не владеет юридической и специальной терминологией; ответ неаргументирован и нелогичен; речь безграмотна, непоследовательна, фрагментарна.
Для снижения балла достаточно зафиксировать в ответе экзаменуемого хотя бы один из признаков нижестоящей оценки.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
государственного экзамена по гражданско-правовому профилюСодержание государственного экзамена по гражданско-правовому профилю имеет комплексный, междисциплинарный характер и включает в себя вопросы из таких дисциплин, как «Гражданское право», «Гражданско-процессуальное право», «Арбитражный процесс», «Семейное право», «Наследственное право», «Право интеллектуальной собственности».
Каждый билет включает три вопроса:
- первый вопрос билета – по гражданскому праву;
- второй вопрос билета – по гражданскому процессуальному праву;
- третий вопрос билета – по семейному, наследственному праву или праву интеллектуальной собственности.
3.1. Гражданское правоТема 1. Общая характеристика гражданского права
Гражданское право как частное право. Понятие гражданского права как отрасли права. Предмет гражданского права. Имущественные отношения, регулируемые гражданским правом. Понятие имущества. Личные неимущественные отношения в предмете гражданского права. Предпринимательские отношения как составная часть предмета гражданского права. Понятие предпринимательской деятельности.
Метод гражданско-правового регулирования общественных отношений. Расширение сферы действия диспозитивных норм и ориентация императивных норм на защиту более слабой стороны правоотношения. Единый правовой режим и дифференциация предпринимательских отношений и отношений с участием гражданина как потребителя.
Принципы гражданского права: равенство правового режима субъектов гражданских правоотношений; неприкосновенность собственности; свобода договора; недопустимость произвольного вмешательства в частные дела; беспрепятственное осуществление права, восстановление и защита нарушенных прав.Тема 2. Источники гражданского права
Понятие и виды источников гражданского права.
Понятие гражданского законодательства. Гражданское право и гражданское законодательство. Гражданский кодекс: система, значение. Принятые в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) другие федеральные законы. Иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права. Их классификация. Систематизация гражданского законодательства и ее формы.
Действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Гражданско-правовые обычаи. Обычаи делового оборота.
Гражданско-правовые прецеденты. Роль судебной и арбитражной практики. Административные прецеденты.
Гражданско-правовое значение локального нормотворчества юридических лиц.
Гражданское законодательство и нормы международного права.
Аналогия права и аналогия закона.Тема 3. Понятие и классификация гражданских правоотношений
Понятие и структура гражданского правоотношения. Понятие, содержание и виды субъективных гражданских обязанностей. Субъективное право и правомочие.
Понятие и виды субъектов гражданских правоотношений (физические лица, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования). Понятие и элементы гражданской правосубъектности. Гражданская правоспособность и дееспособность. Соотношение правоспособности и субъективного гражданского права.
Объекты гражданских правоотношений.
Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений. Классификация гражданских правоотношений. Абсолютные и относительные правоотношения.
Имущественные и неимущественные правоотношения. Вещные и обязательственные правоотношения.Тема 4. Граждане (физические лица) как субъекты гражданских правоотношений
Понятие и классификация физических лиц как субъектов гражданских правоотношений. Содержание и особенности гражданской правосубъектности физических лиц.
Возникновение и прекращение гражданской правоспособности российских граждан, иностранцев, лиц с двойным и более гражданством, лиц без гражданства. Проблемы ограничения правоспособности.
Понятие и виды дееспособности граждан. Эмансипация. Ограничение дееспособности. Признание гражданина недееспособным.
Порядок осуществления гражданских прав и обязанностей недееспособных и ограниченно дееспособных граждан. Опека. Попечительство. Патронаж. Доверительное управление имуществом подопечных.
Порядок, условия и право вые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим.
Имя гражданина, гражданство, возраст, пол, семейное положение. Место жительства гражданина.
Акты гражданского состояния. Понятие и гражданско-правовое значение актов гражданского состояния. Виды актов гражданского состояния и их регистрация.
Особенности правосубъектности гражданина как предпринимателя. Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя. Банкротство гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
Программа итогового государственного экзамена по специальности «Юриспруденция» по дисциплине «Теория государства и права»
Итоговая государственная аттестация
выпускника по специальности «Юриспруденция»
включает в себя выпускную квалификационную
работу и государственный экзамен. На
подготовку и проведение итоговой
государственной аттестации отводится
15 недель.
Государственные экзамены выпускников
2012 года по специальности «Юриспруденция»
проходят в срок с 30 мая 2012 года по 20 июня
2012 года.
Экзаменационный билет содержит 2 вопроса.
Пояснительная записка
Рабочая программа определяет содержание
и структуру учебной дисциплины «Теория
государства и права» и предназначена
для обучения студентов ИГУМО и ИТ по
специальности 030501 «Юриспруденция».
Федеральный компонент государственного
образовательного стандарта высшего
профессионального образования «Теория
государства и права» по специальности
030501 «Юриспруденция» — методологические
основы научного понимания государства
и права, государственно-правовых явлений;
закономерности исторического движения
и функционирования государства и права;
взаимосвязь государства, права и иных
сфер жизни общества и человека; понятийный
и категориальный аппарат теории
государства и права; эволюция и соотношение
современных государственных и правовых
систем; основные проблемы современного
понимания государства и права; общая
характеристика современных политико-правовых
доктрин.
Преподавание курса «Теория государства
и права» имеет целью привитие студентам
теоретических знаний о государстве и
праве: формирования правового
мировоззрения, политико-правового
мышления, которое включает идеи приоритета
общечеловеческих ценностей, преемственности
в прогрессивном развитии права и
государства, господства права, правового
государства.
Предметом науки (или учебной дисциплины)
является круг вопросов, которые она
изучает. Предмет теории государства
и права – это общие закономерности
возникновения, функционирования и
развития государства и права, их сущность,
структура, основные элементы, принципы,
институты. Государство и право тесно
связаны, взаимообусловлены, не существуют
один без другого. Вместе с тем они
относительно самостоятельны, имеют
свои специфические закономерности
возникновения и развития. Как наука
теория государства и права представляет
собой систему знаний о государстве и
праве, их глубинных свойствах, соотношении
с другими социальными явлениями и
науками. Как учебная дисциплина теория
государства и права – это система
знаний, необходимых для дальнейшего
изучения государственно-правовых
явлений. Теория государства и права
как учебная дисциплина: во-первых,
базируется на теории государства и
права как науке, во-вторых, ее рамки
более узкие, чем науки, поскольку в
учебную дисциплину включается только
часть материала(наиболее важного,
существенного), которым располагает
наука; в-третьих, она более субъективна,
нежели наука.
Программа курса «Теория государства
и права», разработанная для студентов
ИГУМО и ИТ, имеет логико-тематический
подход к раскрытию вопросов государства
и права и позволяет наглядно и
непосредственно сочетать логическое
и историческое, абстрактное и конкретное
в изучении отдельных форм функционирования
государства и права; обеспечивает
исследование конкретных вопросов каждой
темы в плане их общего понятия.
Учебная дисциплина «Теория государства
и права» изучается в течение двух
семестров. После первого семестра
изучения дисциплины студенты сдают
экзамен, вопросы для подготовки которого
в основном включают в себя положения
теории государства. По окончании второго
семестра сдается итоговый экзамен по
всему курсу теории государства и права.
Содержание тем программы учебной
дисциплины