Программа государственной поддержки многодетных семей в рф была создана правительством в 2008 году

ПРОГРАММА
поддержки многодетных семей
в Российской Федерации
на 2010-2015 годы

Москва
20 мая 2009 г.

Программа поддержки многодетных семей в Российской Федерации на 2010-2015 годы

Программа по своему содержанию не дублирует действующие приоритетные национальные проекты «Здоровье», «Образование» и «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», а дополняет предусмотренные ими меры и реализует самостоятельное стратегическое направление социальной политики.

Определение понятия «многодетная семья» в настоящей Программе.

В настоящей Программе под многодетной семьей понимается:

  • для субъектов Российской Федерации с отрицательным естественным приростом населения – семья с тремя и более детьми (в том числе усыновленными), включая: детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, до достижения ими 18 лет; детей, обучающихся в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования дневной формы обучения любых организационно-правовых форм, до окончания обучения, до достижения ими 22 лет;
  • для субъектов Российской Федерации с положительным естественным приростом населения – семья с четырьмя и более детьми (включая вышеуказанные категории лиц).

Цель Программы – стимулирование увеличения числа многодетных семей и, вследствие этого, повышения рождаемости в Российской Федерации, защита прав и законных интересов, обеспечение достойного качества жизни и повышение социального престижа многодетных семей в России.

Цель Программы обусловливает следующие ее задачи:

  • обеспечение условий для улучшения материального положения многодетных семей, в том числе адресного увеличения помощи таким семьям с учетом уровня их доходов, уменьшение бедности многодетных семей;
  • улучшение качества жизни и охраны здоровья многодетных семей;
  • создание условий социальной комфортности для многодетных семей;
  • повышение конкурентоспособности трудоспособных членов многодетных семей на рынке труда;
  • обеспечение работникам, имеющим 3 и более детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;
  • усиление помощи многодетным семьям в воспитании детей, повышение доступности образования для детей из многодетных семей;
  • повышение социальной привлекательности и престижа многодетной семьи.

Социально-экономический эффект от реализации Программы.

Главным итогом реализации настоящей Программы станет значительное улучшение демографической обстановки.

Рост доли многодетных семей приведет также к следующим положительным изменениям:

  • снижение уровня смертности в результате сокращения алкоголизма и наркомании;
  • сокращение числа разводов и абортов;
  • снижение преступности;
  • снижение безработицы;
  • рост числа выданных ипотечных кредитов и рост строительной отрасли.

Повышение рождаемости, а также все вышеперечисленные положительные социально-экономические последствия приведут к росту ВВП и налоговых поступлений, которые, как показывает опыт развитых стран, осуществляющих активную семейную политику, в долгосрочной перспективе превысят расходы федерального, региональных и муниципальных бюджетов на реализацию Программы.

Направления реализации Программы.

Программа реализуется по следующим направлениям:

Выполнение настоящей Программы обеспечивается за счет федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов, благотворительных пожертвований от коммерческих организаций и физических лиц, льгот для некоммерческих, социально направленных общественных организаций, указанных в 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» от 5 апреля 2010 г., иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Меры поддержки многодетных семей в Российской Федерации.

  • Совершенствование системы учета многодетных семей и правового регулирования их государственной поддержки.
  • Помощь многодетным семьям в решении жилищных проблем и оплате коммунальных услуг.
  • Содействие в трудоустройстве членов многодетных семей, стимулирование экономической активности и самозанятости многодетных семей.
  • Поддержка фермерских (крестьянских) и садово-огороднических хозяйств многодетных семей.
  • Повышение доступности образования для детей из многодетных семей.
  • Реализация мер по формированию и укреплению в обществе нравственных, в том числе семейных, ценностей, представлений о социальной привлекательности многодетной семьи.
  • Совершенствование системы государственных семейных пособий и компенсаций для многодетных семей.
  • Обеспечение доступности медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения.
  • Содействие нормальному питанию детей из многодетных семей.
  • Реализация мер по обеспечению совместного досуга и отдыха многодетных семей.
  • Меры по повышению доступности услуг учреждений культуры и спорта для многодетных семей.
  • Создание условий социальной комфортности для многодетных семей.
  • Меры по повышению мобильности многодетных семей.
  • Сотрудничество с институтами гражданского общества по поддержке многодетных семей.
  • Меры морального поощрения родителей, ответственно и добросовестно воспитывающих (воспитавших) детей в многодетных семьях.

Президент «Семьи России»
Р.Г.Ферару

Какие семьи считаются многодетными?

Федеральное законодательство не дает определения многодетной семьи. Однако в соответствии с указом Президента РФ № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», в каждом регионе органы исполнительной власти самостоятельно определяют категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона и устанавливают  для многодетных семей меры соцподдержки.

Таким образом,  во всех регионах Российской Федерации  приняты местные законы о социальной поддержке данной категории граждан, которые могут давать различные определения и устанавливать свои нормы.

По общему правилу многодетными признаются семьи, постоянно проживающие на территории региона,  в том числе приемные семьи, родители (опекуны, попечители) в которых имеют трех и более детей (родных, усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), пасынков и падчериц) в возрасте до 18 лет или старше, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях независимо от их организационно-правовых форм до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет. В некоторых регионах семья утрачивает статус многодетной сразу после достижения старшим ребёнком совершеннолетия, вне зависимости от того, пошёл он получать образование или нет. Например, в Республике Адыгея в соответствии с законом  от 28 сентября 1994 года N 117-1 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства».

Читать также:  По планированию и проведению государственной аттестации, программ и методических рекомендаций

Какие льготы положены многодетным семьям России?

В соответствии с указом Президента РФ № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» они имеют право на:

  • скидку в размере не ниже 30 % установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, — от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории;
  • бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей до 6 лет;
  • бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ;
  • прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;
  • бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;
  • бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств;
  • один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок;
  • помощь многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры, обеспечивать выделение для этих целей земельных участков, а также предоставлять льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок либо понижения ставок налога; предоставлять безвозмездную материальную помощь либо беспроцентные ссуды для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; предусматривать полное или частичное освобождение от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
  • первоочередное выделение садово-огородных участков;
  • предоставление льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья;
  • помощь в трудоустройстве многодетных родителей, возможность их работы на условиях применения гибких форм труда (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому, временная работа и т.д.).

*Однако, не смотря на то, что  пунктом   3  данного  Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»  Министерству финансов РФ совместно с Министерством социальной защиты населения поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом, порядок возмещения данных расходов до настоящего времени не разработан, финансирование предусмотренных указанным нормативным актом мер социальной поддержки на субъекты РФ не возложено.

В соответствии с действующим законодательством  субъекты Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты по социальной поддержке многодетных семей за счет собственных средств, самостоятельно установив объем и виды мер соцподдержки.

Поэтому практически во всех регионах  это привело к тому, что при   определении  категории «многодетная семья» и условий, при наличии которых предоставляются предусмотренные указом льготы, региональные правительства субъектов РФ предусмотрели обеспечение мерами социальной поддержки только многодетные семьи, признанные в установленном порядке малоимущими.

Данные обстоятельства вызывают справедливое возмущение и многочисленные жалобы от членов многодетных семей и требуют дополнительного государственного регулирования.

Какие привилегии многодетным семьям могут быть в регионах?

В зависимости от региона, многодетные семьи дополнительно к федеральным получают следующие региональные льготы:

  • бесплатные земельные участки;
  • дополнительное ежемесячное пособие на третьего ребёнка и последующих детей до достижения ими трёхлетнего возраста. Размер пособия соответствует региональному прожиточному минимуму на ребёнка;
  • льготы на уплату транспортного налога;
  • досрочная пенсия для многодетной матери (выход на пенсию в 50 лет, вместо 55);
  • трудоустройство многодетных родителей на работу с гибким графиком;
  • обучение и переобучение родителей с учётом потребностей экономики региона.

Например,   в Приморском крае многодетным семьям, имеющим среднедушевой доход ниже имеющим среднедушевой доход ниже двукратной величины прожиточного минимума, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

  • возмещение расходов на приобретение лекарственных препаратов по рецептам врачей для детей, на проезд обучающихся в общеобразовательных организациях к месту обучения и обратно, на посещение музеев, кинотеатров, цирков, океанариумов, зоопарков, парков культуры и отдыха, а также выставок и экспозиций, на приобретение школьно-письменных принадлежностей, но не более 2500 рублей в год на каждого ребенка;
  • возмещение расходов на приобретение школьной и спортивной формы, обуви для обучающегося в общеобразовательной организации, но не более 5000 рублей в год на каждого ребенка;
  • возмещение расходов на посещение организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, в размере 50% от стоимости посещения, но не более 1000 рублей в месяц на каждого ребенка.
  • компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50% исходя из занимаемой многодетной семьей общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади) в пределах размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий в Приморском крае, без учета льготного размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения для отдельных категорий граждан, установленной законодательством Приморского края, включая:
  • плату за пользование жилым помещением (плату за наем);
  • плату за содержание жилого помещения
  • компенсация расходов в размере 50% на оплату коммунальных услуг,
  • компенсация расходов в размере 100 процентов на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме
  • оснащение жилых помещений автономными пожарными извещателями; газификация индивидуальных жилых домов.
Читать также:  Научный журналВестник Алтайской академии экономики и права Print ISSN 1818-4057 Online ISSN 2226-3977 Перечень ВАК

5. Бесплатное пользование платным парковками.

Рекомендуем ознакомиться с региональным законодательством по проблемам многодетных семей  на сайте «Семьи России» здесь.

Какие выплаты положены при рождении третьего ребенка?

Единовременное пособие при рождении ребенка

Сейчас по законодательству все семьи с детьми могут рассчитывать на единовременную выплату при рождении ребенка. Размер пособия при рождении ребенка с 1 февраля 2023 года составляет 22 909 рублей 03 копейки. Если вы работник Крайнего Севера, размер пособия увеличится на районный коэффициент.

Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается напрямую органами социального фонда. Если один из супругов работает, а второй нет, пособие выплатят тому, кто работает.

Пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет  выплачивается лицам, которые осуществляют уход за ребенком во время отпуска по уходу за ребенком. При этом отпуск предоставляется до достижения ребенком трех лет, а пособие выплачивается лишь до полутора.

В отличие от пособия по беременности и родам, которое выплачивается только матери ребенка, пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2023 году в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» могут получать и иные лица: отец, бабушка, усыновитель, опекун или иное лицо, фактически осуществляющее уход за ребенком.

Если за ребенком ухаживают двое или несколько родственников, право на пособие имеет кто-то один, по их выбору.

По общему правилу, размер пособия по уходу за ребенком составляет 40 % от среднего заработка. Но размер пособия не может быть больше максимального размера и не должно быть меньше минимального размера.

Минимальный размер пособия по уходу за первым, вторым и последующими детьми с 1 февраля 2023 года составляет 8 591 рубль 47 копеек.

Максимальный размер пособия по уходу, если отпуск начался в 2023 году, составит 33 281 рубль 80 копеек.

Материнский капитал. В 2023 году  действуют следующие выплаты: 589,6 тысячи рублей — на первого ребенка; 779 тысяч рублей — на второго (но только если семья не получала льготу на первого ребенка); 450 000 рублей — на третьего, но эти деньги можно потратить только на погашение ипотечного кредита.

Кроме денежных надбавок, существуют различные льготы для семей с третьим ребенком. Они устанавливаются как на федеральном, так и региональном уровнях.

Региональные выплаты при рождении третьего ребенка. Самый простой способ узнать о льготах в своем регионе — обратиться в соцзащиту по месту жительства или в министерство труда и семьи.

Льготы на транспортный и земельный налог

На федеральном уровне льготные категории граждан по уплате данного налога не установлены. Соответственно, определение лиц, подлежащих освобождению от налога, либо имеющих право на налоговые льготы принадлежит субъектам РФ. Для того чтобы узнать, имеет ли ваша многодетная семья право на льготы, можно либо посмотреть региональное законодательство самостоятельно, либо обратиться в налоговый орган по месту жительства и получить разъяснения. Обращаться в налоговый орган так или иначе придется: льготы по транспортному налогу предоставляются налоговым органом по заявлению лица, которое имеет на них право.

Если заявление не будет подано в налоговую инспекцию — льгота на транспортный налог предоставлена не будет.

Так как назначение льгот отнесено к компетенции регионов, в различных субъектах РФ они могут быть неравноценны. Например: в Москве, по положениям о транспортном налоге, один из родителей имеет право на полное освобождение от его уплаты за одно зарегистрированное за семьей транспортное средство. В то же время в Кировской области, многодетным семьям предоставляется лишь льгота по уплате транспортного налога в размере 50%. То есть условия льгот могут существенно различаться в разных регионах. Стоит отметить, что право на указанные льготы, положенные родителям, в полной мере имеют усыновители, а в некоторых случаях и опекуны.

Что касается земельного налога, то здесь иная ситуация. Несмотря на то, что федеральном уровне в главе  31 Налогового Кодекса, прописаны некоторые категории граждан, имеющих право на льготы, многодетные семьи в этот перечень не включены.  Положения о земельном налоге  и перечень дополнительных категорий льготников  принимают  региональные власти.

Иными словами, вопросы по льготам  по транспортному и земельному налогу для многодетных семей на данный момент решаются примерно одинаково. Поэтому для определения права на налоговые льготы и их получения необходимо исходить из регионального законодательства и обращаться в налоговые органы по месту жительства.

Читать также:  Государственные и муниципальные программы в сфере туризма

Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»

С изменениями и дополнениями от

25 февраля 2003 г.

В целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен постановляю:

1. Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга:

а) определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона;

б) установить для многодетных семей:

скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, — от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории;

бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет;

бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ;

прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;

бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;

бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств;

один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок;

в) оказывать необходимую помощь многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры, обеспечивать выделение для этих целей земельных участков, а также предоставлять льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок либо понижения ставок налога; предоставлять безвозмездную материальную помощь либо беспроцентные ссуды для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; предусматривать полное или частичное освобождение от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

г) обеспечить первоочередное выделение для многодетных семей садово-огородных участков;

д) содействовать предоставлению многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья;

е) при разработке региональных программ занятости учитывать необходимость трудоустройства многодетных родителей, возможность их работы на условиях применения гибких форм труда (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому, временная работа и т.д.); обеспечивать организацию их обучения и переобучения с учетом потребностей экономики региона.

2. Правительству Российской Федерации проводить регулярные обследования уровня жизни и доходов малообеспеченных групп населения, включая многодетные семьи, с целью осуществления мероприятий по оказанию им необходимой социальной поддержки.

3. Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом.

4. Настоящий Указ ввести в действие с 1 июля 1992 г. Нормы подпункта «в» пункта 1 вступают в силу в порядке, установленном постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г. «О правовом обеспечении экономической реформы».

Для многодетных семей устанавливаются скидки в размере не ниже 30 процентов по оплате за коммунальные услуги, бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам для детей до 6 лет, бесплатный проезд на внутригородском и пригородном транспорте для школьников. Учащиеся обеспечиваются бесплатным питанием, школьной и спортивной формой. Предоставляется право на бесплатное посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок один раз в месяц.

Многодетным родителям оказывается помощь в организации крестьянских (фермерских) хозяйств, малых предприятий и других коммерческих структур, с предоставлением налоговых льгот, а также оказывается содействие в предоставлении льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья.

Указ вводится в действие с 1 июля 1992 г. Нормы подпункта «в» пункта 1 о налоговых льготах вступают в силу в порядке, установленном постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г. » О правовом обеспечении экономической реформы».

Настоящий Указ вводится в действие с 1 июля 1992 г., за исключением подпункта «в» пункта 1, который вступает в силу в порядке, установленном постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г. «О правовом обеспечении экономической реформы»

Текст Указа опубликован в газете «Российские вести», N 11, май 1992 г., в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 14 мая 1992 г., N 19, ст. 1044

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Указ Президента РФ от 25 февраля 2003 г. N 250

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *