Постановление ВС РФ от 11 июня 1992 г. N 2980-I»О введении в действие Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год»
С изменениями и дополнениями от
1 июля 1993 г.
Верховный Совет Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Государственную программу приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год и ввести ее в действие с момента опубликования.
2. С момента введения в действие Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год прекратить действие Основных положений программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год.
3. Правительству Российской Федерации:
до 25 июля 1992 года привести ранее изданные нормативные акты в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации и Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год;
до 15 июля 1992 года утвердить с учетом мнения республик в составе Российской Федерации необходимые нормативные акты, обеспечивающие выполнение Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год;
при подготовке проекта Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1993 год предусмотреть с учетом опыта проведения приватизации в 1992 году разработку межреспубликанской программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
4. Российскому фонду федерального имущества до 25 июля 1992 года привести ранее изданные нормативные акты в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации и Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год.
5. Верховным Советам республик в составе Российской Федерации, Советам народных депутатов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и соответствующим комитетам по управлению имуществом в месячный срок со дня опубликования Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год привести республиканские и местные программы приватизации в соответствие с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год.
6. Правительству Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации до 1 октября 1992 года провести организационно-технические мероприятия, обеспечивающие в срок, установленный Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, наделение граждан Российской Федерации именными приватизационными вкладами (приватизационными чеками).
7. Правительству Российской Федерации в порядке подготовки к приватизации с использованием именных приватизационных вкладов (приватизационных чеков) до 1 октября 1992 года обеспечить коммерциализацию государственных и муниципальных предприятий с одновременным преобразованием их организационно-правовой формы и осуществлением необходимых сопутствующих мер: взаиморасчетов по поставкам между предприятиями, финансово-кредитной поддержки и санации государственных промышленных предприятий, изменения порядка начисления амортизации.
Установить, что все ранее созданные акционерные общества закрытого типа (товарищества с ограниченной ответственностью), часть уставного капитала которых находится в государственной и (или) муниципальной собственности, подлежат преобразованию в акционерные общества открытого типа.
8. Установить, что коммерциализация, преобразование в акционерное общество государственного или муниципального предприятия, входящего в концерн, ассоциацию, корпорацию или другое объединение, а также структурного подразделения предприятия (объединения) осуществляются по решению трудового коллектива этого предприятия (структурного подразделения) и представителя собственника (соответствующего комитета по управлению имуществом). В этом случае согласия трудовых коллективов других предприятий (структурных подразделений), входящих в объединение (предприятие), не требуется.
Создание акционерных обществ в форме холдинговых компаний, владеющих контрольными пакетами акций дочерних акционерных обществ, созданных на основе государственных или муниципальных предприятий (а также предприятий, более 50 процентов уставного капитала которых находится в государственной и (или) муниципальной собственности), допускается при положительном решении трудовых коллективов дочерних акционерных обществ, за исключением случаев создания холдинговых компаний по поручению Правительства Российской Федерации.
9. Привести в соответствие со статьями 9-12 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» организационно-правовую форму всех ассоциаций, концернов, корпораций и других объединений государственных и муниципальных предприятий. Учредительные документы предприятий и объединений, не выполнивших указанные преобразования до 1 октября 1992 года, признаются недействительными.
10. Установить, что приватизация образовательных учреждений не допускается до установления соответствующей процедуры в законодательстве Российской Федерации.
Правительству Российской Федерации совместно с Комитетом Верховного Совета Российской Федерации по науке и народному образованию до 1 октября 1992 года представить в Верховный Совет Российской Федерации проект закона Российской Федерации о приватизации образовательных учреждений.
11. Установить, что споры о признании недействительными сделок по приватизации и иные гражданско-правовые споры, возникающие при подготовке и проведении приватизации, рассматриваются арбитражным судом или судом в соответствии с их компетенцией, определенной законодательством Российской Федерации.
12. Опубликовать Государственную программу приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год и Закон Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР».
Москва, Дом Советов России
Постановление Верховного Совета РФ от 11 июня 1992 г. N 2980-I «О введении в действие Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год»
Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 9 июля 1992 г., в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1992 г. N 28 ст. 1617
Настоящее постановление фактически прекратило действие в связи с введением в действие с 1 января 1994 г. Государственной Программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2284
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление ВС РФ от 1 июля 1993 г. N 5310-I
Создание акционерных обществ в форме холдинговых компаний, владеющих контрольными пакетами акций дочерних акционерных обществ, созданных на основе государственных или муниципальных предприятий (а также предприятий, более 50 процентов уставного капитала которых находится в государственной и (или) муниципальной собственности), допускается при положительном решении трудовых коллективов дочерних акционерных обществ.
11. Установить, что споры о признании недействительными сделок по приватизации и иные гражданско-правовые споры, возникающие при подготовке и проведении приватизации, рассматриваются арбитражным судом.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Открыть документ
Получить бесплатный доступ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Верховным Советом Российской Федерации 11 июня 1992 года была утверждена Государственная программа приватизации. Программа была разработана в соответствии с требованиями закона «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации». Главной целью реформ было регулирование процесса передачи государственного имущества в частную собственность для создания в стране рыночной экономики.
Приватизацию обычно связывают с именами Егора Гайдара и Анатолия Чубайса, занимавшимися в те годы приватизацией промышленных предприятий, итоги которой часто подвергаются резкой критике — в частности, из-за появления сильного экономического расслоения населения России.
Правительство предусмотрело четыре способа приватизации, с помощью которых государственные предприятия должны были быть отданы в частные руки: коммерческий конкурс, аукцион, аренду с правом выкупа и акционирование. Последний метод и был связан с ваучерами. Согласно новому законодательству, каждый гражданин Российской Федерации приобретал именной счет. На него зачислялись деньги, которыми оплачивалась приватизация государственных предприятий.
Приватизационный чек, или ваучер, стал использоваться на территории России в начале 1992 года. Именно эти государственные ценные бумаги принимали в уплату за долю в приватизированном имуществе. Согласно закону, каждый российский гражданин имел право получить только один ваучер. Эти бумаги обладали ограниченными срок действия.
Каждый приватизационный чек имел номинальную стоимость, равную 10 тысячам недоминированных рублей. При этом продажа и покупка этих бумаг объявлялась свободной, а их реальная цена определялась по соглашению участников сделки. Накануне приватизации совокупность предприятий страны была оценена в 1,4 миллиардов рублей. Количество выпущенных ваучеров было определено, исходя из этой цифры.
С самого своего начала приватизация в России приняла противоречивый характер. Ее формат был расплывчатым и обладал множеством юридических дыр. Кроме того, хотя некоторые страны уже имели опыт приватизации после крушения плановой и централизованной экономики, таких ее масштабов как в России нигде еще не было.
Правительство и Верховный Совет долго не могли договориться о том, как государственные предприятия будут передаваться в частные руки. Кроме того, на формат продажи повлияли лоббистские группы, стремившиеся защитить интересы определенных бизнесменов.
Рядовые акционеры почти не имели возможности управлять делами акционерного общества, даже несмотря на то что формально собственность распределялась равномерно. Кроме того, в 1992 году была проведена переоценка капитала всех приватизируемых предприятий. Изъян был в том, что она осуществлялась без учета инфляции. Таким образом собственность получила заниженную оценку, что только облегчило ее переход в руки «красных директоров» и других менеджеров, вовремя осознавших собственное привилегированное положение.
Фактически из-за непродуманности механизма обращения и выпуска ваучеров разные группы населения оказались на неравных стартовых позициях в гонке за приватизированным имуществом. Очень быстро это привело к криминализации экономических отношений. Например, частыми стали негласные и нелегальные передачи пакетов акций различным влиятельным чиновникам, хотя они не имели права участвовать в покупке ценных бумаг.
При повальном масштабе приватизации государство почти не извлекло из нее выгоды. В 1993 году доход от коммерческого использования муниципальных предприятий составил меньше процента от всех доходов казны. Ожидаемые иностранные инвестиции так и не приходили. Зарубежные бизнесмены опасались нести деньги на рынок, где царствовала преступность.
Главным итогом ваучерной приватизации был переход от командно-административной экономики к рыночной модели. Государство утратило монополию в большинстве сфер народного хозяйства. Широкомасштабный процесс продлился всего два года. Такая внезапность не могла обойтись без потрясений. Недаром реформы начала 1990-х годов до сих пор называют «шоковой терапией». Ваучеры оказались эффективным средством уничтожения прежде существовавшей экономико-социальной системы.
Разрушение прежних основ не могло сопровождаться ростом экономики. Когда ваучерный этап приватизации закончился, в стране появились частные собственники, однако почти никого из них нельзя было отнести к ответственным и эффективным предпринимателям. Новые владельцы, скупившие предприятия за бесценок, могли прийти со стороны, не имея ни малейшего представления о реалиях отрасли. Часто предприниматели заботились только о получении прибыли, в то время как качество услуг и производства их вообще не беспокоило.
Конечно, были и исключения, но принципиально нового и весомого класса собственников западного образца в России не появилось и не могло появиться в столь короткие сроки. Летом 1994 года начался новый этап приватизации — денежный. Он должен был сгладить недостатки и исправить ошибки, которые были совершены при выпуске и продаже ваучеров.
11 июня 1992 года Верховный Совет РФ утвердил государственную программу приватизации.
В этом году правительство намерено вернуться к практике продажи государственных активов как средства для пополнения бюджета. Сегодня, когда мы справляем 24-ю годовщину первой редакции правил распродажи государственной собственности, стоит поговорить о том, как тонка грань между понятиями «торговать госсобственностью» и «торговать государством».
Прологом к переходу государственной собственности в частные руки стало образование Госкомимущества РСФСР в июле 1990 года, а также принятие в конце 1990 года закона «О собственности в РСФСР». Он не только разрешил частную собственность, но и определил само понятие «приватизация», которую теперь оставалось только провести.
Кроме того, эти события были своего рода ответом на провозглашение экономического суверенитета в союзных республиках – соответствующие решения республиканских Верховных Советов принимались на протяжении 1990 года. «Своего рода» – потому что на самом деле в СССР подобные решения даже во фрондирующей Прибалтике никогда бы не были приняты без предварительного ободряющего кивка Москвы.
Сегодня об этом важном предварительном этапе забывают, однако именно решения 1990 года уничтожили само понятие «общесоюзная собственность». К 1991 году она превратилась в собственность союзных республик, а распад СССР стал неизбежен.
В июле 1991 года для процесса приватизации был принят отдельный закон. И, несмотря на то, что программу приватизации утвердили только в июне 1992-го, первые продажи стартовали раньше: скажем, первый аукцион провели уже в апреле 1992 года. Впрочем, это была лишь тренировка. Первый этап приватизации так и назывался – малая приватизация, в ходе которой с молотка пошли мелкие объекты преимущественно сферы услуг: торговли, общественного питания. Кроме того, программа установила первичные правила игры: какие предприятия могут быть приватизированы, какие приватизируются в обязательном порядке, условия приватизации, льготы трудовым коллективам и тому подобное.
Ускоренное построение капитализма
Глава Госкомимущества (1991-1994) РФ Анатолий Чубайс, в чьём ведении и находился процесс превращения социалистического государства в капиталистическое, описал события начала 1990-х так: «Целью приватизации является построение капитализма в России, причём в несколько ударных лет, выполнив ту норму выработки, на которую у остального мира ушли столетия».
Непременным условием построения капитализма, как известно, является стадия первоначального накопления капитала. Она, в свою очередь, состоит из экспроприации средств производства насилием или обманом и их концентрации для создания капиталистических предприятий. Создавать предприятия не было нужды – они были созданы в ходе индустриализации 1930-х годов и восстановления народного хозяйства 1940-1950-х. Поэтому характеристика приватизации как одного из самых масштабных ограблений в истории – это не преувеличение и не клевета. Сам архитектор приватизации вслед за Адамом Смитом и Карлом Марксом называет её так, пускай и другими словами.
Конкретно это было реализовано в ходе ваучерной приватизации. Её механизм сводился к оценке государственной собственности, выпуске и распределению между гражданами России эквивалента этой стоимости, разделённого на число граждан – приватизационного чека. Который мог быть обменян на акции одного из приватизируемых предприятий. Но чаще граждане просто продавали чек одному из инвестфондов в среднем за 15 долларов. Примерно как английские крестьяне продавали свои наделы в ходе огораживания, позволяя возникнуть крупным овцеводческим фермам и ткацким фабрикам. На этой стадии продавались уже более крупные и привлекательные активы (заводы).
Когда же необходимая видимость приличия произошедшего была соблюдена, началась приватизация взрослая: продажа наиболее привлекательных активов. Длится она с залоговых аукционов (механизм продажи через невозврат правительством кредита, взятого под залог пакета акций какой-либо компании) до сегодняшнего дня. Сегодня, разумеется, невозможна ситуация, когда половина компании «Сибнефть» была бы продана за несколько процентов своей реальной стоимости. Однако дело ведь совсем не только в цене. Оценка запасов нефти, угля, руд, добываемых этими компаниями, кратно превышает продажную стоимость, а характер производства гарантирует как минимум безубыточность: потребность в сырье сохранится до тех пор, пока существует глобальная экономика в её сегодняшнем виде. Таким образом, продажа крупных сырьевых компаний, а также естественных монополистов – это лишь передача права взимания ренты за выплату разового бонуса.
Удивительно, но несмотря распродажу государственного имущества, длящуюся почти четверть века, на госсектор приходится от 50 до 70% российской экономики.
Сегодня, по словам чиновников, Россия приступает к очередному этапу большой приватизации. Алексей Улюкаев, министр экономического развития: «В этом году мы возвращаемся к приватизации крупных активов наших, крупнейших и лучших компаний, и сырьевого сектора, таких как “Роснефть” и “Башнефть”, “Алроса”, и банковского сектора, таких как банк ВТБ, и транспортного сектора – это компания “Совкомфлот”».
В качестве причин такого шага называется покрытие дефицита бюджета, вызванного падением стоимости нефти на мировых рынках, а также, в ряде случаев, невозможность кредитоваться из-за санкций. Хотелось бы верить, что причина действительно в этом, а не в плате за лояльность олигархам, которые по итогам предыдущих этапов и без того стали владельцами активов, на создание которых в других капиталистических странах уходит 2-3 поколения. Однако главный смысл происходящего описывается совсем не категориями нравственности.
В начале этого материала мы неслучайно обратили внимание на ключевой момент приватизации: распил общесоюзной собственности и экономический сепаратизм предваряли политическое решение о ликвидации союзного государства. То, что его больше нет, не означает, что этот закон перестал работать. Грань, после которой приватизация активов перерастает в приватизацию государства, его органов и функций, не просто трудноуловима, её в принципе не существует. Хотя и можно сказать, что малая приватизация отдаёт бизнесу малую толику влияния, а залоговые аукционы – позволяют полностью контролировать политический процесс.
Заканчивается это всегда одинаково – осознанием, что государству и 10% хватит, а президента пора сменить на более послушного. После чего распродажа остатков собственности перестаёт описываться не только интересами государства, но и процентами: собственность при капитализме – привилегия сильного.
Андрей Смирнов. Маршал Кулик: автоматы, пушки и тягачи для Красной армии
Иван Зацарин. Чего боятся американцы по ночам. К 324-летию казни первой из салемских ведьм
Дмитрий Михайличенко. Печенеги: беспокойные соседи, растворившиеся в Руси
Иван Зацарин. Курка, яйки, млеко. Как «штаб Ост» собирался поить нас баварским
Игорь Пыхалов, Дмитрий Пучков. Про кавалерию в Великой Отечественной войне: тупой миф и яркая правда
Дмитрий Пучков, Андрей Шальопа: «28 панфиловцев» выходят в прокат 24 ноября
Иван Зацарин. Заслуги перед революцией как отягчающее обстоятельство. За что Звезда Героя нашла убийцу Троцкого
Виктор Мараховский. «Варкрафт», который надо было снять. Против мифозависимости
Приватизация госсобственности в России прошла ряд этапов: 1991–92 – подготовка концепции и нормативно-правовой базы; 1993–95 – массовая приватизация в чековой (ваучерной) форме; 1995–96 – передача в частные руки крупных и потенциально привлекательных объектов через «залоговые аукционы»; с 1997 – переход к преимущественно денежной приватизации, ориентированной на пополнение гос. бюджета и стимулирование инвестиционной активности.
Выбор чековой формы массовой приватизации был, в частности, обусловлен отсутствием достаточного платёжеспособного спроса населения, низким интересом иностранных инвесторов к приватизации в условиях нараставшей политической и экономической нестабильности, отсутствием достаточного административного ресурса у государства для проведения приватизации по индивидуальным схемам – вместо них применялись типовые процедуры. Кроме того, выбор этой формы приватизации был связан с необходимостью решительного ограничения и отмены субсидирования предприятий со стороны госбюджета, решения задачи по формированию социальной базы стабилизационной политики, а также обеспечения политических предпосылок укрепления рыночной демократии.
В 1992–94 чековая приватизация проводилась как передача фактического контроля: 1) менеджменту, 2) трудовому коллективу, 3) группе потенциальных инвесторов. Часть пакетов акций предприятий закреплялась в государственной собственности с последующей продажей на «чековых аукционах» или позднее на торгах за реальные деньги.
В 1995–96 правительство пошло на передачу в частные руки ряда крупных предприятий нефтедобычи и металлургии. После 1997 государство начало продавать пакеты акций и целые предприятия на торгах.
В 1991 принят Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». С нач. 1992 начался процесс передачи в муниципальную собственность жилищного и нежилого фонда, объектов инженерной инфраструктуры городов, предприятий, осуществляющих эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.
Доля гос. имущества в ЖКХ сократилась уже в сер. 1990-х гг. с 42 до 5%.
Первые инвестиционные компании (НИПЕК и РИНАКО) появились на рос. рынке в 1991. Однако до начала проведения массовой приватизации рынок ещё не был готов к появлению подобных институтов, поэтому их деятельность начала 90-х гг. не была активной.
Появление чековых инвестиционных фондов (ЧИФ) было инициировано принятием программы приватизации и появлением в массовом обороте ваучеров (приватизационных чеков). Аккумулирование принадлежащих населению чеков, их инвестирование в крупные пакеты акций приватизированных предприятий составили основу деятельности ЧИФ и инвестиционных компаний, вкладывавших денежные ресурсы российских и иностранных инвесторов в конкретные проекты. Некоторые ЧИФ сосредоточили в своих руках крупные пакеты акций и принимали в тот период активное участие в управлении приватизированными предприятиями. Конец 1995 – начало 1996 вошел в историю рос. фондового рынка как начало нового периода – после ваучерной приватизации – массового передела собственности посредством залоговых аукционов.
По материалам Большой Российской энциклопедии.
ПРИВАТИЗАЦИЯ ЧЕРЕЗ АКЦИОНИРОВАНИЕ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ
Приватизация через акционирование в постсоветской России.
Под влиянием зарубежного опыта необходимость проведения приватизации обсуждалась уже в СССР. Однако практические преобразования собственности в России начались только в 1992.
На селе произошла реорганизация колхозов и совхозов, которые, как правило, превращались в акционерные общества под руководством бывших председателей и директоров.
В сфере городской экономики процесс приватизации оказался наиболее трудным и противоречивым. На государственную собственность претендовали и рядовые работники, считавшие ее «общенародной», и представители хозяйственно-партийной номенклатуры, которая давно де-факто распоряжалась госсобственностью почти как своей. Ни те, ни другие не хотели и не могли выкупать эту собственность по ее реальной цене. Именно от решения этой проблемы зависел успех курса рыночных реформ в целом.
Основным способом приватизации в 1992–1993 стало акционирование – дробление прав собственности среди тысяч держателей акций.
Разработчиками программы реформы были подготовлены три варианта акционирования госпредприятий.
1. Базовая модель – с преимущественным контролем государства: рабочий персонал приватизируемого предприятия имеет право на бесплатное получение привилегированных (не дающих права голоса) акций в размере 25% от их общей суммы, но не более чем на 20 номинальных месячных окладов на каждого работника. Кроме этого, они могли купить до 10% обыкновенных акций со скидкой 30% их номинальной стоимости за деньги и ваучеры, но не более чем на 6 минимальных окладов на работника. Администрация и руководство предприятия имели право приобрести не более 5% обыкновенных акций и не более чем на 2000 минимальных месячных окладов на человека.
Такую модель чаще всего выбирали коллективы крупных капиталоёмких предприятий, у которых не было финансовых возможностей приобрести значительный пакет акций своего предприятия.
Такую модель избрало большинство предприятий (примерно 3/4), особенно с невысокой капиталоёмкостью. Большую часть акций при этом смогла приобрести администрация предприятия.
3. Модель с внутренним или внешним инвестором – инициативная группа заключала с фондом имущества договор о реорганизации предприятия сроком на 1 год. Согласно условиям этого договора, каждый член инициативной группы должен был вложить в реорганизацию предприятия не менее 200 минимальных размеров оплаты труда). Если через год договор был выполнен, то члены группы получали право на приобретение 20% обыкновенных акций предприятия. Трудовой коллектив (включая членов инициативной группы) мог приобрести еще 20% акций.
Данный вариант использовался наиболее редко. Главная проблема состояла в том, что при серьёзном риске собственными средствами инициативная группа не получала контрольного пакета акций.
При любой модели приватизации значительная часть акций (от 49 до 80%) уходила за пределы предприятия и попадала в руки государственных комитетов и фондов имуществ. Они, в свою очередь, торговали этими акциями на фондовой бирже, продавая их частным лицам и различным экономическим организациям (например, инвестиционным фондам).
Приватизация в постсоветской России: ваучерная компания.
Если акционирование при приватизации является общепризнанной практикой, то ваучерная компания оказалось особенностью России (за рубежом схожие методы применялись только в Чехии и Монголии).
Согласно исходному замыслу этой компании, каждый гражданин России должен был бесплатно получить свою долю общенародной собственности. По указу президента в 1992 прошла раздача ваучеров – ценных бумаг на предъявителя, которые должны использоваться до середины 1994.
Ваучер можно было либо продать по текущему рыночному курсу, либо обменять непосредственно на акции какого-либо приватизируемого предприятия, либо обменять на акции инвестиционного фонда. Многие россияне предпочли продавать свои ваучеры за наличные деньги. Организаторы приватизации уверяли, будто цена ваучера достигнет цены автомашины. Однако рыночный курс этих бумаг сравнялся с его номиналом только к осени 1993, и даже к концу ваучерной компании курс ваучера был ниже цены велосипеда.
Осуществить прямой обмен ваучера на акции приватизируемых предприятий могли, как правило, только их работники. Большинство же рядовых граждан обменивали свои ваучеры на акции различных чековых инвестиционных фондов (ЧИФов). Впрочем, начало выплаты дивидендов в 1994 вызвало сильное разочарование. Поскольку значительная часть предприятий России в первой половине 1990-х была нерентабельна, то и прибыль по акциям предприятий, держателями которых выступали инвестиционные фонды, была очень низкой. Кроме того, широкий характер приняло мошенничество в ЧИФах. Поэтому годовые доходы собственников акций инвестиционных фондов оказались в лучшем случае соразмерны со средненедельным заработком. В 1995–1997 большинство ЧИФов вообще прекратили свою работу.
Сами организаторы приватизации задним числом признали, что «недостаточный» контроль государства за чековыми инвестиционными фондами был одним из главных пороков приватизации.
Приватизационная реформа в России в основном завершилась уже в 1995. По данным Мирового Банка, на 1996 55% активов бывших государственных предприятий оказались выкуплены работниками предприятий (менеджерами и служащими), 11% – населением через ваучеры, 34% оставались в собственности государства. Приватизация госпредприятий продолжалась и в последующие годы, но уже не играла принципиальной роли в экономических реформах.
ВВЕДЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИОННЫХ ЧЕКОВ
В целях ускорения передачи государственного имущества гражданам России и привлечения к процессу приватизации широких слоев населения, во исполнение требований Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год п о с т а н о в л я ю:
1. С 1 октября 1992 г. ввести в действие в Российской Федерации систему приватизационных чеков (приватизационных счетов).
2. Каждый гражданин Российской Федерации имеет право получить по одному приватизационному чеку равной номинальной стоимости каждого выпуска.
При выдаче гражданам Российской Федерации приватизационных чеков взимается комиссионный сбор.
3. Выпуски приватизационных чеков производятся на основании указов Президента Российской Федерации. Выпуск ценных бумаг или создание иных систем для безвозмездной передачи в собственность гражданам Российской Федерации и их
объединениям государственного и муниципального имущества в республиках, краях, областях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, в районах и городах не допускается.
4. Утвердить Положение о приватизационных чеках (прилагается).
5. Установить номинальную стоимость приватизационного чека выпуска 1992 года в размере 10 тыс. рублей.
Установить комиссионный сбор при выдаче приватизационных чеков выпуска 1992 года в размере 25 рублей.
Установить, что приватизационные чеки выпуска 1992 года действуют с 1 декабря 1992 года по 31 декабря 1993 года. (Действие приватизационных чеков выпуска 1992 года продлено на период до 1 июля 1994 года – Указ Президента Российской Федерации от 06.10.93 г. N 1591)
6. Правительству Российской Федерации:
до 1 сентября 1992 г. утвердить порядок взимания комиссионного сбора при выдаче гражданам приватизационных чеков;
не позднее 1 октября 1992 г. выпустить и начать выдачу приватизационных чеков выпуска 1992 года гражданам Российской Федерации.
7. Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом по согласованию с Государственным правовым управлением Президента Российской Федерации:
до 15 августа 1992 г. обеспечить разработку и принятие нормативных актов, необходимых для выпуска, выдачи и погашения приватизационных чеков;
до 1 сентября 1992 г. разработать и утвердить Положение о специализированных инвестиционных фондах, аккумулирующих приватизационные чеки.
8. Советам Министров республик в составе Российской Федерации, администрациям краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов, районов в городах:
предоставить Сберегательному банку Российской Федерации, его отделениям помещения, необходимые для проведения Сберегательным банком Российской Федерации возложенных на него функций по распространению приватизационных чеков;
совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом решить вопрос о возмещении затрат Сберегательного банка Российской Федерации по выполнению указанных работ.
9. Организациям и предприятиям (в том числе и торгующим) запрещается принимать приватизационные чеки в качестве платежного средства за товары, услуги и работы.
10. Указ вступает в силу на основании и в порядке, установленных постановлением V Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г. «О правовом обеспечении экономической реформы».
Президент Российской Федерации Б. Ельцин
Указ президента РФ №914 “О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации” от 14 августа 1992 г.
ИТОГИ ПРИВАТИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ
На протяжении 2000-х годов подавляющее большинство опрошенных в той или иной форме поддерживают идею пересмотра итогов приватизации. Однако люди, считающие себя (и государство) ограбленными и обманутыми, по большей части не надеются, что таким путем будет восстановлена «справедливость».
По данным опросов 2004 года, респонденты, полагающие, что сегодня следует принять результаты приватизации «такими, какие они есть» или что вопрос об их пересмотре «не стоит поднимать», составляют от 15 до 22% общего числа, выступающие за полный пересмотр итогов приватизации 1990-х годов — около одной трети. Примерно от одной четверти до одной пятой опрошенных выступают за пересмотр результатов в тех случаях, когда предприятия стали «хуже работать» (уходить от налогов, задерживать зарплату), либо применительно к крупнейшим предприятиям, относящимся к наиболее важным отраслям экономики..
В отношении к итогам приватизации и возможности их пересмотра прослеживается весьма характерная двойственность, которую можно зафиксировать и при ретроспективном анализе данных, полученных в начале реформирования экономики. Подавляющее большинство людей выступает в поддержку пересмотра результатов приватизации, полагая при этом, что приватизация госсобственности, в особенности крупных предприятий энергетики, добывающих отраслей и проч., была незаконной. При этом главными проигравшими опрошенные считают, с одной стороны, «простой народ», с другой — «государство» (в патерналистской, советского образца трактовке). Однако их ожидания относительно результатов возможного пересмотра итогов приватизации весьма скептичны. По данным опроса, проведенного в июле 2004 года, подавляющее большинство респондентов считают, что подобный передел пойдет на пользу прежде всего «чиновникам и бюрократам» (35%) или же «другим олигархам» (35%). В то, что незаконно нажитые «олигархами» богатства достанутся «государству», верит всего около одной пятой опрошенных; в то, что они будут возвращены «народу», — 7%.
Программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в г. Москве на 1992 год