Программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг

Автор анализа госпрограммы — Эрик Фарахов. За текущими обещаниями и статусом их исполнения можно следить по ссылке.

Высшее образование является важнейшим социальным институтом, функционирующим с целью удовлетворения общественных потребностей, и потому живо реагирующим на внутренние и внешние изменения и процессы. Постоянно возрастающие по объему и все более разносторонние по содержанию межстрановые экономические связи формируют потребность в универсальных кадрах специалистов, получающих профессиональную подготовку в национальных вузах. Это приводит к тому, что содержание национальных систем высшего образования естественно стремится к так называемым “мировым стандартам”, вырабатываемым мировой наукой и техникой. Процессы глобализации также требуют от национальных систем высшего образования новой целевой ориентации, учитывающей потребности в международной солидарности. В условиях глобализации неизбежна универсализация содержания и технологий образования, которую невозможно остановитьпри существующих мировых информационных и коммуникационных системах в виде Интернет.

Происходит интернационализация высшего образования, которая постепенно приобретает черты качественно нового этапа – интеграции, всемерного сближения национальных образовательных систем, их взаимодополняемости. Превращение высшего образования в мировую социальную систему характеризуется множеством взаимосвязанных элементов разного уровня и характера. Занимая свое специфическое место на рынке образовательных услуг, вузы взаимодействуют в форме сотрудничества или соперничества, вырабатывая основные ориентиры этого рынка. Потребность в устойчивости системы высшего образования предполагает постоянное ее развитие и приспособление к меняющимся условиям современного мира. В этой связи кризис высшего образования, о котором пишут многие эксперты в последние годы, есть не что иное, как сигнал к необходимости реформирования его содержания, форм и задач в ответ на “вызов эпохи”. Кризис усиливает потребность в международной интеграции высшего образования. Таким образом, интеграция высшего образования в мировую систему – это объективно развивающийся процесс, в который можно пытаться не включаться, но который нельзя не замечать.

Интеграционные явления, происходящие в современном мире, коснулись всех сторон жизнедеятельности общества. Государство, которое имеет намерение идти в ногу с международными процессами, уделяет пристальное внимание всем проявлениям глобализации, ставшим уже неизбежностью. В быстро меняющемся мире, возможно, не столь важно быть впереди по показателям социально-экономического развития, а важнее быть гармонизированным в общемировые тенденции.

Образовательные системы зарубежных государств за последние 10– 15 лет совершили резкий скачок в своем развитии. Общество всегда заинтересовано в высокообразованных гражданах, ибо только такие люди способны развивать и обеспечивать общественный прогресс. Рынок и вся его инфраструктура всегда нуждается в квалифицированных специалистах, имеющих профессиональные навыки и знания. Только в этом случае конкуренция будет развивать как сами рыночные отношения, так и обеспечивать прогресс общественных отношений. Личность также имеет потребности в своем развитии, которое реализуется благодаря образованию.

Однако система образования Казахстана не всегда отвечает соответствием индивидуальным, личным потребностям в образовании. Система образования базировалась на нормативном подходе, была жестко регламентированной, и обучающемуся сверху указывала «что учить» и «как учить». Содержание наших образовательных программ состояло из множества предметов и дисциплин, которые не всегда представляли интерес для обучающихся.

Высшее образование играет важную роль в обеспечении профессиональной подготовки компетентных и конкурентоспособныхспециалистов для всех отраслей экономики республики в интеграции с наукой и производством. В настоящее время функционируют 148 вузов (9 национальных, 2 международных, 32 государственных, 12 негражданских, 93 частных, в том числе 16 акционированных), в которых обучаются свыше 595 тыс. человек.

Тем не менее, большинство работодателей не удовлетворены качеством подготовки специалистов, выпускаемых вузами. Образовательные программы не всегда отвечают ожиданиям работодателей и не соответствуют потребностям экономики. Серьезным скрытым фактором, охватывающим всю систему высшего образования в Казахстане, является коррупция. Политика высшего образования не будет эффективной до тех пор, пока не будут приняты конкретные меры по ее искоренению. Имеют место негативные тенденции в кадровом обеспечении вузов: отсутствует системное воспроизводство профессорско- преподавательского состава, широко практикуется работа по совместительству.

Наряду с этим имеются и многие достижения. Проведенные реформы дают основания говорить, что сегодня казахстанская система подготовки кадров нуждается уже не в радикальной реформе, а в доведении преобразований до логического завершения. Такая модернизация должна проводиться комплексно по целому ряду связанных между собой направлений.

Высшая школа полностью перешла на трехуровневую модель подготовки, принятую в мировой практике: бакалавр — магистр — доктор философии (PhD). Внедрена кредитная технология обучения, целый ряд программ аккредитован в международных аккредитационных центрах. Созданы пять национальных лабораторий открытого типа и 15 лабораторий инженерного профиля, оснащенных самым современным оборудованием.

Госпрограммой вводится целый ряд кардинально новых подходов, многие из них общесистемные, охватывают все уровни подготовки кадров. Безусловно, главный из них – финансирование образования. Глава государства Н. Назарбаев отметил, что уже несколько лет объем такого финансирования в Казахстане составляет порядка 4% от ВВП. К примеру, в 2010 году он соответствовал 4,1% ВВП, а это уже хорошее приближение к уровню ряда европейских стран. В 2011 году было предусмотрено дополнительное выделение средств. Только из республиканского бюджета оно составило свыше 461 миллиарда тенге на 2011–2015 годы.

Самым принципиальным изменением, заложенным в документе, является начало реальной интеграции науки с образовательным процессом. Реализация положения «Исследовательский университет» в Законе Республики Казахстан «О науке» от 18. 2011 г. поставит воссоединение науки с учебным процессом на реальные рельсы. Произойдет и соответствующее изменение содержания обучения – объединение его теоретической и практической составляющих. Сначала в нескольких ведущих университетах, а по мере накопления опыта – и в других вузах страны. Это придаст новый импульс интеграции Казахстана в мировое научно-образовательное пространство.

В частности, доли вузов, прошедших независимую национальную институциональную и специализированную аккредитацию по международным стандартам, будут доведены до 65 и 30 процентов соответственно. То есть качество высшего образования существенно возрастет. Это также окажет влияние на содержание обучения в высшей школе. Соответственно изменится и классификация вузов. Предусмотрено шесть градаций: национальные исследовательские университеты, национальные высшие учебные заведения, исследовательские университеты, университеты, академии и институты.

На основе новой классификации будут повышаться требования к вузам – не только частным, но и государственным. Уже с 2012 года их аккредитацию будут проводить некоммерческие неправительственные аккредитационные агентства. В результате система высшей школы оздоровится, и Казахстан станет еще ближе к мировому качеству образования.

Еще одно важное нововведение – предоставление вузам академической свободы. Ее основной смысл – в образовательных программах увеличится компонент по выбору: в бакалавриате – до 70%, в магистратуре – до 80%, в докторантуре – до 90–95%. Впервые в нашей стране поставлен и вопрос автономии вузов. В соответствии с принципами Болонского процесса им будет предоставлена самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, финансовой, международной и иной деятельности.

В результате такого обновления всех уровней обучения мы получим систему подготовки кадров, соответствующую мировым стандартам не только по структуре, но и по содержанию обучения, квалификации выпускаемых специалистов.

  • Каримов З. Болонский процесс и региональные вузы / Каримов З., Белобородова Н. // Alma mater∙ — 2006∙ — № 6. — C∙48-49∙
  • Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы//Казахстанская правда, 14 декабря 2010 г.
  • Жумагулов Б. Госпрограмма стартовала. Казахстанское образование вступило в новое десятилетие развития//Казахстанская правда, 11 января 2011г.

Образование было признано одним из важнейших приоритетов развития еще с первых лет независимости Казахстана. Об этом ясно говорилось в Конституции сначала 1993 года, затем 1995 года, долгосрочной стратегии «Казахстан-2030», Плане по вхождению республики в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира, проекте «Интеллектуальная нация-2020», целом ряде других программ развития. Сообразно тому принимались отраслевые программы, в которых отражались конкретные задачи, сроки их исполнения с перечислением всех ответственных инстанций. Не беремся судить о степени успешности этих программ, а обратим внимание на очередной проект Государственной программы развития образования, теперь уже на 2011–2020 годы. По заявлению главного разработчика, Министерства образования и науки, документ подготовлен в целях реализации задач, определенных в Послании Президента народу «Новое десятилетие — новый экономический подъем — новые возможности Казахстана».

Читать также:  Работа россии программа государственной поддержки

Анализ показывает, что, за исключением отдельных цифр и сроков реализации, главные задачи не претерпели существенных корректив. Как и прежде, декларируется, что образование необходимо понимать как экономические инвестиции, а не просто как затраты на социальные нужды. Развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое процветание страны. Как и прежде, государство намерено оказывать всестороннюю поддержку школе и вузам. Вместе с тем налицо более четкая привязка образовательной деятельности к реальным потребностям государства, а также гибкие формы финансирования, стимулирующие здоровую конкуренцию, модернизацию учебного процесса с применением новых технологий. Остается признать, что новая программа, помимо внушительного объема, подкупает своими масштабами. И надеяться, что все это великолепие будет претворено в жизнь. Что касается самой программы, то основные ее положения состоят в следующем.

Целевые индикаторы:– введение подушевого финансирования в организациях среднего образования — 100%;– средняя зарплата педагогов достигнет средней зарплаты в экономике;– 70% педагогов пройдут повышение квалификации по принципу ваучерного финансирования;– в 90% организаций образования созданы попечительские советы, используется система электронного обучения;– 100% детей обеспечены организованным дошкольным образованием в 2020 году, осуществлен полный переход на 12-летнюю школу;– уменьшение доли выпускников школ, не прошедших пороговый уровень для поступления в вуз по результатам независимого тестирования, с 22,2 до 10%;– в 100% школ реализуется программа нравственно-духовного развития личности «Самопознание»;– участие в международных сравнительных исследованиях;– доля выпускников ТиПО, прошедших независимую оценку квалификации в сообществе работодателей с первого раза, — 80%;– доля выпускников вузов, прошедших независимую оценку квалификации в сообществе работодателей с первого раза, — 60%;– трудоустройство выпускников высших учебных заведений в первый год после окончания вуза — до 80%.

Финансирование образованияФинансирование системы образования в 2015 году увеличится в 1,3 раза по сравнению с 2011 годом. В 2011 году будет разработана методика подушевого нормативного финансирования, которая позволит повысить эффективность бюджетных расходов и будет способствовать повышению доступности качественного образования для разных слоев населения. В 2013 году данная система будет апробирована на базе четырех старших школ. К 2015 году дошкольное воспитание и обучение будет финансироваться из государственного бюджета посредством целевого трансферта на основе подушевого финансирования. Местные власти будут являться администраторами закупа услуг у провайдеров на конкурсной основе. В системе технического и профессионального образования будут утверждены нормы затрат на подготовку одного специалиста по 12 отраслям Программы форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР).

Статус педагогаСредняя зарплата педагогов достигнет средней зарплаты в экономике, 70% педагогов пройдут повышение квалификации по принципу ваучерного финансирования. С 2011 года в рамках программы «Болашак» будет обеспечена подготовка англоязычных педкадров для ТиПО и вузов. Подготовка педагогических кадров с полиязычным образованием будет осуществлена через расширение объема кредитов по иностранному языку в цикле базовых дисциплин. Ежегодно на 10% будет увеличиваться государственный заказ на повышение квалификации педагогических кадров системы дошкольного и среднего образования. Начиная с 2013 года будет увеличен размер доплаты за квалификационную категорию педагогическим работникам дошкольного и среднего образования. С 2016 года будет внедрена процедура подтверждения уровня квалификации педагогов, поступающих на работу впервые или после перерыва педагогической деятельности. Для них предусматривается прохождение тестирования.

Электронное обучениеОбеспечение равного доступа учащихся, педагогов к лучшим образовательным ресурсам, автоматизация учебного процесса для повышения качества образования и эффективности управления. Внедрение электронного обучения потребует внесения изменений и дополнений в ряд нормативных документов. 90% организаций образования будут иметь веб-сайты с необходимыми учебными ресурсами. По каждому предмету, изучаемому в основной и старшей средней школе, будут разработаны 30 единиц цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на один предмет. Планируется полное обеспечение цифровым образовательным контентом в открытом доступе (всего 25 800 единиц).

Дошкольное воспитание и обучениеОбеспечить полный охват детей в возрасте от 1 года до 6 лет качественным дошкольным воспитанием и обучением, равный доступ детей к различным программам дошкольного воспитания и обучения для их подготовки к школе. К 2015 году в рамках программы «Балапан» будет развита сеть государственных и частных детских садов, обеспечивающая 70%-ный охват дошкольным воспитанием и обучением. В целях стимулирования частных поставщиков предусмотрено размещение государственного образовательного заказа в дошкольных организациях, независимо от форм собственности. Появятся малокомплектные детские сады и мини-центры — на нижних этажах жилых комплексов. Во всех регионах — комплексы «школа-сад». Альтернативой государственным садам будут детские сады при крупных компаниях, организациях, предприятиях. До 2015 года в вузах и организациях профессионального и технического образования будут подготовлены более 18 тысяч педагогических работников дошкольного образования. К 2020 году численность детей, охваченных дошкольным воспитанием и обучением, увеличится с 70 до 100% от числа всех детей дошкольного возраста.

Среднее образованиеВ 2015 году 1-й, 5-й, 11-й классы начнут заниматься по программе 12-летней школы, полный переход на которую будет осуществлен в 2020 году. Увеличится количество школ, предоставляющих образование на трех языках. В 2015 году все учащиеся будут обеспечены бесплатными учебниками и цифровыми образовательными ресурсами за счет местных бюджетов. На базе 16 региональных вузов будут созданы учебные заведения, реализующие программу профильного обучения «Бейіндік мектеп». Новая 10-балльная система оценивания будет обеспечивать более точную оценку результатов образования. Количество школ сети «Назарбаев Интеллектуальные школы» расширится с 6 до 20. Появятся опорные школы — социокультурные центры, в которые входят сельские библиотеки, медицинские пункты, творческие клубы; школы-агробиолаборатории с углубленной теоретической и практической подготовкой по сельскохозяйственным профилям; школы неклассно-урочного типа обучения, предполагающие организацию педагогического процесса на основе коллективных учебных занятий с разновозрастным составом обучающихся. Начиная с 2011 года все малокомплектные школы с контингентом 10 и более учащихся будут обеспечены компьютерами новой модификации и доступом к широкополосному Интернету. Дистанционное обучение будет организовано в рамках электронного обучения. К 2015 году сеть организаций дополнительного образования будет увеличена с 620 до 625.

Техническое и профессиональное образованиеРазработка 12 отраслевых квалификационных рамок в нефтегазовой, нефтехимической, горно-металлургической, химической, машиностроительной, агропромышленной, фармацевтической, строительной, космической, легкой, туристической, энергетической, транспортной отраслях и национальной квалификационной рамки с установлением четких уровней квалификаций и их описанием. В сельской местности будут построены 44 профессиональных лицея. Количество ученических мест увеличится на 20 тысяч с учетом потребностей проектов Карты индустриализации. До 2015 года 543 учебных заведения, готовящие кадры для проектов Карты индустриализации, будут закреплены на договорной основе за базовыми предприятиями для прохождения производственной практики, стажировки.

Высшее и послевузовское образование100%-ное прохождение выпускниками вузов независимой оценки квалификации, трудоустройство выпускников высших учебных заведений — до 80%. Увеличится объем государственного образовательного заказа на подготовку кадров с послевузовским образованием. Социальные партнеры будут выделять гранты и стипендии (по 5 грантов/стипендий от каждого проекта ФИИР, количество проектов — 101) для подготовки кадров для ФИИР. На 35 предприятиях, реализующих проекты ФИИР, будет создана база производственной практики. Будет обеспечен 100%-ный доступ вузов к широкополосному Интернету, созданы университетские порталы.

Этапы реализации программыПрограмма будет реализовываться в два этапа: 2011–2015 годы и 2016–2020 годы. При этом на реализацию только первого этапа потребуется 3 846 920 млн тенге (дополнительные расходы — 457 876 млн тенге). К 2015 году переходный период будет завершен и образовательная система Казахстана по структуре, содержанию, механизмам управления и финансирования будет соответствовать модели развитых стран. К 2020 году система образования будет давать результат в виде высокого качества знаний и уровня развития человеческого капитала, подтверждаемых международными индикаторами.

Государственная политика Казахстана в области образования после 1991 года осуществлялась в на­правлении реформирования законодательной базы, системы управления и финансирования образования в контексте задачи качественного преобразования системы образования. Реформирование высшего образо­вания в Республике наиболее интенсивно стало проводиться с 1995 года, по мнению исследователей.

Читать также:  Государственные программы соцобеспечения

Реформирование системы высшего образования за годы независимости Казахстана можно условно подразделить на следующие этапы;

  • 1991-1994 гг. — Становление законодательной и нормативной правовой базы высшего образования.
  • 1995-1998 гг. — Модернизация системы высшего образования, обновление ее содержания.
  • 1999-2000 гг. — Децентрализация управления и финансирования образования, расширение академиче-ских свобод организаций образования.
  • 2001-2004 гг. — Изменения стратегического развития системы высшего и среднего образования.
  • 2005-2010 гг. — Поиски оптимальных путей адаптации системы высшего образования к условиям рыночной экономики на основе «Концепции развития системы образования РК до 2015 года».
  • 2011 по настоящее время — новый этап, формирование национальной модели образования на основе инновационного развития, интегрированной в мировое образовательное пространство и обеспечивающей подготовку специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке труда.

Согласно проведенным реформам в сфере образования в 90-годы были достигнуты демократический характер управления образованием; расширены полномочия образовательных учреждений; гарантирова­ны государством бесплатность среднего общего и начального профессионального образования в государ­ственных учебных заведениях; внедрены принцип трехязычия; узаконены негосударственный сектор образования и право на получение образования в РК наравне с гражданами РК, для лиц казахской нацио­нальности, являющихся гражданами других государств; созданы законодательная основа для внедрения системы кредитования в виде образовательного гранта или кредита; проведены реструктуризация сети вузов и научно-исследовательских институтов для повышения маневренности и мобильности; признаны автономия ВУЗов как одного из основных условий социальной эффективности высшего образования.

Документом, определяющим долгосрочные приоритеты в области образования, является Концепция развития системы образования РК до 2015 года, одобренной правительством в феврале 2004 года.

Концепция развивает основные принципы образовательной политики Казахстана, определенные Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «Об образовании», Законом Респу­блики Казахстан «О науке» 2011 г. , Законом Республики Казахстан «О национальной безопасности», законом Республики Казахстан от 24. 2011 N487-IV «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «Об образовании», Стратегией «Казахстан-2030», Постановлением Правительства Республики Казахстан от 14. 2000 г. №236 «О некоторых мерах по интеграции образования и науки в Республике Казахстан», «Стратегией индустриально-инновационного развития Казахстана до 2015 года», Стратегией «Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства» 2012, Государствен­ной программой «Образование», Конвенцией по техническому и профессиональному образованию, Лиссабонской Конвенцией о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европей­ском регионе, Конвенцией «О правах ребенка», Декларацией Всемирной конференции по высшему образованию, рекомендациями Совещания министров образования европейских стран в Болонье, Конфе­ренцией министров образования государств-участников Содружества независимых государств и Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ, Советом по взаимному призна­нию и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях при Интеграционном Комитете Евразийского Экономического Сообщества, Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН о проведении в 2005-2015 годах Десятилетия образования в интересах устойчивого развития.

Принятые документы в области образования соответствуют потребностям экономической и общественной модернизации и учитывают международные требования к новым образовательным систе­мам. Структура казахстанской системы приведена в соответствие с критериями классификации образова­тельных программ Международной стандартной классификации образования МСКО-1997, рекомендо­ванной ЮНЕСКО.

Таким образом, предусмотрены: переход на 12-летнее среднее общее образование; создание системы технического и профессионального образования; обеспечение трехуровневой системы подготовки профессиональных кадров — бакалавриат-магистратура-докторантура (PhD), основанной на системе академических кредитов, соответствующей положениям Болонской декларации и международным стандартам; создание национальной системы оценки качества образования.

Так, согласно статье 8 нового закона об Образовании, образовательная система включает семь уровней — дошкольное воспитание и обучение, начальное, основное среднее, среднее, послесреднее, высшее и послевузовское образование.

Осуществлена подготовительная работа по внедрению в учебный процесс организаций образования Мультисервисной информационно-образовательной системы (МИОС). Проект обеспечит широкополос­ный нелимитированный доступ школ к Интернету через КазСатНет. Это, в свою очередь, приведет к развитию самостоятельной работы школьника, разгрузки педагогов и, в целом, к повышению качества образования.

В соответствии с требованиями Болонского процесса Казахстан перешел к трехуровневой модели подготовки кадров: бакалавриат-магистратура-докторантура PhD. 42 ВУЗа прошли сертификационный аудит систем менеджмента качества в европейских агентствах. Определен перечень приоритетных специальностей для подготовки кадров по докторским и магистерским программам с учетом кластерных инициатив.

  • равенство прав всех на получение качественного образования;
  • приоритетность развития системы образования;
  • доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психо­физиологических и индивидуальных особенностей каждого лица;
  • светский, гуманистический и развивающий характер образования, приоритет гражданских и нацио­нальных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
  • уважение прав и свобод человека;
  • стимулирование образованности личности и развитие одаренности;
  • непрерывность процесса образования, обеспечивающего преемственность его уровней;
  • единство обучения, воспитания и развития;
  • демократичный характер управления образованием, прозрачность деятельности системы образования;
  • разнообразие организаций образования по формам собственности, формам обучения и воспитания, направлениям образования.

Запрещается создание и деятельность организационных структур политических партий и религиозных организаций (объединений) в организациях образования.

Основными целями системы образования в Республике Казахстан являются:

  • формирование общенаучной и общекультурной подготовки учащихся;
  • социальная адаптация школьников и студенческой молодежи к жизни в обществе;
  • воспитание гражданственности и любви к Родине;
  • обеспечение потребностей общества в квалифицированных рабочих и специалистах, переподготовка и повышение их квалификации.

Поставленные задачи соответствуют выше заявленным целям:

  • создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общече­ловеческих ценностей, достижений науки и практики;
  • развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности;
  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине — Республике Казахстан, уважения к государственным символам и государственному языку, почитания народных традиций, нетер­пимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям;
  • воспитание личности с активной гражданской позицией, формирование потребностей участвовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни республики, осознанного отношения личности к своим правам и обязанностям;
  • приобщение к достижениям отечественной и мировой культуры; изучение истории, обычаев и традиций казахского и других народов республики; овладение государственным, русским, иностранным языками;
  • обеспечение повышения социального статуса педагогических работников;
  • расширение автономности, самостоятельности организаций образования, демократизация управле­ния образованием;
  • функционирование национальной системы оценки качества образования, отвечающей потребно­стям общества и экономики;
  • внедрение и эффективное использование новых технологий обучения, в том числе кредитной, дистанционной, информационно-коммуникационных, способствующих быстрой адаптации профессио­нального образования к изменяющимся потребностям общества и рынка труда;
  • развитие систем обучения в течение жизни, обеспечивающих взаимосвязь между общим обучением, обучением по месту работы и потребностями рынка труда и помогающих каждому максимально использовать свой личный потенциал в обществе, основанный на знании и компетентности;
  • интеграция образования, науки и производства;
  • обеспечение профессиональной мотивации обучающихся;
  • обеспечение опережающего развития технического и профессионального образования путем активного взаимодействия с работодателями и другими социальными партнерами;
  • создание специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями.

В результате реализации Концепции казахстанская система образования должна обеспечить: совер­шенствование управления системой образования:

  • переход к принципу «образование для всех в течение всей жизни»;
  • доступность и преемственность всех уровней образования;
  • полноценное, качественное, конкурентоспособное образование, ориентированное на результат.

В результате проводимых в Казахстане социально-экономических реформ, в том числе и в высшем образовании, в последние годы наметились отдельные положительные тенденции, такие как:

  • демократизация высшего образования и децентрализация управления;
  • диверсификация сети и структуры высших учебных заведений;
  • создание новой законодательной и нормативной правовой базы;
  • внедрение новых государственных стандартов высшего образования;

Уровень квалификации специалистов является сегодня одним из наиболее важных факторов, опреде­ляющих уровень развития экономики страны. Анализ дает основание говорить о том, что республика обладает достаточно мощным кадровым потенциалом.

Как и во всем мире, Казахстану необходимо переходить на новые методы дошкольного образования.

Продление программы «Балапан» до 2020 года, главная задача которой — выравнивание стартовых возможностей казахстанских детей. С момента ее реализации было введено в действие 3956 новых детских садов и мини-центров. Поставлена задача правительством и акимами — добиться 100% охвата детей дошкольным образованием и воспитанием.

Читать также:  В Алматы рассматриваются заявки на участие в государственной программе переселения из Казахстана

Начиная с 2013 года обеспечить развитие системы инженерного образования и современных техни-ческих специальностей с присвоением сертификатов международного образца.

Профессионально-техническое и высшее образование должно ориентироваться в первую очередь на максимальное удовлетворение текущих и перспективных потребностей национальной экономики в специалистах, что во многом это решит проблему занятости населения.

Высшие учебные заведения не должны ограничиваться образовательными функциями, необходимо создавать и развивать прикладные и научно-исследовательские подразделения. Вузы должны не ограни­чиваться совершенствованием своих учебных программ и активно развивать свою научно-исследователь­скую деятельность

Развитие системы социальной ответственности в сфере образования

Социальная ответственность частного бизнеса, неправительственных и благотворительных организаций, частных лиц должна особенно проявиться в сфере образования. Необходимо:

Создать сеть государственно-частного партнерства для развития системы высшего и среднего образования.

Разработать многоступенчатую систему грантов на обучение.

Создать по всей стране систему специализированных учебных заведений научно-исследовательского и прикладного образования, учитывающих региональную специализацию.

Законодательно закрепить обязательную производственную практику на предприятиях, начиная со второго курса обучения в ВУЗе.

(4) Модернизация методик образования

Предстоит произвести модернизацию методик преподавания и активно развивать онлайн-системы образования, создавая региональные школьные центры.

Мы должны интенсивно внедрять инновационные методы, решения и инструменты в отечественную систему образования, включая дистанционное обучение и обучение в режиме онлайн, доступные для всех желающих.

Необходимо избавиться от устаревших либо невостребованных научных и образовательных дисцип­лин, одновременно усилив востребованные и перспективные направления.

Изменить направленность и акценты учебных планов среднего и высшего образования, включив туда программы по обучению практическим навыкам и получению практической квалификации.

Создать ориентированные на предпринимательство учебные программы, образовательные курсы и институты.

Произошла реорганизация ряда научных и образовательных организаций путем их присоединения, созданы 30 научно-исследовательских институтов и научных центров в составе 11 высших учебных заведений.

Президент Республики Казахстан представил новую политику развития инновационных исследова­ний, которая состоит из трех направлений:

  • Трансферт необходимых стране технологий и обучение специалистов для их использования. EXPO-2017 должно дать толчок этому процессу и помочь нам отобрать новейшие технологии для развития энергетики будущего, активно участвовать в масштабных международных научно-исследова­тельских проектах. Это даст нам возможность интегрировать усилия наших ученых с зарубежным научно-исследовательским сообществом по стратегическим инновационным направлениям. Наша цель -стать частью глобальной технологической революции.
  • Кооперация науки и бизнеса
  • «Дорожная карта» по формированию перспективных национальных кластеров

Выше представленное новое направление стратегии образования в рамках «Казахстан-2050» в перспективе поможет преодолеть некоторые проблемные аспекты, связанные с такими моментами как высокое число нетрудоустроенных молодых специалистов, а также трудоустраивающихся не по избран­ной специальности. А так же существующее дублирование в подготовке кадров в государственных и негосударственных ВУЗах, которое приводит к перепроизводству и различному уровню подготовки специалистов одного профиля. Расширение сферы платных образовательных услуг часто носит нерегули­руемый характер, а прием студентов в негосударственные высшие учебные заведения по ряду специаль­ностей превышает прием по госзаказам, что порождает комплекс социальных проблем. Можно сказать, что только 30-40% выпускников ВУЗов находят работу по специальности. Многие студенты, еще не завершив первое образование, планируют второе.

Для того чтобы Республика Казахстан полноценно и дальше развивалась, необходимо подумать об интеллектуальном потенциале нации. Президент ставит задачу — модернизировать систему образования в свете «Стратегии Казахстан-2050» и апробировать новаторские стандарты и методологии преподавания, активизировать создание единой информационно-образовательной системы, в которой активно будет использоваться электронное обучение, позволяющее автоматизировать мониторинг обучения каждого, а так же работу всех организаций образования, обеспечить доступ к лучшим образовательным ресурсам, независимо от времени и от места расположения, а также создать прямую и обратную связь внутри образовательного сообщества.

  • gencon de/bildung,
  • Концепция развития системы образования РК до 2015 — Астана, 2004.
  • com.kz,
  • Закон Республики Казахстан «Об образовании». — Астана, 2011 — с. 3.
  • Закон Республики Казахстан «Об образовании». — Астана, 2011 — с. 7.
  • Назарбаев НА. Стратегия «Казахстан-2050» //Казахстанская правда. 2012 — 15 декабря.

Обещания и их исполнение

1) Обещание: во всех организациях образования, кроме МКШ, внедрить механизм подушевого финансирования.

Документ: Отчет о реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы за 2015 год,

2) Обещание: увеличить долю высококвалифицированных педагогических работников, имеющих высшую и первую категории, от общего количества педагогов.

В 2015 году общее количество учителей дневных государственных общеобразовательных школ составило 291 237 человек. Из них 56 767 учителей имеют высшую и 88 379 первую категории. К 2020 учителей стало ещё больше.

3) Обещание: в организациях образования создать попечительские советы.

Вердикт: исполнено.

В 2015 году в 4 377 дневных государственных общеобразовательных школах созданы попечительские советы (в 2014 — 3 259).

Во всех государственных колледжах (462) и в 65 вузах созданы попечительские советы.

4) Обещание: руководители организаций образования пройдут повышение квалификации и переподготовку в области менеджмента.

Программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг

Всего за период 2011-2015 годы курсовую подготовку по вопросам менеджмента прошли 19 313 человек (68,6%).

5) Обещание: в организациях образования будет использоваться система электронного обучения.

Вердикт: не исполнено.

Программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг

В рамках Концепции электронного обучения смещены акценты с технического оснащения на оснащение контентное (цифровые образовательные ресурсы).

6) Обещание: охватить детей в возрасте с 3 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением.

Программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг

Проблема дефицита дошкольных мест в 2015 году решена через увеличение сети на 367 ед. , в том числе за счет: строительства

60 детских садов (РБ — 39, МБ — 21).

7) Обещание: в 2020 году осуществить полный переход на 12-летнюю модель обучения.

Программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг

1 сентября 2015 года начата апробация обновленного содержания начального образования в 30 пилотных школах. Полный переход на 12-летнее образование планируется осуществить в 2021 году.

8) Обещание: увеличить количество школ в рамках проекта «Назарбаев Интеллектуальные школы» во всех регионах Казахстана.

Программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг

В республике функционируют 21 НИШ в городах Астана (2), Алматы (2), Кокшетау, Талдыкорган, Семей, Усть-Каменогорск, Уральск, Караганда, Шымкент (2), Актобе, Тараз, Павлодар, Кызылорда, Атырау, Актау, Костанай, Петропавловск.

9) Обещание: увеличить долю учащихся, успешно освоивших образовательные учебные программы по естественно-математическим дисциплинам.

Программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг

По итогам 1 полугодия 2015-2016 учебного года 1,4 млн. (61%) учащихся успешно освоили учебные программы естественно-математического цикла.

10) Обещание: улучшить результаты учащихся казахстанской общеобразовательной школы в международных сравнительных исследованиях PISA, TIMSS, PIRLS.

Вердикт: исполнено частично

Программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг

Казахстанские участники среди 65 стран заняли 49 позицию по математике, 52 по естественнонаучным дисциплинам и 63 по читательской грамотности. Однако затем произошло снижение по ряду параметров, кроме математики.

В международном экзамене Казахстан представили 5808 15-летних обучающихся из 218 организаций образования (200 школ и 18 колледжей).

11) Обещание: увеличить долю школ, создавших условия для инклюзивного образования, от их общего количества.

Программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг

В 2015 году количество дневных государственных общеобразовательных школ, создавших условия для инклюзивного образования составило 3 210 (44,8% от общего количества дневных государственных общеобразовательных школ — 7 158).

12) Обещание: увеличить долю выпускников ТиПО, прошедших оценку уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации с первого раза, от общего числа принявших участие.

Программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг

В 2015 году процедуру ОУПП прошли 102 562 выпускника, из них 65 402 на бюджетной основе.

Из 102 562 выпускников 88 305 (86%) прошли процедуру ОУПП с первого раза.

13) Обещание: увеличить долю занятых и трудоустроенных выпускников учебных заведений ТиПО в первый год после окончания обучения, обучившихся по госзаказу.

Программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг

В 2015 году из учебных заведений ТиПО выпущено 129,7 тыс. человек, из них по госзаказу — 76,7 тыс. человек*. По данным местных исполнительных органов трудоустроено из выпускников, обучившихся по госзаказу 60,0 тыс. человек или 78,2%. Этот показатель по данным управлений держится на стабильном уровне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *