Программа Социал-демократической партии объявила о создании Государственной думы

Выборы в Государственную думу

Дума I созыва формировалась по избирательному закону от 11 декабря 1905 года. Ни о каких всеобщих, равных и прямых выборах не шло и речи. В выборах участвовали земледельческая, городская, рабочая и крестьянская курии. Права голоса не имели женщины, мужчины младше 25 лет, военнослужащие. Один депутат приходился на 2 тыс. землевладельцев, 4 тыс. горожан, 30 тыс. крестьян и 90 тыс. рабочих. Наибольшие преимущества имели землевладельцы.

Несмотря на уступки правительства, в Российской империи весной 1906 года продолжались мятежи. Эсеры, большевики и даже правые партии объявили выборам бойкот. В итоге большинство в Госдуме получили либералы, что привело к конфликту между правительством и парламентом. 9 июля 1906 года депутаты пришли на заседание в Таврический дворец, но их не пропустил в здание военный караул. I Госдума была распущена.

20 февраля 1907 года начала работу II Госдума. Но ее состав вновь не оправдал надежд правительства, поскольку в выборах приняли участие большевики, эсеры и другие революционные партии. Лидировавшие в I Думе кадеты, утратили первенство. Они призывали коллег избегать конфликтов, чтобы парламент вновь не распустили. Но противоречий избежать не удалось.

Мнения правительства и депутатов не сошлись по аграрному вопросу. Левые вместе с либералами настаивали на необходимости в той или иной форме урезать землевладения помещиков. При этом беспартийные депутаты продвигали идею безвозмездного распределения земель между крестьянами. Правительство не готово было к уступкам.

1 июня 1907 года социал-демократов обвинили в подготовке мятежа с целью установления республики. Уже 3 июня Госдуму распустили и выпустили новый избирательный закон. Избирательные права национальных меньшинств сильно урезались. Количество выборщиков от крестьян и рабочих полагалось сократить в 2 раза.

После роспуска II Госдумы революция завершилась. В Российской империи установилась политическая система, названная третьеиюньской монархией. Правительство прибегло к силовым методам в борьбе с революцией. Но было понятно, что это затишье перед бурей. Без кардинальных изменений новых восстаний было не избежать.

Александр Иванович Гучков

родился 14 октября 1862 в Москве в купеческой семье. В 1881 он окончил 2-ю московскую гимназию, а в 1886 закончил историко-филологический факультет Московского университета, со степенью кандидата. После службы вольноопределяющимся 1-го лейб-гвардии Екатеринославского полка и сдачи экзамена на офицерский чин – прапорщика запаса армейской пехоты – он отправился за границу для продолжения обучения. Слушал лекции в Берлинском, Тюбингенском и Венском университетах, изучал историю, международное, государственное и финансовое право, политэкономию, трудовое законодательство. В конце 80-х – начале 90-х годов, состоял членом кружка молодых историков, юристов, экономистов, группировавшихся вокруг профессора Московского университета П.Г.Виноградова. В 1888 избран почетным мировым судьей в Москве. В 1892–1893 в штате нижегородского губернатора занимался продовольственным делом в Лукояновском уезде. В 1893 был избран членом Московской городской думы. В 1896–1897 исполнял обязанности товарища городского головы. В 1898 поступил младшим офицером в Оренбургскую казачью сотню в составе недавно образованной Особой охранной стражи Китайско-Восточной железной дороги. В 1895 в период обострения антиармейских настроений в Турции, совершил неофициальную поездку по территории Османской империи, в 1896 – переход через Тибет. В 1897 –1907 годах был гласным городской думы. В 1897–1899 служил младшим офицером в охране КВЖД в Маньчжурии. В 1899 вместе с братом Федором совершил опасное путешествие – за 6 месяцев они проехали 12 тысяч верст верхом по Китаю, Монголии и Средней Азии.

В 1900 он в качестве добровольца участвовал в англо-бурской войне 1899–1902: сражался на стороне буров. В сражении близ Линдлея (Оранжевая республика) в мае 1900 был тяжело ранен в бедро, и после взятия города британскими войсками оказался в плену, но был отпущен после выздоровления «под честное слово». По возвращении в Россию занимался предпринимательством. Был избран директором, затем управляющим Московского учетного банка и членом советов Петербургского Петроградского учетного и ссудного банка, страхового общества «Россия», Товарищества А.С.Суворина – «Новое время». К началу 1917 стоимость принадлежавшего Гучкову имущества оценивалась не менее 600 тыс. рублей. В 1903 за несколько недель до свадьбы уехал в Македонию и вместе с ее восставшим населением сражался против турок за независимость славян. В сентябре 1903 женился на Марии Ильиничне Зилоти, которая происходила из известной дворянской семьи и была в близких родственных отношениях с С.Рахманиновым. В годы русско-японской войны 1904–1905 Гучков вновь находился на Дальнем Востоке в качестве представителя Московской городской думы, и помощника главноуполномоченного Российского общества Красного Креста и Комитета великой княгини Елизаветы Федоровны при Маньчжурской армии. После Мукденского сражения и отступления русских войск остался с русскими ранеными в госпитале для защиты их интересов и попал в плен. В Москву вернулся национальным героем. В период революции 1905–1907 годов отстаивал идеи умеренного национал либерализма, высказывался в пользу сохранения исторической преемственности власти, сотрудничества с царским правительством в деле осуществления реформ, намеченных в Манифесте 17 октября 1905. На этих идеях им была создана партия «Союз 17 октября», признанным лидером которой он был на протяжении всех лет ее существования. Осенью 1905, Гучков принимал участие в переговорах С. Ю. Витте с общественными деятелями. В декабре 1905, участвовал в царско-сельских совещаниях по выработке избирательного закона в Государственную думу. Там он высказался за отказ от сословного принципа представительства в Думу. Сторонник конституционной монархии с сильной центральной, исполнительной властью. Отстаивал принцип «единой и неделимой империи», но признавал право отдельных народов на культурную автономию. Выступал против резких радикальных изменений политического строя, чреватых, по его мнению, пресечением исторической эволюции страны, крушением российской государственности.

В декабре 1906 основал газету «Голос Москвы». Первоначально поддерживал проводимые П.А.Столыпиным реформы, рассматривал введение военно-полевых судов в 1906 как форму самозащиты государственной власти и защиты гражданского населения в ходе национальных, социальных и других конфликтов. В мае 1907 избран членом Государственного совета от промышленности и торговли, в октябре отказался от членства в Совете, избран депутатом 3-й Государственной Думы, возглавил акцию октябристов. Был председателем думской комиссии по обороне, в марте 1910 – марте 1911 председателем Государственной Думы. Имел частые конфликты с думскими депутатами: вызвал на дуэль Милюкова (конфликт был улажен секундантами), дрался с гр. А.А.Уваровым. Выступил с рядом резко оппозиционных речей – по смете военного министерства (осень 1908), по смете МВД (зима 1910) и др. В 1912 конфликтовал с военным министром В. А.Сухомлиновым в связи с введением в армии политической слежки за офицерами. Вызван на дуэль состоявшим при военном министерстве жандармским подполковником Мясоедовым (позднее казненным за измену), стрелял в воздух, (это была 6-я дуэль в жизни Гучкова). Сложив с себя звание председателя Думы, в знак протеста против проведения закона о земстве в западных губерниях в обход Думы, Гучков до лета 1911 находился в Маньчжурии в качестве представителя Креста для борьбы с чумной эпидемией на территории колонии. Инициатор перехода «Союза 17 октября» в оппозицию правительству в связи с усилением в его политике реакционных тенденций. В речи на конференции октябристов в (ноябрь 1913), говоря о «прострации», «маразме» и «внутреннем омертвении» государственного организма России высказался за переход партии от «лояльного» отношения к правительству к усилению давления на него парламентскими методами. В начале 1-й мировой войны на фронте в качестве особо уполномоченного Российского общества красного Креста, занимался организацией госпиталей. Был одним из организаторов и председателем Центрального военннопромышленного комитета, членом Особого совещания по обороне, где поддерживал генерала А.А.Поливанова. В 1915 вторично избран в совет по торгово-промышленной курии. Участник Прогрессивного блока. Публичными обвинениями распутинской клики вызвал недовольство императора и двора (за Гучковым установлено негласное наблюдение). В конце 1916–1917 вместе с группой офицеров вынашивал планы династического переворота (отречение императора Николая в пользу наследника при регентстве великого князя Михаила Александровича) и создания ответственного перед Думой министерства из либеральных политиков.

2 марта 1917 в качестве представителя Временного комитета Государственной думы (вместе с В.В.Шульгиным) в Пскове принял отречение Николая II от власти привез царский манифест в Петроград (в связи с этим позднее в эмиграции на Гучкова покушался монархист). Со 2 (15) марта по 2 (15) мая 1917 военный и морской министр Временного правительства, затем участник подготовки военного переворота. Участвовал в Государственном совещании в Москве (август 1917), на котором высказался за усиление центральной государственной власти для борьбы с «хаосом», член Временного совета Российской республики (Предпарламента) от военно-промышленных комитетов. Накануне Октябрьской революции Гучков перебрался на Северный Кавказ. В годы гражданской войны активно участвовал в создании Добровольческой армии, и одним из первых дал деньги генералам Алексееву и Деникину (10000 рублей) на ее формирование. В 1919 он был направлен А.И.Деникиным в Западную Европу для переговоров с лидерами Антанты. Там Гучков попытался наладить переброску оружия в армию генерала Юденича, наступавшую на Петроград, и обнаружил резко отрицательное отношение к этому со стороны правительств прибалтийских государств. Оставшись в эмиграции, сначала в Берлине, затем в Париже, Гучков находился вне эмигрантских политических группировок, но тем не менее, участвовал во многих общерусских съездах. Он часто ездил по станам, где в 20–30-е годы проживали соотечественники, и оказывал помощь русским беженцам, работал в управлении зарубежного Красного Креста. Остаток своего капитала он истратил на финансирование русскоязычных эмигрантских издательств («Слово» в Берлине и др.) и главным образом – на организацию борьбы против Советской власти в России. В начале 30-х годов возглавил работу по координации помощи голодающим в СССР. Умер А.И.Гучков 14 февраля 1936 от рака, похоронен на кладбище Пер-Лашез, в Париже.

Четвертая Государственная Дума (1912–1917).

Четвертая и последняя из Государственных Дум Российской империи действовала в период с 15 ноября 1912 по 25 февраля 1917. Она избиралась по тоже же избирательному закону, как и Третья Государственная Дума.

Выборы в IV Государственную Думу пришлись на осень (сентябрь-октябрь) 1912. Они показали, что поступательное движение российского общества идет по пути утверждения в стране парламентаризма. Предвыборная кампания, в которой активно участвовали лидеры буржуазных партий, проходила в обстановке дискуссии: быть или не быть конституции в России. Даже некоторые кандидаты в депутаты из числа правых политических партий выступали сторонниками конституционного строя. Кадеты при выборах в IV Государственную Думу провели несколько «левых» демаршей, выдвигая демократические законопроекты о свободе союзов и введении всеобщего избирательного права. Декларации буржуазных деятелей демонстрировали оппозиционность правительству.

Правительство мобилизовало силы, чтобы не допустить обострения внутриполитической обстановки в связи с выборами, провести их по возможности незаметно и сохранить или даже усилить свои позиции в Думе, а тем более недопустить ее сдвига «влево».

Стремясь иметь в Государственной Думе своих ставленников, правительство (в сентябре 1911 его возглавил после трагической гибели П.А.Столыпина В.Н.Коковцев) воздействовало на выборы в тех или иных регионах полицейскими репрессиями, возможными махинациями вроде ограничения числа избирателей в результате противозаконных «разъяснений». Оно обратилось к помощи духовенства, предоставив ему возможность широкого участия в уездных съездах в качестве уполномоченных от мелких землевладельцев. Все эти ухищрения привели к тому, что среди депутатов IV Государственной Думы было более 75% помещиков-землевладельцев и представителей духовенства. Помимо земли более 33% депутатов имели недвижимое имущество (заводы, фабрики; рудники, торговые предприятия, дома и др.). К интеллигенции принадлежало около 15% всего состава депутатов. Они играли активную роль в различных политических партиях, многие из них постоянно участвовали в дискуссиях общих собраний Думы.

Читать также:  Федеральная программа реформирования государственной гражданской службы Российской Федерации на 2003-2005 гг

Заседания IV Думы открылись 15 ноября 1912. Председателем ее был октябрист Михаил Родзянко. Товарищами председателя Думы были князь Владимир Михайлович Волконский и князь Дмитрий Дмитриевич Урусов. Секретарем Государственной Думы – Иван Иванович Дмитрюков. Товарищами секретаря Николай Николаевич Львов (старший Товарищ Секретаря), Николай Иванович Антонов, Виктор Парфеньевич Басаков, Гайса Хамидуллович Еникеев, Александр Дмитриевич Зарин, Василий Павлович Шеин.

Основными фракциями IV Государственной Думы являлись: правые и националисты (157 мест), октябристы (98), прогрессисты (48), кадеты (59), которые по-прежнему составляли два думских большинства (в зависимости от того, с кем в этом момент блокировались октябристы: октябристско-кадетское или октябристско-правое). Кроме них, в Думе были представлены трудовики (10) и социал-демократы (14). Партия прогрессистов оформилась в ноябре 1912 и приняла программу, которая предусматривала конституционно-монархический строй с ответственностью министров перед народным представительством, расширение прав Государственной думы и т.д. Появление этой партии (между октябристами и кадетами) стало попыткой консолидации либерального движения. В работе Думы приняли участие большевики во главе с Розенфельдом Л.Б. и меньшевики во главе с Чхеидзе Н.С. Они внесли 3 законопроекта (о 8-часовом рабочем дне, о социальном страховании, о национальном равноправии), отклоненных большинством.

По национальной принадлежности почти 83% депутатов в Государственной Думе 4-го созыва составляли русские. Были среди депутатов и представители других народов России. Там присутствовали поляки, немцы, украинцы, белорусы, татары, литовцы, молдаване, грузины, армяне, евреи, латыши, эстонцы, зыряне, лезгины, греки, караимы и даже шведы, голландцы, но их доля в составе общего корпуса депутатов была незначительна. Большинство депутатов (почти 69%) были люди в возрасте от 36 до 55 лет. Высшее образование имела примерно половина депутатов, среднее – немногим более четверти всего состава членов Думы.

В результате выборов, в Четвертую Государственную Думу, в октябре 1912 года правительство оказалось в еще большей изоляции, так как октябристы отныне твердо встали наравне с кадетами в легальную оппозицию.

В атмосфере растущего в обществе напряжения в марте 1914 состоялись два межпартийных совещания с участием представителей кадетов, большевиков, меньшевиков, эсеров, левых октябристов, прогрессистов, беспартийных интеллигентов, на которых обсуждались вопросы координации деятельности левых и либеральных партий с целью подготовки внедумских выступлений. Начавшаяся в 1914 мировая война временно притушила разгоравшееся оппозиционное движение. На первых порах большинство партий (исключая социал-демократов) высказалось за доверие правительству. По предложению Николая II в июне 1914 Совет министров обсуждал вопрос о преобразовании Думы из законодательного органа в консультативный. 24 июля 1914 Совету министров были предоставлены чрезвычайные полномочия, т.е. он получил право решать большинство дел от имени императора.

На экстренном заседании IV Думы 26 июля 1914 лидеры правых и либерально-буржуазных фракций выступили с призывом сплотиться вокруг «державного вождя, ведущего Россию в священный бой с врагом славянства», отложив «внутренние споры» и «счеты» с правительством. Однако неудачи на фронте, рост стачечного движения, неспособность правительства обеспечить управление страной стимулировали активность политических партий и их оппозиционность. На этом фоне Четвертая Дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью.

В августе 1915 на совещании членов Государственной думы и Государственного совета был образован Прогрессивный блок, в который вошли кадеты, октябристы, прогрессисты, часть националистов (236 из 422 членов Думы) и три группы Государственного совета. Председателем бюро Прогрессивного блока стал октябрист С.И.Шидловский, а фактическим руководителем – П.Н.Милюков. Декларация блока, опубликованная в газете «Речь» 26 августа 1915, носила компромиссный характер, предусматривала создание правительства «общественного доверия». В программу блока входили требования частичной амнистии, прекращения преследований за веру, автономии Польши, отмены ограничения в правах евреев, восстановления профсоюзов и рабочей печати. Блок был поддержан некоторыми членами Государственного совета и Синода. Непримиримая позиция блока по отношению к государственной власти, ее резкая критика привели к политическому кризису 1916, ставшему одной из причин Февральской революции.

3 сентября 1915 после принятия Думой выделенных правительством кредитов на войну ее распустили на каникулы. Вновь Дума собралась только в феврале 1916. 16 декабря 1916 была вновь распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 в канун февральского отречения Николая II. 25 февраля 1917 была опять распущена и больше официально не собиралась, но формально и фактически существовала. Четвертая Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства, при котором она фактически работала в форме «частных совещаний». 6 октября 1917 Временное правительство постановило распустить Думу в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание.

18 декабря 1917 одним из декретов ленинского Совнаркома была упразднена и канцелярия самой Государственной думы.

Вторая Государственная Дума

Выборы во Вторую Государственную Думу проходили в начале 1907 г., и первая сессия ее открылась 20 февраля 1907 г. В общей сложности было избрано 518 депутатов: кадетов – 98, трудовиков – 104, социал-демократов – 68, эсеров – 37, беспартийных – 50, октябристов – 44.

Председателем думы был избран один из лидеров кадетов Федор Александрович Головин.

Программа Социал-демократической партии объявила о создании Государственной думы

Ф.А. Головин, Председатель Второй Государственной Думы

Аграрный вопрос опять оказался в центре внимания, но теперь уже существовала правительственная программа переустройства землевладения и землепользования, ставшая объектом ожесточенных нападок.

Правые депутаты и октябристы поддержали указ 9 ноября 1906 года о начале Столыпинской аграрной реформы. Кадеты пытались найти компромисс по земельному вопросу с трудовиками и автономистами, сведя к минимуму требования по принудительному отчуждению помещичьих земель. Трудовики отстаивали радикальную программу отчуждения помещичьих и частновладельческих земель, превышавших «трудовую норму», и введения уравнительного землепользования по «трудовой норме». Эсеры внесли проект социализации земли, социал-демократическая фракция — проект муниципализации земли. Большевики защищали программу национализации всей земли. Большинство заседаний Второй Государственной Думы, как и ее предшественницы, было посвящено процедурным вопросам. Это стало формой борьбы за расширение компетенции депутатов думы. Правительство, ответственное только перед царем, не желало считаться с Думой, а Дума, рассматривавшая себя в качестве народной избранницы, не хотела признать узкие рамки своих полномочий. Такое положение дел стало одной из причин роспуска Государственной Думы.

Дума была распущена, просуществовав 102 дня. Поводом для роспуска Думы послужило спорное дело о сближении думской фракции социал-демократов с «военной организацией РСДРП», которая готовила вооружённое восстание в войсках 3 июня 1907 года. Вместе с Манифестом о роспуске Думы было опубликовано новое Положение о выборах. Изменение избирательного закона было проведено с очевидным нарушением Манифеста 17 октября 1905 года, который подчеркивал, что «никакие новые законы не могут приниматься без одобрения Государственной Думой».

ПРИЛОЖЕНИЕ

МАНИФЕСТ ОТ 6 АВГУСТА 1905 г. Об учреждении Государственной Думы

Государство Российское созидалось и крепло неразрывным единением Царя с народом и народа с Царем. Согласие и единение Царя и народа – великая нравственная сила, созидавшая Россию в течение веков, отстоявшая ее от всяких бед и напастей, и является доныне залогом ее единства, независимости и целости материального благосостояния и развития духовного в настоящем и будущем.

В Манифесте Нашем, данном 26-го февраля 1903 г., призывали Мы к тесному единению всех верных сынов Отечества для усовершенствования государственного порядка установлением прочного строя в местной жизни. И тогда озабочивала нас мысль о согласовании выборных общественных учреждений с правительственными властями и об искоренении разлада между ними, столь пагубно отражающегося на правильном течении государственной жизни. О сем не переставали мыслить Самодержавные Цари, Наши Предшественники.

Ныне настало время, следуя благим начинаниям Их, призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включив для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и разсмотрение росписи государственных доходов и расходов.

В сих видах, сохраняя неприкосновенным основной закон Российской Империи о существе Самодержавной Власти, признали Мы за благо учредить Государственную Думу и утвердили Положение о выборах в Думу, распространив силу сих законов на все пространство Империи, с теми лишь изменениями, кои будут признаны нужными для некоторых, находящихся в особых условиях, ее окраин.

О порядке участия в Государственной Думе выборных от Великого Княжества Финляндского по вопросам общих для Империи и сего края узаконений будет Нами указано особо.

Вместе с сим повелели Мы Министру Внутренних Дел безотлагательно представить Нам к утверждению правила о приведении в действие Положения о выборах в Государственную Думу, с таким разсчетом, чтобы члены от 50 губерний и области Войска Донского могли явиться в Думу не позднее половины января 1906 г.

Мы сохраняем всецело за Собою заботу о дальнейшем усовершенствовании Учреждения Государственной Думы, и когда жизнь сама укажет необходимость тех изменений в ее учреждении, кои удовлетворяли бы вполне потребностям времени и благу государственному, не преминем дать по сему предмету соответственные в свое время указания.

Питаем уверенность, что избранные доверием всего населения люди, призываемые ныне к совместной законодательной работе с Правительством, покажут себя пред всей Россией достойными того Царского доверия, коим они призваны к сему великому делу, и в полном согласии с прочими государственными установлениями и с властями, от Нас поставленными, окажут нам полезное и ревностное содействие в трудах Наших на благо общей Нашей Матери России, к утверждению единства, безопасности и величия Государства и народного порядка и благоденствия.

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

I. О СОСТАВЕ И УСТРОЙСТВЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

1. Государственная Дума учреждается для предварительной разработки и обсуждения законодательных предположений, восходящих, по силе основных законов, через Государственный Совет, к Верховной Самодержавной Власти.

2. Государственная Дума образуется из членов, избираемых населением Российской Империи на пять лет на основаниях, указанных в положении о выборах в Думу.

3. По Указу Императорского Величества Государственная Дума может быть распущена до истечения пятилетнего срока (ст. 2). Тем же Указом назначаются новые выборы в Думу.

4. Продолжительность ежегодных занятий Государственной Думы и сроки их перерыва в течение года определяются Указами Императорского Величества.

5. В составе Государственной Думы образуются Общее Собрание и Отделы.

6. Отделов в Государственной Думе должно быть не менее четырех и не более восьми. Членов в каждом отделе полагается не менее двадцати. Ближайшее установление числа отделов Думы и состава ее членов, а также распределение дел между отделами зависит от Думы.

7. Для законного состава заседаний Государственной Думы требуется присутствие: в общем собрании – не менее одной трети всего числа членов Думы, а в отделе – не менее половины входящих в его состав членов.

V. О ПРЕДМЕТАХ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

33. Ведению Государственной Думы подлежат:

а) предметы, требующие издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены;

б) финансовые сметы Министерств и Главных Управлений и государственная роспись доходов и расходов, равно как и денежные из казны ассигнования, росписью не предусмотренные, – на основании особых по сему предмету правил;

в) отчет Государственного Контроля по исполнению государственной росписи;

Читать также:  Государственная программа ростовской области формирование современной городской среды

г) дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующем Высочайшего Соизволения;

д) дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за ее счет;

е) дела об учреждении компаний на акциях, когда при сем испрашиваются изъятия из действующих законов;

ж) дела, вносимые на рассмотрение Думы по особым Высочайшим повелениям.

34. Государственной Думе предоставляется возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов (ст. ст. 54 – 57). Предположения эти не должны касаться начал государственного устройства, установленных законами основными.

35. Государственной Думе предоставляется заявлять Министрам и Главноуправляющим отдельными частями, подчиненным по закону Правительствующему Сенату, о сообщении сведений и разъяснений по поводу таких, последовавших со стороны Министров или Главноуправляющих, а равно подведомственных им лиц и установлений, действий, коими нарушаются, по мнению Думы, существующие законоположения (ст. ст. 58 – 61).

VI. О порядке производства дел в Государственной Думе

36. Подлежащие обсуждению Государственной Думы дела вносятся в Думу Министрами и Главноуправляющими отдельными частями, а также Государственным Секретарем.

37. Внесенные в Государственную Думу дела обсуждаются в отделах ее и затем поступают на разсмотрение Общего ее Собрания.

38. Заседания Общего Собрания и отделов Государственной Думы назначаются, открываются и закрываются их председателями.

39. Председатель останавливает того из членов Государственной Думы, который уклоняется от соблюдения порядка или уважения к закону. От Председателя зависит объявить перерыв заседания или его закрыть.

40. В случае нарушения порядка членом Государственной Думы он может быть удален из заседания или устранен на определенный срок от участия в собраниях Думы. Член Думы удаляется из заседания по постановлению Отдела или Общего Собрания Думы, по принадлежности, а устраняется от участия в собраниях Думы на определенный срок по постановлению Общего ее Собрания.

41. В заседания Государственной Думы, по Общему ее Собранию и по отделам, посторонние лица не допускаются.

42. Председателю Думы предоставляется разрешать присутствовать в заседаниях Общего ее Собрания, кроме заседаний закрытых, представителям повременной печати в числе не более одного от отдельного издания.

43. Закрытые заседания Общего Собрания Государственной Думы назначаются по постановлению Общего Собрания или по распоряжению Председателя Думы. По его же распоряжению назначаются закрытые заседания Общего Собрания Государственной Думы и в том случае, когда Министр или Главноуправляющий отдельною частью, предметов ведомства коего касается дело, подлежащее рассмотрению Думы, заявит, что оно составляет государственную тайну.

44. Отчеты о всех заседаниях Общего Собрания Государственной Думы составляются присяжными стенографами и, по одобрении Председателя Думы, допускаются к оглашению в печати, кроме отчетов о закрытых заседаниях.

45. Из отчета о закрытом заседании Общего Собрания Государственной Думы могут подлежать оглашению в печати те части, опубликование которых сочтет возможным либо Председатель Думы, если заседание было объявлено закрытым по его распоряжению или по постановлению Думы, либо Министр или Главноуправляющий отдельною частью, если заседание было объявлено закрытым вследствие о том его заявления.

46. Министр или Главноуправляющий отдельною частью может взять обратно внесенное им в Государственную Думу дело во всяком его положении. Но дело, внесенное в Думу, вследствие возбуждения ею законодательного вопроса (ст. 34), может быть взято обратно Министром или Главноуправляющим не иначе, как с согласия на то Общего Собрания Думы.

47. Заключением Государственной Думы по разсмотренным ею делам признается мнение, принятое большинством членов Общего Собрания Думы. В этом заключении должно быть определительно указано согласие или несогласие Думы с внесенным предположением. Предполагаемые Думою изменения должны быть выражены в точно установленных положениях.

48. Законодательные предположения, разсмотренные Государственной Думою, вносятся с ее заключением в Государственный Совет. По обсуждении дела в Совете, положение его, кроме случая, указанного в статье 49, представляется на Высочайшее благовоззрение в порядке, установленном учреждением Государственного Совета, вместе с заключением Думы.

49. Законодательные предположения, отклоненные большинством двух третей членов в Общих Собраниях как Государственной Думы, так и Государственного Совета, возвращаются подлежащему Министру или Главноуправляющему.для дополнительного соображения и внесения вновь на законодательное разсмотрение, если на это последует Высочайшее соизволение.

50. В тех случаях, когда Государственный Совет встретит затруднение принять заключение Государственной Думы, дело может быть по постановлению общего собрания Совета передано для согласования мнения Совета с заключением Думы в комиссию из равного числа членов от обоих установлений, по выбору Общих Собраний Совета и Думы, по принадлежности. В комиссии председательствует Председатель Государственного Совета или один из председателей департаментов Совета.

51. Согласительное заключение, выработанное в комиссии (ст. 50), вносится в Общее Собрание Государственной Думы, а затем в общее собрание Государственного Совета. Если согласительного заключения не будет выработано, то дело возвращается в общее собрание Государственного Совета.

52. В тех случаях, когда заседание Государственной Думы не состоится по неприбытию положенного числа членов (ст. 7), подлежащее разсмотрению дело назначается к новому слушанию не позднее двух после несостоявшегося заседания недель. Если в течение этого срока дело к слушанию назначено не будет или заседание Думы вновь не состоится по неприбытию положенного числа его членов, то подлежащий Министр или Главноуправляющий отдельной частью может, если признает необходимым, внести дело в Государственный Совет для разсмотрения его без заключения Думы.

53. Когда Императорскому Величеству благоугодно будет обратить внимание на медленность разсмотрения Государственной Думою внесенного в нее дела, Государственный совет назначает срок, к которому должно последовать заключение Думы. Если Дума не сообщит к назначенному сроку своего заключения, то Совет разсматривает дело без заключения Думы.

54. Члены Государственной Думы об отмене или изменении действующего или издания нового закона (ст. 34) подают письменное заявление Председателю Думы. К заявлению должен быть приложен проект основных положений предлагаемого изменения в законе или нового закона с объяснительною к проекту запискою. Если заявление это подписано не менее, чем тридцатью членами, то председатель вносит его на рассмотрение подлежащего отдела.

55. О дне слушания в отделе Государственной Думы заявления об отмене или изменении действующего или издания нового закона извещаются Министры и Главноуправляющие отдельными частями, к предметам ведомства которых заявление относится, а также в подлежащих случаях Государственный Секретарь, с сообщением им копии с заявления и относящихся к нему приложений, не позднее, как за месяц до дня слушания.

56. Если Министр или Главноуправляющий отдельною частью или же Государственный Секретарь (ст. 55) разделяет соображения Государственной Думы о желательности отмены или изменения действующего или издания нового закона, то дает делу движение в законодательном порядке.

57. Если Министр или Главноуправляющий отдельною частью или же Государственный Секретарь (ст. 55) не разделяет соображений о желательности изменения или отмены действующего или издания нового закона, принятых в отделе, а затем и большинством двух третей членов в Общем Собрании Государственной Думы, то дело представляется Председателем Думы в Государственный Совет, через который и восходит установленным порядком на Высочайшее благовоззрение. В случае Высочайшего повеления о направлении дела в законодательном порядке, ближайшая его разработка возлагается на подлежащего

Министра или Главноуправляющего отдельною частью или же на Государственного Секретаря.

58. О сообщении сведений и разъяснений по поводу таких последовавших со стороны Министров или Главноуправляющих отдельными частями, а равно подведомственных им лиц и установлений, действий, в которых усматривается нарушение существующих законоположений (ст. 35), члены Государственной Думы подают письменное заявление Председателю Думы. Заявление это должно заключать в себе указание, в чем усматривается нарушение закона и какого именно. Если заявление подписано не менее, чем тридцатью членами, то Председатель Думы вносит его на обсуждение Общего ее Собрания.

59. Принятое большинством голосов Общего Собрания Государственной Думы заявление (ст. 58) сообщается подлежащему Министру или Главноуправляющему отдельной частью.

60. Министры и Главноуправляющие отдельными частями, не далее одного месяца со дня передачи им заявления (ст. 59), сообщают Государственной Думе надлежащие сведения и разъяснения или же извещают Думу о причинах, по коим они лишены возможности сообщить требуемые сведения и разъяснения.

ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ О ВЫБОРАХ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Выборы в Государственную Думу производятся: а) по губерниям и областям и б) по городам: С.-Петербургу и Москве, а также Астрахани, Баку, Варшаве, Вильне, Воронежу, Екатеринославу, Иркутску, Казани, Киеву, Кишиневу, Курску, Лодзи, Нижнему Новгороду, Одессе, Орлу, Риге, Ростову-на-Дону совместно с Нахичеванью, Самаре, Саратову, Ташкенту, Тифлису, Туле, Харькову и Ярославлю.

Примечание. Выборы в Государственную Думу от губерний Царства Польского, областей Уральской и Тургайской и губерний и областей: Сибирских, генерал-губернаторств Степного и Туркестанского и Наместничества Кавказского, а также выборы от кочевых инородцев производятся на основании особых правил.

2. Число членов Государственной Думы по губерниям, областям и городам устанавливается приложенным к сей статье расписанием.

3. Избрание членов Государственной Думы по губерниям и областям (ст. 1, п. а) производится губернским избирательным собранием. Собрание это образуется под председательством губернского предводителя дворянства или лица, его заменяющего, из выборщиков, избираемых съездами: а) уездных землевладельцев; б) городских избирателей и в) уполномоченных от волостей и станиц.

4. Общее число выборщиков по каждой губернии или области, а равно распределение их между уездами и съездами устанавливается приложенным к сей статье расписанием.

5. Избрание членов Государственной Думы от указанных в пункте «б» статьи 1, городов производится избирательным собранием, образуемым, под председательством городского головы или лица, его заменяющего, из выборщиков, избираемых: в столицах – в числе ста шестидесяти, а в остальных городах – в числе восьмидесяти.

6. В выборах не участвуют: а) лица женского пола; б) лица моложе двадцати пяти лет; в) обучающиеся в учебных заведениях; г) воинские чины армии и флота, состоящие на действительной военной службе; д) бродячие инородцы и е) иностранные подданные.

7. Кроме указанных в предшедшей (6) статье лиц, в выборах не участвуют также: а) подвергшиеся суду за преступные деяния, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния либо исключение из службы, а равно за кражу, мошенничества, присвоение вверенного имущества, укрывательство похищенного, покупку и принятие в заклад заведомо краденого или полученного через обман имущества и ростовщичество, когда они судебными приговорами не оправданы, хотя бы после состоявшегося осуждения они и были освобождены от наказания за давностью, примирением, силою Всемилостивейшего Манифеста или особого Высочайшего повеления; б) отрешенные по судебным приговорам от должности – в течение трех лет со времени отрешения, хотя бы они и были освобождены от сего наказания за давностью, силою Всемилостивейшего Манифеста или особого Высочайшего повеления; в) состоящие под следствием или судом по обвинениям в преступных деяниях, означенных в пункте «а» или влекущих за собой отрешение от должности; г) подвергавшиеся несостоятельности, впредь до определения свойства ее; д) несостоятельные, которых дела сего рода приведены уже к окончанию, кроме тех, несостоятельность коих признана несчастною; е) лишенные духовного сана или звания за пороки или же исключенные из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат и ж) осужденные за уклонение от воинской повинности.

Читать также:  Государственная комплексная программа развития регионов малых и средних городских поселений

8. Не принимают участия в выборах: а) губернаторы и вице-губернаторы, а равно градоначальники и их помощники – в пределах подведомственных им местностей и б) лица, занимающие полицейские должности – в губернии или городе, по которым производятся выборы.

9. Лица женского пола могут предоставлять свои цензы по недвижимому имуществу для участия в выборах своим мужьям и сыновьям.

10. Сыновья могут участвовать в выборах вместо своих отцов по недвижимому их имуществу и по их уполномочию.

11. Съезды избирателей созываются в губернском или уездном городе, по принадлежности, под председательством: съезды уездных землевладельцев и уполномоченных от волостей – уездного предводителя дворянства или лица, его заменяющего, а съезды городских избирателей – городского головы губернского или уездного города, по принадлежности, или лиц, их заменяющих. Для уездов, указанных в пункте «б» статьи 1 городов, образуются в сих городах отдельные съезды городских избирателей уезда под председательством местного городского головы. В уездах, в коих имеется несколько городских поселений, может быть образовано несколько отдельных съездов городских избирателей с разрешения Министра Внутренних Дел, коему предоставляется распределять, подлежащих избранию выборщиков между отдельными городскими поселениями.

16. В съезде городских избирателей участвуют: а) лица, владеющие в пределах городских поселений уезда на праве собственности или пожизненного владения недвижимым имуществом, оцененным для обложения земским сбором в сумме не менее одной тысячи пятисот рублей, или требующим выборки промыслового свидетельства торгово-промышленным предприятием: торговым – одного из первых двух разрядов, промышленным – одного из первых пяти разрядов или пароходным, с которого уплачивается основного промыслового налога не менее пятидесяти рублей в год; б) лица, уплачивающие в пределах городских поселений уезда государственный квартирный налог, начиная с десятого разряда и выше; в) лица, уплачивающие в пределах города и его уезда основной промысловый налог на личные промысловые занятия по первому разряду, и г) лица, владеющие в уезде торгово-промышленным предприятием, указанным в пункте «а» сей статьи.

ВЫСОЧАЙШИЙ МАНИФЕСТ О РОСПУСКЕ II ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

3 июня 1907 г.

Объявляем всем Нашим верным подданным:

По повелению и указаниям Нашим со времени роспуска Государственной Думы первого созыва правительство Наше принимало последовательный ряд мер к успокоению страны и установлению правильного течения дел государственных.

Созванная Нами вторая Государственная Дума призвана была содействовать, согласно державной воле Нашей, успокоению России: первее всего работой законодательной, без которой невозможна жизнь государства и усовершенствование его строя, затем рассмотрением росписи доходов и расходов, определяющей правильность государственного хозяйства, и, наконец, разумным осуществлением права запросов правительству, в целях укрепления повсеместно правды и справедливости.

Обязанности эти, вверенные Нами выборным от населения, наложили на них тем самым тяжелую ответственность и святой долг пользоваться правами своими для разумной работы на благо и утверждение державы российской.

Таковы были мысль и воля Наши при даровании населению новых основ государственной жизни.

К прискорбию Нашему, значительная часть состава второй Государственной Думы не оправдала ожиданий Наших. Не с чистым сердцем, не с желанием укрепить Россию и улучшить ее строй приступили многие из присланных от населения лиц к работе, а с явным стремлением увеличить смуту и способствовать разложению государства.

Деятельность этих лиц в Государственной Думе послужила непреодолимым препятствием к плодотворной работе. В среду самой Думы внесен был дух вражды, помешавший сплотиться достаточному числу членов ее, желавших работать на пользу родной земли.

По этой причине выработанные правительством Нашим обширные мероприятия Государственная Дума или не подвергала вовсе рассмотрению, или замедляла обсуждением, или отвергала, не остановившись даже перед отклонением законов, каравших открытое восхваление преступлений и сугубо наказывавших сеятелей смуты в войсках. Уклонившись от осуждения убийств и насилий, Государственная Дума не оказала в деле водворения порядка нравственного содействия правительству, и Россия продолжает переживать позор преступного лихолетия.

Медлительное рассмотрение Государственной Думой Росписи государственной вызвало затруднение в своевременном удовлетворении многих насущных потребностей народных.

Право запросов правительству значительная часть Думы превратила в способ борьбы с правительством и возбуждения недоверия к нему в широких слоях населения.

Наконец, свершилось деяние, неслыханное в летописях истории. Судебной властью был раскрыт заговор целой части Государственной Думы против государства и царской власти. Когда же правительство Наше потребовало временного, до окончания суда, устранения обвиняемых в преступлении этом пятидесяти пяти членов Думы и заключения наиболее уличаемых из них под стражу, то Государственная Дума не исполнила немедленно законного требования властей, не допускавшего никакого отлагательства.

Все это побудило Нас указом, данным правительствующему Сенату 3 сего июня, Государственную Думу второго созыва распустить, определив срок созыва новой Думы на 1 ноября сего 1907 г.

Но, веря в любовь к родине и государственный разум народа Нашего, Мы усматриваем причину двукратного неуспеха деятельности Государственной Думы в том, что по новизне дела и несовершенству избирательного закона законодательное учреждение это пополнялось членами, не явившимися настоящими выразителями нужд и желаний народных.

Посему, оставляя в силе все дарованные подданным Нашим Манифестом 17 октября 1905 г. и основными законами права, воспри-яли Мы решение изменить лишь самый способ призыва выборных от народа в Государственную Думу, дабы каждая часть народа имела в ней своих избранников.

Созданная для укрепления государства Российского, Государственная Дума должна быть русской и по духу.

Иные народности, входившие в состав державы Нашей, должны иметь в Государственной Думе представителей нужд своих, но не должны и не будут являться в числе, дающем им возможность быть вершителями вопросов чисто русских.

В тех же окраинах государства, где население не достигло достаточного развития гражданственности, выборы в Государственную Думу должны быть временно приостановлены.

Все эти изменения в порядке выборов не могут быть проведены обычным законодательным путем через ту Государственную Думу, состав коей признан Нами неудовлетворительным, вследствие несовершенства самого способа избрания ее членов. Только власти, даровавшей первый избирательный закон, исторической власти русского царя, довлеет право отменить оный и заменить его новым.

От Господа Бога вручена Нам власть царская над народом Нашим. Перед престолом Его Мы дадим ответ за судьбы державы Российской.

В сознании этом черпаем Мы твердую решимость довести до конца начатое Нами дело преобразования России и даруем ей новый избирательный закон, обнародовать который повелеваем правительствующему Сенату.

Ход заседания

I съезд РСДРП начал работу 01.03.1898 г. Для его проведения выбрали квартиру, которую предоставил железнодорожный служащий П. Румянцев. Располагалась она на Захарьевской улице. Главной целью стало подтверждение связи с идеями и деятельностью «Народной воли». Участниками были 9 чел. Они представляли самые главные организации империи — «Союзы борьбы» Киева, Петербурга, Москвы, Екатеринослава, группу «Рабочей газеты» и мелкобуржуазную организацию националистического толка «Бунд».

Ключевой вопрос, вынесенный в повестку обсуждения, касался образования партийной структуры. Решением съезда провозгласили, что создается марксистская рабочая партия. Ей дали название «Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП)». Этой структуре присвоили статус партии всенационального пролетариата.

В ходе работы Съезда был избран ЦК РСДРП. Его состав был представлен 3-мя делегатами – С. Радченко, Б. Эйдельманом, А. Кремером. Получила создаваемая партия и свой официальный печатный орган. Им стала «Рабочая газета». Союзу русских социал-демократов за границей, признанному частью партии, предоставили полномочия представлять ее интересы в других странах.

ЦК получил задание Съезда создать «Манифест РСДРП». Его текст был составлен П. Струве практически сразу после закрытия Съезда, а в апреле 1898 г. были изданы Манифест и все утвержденные решения.

В ходе I съезда РСДРП расхождения в движении не были преодолены. Поэтому делегатам не удалось сформировать программу и устав партии. Вскоре после проведения Съезда 8 из 9 участников были арестованы.

Раскол партии

Программа Социал-демократической партии объявила о создании Государственной думы

К началу первой революции внутри РСДРП был явно выражен идейный и организационный распад. На втором съезде произошел раскол партии на меньшевиков и большевиков. Фактически, образовались 2 партии — радикально-революционная большевистская и партия с уклоном в реформизм — меньшевиков.

В начале XX века меньшевики вызывали больше понимания со стороны западных партий подобного толка. Большой отклик их идеи и тактика находили у наиболее квалифицированных рабочих. Самые образованные и передовые представители российского пролетариата лучше понимали предложения меньшевиков по улучшению своего уровня жизни, чем радикальные революционные идеи большевиков.

Программа Социал-демократической партии объявила о создании Государственной думы

На сторону большевиков переходили в основном трудящиеся с низкой квалификацией и социально неблагополучные, связанные с тяжелой промышленностью и текстильным производством. Поскольку им было нечего терять, они с готовностью восприняли призыв к революции и узурпации власти. В этом шаге и они видели единственную возможность улучшить свою жизнь. На фоне всех этих разногласий большевиками был проведен съезд в Лондоне, а меньшевиками — в Женеве. В итоге по одним и тем же социальным вопросам было принято 2 разных решения.

Однако до 1912 года РСДРП продолжала существовать как единое политическое образование. После шестой Парижской конференции она окончательно распалась на 2 идейно разных структуры. Партия большевиков была возглавлена В. И. Ульяновым-Лениным, а меньшевиков — Ю. О. Мартовым. Во время Первой мировой войны возникло размежевание и в стане меньшевиков:

  • Мартов выступает против участия в войне;
  • Л.Д. Троцкий переходит к интернациональным взглядам;
  • А.М. Коллонтай примыкает к большевикам;
  • Г. В. Плеханов принимает позицию активной обороны от германского агрессора.

Партия большевиков выступила последовательным и ярым противником ведения войны, считая ее несправедливой и грабительской. Свои взгляды они выразили в Манифесте ЦК РСДРП. Однако некоторые члены партии (в частности, Бухарин) считали отдельные тезисы весьма спорными. Они считали возможное поражение в войне российского правительства косвенной поддержкой германского империализма.

Муромцев

родился 23 сентября 1850. Из старинного дворянского рода. Окончив Московский университет, юридический факультет и проведя больше года на стажировке в Германии, в 1874-м защитил магистерскую диссертацию, в 1877-м – докторскую и стал профессором. В 1875–1884 Муромцев написал шесть монографий и множество статей, в которых обосновал новаторскую для того времени идею сближения науки и права с социологией. Работал проректором Московского университета. После отстранения от должности проректора занялся «насаждением в обществе правосознания» при посредстве популярного издания «Юридический Вестник», который редактировал много лет, пока в 1892, журнал этот, ввиду своего направления, не был запрещен. Муромцев также был председателем Юридического общества, руководил им в течение долгого времени и сумел привлечь в состав общества многих выдающихся ученых, адвокатов, видных общественных деятелей. В пору расцвета народничества он выступал против политического экстремизма, защищал концепцию эволюционного развития, сочувствовал земскому движению. Научные и политические взгляды Муромцева смогли ярко проявиться лишь в 1905–1906 годах, когда избранный депутатом, а затем председателем I Государственной Думы, он принял активное участие в подготовке новой редакции Основных законов Российской Империи, и прежде всего, глав восьмой О правах и обязанностях российских граждан и девятой – О законах. Подписал Выборгское воззвание 10 июля 1906 года в Выборге и осужден по ст.129, ч.1, п.п.51 и 3 Уголовного Уложения. Умер в 1910.

Товарищами (заместителями) председателя Первой Государственной Думы были князь Петр Николаевич Долгоруков и Николай Андреевич Гредескул. Секретарем Государственной думы был князь Дмитрий Иванович Шаховской, товарищами секретаря Григорий Никитич Шапошников, Щенсный Адамович Понятовский, Семен Мартынович Рыжков, Федор Федорович Кокошин, Гавриил Феликсович Шершеневич.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *