Программа управления государственным фондом недр казахстана

Начался прием заявлений на проведение аукциона среди недропользователей по углеводородам в РК

НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ — 19 августа 2022 года утверждена Программа управления государственным фондом недр (ПУГФН), в которую включены 84 участка недр по углеводородам. Заинтересованные лица могут подавать заявления на проведение аукциона на сайте оператора электронных аукционов. Об этом передает МИА «Казинформ» со ссылкой на пресс-службу Министерства энергетики.

В реализацию поручения Главы государства по созданию открытой цифровой базы данных геологической информации и обеспечению к ней доступа инвесторов, в рамках предстоящего аукциона обеспечен открытый доступ к вторичной геологической информации по выставляемым участкам недр на сайте gosreestr.kz.

Условия и порядок предоставления права недропользования по углеводородам на основании аукциона установлены в соответствии со статьями 93-99 Кодекса РК «О недрах недропользовании» и Правилами проведения аукциона с использованием интернет-ресурса оператора электронных аукционов на предоставление права недропользования по углеводородам в электронной форме (приказ МЭ РК № 269 от 30 июля 2020 года).

Аукцион полностью автоматизирован и проводится только в электронном формате, чтобы обеспечить прозрачность.

Заявления принимаются в электронном формате на сайте в соответствии с пунктом 1 статьи 94 Кодекса по участкам недр, включенным в Программу управления государственным фондом недр в части аукционов.

По итогам рассмотрения поданных заявлений от лиц, заинтересованных в получении права недропользования по углеводородам, компетентным органом на сайте публикуется извещение. В данном документе можно ознакомиться с информацией о географических координатах, стартовом размере подписного бонуса, минимальных требованиях по объемам и видам работ на участке недр в период разведки и их оценочной стоимостью, а также информацией о сроках подачи заявлений на участие в аукционе, дате и времени проведения аукциона.

В случае заинтересованности на участие в аукционе, необходимо не позднее окончательного срока подачи заявления, указанного в извещении, направить в формате электронного документа посредством торговой системы в компетентный орган сформированное заявление на участие в аукционе, удостоверенное ЭЦП, по каждому заинтересовавшему участку.

Для юридических лиц для регистрации в торговой системе необходимо указать бизнес-идентификационный номер и реквизиты расчетного счета в банке второго уровня в соответствии с пунктом 6 Правил.

С 1 декабря 2021 года потенциальные иностранные инвесторы, желающие принять участие в онлайн-аукционах на право разведки и добычи углеводородов, могут получить как ИИН, так и ЭЦП по принципу «одного заявления» в качестве физических лиц в 10 загранучреждениях РК (в Абу-Даби, Бишкеке, Вашингтоне, Москве, Нью-Йорке, Санкт-Петербурге, Сеуле, Стамбуле, Праге, Франкфурт-на-Майне).

Программа управления государственным фондом недр казахстана

Получить полный доступ к документу

Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 28 июня 2018 года № 478 Об утверждении Программы управления государственным фондом недр

изменениями и дополнениями по состоянию на 12.10.2022 г.)

В соответствии с подпунктом 1) части второй статьи 60 Кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 2017 года «О недрах и недропользовании» ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемую управления государственным фондом недр.

2. Департаменту недропользования Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Баймишев Р.Н.) обеспечить размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего Вице-Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вступает в силу с 29 июня 2018 года.

Глава 1. Введение

1. Настоящая Программа управления государственным фондом недр (далее — Программа) разработана в соответствии с подпунктом 1) части второй статьи 60 Кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 2017 года «О недрах и недропользовании» (далее — Кодекс) и направлена на реализацию государственной политики в области рационального управления государственным фондом недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы Республики Казахстан.

2. Программа разработана на основе анализа перспектив развития сферы недропользования и с учетом:

1) необходимости обеспечения национальной, экологической и энергетической безопасности Республики Казахстан;

2) международных обязательств Республики Казахстан;

3) утвержденных документов системы государственного планирования Республики Казахстан;

4) потребностей Республики Казахстан в соответствующих видах полезных ископаемых и (или) продуктах их переработки;

5) необходимости восполнения и увеличения минерально-сырьевой базы Республики Казахстан по видам полезных ископаемых;

6) экологических и социально-экономических перспектив развития регионов;

7) сведений единого кадастра государственного фонда недр;

8) сведений об обладании одним лицом или группой лиц из одного государства совокупной долей в правах недропользования и (или) объектах, связанных с правом недропользования;

9) сведений государственного мониторинга недр;

10) обобщения и анализа геологической информации;

11) возможностей существующей инфраструктуры.

С целью эффективного воспроизводства минерально-сырьевой базы необходимо совершенствование государственной системы геологического изучения недр с учетом усиления роли государства в финансировании более ранних и, соответственно, более рискованных региональных и поисковых стадий геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые, углеводородное сырье и подземные воды.

НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ – Премьер-Министр РК Аскар Мамин рассказал о законодательных изменениях в сфере недропользования, передает корреспондент МИА «Казинформ».

«С принятием Кодекса «О недрах и недропользовании» были введены новые, прогрессивные методы и механизмы правового регулирования недропользования с учетом передового международного опыта», — сообщил Аскар Мамин в своем ответе на депутатский запрос.

В частности, Кодексом были внедрены следующие концептуальные изменения:

— новый упрощенный порядок предоставления права на недропользование по аналогии Австралийской модели путем внедрения лицензионного порядка по принципу «Первый пришел – первый получил», при этом контракт, как правовой инструмент возникновения права недропользования, сохранен в отношении углеводородов (УВС) и урана;

— установление видов и классификации полезных ископаемых; — переход на международный порядок оценки запасов;

— предоставление открытого доступа к геологической информации и ее перевод в цифровой формат;

— усиление положений по ликвидации последствий недропользования для обеспечения экологической безопасности.

«Указанные законодательные новшества позволили отказаться от «пошагового контроля» государством сферы недропользования и перейти на принцип добросовестности недропользователей. Ведутся постоянный мониторинг законодательства о недропользовании и совершенствование отдельных его норм», — отметил Премьер.

По его словам, на сегодняшний день в рамках поправок, инициируемых Правительством, проводится работа по внесению изменений в действующее законодательство в части:

1) регламентации, оптимизации сроков и обеспечения прозрачности процедуры утверждения Программы управления государственным фондом недр (ПУГФН);

2) освобождения от обязательств по поставке нефти на внутренний рынок в соответствии с утвержденным проектом разработки недропользователей, у которых более пятидесяти процентов контрактной территории находятся в казахстанских секторах Каспийского и Аральского морей, в целях привлечения инвесторов для капиталоемких морских проектов недропользования и сохранения баланса между интересами государства по поставкам нефти на внутренний рынок и интересами инвесторов по достижению необходимого уровня окупаемости;

3) продления права национальных компаний на недропользование, предусмотренного пунктом 8 статьи 278 Кодекса, сроком до 1 января 2026 года, позволяющего осуществлять привлечение крупных инвесторов по твердым полезным ископаемым;

4) передачи от Министерства индустрии и инфраструктурного развития функции по государственному контролю за проведением операций по разведке и добыче твердых полезных ископаемых, за исключением операций по добыче урана и общераспространенных полезных ископаемых в ведение Министерства экологии, геологии и природных ресурсов;

5) внедрения экономической экспертизы проектно-сметной документации объектов, связанных с проведением работ по государственному геологическому изучению недр (которые осуществляются за счет бюджетных средств) во избежание неэффективного расходования бюджетных средств. Планируемый срок внесения проекта закона в Парламент – январь 2022 года.

Программа администрирования госфонда минеральных ресурсов ознакомит инвесторов с планами правительства по геологоразведке.

Засекреченные геологические данные по отдельным территориям в Казахстане не будут передавать недропользователям в рамках реализации программы управления государственным фондом недр. Об этом в своем выступлении на IX горнопромышленном форуме «МАЙНЕКС Центральная Азия – 2018» заявил председатель Комитета геологии и недропользования Министерства по инвестициям и развитию (МИР) Акбатыр Надырбаев. Напомним, программу управления госфондом недр будут разрабатывать в профильном ведомстве до конца мая.

«Засекреченные данные не предполагается передавать недропользователям. Секретные данные не будут передаваться, только открытые», – сказал он, комментируя вопрос представителя компании ТОО «Оникс-Р» Махмуда Мурадова о том, будут ли раскрываться геологические данные площадей, которые являются секретными из соображений безопасности еще с советских времен.

«Вопрос по секретности сложный, актуальный. Мы уже в течение многих лет этим вопросом занимаемся. На сегодня удалось нам решить отдельные моменты, но система координат 1942 года остается секретной, мы не смогли договориться ни с кем. Поэтому при выдаче информации та информация, которая была составлена на основе системы 1942 года, она будет рассекречена в соответствии с установленными требованиями к рассекречиванию закрытых материалов. Что касается использования системы координат, однозначно система 1942 года не будет, поэтому все координаты будут несекретными, открытыми. Вы можете, используя этот единый портал (геологических данных. – Ред.) сразу определять координаты, при подаче заявки у вас будут выходить все координаты», – объяснил Надырбаев.

Читать также:  Образцы заявлений на выплату расчетных пособий участникам государственной программы и заявлений на выплату единовременных расчетных пособий участникам государственной программы доступны в Интернете

«В целях идентификации территории участка недр для проведения операций по разведке, операций по геологическому изучению территория Республики Казахстан приведена в соответствие с международной разграфкой – листок масштаба 1:1 000 000 и 1:100 000. Территория условно разделена на блоки, каждая сторона которого равна одной минуте географической системы координат. 25 блоков образуют подсекцию блоков, каждая сторона которой равна пяти минутам географической системы координат, и сто блоков образуют секцию блоков, каждая сторона которой равна 10 минутам географической системы. Каждый блок в подсекции и секции блока имеет идентифицирующие их координаты и индивидуальные коды, присваемые уполномоченным органом по изучению недр», – рассказал глава Комитета геологии.

В целом страна разделена на 12401 секцию блоков с 49604 угловыми точками, где средняя величина секции составляет примерно 230 кв. км. Количество подсекций достигает 48543 единицы со средней площадью приблизительно в 57 кв. км. При этом всего в Казахстане имеется 1 млн 190 тыс. 549 блоков, каждый из которых примерно равен 2,3 кв. км, детализировал Надырбаев.

В выступлении председатель геологического комитета МИР особо подчеркнул, что программа управления государственным фондом недр не предопределяет пути развития геологии в Казахстане и не охватывает вопросы подготовки кадров для отрасли. Она ознакомит инвесторов с планируемыми геологоразведочными работами в стране на среднесрочную перспективу.

Кроме того, с помощью данной программы государственные органы будут управлять фондом недр и вести их учет. Для этого вводится единый кадастр, проводится государственный мониторинг недр и сбор, хранение, систематизация, обобщение и анализ геологической информации. Сведения о состоянии минеральных кладезей страны будут складываться по результатам геологического изучения и отчетов недропользователей. Все это поможет развить сырьевую базу.

«В программе будут предлагаться картограммы с географическими координатами следующих данных. Это участки, выставляемые на аукцион по твердым полезным ископаемым и углеводородному сырью с конкретными координатами и конкретными названиями блоков. Эта программа будет содержать территории, предлагаемые по принципу «первой заявки», территории под старательство, буферные зоны градообразующих, системообразующих предприятий, а также схемы расположения, картограммы контрактных территорий по действующим контрактным территориям по твердым полезным ископаемым и углеводородному сырью, общераспространенным полезным ископаемым, а также объектам государственного геологического изучения недр, которые будут осуществляться за счет недропользователей», – конкретизировал Надырбаев.

По информации Комитета геологии, на начало года в Казахстане ведется мониторинг по 2325 объектам недропользования. Из них 246 являются источниками углеводородного сырья, а на приблизительно 600 имеются твердые полезные ископаемые. Остальные объекты мониторинга охватывают 178 участков подземных вод, и 1788 площадей содержат общераспространенные полезные ископаемые.

«По всем этим объектам в настоящее время определены координаты. Сейчас уточняется количество этих объектов, и в соответствии с этой программой мы будем четко знать, где, по каким видам недропользования на территории РК будут проводиться работы с определением, уточнением источников финансирования на эти виды работ», – сказал председатель Комитета геологии в своей презентации.

Вместе с тем программа управления фондом недр определит территории размещения ТМО и объекты, имеющие ограничения по недропользованию из соображений охраны заповедных зон или оборонного значения. Кроме того, она обозначит, где будет проводиться геологическое изучение недр за счет бюджета. Государственное финансирование предусматривает объемы и виды геологоразведочных работ, которые будут проводиться в 2018-2022 годы.

«При выборе объекта для включения в бюджетную заявку выделение бюджетных средств осуществляется в реализацию утвержденных программ и подведомственных документов, таких как, мы должны это в обязательном порядке учитывать, стратегический план нашего министерства на 2017-2020 годы, концепция развития геологической отрасли Казахстана до 2030 года, комплексный план социально-экономического развития городов Жезказгана, Сатпаева Улытауского района Карагандинской области на 2012-2020 годы, программа развития регионов до 2020 года, а также межправительственные соглашения с приграничными государствами по изучению недр», – пояснил Надырбаев, выступая на «МАЙНЕКСе».

Программа определяет участки, где будет вестись разведка на государственные деньги. На таких площадях продолжится геологическое доизучение. Кроме того, уточнены координаты территорий для проведения комплекса опережающих аэрогеофизических работ, дистанционного зондирования, глубинного среднемасштабного геологического картирования. Все это будет осуществляться для получения оценки прогнозных ресурсов основных видов полезных ископаемых.

«Также программа конкретно определяет, где будет геолого-минералогическое картирование проводиться. Кроме того, где будут осуществляться региональные гидрогеологические исследования, региональные геолого-геофизические исследования – это осадочных бассейнов в части проведения подготовки регионов для постановки поисковых работ на углеводородное сырье, то есть на слабоизученных территориях осадочных бассейнов, таких как, кроме территории Западного Казахстана, они находятся и в пределах Южного, Центрального, Северного и Восточного Казахстана. Также четко будут конкретизированы территории, где будут осуществляться крупномасштабные площадные поисковые работы, по результатам которых будет определяться, в дальнейшем какие территории будут выставляться на аукцион или по признаку «первый получил», «первой заявки», – поделился сведениями председатель Комитета геологии.

Геологические работы за счет госбюджета будут проходить в течение трехлетнего периода. По их результатам перспективные участки будут рекомендованы для представления на недропользование. По словам Надырбаева, такой комплекс геологических исследований будет нацелен на повышение уровня изученности территории и восполнение минерально-сырьевой базы.

Программа управления недрами будет реализована в два этапа и актуализирована с учетом новых данных и предложений.

Программа управления недрами будет разделена на два этапа и будет со временем актуализироваться. Об этом стало известно на встрече общественного совета при Министерстве по инвестициям и развитию (МИР) в Астане с участием вице-министра Тимура Токтабаева. В своем выступлении высокопоставленный чиновник рассказал, что программа была разработана, чтобы сориентировать инвесторов о будущих планах государства в сфере геологического изучения недр. Бюджет на геологоразведку разошелся с планами «Программа управления недрами была разработана, чтобы инвестор знал, чем занимается государство в недропользовании на ближайшие годы и на каких территориях можно или нельзя будет проводить операции по недропользованию. Мы в этой части никого не ограничивали. Те компании, которые заявляли конкретные территории для включения в программу, они практически все были учтены. Не учтены только те, когда маленький участок находится в стороне от всех основных территорий, которые выставляются на первую заявку (по принципу «первый пришел – первый получил». – Ред.) – пояснил вице-министр. По словам Токтабаева, программа управления недрами содержит анализ текущего состояния и перспектив развития минерально-сырьевой базы Казахстана, основных тенденций в развитии нефтегазового и горнорудного секторов экономики, государственного геологического изучения недр (ГГИН), территорий, в пределах которых участки недр предоставляются для разведки и добычи твердых полезных ископаемых (ТПИ). Кроме того, документ учитывает тенденции мировых рынков, прогнозы по спросу на традиционные и новые виды полезных ископаемых. «Мы территорию предоставляем в упрощенном порядке, разделили условно на два этапа – этап до 2019 года и второй этап с 2020 года по 2023 год. На первом этапе планируется выставить 83465 блоков в нескольких регионах: Акмолинской – 16443, Актюбинской – 8366, Алматинской – 9000, ВКО – 12122, Жамбылской – 4200, Карагандинской – 9519, Костанайской – 13900, Кызылординской – 3945, Павлодарской – 4200, СКО – 1770», – разъяснил представитель Министерства по инвестициям и развитию.

Программа управления государственным фондом недр казахстана

Выставляемые участки являются слабоизученными и выступают предметом интереса потенциальных инвесторов. Они свободны от недропользования и будут предлагаться по принципу «первый пришел – первый получил». На первом этапе планируется выставить около 191 тыс кв. км площадей для возможной детальной геологоразведки. На втором этапе могут выставить гораздо большие территории. Причина в низком охвате в начале запуска программы состоит в том, что государство будет заниматься ГГИН на обширной территории в 596 тыс. кв. км. «Действующие объекты в 2019 году завершаются, но у нас до 2023 года предусмотрены работы. Они будут высвобождаться для потенциального недропользования», – оповестил собравшихся глава Комитета геологии и недропользования Акбатыр Надырбаев. При этом он отметил, что средства из госбюджета на громадные планы по ГГИН еще не утверждены. Так, на 2019 год ведомство запрашивало на государственное геологическое изучение недр около 15 млрд тенге из казны, а на 2020 год – примерно 18 млрд тенге с дополнительными вливаниями до 25 млрд тенге в 2022 году. «Но буквально на днях нам стало известно, что эти лимиты резко уменьшаются, и суммы на проведение геологического изучения недр снижаются до порядка 6 млрд тенге. Поэтому нам придется еще финансовое обеспечение уточнять. В соответствие с теми планами, которые мы поставили, по идее должны мы увеличить до 2021 года объем республиканских средств до 21 млрд. тенге. К сожалению, сегодняшнее положение дел вызывает сомнение в освоении этих средств», — констатировал он. Расположение действующих и планируемых объектов государственного геологического изучения недр дается в одной из специальных картограмм, которые представлены в программе управления государственным фондом недр.

Читать также:  Постановление Совета министров Республики Крым от 09.12.2014 № 501

Программа управления государственным фондом недр казахстана

Кроме того, в документе изображена схема местоположения участков недр для добычи, они будут передаваться в недропользование через аукцион, поскольку по ним уже имеются наметившиеся запасы. Правда, таких участков осталось немного, отметил в презентации вице-министр Токтабаев.

Программа управления государственным фондом недр казахстана

Отдельной картограммой в программе идет визуальное описание участков недр для разведки и добычи углеводородов. Она была подготовлена сотрудниками министерства энергетики и включает в себя 34 416 блоков.

Программа управления государственным фондом недр казахстана

Также особое внимание в стратегическом документе уделяется территориям, которые ограничены для недропользования из соображений нацбезопасности и присутствия особо охраняемых территорий.

Программа управления государственным фондом недр казахстана

Также в программе дана картограмма расположения всех учтенных в ней действующих объектов недропользования. Это 2023 объекта общераспространённых полезных ископаемых (ОПИ), 212 объектов техногенно-минеральных образований (ТМО), 228 объектов углеводородного сырья (УВС), 895 объектов ТПИ и 104 объекта ГГИН.

Программа управления государственным фондом недр казахстана

По состоянию на 2018 год большие территории уже предоставлены в недропользование в рамках контрактов, на них проводятся работы. С учетом территориальных ограничений на картограммах можно увидеть, что свободных территорий на самом деле осталось немного, констатировал Токтабаев. Кроме того, отдельной картограммой в программе идет территориальное обозначение буферных зон, которые размечают переходные границы от горных отводов действующих недропользователей на расстоянии 30 км. В течение пяти лет эти территории не предоставляются в недропользование.

Программа управления государственным фондом недр казахстана

«Они сделаны с учетом того, что крупные компании несут там социальную ответственность. Они имеют планы по расширению действующих производств, территории, прямо прилагающиеся к ним небольшие», — уточнил Токтабаев. Пока заявки на буферные зоны вокруг своих месторождений подали всего шесть компаний — АО «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение», АО «Алюминий Казахстана», ТОО «Корпорация Казахмыс», АО «ТНК «Казхром», ТОО «Казцинк» и АО «Евроазиатская энергетическая корпорация». Согласно сведениям вице-министра, на втором этапе реализации программы управления недрами большая часть территории, которая не была выставлена, будет также включена в нее. Но для этого сначала необходимо провести актуализацию национальной базы геологических данных (НБД), ее сейчас дорабатывают в цифровизации. Ожидается, что после доработки в 2019 году запустится основанная на НБД интерактивная карта недропользования, спрогнозировал Токтабаев. Казусы госпрограммы изучения недр В ходе сессии «вопросы-ответы» больше всего участники общественного совета интересовались целесообразностью проведения ГГИН в течение нескольких последующих лет, что заблокирует большие объемы площадей, которые могли бы быть выставлены по принципу «первый пришел – первый получил». В ответ вице-министр Токтабаев заявил, что работы по ГГИН в рамках программы по развитию минерально-сырьевой базы были утверждены задолго до программы управления недрами. Поэтому необходимо завершить геологическое доизучение площадей, под которые государство может выделить значительные средства. «В первоначальный вариант, к сожалению, так получилось, что включили объекты, по которым составляются легенды по серийным картам и картосоставительским работам. Они сами по себе, хоть за счет бюджета и выполняются, но, тем не менее, не должны мешать выставлению по принципу «первый пришел». Мы их исключили», — сказал глава комитета геологии и недропользования Надырбаев. Вице-министр Токтабаев подтвердил, что картографирование и составление легенд на различных территориях не должно препятствовать конкретному недропользованию. Из-за большого масштаба работ ГГИН и первого выставления участков на территории государственного геологического изучения недр в соответствие с Кодексом недропользователи не смогут работать, пока процесс изучения не закончится. В 2019-2020 годы территории будут освобождены. По второму этапу программы управления недрами будут вноситься дополнения в следующем году, и в ней появятся новые участки, пообещал вице-министр. Участник дискуссии, глава ТОО «Два Кей» Николай Каменский попросил прояснить, будут ли такие нацкомпании как «КазМунайГаз», «Тау-Кен Самрук» и «Казатомпром» резервировать для себя какие-либо зоны. В ответ заместитель директора департамента недропользования министерства по инвестициям и развитию (МИР) Данагуль Адамышина пояснила, что нацкомпании в течение двух лет имеют право заявиться на любую территорию, не предусмотренную и не выставленную в программе управления государственным фондом недр. Комментируя вопрос о том, что в программе управления недрами есть много белых пятен, которые исключены из охвата, директор департамента недропользования МИР Руслан Баймишева пояснил, что в МСХ и других госорганах есть дефицит общих данных по всем заповедным территориям, могильникам, водоохраняемым и другим особым зонам. Поэтому картограммы были составлены с учетом сведений, которые были предоставлены профильными министерствами. В дополнение к этому вице-министр Тимур Токтабаев пояснил, что к 2022 году Минсельхоз и его подразделение по земельным ресурсам создадут национальную систему пространственных данных, поэтому все накладки по земельным участкам развяжутся к этому времени. Вновь касаясь возникших у участников вопросов по ГГИН, представители профильного госоргана пояснили, что в основном изучение будет осуществляться в формате общих геологических, геофизических и геохимических работ и картографирования, где бурение может быть только при выявлении подземных вод или сейсморазведке. При этом большого смысла для проведения геологического изучения недр частными компаниями по своей инициативе экономического смысла нет, считают в МИР, так как там права приоритетного получения блоков нет, притом, что компании всегда смогут подать заявку по упрощенному методу. В случае выявления в рамках изучения участков с перспективными запасами – они будут выставляться на аукцион, говорят в МИР. Между тем, по словам представителя «Полиметалл Евразия» Абая Худайбергенова, в компании рассматривали возможность частного проведения ГИН в качестве возможности развития для юниорских компаний. Высказывая свое мнение по программе управления недр, депутат Мажилиса Альберт Рау сказал, что очевидно в ведомстве слабо работали с геологической общественностью в обсуждении документа. Кроме того, по словам парламентария, необходимо было поставить на утрату все предыдущие программы по развитию минерально-сырьевой базы с учетом революционности Кодекса о недрах. Он также указал на проблему недоработки программы в виде белых пятен и поэтому заявил, что не может согласовать программу в нынешнем ее виде. В ответ на это представители МИР сообщили, что они работали в очень сжатые сроки – 4 месяца, притом, что программу было необходимо согласовать с 20 госорганами, которые предоставляли материалы и географические данные. До конца мая программа будет доработана, поэтому в ведомстве предложили создать рабочую группу, которая будет работать над дополнениями и актуализацией геологической информации уже в рамках подготовки второго этапа. Западный Казахстан выпал из программы управления недрами В ходе обсуждения документа директор по недропользованию Евразийской Группы Мажит Жармухамбетов отметил, что программа управления недрами практически не охватывает западный Казахстан. Почему бы не открыть Атыраускую и Мангистаускую область для принятия заявок по ТПИ, поинтересовался он. Комментируя этот вопрос, вице-министр Токтабаев пояснил, что без электронной базы данных и приема заявок онлайн трудно будет обрабатывать большое количество заявок, особенно с учетом того, что они будут проходить через комитет национальной безопасности. «Когда мы эту систему отработаем, и по результатам двух лет у нас будет НБД работать, конечно же, мы заинтересованы, чтобы весь Казахстан открыть. Но, тем не менее, мы не хотим, чтобы у нас весь Казахстан оформили завтрашним днем. Для этого должны быть понятные системы, специалисты», — настоял вице-министр. Резюмируя итоги совещания, председатель комиссии по геологии и недропользования общественного совета МИР Толеу Шенгельбаев выразил мнение, что наличие белых пятен в программе управления недрами необходимо обосновать, чтобы потом можно было обновлять документ с учетом поступающих геологических данных. Говоря о вопросах по ГГИН, он отметил, что геологическая изученность казахстанской территории достигает примерно 93%. Поэтому председатель комиссии общественного совета ожидает, что геологическое изучение недр государством будет уменьшаться. Кроме того, Шенгельбаев считает, что есть большой массив геологической информации, который не оцифрован и не проанализирован. Поэтому в программе необходим дополнительный раздел, который опишет проведение работ по оцифровке и анализу геологических данных, предложил он. По результатам обсуждения Шенгельбаев предложил в качестве одного из вариантов дать «зеленый свет» программному документу со всеми его погрешностями, чтобы он смог заработать согласно срокам, установленным правительством – до конца мая. При этом можно было бы создать рабочую группу, которая будет дорабатывать программу в преддверии второго этапа и вносить в нее необходимые изменения. В случае же несогласия участников общественного совета МИР, необходимо будет обосновать, почему возникает расхождение во мнениях, чтобы в профильном ведомстве могли обратиться с аргументацией в правительство с просьбой отложить сроки утверждения программы.

Читать также:  До 2024 года у государства есть план по улучшению системы образования в Свердловской области

«Программа управления недрами была разработана, чтобы инвестор знал, чем занимается государство в недропользовании на ближайшие годы и на каких территориях можно или нельзя будет проводить операции по недропользованию. Мы в этой части никого не ограничивали. Те компании, которые заявляли конкретные территории для включения в программу, они практически все были учтены. Не учтены только те, когда маленький участок находится в стороне от всех основных территорий, которые выставляются на первую заявку (по принципу «первый пришел – первый получил». – Ред.) – пояснил вице-министр.

«Мы территорию предоставляем в упрощенном порядке, разделили условно на два этапа – этап до 2019 года и второй этап с 2020 года по 2023 год. На первом этапе планируется выставить 83465 блоков в нескольких регионах: Акмолинской – 16443, Актюбинской – 8366, Алматинской – 9000, ВКО – 12122, Жамбылской – 4200, Карагандинской – 9519, Костанайской – 13900, Кызылординской – 3945, Павлодарской – 4200, СКО – 1770», – разъяснил представитель Министерства по инвестициям и развитию.

Программа управления государственным фондом недр казахстана

Выставляемые участки являются слабоизученными и выступают предметом интереса потенциальных инвесторов. Они свободны от недропользования и будут предлагаться по принципу «первый пришел – первый получил». На первом этапе планируется выставить около 191 тыс кв. км площадей для возможной детальной геологоразведки. На втором этапе могут выставить гораздо большие территории. Причина в низком охвате в начале запуска программы состоит в том, что государство будет заниматься ГГИН на обширной территории в 596 тыс. кв. км.

«Действующие объекты в 2019 году завершаются, но у нас до 2023 года предусмотрены работы. Они будут высвобождаться для потенциального недропользования», – оповестил собравшихся глава Комитета геологии и недропользования Акбатыр Надырбаев. При этом он отметил, что средства из госбюджета на громадные планы по ГГИН еще не утверждены.

«Но буквально на днях нам стало известно, что эти лимиты резко уменьшаются, и суммы на проведение геологического изучения недр снижаются до порядка 6 млрд тенге. Поэтому нам придется еще финансовое обеспечение уточнять. В соответствие с теми планами, которые мы поставили, по идее должны мы увеличить до 2021 года объем республиканских средств до 21 млрд. тенге. К сожалению, сегодняшнее положение дел вызывает сомнение в освоении этих средств», — констатировал он.

Программа управления государственным фондом недр казахстана

Программа управления государственным фондом недр казахстана

Программа управления государственным фондом недр казахстана

Программа управления государственным фондом недр казахстана

Программа управления государственным фондом недр казахстана

Программа управления государственным фондом недр казахстана

«Они сделаны с учетом того, что крупные компании несут там социальную ответственность. Они имеют планы по расширению действующих производств, территории, прямо прилагающиеся к ним небольшие», — уточнил Токтабаев.

Пока заявки на буферные зоны вокруг своих месторождений подали всего шесть компаний — АО «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение», АО «Алюминий Казахстана», ТОО «Корпорация Казахмыс», АО «ТНК «Казхром», ТОО «Казцинк» и АО «Евроазиатская энергетическая корпорация».

В ходе сессии «вопросы-ответы» больше всего участники общественного совета интересовались целесообразностью проведения ГГИН в течение нескольких последующих лет, что заблокирует большие объемы площадей, которые могли бы быть выставлены по принципу «первый пришел – первый получил».

«В первоначальный вариант, к сожалению, так получилось, что включили объекты, по которым составляются легенды по серийным картам и картосоставительским работам. Они сами по себе, хоть за счет бюджета и выполняются, но, тем не менее, не должны мешать выставлению по принципу «первый пришел». Мы их исключили», — сказал глава комитета геологии и недропользования Надырбаев.

Участник дискуссии, глава ТОО «Два Кей» Николай Каменский попросил прояснить, будут ли такие нацкомпании как «КазМунайГаз», «Тау-Кен Самрук» и «Казатомпром» резервировать для себя какие-либо зоны. В ответ заместитель директора департамента недропользования министерства по инвестициям и развитию (МИР) Данагуль Адамышина пояснила, что нацкомпании в течение двух лет имеют право заявиться на любую территорию, не предусмотренную и не выставленную в программе управления государственным фондом недр.

Между тем, по словам представителя «Полиметалл Евразия» Абая Худайбергенова, в компании рассматривали возможность частного проведения ГИН в качестве возможности развития для юниорских компаний.

«Когда мы эту систему отработаем, и по результатам двух лет у нас будет НБД работать, конечно же, мы заинтересованы, чтобы весь Казахстан открыть. Но, тем не менее, мы не хотим, чтобы у нас весь Казахстан оформили завтрашним днем. Для этого должны быть понятные системы, специалисты», — настоял вице-министр.

По результатам обсуждения Шенгельбаев предложил в качестве одного из вариантов дать «зеленый свет» программному документу со всеми его погрешностями, чтобы он смог заработать согласно срокам, установленным правительством – до конца мая. При этом можно было бы создать рабочую группу, которая будет дорабатывать программу в преддверии второго этапа и вносить в нее необходимые изменения. В случае же несогласия участников общественного совета МИР, необходимо будет обосновать, почему возникает расхождение во мнениях, чтобы в профильном ведомстве могли обратиться с аргументацией в правительство с просьбой отложить сроки утверждения программы.

Статья 70. Программа управления государственным фондом недр

1. Программа управления государственным фондом недр разрабатывается в целях реализации государственной политики в области рационального управления государственным фондом недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Республики Казахстан.

2. Программа управления государственным фондом недр разрабатывается на основе анализа перспектив развития сферы недропользования и с учетом:

3. Программа управления государственным фондом недр содержит:

1) географические координаты территорий, в пределах которых планируется проведение государственного геологического изучения недр;

2) географические координаты территорий, в пределах которых участки недр предоставляются:

для разведки или добычи твердых полезных ископаемых;

для разведки и добычи или добычи углеводородов на основании аукциона;

3) географические координаты особо охраняемых природных территорий, территорий земель оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, согласованных с уполномоченным органом в области особо охраняемых природных территорий;

4) географические координаты земель для нужд обороны и государственной безопасности, территорий населенных пунктов, территорий земель водного фонда;

5) иные сведения, необходимые для реализации государственной политики управления недрами.

Помимо сведений, предусмотренных подпунктами 1) — 5) настоящего пункта, программа управления государственным фондом недр может содержать указание на территорию (территории), в пределах которой (которых) право недропользования может быть предоставлено только национальной компании для разведки и добычи или добычи углеводородов, а также для разведки или добычи урана на урановом или редкоземельно-урановом месторождении.

4. В случаях, установленных настоящим Кодексом, программа управления государственным фондом недр содержит минимальные требования по объемам и видам работ на участке недр, предоставляемом для разведки углеводородов.

При проведении аукциона на предоставление права недропользования по углеводородам компетентный орган вправе установить более высокие минимальные требования по объемам и видам работ, чем определены в программе управления государственным фондом недр.

5. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, компетентный орган не вправе предоставлять участки недр для проведения операций по разведке или добыче твердых полезных ископаемых или операций по разведке и (или) добыче углеводородов на территориях, не определенных в программе управления государственным фондом недр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *