Федеральный закон «О животном мире» от 24. 1995 N 52-ФЗ ст 18 (ред. от 11. 2021)
В целях реализации требований настоящего Федерального закона осуществляются разработка и реализация специальных государственных программ, предусматривающих конкретные мероприятия, направленные на охрану объектов животного мира и среды их обитания.
Федеральные программы по охране объектов животного мира и среды их обитания утверждаются Правительством Российской Федерации.
Региональные и местные программы разрабатываются и реализуются в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Мероприятия по охране отдельных объектов животного мира не должны наносить ущерба другим объектам животного мира и окружающей среде.
Другие статьи ФЗ «О животном мире»
Статья 11. Государственное управление в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания
Статья 19. Организация охраны животного мира и среды его обитания
Статья 50. Цели и задачи экономического регулирования охраны и использования объектов животного мира
Федеральный закон «О животном мире» от 24. 1995 N 52-ФЗ глава 3 (ред. от 11. 2021)
Статья 18. Государственные программы по охране объектов животного мира и среды их обитания
Статья 20. Государственная экологическая экспертиза
Статья 21. Ограничения пользования животным миром
Статья 22. Сохранение среды обитания объектов животного мира
Статья 23. Охрана животного мира и среды его обитания в особо охраняемых природных территориях
Статья 24. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира
Статья 25. Переселение и гибридизация объектов животного мира
Статья 26. Содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания
Статья 27. Регулирование численности объектов животного мира
Статья 28. Предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, эксплуатации транспортных средств и линий связи и электропередачи
Статья 29. Зоологические коллекции
Федеральный закон «О животном мире» от 24. 1995 N 52-ФЗ (ред. от 11. 2021)
Принят
Государственной Думой
22 марта 1995 года
Животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Статья 2. Цели настоящего Федерального закона
Статья 3. Правовое регулирование охраны и использования животного мира и среды его обитания
Статья 4. Право государственной собственности на объекты животного мира
Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны и использования животного мира
Статья 6. Полномочия Российской Федерации в области охраны и использования животного мира, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации
Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира
Статья 7. Утратила силу
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны и использования объектов животного мира
Статья 9. Участие коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в охране и использовании объектов животного мира, сохранении и восстановлении среды их обитания
Статья 10. Участие граждан и юридических лиц в охране и использовании животного мира, сохранении и восстановлении среды его обитания
Глава II. Государственное управление в области охраны и использования объектов животного мира
Статья 12. Основные принципы государственного управления в области охраны и устойчивого использования объектов животного мира
Статья 13. Утратила силу
Статья 14. Утратила силу
Статья 15. Государственный мониторинг объектов животного мира
Статья 15. Государственный кадастр животного мира
Статья 15. Учет используемых объектов животного мира пользователями
Статья 16. Федеральный государственный контроль (надзор) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания
Статья 16. Контроль за осуществлением полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации
Статья 16. Порядок изъятия полномочий, переданных для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации
Статья 17. Нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания
Глава III. Охрана объектов животного мира и среды их обитания
Статья 30. Права должностных лиц, осуществляющих охрану животного мира и среды его обитания
Статья 31. Права должностных лиц специально уполномоченных государственных органов по охране, государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания
Статья 32. Социальная защита должностных лиц специально уполномоченных государственных органов по охране, государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания
Глава V. Пользование животным миром
Статья 33. Права на объекты животного мира лиц, не являющихся их собственниками
Статья 34. Виды и способы пользования животным миром
Статья 35. Условия пользования животным миром
Статья 36. Предоставление животного мира в пользование
Статья 37. Утратила силу
Статья 38. Утратила силу
Статья 39. Антимонопольные требования
Статья 40. Права и обязанности пользователей животным миром
Статья 41. Охота
Статья 42. Рыболовство и сохранение водных биологических ресурсов
Статья 43. Добыча объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам
Статья 44. Пользование животным миром в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных и эстетических целях
Статья 45. Использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира
Статья 46. Получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира
Статья 47. Основания и порядок прекращения права пользования животным миром
Глава VI. Традиционные методы охраны и использования объектов животного мира
Статья 48. Право на применение традиционных методов добычи объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности
Статья 49. Право на приоритетное пользование животным миром
Статья 49. Финансирование полномочий Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, переданных для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации
Глава VII. Экономическое регулирование охраны и использования объектов животного мира
Статья 51. Структура экономического регулирования охраны и использования объектов животного мира
Статья 52. Сборы за пользование объектами животного мира
Статья 53. Утратила силу
Статья 54. Экономическое стимулирование охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира
Глава VIII. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об охране и использовании животного мира
Статья 55. Административная, уголовная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды их обитания
Статья 56. Ответственность юридических лиц и граждан за ущерб, нанесенный объектам животного мира и среде их обитания
Статья 57. Разрешение споров по вопросам охраны и использования объектов животного мира
Статья 58. Недействительность сделок, нарушающих законодательство Российской Федерации и законодательство субъектов Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира
Статья 59. Изъятие незаконно добытых объектов животного мира и орудий незаконной добычи объектов животного мира
Глава IX. Международные договоры
Статья 60. Международные договоры
Глава X. Введение в действие настоящего Федерального закона
Статья 61. Введение в действие настоящего Федерального закона
Статья
18. Государственные программы по охране
объектов животного мира и среды их
обитания
В
целях реализации требований настоящего
Федерального закона осуществляются
разработка и реализация специальных
государственных программ, предусматривающих
конкретные мероприятия, направленные
на охрану объектов животного мира и
среды их обитания.
Федеральные
программы по охране объектов животного
мира и среды их обитания утверждаются
Правительством Российской Федерации.
Региональные
и местные программы разрабатываются и
реализуются в порядке, предусмотренном
нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации.
Мероприятия
по охране отдельных объектов животного
мира не должны наносить ущерба другим
объектам животного мира и окружающей
среде.
Статья
19. Организация охраны животного мира и
среды его обитания
Организация
охраны животного мира осуществляется
органами государственной власти
Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации и органами местного
самоуправления в рамках их компетенции,
установленной актами, определяющими
статус этих органов.
Статья
20. Государственная экологическая
экспертиза
Обязательной
мерой охраны животного мира является
государственная экологическая экспертиза,
осуществляемая в соответствии с
законодательствомРоссийской
Федерации и предшествующая принятию
органами исполнительной власти Российской
Федерации и органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
хозяйственного решения, способного
повлиять на объекты животного мира и
среду их обитания.
Обязательной
государственной экологической экспертизе
подлежат удобрения, пестициды и
биостимуляторы роста растений, а также
материалы, обосновывающие объемы
(лимиты, квоты) изъятия объектов животного
мира и проведения работ по акклиматизации
и гибридизации этих объектов.
Порядокпроведения
государственной иобщественнойэкологических
экспертиз устанавливается Правительством
Российской Федерации.
Государственная
экологическая экспертиза в части охраны
и использования объектов животного
мира осуществляется специально
уполномоченным государственным органом
по охране окружающей среды при участии
других специально уполномоченных
государственных органов по охране,
федеральному государственному надзору
и регулированию использования объектов
животного мира и среды их обитания в
соответствии с законами и иными
нормативными правовыми актами Российской
Федерации, законами и иными нормативными
правовыми актами субъектов Российской
Федерации.
Статья
21. Установление ограничений и запретов
на использование объектов животного
мира
В
целях сохранения и воспроизводства
объектов животного мира и среды их
обитания осуществление отдельных видов
пользования животным миром, а также
пользование определенными объектами
животного мира могут быть ограничены,
приостановлены или полностью запрещены
на определенных территориях и акваториях
либо на определенные сроки решением
федерального органа исполнительной
власти или высшего исполнительного
органа государственной власти субъекта
Российской Федерации в пределах их
компетенции по представлению
соответствующего специально уполномоченного
государственного органа по охране,
федеральному государственному надзору
и регулированию использования объектов
животного мира и среды их обитания в
соответствии с разграничением полномочий,
предусмотренным статьями
5 и 6настоящего
Федерального закона.
Сохранение
объектов животного мира может быть
достигнуто путем изменения вида
пользования животным миром с запрещением
изъятия объектов животного мира из
среды обитания и организации использования
этих объектов без изъятия в
культурно-просветительных, рекреационных
и эстетических целях, включая организацию
экологического туризма.
Статья
22. Сохранение среды обитания объектов
животного мира
Любая
деятельность, влекущая за собой изменение
среды обитания объектов животного мира
и ухудшение условий их размножения,
нагула, отдыха и путей миграции, должна
осуществляться с соблюдением требований,
обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная
с использованием объектов животного
мира, должна осуществляться таким
образом, чтобы разрешенные к использованию
объекты животного мира не ухудшали
собственную среду обитания и не причиняли
вреда сельскому, водному и лесному
хозяйству.
При
размещении, проектировании и строительстве
населенных пунктов, предприятий,
сооружений и других объектов,
совершенствовании существующих и
внедрении новых технологических
процессов, введении в хозяйственный
оборот целинных земель заболоченных,
прибрежных и занятых кустарниками
территорий, мелиорации земель,
использовании лесов, проведении
геолого-разведочных работ, добыче
полезных ископаемых, определении мест
выпаса и прогона сельскохозяйственных
животных, разработке туристических
маршрутов и организации мест массового
отдыха населения и осуществлении других
видов хозяйственной деятельности должны
предусматриваться и проводиться
мероприятия по сохранению среды обитания
объектов животного мира и условий их
размножения, нагула, отдыха и путей
миграции, а также по обеспечению
неприкосновенности защитных участков
территорий и акваторий.
При
размещении, проектировании и строительстве
аэродромов, железнодорожных, шоссейных,
трубопроводных и других транспортных
магистралей, линий электропередачи и
связи, а также каналов, плотин и иных
гидротехнических сооружений должны
разрабатываться и осуществляться
мероприятия, обеспечивающие сохранение
путей миграции объектов животного мира
и мест их постоянной концентрации, в
том числе в период размножения и зимовки.
Независимо
от видов особо охраняемых природных
территорий в целях охраны мест обитания
редких, находящихся под угрозой
исчезновения и ценных в хозяйственном
и научном отношении объектов животного
мира выделяются защитные участки
территорий и акваторий, имеющие местное
значение, но необходимые для осуществления
их жизненных циклов (размножения,
выращивания молодняка, нагула, отдыха,
миграции и других). На защитных участках
территорий и акваторий запрещаются
отдельные виды хозяйственной деятельности
или регламентируются сроки и технологии
их проведения, если они нарушают жизненные
циклы объектов животного мира.
Специально
уполномоченные государственные органы
по охране, федеральному государственному
надзору и регулированию использования
объектов животного мира и среды их
обитания вправе вносить предложения
об организации видовых заказников на
указанных защитных участках территорий
и акваторий.
Статья
23. Охрана животного мира и среды его
обитания в особо охраняемых природных
территориях
На
территориях государственных природных
заповедников, национальных парков и на
других особо охраняемых природных
территориях охрана животного мира и
среды его обитания осуществляется в
соответствии с режимом особой охраны
данных территорий, который устанавливается
Федеральным законом «Об особо
охраняемых природных территориях».
Статья
24. Охрана редких и находящихся под
угрозой исчезновения объектов животного
мира
Редкие
и находящиеся под угрозой исчезновения
объекты животного мира заносятся
в Красную
книгуРоссийской Федерации и (или)
Красные книги субъектов Российской
Федерации.
Действия,
которые могут привести к гибели,
сокращению численности или нарушению
среды обитания объектов животного мира,
занесенных в Красные книги, не допускаются. Юридические лица и граждане, осуществляющие
хозяйственную деятельность на территориях
и акваториях, где обитают животные,
занесенные в Красные книги, несут
ответственность за сохранение и
воспроизводство этих объектов животного
мира в соответствии с законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов
Российской Федерации.
Оборотоспособность
диких животных, принадлежащих к видам,
занесенным в Красную книгу Российской
Федерации, допускается в исключительных
случаях по разрешению (распорядительной
лицензии), выдаваемому специально
уполномоченным государственным органом
по охране окружающей среды
в порядке, предусмотренном
Правительством Российской Федерации. Содержание указанных животных в неволе
и выпуск их в естественную природную
среду также допускаются в исключительных
случаях, определяемых Правительством
Российской Федерации.
Статья
25. Переселение и гибридизация объектов
животного мира
Акклиматизация
новых для фауны Российской Федерации
объектов животного мира, переселение
объектов животного мира в новые места
обитания, а также мероприятия по
гибридизации объектов животного мира
допускаются только по разрешению специально
уполномоченных государственных органов
Российской Федерации по охране, контролю
и регулированию использования объектов
животного мира и среды обитания при
наличии заключения компетентных научных
организаций с учетом требований
экологической безопасности.
Статья
26. Содержание и разведение объектов
животного мира в полувольных условиях
и искусственно созданной среде обитания
Содержание
и разведение объектов животного мира
в полувольных условиях и искусственно
созданной среде обитания допускаются
только по разрешениям специально
уполномоченных государственных органов
по охране, контролю и регулированию
использования объектов животного мира
и среды их обитания, выдаваемым в
соответствии с разграничением полномочий,
предусмотренным статьями
5 и 6 настоящего
Федерального закона.
Юридические
лица и граждане, занимающиеся содержанием
и разведением объектов животного мира,
обязаны гуманно обращаться с ними,
соблюдать надлежащие санитарно-ветеринарные
и зоогигиенические требования к их
содержанию. Несоблюдение указанных
требований влечет за собой административную
и уголовную ответственность в соответствии
с законодательством Российской
Федерации, а объекты животного мира
подлежат конфискации в судебном порядке.
Статья
27. Регулирование численности объектов
животного мира
В
целях охраны здоровья населения,
устранения угрозы для жизни человека,
предохранения от заболеваний
сельскохозяйственных и других домашних
животных, предотвращения нанесения
ущерба народному хозяйству, животному
миру и среде его обитания осуществляются
меры по регулированию численности
отдельных объектов животного мира.
Регулирование
численности отдельных объектов животного
мира должно осуществляться способами,
исключающими причинение вреда другим
объектам животного мира и обеспечивающими
сохранность среды их обитания, с учетом
заключений научных организаций, решающих
проблемы в данной области, и по согласованию
со специально уполномоченными
государственными органами, осуществляющими
охрану земельных, водных и лесных
ресурсов.
Объекты
животного мира, численность которых
подлежит регулированию, определяются
специально уполномоченными государственными
органами по охране, контролю и регулированию
использования объектов животного мира
и среды их обитания в соответствии с
разграничением полномочий,
предусмотренным статьями
5и6настоящего
Федерального закона.
Порядок регулирования
численности объектов животного мира
определяется федеральными органами
исполнительной власти, осуществляющими
функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере охраны и
использования объектов животного мира
и среды их обитания.
Статья
28. Предотвращение заболеваний и гибели
объектов животного мира при осуществлении
производственных процессов, эксплуатации
транспортных средств и линий связи и
электропередачи
Юридические
лица и граждане обязаны принимать меры
по предотвращению заболеваний и гибели
объектов животного мира при проведении
сельскохозяйственных и других работ,
а также при эксплуатации ирригационных
и мелиоративных систем, транспортных
средств, линий связи и электропередачи.
Государственный
орган ветеринарного надзора и
государственный орган
санитарно-эпидемиологического надзора
осуществляют контроль за возникновением
и распространением заболеваний объектов
животного мира, регистрацию всех
выявленных случаев заболеваний объектов
животного мира и предпринимают необходимые
меры по предотвращению возникновения
и распространения заболеваний и их
ликвидации. В случае возникновения
заболеваний объектов животного мира,
опасных для здоровья человека и домашних
животных, государственные органы
ветеринарного и санитарно-эпидемиологического
надзора, а также специально уполномоченные
государственные органы по охране,
контролю и регулированию использования
объектов животного мира и среды их
обитания обязаны оповещать об этом
органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного
самоуправления, а также население через
средства массовой информации.
Запрещается
выжигание растительности, хранение и
применение ядохимикатов, удобрений,
других опасных для объектов животного
мира и среды их обитания материалов,
сырья и отходов производства без
осуществления мер, гарантирующих
предотвращение заболеваний и гибели
объектов животного мира, а также ухудшения
среды их обитания.
В
целях уменьшения вредного воздействия
на животный мир применение химических
препаратов защиты растений и других
препаратов должно сочетаться с
осуществлением агротехнических,
биологических и других мероприятий.
Правила
разработки, проведения испытаний и
нормативы применения химических и
биологических препаратов, а также
перечень этих препаратов утверждаются
специально уполномоченным государственным
органом по охране окружающей среды,
санитарно-эпидемиологического надзора
и агрохимической службы Российской
Федерации с учетом международных
стандартов.
Статья
29. Зоологические коллекции
Зоологические
коллекции (фондовые научные коллекции
зоологических институтов, университетов,
музеев, а также собрания чучел, препаратов
и частей объектов животного мира, живые
коллекции зоопарков, зоосадов, цирков,
питомников, аквариумов, океанариумов
и других учреждений), представляющие
научную, культурно-просветительную,
учебно-воспитательную и эстетическую
ценность, отдельные выдающиеся
коллекционные экспонаты независимо от
формы их собственности подлежат
государственному учету.
Порядокгосударственного
учета, пополнения, хранения, приобретения,
продажи, пересылки, вывоза за пределы
Российской Федерации и ввоза в нее
зоологических коллекций или отдельных
экспонатов определяет уполномоченный
Правительством Российской Федерации
федеральныйорганисполнительной
власти.
Юридические
лица и граждане, являющиеся владельцами
таких коллекций и экспонатов, обязаны
соблюдать порядок их
учета, хранения, использования и
пополнения.
Государственные программы по охране животного мира и среды его обитания. Правовая охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира
Государственные
программы являются одним из важных
средств государственного управления
в области охраны и использования объектов
животного мира, среды его обитания. Характерно, что комментируемая статья
включена в третью главу, посвященной
вопросам охраны.
Что касается
программ, то на их разработку
распространяются нормы Федерального
закона от 20. 1995 г. №115-ФЗ «О государственном
прогнозировании и программах
социально-экономического развития
Российской Федерации».
Прогноз
социально-экономического развития на
долгосрочную перспективу разрабатывается
раз в пять лет на десятилетний период.
В целях обеспечения
преемственности социально-экономической
политики государства данные прогноза
социально-экономического развития и
концепции социально-экономического
развития Российской Федерации на
долгосрочную перспективу используются
при разработке прогнозов
социально-экономического развития и
программ социально-экономического
развития Российской Федерации на
среднесрочную перспективу.
Прогноз
социально-экономического развития на
среднесрочную перспективу разрабатывается
на период от трех до пяти лет и ежегодно
корректируется.
Прогноз
социально-экономического развития на
краткосрочную перспективу разрабатывается
ежегодно.
Федеральные
программы по охране объектов животного
мира и среды их обитания утверждаются
Правительством Российской Федерации. Так, следует отметить Федеральную
целевую программу «Экология и природные
ресурсы России» (2001-2010 годы), утвержденную
Постановлением Правительства РФ от
07. 2001 г. №860. Однако стоит сказать, что
Распоряжением Правительства РФ от
17. 2005 N 1952-р реализация Федеральной
целевой программы «Экология и природные
ресурсы России (2002 — 2010 годы)» была
завершена в 2005 году, хотя программа в
целом так и не была завершена.
Данная программа
включала в себя подпрограмму «Сохранение
редких и исчезающих видов животных»
На начало 2001 года
редкими и находящимися под угрозой
исчезновения видами флоры и фауны
России, которые занесены в Красную книгу
Российской Федерации, были признаны
415 видов животных, 533 вида растений, 17
видов грибов; 6 видов беспозвоночных и
123 вида позвоночных животных занесены
в Красный список Международного союза
охраны природы. Особое внимание
международные природоохранные органы
уделяют охране редких представителей
нашей фауны, к которым отнесены уссурийский
тигр, дальневосточный леопард, белый
медведь, калан, морж, морской котик и
все китообразные. Сохранение многих
видов животных (сайгак, дзерен, кубанский
и дагестанский туры, манул и др. ) требует
специально разработанных мероприятий
на федеральном уровне.
Целью подпрограммы
являлось сохранение и восстановление
редких и находящихся под угрозой
исчезновения видов животных и растений
на территории Российской Федерации.
Для достижения
указанной цели были поставлены следующие
основные задачи:
создание нормативной
базы охраны редких и исчезающих видов
животных и растений и мест их обитания,
а также разработка документов,
регламентирующих ведение кадастров
животного и растительного мира и Красных
книг;
сохранение редких
и исчезающих видов животных и растений
в первую очередь на особо охраняемых
природных территориях;
создание искусственных
популяций, в том числе путем разработки
и осуществления мероприятий по
восстановлению популяций редких и
исчезающих видов животных и растений.
Работы по подпрограмме
было намечено выполнять в два этапа.
На I этапе (2002 — 2004
годы) было запланировано первоочередные
мероприятия по сохранению редких и
исчезающих видов животных и растений,
включая развитие нормативно-правовой
базы.
На II этапе (2005 —
2010 годы) — мероприятия по восстановлению
редких и исчезающих видов животных и
растений, разработке и осуществлению
технологий создания искусственных
популяций.
создание новых и
поддержание действующих питомников,
ферм, дендрариев и центров по разведению,
интродукции и реинтродукции редких
видов животных и растений, закладка
модельных участков по реставрации
природных сообществ;
восстановление
популяций редких видов животных и
растений, сохранение генотипов животных
и растений с применением криотехнологий;
выполнение
обязательств Российской Федерации по
международным конвенциям и соглашениям
по охране и мониторингу состояния
популяции амурского тигра,
чукотско-аляскинской популяции белого
медведя;
регулирование
традиционного охотничьего промысла;
научные исследования
в области охраны и восстановления редких
видов наземных и водных животных,
растений и растительных сообществ;
мониторинг редких
видов наземной и водной флоры и фауны
и ведение кадастров редких видов
животного и растительного мира;
информационное и
нормативно-правовое обеспечение
сохранения редких и исчезающих видов
животных и растений.
Все мероприятия
по сохранению редких и исчезающих видов
животных и растений осуществляются с
участием общественных организаций
(Российская лига защиты животных и др.
Распространены
также территориальные, местные программы
— о сохранении гнездовий серой цапли и
среды обитания бобров, об очистке
притоков реки Томь и Москвы — реки,
«Соболь», «Бурый медведь», «Рысь»,
«Лось». В Ульяновской области действует
Областная целевая программа по охране
окружающей среды на 2007-2012 г. Однако
финансирование подобных программ
осуществляется за счет бюджетов субъектов
РФ.
Мероприятия по
охране отдельных объектов животного
мира не должны наносить ущерба другим
объектам животного мира и окружающей
среде. Это обеспечивает комплексный,
экосистемный подход, обеспечивающий
сохранение всех полезных объектов
животного мира.
Сохранение редких
и исчезающих видов животных и растений
на территории Российской Федерации
обеспечивается в настоящее время рядом
российских законодательных актов и
международных конвенций. В соответствии
с Конвенцией о биологическом разнообразии
(г. Рио-де-Жанейро, 1992 г. ) Россия обязана
осуществлять мероприятия по сохранению
редких и исчезающих видов животных и
растений.
Важнейшие нормы
об охране редких и находящихся под
угрозой исчезновения объектов животного
мира сформулированы в Федеральных
законах «О животном мире» (1995 г. ), «Об
охране окружающей среды» (2002 г. Закон
о животном мире установил, что редкие
и находящиеся под угрозой исчезновения
объекты животного мира заносятся в
Красную книгу РФ и (или) Красные книги
субъектов РФ.
Так, например,
Красная книга г. Москвы, впервые
опубликованная в 2001 г. , насчитывает
более 630 видов животных и растений на
61 укрупненных местообитаниях.
Сходны по содержанию
и требования Закона «Об охране окружающей
среды» (2002 г. Принципиальное новшество
— создание генетических банков. В целях
сохранения редких и находящихся под
угрозой исчезновения растений, животных
и других организмов их генетический
фонд подлежит сохранению в низкотемпературных
генетических банках, а также в искусственно
созданной среде обитания. Запрещается
деятельность, ведущая к сокращению
численности этих растений, животных и
других организмов и ухудшающая среду
их обитания. С некоторой долей условности
этот блок законодательства можно
разделить на следующие разделы: статус
и порядок ведения Красной книги РФ;
правила добывания; порядок выдачи
разрешений; оборот; Красные книги
субъектов РФ.
Правовой статус
Красной книги РФ определен Постановлением
Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. N 158
«О Красной книге Российской Федерации». Красная книга РФ ведется на основе
систематически обновляемых данных о
состоянии и распространении редких и
находящихся под угрозой исчезновения
видов (подвидов, популяций) диких
животных, обитающих на территории
Российской Федерации, на континентальном
шельфе и в исключительной экономической
зоне Российской Федерации. Красная
книга РФ является официальным документом,
содержащим свод сведений об указанных
объектах животного мира, а также о
необходимых мерах по их охране и
восстановлению.
Действует также
приказ Госкомэкологии от 03. 1997 г. №1435
«Об утверждении порядка ведения Красной
книги Российской Федерации».
Ведение Красной
книги Российской Федерации включает:
сбор и анализ
данных об объектах животного и
растительного мира;
организацию
мониторинга состояния объектов животного
и растительного мира;
создание и пополнение
банка данных по объектам животного и
растительного мира;
занесение в
установленном порядке в Красную книгу
Российской Федерации (или исключение
из нее) объектов животного или растительного
мира;
подготовку к
изданию, издание и распространение
Красной книги Российской Федерации;
подготовку и
реализацию предложений по специальным
мерам охраны, включая организацию особо
охраняемых природных территорий и
генетических банков с целью сохранения
объектов животного и растительного
мира, занесенных в Красную книгу
Российской Федерации;
выдачу лицензий
на осуществление видов деятельности,
связанной с использованием объектов
животного и растительного мира, занесенных
в Красную книгу Российской Федерации;
выдачу разрешений
на добывание объектов животного и
растительного мира, занесенных в Красную
книгу Российской Федерации.
В Красную книгу
Российской Федерации включаются объекты
животного и растительного мира, отвечающие
следующим условиям:
а) объекты животного
и растительного мира, нуждающиеся в
специальных мерах охраны, а именно:
объекты животного
и растительного мира, находящиеся под
угрозой исчезновения;
уязвимые,
узкоэндемичные, эндемичные и редкие
объекты животного и растительного мира,
охрана которых важна для сохранения
флоры и фауны различных природно —
климатических зон;
объекты животного
и растительного мира, реальная или
потенциальная хозяйственная ценность
которых установлена и при существующих
темпах эксплуатации их запасы поставлены
на грань исчезновения, в результате
чего назрела необходимость принятия
срочных мер по их охране и воспроизводству;
объекты животного
и растительного мира, которым не требуется
срочных мер охраны, но необходим
государственный контроль за их состоянием,
в силу их уязвимости (обитающие на краю
ареала, естественно редкие и т
б) объекты животного
и растительного мира, подпадающие под
действие международных соглашений и
конвенций;
в) объекты животного
и растительного мира, занесенные в
Международную Красную книгу и Красную
книгу государств — участников СНГ.
Осуществление
мероприятий по сохранению указанных
объектов животного и растительного
мира и мест их обитания проводят
природопользователи, юридические и
физические лица, деятельность которых
связана с изучением, охраной, восстановлением
и использованием объектов животного и
растительного мира, занесенных в Красную
книгу Российской Федерации, а также
специально уполномоченные государственные
органы Российской Федерации в области
охраны окружающей природной среды в
пределах своей компетенции в соответствии
с государственными программами по
охране объектов животного и растительного
мира и среды их обитания.
Действия, которые
могут привести к гибели, сокращению
численности или нарушению среды обитания
объектов животного мира, занесенных в
Красные книги, не допускаются. Хозяйствующие
субъекты, осуществляющие деятельность
на территориях и акваториях, где обитают
животные, занесенные в Красные книги,
несут ответственность за сохранение и
воспроизводство этих объектов животного
мира.
Статья 8. КоАП РФ
предусматривает такой состав как
уничтожение мест обитания животных. Административная ответственность
наступает за уничтожение (разорение)
муравейников, гнезд, нор или других мест
обитания животных. Обращает на себя
внимание крайне незначительный размер
санкций: предупреждение или наложение
административного штрафа в размере от
трехсот до пятисот рублей.
В связи с этим
возможно увеличение санкций на уровне
административного законодательства
субъектов РФ.
Уголовный кодекс
РФ содержит ст. 259 «Уничтожение критических
местообитаний для организмов, занесенных
в Красную книгу Российской Федерации».
Наличие в УК
рассматриваемого состава является
отражением неблагоприятной ситуации
в деле сохранения исчезающих видов и
их популяций.
Предметом
преступления являются критические
места обитания организмов, занесенных
в Красную книгу РФ, являющихся объектом
исключительной федеральной государственной
собственности, подлежащих особой охране. К таковым следует отнести, например,
территории Курильских островов и лежбища
на Командорских островах, где находятся
лежбища морских котиков, озера Прикаспия
— места обитания розового фламинго и
др.
Критическими
местами обитания организмов, занесенных
в Красную книгу, следует признать те
части территорий и акваторий, которые
для них незаменимы. Они исключительно
важны для размножения данной популяции,
вида. В этом, например, выражается
исключительность озера Байкал для
определенных видов рыб, которые эндемичны.
Объективная сторона
состоит в уничтожении критических мест
обитания для организмов, занесенных в
Красную книгу РФ, повлекшем гибель
популяций этих организмов.
Последствия данного
преступления — гибель популяции, т. совокупности особей одного вида, в
течение большого числа поколений
населяющих определенное пространство
и обеспечивающих эволюционную устойчивость
всего вида данных организмов; их гибель
может привести к исчезновению отдельных
видов организмов с лица Земли, к нарушениям
в экосистемах, почвообразующих процессах,
опылении растений и т.
Состав по конструкции
материальный, так как ответственность
связана с наступлением последствий —
гибелью целых популяций организмов. Между деянием и последствием должна
быть установлена причинная связь.
Субъективная
сторона может характеризоваться как
умыслом так и неосторожностью.
Что касается
оборотоспособности таких объектов
животного мира, то действует Постановление
Правительства Российской Федерации от
19 февраля 1996 г. N 156 «О порядке выдачи
разрешений (распорядительных лицензий)
на оборот диких животных, принадлежащих
к видам, занесенным в Красную книгу
Российской Федерации».
Кроме того,
Постановлением Правительства РФ от
06. 1997 г. №13 были утверждены Правила
добывания объектов животного мира,
принадлежащим к видам, занесенным в
Красную книгу РФ, за исключением водных
биологических ресурсов».
Добывание объектов
животного мира, принадлежащих к видам,
занесенным в Красную книгу Российской
Федерации, за исключением водных
биологических ресурсов (далее — объекты
животного мира), допускается в
исключительных случаях в целях сохранения
объектов животного мира, осуществления
мониторинга состояния их популяций,
регулирования их численности, охраны
здоровья населения, устранения угрозы
для жизни человека, предохранения от
массовых заболеваний сельскохозяйственных
и других домашних животных, обеспечения
традиционных нужд коренных малочисленных
народов.
Содержание указанных
животных в неволе и выпуск их в естественную
природную среду также допускаются в
исключительных случаях.
Добывание объектов
животного мира производится только на
основании разрешения, выдаваемого
Федеральной службой по надзору в сфере
природопользования.
По факту каждого
добывания на месте составляется акт с
указанием количества добытых объектов
животного мира, времени, места, орудий
добывания, фамилий лиц, ответственных
и привлеченных для добывания.
Неиспользованные
разрешения по окончании срока их действия
возвращаются в Федеральную службу по
надзору в сфере природопользования с
объяснением причин.
Сроки и способы
добывания объектов животного мира
определяются в соответствии с целями
добывания и не должны наносить ущерб
естественным популяциям этих видов
животных и местам их обитания.
Орудия и способы
добывания объектов животного мира
должны обеспечивать избирательность
действия и снижать нанесение физических
и психических травм животным.