Программы, субсидии и инструменты помощи промышленным компаниям

Программы, субсидии и инструменты помощи промышленным компаниям

Впервые о необходимости разработки механизма импортозамещения в России заговорили на заре 2000-х гг., когда были созданы крупные государственные корпорации Роснано, Росатом, Ростех и нарастала необходимость разработки стратегии ведения государственной политики, нацеленной на замену импортных товаров аналогами собственного производства. Однако только начиная с 2014 года появляется перечень федеральных программ по государственной поддержке импортозамещения и ряд федеральных законов. В частности Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».

Программы, субсидии и инструменты помощи промышленным компаниям

Первая федеральная программа по государственной поддержке импортозамещения была утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №328 (ред. от 06.10.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Разработанная федеральная программа, по сути, определила ключевые цели импортозамещения:

При этом в документе четко установлен бюджет, который будет выделяться на реализацию намеченных планов: порядка 330 млрд рублей ежегодно. В период с 2015 по 2021 год в проекты по импортозамещению, по данным Комитета Совета Федерации по экономической политике, было вложено более 3 трлн руб., при этом прямое государственное финансирование составило свыше 500 млрд руб.

К слову, на данный момент порядка 1,5 тысячи проектов, представленных в регламенте, уже прошли через стадию официального запуска. В числе первых из них:

Особое внимание было уделено борьбе с продовольственным эмбарго. Уже сейчас страна перешла на полное самообеспечение, производя в полном объеме мясо, рыбу и зерно.

Программы, субсидии и инструменты помощи промышленным компаниям

Механизмы поддержки импортозамещения в 2022 году

Необходимо отметить, что в 2022 году подход к импортозамещению поменялся, что связано с февральскими событиями и введением санкций в отношении России. Так, если еще до марта при запуске проектов осуществлялась оценка их рентабельности, экономически нецелесообразные проекты не принимались к реализации, то с начала весны промышленный пакет направлений был расширен в силу необходимости выпуска отечественной продукции. Особенно это касается машиностроения, станкостроения, фармацевтики и медицины, где была велика доля импорта.

Начиная с весны 2022 года Государственная дума приняла внушительный перечень законопроектов, каждый из которых тем или иным образом направлен на стимулирование внутреннего рынка. К числу конкретных законодательных актов такого формата относятся:

В соответствии с Постановлением Правительства № 552 от 31.03.2022, в стране должны быть увеличены всевозможные гранты на создание отечественных аналогов комплектующих, которые ранее поставлялись исключительно из-за рубежа.

В настоящей статье коснемся некоторых наиболее универсальных и популярных сегодня механизмов господдержки.

Читать также:  Расчет программы государственных гарантий

Программы, субсидии и инструменты помощи промышленным компаниям

Субсидирование НИОКР

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2019 г. № 1649 введены базовые инструменты поддержки НИОКР. Речь идет о выделении дополнительных средств (субсидий) для компенсации части затрат организаций на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям.

На такое субсидирование в 2022 году было выделено 15 млрд руб., 6 млрд из которых – на технологии производства сжиженного природного газа, мало- и среднетоннажную химию. Государство сегодня заинтересовано в так называемых быстрых проектах НИОКР, реализация которых предусматривается в течение полугода-года, а на выходе – конкретный готовый технологический продукт, способный конкурировать с зарубежной продукцией. В текущем году с помощью данного инструмента было поддержано более сотни проектов.

Для того, чтобы получить субсидии на НИОКР, необходимо ориентироваться на перечень видов технологий, признаваемых современными технологиями в целях заключения специальных инвестиционных контрактов (СПИК), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2020 г. № 3143-р. Данный перечень на текущий день содержит более 750 видов современных технологий, предлагаемых для внедрения инвестору, и регулярно обновляется. Только за 2022 год данный перечень увеличился более, чем на 130 позиций.

В соответствии с п.5 и 16 Постановления Правительства РФ от 12 декабря 2019 г. № 1649 максимальный срок предоставления субсидии составляет 3 года, а заявленный объем реализации инновационной продукции в денежном выражении за весь срок реализации проекта должен составлять не менее 5 размеров запрашиваемой субсидии. Таким образом, минимальный срок реализации проекта – это период, по результатам которого совокупный объем реализации инновационной продукции составит не менее 5 размеров суммы субсидии.

Согласно вышеуказанному постановлению, субсидии предоставляются на компенсацию части затрат в размере до 70% на НИОКР, но не более предельного размера субсидии, устанавливаемого Минпромторгом дополнительно. Это могут быть расходы на:

По итогам завершения инновационного проекта и выполнения плана мероприятий организация, с которой заключено соглашение о предоставлении субсидии, не позднее чем через 30 календарных дней после дня завершения выполнения плана мероприятий представляет в Минпромторг отчет о достижении результата предоставления субсидии. В случае непредставления организацией отчета об исполнении плана мероприятий более 6 месяцев после дня завершения выполнения плана мероприятий указанное соглашение расторгается в одностороннем порядке Минпромторгом с требованием к организации о возврате предоставленной организации суммы субсидии с уплатой штрафа.

Постановление Правительства РФ от 18 июня 2021 г. № 931 определен также механизм государственной поддержки — компенсация части затрат в целях создания новой конкурентоспособной промышленной продукции, связанных с НИОКР, для внешних рынков.

Читать также:  Постановление Правительства Оренбургской области от 28.09.2020 № 798-пп

Таблица 1. Ключевые моменты Постановление Правительства РФ от 18 июня 2021 г. № 931

Поддержка производства и реализации пилотных партий средств производства

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 25.05.2017 №634 государством предоставляются субсидии на возмещение затрат на выпуск и реализацию пилотных партий средств производства. Субсидии предоставляются в целях преодоления трудностей производителей с финансированием, связанных с его высокой стоимостью и неблагоприятной конъюнктурой, а также с высокими затратами на создание новых производств и их развитие. Стоит отметить, что субсидии предоставляются в размере не более 50% от общего размера фактически понесенных затрат, включая затраты на:

Размер субсидии составляет до 150 млн руб., за исключением турбин, экскаваторов, комбайнов и др., на которые сумма может достигать 300 млн руб. Ежегодно до 15 февраля 2023-2026 гг. в Минпромторг РФ необходимо представить отчет о достижении показателя, необходимого для достижения результата предоставляемой субсидии, и показателей результативности с приложением подтверждающих документов.

Пилотной признается партия при следующих ограничениях

Таблица 2. Ограничения по себестоимости и объему пилотных партий на основе ОКПД2

Определение пилотных партий для субсидирования проводится межведомственной комиссией, создаваемой Минпромторгом РФ, на основе конкурсного отбора.

Для получения субсидии организация должна одновременно выполнять несколько условий:

Промышленная ипотека

В сентябре 2022 года Правительством опубликован документ, в котором запущен механизм ипотеки на покупку производственной недвижимости (Постановление Правительства Российской Федерации от 06.09.2022 № 1570). Промышленная ипотека — это льготный кредит для покупки производственных площадей для быстрого запуска или расширения бизнеса. Приобретая готовую производственную площадку, бизнесу легче будет запуститься с «нуля». Заемщики кредитуются под следующие объекты недвижимости: здания, строения, сооружения либо части сооружений, приобретаемые для промышленного производства. На 2022-2025 годы на реализацию механизма заложено более 970 млн рублей.

В ноябре 2022 года предложено расширить механизм промышленной ипотеки, включив в него не только приобретение площадей, но и их строительство, капремонт и реконструкцию.

Программой предусмотрены две льготные процентные ставки:

Максимальный размер кредита составит 500 млн рублей. По расчетам Правительства РФ, в среднем, эта сумма позволит приобрести 10 тыс. кв. м промышленной недвижимости. Срок кредитования будет составлять не более 7 лет.

Еще одним условием для получения кредита является использование заемщиком не меньше, чем 50% площади купленной недвижимости под производство. Это условие должно выполняться в период действия кредитного договора с даты, не позже, чем через 3 года с момента его заключения.

Читать также:  С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ НА 2020-2025 ГОДЫ И СТРАТЕГИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА

Для реализации программы Минпромторгом определены 16 банков. В этот перечень вошли: ДОМ.РФ, Альфа-банк, ВТБ, Россельхозбанк, Росбанк, Сбербанк, «Кубань кредит», Транскапиталбанк, Промсвязьбанк, Совкомбанк, «Ак Барс», «Аверс», «Центр-инвест», «ФК Открытие», Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства и Новикомбанк. С начала действия промышленной ипотеки эти банки уже отобрали свыше 500 потенциальных заемщиков с портфелем в 70 миллиардов рублей.

Однако есть и ограничения на применения механизма льготной промышленной ипотеки. Так, ей не могут воспользоваться:

Стимулирование разработки конструкторской документации (КД)

Правительством РФ разработана и внедрена новая мера поддержки организаций в условиях санкций – программа стимулирования разработки российскими предприятиями конструкторской документации (КД) (Постановление Правительства Российской Федерации от 18.02.2022 № 208). Ее основной целью является стимулирование разработки КД для серийного выпуска критически важных комплектующих. Ключевой оператор — АНО «Агентство по технологическому развитию».

Максимальный размер гранта составляет 100 млн рублей, но не более 80% всего бюджета проекта. Грант может быть израсходован:

Максимальный срок разработки КД – 2 года. В рамках программы предусмотрены также показатели результативности гранта: превышение объема выручки, полученной по КД, над объемом оказанной поддержки в 2 раза за 4 года с даты окончания работ по разработке КД.

Изменения в специнвестконтрактах

До конца 2023 года российские компании, внедряющие новые технологии в промышленное производство, смогут в два раза быстрее заключать с государством специальные инвестиционные контракты (СПИК 2.0). Соответствующее Постановление было принято Правительством РФ 20 сентября 2022 года №1660 «О внесении изменений в Правила заключения, изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов».

В апреле 2022 года минимально возможный срок процедуры заключения СПИК был сокращен до полутора месяцев. Такого сокращения удалось добиться благодаря пересмотру регламента части процедур:

В декабре 2022 года стало также известно, что в Госдуму внесут проект изменений об обнулении налога на прибыль для участников специальных инвестиционных контрактов первого типа (СПИК 1.0).

Программы, субсидии и инструменты помощи промышленным компаниям

Задачи заместить в ближайшее время все импортные материалы, изделия и комплектующие в принципе не стоит, именно поэтому определяются критически важные проекты. Одновременно у госорганов есть понимание, что многие из отобранных проектов будут как минимум на первом этапе убыточными, однако необходимо оценивать конкурентоспособность производимой продукции в перспективе, в том числе на мировом рынке, уже сейчас: не только с точки зрения стоимости, но и удобства и комплектации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *