Программы, субсидии и инструменты помощи промышленным компаниям

Программы, субсидии и инструменты помощи промышленным компаниям

Впервые о необходимости разработки механизма импортозамещения в России заговорили на заре 2000-х гг., когда были созданы крупные государственные корпорации Роснано, Росатом, Ростех и нарастала необходимость разработки стратегии ведения государственной политики, нацеленной на замену импортных товаров аналогами собственного производства. Однако только начиная с 2014 года появляется перечень федеральных программ по государственной поддержке импортозамещения и ряд федеральных законов. В частности Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».

Программы, субсидии и инструменты помощи промышленным компаниям

Первая федеральная программа по государственной поддержке импортозамещения была утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №328 (ред. от 06.10.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Разработанная федеральная программа, по сути, определила ключевые цели импортозамещения:

  • формирование конкурентоспособного производства;
  • создание инноваций и методов использования передовой техники;
  • развитие индустрий, выпускающих инновационную продукцию.

При этом в документе четко установлен бюджет, который будет выделяться на реализацию намеченных планов: порядка 330 млрд рублей ежегодно. В период с 2015 по 2021 год в проекты по импортозамещению, по данным Комитета Совета Федерации по экономической политике, было вложено более 3 трлн руб., при этом прямое государственное финансирование составило свыше 500 млрд руб.

К слову, на данный момент порядка 1,5 тысячи проектов, представленных в регламенте, уже прошли через стадию официального запуска. В числе первых из них:

  • производства полного цикла по выпуску специальной обуви для работников медицинских отраслей;
  • фабрики, занимающиеся разработкой и доставкой до конечных B2B-потребителей конструкционных пластмасс;
  • компании, создающие сверхвысокочастотные переключатели для искусственных спутников Земли;
  • организации, подготавливающие детали к разнообразным самолетным двигателям (ПД-14 и так далее).

Особое внимание было уделено борьбе с продовольственным эмбарго. Уже сейчас страна перешла на полное самообеспечение, производя в полном объеме мясо, рыбу и зерно.

Программы, субсидии и инструменты помощи промышленным компаниям

Механизмы поддержки импортозамещения в 2022 году

Необходимо отметить, что в 2022 году подход к импортозамещению поменялся, что связано с февральскими событиями и введением санкций в отношении России. Так, если еще до марта при запуске проектов осуществлялась оценка их рентабельности, экономически нецелесообразные проекты не принимались к реализации, то с начала весны промышленный пакет направлений был расширен в силу необходимости выпуска отечественной продукции. Особенно это касается машиностроения, станкостроения, фармацевтики и медицины, где была велика доля импорта.

Начиная с весны 2022 года Государственная дума приняла внушительный перечень законопроектов, каждый из которых тем или иным образом направлен на стимулирование внутреннего рынка. К числу конкретных законодательных актов такого формата относятся:

  • Установление приоритета отечественного ПО, входящего в особый реестр, при госзакупках.
  • Необходимость приобретения российской продукции при организации конкурсных и аукционных процедур.
  • Полноформатный запрос на покупку иностранных товаров для определенных секторов промышленности.
  • Обязанность заказчиков закупать изделия, произведенные на территории РФ в установленных минимальных долях.
  • Внедрение упрощенной схемы взаимодействия с продуктами из сферы медицины и фармацевтики.

В соответствии с Постановлением Правительства № 552 от 31.03.2022, в стране должны быть увеличены всевозможные гранты на создание отечественных аналогов комплектующих, которые ранее поставлялись исключительно из-за рубежа.

В настоящей статье коснемся некоторых наиболее универсальных и популярных сегодня механизмов господдержки.

Читать также:  Государственная программа пермского края экология

Программы, субсидии и инструменты помощи промышленным компаниям

Субсидирование НИОКР

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2019 г. № 1649 введены базовые инструменты поддержки НИОКР. Речь идет о выделении дополнительных средств (субсидий) для компенсации части затрат организаций на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям.

На такое субсидирование в 2022 году было выделено 15 млрд руб., 6 млрд из которых – на технологии производства сжиженного природного газа, мало- и среднетоннажную химию. Государство сегодня заинтересовано в так называемых быстрых проектах НИОКР, реализация которых предусматривается в течение полугода-года, а на выходе – конкретный готовый технологический продукт, способный конкурировать с зарубежной продукцией. В текущем году с помощью данного инструмента было поддержано более сотни проектов.

Для того, чтобы получить субсидии на НИОКР, необходимо ориентироваться на перечень видов технологий, признаваемых современными технологиями в целях заключения специальных инвестиционных контрактов (СПИК), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2020 г. № 3143-р. Данный перечень на текущий день содержит более 750 видов современных технологий, предлагаемых для внедрения инвестору, и регулярно обновляется. Только за 2022 год данный перечень увеличился более, чем на 130 позиций.

В соответствии с п.5 и 16 Постановления Правительства РФ от 12 декабря 2019 г. № 1649 максимальный срок предоставления субсидии составляет 3 года, а заявленный объем реализации инновационной продукции в денежном выражении за весь срок реализации проекта должен составлять не менее 5 размеров запрашиваемой субсидии. Таким образом, минимальный срок реализации проекта – это период, по результатам которого совокупный объем реализации инновационной продукции составит не менее 5 размеров суммы субсидии.

Согласно вышеуказанному постановлению, субсидии предоставляются на компенсацию части затрат в размере до 70% на НИОКР, но не более предельного размера субсидии, устанавливаемого Минпромторгом дополнительно. Это могут быть расходы на:

  • оплату труда работников;
  • подготовку и закупку исследовательского, испытательного, контрольно-измерительного и вспомогательного оборудования и комплектующих к нему;
  • накладные расходы (не более 100% суммы расходов на оплату труда работников, непосредственно занятых реализацией проекта);
  • оплату работ (услуг) организаций, привлекаемых для выполнения научно-исследовательских работ;
  • аренду необходимых для выполнения научно-исследовательских работ зданий, сооружений, технологического оборудования и оснастки;
  • содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других объектов основных средств, непосредственно связанных с выполнением научно-исследовательских работ;
  • государственную регистрацию в Российской Федерации результатов интеллектуальной деятельности, полученных в рамках выполнения научно-исследовательских работ;
  • производство опытной партии продукции и ее тестирование, сертификацию и (или) регистрацию, а также на испытание;
  • приобретение изделий сравнения.

По итогам завершения инновационного проекта и выполнения плана мероприятий организация, с которой заключено соглашение о предоставлении субсидии, не позднее чем через 30 календарных дней после дня завершения выполнения плана мероприятий представляет в Минпромторг отчет о достижении результата предоставления субсидии. В случае непредставления организацией отчета об исполнении плана мероприятий более 6 месяцев после дня завершения выполнения плана мероприятий указанное соглашение расторгается в одностороннем порядке Минпромторгом с требованием к организации о возврате предоставленной организации суммы субсидии с уплатой штрафа.

Постановление Правительства РФ от 18 июня 2021 г. № 931 определен также механизм государственной поддержки — компенсация части затрат в целях создания новой конкурентоспособной промышленной продукции, связанных с НИОКР, для внешних рынков.

Читать также:  Инициатива поддержки и развития малого и среднего бизнеса на уровне штата

Таблица 1. Ключевые моменты Постановление Правительства РФ от 18 июня 2021 г. № 931

Поддержка производства и реализации пилотных партий средств производства

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 25.05.2017 №634 государством предоставляются субсидии на возмещение затрат на выпуск и реализацию пилотных партий средств производства. Субсидии предоставляются в целях преодоления трудностей производителей с финансированием, связанных с его высокой стоимостью и неблагоприятной конъюнктурой, а также с высокими затратами на создание новых производств и их развитие. Стоит отметить, что субсидии предоставляются в размере не более 50% от общего размера фактически понесенных затрат, включая затраты на:

  • сырье, материалы и комплектующие
  • изготовление или приобретение оснастки (не более 20% субсидии)
  • оплату труда работников
  • приобретение расходного инструмента (не более 10% субсидии)
  • топливо и электроэнергию для технологических операций (не более 5% субсидии)
  • логистику, поставку пилотной партии (не более 10% субсидии)

Размер субсидии составляет до 150 млн руб., за исключением турбин, экскаваторов, комбайнов и др., на которые сумма может достигать 300 млн руб. Ежегодно до 15 февраля 2023-2026 гг. в Минпромторг РФ необходимо представить отчет о достижении показателя, необходимого для достижения результата предоставляемой субсидии, и показателей результативности с приложением подтверждающих документов.

Пилотной признается партия при следующих ограничениях
  • Ограничения по объему: не более 15 штук при себестоимости единицы от 1 до 10 млн рублей, не более 10 – от 10 до 25 млн, не более 5 – от 25 млн.
  • Ограничения по ОКПД2

Таблица 2. Ограничения по себестоимости и объему пилотных партий на основе ОКПД2

Определение пилотных партий для субсидирования проводится межведомственной комиссией, создаваемой Минпромторгом РФ, на основе конкурсного отбора.

Для получения субсидии организация должна одновременно выполнять несколько условий:

  • Договор (или предварительный договор) с потребителем о реализации пилотной партии заключен в течение 12 месяцев до дня подачи заявки на участие в отборе
  • Договор содержит обязательства по осуществлению поставки пилотной партии в течение 1,5 лет по истечении года, в котором заключено соглашение о предоставлении субсидии, или не позднее 31 декабря года, следующего за годом заключения соглашения.
  • Отсутствие аффилированности между поставщиком и потребителем.

Промышленная ипотека

В сентябре 2022 года Правительством опубликован документ, в котором запущен механизм ипотеки на покупку производственной недвижимости (Постановление Правительства Российской Федерации от 06.09.2022 № 1570). Промышленная ипотека — это льготный кредит для покупки производственных площадей для быстрого запуска или расширения бизнеса. Приобретая готовую производственную площадку, бизнесу легче будет запуститься с «нуля». Заемщики кредитуются под следующие объекты недвижимости: здания, строения, сооружения либо части сооружений, приобретаемые для промышленного производства. На 2022-2025 годы на реализацию механизма заложено более 970 млн рублей.

В ноябре 2022 года предложено расширить механизм промышленной ипотеки, включив в него не только приобретение площадей, но и их строительство, капремонт и реконструкцию.

Программой предусмотрены две льготные процентные ставки:

  • 3% годовых — действует для технологических компаний;
  • 5% годовых — действует для иных компаний.

Максимальный размер кредита составит 500 млн рублей. По расчетам Правительства РФ, в среднем, эта сумма позволит приобрести 10 тыс. кв. м промышленной недвижимости. Срок кредитования будет составлять не более 7 лет.

Читать также:  Налоговые расходы в государственных программах это

Еще одним условием для получения кредита является использование заемщиком не меньше, чем 50% площади купленной недвижимости под производство. Это условие должно выполняться в период действия кредитного договора с даты, не позже, чем через 3 года с момента его заключения.

Для реализации программы Минпромторгом определены 16 банков. В этот перечень вошли: ДОМ.РФ, Альфа-банк, ВТБ, Россельхозбанк, Росбанк, Сбербанк, «Кубань кредит», Транскапиталбанк, Промсвязьбанк, Совкомбанк, «Ак Барс», «Аверс», «Центр-инвест», «ФК Открытие», Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства и Новикомбанк. С начала действия промышленной ипотеки эти банки уже отобрали свыше 500 потенциальных заемщиков с портфелем в 70 миллиардов рублей.

Однако есть и ограничения на применения механизма льготной промышленной ипотеки. Так, ей не могут воспользоваться:

  • предприятия, занимающиеся добычей и продажей сырой нефти и природного газа;
  • производители и продавцы жидкого топлива, табачных изделий и алкоголя.

Стимулирование разработки конструкторской документации (КД)

Правительством РФ разработана и внедрена новая мера поддержки организаций в условиях санкций – программа стимулирования разработки российскими предприятиями конструкторской документации (КД) (Постановление Правительства Российской Федерации от 18.02.2022 № 208). Ее основной целью является стимулирование разработки КД для серийного выпуска критически важных комплектующих. Ключевой оператор — АНО «Агентство по технологическому развитию».

Максимальный размер гранта составляет 100 млн рублей, но не более 80% всего бюджета проекта. Грант может быть израсходован:

  • на оплату труда работников, участвующих в разработке документации (до 70% суммы гранта)
  • на приобретение оборудования и запасных частей, изготовление опытных образов (до 50% суммы гранта)
  • на привлечение подрядных организаций (до 30% суммы гранта)
  • на производство опытной партии, тестирование, сертификацию и испытание (до 70% от суммы гранта)
  • и др.

Максимальный срок разработки КД – 2 года. В рамках программы предусмотрены также показатели результативности гранта: превышение объема выручки, полученной по КД, над объемом оказанной поддержки в 2 раза за 4 года с даты окончания работ по разработке КД.

Изменения в специнвестконтрактах

До конца 2023 года российские компании, внедряющие новые технологии в промышленное производство, смогут в два раза быстрее заключать с государством специальные инвестиционные контракты (СПИК 2.0). Соответствующее Постановление было принято Правительством РФ 20 сентября 2022 года №1660 «О внесении изменений в Правила заключения, изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов».

В апреле 2022 года минимально возможный срок процедуры заключения СПИК был сокращен до полутора месяцев. Такого сокращения удалось добиться благодаря пересмотру регламента части процедур:

В декабре 2022 года стало также известно, что в Госдуму внесут проект изменений об обнулении налога на прибыль для участников специальных инвестиционных контрактов первого типа (СПИК 1.0).

Программы, субсидии и инструменты помощи промышленным компаниям

Задачи заместить в ближайшее время все импортные материалы, изделия и комплектующие в принципе не стоит, именно поэтому определяются критически важные проекты. Одновременно у госорганов есть понимание, что многие из отобранных проектов будут как минимум на первом этапе убыточными, однако необходимо оценивать конкурентоспособность производимой продукции в перспективе, в том числе на мировом рынке, уже сейчас: не только с точки зрения стоимости, но и удобства и комплектации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *