Работа по реализации государственной программы что это

Работа по реализации государственной программы что это

В рамках информационного проекта «Эксперт БФТ» мы начинаем публикацию серии материалов, посвящённых вопросам организации работы по обеспечению реализации положений Указа Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Еженедельно, в течении ближайшего месяца, в рубрике «Экспертные материалы» Вы сможете знакомиться с материалами, содержащими описание и общие рекомендации по следующим направлениям:

  • подходы к разработке инструментов достижения национальных целей;
  • характеристика и особенности общего алгоритма построения проектов;
  • подходы к реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», используемые на уровне Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
  • форматы разработки проектов;
  • принципы организации работы по достижению национальных целей;
  • особенности контроля реализации национальных проектов.

В рамках Блока 1 рассматриваются вопросы, затрагивающие принципы, заложенные в основу единого механизма разработки и реализации национальных проектов, инструменты достижения национальных целей и общий алгоритм построения проектов.

4 июня 2018 года Председателем Правительства Российской Федерации утверждены методические указания по разработке национальных проектов (программ) № 4072п-П6 (далее – Методические указания), содержащие описание подходов к реализации положений Указа Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ № 204).

Несмотря на то, что за последние два года были разработаны и запущены приоритетные проекты и программы, началась и осуществляется активная работа по их исполнению, новые задачи требуют переформатирования ряда позиций, внедрения новых механизмов работы и обновления подходов к проектной деятельности. Это обусловлено тем, что в рамках исполнения Указа № 204 предстоит разработать целый ряд новых документов, охватывающих все самые важные направления развития нашей страны – и в экономике, и в социальной сфере.

Читать также:  Программа государственного экзамена педагогическое образование

Методическими указаниями установлены единые для всех уровней власти методы, способствующие наиболее эффективной организации работы по национальным проектам, основанные на декомпозиции целей и задач на управляемые элементы, и применении принципов проектного управления.

В целях реализации положений Указа № 204 Методическими указаниями предусматривается формирование трёх видов проектов:

  • национальные проекты (НП);
  • федеральные проекты (ФП);
  • региональные проекты (РП).

При формировании национальных проектов применительно к соответствующей сфере/направлению осуществляется детализация задач Указа № 204 до результатов, определяются контрольные точки, подтверждающие получение результатов национального проекта, планируются мероприятия, в совокупности обеспечивающие получение результатов национального проекта, а также необходимый объем ресурсов, закрепляется ответственность должностных лиц за реализацию национального проекта в целом. При этом достижение целей, целевых показателей и решение задач национального проекта обеспечивается путём исполнения сводного плана мероприятий по реализации национального проекта, состоящего из планов мероприятий по реализации федеральных проектов.

Работа по реализации государственной программы что это

Рисунок 1 — Иерархия проектов, подлежащих разработке в целях реализации национальных проектов (программ)

Следует отметить, что Методические указания не содержат требований/рекомендаций об обязательности формирования субъектами Российской Федерации планов мероприятий по реализации региональных проектов и (или) обеспечения взаимоувязки планов мероприятий, формируемых федеральными органами исполнительной власти (далее – ФОИВ) в целях реализации федеральных проектов, с соответствующими региональными документами. Вместе с тем, представляется, что при разработке на уровне региона мер, направленных на обеспечение реализации региональных проектов, определённая координация должна быть осуществлена.

В документе отсутствуют и прямые рекомендации в отношении обязательности формирования аналогичных проектов на муниципальном уровне. Однако, положение о том, что при необходимости на уровне органов местного самоуправления закрепляется персональная ответственность за выполнение региональных проектов, на наш взгляд, свидетельствует о том, что это допускается и, кроме того, логично и в целом соответствует принципам целеполагания.

Читать также:  Государственная программа развития здравоохранения до 2020 года ульяновской области

Целевые показатели, определённые Указом № 204, должны быть последовательно детализированы и закреплены соответствующими органами власти в национальных, федеральных и региональных проектах. Одновременно, в случае, если в формулировке цели отсутствует целевой показатель, определяются дополнительные показатели и задачи, позволяющие однозначно оценить достижение цели национального проекта.

Следует отметить, что такой подход уже знаком специалистам, ранее принимающим участие во внедрении программно-целевых принципов управления и разработке государственных (муниципальных) программ на основе подходов, рекомендуемых Минфином России. Принципы и подходы, по сути, аналогичны, это:

  • иерархический принцип построения системы целеполагания (принцип каскадирования);
  • показатели конечного (НП/ФП/РП) и непосредственного результата (Планы мероприятий по реализации проектов);
  • наличие ответственного за достижение результата на каждом уровне системы целеполагания.

Работа по реализации государственной программы что это

Рисунок 2 — Общий алгоритм построения проектов (с отражением основных параметров по направлению «Цифровая экономика»)

Сроки проведения и представления результатов работ обозначены в перечне поручений Председателя Правительства Российской Федерации (резолюция от 22 мая 2018 года № ДМ-П13-2858), согласно которым федеральные ведомства должны:

— представить в правительство предложения по динамике значений целевых показателей реализации нацпроектов, уточнению перечня задач, определение источников и параметров финансирования с учётом разграничения полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации в срок —

до 29 июня;

— обеспечить разработку (или доработку) соответствующих национальных проектов (программ) и представить их в правительство в срок —

до 15 августа;

— обеспечить разработку проектов планов мероприятий по их реализации и представить их в правительство в срок –

до 1 октября 2018 года.

Разработка соответствующих национальных проектов (программ) и планов мероприятий по их реализации должна осуществляться путём взаимодействия ФОИВ с Минэкономразвития России, Минфином России, Минвостокразвития России, Минкавказа России, Федеральным проектным, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Читать также:  Государственная программа понятие структура

Кроме того, должна быть произведена работа по интеграции национальных проектов (программ) и приоритетных проектов (программ) в государственные программы Российской Федерации. Данное поручение дано Минэкономразвития России, Минфину России и Федеральному проектному офису с одновременным указанием о том, что в основу должен быть заложен принцип формирования единого документа стратегического и бюджетного планирования.

Таким образом, за этот период все документы стратегического планирования, включая Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, будут полностью трансформированы в целях обеспечения достижения национальных целей развития Российской Федерации, определённых Указом № 204.

Продолжение следует
___________________________________________________________________

В рамках Блока 2 Вы сможете ознакомиться с подходами к реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», реализуемыми на уровне Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, перечне и сроками разработки соответствующих федеральных программ, а также требованиями к форматам разработки проектов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *