Разработка государственных программ в социальной сфере

Правительством на регулярной основе рассматриваются и принимаются различные социальные программы. Каждая из них основывается на законодательных актах. Эти программы направлены на поддержание нуждающихся граждан и улучшение их жизненного уровня. Сферы деятельности, которые охватывает подобная социальная поддержка, могут быть различными: здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, образование и прочее.

Понятие социальной программы

Это совокупность мероприятий, направленных на поднятие жизненного статуса определенной части населения. Как правило, в мерах социальной поддержки нуждаются пенсионеры, семьи, имеющие статус многодетных, инвалиды, участники ВОВ. Осуществляется данная государственная помощь за счет федерального бюджета. По своей направленности социальные программы могут осуществляться как на федеральном, так и на региональном уровне. Воплощение любой социальной программы в жизни требует прохождения нескольких стадий:

Цели разработки социальных программ

В последнее время Правительство РФ принимает всё больше мер для поддержания различных слоев населения. Государство стремится охватить как можно больше сфер деятельности. Однако цели таких преобразований зачастую схожи:

Социальные программы могут быть реализованы в виде денежных компенсаций, предоставления субсидий, а также назначения всевозможных льгот.

Виды государственной поддержки

В зависимости от типа поддержки, разрабатывается конкретная социальная программа:

Виды социальных программ

В зависимости от целей, а также направленности на определенную группу населения, социальные программы делятся на следующие виды:

В поддержке государства нуждаются те категории граждан, которые по тем или иным причинам не могут обеспечить себя должным образом. Приоритетными для социальной поддержки являются  следующие группы населения:

Могут быть внедрены социальные программы, направленные на конкретную часть лиц. Существующая программа на субсидирование жилья «Молодая семья» подразумевает помощь лицам, чей возраст не превышает 35 лет.

Социальные программы в России и их финансирование

Реализация социальных программ в России происходит за счет бюджета государства, а также бюджета местных властей. Существуют также программы, которые обеспечиваются средствами и государственного бюджета, и местной казны.

Программы государственного финансирования

Обеспечение только за счёт государства имеют социальные программы, поддерживающие группу федеральных льготных лиц.

Программы совместного финансирования

Региональные льготные категории граждан попадают под действие программ, рассчитанных на совместное обеспечение государства и региональных властей.

Программы регионального финансирования

Регионы могут самостоятельно разрабатывать социальные программы и устанавливать правила социальной поддержки. При этом средства, обеспечивающие реализацию данных проектов, выделяются только из регионального бюджета.

Наиболее распространенной является поддержка многодетных семей. Каждый регион может определять способ поддержки: выплата ипотечных субсидий или единовременное пособие на приобретение жилья, а также его строительство. Во многих регионах действует такой вид поддержки многодетным семьям, как выделение конкретных земельных участков.

Существуют программы, которые действуют в конкретном регионе. Ярким примером такой программы является поддержка работников социальной сферы в Башкортостане. Так работники медицинских учреждений, учителя, а также работники в сфере культуры могут вступать в жилищные кооперативы. Соответственно, взносы будут осуществляться также на льготной основе. Подобная мера социальной поддержки в Башкортостане распространяется и на многодетные семьи.

В различных сферах общественной жизни выполняется ряд целевых программ. Самыми крупными являются:

Образовательная программа

Направлена на выполнение задач по улучшению уровня образования от начального до высшего профессионального. Также проводится контроль над доступностью образования для всех категорий граждан.

Были внедрены Федеральные государственные стандарты, которые помогут в реализации образовательной программы.

Программы по обеспечению жильём

Важно! Субсидии, выделяемые государством, направлены на погашение только части стоимости жилья. Оставшаяся сумма должна быть погашена участниками социальной программы самостоятельно. Также необходимо знать, что приобретаемое жильё не должно быть меньше установленных стандартов. На 2023 год был установлен стандарт — 18 кв.м. на 1 человека.

Программа по контролю над безработицей

Это программа подконтрольна Министерству Труда РФ  и носит название «Содействие занятости населения». С ее помощью достигаются следующие цели:

Большинство программ, действующих в 2023 году, успешно реализуются несколько лет и содействуют социальному благополучию.

08.00.10 — Финансы, денежное обращение и кредит

Маркова Алина Алексеевна

Российского университета дружбы народов (РУДН)

Разработка и реализация государственных программ Российской Федерации

Аннотация: В статье рассматривается процесс разработки и реализации

государственных программ, разрабатываемый на уровне Правительства Российской Федерации. Государственная программа представляет собой основной инструмент повышения эффективности бюджетных расходов, который позволяет сконцентрировать ресурсы для достижения определенных целей и задач государственной политики по наиболее приоритетным направлениям. В статье также анализируются федеральные и ведомственные целевые программы как составные элементы структуры государственной программы.

Ключевые слова: Г осударственная программа; целевая программа; программный бюджет.

Идентификационный номер статьи в журнале 10БУЫ613

People’s Friendship University of Russia (PFUR)

The development and implementation of government programs of Russian Federation

Abstract: This article describes the government program’ process of the development and implementation, which is developed by the Russian Government. The state program is the main tool for improving the efficiency on-budget expenditures, which allows to accumulate resources for achieving specific goals and objectives of the state policy on high-priority areas. The article also examines Federal Target Programme and Departmental Target Programme as an element of state program structure.

Keywords: Government program; target program; program budgeting; subprogram; Federal Target Programme; Departmental Target Programme; government program structure.

Identification number of article 10EVN613

Внедрение программного бюджета в настоящий период получило повышенное значение, поскольку сложности, связанные с формированием доходной части бюджета подталкивают к поиску инноваций построения бюджета, имеющихся в мировой практике. В этой связи, программный бюджет представляет собой одну из лучших практик в достижении эффективной бюджетной политики. Переход на программное формирование бюджета позволяет повысить прозрачность и результативность государственных расходов, сосредоточить все инструменты, которыми располагает государство для развития экономики в рамках государственных программ. Основанием для разработки государственных программ РФ является их перечень, который утвержден Распоряжением Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. №1950-р.

Государственная программа включает в себя подпрограммы и (или) федеральные целевые программы, ведомственные целевые программы и (или) основные мероприятия, а также мероприятия. Программы могут быть сложными и масштабными, поэтому они разделяются на подпрограммы, которые направлены на решение уже конкретных задач по государственной программе. Если федеральные целевые программы не реализуются по мере осуществления государственной программы, то в содержании государственной программы остаются только подпрограммы. Вместе с тем, при всей логике построения государственной программы, неучтенными остались вопросы разнокалиберности использования инструментов на разных уровнях ее реализации — федеральном, региональном и муниципальном.

Орган исполнительной власти, ответственный за разработку и реализацию государственной программы, определяется Правительством Российской Федерации. Разработка проекта государственной программы ответственным исполнителем осуществляется совместно с соисполнителями. При этом в процессе подготовки проекта и корректировки могут меняться и уточняться направления реализации и состав соисполнителей, если это необходимо для достижения целей государственной программы при реализации мероприятий.

Подпрограмма представляет собой составную часть программы, включающая работы, направленные на достижение стратегического результата деятельности ведомства по программе.

Государственная программа является инструментом повышения эффективности государственных расходов и достижения целей долгосрочной стратегии развития страны.

Этапом формирования и реализации перечня государственных программ занимается Министерство экономического развития РФ и Министерство Финансов. Второй этап включает в себя утверждение составленного перечня государственных программ, которое осуществляет Правительство РФ. Последний этап представляет собой разработку государственной программы на основании утвержденного перечня государственных программ.

Можно выделить общие принципы разработки и реализации государственных программ:

• государственная программа формируется из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения;

• определяется орган исполнительной власти, который отвечает за реализацию и достижение конечных результатов государственной программы;

• устанавливаются результаты государственной программы, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и объемы и качество оказания государственных услуг;

• в государственные программы включаются все сферы деятельности органов исполнительной власти и, следовательно, распределяется большая часть бюджетных ассигнований и других ресурсов, которые находятся в распоряжении органов;

• органы исполнительной власти по управлению государственных программ должны наделяться полномочиями, которые необходимы и достаточны для достижения целей и задач программ;

• должна проводиться постоянная оценка результативности и эффективности реализации государственных программ.

Государственная программа должна содержать в себе:

• ответственного исполнителя и соисполнителя программы;

• цели и задачи программы;

• целевые индикаторы и показатели программы;

• этапы и сроки реализации программы;

• объемы бюджетных ассигнований программы;

Перечень федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на 2013 год, млн.руб.

Наименование разделов, программ и подпрограмм Г осударственные капительные вложения Текущие расходы Общий объем финансирования

Развитие высоких технологий 88201,0225 199209,0317 35635,5150 323045,5692

Развитие государственных институтов 6906,6100 281,8500 7003,7600 14192,2200

Согласно приоритетам государственной политики, формируются цели государственной программы, которые, в итоге, должны отражать конечные результаты ведомств. Цель, в свою очередь, разбивается на задачи, которые способствуют ее достижению и определяют конечные результаты мероприятий.

Целевая программа представляет собой специально разработанную совокупность мер, выстроенных в определенной последовательности и согласованных по срокам, ресурсам и исполнителям, и направленных на достижение цели и задачи.

Читать также:  Правительственная инициатива по продвижению изучения и использования языков в Республике Казахстан

На протяжении длительного периода времени проводилась отработка механизма формирования федеральных целевых программ, но реализация этого механизма на отраслевом и межрегиональном уровне до сих пор имеет ряд проблем.

В связи с этим, Правительством Российской Федерации было принято решение о включении их в качестве отдельных элементов государственных программ, остальные же направления должны выступать в виде подпрограмм.

1 V П т 1 * V

Рис .2. Динамика финансирования государственных программ по основным направлениям, млн.руб.

Ведомственные целевые программы (ВЦП) являются инструментом программноцелевого планирования, которые применяются для достижения целей и решения задач определенной отрасли. ВЦП привязаны к среднесрочному циклу бюджетного планирования и разрабатываются на срок не более трех лет. Стоит отметить, что пока, в период перехода к

программному бюджету, ведомственные целевые программы в полной мере не используются. Изначально они создавались, чтобы упорядочить расходные обязательства федерального бюджета. На самом деле, при разработке ведомственных целевых программ их используют для аргументации дополнительных бюджетных расходов.

В данном случае сложность заключается в том, чтобы все разнообразие отраслевого управления и специфики внести в единую схему, которая еще бы содержала в себе увязку федеральных и региональных программ.

Необходимо четко структурировать систему госпрограмм, чтобы было прописано, куда относится региональная целевая программа, что такое областная целевая программа и почему она используется, определить, где находится муниципальная целевая программа. Если региональная и областная программа являются одним и тем же, то выделить одно наименование и определить, в какой подструктуре находится данный вид программы.

Конечно, остается еще целый ряд нерешенных проблем, возникающих как на этапе формирования государственной программы, так и в период ее реализации, но есть и существенные положительные изменения, которые стали проявляться в период перехода на программно-целевой бюджет.

Таким образом, государственные программы представляют собой эффективный инструмент реализации государственной социально-экономической политики, который позволяет в установленные сроки сконцентрировать ресурсы для достижения конкретных целей. При этом, повышение результативности этих программ во многом зависит от создания единого механизма управления, от федерального до муниципального уровней, который бы позволял их осуществлять.

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации по состоянию на 13 февраля 2013.

2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 годах.

3. Заключение Счетной Палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» 5 октября 2012 г. № 41К (874).

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.

5. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 г. №588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации».

6. Программа повышения эффективности бюджетных расходов до 2012 года (распоряжение Правительства РФ от 30 июня 2010 г. №1101-р.).

7. Распоряжение Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. № 1950-р «Об утверждении Перечня государственных программ Российских Федерации» (в ред. распоряжений Правительства РФ от 10.07.2013 N 1181 -р).

8. Афанасьев М.П., Беленчук А.А., Березкин Д.И., Захаров К.Е., Киракосян Р.М., Крыл

ов Г.З., Шаш Н.Н., Поверин М.В. Программный бюджет. Учебное пособие под р едакцией М.П. Афанасьева. — М.: Магистр: ИНФРА-М, 2012. -384 с.

9. Малиновская О.В., Скобелева И.П., Бровкина А.В. Государственные и муниципальные финансы . — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Кнорус, 2012. — 480 с.

10. Сайт Департамента государственных целевых программ и капитальных вложений Министерства Экономического развития. URL: http://fcp.economy .gov.ru.

11. Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/.

12. Сайт Министерства Финансов Российской Федерации. Ц^: www.minfin.ru/

13. Сайт Счетной Палаты Российской Федерации. ЦКЬ: http://www.ach.gov.ru/ru/

Рецензент: Блохина Татьяна Константиновна, доктор экономических наук, профессор кафедры «Финансы и кредит» Российского университета дружбы народов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bjudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii po sostojaniju na 13 fevralja 2013.

Bjudzhetnoe poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii o bjudzhetnoj politike v 20122014 godah.

Zakljuchenie Schetnoj Palaty Rossijskoj Federacii na proekt federal’nogo zakona «O federal’nom bjudzhete na 2013 god i planovyj period 2014 i 2015 godov» 5 oktjabrja 2012 g. № 41K (874).

Koncepcija dolgosrochnogo social’no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda ot 17 nojabrja 2008 g. N 1662-r.

Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 2 avgusta 2010 g. №588 «Ob utverzhdenii Porjadka razrabotki, realizacii i ocenki jeffektivnosti gosudarstvennyh programm Rossijskoj Federacii».

Programma povyshenija jeffektivnosti bjudzhetnyh rashodov do 2012 goda (rasporjazhenie Pravitel’stva RF ot 30 ijunja 2010 g. №1101-r.).

Rasporjazhenie Pravitel’stva RF ot 11 nojabrja 2010 g. № 1950-r «Ob utverzhdenii Perechnja gosudarstvennyh programm Rossijskih Federacii» (v red. rasporjazhenij Pravitel’stva RF ot 10.07.2013 N 1181-r).

Afanas’ev M.P., Belenchuk A.A., Berezkin D.I., Zaharov K.E., Kirakosjan R.M., Krylov G.Z., Shash N.N., Poverin M.V. Programmnyj bjudzhet. Uchebnoe posobie pod redakciej M.P. Afanas’eva. — M.: Magistr: INFRA-M, 2012. -384 s.

Malinovskaja O.V., Skobeleva I.P., Brovkina A.V. Gosudarstvennye i municipal’nye finansy . — 2-e izd., dop. i pererab. — M.: Knorus, 2012. — 480 s.

Sajt Departamenta gosudarstvennyh celevyh programm i kapital’nyh vlozhenij Ministerstva Jekonomicheskogo razvitija. URL: http://fcp.economy.gov.ru.

Sajt Ministerstva jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/.

Sajt Ministerstva Finansov Rossijskoj Federacii. URL: www.minfin.ru/

Sajt Schetnoj Palaty Rossijskoj Federacii. URL: http://www.ach.gov.ru/ru/

СОВРЕМЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В

Modern state social programs in the Russian Federation

И. П. Чупина, д.э.н., профессор Уральского государственного аграрного Университета Е. В. Зарубина, к.ф.н., доцент Уральского государственного аграрного Университета Н. Н. Симачкова, к.и.н., доцент Уральского государственного аграрного Университета

(Екатеринбург, Карла Либкнехта, 42)

Актуальность социальных программ обусловлена направленностью на человека и общество, права и свободы которого, согласно Конституции РФ, являются высшей ценностью, а контроль за их соблюдением и защитой — прерогативой государства. Россия является социальным государством, что подразумевает создание определенных условий для населения, которые должны обеспечивать всем гражданам достойную жизнь. Социальная политика государства, включающая разработку и реализацию соответствующих государственных программ, является одной из основных видов деятельности государства, поэтому актуальна в любое время. Прежде всего, стоит сказать, что под государственной программой понимается особый документ, созданный с целью достижения определенных приоритетов и решению ряда задач в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности страны посредством осуществления комплекса мероприятий. Данные приоритеты и задачи в свою очередь определены стратегией социально-экономического развития и прочими смежными документами. Разрабатывается государственная программа федеральными органами исполнительной власти на период, который определит Правительство РФ. Таким образом, под социальными государственными программами понимаются программы, направленностью которых является социальная общественная сфера, а именно комплекс мероприятий, осуществление которого приведет к удовлетворению потребностей населения, повышению уровня и качества жизни, а также к полноценному и общедоступному оказанию социальных услуг.

Ключевые слова: социальные программы, экономическое развитие, социальная политика, государственная поддержка, материнский капитал, качество жизни.

The relevance of social programs is determined by the focus on the individual and society, whose rights and freedoms, according to the Constitution of the Russian Federation, are the highest value, and control over their observance and protection is the prerogative of the state. Russia is a social state, which implies the creation of certain conditions for the population, which should provide all citizens with a decent life. Social policy of the state, which includes the development and implementation of relevant state programs, is one of the main activities of the state, so it is relevant at any time. First of all, it should be said that the state program is a special document created to achieve certain priorities and solve a number of tasks in the sphere of socio-economic development and national security of the country through the implementation of a set of measures. These priorities and tasks, in turn, are defined by the socio-economic development strategy and other related documents. A state program is being developed by Federal Executive authorities for a period to be determined by the Government of the Russian Federation. Thus, social state programs are understood as programs that focus on the social public sphere, namely, a set of measures that will lead to meeting the needs

of the population, improving the level and quality of life, as well as to the full and universal provision of social services.

Keywords: social programs, economic development, social policy, state support, maternity capital, quality of life.

Госпрограмма «Социальная поддержка граждан» включает в себя шесть подпрограмм, среди которых есть целевые федеральные программы. Первая подпрограмма является совокупностью мероприятий, цель которых — поддержка отдельных категорий населения, среди которых граждане, пострадавшие от радиационных аварий, Герои СССР и РФ, ветераны Великой Отечественной Войны, инвалиды, пенсионеры и др. В основном поддержкой является материальная помощь, например добавки к пенсиям по достижению определенного возраста. На 1 января 2020 года 5 тысяч 886 рублей добавляют пенсионерам, возраст которых составляет восемьдесят лет. Однако, помимо непосредственных выплат, государство оказывает помощь в виде социальных услуг, включающих в себя бесплатное (льготное) санитарно-курортное лечение и бесплатный проезд на железнодорожном пригородном транспорте (в частности для ветеранов войны).

Читать также:  Что устанавливает программа государственных гарантий оказания бесплатной мед помощи

— осуществление обязанностей государства относительно социальной поддержки граждан;

— удовлетворение потребностей граждан в сфере социального обслуживания;

— создание максимально благоприятных условий для рождения детей и жизнедеятельности семьи как института;

— создание соответствующих условий для улучшения уровня и качества жизни посредством повышения материального положения населения.

Для оценки эффективности данной программы применяются показатели численности населения, доход которых ниже, чем прожиточный минимум. А также показатели доли граждан, которые получили социальную поддержку, или которым были оказаны социальные услуги в общей численности граждан, имеющих на это право. Все перечисленные показатели измеряются в процентах.

С 2020 года материнский капитал не просто стандартно увеличился, достигнув 466 тысяч 617 рублей, но и стал выдаваться на первого рожденного или усыновленного ребенка.

Второй государственной социальной программой, которую мы рассмотрим, будет «Содействие занятости населения». Ее основными задачами являются:

— защита граждан от безработицы;

— внедрение культуры безопасного труда;

— защита трудовых прав граждан и повышение эффективности в сфере регулирования процессов, связанных с трудовыми ресурсами.

По данным на 2019 год она охватывала примерно 2 млн. человек, а в 2020 это число возросло до 2,5 млн. человек. Данная платформа, в частности, обеспечивает взаимодействие между работодателями и выпускниками, а также образовательными учреждениями с целью организации практик. Название второго проекта говорит само за себя. Женщинам во время декретного отпуска предоставляется возможность бесплатного прохождения курсов по обучению выбранной ими профессии из предложенных вариантов в их городе. Более того проект предусматривает создание учреждений дошкольного образования или расширение услуг уже имеющихся учреждений, в которых будут группы для детей до трех лет.

Однако именно этот проект является очень спорным. Если его первая часть приведена в исполнение, то вторая часть на данный момент терпит провал. Ясельные группы, предусмотренные для детей в возрасте до трех лет, закрываются все в большем количестве детских садов. Частные лицензированные организации, предоставляющие данную услугу, не отличаются долговечностью и надежностью (даже при наличии лицензий). Данное явление особо хорошо отслеживается в небольших городах и зачастую связано с дефицитом кадров.

Тем не менее, средняя заработная плата на душу населения, в 2020 году достигла 46 тысяч 324 рубля (почти на 11% выше, чем в 2019 году), а МРОТ на 1 января 2020 года составил 12 тысяч 130 рублей (на 7,5% выше, чем в 2019 году). Однако, помимо роста данных показателей, вырос и общий уровень безработицы: если в 2019 году он был ранен

4,4%, то в марте 2020 года он составил уже 4,7%. Исходя даже только по этих показателей, можно сказать, что реализация данной социальной госпрограммы весьма нестабильна. Часть ее успешно приведена в исполнение, а часть терпит фиаско. Однако программа рассчитана на период до 2024 года, поэтому все еще может измениться в лучшую сторону. Но пока мы делаем вывод, что программа эффективна лишь частично.

Следующая социальная госпрограмма называется «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Она направлена на решение множества задач, но основными среди них являются:

— формирование комфортной городской среды;

— обеспечение жильем особых категорий граждан;

— создание условий для развития массового строительства жилья экономического класса;

— обеспечение населения качественными жилищно-коммунальными услугами;

— развитие ипотечного жилищного кредитования.

Данные задачи реализуются так же через комплекс мероприятий и ряд проектов. Как раз среди таких проектов можно выделить такой, как «Ипотека». Его суть состоит в обеспечении доступным жильем семей со средним достатком посредством использования ипотечного кредита, ставка которого должна быть менее 8%, что значительно облегчает покупку квартиры и не наносит серьезного удара по бюджету семьи. Помимо этого, в сравнении с 2019 годом, в 5 раз увеличилось количество самих организаций, предоставляющих ипотечные кредиты (займы) семьям, имеющим 2 и более детей, по ставке всего 6% годовых.

Подводя итоги, можно сказать, что данное направление является комплексным и соответственно направлено на всестороннее развитие социально-экономической сферы и решение проблем удовлетворения основных материальных и культурных потребностей населения. Однако стоит отметить некоторые проблемы с финансированием, а именно тот факт, что оно обеспечивается из государственного бюджета, который весьма ограничен. В тоже время в социальных госпрограммах прописано и реализуется достаточное количество мероприятий для воплощения поставленных целей и задач. Результаты реализации программ частично были представлены в данной работе и, исходя из них, можно сделать вывод об эффективности рассмотренных госпрограмм. Однако, есть к чему стремиться, так как некоторые программы реализованы не до конца, и следовательно, методы реализации можно попытаться усовершенствовать, чтобы достичь большей эффективности.

Звягинцев П. С.

к.э.н., в.н.с. Института экономики РАН

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РОССИИ

Ключевые слова: государственные программы, федеральные целевые программы, расходы федерального бюджета, инструмент управления, социально- экономическое развитие.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» федеральные и ведомственные целевые программы объединены в государственные программы.

Государственной программой является система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.

Государственные программы позволяют в рамках программно-целевого метода конкретизировать усилия для комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем экономической и социальной политики страны, обеспечивать прозрачность и обоснованность процесса выбора целей, которые необходимо достигнуть в различные временные периоды, пути достижения результатов с использованием, в случае необходимости, различных форм поддержки на федеральном уровне.

Государственная программа включает в себя федеральные целевые программы и подпрограммы, содержащие, в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти (подпрограммы).

Деление государственной программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности, и сложности решаемых в рамках государственной программы задач. Подпрограммы направлены на решение конкретных задач в рамках государственной программы.

Инструментом государственного управления социально-экономическим развитием России являются государственные программы.

Государственные программы разрабатываются исходя из положений концепций долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на соответствующий период, федеральных законов, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Государственные программы, направленные на социально-экономическое развитие одного или нескольких субъектов Российской Федерации, включают мероприятия по регулированию и координации деятельности по достижению целей социально-экономического развития соответствующей территории, реализации комплексных проектов, которые невозможно полностью отнести к одной из государственных программ, направленных на комплексное развитие отдельных отраслей экономики и социальной сферы, обеспечение национальной безопасности. Данные государственные программы должны отражать аналитически (справочно) мероприятия, реализуемые на соответствующей территории в рамках отраслевых государственных программ, а также соответствующие таким мероприятиям расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов и юридических лиц.

Долгосрочные целевые программы разрабатываются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления и подлежат утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления.

Формирование перечня долгосрочных целевых программ осуществляется органами исполнительной власти, местного самоуправления в соответствии с прогнозами социально-экономического развития Российской Федерации и социально-экономического развития соответствующей территории и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами.

При помощи осуществления научно обоснованных государственных программ должны достигаться конкретные цели структурной, инвестиционной, научно-технической, социальной, экологической политики с учетом приоритетов и целей социально-экономического развития страны.

Опыт экономически развитых стран показывает, что социальные и экономические проблемы можно решать посредством государственных программ. Это свидетельствует о перспективности программно-целевого метода и его преимуществах по сравнению со сметным финансированием при решении ряда долгосрочных социально-экономических задач. Данный метод позволяет также решать такие задачи, которые могут быть не эффективны, неподъемны или малопривлекательны для бизнеса. При отдельных положительных качествах частного капитала, он не во всех случаях

в состоянии обеспечить реализацию, например, ряда социальных и крупных инфраструктурных проектов в процессе экономического развития страны.

Особая роль целевых программ в рыночной экономике определяется тем, что рынок не всегда позволяет в полной мере мобилизовать дополнительные финансовые и материальные ресурсы для развития регионов. Успешно решая задачи использования ресурсов, он довольно плохо справляется с задачами их воспроизводства, требующими большей продолжительности инвестиционного цикла. Поэтому все, что связано с приданием экономике поступательной целевой динамики в условиях дискретности крупных народнохозяйственных проблем, можно реализовать только с помощью программ.

Читать также:  ФГОС 38.03.04 Государственное и муниципальное управление

В условиях выхода из кризиса большое значение приобретает антиинерционный потенциал программного метода, его способность мобилизовать ресурсы на решение таких проблем, которые еще не вошли в структуру интересов сложившихся звеньев экономики и поэтому не могут быть решены в рамках их традиционного функционирования.

При этом программно-целевой метод в условиях выхода из кризиса позволяет проводить как конструктивные структурные сдвиги, так и смягчения негативных социально-экономических последствий.

Программно-целевой метод планирования является одним из основных инструментов бюджета, ориентированного на результат, и наиболее ярко выражает его основные принципы. Этот метод заключается в установлении или отборе приоритетных целей и задач использования бюджетных средств и разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в заданные сроки. Бюджетное планирование заключается в системном планировании выделения бюджетных средств на реализацию утвержденных законом или нормативным актом целевых программ.

Базовая модель программного бюджетирования представляет собой процесс составления государственного бюджета, ориентированного на достижение результатов от финансирования государственных программ посредством государственных расходов. Программное бюджетирование использует анализ затраты-выгоды для целей принятия решения о распределении финансирования и оценивает соответствие достигнутых результатов программ их целям.

Программная структура является связующим звеном между бюджетом и общим стратегическим планированием. Соответственно, программная структура является способом классификации расходов, но должна рассматриваться как инструмент анализа стратегических задач. Программное бюджетирование использует подход «сверху-вниз», в отличие от противоположно направленного подхода, используемого при традиционном бюджетировании.

Государственные программы в настоящее время положены в основу планирования бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

По словам премьер-министра России Дмитрия Медведева — «через механизм государственных программ в настоящий момент уже проходит более половины средств государственного бюджета, а именно 57%. Мы исходим из того, что к 2016 году, таким образом, будут расходоваться практически все средства федерального бюджета — до 95%. От того, насколько эффективно исполняются программы, зависит модернизация здравоохранения и образования, всей социальной сферы, сбалансированное региональное развитие, наше продвижение в различных областях. С реализацией отраслевых государственных программ связано создание новых производств, включая импортозамещение, и, конечно, в целом повышение конкурентоспособности наших предприятий»1.

Однако, несмотря на высказывания премьер-министра России Дмитрия Медведева о том, что к 2016 году, будут расходоваться практически все средства федерального бюджета на государственные программы — до 95% в действительности расходы федерального бюджета на государственные программы составили в 2016 году 55,46% и в 2017 году 53,90% (рис. 1).

Структура расходов федерального бюджета в 2014-2017 годы2, %

1 Заседание Правительства 28 апреля 2014 года «Об итогах реализации государственных программ Российской Федерации в 2013 году». http://m.govemment.ra/news/12056/

2 Письмо зам. министра министерства экономического развития Российской Федерации А.Л. Ведева от 14.10.2015 № 29.349-АВ/Д22и; http ://уровень-инфляции.рф/

В соответствии с Перечнем государственных программ Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. N° 1950-р, (с изменениями на 28 апреля 2016 года) ответственными исполнителями разработаны 43 государственные программы Российской Федерации1 и 38 федеральных целевых программ2.

Количество государственных программ Российской Федерации ежегодно увеличивается, а федеральных целевых программ с 2011 года сокращается (рис. 2).

Количество государственных и федеральных целевых программ в 2006-2017 гг.3

Госпрограммы объедены по направлениям. Всего направлений 5.

Из общего количества государственных программ Российской Федерации наибольший удельный вес в общем объеме расходов федерального бюджета (безусловно утвержденных расходов) составляют программы, включенные в направления «Новое качество жизни» (около 40%) и «Инновационное развитие и модернизация экономики» (более 26%), рис. 3.

100,00 90,00 80,00 70,00 60,00 50,00 40,00

2014ГОД 2015 год 2016 год 2017 год

Расходы на реализацию государственных программ РФ (закрытая часть) Эффективное государство I Сбалансированное региональное развитие

■ Обеспечение национальной безопасности, без закрытой части ? Инновационное развитие и модернизация экономики, без закрытой части I Новое качество жизни

Структура расходов на реализацию государственных программ РФ4, %

2 Письмо зам. министра министерства экономического развития Российской Федерации А.Л. Ведева от 14.10.2015 N 29.349-АВ/Д22и

4 Письмо зам. министра министерства финансов Российской Федерации А.М. Лаврова от 31.08.2015 N 01-02-03/09-50 070.

Направление «Новое качество жизни» — это социальное развитие нашего общества и естественно на него приходится наибольшее финансирование из бюджета. Данное направление состоит из 14 государственных программ (табл. 1).

Перечень государственных программ Российской Федерации (направление I. Новое качество жизни)1

Наименование государственной программы Российской Федерации_

2. «Развитие образования» на 2013-2020 годы_

3. Социальная поддержка граждан_

4. «Доступная среда» на 2011-2020 годы_

5. Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации_

6. Развитие пенсионной системы на 2018-2035 годы_

7. Содействие занятости населения_

8. Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности_

9. Противодействие незаконному обороту наркотиков_

10. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах_

11. «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы_

12. «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 I оды_

13. Развитие физической культуры и спорта_

14. Реализация государственной национальной политики_

Расходы бюджета на социальное развитие общества зависят от состояния экономики в России.

Направление «Инновационное развитие и модернизация экономики» занимает второе место по финансированию из бюджета. Если в 2014 году удельный вес в общем объеме расходов федерального бюджета программы «Инновационное развитие и модернизация экономики» составил 26,17%, то в 2015 и 2016 годы он незначительно снизился и составил соответственно 26,14 и 25,66%, а в 2017 году он возрастает до 26,8%.

Из всех направлений государственных программ основным источником развития экономики, создания новой инновационной и импортозамещающей продукции является направление «Инновационное развитие и модернизация экономики». Данное направление финансирует работы, направленные на создание и выпуск новой инновационной продукции, на обновление промышленности на новой технологической основе.

В рамках данного направления реализуются мероприятия, которые не только позволяют российской экономике оставаться мировым лидером в энергетическом секторе, в добыче и переработке сырья, но и создадут конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий. Будут сформированы условия для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики, и в первую очередь в сфере экономики знаний.

Учитывая, что доля импорта в России значительна: в станкостроении — 90%, в тяжёлом машиностроении — порядка 70%, в нефтегазовом оборудовании — 60%, в энергетическом оборудовании — около 50%, в сельхозмашиностроении в зависимости от категории продукции — от 50 до 90%, в гражданском самолётостроении более 80% и так далее, встал вопрос о необходимости импортозамещения2.

Источником финансирования новых технологий и импортозамещающей продукции являются государственные инвестиционные программы, которые таким образом становятся средством решения стратегических задач развития инновационной экономики.

Поэтому необходимо увеличить номенклатуру создаваемых технологий и продукции и кратно увеличить финансирование данного направления государственных программ.

Государство уделяет большое внимание разработке, экспертизе и реализации государственных программ, но результаты их осуществления пока не дают значимого социально-экономического развития России.

Незначительный результат от реализации государственных программ вызван многими недостатками3.

Для повышения эффективности реализации государственных программ Российской Федерации необходимо:

1. В государственных программах должны участвовать государственные и частные предприятия (организации).

2. Ввести персональную ответственность руководителей ведомств за реализацию программ, учитывать достижение программных целей при выплате премий, создать правительственную комиссию по повышению эффективности формирования и реализации госпрограмм.

3. Создание конкурентоспособной инновационной системы на мировом уровне и активизация инновационных процессов в национальной экономике и социальной сфере.

4. Создание Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

2 Совещание Правительства об обеспечении реализации отраслевых программ импортозамещения. — М., 2015. — http://www. advis.ru/php/view_news.php?id= 00B82618 -1B85-1640-8FEF-DA547D9BC6DA

3 Звягинцев П.С. Государственные программы как фактор инновационного развития и импортозамещения в России // Вестник института экономики РАН. — М., 2015. — № 6. — С. 44-55.

5. Переход к Модели стратегического программно-целевого планирования на основе формирования институциональной системы национальных целевых программ.

6. Увеличить финансирование государственных программ направления «Инновационное развитие и модернизация экономики» с учетом задач импортозамещения.

7. Повысить требования к ответственным исполнителям государственных программ в части точного выполнения их условий.

8. Разработать положение о принятии санкций к ответственным исполнителям за недостижение по госпрограмме утвержденных индикаторов и показателей и эффективность работы каждого бюджетного рубля в отчётном периоде.

9. Определять экономическую и социальную эффективность государственных программ.

10. Переход на проектный метод управления госпрограммами.

Таким образом, государственные и федеральные целевые программы являются инструментом управления и драйверов роста социально-экономического развития России.

Однако небольшое бюджетное финансирование данных программ и многие недостатки, возникающие при их разработке и реализации, не дают российской экономике значимых позитивных результатов.

Реализация вышеперечисленных предложений по государственным программам значительно ускорит социально-экономическое развитие экономики России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *