Разработка программы развития государственного предприятия

Кубанова М.Б. студент

4 курс, факультет «Государственное и муниципальное управление» Институт экономики и управления, СКФУ научный руководитель: Новикова И.В., д.социол.н.

профессор кафедра «Государственное и муниципальное управление» Россия, г. Ставрополь

ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

Аннотация: В статье рассмотрена актуальность темы исследования планирования развития государственного предприятия.

Ключевые слова: хозяйственное ведение и оперативное управление, планирование, признаки государственного предприятия.

Kubanova M.B. student

4th year, faculty of State and municipal management» Institute of Economics and management, NCFU supervisor: Novikova I. V., doctor of sociology

STATE ENTERPRISE DEVELOPMENT PLANNING

Annotation: The article considers the relevance of the research topic of planning the development of state enterprises.

Key words: economic management and operational management, planning, signs of the state enterprise.

Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает два типа унитарных предприятии: на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления. Государство на базе социальной собственности создает предприятия, которым передает имущество в хозяйственное или оперативное управление.

Что касается государственных и унитарных предприятий, государственные органы непосредственно осуществляют влияние планирования и регулирования. Компания должна выполнять только действия, указанные в ее уставе, и распоряжаться имуществом, выделенным ей с согласия учредителя.

В уставе отражены предмет деятельности, порядок распределения доходов, виды обязательного декларирования, ответственность лица, ответственного за результаты хозяйственной деятельности, и другие положения. Следует отметить, что договор с предпринимателем содержит условия, которые устанавливают размер вознаграждения в соответствии с финансово-экономической ситуацией, устанавливая ответственность за принятие решений, которые наносят ущерб.

Теперь, рассмотрим основные признаки государственного предприятия и отразим их на рисунке 1.

Различия между государственными предприятиями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления показана в таблице 1.

Таблица 1 — Организационно-правовые основы государственного предприятия_

На праве хозяйственного ведения На праве оперативного управления

Создается по решению государственного органа (органа местного самоуправления) Создается по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности

Учредительный документ — устав предприятия утверждается государственным органом (органом местного самоуправления) Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия при недостаточности его имущества

На праве продавать недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве их в качестве вклада уставный капитал без согласия собственника. Остальным имуществом распоряжаться самостоятельно. Право распоряжаться или иным образом распоряжаться имуществом только с согласия собственника

Собственник имеет право на получение части прибыли, полученной предприятием Порядок распределения доходов предприятия определяется собственником имущества

Собственник осуществляет контроль за предполагаемым использованием и безопасностью имущества предприятия Собственник имеет право конфисковать имущество компании, которое является избыточным, не используется или не используется для других целей

В заключении, государственное предприятие на праве хозяйственного ведения более независимой в организации производства, имеющее ряд признаков, хозяйственных обществ. Размер уставного капитала предприятия капитала не может быть меньше суммы, определенной законом.

Предприятие может создать другое унитарное предприятие (дочернее предприятие) в качестве юридического лица, передав ему часть своих активов для целей экономического управления. Собственник имущества предприятия не несет ответственности по его обязательствам, но принимает решение об определении и целях деятельности, назначении руководителя, создании, реорганизации и ликвидации предприятия.

Читать также:  Государственные программы как инструмент регионального управления

1. Бабич Т. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие / Т. Бабич, И. Козьева, Ю. Вертакова, Э. Кузьбожев. — М.: Инфа-М, 2017. — 336 с.

2. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие. — Инфа-М, 2018. — 260 с.

3. Бухалков М.И. Организация производства и управление предприятием: Учебник / М.И. Бухалков. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 506 с.

4. Драпкина Г.С. Планирование на предприятии: учеб. пособие / Г.С. Драпкина, В.Н. Дикарёв. — Кемерово, 2016. — 132 с.

УДК 658(571.54) ББК 65.29

ПРАКТИКА РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Рассмотрена практика разработки программ развития муниципальных промышленных предприятий. Дополнена классификация программ развития муниципальных промышленных предприятий. Рассмотрена оценка доступности услуг для населения муниципального образования.

Ключевые слова: муниципальное промышленное предприятие, разработка, программа развития, оценка доступности услуг.

WORKING OUT PROGRAMS OF DEVELOPMENT OF MUNICIPAL INDUSTRIAL ENTERPRISES

The article deals with matters of working out programs of development of municipal industrial enterprises. Classification of these programs is enlarged. The article also deals with evaluation of availability of services for population of the municipality.

Keywords: municipal industrial enterprise, working out, program of development, evaluation of service availability.

на создание и плановое развитие коммунальной инфраструктуры для реконструкции, модернизации и нового строительства.

Муниципальные образования выступают в качестве субъекта — организатора разработки и реализации программ развития муниципальных промышленных предприятий.

Анализ практического опыта муниципальных образований выделяет два подхода к процессу разработки программ развития муниципальных промышленных предприятий. Первый подход можно назвать схемой разработки инвестиционных программ «сверху-вниз», при котором цели и задачи устанавливаются для федеральных программ с уровня народнохозяйственного комплекса РФ, для региональных программ — с уровня хозяйственных отношений между субъектами региона, для городских программ — с уровня городских проблем. Такой подход говорит о неподготовленности муниципальных промышленных предприятий к изменениям внешней среды, т.е. к ситуациям неопределенности. Данное обстоятельство весьма усложняет процесс формирования и принятия стратегических решений. Второй подход можно назвать «снизу-вверх», при котором программы развития муниципальных промышленных предприятий разрабатывают сами предприятия. Применение на практике второго подхода является наиболее целесообразным, с точки зрения принятия управленческих решений.

На сегодняшний день, программа развития муниципальных промышленных предприятий является основой для выделения всего комплекса мероприятий по рассматриваемой проблеме, начиная с разработки и заканчивая практическим выполнением программных мероприятий. Основной функцией программы развития муниципальных промышленных предприятий является повышение обоснованности управленческих решений органами местного самоуправления. Выделим основные требования, предъявляемые к разработке программ развития муниципальных промышленных предприятий:

— соответствие решения поставленной конечной цели (соответствие результатов программы четкой формулировке ее цели или определение степени достижения цели);

— полнота учета всех доступных средств и путей достижения цели (отсутствие исключенных из рассмотрения вариантов решений);

Читать также:  Государственная программа развития информационного общества на 2011 2020 годы и ее подпрограммы

— реализуемость решения (возможность обеспечения решений проблем реальными мероприятиями и исполнителями, полнота учета всех существенных технологических, ресурсных и других связей и ограничений);

— возможность контроля процессов получения данным лицом, принимающим решение.

Приведенные требования к составу и обоснованности данных системы программ развития муниципальных промышленных предприятий в значительной мере структурируют и частично упорядочивают процедуру их формирования.

Процедуру формирования программ развития муниципальных промышленных предприятий начинают с процедур целеообразо-вания — от конечных целей к средствам. Их результатом является иерархическая система целей и проблем, для решения которых необходима разработка программ развития муниципальных промышленных предприятий.

Реализация программ развития связана в первую очередь со стратегическими решениями по приоритетным направлениям (территориальным, производственным, организационным, технологическим).

На сегодняшний день, разработка программ развития муниципальных промышленных предприятий должна учитывать уровень доступности услуг для населения муниципального образования. Поскольку, услуги муниципальных промышленных предприятий являются социально значимыми, и требует обеспечения их доступности подавляющему большинству населения.

В связи с этим, предлагается дополнить классификацию программ развития муниципальных промышленных предприятий, включив в нее оценку доступности услуг для населения муниципального образования.

Оценка доступности услуг муниципальных промышленных предприятий определяется как динамика изменения тарифов и влияние этой динамики на платежеспособность населения. Сформировавшаяся платежная дисциплина является результирующим итогом соответствия проводимой тарифной политики пороговым значениям возможности и готовности населения платить за услуги муниципальных промышленных предприятий. Платежная дисциплина определяет финансовую устойчивость муниципальных промышленных предприятий и его привлекательность для частного бизнеса, а, в конечном счете — надежность работы всех систем жизнеобеспечения.

Классификация программ развития (уточненная и дополненная автором)

Классификационный признак Вид программы

Уровень координации Международные Президентские Федеральные Региональные Муниципальные Межотраслевые Отраслевые Корпоративные

Функциональная направленность Социально-экономические Производственно-экономические Научно-технические Экологические Организационно-хозяйственные

Временная продолжительность Среднесрочные Долгосрочные

Характер поставленных целей в решении проблем Конъюнктурные Структурные

По уровню, доступности услуг для населения муниципального образования (авторский подход) С инвестиционной составляющей в тарифе

Привлечение частных инвестиций

Одним из индикаторов платежеспособности населения по услугам муниципальных промышленных предприятий является уровень собираемости платежей. Так, при резком повышении тарифов вместо ожидаемого прироста платежей населения можно получить лишь ускоренный рост задолженности. По статистике, рост тарифа на ЖКУ (скорректированного на индекс цен потребительских товаров или на индекс цен набора товаров в бюджете прожиточного минимума — БПМ) на 1%, собираемость платежей снижается на

0,2%. Поэтому политика повышения тарифов на услуги муниципальных промышленных предприятий обязательно должна учитывать степень платежеспособности населения и чутко реагировать на снижение собираемости оплаты услуг.

Для оценки уровня доступности услуг муниципальных промышленных предприятий необходимо определить долю жителей, для которых существующий уровень оплаты услуг является слишком высоким или находится на грани ценовой доступности.

Для основной массы потребителей наиболее выраженными являются проблемы ценовой доступности услуг муниципальных промышленных предприятий. Несмотря на постоянный рост расходов населения на услуг муниципальных промышленных предприятий,

Читать также:  Что означает исключение нежилой недвижимости из программы реновации в связи с потребностями государства?

ни улучшения качества предоставляемых услуг, ни повышения уровня благоустройства жилья не происходит.

При разработке программ развития муниципальных промышленных предприятий необходимо акцентировать внимание органов местной власти на уровне обеспеченности услугами и платежеспособности населения.

Платежеспособность населения тесно связана с его совокупными доходами и долей расходов на услуги муниципальных промышленных предприятий. Анализ показал, что федеральный норматив максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22% слишком велик и не соответствует мировой практике применения такого рода нормативов. С учетом сложных процедур получения субсидий, а также опережающего роста расходов населения на ЖКУ по отношению к доходам это приводит к снижению общего уровня жизни и увеличению неплатежей.

В ряде случаев снижение стоимости на услуги муниципальных промышленных предприятий возможно только за счет перехода на альтернативные схемы снабжения. Как показывает практика, такой переход может снизить расходы на услуги муниципальных промышленных предприятий в несколько раз. Таким образом, государственная политика должна стимулировать энергосбережение, снижение потерь и энергопотребления на всех этапах производства, передачи и реализации энергии. В частности, одним из методов такого стимулирования может стать инициация заключения долгосрочных договоров между потребителями и ЭСО с фиксированными ценами.

Таким образом, обеспечение доступности услуг муниципальных промышленных предприятий как можно большему числу горожан — важная задача органов местного самоуправления. Уровень регулируемого тарифа должен определяться соглашением, достигаемым во взаимодействии власти, общества и бизнеса. Для достижения этого соглашения необходима реализация трех основных мероприятий:

— введение обязательных публичных слушаний при установлении тарифов организаций коммунального комплекса;

— разработка четких и согласованных с общественностью критериев доступности услуг муниципальных промышленных предприятий;

— определение предельно допустимого уровня расходов граждан на услуги муниципальных промышленных предприятий исходя из реальных потребностей населения в субсидиях на оплату услуг.

Список использованной литературы

1. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 260 с.

2. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (Вторая редакция, исправленная и дополненная): утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ от 21 июня 1999 г. № ВК 477 // Доступ из справ.-правовой система «КонсультантПлюс».

3. Программно-целевое управление социалистическим производством: (Вопросы теории и практики) / под ред. А.Г. Аганбегяна, Б.З. Мильнера, Г.Х. Попова. — М.: Экономика, 1980. — 208 с.

1. Basovskii L.E. Prognozirovanie i planirovanie v usloviyakh rynka: ucheb. posobie / L.E. Basovskii. — M.: INFRA-M, 2002. — 260 s.

2. Metodicheskie rekomendatsii po otsenke effektivnosti investitsion-nykh proektov (Vtoraya redaktsiya, ispravlennaya i dopolnennaya): utv. Minekonomiki RF, Minfinom RF i Gosstroem RF ot 21 iyunya 1999 g. № VK 477 // Dostup iz sprav.-pravovoi sistema «Konsul’tantPlyus».

3. Programmno-tselevoe upravlenie sotsialisticheskim proizvodstvom: (Voprosy teorii i praktiki) / pod red. A.G. Aganbegyana, B.Z. Mil’nera, G.Kh. Popova. — M.: Ekonomika, 1980. — 208 s.

Информация об авторе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *