Для успешного развития малого бизнеса в Республике Казахстан была сформирована система государственной поддержки, которая состоит из следующих элементов:
- законы, нормативно-правовые акты, программы, направленные на поддержку субъектов малого предпринимательства;
- государственные институциональные структуры, призванные эффективно управлять и реализовывать государственную политику по развитию малого бизнеса;
- государственная инфраструктура регулирования малого бизнеса, состоящая из коммерческих и некоммерческих организаций по поддержке предприятий малого бизнеса.
Малые предприятия, деятельность которых не требует крупных стартовых вложений и обеспечивает высокую оборачиваемость ресурсов, способны более эффективно и быстро способствовать реструктуризации национальной экономики, формирования и расширения рынка потребительских товаров (услуг)при ограниченных ресурсах. Субъекты малого бизнеса оперативно реагируют на колебания потребительского спроса, обеспечивая тем самым необходимое равновесие на рынке и формируя конкурентную среду. Динамичное развитие малого предпринимательства способствует созданию новых рабочих мест, решая проблему занятости населения.
Для малого предприятия характерны следующие черты:
- юридическая самостоятельность;
- управление предприятием владельцем капитала;
- небольшая величина стартового капитала;
- численность персонала до 25 человек способствует установлению эффективных коммуникаций.
В силу своей природы малые предприятия отличаются особенностями в управлении:
- высокий уровень персонификации управления, так как владелец бизнеса распоряжается ресурсами и полномочиями по своему усмотрению, что ставит бизнес в зависимость от его организаторских способностей;
- отсутствие стратегического планирования и управления. Собственник бизнеса должен постоянно заниматься решением текущих проблем, поэтому он не имеет возможности составлять и реализовывать среднесрочные и долгосрочные планы предприятия;
- большая зависимость от внешних факторов ведения бизнеса: кредитных организаций, государственных структур, рыночной конъюнктуры, консалтинговых компаний и др;
- недостаток финансовых ресурсов, из-за чего большая часть созданных предприятий вынуждена закрываться в первый год.
В условиях индустриально-инновационного развития экономики перед малым бизнесом встают новые задачи.
По свидетельству английского экономиста Г. Бэннока из 70 важнейших изобретений XX в. более половины были сделаны мелкими фирмами либо самостоятельными изобретателями. Именно малыми предприятиями созданы электронные трубки для телевизоров, установки кондиционирования воздуха, электростатические копировальные машины, транзисторы, миксеры и даже реактивный двигатель, не говоря уже о таких мелочах, как шариковая авторучка, застежка «молния», пылесосы, тостеры и многое другое [1].
Таким образом, динамичность малого бизнеса становится важным условием его развития. Сегодня, когда решается проблема перевода экономики с сырьевой модели на новую — инновационную, необходимо создавать и развивать предприятия малого инновационного бизнеса. Формирование экономики знаний превращает малый бизнес в ключевой фактор трансформационных преобразований.
Сегодня в Республике Казахстане создаются все условия для успешного развития малого и среднего предпринимательства. Реализация целенаправленной и последовательной политики государства по поддержке малого и среднего бизнеса является одним из основных приоритетов экономического развития страны. Эффективным и действенным инструментом комплексной поддержки предпринимательства в Казахстане является программа «Дорожная карта бизнеса 2020». По данной программе предприниматели могут получить поддержку в виде субсидирования ставки вознаграждения по кредиту, частичного гарантирования кредитов, обучения, сервисной поддержки ведения бизнеса, зарубежных стажировок и т.д.
Программа «Дорожная карта бизнеса 2020» разработана в качестве механизма реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы.
На основании постановления Правительства Республики Казахстан от 26 апреля 1997 г. № 665 «О создании Фонда развития малого предпринимательства» был образован Фонд «Даму». На современном этапе развития предпринимательства ФРП «Даму» является основной структурой, которая осуществляет государственную поддержку предпринимательства в Республике Казахстан через управление активами, выделяемыми государством на развитие предпринимательства, разработку и реализацию решений по финансированию и кредитованию предпринимательства, а также через оказание информационно-аналитической и консалтинговой помощи бизнес-структурам [2].
Соответственно все программы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Казахстане разработаны и реализуются в рамках деятельности ФРП «Даму»:
- Программа обусловленного размещения средств в БВУ для последующего кредитования МКО;
- Программы обусловленного размещения средств в БВУ для последующего кредитования СМСП;
- Программа финансирования СМСП за счёт займа Азиатского Банка Развития (I -транш);
- Программа финансирования субъектов частного предпринимательства, занятых в сфере услуг (сервиса) в г. Астана и г. Алматы;
- Программа финансирования лизинговых сделок субъектов малого и среднего предпринимательства;
- Программа обусловленного размещения средств в БВУ и иных финансовых организациях для последующего кредитования СЧП г. Жанаозен;
- Программа финансирования региональных приоритетных проектов СМСП «Даму регионы III»;
- Программа «Даму-Көмек» для помощи инвалидам-предпринимателям;
- Программа «Даму-Өндіріс» для поддержки субъектов частного предпринимательства, занятых в сфере обрабатывающей промышленности;
- Программа финансирования лизинговых сделок СМСП, занятых в сфере обрабатывающей промышленности через БВУ и Лизинговые компании;
- Программа обусловленного размещения средств в БВУ для последующего микро-кредитования женского предпринимательства;
- Программа регионального финансирования СМСП;
- Центры компетенции предпринимателей;
- Программа финансирования проектов СМСП в малых городах;
- Программа финансирования СМСП за счёт займа Азиатского Банка Развития (I -транш);
- Программа финансирования субъектов частного предпринимательства, занятых в сфере услуг (сервиса) в г. Астана и г. Алматы;
- Программа финансирования лизинговых сделок субъектов малого и среднего предпринимательства;
- Программа обусловленного размещения средств в БВУ и иных финансовых организациях для последующего кредитования СЧП г. Жанаозен;
- Программа финансирования региональных приоритетных проектов СМСП «Даму регионыIII»;
- Программа развития моногородов на 2012-2020 годы[3].
ЛИТЕРАТУРА:
- Bannock G. The economics of small firms. Oxford. P.69.
- akorda.kzГосударственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы.
- damu.kz/
Формирование малых предпринимательских структур во всех без исключения отраслях и сферах казахстанской экономики отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, поскольку во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует большое количество небольших предприятий самого разнообразного профиля.
Для малого и среднего бизнеса (МСБ) характерно соединение собственности и управления, которое обусловливает следующие факторы конкурентоспособности:
- ускорение и упрощение процесса принятия управленческих решений позволяет малому бизнесу быстро приспосабливаться к изменениям в рыночной ситуации и запросах потребителей, разрабатывать и усваивать новые рентабельные сферы бизнеса, отказываясь от нерентабельных и неперспективных;
- малый бизнес не нуждается в сложной системе управления, учета и контроля над работниками и менеджерами, поскольку собственник сам организует производство, получая при этом экономию на накладных расходах;
- благодаря непосредственному контакту и взаимоконтролю членов малой группы, обеспечивается более высокая интенсивность и дисциплина труда;
- работники получают возможность работать ближе к дому или у себя дома с гибким режимом рабочего дня, соглашаясь в результате на меньшую, чем на крупных предприятиях, заработную плату.
Место малого и среднего бизнеса в экономике. Высокий уровень развития малого предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики. В зарубежных странах развитию малого предпринимательства придается большое значение, исходя из приоритетности создания новых рабочих мест и обеспечения устойчивого экономического роста.
Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
По данным Программы развития Организаций Объединенных Наций, количество малых предприятий превышает 95% от общего количества всех предприятий. В мировой экономике на долю таких предприятий приходится свыше 60% занятых, а их доля в ВВП достигает 50%.
В Казахстане за 2005-2008 гг. количество зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства выросло на 38,1% и составило 1026 тыс. ед. В условиях глобального финансово экономического кризиса произошло снижение объемов кредитования субъектов МСБ банками второго уровня и, как следствие, уменьшение деловой активности предпринимателей. В результате, начиная с 2009 года, наблюдается сокращение зарегистрированных субъектов МСБ, величина которого к концу III квартала 2010 года составила 11,5%.
На 1.10.2010 г. В Казахстане было зарегистрировано 907 тыс. субъектов МСБ, которые составляют 92,9% от общего количества хозяйствующих субъектов по республике. Доля активно действующих субъектов МСБ составляет 69,2% от числа зарегистрированных (628 тыс.) [1].
В структуре малого и среднего предпринимательства в разрезе организационно-правовых форм преобладают субъекты, осуществляющие деятельность в форме физического лица: количество индивидуальных предпринимателей составляет 383,3 тыс., или 61% от общего количества активных субъектов МСБ; количество крестьянских (фермерских) хозяйств – 170,1 тыс., или 27,1%; количество юридических лиц – 74,4 тыс., или 11,9%.
Доля населения, активно занятого в малом и среднем предпринимательстве, в общей численности занятых по Казахстану составляет 26,4% (2157 тыс. человек). Из них 34% занятых приходится на индивидуальных предпринимателей, 21% – на крестьянские (фермерские) хозяйства, 45% – на юридических лиц.
Выпуск продукции активными субъектами МСБ в абсолютном денежном выражении, рассчитанный как общая сумма выпуска предприятий малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, на протяжении последних лет демонстрирует общую тенденцию роста.
В 2009 г. показатели выпуска продукции субъектами МСБ (5367 млрд. тенге) увеличились, по сравнению с 2005 г., в 3,5 раза и в 2,2 раза превысили уровень 2008 г. Доля продукции, выпускаемой субъектами МСБ, в ВВП Республики составила 31,6%.
Основная часть выпуска продукции субъектами МСБ (86,8%) производится предприятиями малого и среднего бизнеса.
Доля индивидуальных предпринимателей в выпуске продукции составляет 8,2% и крестьянских (фермерских) хозяйств – 5%.
Доля субъектов МСБ, занятых в промышленном секторе экономики, является важным показателем качественного развития предпринимательства. Предприятия промышленности, в первую очередь, обрабатывающей промышленности, обеспечивают диверсифицированное развитие экономики страны.
Однако в Казахстане наибольшее число субъектов МСБ осуществляют свою деятельность в сфере торговли (38%) и в сельском хозяйстве (26%). Наименьшее количество субъектов МСБ работает в строительстве (3%) и в промышленном секторе (2%). Таким образом, сложившаяся в Республике отраслевая структура МСБ не способствует диверсификации национальной экономики.
Вместе с тем, результаты анализа производства продукции в разрезе отраслей свидетельствуют о позитивной роли субъектов МСБ, занятых в промышленности, где всего 2% действующих субъектов малого и среднего бизнеса обеспечивают 19% выпуска продукции субъектами МСБ всех отраслей.
Аналогично, всего 3% субъектов МСБ, действующих в сфере строительства, обеспечивают 21% выпуска продукции субъектами МСБ всех отраслей.
Успешное функционирование малых и средних предприятий создает благоприятные условия для оздоровления экономики:
- формируется и развивается конкурентная среда;
- преодолевается отраслевой и региональный монополизм;
- происходит насыщение рынка товарами и услугами;
- осуществляется демонополизация экономики;
- внедряются достижения научнотехнического прогресса;
- создаются дополнительные рабочие места;
- эффективно используются материальные и нематериальные ресурсы;
- повышается экспортный потенциал;
- увеличиваются налоговые поступления;
- формируется средний класс;
- лучше используются местные сырьевые ресурсы [2].
Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но, прежде всего, для расширения предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей. В результате, в среднем мелкие производители получают большую прибыль на собственный капитал, чем крупные производители.
Макроэкономический эффект малого и среднего бизнеса реализуется не только в увеличении объема продаж и прибыли на микроэкономическом уровне, но, прежде всего, в социально-экономических преобразованиях в масштабах общества в целом. Малый и средний бизнес стабилизирует рынок, вовлекая в оборот местные сырьевые ресурсы, использование которых невыгодно гигантам, а также точнее учитывая запросы местного рынка. Малый и средний бизнес содействует развитию малых городов, поселков, уменьшает время поездок на работу и общие транспортные расходы, облегчает (особенно в химии и металлургии) нагрузку на природу, рассредоточивая производство по многим регионам страны.
Стабилизирующая роль малого и среднего бизнеса обусловлена тремя главными причинами:
- в этой сфере меньшую роль играют ажиотажный рост цен и спекулятивные посредники;
- малый бизнес в меньшей степени зависит от импорта, динамика цен здесь в большей степени обусловлена соотношением спроса и предложения;
- отраслевой рынок труда в данной сфере более гибок, и сокращение спроса сопровождается не ликвидацией рабочих мест, а введением неполной рабочей недели, сокращенного рабочего дня.
Формы государственной поддержки малых предприятий. Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что государственная политика в отношении малого предпринимательства является важным самостоятельным системным направлением. Главная задача этой политики заключается в создании для малого и среднего бизнеса условий благоприятствования, которые предполагают стабильность экономической политики государства, развитие рыночной инфраструктуры, идеологический фон стимулирования предпринимательской инициативы. В развитых странах со смешанной экономикой отработаны и действуют эффективные системы государственных мер по правовому, финансовому, материально-техническому, информационному обеспечению устойчивого развития малого предпринимательства.
Государственное регулирование малого предпринимательства базируется на реализации определенных принципов, наиболее общим из которых является протекционизм, поскольку в условиях рыночной экономики малые предприятия во многих случаях не способны успешно конкурировать с крупными самостоятельно, без государственной поддержки.
В зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, которые ставит перед собой государство, его роль как субъекта процесса предпринимательства может существенно варьировать. В зависимости от конкретной ситуации, государство может быть:
- тормозом развития предпринимательства, когда оно создает неблагоприятную обстановку для предпринимательской деятельности или даже запрещает ее;
- посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует ему;
- ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает «взрыв» предпринимательской активности и приводит к предпринимательскому «буму») [3].
Из таблицы 1 видно, что цели государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан подразделяются на общие, специальные и специфические. Кроме того, по уровню реализации цели делятся на государственные, региональные и местные.
Таблица 1 – Цели государственной поддержки МСБ [4].
Виды целей |
Краткая характеристика целей |
Общие |
|
Специальные |
|
Специфические |
|
Реализация указанных целей предполагает соблюдение следующих принципов государственного регулирования малого предпринимательства:
- системность и целостность управления малым предпринимательством;
- протекционизм;
- селективность;
- координация государственного и регионального уровней;
- адекватность целей и задач реальным ограничениям и др.
Формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства обобщены в таблице 2.
Таблица 2 – Формы государственной поддержки предпринимательства [5]
Виды поддержки |
Формы поддержки |
Правовая |
Принятие законодательных и нормативных актов |
Налоговая |
Установление налоговой системы, стимулирующей развитие производства и регулирующей приоритеты секторов рынка |
Инвестиционная |
Прямые инвестиции |
Финансовая |
Кредитование с целью сохранения конкретных видов деятельности |
Информационная |
Предоставление информационных услуг |
Страховая |
Гарантии финансовым институтам, кредитующим предпринимательство |
Кадровая |
Обучение и переподготовка кадров, формирование предложения, создание рабочих мест |
Моральная |
Общественное признание и поощрение результатов деятельности |
Прочая |
Иные формы |
Меры поддержки малого и среднего предпринимательства направлены на решение проблем, возникающих по поводу небольших размеров компаний, посредством:
- облегчения доступа к новым технологиям (предоставление технологий и экономической информации, консультации и обучение);
- облегчения доступа к рынкам капитала (налоговые льготы, особые нормы амортизации, государственные инвестиционные субсидии, льготное кредитование в виде финансирования разницы между рыночной и льготной кредитными ставками;
- внедрения кластерно-сетевого подхода, который содействует развитию инфраструктуры предпринимательства [6].
Системность и целостность государственной политики в области малого предпринимательства обеспечиваются путем:
- создания системы функционирования конкурсного механизма использования государственных ресурсов и распределения государственных заказов;
- интеграции механизмов, обеспечивающих управление полным жизненным циклом объектов государственного регулирования;
- определения субъектов управления, наделенных правами единого заказчика в территориальном и отраслевом разрезе;
- разделения функций и механизмов регулирования и поддержки с соответствующим организационно-структурным управлением;
- построения организационных структур управления на базе четкого разграничения полномочий, прав, ответственности представительных и исполнительных органов власти различного уровня;
- организации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления на основе группировки функций по укрупненным блокам;
- формирования структуры управления на принципах гибкости и максимальной адаптации к изменяющимся условиям;
- использования в практике управления матричных и других современных структур при реализации целевых программ и проектов;
- создания системы обратной связи и информационного обеспечения государственного регулирования на основе внедрения единой системы мониторинга и прогнозирования последствий принимаемых решений;
- материально-техническое и кадровое обеспечение сбора, хранения, обработки и передачи информации;
- кадрового обеспечения.
Для малого и среднего предпринимательства создаются благоприятные условия, главными из которых являются:
- высокие гарантии сохранения частной собственности;
- широкая хозяйственная самостоятельность и свобода действий предпринимателей;
- поддержка добросовестной конкуренции и борьба с монополистической деятельностью;
- льготное кредитование и финансирование, существенная помощь в предоставлении инвестиций.
Государство осуществляет финансово-кредитную поддержку малых предприятий в форме прямых и гарантированных займов.
Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем кредит на частном рынке ссудного капитала. При получении предпринимателями гарантированных займов государство предоставляет кредиторам гарантии их возврата. Таким образом, государство старается заинтересовать коммерческие банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капитала мелким фирмам.
Имеются и другие формы государственной поддержки малого бизнеса:
- государственный заказ;
- специальный налоговый режим;
- предоставление особых льгот для предприятий, создаваемых в отсталых регионах со слабо развитой экономикой.
В целях развития венчурного предпринимательства государство осуществляет поддержку малых инновационных предприятий в следующих формах:
- финансовая (наличие доступных источников рискового капитала);
- материально-техническая (сдача в аренду и возможность покупки, в том числе на льготных условиях, средств производства);
- информационная (обеспечение возможностей пользования информационными сетями, доступа к базам данных);
- консультативная (оказание консалтинговых услуг по вопросам налогообложения, страхования, планирования, маркетинга, ведения учета и отчетности, оформления патентов).
Политика стимулирования инновационной активности малого бизнеса реализуется на всех уровнях государственного управления. Главным в государственной политике в данной области является формирование инновационного климата, т.е. обеспечение благоприятных экономических, правовых, организационных, психологических и других условий для возникновения и развития новых фирм, в первую очередь, занимающихся генерированием, освоением и коммерциализацией научнотехнических нововведений. При этом в отличие от государственного регулирования деятельности экономически и организационно сложившегося крупного бизнеса основные усилия государства направлены на «предначальные» и начальные периоды становления малых предприятий [7].
Главным содержанием государственной инновационной политики в отношении малого бизнеса является регулирование финансовых потоков, нацеленное на облегчение доступа малых фирм к источникам финансовых ресурсов. Здесь можно выделить два направления: целенаправленное субсидирование из бюджета и привлечение частного капитала к финансированию инновационной деятельности малых предприятий.
Привлечение частного капитала для финансирования малого инновационного бизнеса осуществляется, как правило, через венчурные фонды.
Осуществляя венчурное финансирование, инвесторы становятся акционерами малых инновационных фирм и, в зависимости от доли своего участия, которая обычно не превышает 50%, имеют право на получение прибыли.
Что же касается налоговых и амортизационных льгот (ускоренная амортизация), то они распространены не достаточно широко, поскольку для субъектов малого бизнеса намного важнее их стартовая поддержка.
Рекомендации по развитию малого предпринимательства. В целях дальнейшего развития МСБ необходимо реализовать следующий комплекс мероприятий:
- мониторинг угроз развитию отечественного бизнеса в условиях Таможенного Союза и ВТО;
- умеренная протекционистская политика по защите интересов субъектов малого бизнеса;
- совершенствование системы экономических отношений для малых предприятий в сфере производства, с целью обеспечения их конкурентоспособности на мировом рынке;
- реализация целевых программ по восстановлению и развитию приоритетных отраслей экономики, в котором субъекты малого бизнеса могут занять наибольшую долю рынка;
- оптимальное сочетание государственного и рыночного регулирования цен на продукцию предприятий малого и среднего бизнеса с целью оживления платежеспособного спроса населения и повышения конкурентоспособности отечественного предпринимательства на внутреннем и внешнем рынках;
- повышение инвестиционной привлекательности субъектов малого бизнеса, предоставление им налоговых и других льгот, которые будут способствовать развитию приоритетных производств и переоснащению материально-технической базы предприятий МСБ;
- предоставление налоговых льгот субъектам малого бизнеса, придерживающимся принципа устойчивого развития производства с соблюдением экологических норм;
- прямое финансирование инвестиционных проектов субъектов МСБ через финансовые институты государства.
ЛИТЕРАТУРА
- Отчет о состоянии развития малого и среднего предпринимательства в Казахстане и но регионах. Выпуск 2. – Алматы: ФРП «Даму», 2010.
- Ерасылова А.Б. Развитие малого и среднего бизнеса – стратегическое направление диверсификации экономики Казахстана // Послание Президента РК Н.А. Назарбаева «Новый Казахстан в новом мире» как стратегия очередного этапа развития страны. Сборник методических материалов «круглого стола» (11 апреля 2007 г.). – Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2007.
- Кольбаев М. Совершенствование системы управления предпринимательством // АльПари. – 2006. – № 1. – С. 49-52.
- Рязанцева Н.В., Кайгородцев А.А. Малый и средний бизнес: роль в экономике и формы государственной поддержки // Вестник университета «Туран». – 2008. – № 1. – С. 37-42.
- Хамитова А.И. Теоретические аспекты государственной поддержки малого предпринимательства // Вестник ТИСБИ. – 2005. – Вып. 3
- Программа ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан на 2005-2007 годы. Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 мая 2005 года № 450.
- Кайгородцев А.А. Организация бизнеса: Учебное пособие. – Усть-Каменогорск: КАСУ, 2006. – С. 42.
Приложения
Приложение 1
Количество зарегистрированных субъектов малого и среднего бизнеса в
Казахстане (1.01.2017)
Республика, регионы |
Всего |
в том числе |
||||||
% |
количество юридических лиц |
% |
количество индивидуальных предпринимателей*) |
% |
количество крестьянских (фермерских) хозяйств |
% |
||
1 529 275 |
100,00% |
247 745 |
100,00% |
1 086 460 |
100,00% |
195 070 |
100,00% |
|
Акмолинская |
62 806 |
4,1% |
7 163 |
2,9% |
51 682 |
4,8% |
3 961 |
2,0% |
Актюбинская |
57 029 |
3,7% |
9 409 |
3,8% |
43 172 |
4,0% |
4 448 |
2,3% |
Алматинская |
186 943 |
12,2% |
11 359 |
4,6% |
124 715 |
11,5% |
50 869 |
26,1% |
Атырауская |
53 361 |
3,5% |
7 466 |
3,0% |
44 155 |
4,1% |
1 740 |
0,9% |
Западно-Казахстанская |
45 341 |
3,0% |
5 121 |
2,1% |
36 099 |
3,3% |
4 121 |
2,1% |
Жамбылская |
82 838 |
5,4% |
5 988 |
2,4% |
60 220 |
5,5% |
16 630 |
8,5% |
Карагандинская |
97 922 |
6,4% |
16 841 |
6,8% |
6,9% |
5 673 |
2,9% |
|
Костанайская |
77 041 |
5,0% |
8 141 |
3,3% |
62 843 |
5,8% |
6 057 |
3,1% |
Кызылординская |
43 737 |
2,9% |
5 084 |
2,1% |
35 976 |
3,3% |
2 677 |
1,4% |
Мангистауская |
49 351 |
3,2% |
8 536 |
3,4% |
39 680 |
3,7% |
1 135 |
0,6% |
Южно-Казахстанская |
213 984 |
14,0% |
22 231 |
9,0% |
115 174 |
10,6% |
76 579 |
39,3% |
Павлодарская |
53 267 |
3,5% |
9 157 |
3,7% |
40 359 |
3,7% |
3 751 |
1,9% |
Северо-Казахстанская |
40 852 |
2,7% |
5 258 |
2,1% |
32 343 |
3,0% |
3 251 |
1,7% |
Восточно-Казахстанская |
137 821 |
9,0% |
13 380 |
5,4% |
110 309 |
10,2% |
14 132 |
7,2% |
г. Астана |
106 601 |
7,0% |
34 786 |
14,0% |
71 804 |
6,6% |
11 |
0,0% |
г. Алматы |
220 381 |
14,4% |
77 825 |
31,4% |
142 521 |
13,1% |
35 |
0,0% |
Источник: Данные Агенства РК по статистике |
Приложение 2
Количество и структура активных субъектов малого и среднего бизнеса по
видам экономической деятельности
Показатели |
2014 |
2015 |
2016 |
|||
всего |
% |
всего |
% |
всего |
% |
|
Республика Казахстан |
846 111 |
100,0% |
809750 |
100,0% |
871 497 |
100,0% |
Сельское, лесное и рыбное хозяйство |
188027 |
22,2% |
170086 |
21,0% |
169 328 |
19,4% |
Промышленность |
21797 |
2,6% |
23389 |
2,9% |
23 740 |
2,7% |
горнодобывающая промышленность |
707 |
0,1% |
632 |
0,1% |
568 |
0,1% |
обрабатывающая промышленность |
20044 |
2,4% |
21732 |
2,7% |
22 170 |
2,5% |
электроснабжение, подача газа, пара и воздушное |
241 |
0,03% |
216 |
0,0% |
161 |
0,02% |
водоснабжение; канализационная система, контроль над сбором |
809 |
0,1% |
809 |
0,1% |
841 |
0,1% |
Строительство |
21062 |
2,5% |
20912 |
2,6% |
21686 |
2,5% |
Оптовая и розничная торговля |
385664 |
45,6% |
334505 |
41,3% |
379823 |
43,6% |
Транспорт и складирование |
51445 |
6,1% |
51918 |
6,4% |
54063 |
6,2% |
Информация и связь |
6876 |
0,8% |
8221 |
1,0% |
8762 |
1,0% |
Услуги по проживанию и питанию |
19 136 |
2,3% |
20346 |
2,5% |
20599 |
2,4% |
Финансовая и страховая деятельность |
498 |
0,1% |
463 |
0,1% |
551 |
0,06% |
Операции с недвижимым имуществом |
40419 |
4,8% |
48078 |
5,9% |
52487 |
6,0% |
Профессиональная, научная и техническая деятельность |
18 600 |
2,2% |
19114 |
2,4% |
19501 |
2,2% |
Деятельность в области административного и вспомогательного |
20161 |
2,4% |
20943 |
2,6% |
22455 |
2,6% |
Образование |
2696 |
0,3% |
4001 |
0,5% |
4672 |
0,5% |
Здравоохранение и социальные услуги |
3957 |
0,5% |
4500 |
0,6% |
4851 |
0,6% |
Искусство, развлечения и отдых |
4 292 |
0,5% |
4542 |
0,6% |
4677 |
0,5% |
Предоставление прочих видов услуг |
61421 |
7,3% |
78640 |
9,7% |
84250 |
9,7% |
Приложение 3
Численность занятого населения в малом и среднем бизнесе Казахстана по
видам экономической деятельности
Показатели |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
|||
всего |
% |
всего |
% |
всего |
% |
|
Республика Казахстан |
2 427,1 |
100,0% |
2893,3 |
100,0% |
2 635,6 |
100,0% |
Сельское, лесное и рыбное хозяйство |
536,0 |
22,1% |
467,3 |
16,2% |
451,4 |
17,1% |
Промышленность |
249,5 |
10,3% |
247,8 |
8,6% |
274,6 |
10,4% |
горнодобывающая промышленность |
19,8 |
0,8% |
23,2 |
0,8% |
25,1 |
1,0% |
обрабатывающая промышленность |
190,9 |
7,9% |
189,2 |
6,5% |
208,8 |
7,9% |
электроснабжение, подача газа, пара и воздушное |
14,3 |
0,59% |
14,4 |
0,5% |
16,6 |
0,63% |
водоснабжение; канализационная система, контроль над сбором |
24,6 |
1,0% |
22,1 |
0,8% |
24,1 |
0,9% |
Строительство |
220,3 |
9,1% |
200,4 |
6,9% |
207,4 |
7,9% |
Оптовая и розничная торговля |
673,8 |
27,8% |
659,8 |
22,8% |
777,1 |
29,5% |
Транспорт и складирование |
121,5 |
5,0% |
133,6 |
4,6% |
146,5 |
5,6% |
Информация и связь |
49,7 |
2,0% |
41,2 |
1,4% |
48,3 |
1,8% |
Услуги по проживанию и питанию |
69,9 |
2,9% |
80,2 |
2,8% |
87,4 |
3,3% |
Финансовая и страховая деятельность |
4,8 |
0,2% |
5,7 |
0,2% |
3,7 |
0,14% |
Операции с недвижимым имуществом |
103,1 |
4,2% |
115,7 |
4,0% |
132,4 |
5,0% |
Профессиональная, научная и техническая деятельность |
119,7 |
4,9% |
3,9% |
119,1 |
4,5% |
|
Деятельность в области административного и вспомогательного |
100,9 |
4,2% |
105,1 |
3,6% |
123,8 |
4,7% |
Образование |
19,6 |
0,8% |
25 |
0,9% |
28,9 |
1,1% |
Здравоохранение и социальные услуги |
17,5 |
0,7% |
19,0 |
0,7% |
21,3 |
0,8% |
Искусство, развлечения и отдых |
54,5 |
2,2% |
55,4 |
1,9% |
68,5 |
2,6% |
Предоставление прочих видов услуг |
86,3 |
3,6% |
113,7 |
3,9% |
145,2 |
5,5% |
Приложение 4
Объем и структура продукции субъектов малого и среднего бизнеса по видам
экономической деятельности
Показатели |
2014 |
2015 |
2016 |
|||
всего |
% |
всего |
% |
всего |
% |
|
Республика Казахстан |
7603,8 |
100,0% |
8255,1 |
100,0% |
9019,7 |
100,0% |
Сельское, лесное и рыбное хозяйство |
867,2 |
11,4% |
825,0 |
10,0% |
1090 |
12,1% |
Промышленность |
1394,8 |
18,3% |
1421,5 |
17,2% |
1471,6 |
16,3% |
горнодобывающая промышленность |
288,7 |
3,8% |
248,2 |
3,0% |
377,6 |
4,2% |
обрабатывающая промышленность |
913,6 |
12,0% |
992,8 |
12,0% |
907,6 |
10,1% |
электроснабжение, подача газа, пара и воздушное |
132,7 |
1,7% |
111 |
1,3% |
111,9 |
1,2% |
водоснабжение; канализационная система, контроль над сбором |
59,8 |
0,8% |
69,4 |
0,8% |
74,5 |
0,8% |
Строительство |
1418,3 |
18,7% |
1642,3 |
19,9% |
1803 |
20,0% |
Оптовая и розничная торговля |
1720,9 |
22,6% |
1871,4 |
22,7% |
2050,3 |
22,7% |
Транспорт и складирование |
457,2 |
6,0% |
584 |
7,1% |
627,1 |
7,0% |
Информация и связь |
196,3 |
2,6% |
207,6 |
2,5% |
210,4 |
2,3% |
Услуги по проживанию и питанию |
117,7 |
1,5% |
139,2 |
1,7% |
148,6 |
1,6% |
Финансовая и страховая деятельность |
85,0 |
1,1% |
90,8 |
1,1% |
102,4 |
1,1% |
Операции с недвижимым имуществом |
244,4 |
3,2% |
247,8 |
3,0% |
238,6 |
2,6% |
Профессиональная, научная и техническая деятельность |
623,4 |
8,2% |
649,3 |
7,9% |
616,5 |
6,8% |
Деятельность в области административного и вспомогательного |
275,6 |
3,6% |
334,2 |
4,0% |
328,6 |
3,6% |
Образование |
25,6 |
0,3% |
31,9 |
0,4% |
33,5 |
0,4% |
Здравоохранение и социальные услуги |
18,4 |
0,2% |
20,8 |
0,3% |
21,8 |
0,2% |
Искусство, развлечения и отдых |
79,2 |
1,0% |
85,9 |
1,0% |
197,6 |
2,2% |
Предоставление прочих видов услуг |
79,6 |
1,0% |
103,4 |
1,3% |
214 |
2,4% |
Приложение 5
Показатели освоения кредитных средств БВУ на 01.12.2016
Банк |
Кол-во проектов |
Факт. выданная сумма |
Кол-во созданных рабочих мест |
Средне- взвешанная % ставка |
Эффективная % ставка |
Средняя сумма кредита |
Средний срок кредита, месс. |
АО «Казком-мерцбанк» |
370 |
12 196 |
601 |
16,3 |
20,1 |
33 |
18 |
АО «БТА Банк» |
501 |
9 962 |
496 |
19,4 |
19,4 |
20 |
31,3 |
АО «Kaspi Bank» |
448 |
8 338 |
400 |
18,5 |
21,2 |
19 |
48 |
АО «Банк Центр Кредит» |
233 |
9 983 |
505 |
17,9 |
20,4 |
43 |
27 |
АО «Евразийский Банк» |
130 |
4 422 |
241 |
17,7 |
19,6 |
34 |
62,5 |
АО «Цесна Банк» |
241 |
4 239 |
230 |
17,8 |
19,1 |
18 |
47,5 |
АО «Альянс Банк» |
106 |
2 799 |
16 |
18,4 |
21,2 |
26 |
36,7 |
Итого |
2 029 |
51 937 |
2 489 |
17,7 |
20,2 |
26 |
38,7 |
Примечание — таблица составлена на основе материалов Фонда |
Приложение 6
Фактическая выдача денежных средств регионам за счет фонда «Даму» для
развития МСБ за 2015-2016гг.
Регионы |
2015 г. |
2016 г. |
||
Сумма млн.тг |
Удельный вес, % |
Сумма млн.тг |
Удельный вес, % |
|
Акмолинская |
||||
Актюбинская |
||||
Алматинская |
||||
Атырауская |
||||
Восточно-Казахстанская |
||||
Жамбылская |
||||
Западно-Казахстанская |
||||
Карагандинская |
||||
Костанайская |
||||
Кызылординская |
||||
Мангистауская |
||||
Павлодарская |
||||
Северо-Казахстанская |
||||
Южно-Казахстанская |
16788 |
3,6 |
18821 |
3,5 |
г. Астана |
52314 |
10,8 |
55852 |
10,3 |
г. Алматы |
114562 |
23,7 |
123425 |
22,7 |
Итого |
482799 |
100,0 |
543,563 |
100 |
Примечание. Составлено автором по данным Фонда «Даму» за |
Приложение 7
Софинансирование проектов фонда «Даму» совместно с местными
исполнительными органами на развитие МСБ в регионах с учетом их приоритетов
Регионы |
2015г. |
2016г. |
||
Сумма млн.тг |
Удельный вес, % |
Сумма млн.тг |
Удельный вес, % |
|
Алматинская |
||||
Актюбинская |
||||
Алматинская |
||||
Атырауская |
||||
Восточно-Казахстанская |
4437 |
7,1 |
4817 |
6,7 |
Жамбылская |
||||
Западно-Казахстанская |
3926 |
6,3 |
4121 |
5,7 |
Карагандинская |
||||
Костанайская |
||||
Кызылординская |
||||
Мангистауская |
||||
Павлодарская |
||||
Северо — Казахстанская |
5018 |
8,0 |
5731 |
8,0 |
Южно -Казахстанская |
3907 |
6,2 |
4264 |
6,0 |
г. Астана |
1169 |
2,0 |
2,4 |
|
г. Алматы |
919 |
1,5 |
1306 |
2,0 |
Итого |
62 699 |
100 |
71 897 |
100 |
Примечание. Составлена автором по данным Фонда «Даму» за |
Приложение 8
Показатели финансирования секторальных программ по регионам Казахстана
Регионы |
2015г. |
2016г. |
||
Сумма млн.тг |
Удельный вес, % |
Сумма млн.тг |
Удельный вес, % |
|
Алматинская |
||||
Актюбинская |
||||
Алматинская |
||||
Атырауская |
||||
Восточно-Казахстанская |
2852 |
5,6 |
3484 |
5,2 |
Жамбылская |
||||
Западно-Казахстанская |
1314 |
2,6 |
3332 |
5,0 |
Карагандинская |
||||
Костанайская |
||||
Кызылординская |
||||
Мангистауская |
||||
Павлодарская |
||||
Северо — Казахстанская |
2095 |
4,1 |
4965 |
7,5 |
Южно -Казахстанская |
1700 |
3,3 |
2449 |
3,7 |
г. Астана |
1210 |
2,4 |
1250 |
2,0 |
г. Алматы |
9621 |
18,8 |
10720 |
16,1 |
Итого |
51203 |
100 |
66384 |
100 |
Примечание. Составлена автором по данным Фонда «Даму» за |
Похожие работы на — Государственная поддержка развития малого и среднего бизнеса в Казахстане
Заключение
Как показывает мировой опыт системы развития национальной экономики,
уровень развития малого и среднего бизнеса влияет на процесс формирования
конкурентной среды на различных сферах экономики, способствует наполнению рынка
отечественными товарами и услугами. В развитых странах большая вовлеченность
населения в сфере малого и среднего бизнеса определяет его как основу развития
экономики в целях решения важнейших социально-экономических проблем общества.
Особо важным средством в процессе реализации экономической политики
государства является рациональное использование методов государственной
поддержки малого и среднего бизнеса. Необходимость государственной поддержки
МСБ связано с решением задач по выводу экономики на высокий уровень развития,
стабилизации производства, оптимизации распределения доходов и расходов между
различными группами населения, формирования эффективной структуры производства,
рационализации расходов государства. Следовательно государственная поддержка и
развитие малого и среднего бизнеса является как приоритетная сфера
государственной экономической политики. Если механизмам государственного
регулирования МСБ устанавливается законодательные, организационно-экономические
основы функционирования субъектов малого и среднего бизнеса, то государственная
поддержка МСБ направлена на дальнейшее расширение их возможностей,
сбалансирование индивидуальных интересов субъектов бизнеса с их
социально-экономическими интересами в целях повышения эффективности и
конкурентоспособности национальной экономики.
Существующая в Казахстане государственная поддержка развития малого и
среднего бизнеса представляет собой систему мер воздействия, с помощью которых
создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в
нужное государству русло. Целью принимаемых мер является создание наиболее
благоприятных для малого и среднего бизнеса правовых и экономических условий,
стабильной обстановки для их деятельности, защита конкурентной среды,
обеспечение прав собственности и своды принимаемых экономических решений.
Основные направления, формы, масштабы государственной поддержки определяются
характером и остротой экономических и социальных проблем, возникающих в области
развития бизнеса в республике.
Государственная поддержка процессов становления и развития субъектов МСБ
в Казахстане, а также эффективность использования финансовых ресурсов
направляемых государством на поддержку малого и среднего бизнеса осуществляется
по линии АО «Фонд развития предпринимательства «Даму». Фонд является оператором
по управлению государственных средств по программе обусловленного размещения
средств в банках второго уровня (БВУ) для последующего кредитования субъектов
МСБ.
Состояние малого и среднего бизнеса Казахстана показывает о необходимости
дальнейшего углубления реформ по стимулированию субъектов бизнеса в рамках
проводимой государственной политики развития и поддержки субъектов МСБ. Это
связано с тем, что государственные программы поддержки развития малого и
среднего бизнеса Казахстана все еще не обеспечивает желаемого, по причине того,
что не была выработана оптимальная государственная стратегия в этой области. Не
были выявлены советующие отраслевые и регинальные приоритеты, отсутствовали обратная связь,
реальный мониторинг. Дальнейшие совершенствование механизмов государственной
поддержки МСБ необходимо провести системно с учетом особенностей национальной
экономики.
Поэтому в целях реализации комплексной задачи по дальнейшему развитию
малого и среднего бизнеса в республике необходимо провести меры по
совершенствованию нормативно-правовых основ их функционирования, обеспечение
защиты прав и интересов субъектов бизнеса, снижению негативных административных
барьеров, созданию привлекательных инвестиционных условий для предпринимателей.
Опыт зарубежных стран показывает, что государственная политика в
отношении малого и среднего предпринимательства является наиболее важными
самостоятельными системным направлением стимулирования МСБ. Главная задача этой
политики заключается в создании для малого и среднего бизнеса благоприятных
условий, которые предполагают стабильность экономической политики государства,
развитие рыночной инфраструктуры, механизмов стимулирования предпринимательской
инициативы и т.д. В развитых странах действуют наиболее эффективные системы
государственных мер по правовому, финансовому, материально-техническому,
информационному обеспечению устойчивого развития малого и среднего бизнеса.
Особенно актуальным в этом аспекте является использование опыта США, Германии,
Японии, Китая и Индии по вопросу государственной поддержки малых и средних
предприятии.
Необходимо увеличить субсидирование процентных ставок кредитных ресурсов,
особенно предприятии МСБ в трудоемких отраслях. Как известно, в малом бизнеса в
основном, используется ручной труд. Поэтому, поддержка малого бизнеса на селе —
это решение проблемы занятости населения, особенно в сельской местности. В этом
аспекте, на мой взгляд, следовало бы установить процентную ставку кредитных
линии, исходя из нерентабельности, т.е. окупаемости затрат, а из создания новых
рабочих мест и удовлетворения потребности в дефицитных, малокомплектных
продукциях.
В целях дальнейшего стимулирования динамичного и качественного развития
МСБ страны необходимо осуществить комплекс мер по расширению форм и методов
государственной поддержки малого и среднего бизнеса путем предоставления
долгосрочных, льготных кредитных ресурсов субсидирования, гарантирования
процентных ставок банков второго уровня (БВУ), предоставления налоговых льгот
начинающих бизнесменов, выдачи и создания соответствующих инфраструктур малого
и среднего бизнеса.
Используя опыт развитых стран по развитию малого и среднего бизнеса,
Правительство проводит углубленную политику по реформе финансового сектора и
комплексному развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства:
расширение сети центров малого бизнеса, бизнес-инкубаторов, консалтинговых,
лизинговых и других фирм, создание банков данных специализирующихся на
обслуживании малых предприятий. В настоящее время упрощен порядок регистрации
субъектов малого предпринимательства — введены типовые уставы, размер
регистрационного сбора уменьшен в 4 раза; упрощена процедура сертификации
продукции для субъектов малого предпринимательства; введены льготы по
регистрации недвижимости и права на землю; сокращено число контролирующих и
инспектирующих государственных органов и платных услуг, осуществляемых ими;
проводятся тендеры по передаче субъектам малого предпринимательства,
занимающимся производственной деятельностью, неиспользуемых площадей и земель,
а также объектов незавершенного строительства; введена система упрощенного
бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Таким образом, в
настоящее время в области поддержки предпринимательства существует большое
количество различных институтов, сформированы базовые принципы, формы и
механизмы поддержки.
Подводя итоги проведённого исследования можно сказать, что количество
предприятий малого бизнеса растёт из месяца в месяц, причём рост
поступательный, не имеющий каких либо скачков и спадов, это обстоятельство
характеризует предпринимательство в стране как стабильно развивающееся. Наряду
с определенными наработками в Казахстане имеются серьезные проблемы, требующие
проведения коренной реорганизации деятельности в осуществлении политики
качества. Состояние дел в этой области в настоящее время позволяет
констатировать отставание в Казахстане от европейских стран примерно на 12-14
лет. Нетрудно представить, что если уже сейчас не начать целенаправленную
работу в этом направлении, указанный разрыв значительно увеличится.
Список
использованных источников
1. Кодекс Республики
Казахстан “О налогах и других обязательных платежах в бюджете” (Налоговый Кодекс)
—
. Закон Республики
Казахстан от 31 января 2006 года № 124-III “О частном предпринимательстве (с изменениями и
дополнениямипо состоянию на 01.01.2016г.)”
//www.online.zakon.kz.
. Закон Республики
Казахстан от 16 мая 2014 года № 2020 “О разрешениях и уведомлениях” //http:www.akorda.kz.
. Закон Республики
Казахстан от 19 июля 1997 года №131-1 “О государственной поддержке
малого предпринимательства” (с дополнениями, внесениями Законом РК от 10 июля
1998г. №283-1).
5. Закон Республики
Казахстан “О государственной поддержке
малого предпринимательства” // Сборник законодательно-правовых актов “Малый и
средний бизнес: Законодательство Республики Казахстан”.Алматы, 2010.
. Закон Республики
Казахстан от 6 января 2011 года №377-IV “О государственном контроле и надзоре Республики
Казахстан”.
. Указ Президента
Республики Казахстан Н.А.Назарбаева, от 17 января 2014 № 732 «О Концепции по
вхождению Казахстана в число 30 самых развитых государств мира». b.news.kz.
<Новости>post\183353.
. Назарбаев Н.А.
Послание Президента РК народу Казахстана “Казахстанский путь 2050: Единая цель,
единые интересы, единое будущее”, 17 января 2014 года.www.akorda.kz.
. Назарбаев Н.А.
Послание Президента народу Казахстана «Стратегия «Казахстан — 2050». Новый
политический курс состоявшегося государства», 14 декабря 2012г. // Официальный
сайт Президента Республики Казахстан, http: //www.akorda.kz.
. Назарбаев Н.А.
Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда //
Казинформ, 10.07.2012.
. Сайт Агентства РК по
статистике
. Государственная
программа “Производительность —
2020”, http:/www.damu.kz.
13. Государственная
программа “Дорожная карта бизнеса —
2020”, http:www.damu.kz.
. Программа по
развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013-2020 года
“Агробизнес — 2020” //http:www.akorda.kz.
. Программа
финансирования малого и среднего бизнеса в обрабатывающей промышленности.
. Инвестиционная
политика Республики Казахстан. [электронный ресурс): www.kazakh.emb.com
. Отчет о состоянии
развития малого и среднего предпринимательства в Казахстане и его регионах: АО
“Фонд развития
предпринимательства “Даму”,
Выпуск5, Алматы: 2016. 328 с.
. Годовой отчет АО “Фонд развития предпринимательсвтва “Даму” за
2016 год // www.damu.kz/
. Годовой отчет АО “Фонд развития предпринимательсвтва “Даму” за
2015 год // www.damu.kz/
. Годовой отчет АО “Фонд развития предпринимательсвтва “Даму” за
2014 год // www.damu.kz/
. Годовой отчет АО “Фонд развития предпринимательсвтва “Даму” за
2013 год // www.damu.kz/
. Отчет о результатах
исследования участников программы “Дорожная карта бизнеса — 2020” касательно
проверок правоохранительных и контролируемых органов. Алматы, Март, 2013 //
www.damu.kz/
. Отчет о результатах
исследования предпринимателей — участников программы “Дорожная карта бизнеса — 2020” и
эффективность ее реализации в регионах. Алматы, декабрь 2012г. // // www.damu.kz/
. Абалкин Л.И.
Размышления о стратегии и тактике экономической реформы.М.: Вопросы экономики,
1995, №5. с. 5.
. Абалкин Л.И. Заметки
о российском предпринимательстве.М.: “Прогресс” — Академия, 2008. с. 228.
. Айтаханов к.
Предпринимательство — ведущая сила экономики // Казахстанская правда. 2 мая,
2014г.
. Акылбаева А.
Обеспечение инновационного экономического роста малого предпринимательства. //
Экономика и статистика, №4, 2016.
. Асенов А.Е.,
Туленбекова А.А. О перспективах развития малого и среднего бизнеса в Казахстане
// Журнал “Проблемы
современной экономики”, №4 (48), 2016г.
. Алексеева М.Р.
Теоретические аспекты развития малого предпринимательства:
институционально-эволюционный подход // Предпринимательство. 2011, №6.
. Бабаева Л., Нельсон
М. Предприниматели о бизнесе и себе. // Рынок и общество. 2015. №3. с.108.
. Брюк Р.А., Калинкин
В.Е. Малый бизнес и выход из экстремальных ситуации.М., ЗАО “Экономика”,
2001. 352 с.
. Дауранов И.,
Курбанова Г. и др. Малый бизнес Казахстана: тенденции и проблемы развития /
Результаты мониторингового исследования 2001г. Алматы: РГП “Институт экономического исследования”, 2001. 136 с.
. Джулаева А.
Организация бизнеса. Алматы: “Қазақ
университеті”, 2012г. 232 с.
. Кантарбаева А.К.,
Предпринимательство: инстутиционально-эволюционный подход. Алматы: “Раритет”,
2008.
. Левина Е.И. Механизм
государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в зарубежных
странах. http://www/twirpix.com/file/633051.
. Малюгина А.А. Опыт
государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Франции: Автореферат
дисс. к.э.н. Москва, 2012.
. Портер М.
Конкуренция. Москва: Дело, 2003. Н.фон Люксбург, Ю.Порядыков. Все о бизнесе
Германии. СПб.: Питер, 2007.
. Попов С.А.
Комплексный анализ оценки эффективности управления программами поддержки малого
предпринимательства // Экономические науки. 2016г., №10.
. Риммер М.И.,
Касатова А.Д., Матненков Н.Н. Экономическая оценка инвестиции. СПб: Интер, 2-ое
издание. 2012. с. 480.
. Рубе В.А. Малый
бизнес: история, теория, практика.М.: ТЕИС, 2000г. С. 231.
. Сэй Ж.Б. Трактат
политической экономики. М.: 1896. с. 83-95.
. Современный бизнес
/пер. Д.Дж. Речмен, М.Х.Мескон, К.Л.Боуви, Дж.В.Тилл. М.: Республика, 2010.
Т.1. С. 100.
. Темирбекова А.Б.,
Успенова А.Т., Темирбек Е.Б. Государственное регулирование экономики. Алматы:
ТОО “Политграфкомбинат”? 2016г. 320 с.
. Токсанова А.Н.
Основы предпринимательской деятельности. Астана,2011. с. 13.
. Токсанова А.Н.
Основы предпринимательской деятельности. Астана, 2011, с. 480.
. Тихановский А.
Критерии оценки эффективности работы контрольно-надзорных органов. Взгляд
предпринимателей // Контур, 5.06.2015г.
. Федянов А.И.
Развитие комплексной системы оценки эффективности предпринимательской
деятельности. / Автоферат. дисс. к.э.н., Москва, 2011.
. Финансовый
менеджмент: теория и практика / под редакцией Е.С.Стояновой. М.;
Перспектива, 2006.
. Финк Т.А. Малый и
средний бизнес в Европе// Молодой ученый. 2012. № 4. стр. 177-181.
. Хоскинг А. Курс
предпринимательства. М.: 1993г., Гл. II. 421с.
. Цветова И. Политика
стимулирования малого бизнеса: опыт Японии. http: vusilieva.narod.ru.
. Шарп У., Александер
Г., Бэйли Дж. Инвестиции.М.: ИНФРА-М, 1999.
53. Шпынова А.И. Кредитование малых и средних предприятий:
Зарубежный и Российский опыт: Автореферат дисс. к.э.н. Москва. 2009.
. Шумпетер И. Теория
экономического развития: исследования предпринимательской прибыли, капитала,
процента и цикла коньюнтруы. М.: Изд. Прогресс, 1982. 30 с.
55. Российское
предпринимательство № 1. 2(176). 2016. с.
36-43.
. Юсупова Н.
Государственная поддержка малого бизнеса в США. / Менеджмент в России и за
рубежом, 2013г., №5.
. Якунин С.М. Этапы
развития малого и среднего бизнеса за рубежом// Экономика и право. 2010. №4. С. 103-107.
58. ДеBаugeF “78% du credit d`impḋt recherché est catte par les PME” // Option France.
№1082. 21 juin 2010. P.7.
59.
60.
Oktober 2012.
. The Small
Business Innovation Development Act of 1982 — P.L 102-567, and 1992. P.L.
102-564.
. http:// www.sbir-gov/about/index.htm
. Small and
Medium Enterprise Basis law. Act. No. 154 of 1963: Amended in December 3, 1999.
64. Статистические данные
ИП «Мурагер», Алматы, 2014г.
65. 5. www.stat.gov.kz.
10.11.2016 г.
66. Аналитическое
обозрение Агентства Республики Казахстан по статистике — www.stat.kz.