Внутренняя и внешняя политика в первые послевоенные годы. В результате Второй мировой войны политическое, экономическое и военное могущество США значительно усилилось. В отличие от стран Европы, их территория не была полем боя. И людских потерь они понесли меньше. В годы войны США сумели уберечь свою промышленность и сельское хозяйство, и для многих стран стали кредитором. Оставаясь до 1949 года монопольным владельцем атомного оружия, США объявили себя защитником интересов «свободного мира». После с мерти Ф. Рузвельта в 1945 году обязанности президента США стал выполнять Гарри Трумэн, который свою политику называл «справедливая линия». В 1944-1946 годах был принят ряд законов. Согласно «Биллю о правах солдат» лицам, демобилизованным из армии, предоставлялись широкие льготы. В 1946 году был принят закон «О занятости», который дал возможность обеспечить всех работой. В 1948 году увеличился минимум заработной платы, расширилась система социальной защиты, была принята программа строительства дешевых квартир. США превратились в страну «всеобщего благоденствия». Правые и консервативные силы перешли в атаку на прогрессивные социальные законы, принятые в 30-е годы. В 1947 году под давлением республиканцев, имевших большинство в Конгрессе, был принят закон Тафта-Хартли, который сужал сферу деятельности профсоюзов. Профсоюз должен был заранее предупредить правительство и владельца предприятия о готовящейся забастовке. Если забастовка была большая, то президент имел право отложить ее на 80 дней. И суды также имели право остановить забастовку. В 1950-1953 годах в стране развернулась антикоммунистическая кампания, которую возглавил сенатор Джозеф Маккарти. Период президентства Ф. Рузвельта, за сотрудничество с СССР в годы войны, был назван «периодом предательства». В 1954 году за оскорбление Высшего законодательного органа страны и незаконную растрату денег, выделенных на «борьбу с коммунизмом», сенат США привлек Маккарти к ответственности. После войны во внешней политике США начался период «холодной войны». В ее рамках были осуществлены доктрина Трумэна и план Маршалла. Доктрина Трумэна была направлена на поддержку Греции и Турции в их борьбе против советского давления. План Маршалла предусматривал помощь европейским союзникам США для восстановления их разрушенного войной хозяйства. За годы претворения в жизнь плана Маршалла (1948-1952 гг. ) США потратили 17 миллиардов долларов, проводя программу по управлению миром «по-американски». При президенте был создан Совет Национальной безопасности. В 1947 году стало функционировать Центральное Разведывательное Управление (ЦРУ). В 1949 году для защиты «Свободного мира» была создана Организация Северо-Атлантического Договора (НАТО). Социально-экономическое развитие в 1950-1960 годах. Победивший на президентских выборах 1952 года республиканец Дуайт Эйзенхауэр начал вести политику против Советского Союза с «позиции силы». Во внутренней политике, в области экономики и социальной сфере президент придерживался линии усиления регулирующей роли государства, снизил налоги, начал проведение рациональной рыночной и кредитной политики. В 50-е годы борьбу за гражданские права чернокожих американцев возглавил сторонник ненасильственных действий молодой священник Мартин Лютер Кинг. В 1955 году по инициативе Кинга была подвергнута бойкоту Алабамская автобусная компания, разделившая в автобусах места «для белых» и «для черных». В 1956 году Верховный суд признал расовую дискриминацию противоречащей Конституции США. 4 апреля 1968 года расисты убили Мартина Лютера Кинга. В 1960 году президентом был избран демократ Дж. Кеннеди. Он выдвинул программу реформ «Новые горизонты». Для того, чтобы выдвинуть США на передовые рубежи в области космонавтики, была принята программа «Аполлон». Политическая линия Джона Кеннеди, принятие законов в пользу рядовых граждан, смягчение противостояния с Советским Союзом встречали жесткое сопротивление консерваторов и расистов. В ноябре 1963 года в Далласе Кеннеди был злодейски убит. В 1964 году на новых выборах победил Линдон Джонсон. Он провозгласил программу «Великое общество», целью которой была борьба с бедностью. Однако эскалация войны во Вьетнаме оставила эту программу незавершенной. Внутренняя и внешняя политика США в 1970 годы. С избранием в 1968 году президентом Ричарда Никсона в политической истории США начался республиканский период. Президентство Никсона началось в очень сложной для страны социально-экономической ситуации. Он выдвинул в 1971 году «Новую экономическую политику». Цены и зарплаты были заморожены, были отложены некоторые социальные программы. Вьетнамская война, требующая многих затрат, была остановлена. Во время предвыборной кампании 1972 года сторонники Р. Никсона пробрались в штаб- квартиру Демократической партии, расположенную в отделе «Уотергейт» с целью установить там подслушивающие устройства. Их арестовали. Многие помощники и представители президента были привлечены к судебной ответственности. Из-за сложности возникшей ситуации Р. Никсон в 1974 году подал в отставку. В истории США это была первая отставка. В 1976 году президентом был избран демократ Джимми Картер. В годы его правления в американском обществе произошел поворот к консерватизму. В 1980 году президентом был избран Рональд Рейган. Политика «Рейганомики». Рейган выдвинул курс, именуемый «консервативной революцией». Его программа оживления частной собственности в условиях рыночной экономики получила название «Рейганомика». В этой программе отрицалась способность государства регулировать экономику. Среди проведенных мероприятий было снижение подоходного налога, зато урезаны социальные выплаты на образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение и др. области. В результате осуществления программы:
- приостановлен экономический кризис;
- уровни инфляции и безработицы были понижены;
- был снижен подоходный налог;
- ускорились темпы экономического роста;
- остановлено забастовочное движение.
Как происходило развитие США после Второй мировой войны?
США вышли из войны самой мощной в экономическом и военном отношении страной в капиталистическом мире. Президентом США стал Г. Трумэн, занявший этот пост в 1945 г. в связи со смертью Ф. Рузвельта.
Переход экономики и социальной сферы, названный реконверсией, начался еще на заключительном этапе войны. Обустройство жизни демобилизованных солдат и офицеров стало одной из главных проблем послевоенной перестройки. Были приняты многие законы и государственные решения по устройству участников войны, обеспечению их работой, землей, жильем, медицинским обслуживанием, обучением.
Спокойному течению реконверсии способствовало наличие в стране емкого внутреннего рынка. В США к концу войны имелось 129 млрд долл. ликвидных накоплений, существование которых дало мощный стимул производству товаров широкого потребления и капитальному строительству.
Значительно окрепли позиции крупного бизнеса страны. Это создавало внутриполитические трудности в деле реализации реформистской политики, начатой Ф. Рузвельтом. В 1947 г. был принят закон Тафта—Хартли, существенно ограничивавший демократические возможности трудящихся. Вынашивались планы снижения налогов с корпораций, ограничения политики регулирования социально-экономических отношений.
Внутриполитическая ситуация осложнялась и надвигавшимися в 1948 г. президентскими выборами. Перед Г. Трумэном стояла сложная задача: как отразить натиск противников либеральных реформ и с какой программой идти к тем, кто был сторонником дальнейшего социально-экономического реформирования страны. Было решено сделать акцент на углубление реформ в сфере внутренней политики и на жесткое укрепление гегемонистских позиций США в сфере внешней политики. Комбинация этих двух начал позволила Трумэну сохранить властные позиции. Программа действий, предложенная Г. Трумэном на новом витке развития страны, вошла в историю под названием «справедливый курс». Вступая в должность президента в 1949 г. , Г. Трумэн обещал добиться отмены закона Тафта—Хартли, расширения системы социального страхования. Он говорил также о принятии федерального законодательства в области гражданских прав негритянского населения, о повышении минимума заработной платы, о принятии масштабной программы строительства жилья для малообеспеченных семей, о помощи фермерам.
Однако реализовать программу «социального курса» удалось не полностью. Представители влиятельной деловой элиты не испытывали желания нести затраты на поддержание новых социальных программ. Реформистские планы Г. Трумэна во многом спутала начавшаяся в июне 1950 г. война в Корее, резко изменившая общий вектор внутриполитического развития США. К этому времени также резко усилились конфронтационные отношения США с СССР. Стала актуальной тема «инфильтрации коммунистов» в органы власти. Так, в 1946 г. была создана комиссия по проверке лояльности государственных служащих. Представители республиканской партии требовали решительной чистки всех госструктур от неблагонадежных элементов. В нагнетание антикоммунистической истерии свой вклад внес сенатор Дж. Маккарти (отсюда произошел термин «маккартизм» как проявление политической нетерпимости). Все эти внутриполитические процессы уменьшали шансы на успешную реализацию программы «справедливого курса».
В ходе президентских выборов 1952 г. республиканцам удалось одержать победу. Двадцатилетняя «эра демократов» завершилась. Новым президентом США стал лидер республиканцев Д. Эйзенхауэр.
Ему постепенно удалось погасить активность маккартистов, так как это оказывало дестабилизирующее воздействие на политическую систему США, а это наносило ущерб и развитию экономики, и имиджу США на международной арене.
Состоявшиеся в 1956 г. очередные президентские выборы символизировали утверждение в обществе консенсусных начал и стабилизацию всех его составных компонентов. И элиту, и общество устраивало сложившееся положение вещей, и задача руководства состояла в том, чтобы и далее поддерживать стабильное развитие страны и общественное согласие.
§ 15. Социалистические страны и особенности их развития после Второй мировой войны
§ 15. Социалистические страны и особенности их развития после Второй мировой войны
Установление просоветских режимов. Освобождение советскими войсками стран Восточной Европы от фашистов привело к тому, что здесь началось формирование новых органов власти.
Ислам после второй мировой войны
Ислам после второй мировой войны
Ситуация резко изменилась лишь с середины XX в. , после второй мировой войны и крушения системы колониализма. Эти события послужили толчком, резко усилившим весь ход общественной жизни, политическую активность масс, культурные и прочие
Глава 11 Использование опыта вермахта после Второй мировой войны
Какие были итоги Второй мировой войны? Какие изменения в Европе и мире произошли после Второй мировой войны?
Вторая мировая война наложила печать на всю историю мира второй половины ХХ в. В ходе войны были погублены 60 млн жизней в Европе, к этому следует добавить многие
Какие были основные тенденции развития стран Восточной Европы после Второй мировой войны?
Какие были основные тенденции развития стран Восточной Европы после Второй мировой войны?
Страны Центральной и Юго-Восточной Европы (Польша, ГДР, Венгрия, Румыния, Чехословакия, Югославия, Албания), которые в послевоенный период стали называть просто Восточной
Каковы особенности развития Великобритании после Второй мировой войны?
Каковы особенности развития Великобритании после Второй мировой войны?
Великобритания вышла из Второй мировой войны победительницей, как одна из участниц антигитлеровской коалиции. Ее людские потери были меньше, чем во время Первой мировой войны, но материальный
Международное положение после второй мировой войны
Международное положение после второй мировой войны
Свою беспомощность авторы Истории КПСС проявляют особенно, перейдя к описанию международного положения после второй мировой войны. По их словам, после войны создался «реакционный империалистический лагерь», цель
После второй мировой войны — до смерти Сталина
1. Коренное изменение международного положения
XVI глава Истории КПСС охватывает период времени с конца второй Мировой войны до смерти Сталина в 1953 г. С большим удовлетворением авторы констатируют коренное изменение
ОБРАЗОВАНИЕ МИРОВОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. ПОСЛЕДСТВИЯ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» ДЛЯ СССР
ОБРАЗОВАНИЕ МИРОВОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. ПОСЛЕДСТВИЯ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» ДЛЯ СССР
После окончания Второй мировой войны соотношение сил между ведущими державами принципиально изменилось. Значительно усилили свои позиции США, в то время
§ 15. Социалистические страны и особенности их развития после Второй мировой войны
Установление просоветских режимовОсвобождение советскими войсками стран Восточной Европы от фашистов привело к тому, что здесь началось формирование новых органов власти. Правительства
Иран после Второй мировой войны. Движение за национализацию нефти
Иран после Второй мировой войны. Движение за национализацию нефти
В период Второй мировой войны стратегическое положение Ирана стало причиной его оккупации силами антигитлеровской коалиции в лице СССР и Великобритании. В 1930-е гг. Реза шах пошел на некоторое сближение
Борьба за нефтяное могущество после Второй мировой войны
Борьба за нефтяное могущество после Второй мировой войны
Послевоенный период во многом стал переломным в истории нефтяной промышленности. С 1950 г. вследствие беспрецедентного роста темпов развития мировой экономики и промышленного производства, повышается и важность
Новейшая история стран Европы и Америки. XX век. Часть 2. 1945–2000
Коллектив авторов
Послевоенное положение США. «Справедливый курс»
По сравнению с другими странами США во Второй мировой войне понесли незначительные людские и материальные потери: 300 тыс. человек были убиты и пропали без вести. Более того, война стала фактором, способствовавшим заметному росту американской экономики. Так, за годы войны производственные мощности США увеличились в два раза, а экспорт – в пять раз. Они вышли из войны самой могущественной экономической и военно-политической державой мира. В 1948 г. доля США в производстве капиталистического мира составляла 54,6 %, а золотой запас – 53,3 % мирового. К концу войны Америка располагала самой многочисленной и мощной армией во всем капиталистическом мире. Вплоть до 1949 г. она пользовалась монополией на атомное оружие. Поэтому неудивительно, что США объявили себя защитниками интересов «свободного мира», к которому были причислены все капиталистические страны.
В послевоенный период в экономической и социальной сферах продолжались реформы, начатые в рамках программы «нового курса» президентом Ф. Рузвельтом. В 1944–1946 гг. была принята целая серия законов, призванных облегчить положение военнослужащих, подлежащих демобилизации после завершения военных действий, а также неимущих слоев населения. К этим законам, в частности, относился так называемый «солдатский билль», предусматривающий существенные льготы участникам войны; закон о занятости, имевший своей целью сокращение безработицы; акты о повышении пенсий и пособий. Не случайно Г. Трумэн, ставший президентом США после смерти Ф. Рузвельта в апреле 1945 г. , назвал свою политику «справедливым курсом».
Правоконсервативный поворот в общественно-политической жизни
Вместе с тем, в отличие от большинства европейских стран, где послевоенная ситуация характеризовалась поворотом в настроениях широких масс населения влево, в США имело место наступление правых и консервативных сил. Это, в частности, выразилось в попытках пересмотреть социальные законы, принятые в 30-е гг. Наиболее ярким проявлением тех изменений, которые произошли в позициях американских законодателей, явилось принятие в 1947 г. антирабочего по своей сути закона Тафта – Хартли (названного так по фамилиям его инициаторов в конгрессе США), главная цель которого состояла в том, чтобы ограничить и контролировать деятельность профсоюзов. Закон, в частности, запрещал забастовки государственных служащих и все забастовки, имеющие политическую направленность, бойкоты, пикеты. Правительство получило право приостанавливать забастовки и стачки на 80 дней.
Эта линия на ужесточение контроля над рабочим движением была продолжена принятием в 1959 г. закона Лэндрема – Гриффина, который предусматривал усиление контроля министерства труда над внутренними делами профсоюзов, в частности над их финансами и механизмами выбора высшего профсоюзного руководства. Тем самым ужесточалась система государственного регулирования трудовых отношений.
Одним из заметных проявлений поворота вправо явилось нагнетание в общественном мнении антисоветских и антикоммунистических настроений. В 1947 г. начались так называемые «проверки лояльности» государственных служащих, которые по сути дела вылились в кампанию чистки государственного аппарата от инакомыслящих и неблагонадежных, к которым относили всех, кого подозревали в симпатиях к коммунизму и СССР. В январе 1949 г. по инициативе правых кругов был затеян судебный процесс против руководства малочисленной Коммунистической партии США, обвиненного в нелояльности и чуть ли не в шпионаже в пользу Советского Союза. В результате процесса, длившегося девять месяцев, одиннадцать членов национального комитета компартии были приговорены к штрафам и различным срокам тюремного заключения.
Но в наиболее законченных и крайних формах правоконсервативный поворот проявился в 1950–1953 гг. в маккартизме. Так была названа широкомасштабная антикоммунистическая и антисоветская кампания, развязанная в стране правыми кругами во главе с сенатором Дж. Маккарти. Эта кампания, которая совершенно справедливо была названа «охотой на ведьм», строилась на нагнетании страхов перед заговором, якобы вынашиваемым против США мировым коммунизмом во главе с Советским Союзом. Утверждалось, что коммунисты и сочувствующие им проникли в высшие эшелоны власти.
Период правления президента-реформатора Ф. Рузвельта был назван «двадцатью годами предательства». Шельмовались государственные чиновники высокого ранга, представители творческой интеллигенции, видные ученые и общественные деятели. Против некоторых из них были затеяны судебные процессы. Маккарти выискивал «коммунистов» в государственном департаменте, Пентагоне и даже выступил с публичным осуждением администрации Эйзенхауэра за то, что она оказывает экономическую помощь Англии, которая сохраняла торгово-экономические отношения с Китаем. Были также приняты законы против так называемых подрывных элементов и иммигрантов. В частности, в 1954 г. конгресс США принял закон о контроле над коммунистами, который предписывал ежегодную регистрацию в министерстве юстиции членов коммунистической партии как «иностранных агентов».
Однако правящие круги во все более растущей степени убеждались в ущербности для престижа страны деятельности зарвавшегося сенатора и его сторонников, которые в своих обвинениях в заговоре против США стали переходить все мыслимые пределы. В 1954 г. сенат США вынужден был привлечь Маккарти к ответственности за оскорбление высшего законодательного органа страны и за незаконное расходование государственных средств, отпущенных «на борьбу с коммунизмом». 2 декабря того же года сенат подавляющим большинством голосов осудил сенатора, после чего тот довольно быстро сошел с политической арены.
Послевоенные изменения во внешнеполитическом курсе
Поворот в позициях правящих кругов вправо особенно отчетливо проявился в сфере внешней политики. Уже к концу войны во все возрастающей степени обнаруживались противоречия между союзниками по антигитлеровской коалиции. С окончанием войны эти противоречия стали очевидны всем. Их дальнейшее обострение привело сначала к фактическому развалу коалиции, а затем к началу «холодной войны». Инициатива в этом вопросе принадлежала Соединенным Штатам.
«Холодная война» и порожденные ею внешнеполитические доктрины, такие, как политика «с позиции силы», «балансирование на грани войны», «тотальное противоборство» и др. , привели к возрастанию международной напряженности и усилению угрозы новой мировой войны. В рамках политики «холодной войны» администрация Трумэна предприняла целую серию внешнеполитических шагов и инициатив. В их числе – доктрина Трумэна и план Маршалла. Имея своей главной целью «сдерживание коммунизма», или, проще говоря, противодействие СССР, доктрина Трумэна предусматривала оказание помощи Греции и Турции для недопущения победы там левых сил и усиления влияния Советского Союза.
План Дж. Маршалла (названный так по имени его автора – тогдашнего государственного секретаря) представлял собой широкомасштабную программу оказания странам-союзницам США финансовой и экономической помощи для восстановления их экономики, разрушенной во время войны. За четыре года действия этой программы (1948–1952) США израсходовали 12,5 млрд долл. , что составляло астрономическую сумму. Американцы кровно были заинтересованы в стабилизации обстановки в Европе, совершенно правильно полагая, что в случае непринятия срочных мер по восстановлению разрушенной экономики европейские страны не застрахованы от социальных и иных катаклизмов.
В 1949 г. по инициативе США был создан военно-политический союз индустриально развитых стран Запада – Организация Североатлантического договора (НАТО). Первоначально блок включал 12 государств, затем его членами стали еще три государства, с вступлением в 1982 г. Испании число его членов возросло до 16. В 1950 г. американцы вмешались в гражданскую войну в Корее на стороне южнокорейского марионеточного режима Ли Сын Мана. В 1951 г. , навязав Японии договор о «взаимной безопасности», руководство США добилось сохранения на японской земле значительных контингентов американских войск.
Победа республиканцев. Политика Д. Эйзенхауэра
В 1952 г. на президентских выборах победу одержала пребывавшая с 1932 г. в оппозиции республиканская партия в главе с популярным генералом Д. Эйзенхауэром, который во время Второй мировой войны командовал американскими войсками в Европе и возглавлял операцию по высадке союзнических войск на северное побережье Франции. После окончания войны Эйзенхауэр занял пост председателя комитета начальников штабов вооруженных сил США, а в июне 1947 г. стал президентом Колумбийского университета. В 1951 г. генерал возглавил наземные, морские и военно-воздушные силы западных держав-членов НАТО в Европе. К 1952 г. он был известным и уважаемым в стране человеком.
Победе Эйзенхауэра, помимо всего прочего, способствовало и то, что он обещал покончить со ставшей весьма непопулярной среди широких слоев населения корейской войной. Эта война стоила американскому народу многих жертв. Как подчеркивал сам Эйзенхауэр в своих мемуарах, это была самая кровопролитная война в истории США, за исключением гражданской войны и двух мировых войн. Америка потеряла в Корее убитыми, ранеными и пленными около 398 тыс. человек и еще 29 тыс. человек – ее союзники (за исключением Южной Кореи). Поэтому Эйзенхауэр направил свои усилия на прекращение корейской войны.
В целом внешнеполитический курс республиканской администрации характеризовался дальнейшим наращиванием политики «с позиции силы» в отношении Советского Союза. Однако Эйзенхауэр был среди тех деятелей Соединенных Штатов, которые понимали, что Америка не всемогуща и ей не все дозволено. Это стало особенно очевидно после запуска в Советском Союзе в октябре 1957 г. первого в мире искусственного спутника Земли. Это означало, что СССР получил средства доставки ядерного оружия до жизненных центров самой Америки. Стало очевидно, что отныне она окончательно перестала быть неуязвимой для прямых ударов противника. Поэтому Эйзенхауэр понимал необходимость сотрудничества с Советским Союзом, считал важным развитие советско-американских контактов в области науки, искусства и культуры. Заслугой Эйзенхауэра следует считать и то, что он нередко сдерживал особенно ретивых представителей военно-промышленного комплекса, которые выступали за дальнейшее наращивание вооружений. Он был убежден в том, что если им дать бесконтрольную власть, то США превратятся в «гарнизонное государство».
После прихода в Белый дом Эйзенхауэр не торопился с выполнением других предвыборных обещаний, особенно по внутриполитическим вопросам. При этом следует учесть, что в предвыборной программе республиканцев немаловажное место занимали пункты о ревизии нового курса, сокращении регулирующей роли государства, восстановлении принципов свободной конкуренции и свободного рынка и др. Однако, будучи реалистом в политике, Эйзенхауэр быстро понял, что американский капитализм давно превратился в корпоративный и что роль государства в экономике и социальной сфере можно только увеличивать, но никак нельзя сокращать. Поэтому во внутренней политике, особенно в социальной сфере, его администрация продолжала политику своих предшественников-демократов с некоторыми поправками.
Кеннеди. Возвращение демократов
Важным этапом в послевоенной истории США стала победа на президентских выборах 1960 г. кандидата от демократической партии 43-летнего сенатора от штата Массачусетс Дж. Кеннеди. Продолжая традицию В. Вильсона и Ф. Рузвельта, Кеннеди выдвинул реформистскую программу, получившую название «новых рубежей». По своим ориентациям и политическому мировоззрению он был весьма близок Ф. Рузвельту и отличался реалистическим взглядом на положение вещей как внутри страны, так и на международной арене. Будучи выходцем из весьма состоятельной семьи, а также высокообразованным представителем интеллектуальной и политической элиты, Кеннеди хорошо осознавал необходимость постоянного совершенствования политики государства для улучшения положения широких слоев населения и тем самым обеспечения их приверженности идеалам рыночной экономики и политической демократии.
Правительство Кеннеди приняло и реализовало целую серию мер по стабилизации экономики и расширению программ по социальной помощи. В частности, оно запретило повышение цен в отдельных отраслях, например электротехнической и сталелитейной. Были разработаны программы помощи бедствующим регионам (прежде всего угледобывающим), переквалификации и переобучения рабочих новым профессиям, ликвидации неграмотности среди взрослых. Важнейшим достижением администрации Кеннеди являлось то, что в развитие принятых еще при республиканцах (1957 и 1960 гг. ) решениях и законах, запрещавших расовую дискриминацию в школах и на выборах должностных лиц, она внесла в конгресс законопроект, направленный против дискриминации представителей цветного населения в общественных местах и при найме на работу.
Для Кеннеди был характерен также неординарный подход к решению проблем внешней политики. При нем был создан так называемый «Корпус мира» – организация добровольцев, изъявивших желание работать в отсталых странах в области экономики, образования, здравоохранения и т. Немаловажное значение придавалось широко разрекламированной программе, рассчитанной на десять лет, под названием «Союз ради прогресса», в задачу которой входило оказание помощи странам Латинской Америки в деле экономического и социального развития. Обе эти программы имели своей главной целью дальнейшее усиление влияния США на международной арене.
В то же время именно в период правления Кеннеди разразился кубинский ракетный кризис 1962 г. , вызванный размещением советских ракет на территории Кубы, которая после происшедшей там в 1959 г. революции, вышла из сферы влияния Соединенных Штатов. Кризис приобрел настолько большую остроту, что впервые в послевоенный период поставил мир на грань термоядерной войны. Однако Дж. Кеннеди и тогдашний советский руководитель Н. Хрущев сумели найти приемлемый для обеих сторон выход из весьма трудного и опасного для судеб мира положения.
В 1963 г. администрация Кеннеди подписала Московский договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, под водой и в космосе. Показательно, что в том же году Кеннеди признал, что в ядерный век война между двумя сверхдержавами бессмысленна, поскольку в ней не может быть победителей.
22 ноября 1963 г. во время предвыборной поездки по стране в городе Даллас (штат Техас) Дж. Кеннеди был убит рукой наемного убийцы (или наемных убийц). Трагическое событие буквально потрясло современников как в самой Америке, так и во всем мире. Но это убийство, названное преступлением века, до сих пор остается нераскрытым и возможно навсегда останется одной из тайн американской истории. Президентом США стал вице-президент Л. Джонсон, который и одержал убедительную победу на очередных президентских выборах 1964 г.
Продолжая курс Кеннеди, Джонсон провозгласил программу «Великого общества», в рамках которой был разработан и осуществлен целый комплекс реформ. Так, в 1963, 1965 и 1968 гг. были приняты новые законы о гражданских правах, призванные положить конец наиболее очевидным формам дискриминации негров в области образования и найма на работу. В рамках «Великого общества» осуществлялась также программа борьбы с бедностью. Была существенно расширена социальная помощь неимущим слоям населения. Однако в условиях все более расширяющейся войны во Вьетнаме администрация Джонсона вынуждена была сократить или свернуть некоторые наиболее дорогостоящие социальные программы.
Эта война, начавшаяся в 1964 г. , с 1965 г. приобретала все больший размах. Несмотря на беспрецедентную мощь и участие более чем полумиллионной армии, американцам не удалось одержать победу над вьетнамским народом. Более того, они вынуждены были признать свое унизительное поражение.
60-е гг. Рост движения за гражданские права
60-е гг. XX в. ознаменовались в США массовыми движениями протеста. С этой точки зрения немаловажное значение имело объединение еще в 1955 г. двух крупнейших профсоюзов страны – Американской федерации труда (АФТ) и Конгресса производственных профсоюзов (КПП) – в единую общенациональную организацию, насчитывающую в своих рядах 15–16 млн членов. Заметным явлением стала волна негритянского движения, вызванная сохранением дискриминации цветного населения в различных сферах общественной и политической жизни (жилищной, образования, найма на работу и т. Большую популярность в ходе этих выступлений получил молодой негритянский священник Мартин Лютер Кинг.
В 1960 г. с началом кампании «ненасильственных действий» негритянское движение вступило в новую фазу. Одной из важных мишеней этого движения стала расовая сегрегация, т. практика раздельного обучения негров и белых в школах, недопущения негров в публичные места, предназначенные только для белых, и т. В качестве инструментов борьбы за свои права негры развернули массовые марши и походы, сидячие демонстрации, посещали кафе, рестораны и другие публичные места для белых. Именно эти выступления заставили руководителей страны принять ряд законов о гражданских правах негров.
В середине 60-х гг. в негритянском движении выделились группировки, которые выступили с лозунгами насильственной борьбы за свои права. Это, в частности, проявилось в уличных массовых столкновениях, вспыхнувших в 1965 г. в Лос-Анджелесе. О размахе этих столкновений свидетельствует тот факт, что на усмирение их участников было послано 10 тыс. национальных гвардейцев и полицейских. Возникла организация «Черные пантеры», провозгласившая своей целью «вооруженную расовую войну для свержения капиталистической системы». Однако расистские круги Америки тоже не сидели сложа руки. 4 апреля 1968 г. от пули подосланного ими убийцы погиб Мартин Лютер Кинг. Его похороны, в которых участвовали 150 тыс. человек, превратились в политическую демонстрацию протеста против произвола в отношении чернокожего населения.
В тот период массовый характер приняло студенческое движение, начало которому было положено выступлениями молодежи и студентов в г. Беркли в 1964 г. Главное место в программах этого движения занимали лозунги борьбы против социальной несправедливости, бедности, расовой дискриминации, идеалов чистогана и наживы, войны во Вьетнаме и др. Возникли различные студенческие организации, которые ставили своей задачей координацию деятельности и выступлений студентов различных регионов и университетских центров страны.
Среди них наиболее заметную роль сыграло объединение «Студенты за демократическое общество». Составной частью этого движения стали так называемые новые левые. Они получили это название по причине того, что выступали с левыми лозунгами изменения существующей в США общественно-политической системы на началах социальной справедливости и равенства, ликвидации расовой дискриминации, уважения прав национальных, конфессиональных и иных меньшинств, усовершенствования системы образования и др. Но в отличие от традиционных левых, которые, руководствуясь идеями марксизма, в качестве главной движущей силы преобразований рассматривали рабочий класс, они видели такую силу в интеллигенции и студенчестве.
Широкие масштабы приняло движение против войны во Вьетнаме. По всей стране развернулись марши и демонстрации, кампании уклонения от призыва в армию и сожжения призывных карточек. Наиболее ярким проявлением этого движения стала продолжавшаяся в течение нескольких суток осада военного ведомства США Пентагона в 1967 г. , в которой участвовало до 300 тыс. человек. Об успехе этого движения свидетельствует тот факт, что в 1968 г. Джонсон вынужден был объявить о согласии США вести мирные переговоры с руководством Демократической Республики Вьетнам. К тому же Джонсон заявил, что не будет выставлять свою кандидатуру на пост президента на президентских выборах 1968 г. О накале страстей в стране говорит и такой факт: в августе 1968 г. во время предвыборного выступления вслед за Кингом был убит младший брат Дж. Кеннеди – известный в стране политический деятель, претендовавший на пост президента, Р. Кеннеди.
В результате на президентских выборах кандидатом на пост президента от демократической партии был выдвинут Г. Хэмфри. Груз вьетнамской войны и накопившихся социальных проблем для демократов оказался слишком тяжел, и с минимальным перевесом на выборах победу одержал кандидат от республиканской партии Р. Никсон.