В рамках проекта «Календарь обещаний» мы начинаем проводить анализ государственных программ и их реализации. Делимся с вами первым большим анализом (полный файл с описанием всех пунктов можно скачать по ссылке в конце материала).
Автор анализа госпрограммы — Эрик Фарахов. За текущими обещаниями и статусом их исполнения можно следить по ссылке.
Государственная программа развития образования РК на 2011 — 2020 г.г.
Государственная программа развития образования РК на 2011 — 2020 г.г. разработана Министерством образования и науки Республики Казахстан для повышения конкурентоспособности образования, развития человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики.
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы принята Указом Президента Республики Казахстана № 1118 от 7 декабря 2010 года.
Цель – повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики
В результате реализации Государственной программы развития образования Казахстан должен достичь следующих ключевых показателей:
· во всех организациях образования, кроме МКШ, будет внедрен механизм подушевого финансирования;
· доля высококвалифицированных педагогических работников, имеющих высшую и первую категории, от общего количества педагогов составит 52%;
· в 90% организаций среднего образования будет использоваться система электронного обучения;
· 100% детей в возрасте с 3 до 6 лет будут обеспечены дошкольным воспитанием и обучением;
· будет осуществлен полный переход на 12-летнюю модель обучения;
· 80% выпускников вузов, обучившихся по госзаказу, будут трудоустроены по специальности в первый год после окончания вуза;
· в рейтинге лучших мировых университетов будут отмечены не менее 2 вузов Казахстана;
· доля вузов, прошедших независимую национальную институциональную аккредитацию по международным стандартам, составит 65%;
· доля вузов, прошедших независимую национальную специализированную аккредитацию по международным стандартам, составит 30%.
Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан»
Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы принята Указом Президента Республики Казахстана № 1113 от 29 ноября 2010 года.
Цель Программы – улучшение здоровья граждан Казахстана для обеспечения устойчивого социально-демографического развития страны.
Ключевыми задачи программы являются:
· усиление межсекторального и межведомственного взаимодействия по вопросам охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия;
· развитие и совершенствование Единой национальной системы здравоохранения;
· совершенствование медицинского и фармацевтического образования, развитие медицинской науки и фармацевтической деятельности.
В результате реализации Государственной программы развития здравоохранения Казахстан должен достичь следующих ключевых показателей:
· увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения к 2013 году до 69,5 лет, к 2015 году – до 70 лет;
· снижение материнской смертности до 28,1 к 2013 году, а к 2015 году – до 24,5 на 100 тыс. родившихся живыми;
· снижение младенческой смертности до 14,1 к 2013 году, а к 2015 году – до 12,3 на 1000 родившихся живыми;
· снижение общей смертности до 8,14 к 2013 году, а к 2015 году – до 7,62 на 1000 населения;
· снижение заболеваемости туберкулезом до 98,1 к 2013 году, а к 2015 году – до 94,7 на 100 тыс. населения;
· удержание распространенности ВИЧ-инфекции в возрастной группе 15-49 лет в пределах 0,2-0,6%.
·
Высшее образование является важнейшим социальным институтом, функционирующим с целью удовлетворения общественных потребностей, и потому живо реагирующим на внутренние и внешние изменения и процессы. Постоянно возрастающие по объему и все более разносторонние по содержанию межстрановые экономические связи формируют потребность в универсальных кадрах специалистов, получающих профессиональную подготовку в национальных вузах. Это приводит к тому, что содержание национальных систем высшего образования естественно стремится к так называемым “мировым стандартам”, вырабатываемым мировой наукой и техникой. Процессы глобализации также требуют от национальных систем высшего образования новой целевой ориентации, учитывающей потребности в международной солидарности. В условиях глобализации неизбежна универсализация содержания и технологий образования, которую невозможно остановитьпри существующих мировых информационных и коммуникационных системах в виде Интернет.
Происходит интернационализация высшего образования, которая постепенно приобретает черты качественно нового этапа – интеграции, всемерного сближения национальных образовательных систем, их взаимодополняемости. Превращение высшего образования в мировую социальную систему характеризуется множеством взаимосвязанных элементов разного уровня и характера. Занимая свое специфическое место на рынке образовательных услуг, вузы взаимодействуют в форме сотрудничества или соперничества, вырабатывая основные ориентиры этого рынка. Потребность в устойчивости системы высшего образования предполагает постоянное ее развитие и приспособление к меняющимся условиям современного мира. В этой связи кризис высшего образования, о котором пишут многие эксперты в последние годы, есть не что иное, как сигнал к необходимости реформирования его содержания, форм и задач в ответ на “вызов эпохи”. Кризис усиливает потребность в международной интеграции высшего образования. Таким образом, интеграция высшего образования в мировую систему – это объективно развивающийся процесс, в который можно пытаться не включаться, но который нельзя не замечать.
Интеграционные явления, происходящие в современном мире, коснулись всех сторон жизнедеятельности общества. Государство, которое имеет намерение идти в ногу с международными процессами, уделяет пристальное внимание всем проявлениям глобализации, ставшим уже неизбежностью. В быстро меняющемся мире, возможно, не столь важно быть впереди по показателям социально-экономического развития, а важнее быть гармонизированным в общемировые тенденции.
Образовательные системы зарубежных государств за последние 10– 15 лет совершили резкий скачок в своем развитии. Общество всегда заинтересовано в высокообразованных гражданах, ибо только такие люди способны развивать и обеспечивать общественный прогресс. Рынок и вся его инфраструктура всегда нуждается в квалифицированных специалистах, имеющих профессиональные навыки и знания. Только в этом случае конкуренция будет развивать как сами рыночные отношения, так и обеспечивать прогресс общественных отношений. Личность также имеет потребности в своем развитии, которое реализуется благодаря образованию.
Однако система образования Казахстана не всегда отвечает соответствием индивидуальным, личным потребностям в образовании. Система образования базировалась на нормативном подходе, была жестко регламентированной, и обучающемуся сверху указывала «что учить» и «как учить». Содержание наших образовательных программ состояло из множества предметов и дисциплин, которые не всегда представляли интерес для обучающихся.
Высшее образование играет важную роль в обеспечении профессиональной подготовки компетентных и конкурентоспособныхспециалистов для всех отраслей экономики республики в интеграции с наукой и производством. В настоящее время функционируют 148 вузов (9 национальных, 2 международных, 32 государственных, 12 негражданских, 93 частных, в том числе 16 акционированных), в которых обучаются свыше 595 тыс. человек.
Тем не менее, большинство работодателей не удовлетворены качеством подготовки специалистов, выпускаемых вузами. Образовательные программы не всегда отвечают ожиданиям работодателей и не соответствуют потребностям экономики. Серьезным скрытым фактором, охватывающим всю систему высшего образования в Казахстане, является коррупция. Политика высшего образования не будет эффективной до тех пор, пока не будут приняты конкретные меры по ее искоренению. Имеют место негативные тенденции в кадровом обеспечении вузов: отсутствует системное воспроизводство профессорско- преподавательского состава, широко практикуется работа по совместительству.
Материально-технические ресурсы вузов Казахстана обновляются недостаточными темпами. Вузами не выдерживается установленная норма обновления библиотечного фонда, как по гуманитарным, так и по техническим специальностям. По многим дисциплинам учебники не разрабатываются или издаются малыми тиражами. Информационные ресурсы вузов не объединены, библиотечный фонд носит разрозненный характер. В настоящее время недостаточно действующих механизмов государственной поддержки финансирования образовательных услуг. Интеграция образования, науки и производства, развитие послевузовского образования на основе современных достижений науки и техники являются одними из приоритетных направлений развития экономики [1].
Наряду с этим имеются и многие достижения. Проведенные реформы дают основания говорить, что сегодня казахстанская система подготовки кадров нуждается уже не в радикальной реформе, а в доведении преобразований до логического завершения. Такая модернизация должна проводиться комплексно по целому ряду связанных между собой направлений.
Высшая школа полностью перешла на трехуровневую модель подготовки, принятую в мировой практике: бакалавр — магистр — доктор философии (PhD). Внедрена кредитная технология обучения, целый ряд программ аккредитован в международных аккредитационных центрах. Созданы пять национальных лабораторий открытого типа и 15 лабораторий инженерного профиля, оснащенных самым современным оборудованием.
В Глобальном индексе конкурентоспособности наша страна заняла 51-е место в мире по обеспечению доступа к высшему образованию. В 38 вузах реализуется двудипломное образование с участием зарубежных университетов. Ежегодно до трех тысяч казахстанцев получаютвозможность обучаться в лучших университетах мира по Президентской программе «Болашак» – уникальной в мировой практике [2].
Госпрограммой вводится целый ряд кардинально новых подходов, многие из них общесистемные, охватывают все уровни подготовки кадров. Безусловно, главный из них – финансирование образования. Глава государства Н.А.Назарбаев отметил, что уже несколько лет объем такого финансирования в Казахстане составляет порядка 4% от ВВП. К примеру, в 2010 году он соответствовал 4,1% ВВП, а это уже хорошее приближение к уровню ряда европейских стран. В 2011 году было предусмотрено дополнительное выделение средств. Только из республиканского бюджета оно составило свыше 461 миллиарда тенге на 2011–2015 годы.
Самым принципиальным изменением, заложенным в документе, является начало реальной интеграции науки с образовательным процессом. Реализация положения «Исследовательский университет» в Законе Республики Казахстан «О науке» от 18.02.2011 г. поставит воссоединение науки с учебным процессом на реальные рельсы. Произойдет и соответствующее изменение содержания обучения – объединение его теоретической и практической составляющих. Сначала в нескольких ведущих университетах, а по мере накопления опыта – и в других вузах страны. Это придаст новый импульс интеграции Казахстана в мировое научно-образовательное пространство.
В частности, доли вузов, прошедших независимую национальную институциональную и специализированную аккредитацию по международным стандартам, будут доведены до 65 и 30 процентов соответственно. То есть качество высшего образования существенно возрастет. Это также окажет влияние на содержание обучения в высшей школе. Соответственно изменится и классификация вузов. Предусмотрено шесть градаций: национальные исследовательские университеты, национальные высшие учебные заведения, исследовательские университеты, университеты, академии и институты.
На основе новой классификации будут повышаться требования к вузам – не только частным, но и государственным. Уже с 2012 года их аккредитацию будут проводить некоммерческие неправительственные аккредитационные агентства. В результате система высшей школы оздоровится, и Казахстан станет еще ближе к мировому качеству образования.
Еще одно важное нововведение – предоставление вузам академической свободы. Ее основной смысл – в образовательных программах увеличится компонент по выбору: в бакалавриате – до 70%, в магистратуре – до 80%, в докторантуре – до 90–95%. Впервые в нашей стране поставлен и вопрос автономии вузов. В соответствии с принципами Болонского процесса им будет предоставлена самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, финансовой, международной и иной деятельности.
В результате такого обновления всех уровней обучения мы получим систему подготовки кадров, соответствующую мировым стандартам не только по структуре, но и по содержанию обучения, квалификации выпускаемых специалистов.
Будет достигнута цель, сформулированная Президентом страны: «Создать такие условия, чтобы любой казахстанец имел доступ к широкой системе знаний и профессиональной квалификации. Чтобы в любом возрасте он мог пройти переподготовку или приобрести новую специальность» [3]. Это концепция обучения в течение всей жизни, реализация которой является одной из главных общемировых тенденций, и Казахстан существенно продвинется в данном направлении по результатам реализации Государственной программы развития образования на 20112020 годы.
Литература
- Каримов З. Болонский процесс и региональные вузы / Каримов З., Белобородова Н. // Alma mater∙ — 2006∙ — № 6. — C∙48-49∙
- Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы//Казахстанская правда, 14 декабря 2010 г.
- Жумагулов Б. Госпрограмма стартовала. Казахстанское образование вступило в новое десятилетие развития//Казахстанская правда, 11 января 2011г.
Образование было признано одним из важнейших приоритетов развития еще с первых лет независимости Казахстана. Об этом ясно говорилось в Конституции сначала 1993 года, затем 1995 года, долгосрочной стратегии «Казахстан-2030», Плане по вхождению республики в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира, проекте «Интеллектуальная нация-2020», целом ряде других программ развития. Сообразно тому принимались отраслевые программы, в которых отражались конкретные задачи, сроки их исполнения с перечислением всех ответственных инстанций. Не беремся судить о степени успешности этих программ, а обратим внимание на очередной проект Государственной программы развития образования, теперь уже на 2011–2020 годы. По заявлению главного разработчика, Министерства образования и науки, документ подготовлен в целях реализации задач, определенных в Послании Президента народу «Новое десятилетие — новый экономический подъем — новые возможности Казахстана».
Анализ показывает, что, за исключением отдельных цифр и сроков реализации, главные задачи не претерпели существенных корректив. Как и прежде, декларируется, что образование необходимо понимать как экономические инвестиции, а не просто как затраты на социальные нужды. Развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое процветание страны. Как и прежде, государство намерено оказывать всестороннюю поддержку школе и вузам. Вместе с тем налицо более четкая привязка образовательной деятельности к реальным потребностям государства, а также гибкие формы финансирования, стимулирующие здоровую конкуренцию, модернизацию учебного процесса с применением новых технологий. Остается признать, что новая программа, помимо внушительного объема, подкупает своими масштабами. И надеяться, что все это великолепие будет претворено в жизнь. Что касается самой программы, то основные ее положения состоят в следующем.
Целевые индикаторы:– введение подушевого финансирования в организациях среднего образования — 100%;– средняя зарплата педагогов достигнет средней зарплаты в экономике;– 70% педагогов пройдут повышение квалификации по принципу ваучерного финансирования;– в 90% организаций образования созданы попечительские советы, используется система электронного обучения;– 100% детей обеспечены организованным дошкольным образованием в 2020 году, осуществлен полный переход на 12-летнюю школу;– уменьшение доли выпускников школ, не прошедших пороговый уровень для поступления в вуз по результатам независимого тестирования, с 22,2 до 10%;– в 100% школ реализуется программа нравственно-духовного развития личности «Самопознание»;– участие в международных сравнительных исследованиях;– доля выпускников ТиПО, прошедших независимую оценку квалификации в сообществе работодателей с первого раза, — 80%;– доля выпускников вузов, прошедших независимую оценку квалификации в сообществе работодателей с первого раза, — 60%;– трудоустройство выпускников высших учебных заведений в первый год после окончания вуза — до 80%.
Финансирование образованияФинансирование системы образования в 2015 году увеличится в 1,3 раза по сравнению с 2011 годом. В 2011 году будет разработана методика подушевого нормативного финансирования, которая позволит повысить эффективность бюджетных расходов и будет способствовать повышению доступности качественного образования для разных слоев населения. В 2013 году данная система будет апробирована на базе четырех старших школ. К 2015 году дошкольное воспитание и обучение будет финансироваться из государственного бюджета посредством целевого трансферта на основе подушевого финансирования. Местные власти будут являться администраторами закупа услуг у провайдеров на конкурсной основе. В системе технического и профессионального образования будут утверждены нормы затрат на подготовку одного специалиста по 12 отраслям Программы форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР).
Статус педагогаСредняя зарплата педагогов достигнет средней зарплаты в экономике, 70% педагогов пройдут повышение квалификации по принципу ваучерного финансирования. С 2011 года в рамках программы «Болашак» будет обеспечена подготовка англоязычных педкадров для ТиПО и вузов. Подготовка педагогических кадров с полиязычным образованием будет осуществлена через расширение объема кредитов по иностранному языку в цикле базовых дисциплин. Ежегодно на 10% будет увеличиваться государственный заказ на повышение квалификации педагогических кадров системы дошкольного и среднего образования. Начиная с 2013 года будет увеличен размер доплаты за квалификационную категорию педагогическим работникам дошкольного и среднего образования. С 2016 года будет внедрена процедура подтверждения уровня квалификации педагогов, поступающих на работу впервые или после перерыва педагогической деятельности. Для них предусматривается прохождение тестирования.
Электронное обучениеОбеспечение равного доступа учащихся, педагогов к лучшим образовательным ресурсам, автоматизация учебного процесса для повышения качества образования и эффективности управления. Внедрение электронного обучения потребует внесения изменений и дополнений в ряд нормативных документов. 90% организаций образования будут иметь веб-сайты с необходимыми учебными ресурсами. По каждому предмету, изучаемому в основной и старшей средней школе, будут разработаны 30 единиц цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на один предмет. Планируется полное обеспечение цифровым образовательным контентом в открытом доступе (всего 25 800 единиц).
Дошкольное воспитание и обучениеОбеспечить полный охват детей в возрасте от 1 года до 6 лет качественным дошкольным воспитанием и обучением, равный доступ детей к различным программам дошкольного воспитания и обучения для их подготовки к школе. К 2015 году в рамках программы «Балапан» будет развита сеть государственных и частных детских садов, обеспечивающая 70%-ный охват дошкольным воспитанием и обучением. В целях стимулирования частных поставщиков предусмотрено размещение государственного образовательного заказа в дошкольных организациях, независимо от форм собственности. Появятся малокомплектные детские сады и мини-центры — на нижних этажах жилых комплексов. Во всех регионах — комплексы «школа-сад». Альтернативой государственным садам будут детские сады при крупных компаниях, организациях, предприятиях.До 2015 года в вузах и организациях профессионального и технического образования будут подготовлены более 18 тысяч педагогических работников дошкольного образования. К 2020 году численность детей, охваченных дошкольным воспитанием и обучением, увеличится с 70 до 100% от числа всех детей дошкольного возраста.
Среднее образованиеВ 2015 году 1-й, 5-й, 11-й классы начнут заниматься по программе 12-летней школы, полный переход на которую будет осуществлен в 2020 году. Увеличится количество школ, предоставляющих образование на трех языках. В 2015 году все учащиеся будут обеспечены бесплатными учебниками и цифровыми образовательными ресурсами за счет местных бюджетов. На базе 16 региональных вузов будут созданы учебные заведения, реализующие программу профильного обучения «Бейіндік мектеп».Новая 10-балльная система оценивания будет обеспечивать более точную оценку результатов образования. Количество школ сети «Назарбаев Интеллектуальные школы» расширится с 6 до 20. Появятся опорные школы — социокультурные центры, в которые входят сельские библиотеки, медицинские пункты, творческие клубы; школы-агробиолаборатории с углубленной теоретической и практической подготовкой по сельскохозяйственным профилям; школы неклассно-урочного типа обучения, предполагающие организацию педагогического процесса на основе коллективных учебных занятий с разновозрастным составом обучающихся. Начиная с 2011 года все малокомплектные школы с контингентом 10 и более учащихся будут обеспечены компьютерами новой модификации и доступом к широкополосному Интернету. Дистанционное обучение будет организовано в рамках электронного обучения. К 2015 году сеть организаций дополнительного образования будет увеличена с 620 до 625.
Техническое и профессиональное образованиеРазработка 12 отраслевых квалификационных рамок в нефтегазовой, нефтехимической, горно-металлургической, химической, машиностроительной, агропромышленной, фармацевтической, строительной, космической, легкой, туристической, энергетической, транспортной отраслях и национальной квалификационной рамки с установлением четких уровней квалификаций и их описанием.В сельской местности будут построены 44 профессиональных лицея. Количество ученических мест увеличится на 20 тысяч с учетом потребностей проектов Карты индустриализации. До 2015 года 543 учебных заведения, готовящие кадры для проектов Карты индустриализации, будут закреплены на договорной основе за базовыми предприятиями для прохождения производственной практики, стажировки.
Высшее и послевузовское образование100%-ное прохождение выпускниками вузов независимой оценки квалификации, трудоустройство выпускников высших учебных заведений — до 80%. Увеличится объем государственного образовательного заказа на подготовку кадров с послевузовским образованием. Социальные партнеры будут выделять гранты и стипендии (по 5 грантов/стипендий от каждого проекта ФИИР, количество проектов — 101) для подготовки кадров для ФИИР. На 35 предприятиях, реализующих проекты ФИИР, будет создана база производственной практики. Будет обеспечен 100%-ный доступ вузов к широкополосному Интернету, созданы университетские порталы.
Этапы реализации программыПрограмма будет реализовываться в два этапа: 2011–2015 годы и 2016–2020 годы. При этом на реализацию только первого этапа потребуется 3 846 920 млн тенге (дополнительные расходы — 457 876 млн тенге). К 2015 году переходный период будет завершен и образовательная система Казахстана по структуре, содержанию, механизмам управления и финансирования будет соответствовать модели развитых стран. К 2020 году система образования будет давать результат в виде высокого качества знаний и уровня развития человеческого капитала, подтверждаемых международными индикаторами.
Комментарий независимого редактора
Вообще к новым концепциям в области образования отношусь с сомнением, к этим талмудам в десятки страниц. В 1989 году мне довелось участвовать в подготовке законопроекта об образовании. Документ уместился на трех страницах. Потом в парламенте суть законопроекта оказалась полностью выхолощена, хотя в объеме он увеличился до 22 страниц. Поэтому сегодня я даже не сознаюсь, что участвовал в этом деле.
Недавно прочитал Государственную программу развития образования на 2011–2020 годы. Первое, что удивило в этом документе, — огромная преамбула. Полагаю, что обосновывать на нескольких страницах, зачем нужна эта программа, — явный перебор. Во-вторых, в тексте самой программы есть немало толковых предложений, хотя имеется и безумное количество попросту неосуществимых идей. Потому что опять наступаем на прежние грабли, а именно никак не хотим определиться с содержанием образования. Третье, что меня пугает, — это отсутствие в программе каких-либо механизмов реализации намеченных планов. И все это должно заработать в лучшем случае с 2015 года. Мне же представляется, что должен быть жесткий план, который надо опубликовать, всесторонне обсудить, четко расставить приоритеты. Конечно, без государственной поддержки не обойтись. Но государство не должно заниматься всем и вся. Например, в части высшего образования достаточно, если государство будет тащить 20–30 вузов. При этом должен иметься классный национальный университет, шикарные технический, педагогический и медицинский институты. Такие кадры, кроме государства, никто не сможет подготовить. Надо только понять, сколько их нужно стране. А все остальные надо передавать в отрасли. Тем же нефтяникам либо энергетикам нужно энное количество специалистов? Пускай делают заказ или открывают свои институты. Вот и все.
-
10
-
6
На современном этапе развития в Республике Казахстан происходят глубокие социальноэкономические преобразования, которые требуют новых подходов к системе дошкольного образования и поиска новых эффективных форм организации учебного процесса. Это своевременно нашло отражение в Стратегической программе «Казахстан-2030» [1], Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы. [2], Законе РК «Об образовании» [3], Программе по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010-2014 годы. [4], Государственном общеобязательном стандарте дошкольного воспитания и обучения РК-1.001- 2001 [5] и других основополагающих нормативных документах и подзаконных актах. В представленных государственных документах заложены концептуальные основы модернизации системы дошкольного образования в Республике Казахстан. Но прежде чем перейти к их рассмотрению, считаем целесообразным обратиться к анализу существующих научных подходов в понимании термина «дошкольное образование».
В «Словаре русского языка» прилагательное «дошкольный» толкуется как «относящийся к возрасту, предшествующему поступлению в школу», а под образованием понимается «совокупность знаний, полученных специальным обучением» [6].
В Государственном общеобязательном стандарте предшкольной подготовки детей в возрасте от 5 до 6 лет [7] под дошкольным образованием понимают совокупность взаимодействующих преемственных дошкольных образовательных программ (общеобразовательных и специальных) и сети их реализующих дошкольных организаций — дошкольных групп в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, домов ребенка, предшкольных классов, дошкольных групп во внешкольных организациях.
Дошкольное образование — это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка [7].
Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Необходимы условия для развития функционально грамотной личности — человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки и оставаясь при этом человеком. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит его переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.
В системе дошкольного образования ребенок долгое время рассматривался как носитель набора знаний, умений и навыков. И педагогам, воспитателям тяжело перестроить свое мышление. Они зачастую не понимают, что дошкольное образование — это сопровождение ребенка в познании мира, поддержка и помощь в развитии.
Дошкольное образование является начальным звеном системы непрерывного образования. Оно обеспечивает формирование здоровой, развитой личности ребенка, пробуждая тягу к учению, подготавливая к систематическому обучению. Осуществляется дошкольное образование до 6-7-летнего возраста в государственных и негосударственных детских дошкольных учреждениях и в семье.
Основное направление дошкольного образования — это подготовка детей к обучению в школе, формирование здоровой, развитой, свободной личности, раскрытие способностей, воспитание тяги к учебе, к систематическому обучению.
Дошкольное образование, как составная часть системы общего образования Республики Казахстан, играет важную роль, так как в его рамках выявляются природосообразные качества и особенности ребенка, обеспечиваются условия их развития, осуществляется широкомасштабная программа готовности ребенка к школе. На современном этапе в мире готовность к школе понимается как совокупность двух составляющих: готовности учиться и готовности к школе.
Дошкольная организация — это организация образования, которая создается с целью удовлетворения запросов и потребностей семьи в уходе за детьми, их гармоничном развитии на основе общекультурных, национальных ценностей, в подготовке ребенка к начальной ступени среднего общего образования, в создании необходимых условий родителям для продолжения своей работы и учебы, активного участия в общественной жизни. Дошкольная организация осуществляет воспитание и обучение детей дошкольного возраста от одного года до шести (семи) лет, охрану и укрепление их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей и необходимую коррекцию нарушений развития детей, нуждающихся в этом на основе общеобразовательных и (или) специальных программ (рис. 1).
Рисунок 1. Система дошкольного образования
Осуществляя единые функции и задачи дошкольные Организации Казахстана в зависимости от основных для них услуг, различаются по назначению — коррекционные (ясли-сад, детский сад для детей с ограниченными возможностями в физическом и психическом развитии (с тяжелыми и более легкими нарушениями речи, зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательных функций, часто и длительно болеющих детей, задержкой психического развития, с ранними проявлениями туберкулезной инфекции, с малыми и затихающими формами туберкулеза, часто и длительно болеющих простудными заболеваниями и др.). В дошкольных организациях коррекционного типа наполняемость групп устанавливается в зависимости от нарушений физического и психического развития детей и их возраста и составляет от 8 до 20 детей. Основные виды услуг в дошкольных организациях коррекционного вида — медицинские, с обязательной коррекцией физического развития, и развивающие, с обязательной коррекцией психического развития. Формы коррекционной работы с детьми: индивидуальная и малыми группами); комбинированные — ясли-сад, детский сад, совмещающий функции общеразвивающего и коррекционного характера.
В дошкольных организациях комбинированного типа функционируют группы в разном сочетании: например, группы общеразвивающие и коррекционые; группы по уходу, присмотру, оздоровлению и общеразвивающие; по количеству возрастных групп и по длительности пребывания детей в организации: детские ясли, детские сады, ясли-сады, которые могут быть дневными, круглосуточными, с гибким временем работы.
Основным видом является ясли-сад, работающий 9-10 часов и имеющий группы, соответствующие делению детей на возрастные периоды:
- группа детей раннего возраста — от 1 года до 2 лет; первая младшая группа — от 2 до 3 лет;
- вторая младшая группа — от 3 до 4 лет;
- средняя — от 4 до 5 лет;
- предшкольная группа для детей — от 5 до 6 лет;
- подготовительная к школе — от 6 до 7 лет.
В настоящее время большинство дошкольных организаций сельской местности республики существуют с меньшим количеством групп и смешанным по возрасту составом детей: одногрупповые, двухгрупповые, трехгрупповые. В городах функционируют детские сады с количеством групп от 4 до 14, в некоторых детских садах имеются параллельные возрастные группы.
По поводу предшкольного образования было много дискуссий, и со стороны могло показаться, что дошкольного образования в Казахстане не будет. Но оно отстояло свои позиции, не исключая возможности предшкольной подготовки детей, по тем или иным причинам не посещавших детский сад.
Готовность учиться есть врожденная способность человеческого интеллекта усваивать знания и овладевать навыками и умениями [7]. Готовность учиться у всех людей разная, и она усиливается многими факторами: хорошее здоровье и доступ к медицинским учреждениям, хорошее питание, экономические возможности родителей и наличие у них работы, поддерживающая семья, наличие услуг и политики поддержки. Готовность к школе — это совокупность определенных знаний и навыков, которыми должен владеть ребенок с целью оптимизации школьного опыта: физические и моторные, социальные и эмоциональные навыки, склонность к учебе, речь и познавательные навыки.
В большей степени психологическая подготовка ребенка к школьному обучению и актуализация уровня развития его личностных качеств происходят на этапе реализации дошкольного образования детей 5-6 лет.
Готовность к школе — это не только состояние ребенка, но и условия школы, семьи, среды. Чтобы лучше понять и определить эти условия, необходимы стандарты старшего дошкольного детства.
Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан- 2030». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Президентом Казахстана была также поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели [1].
Для решения задач нашего исследования следует рассмотреть концептуальные положения «Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы» [2]. Ее разработка продиктована необходимостью модернизации образования: значительное и устойчивое увеличение инвестиций в образование, улучшение его качества.
Программой предусматривается формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны, переход на 12летнюю модель обучения.
С 2005 г. были приняты Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы. [9], Программа «Дети Казахстана» на 2007-2011 годы. [8], Государственная программа развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008-2012 годы. [10], Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Ба- лапан» на 2010-2014 годы. [4].
Важным этапом модернизации отечественной системы дошкольного образования является принятие Программы по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 20102014 годы. [4].
Повышение значения дошкольного воспитания и обучения относится к числу общемировых тенденций. Дети, посещающие детский сад, лучше усваивают знания на всех уровнях образования и являются более успешными в жизни в целом.
Одной из целей данной программы является обеспечение полного охвата детей качественным дошкольным воспитанием и обучением, равного доступа детей к различным программам дошкольного воспитания и обучения для их подготовки к школе.
Для реализации поставленной цели необходимо увеличить сеть дошкольных организаций, обновить содержание, обеспечить кадрами.
По состоянию на 1 июля 2010 г. в Казахстане охват дошкольным воспитанием и обучением по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. вырос на 16,8 % и составляет лишь 40 %, тогда как в развитых странах достигает 90-100 %.
Сегодня в республике 4972 дошкольных организаций, из них 2003 детских сада (рис. 2). Охват детей дошкольным воспитанием и обучением составляет 373160 человек, или 38,7 % от числа детей дошкольного возраста. В городе имеется 908 ДО, что на 29 ед. больше, чем в 2004 г., на селе — 375 ДО, что на 58 ед. больше, чем в 2004 г. Сеть дошкольных организаций по сравнению с 2004 г. увеличилась на 88 единиц, контингент — на 16,6 тыс. детей. Охват детей дошкольного возраста детскими садами в среднем по стране вырос на 2,5 % и составляет 23,2 %.
Законом РК «Об образовании» введена обязательная предшкольная подготовка пяти-шести- летних детей [3]. На 1 октября 2005 г. в детских садах и школах функционировало 13,2 тыс. пред- школьных классов и групп, с посещением 235,1 тыс. детей, или 72 %, что на 6 % выше уровня предыдущего года, из них: в городской местности — 75 % детей, в сельской — 68 %, тогда как в 2004 г. 56,7 % сельских детей было охвачено предшкольной подготовкой.
Почти в три раза увеличено финансирование дошкольного воспитания. Анализ показывает, что расходы местных бюджетов на дошкольное образование в стране возросли с $30,7 млн. в 2003 г. до $74,2 млн. в 2005 г. Средние расходы по содержанию одного ребенка в дошкольной организации тоже выросли — с $181,2 в 2003 г. до $430 в 2005-м.
Уже в первом полугодии 2006 г. в республике было открыто 114 дошкольных организаций на 15 тысяч мест. Местными бюджетами выделено 730 млн. тенге на капитальный ремонт 106 дошкольных организаций на 17,8 тысяч мест.
К 2015 г. в рамках Программы «Балапан» будет развита сеть государственных и частных детских садов, обеспечивающая 70 % охвата дошкольным воспитанием и обучением. Количество мест в дошкольных организациях будет увеличиваться в рамках Программы «Балапан» [4].
Основным документом системы дошкольного образования является Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения РК [5], в котором реализованы нормы Конвенции о правах ребенка [11], Закона Республики Казахстан «Об образовании» [3].
Дошкольное воспитание и обучение — первый уровень системы непрерывного образования Республики Казахстан, создающий условия для формирования и развития личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Право детей на дошкольное воспитание и обучение обеспечивается сетью дошкольных организаций, дошкольных групп в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предшкольных классах, дошкольных группах во внешкольных организациях. Основными целями дошкольного воспитания и обучения являются:
- охрана жизни и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни;
- гармоничное развитие личности ребенка, удовлетворение его интересов и развитие способностей на основе приобщения к общечеловеческим и национальным ценностям;
- формирование социально-духовных качеств личности, позволяющих ребенку жить и плодотворно действовать в общественно-социальной, природной среде;
- осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;
- стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности; формирование потребности в получении знаний;
- развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения.
Осуществление этих целей требует единого подхода к определению обязательного минимума содержания дошкольных образовательных программ, максимального объема учебной нагрузки воспитанников организаций дошкольного воспитания и требований к уровню развития детей дошкольного возраста, что обеспечивается государственным общеобязательным стандартом дошкольного воспитания и обучения.
В Республике Казахстан устанавливается следующая возрастная периодизация, отражающая особенности физического и психического развития ребенка, показанная на рисунке 3.
Внедрение Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения предусматривает достижение следующих целей: регламентация требований к содержанию, уровню и качеству учебно-воспитательной работы, максимальному объему учебной нагрузки воспитанников, системе контроля за эффективностью работы организаций дошкольного воспитания, предшкольных классов, дошкольных групп во внешкольных организациях; создание условий для получения каждым ребенком обязательного минимума содержания дошкольного воспитания и обучения, обеспечивающего эквивалентность и единый стартовый уровень подготовки детей к школьному обучению на всей территории республики; совершенствование методики аттестации организаций дошкольного воспитания, предшкольных классов, дошкольных групп во внешкольных организациях; повышение профессиональной компетентности специалистов дошкольного воспитания и обучения, основанной в первую очередь на личностно-ориентированном взаимодействии их с детьми, организации развивающей среды; ориентация содержания дошкольного воспитания и обучения на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления его самостоятельности, инициативности, творческих возможностей в различных видах деятельности.
Представленный выше аналитический обзор нормативных документов, регулирующих реформирование системы дошкольного образования в Республике Казахстан, позволяет сделать вывод, что они в целом предусматривают решение следующих стратегических задач:
-
повышение доступности, качества, открытости сферы образования; внедрение принципов корпоративного управления;
-
обеспечение on-line доступа учащихся ко всем мировым образовательным информационным ресурсам;
-
создание системы инклюзивного обучения, обеспечивающей соответствующий уровень дошкольного воспитания и обучения, школьного и профессионального образования для детей и взрослых с ограниченными возможностями в развитии;
-
внедрение вариативных форм дошкольного воспитания и обучения, формирование высокой готовности детей к обучению в школе, обеспечение их ранней позитивной социализации;
-
обеспечение нормативно-правовой базой, регулирующей обновление содержания образования, непрерывность и динамичность образовательных услуг;
-
решение социальных вопросов.
Список литературы
1 Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» // Казахстанская правда. — 1997. — 11 окт. — 32 с.
2 Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы // Индустриальная Караганда. — 2010. — 21 дек. — С. 5-10.
3 Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319 // Казахстанская правда. — 2007. — № 127 (25372). — 11 с.
4 Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010-2014 годы bala-kkk.kz
5 Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения РК-1.001-2001. — Астана, 2001.— 16 с.
6 Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М.: Рус. яз., 1986. — С. 327-350.
7 Государственный общеобязательный стандарт предшкольной подготовки детей в возрасте от 5 до 6 лет (основные положения). — Астана, 2006. — 17 с.
8 Программа «Дети Казахстана» на 2007-2011 годы от 21 декабря 2007 года № 1245// invalid.kz
9 Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы. — Астана, 2006. — 21 с.
10 Государственная программа развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008-2012 годы // Казахстанская правда. — 2008. — № 157. — 6 с.
11 Конвенция о правах ребенка // ayalyalakansko.kz
Обещания и их исполнение
1) Обещание: во всех организациях образования, кроме МКШ, внедрить механизм подушевого финансирования.
Вердикт: исполнено
Документ: Отчет о реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы за 2015 год,
2) Обещание: увеличить долю высококвалифицированных педагогических работников, имеющих высшую и первую категории, от общего количества педагогов.
Вердикт: исполнено
Документ: Отчет о реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы за 2015 год,
В 2015 году общее количество учителей дневных государственных общеобразовательных школ составило 291 237 человек. Из них 56 767 учителей имеют высшую и 88 379 первую категории. К 2020 учителей стало ещё больше.
3) Обещание: в организациях образования создать попечительские советы.
Вердикт: исполнено.
Документ: Отчет о реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы за 2015 год,
В 2015 году в 4 377 дневных государственных общеобразовательных школах созданы попечительские советы (в 2014 — 3 259).
Во всех государственных колледжах (462) и в 65 вузах созданы попечительские советы.
4) Обещание: руководители организаций образования пройдут повышение квалификации и переподготовку в области менеджмента.
Вердикт: исполнено.
Документ: Отчет о реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы за 2015 год,
Всего за период 2011-2015 годы курсовую подготовку по вопросам менеджмента прошли 19 313 человек (68,6%).
5) Обещание: в организациях образования будет использоваться система электронного обучения.
Вердикт: не исполнено.
Документ: Отчет о реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы за 2015 год,
В рамках Концепции электронного обучения смещены акценты с технического оснащения на оснащение контентное (цифровые образовательные ресурсы).
6) Обещание: охватить детей в возрасте с 3 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением.
Вердикт: исполнено
Документ: Отчет о реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы за 2015 год,
Проблема дефицита дошкольных мест в 2015 году решена через увеличение сети на 367 ед., в том числе за счет: строительства
60 детских садов (РБ — 39, МБ — 21).
7) Обещание: в 2020 году осуществить полный переход на 12-летнюю модель обучения.
Вердикт: не исполнено
Документ: Отчет о реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы за 2015 год,
1 сентября 2015 года начата апробация обновленного содержания начального образования в 30 пилотных школах. Полный переход на 12-летнее образование планируется осуществить в 2021 году.
8) Обещание: увеличить количество школ в рамках проекта «Назарбаев Интеллектуальные школы» во всех регионах Казахстана.
Вердикт: исполнено
Документ: Отчет о реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы за 2015 год,
В республике функционируют 21 НИШ в городах Астана (2), Алматы (2), Кокшетау, Талдыкорган, Семей, Усть-Каменогорск, Уральск, Караганда, Шымкент (2), Актобе, Тараз, Павлодар, Кызылорда, Атырау, Актау, Костанай, Петропавловск.
9) Обещание: увеличить долю учащихся, успешно освоивших образовательные учебные программы по естественно-математическим дисциплинам.
Вердикт: исполнено
Документ: Отчет о реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы за 2015 год,
По итогам 1 полугодия 2015-2016 учебного года 1,4 млн. (61%) учащихся успешно освоили учебные программы естественно-математического цикла.
10) Обещание: улучшить результаты учащихся казахстанской общеобразовательной школы в международных сравнительных исследованиях PISA, TIMSS, PIRLS.
Вердикт: исполнено частично
Документ: Отчет о реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы за 2015 год,
Казахстанские участники среди 65 стран заняли 49 позицию по математике, 52 по естественнонаучным дисциплинам и 63 по читательской грамотности. Однако затем произошло снижение по ряду параметров, кроме математики.
В международном экзамене Казахстан представили 5808 15-летних обучающихся из 218 организаций образования (200 школ и 18 колледжей).
11) Обещание: увеличить долю школ, создавших условия для инклюзивного образования, от их общего количества.
Вердикт: исполнено
Документ: Отчет о реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы за 2015 год,
В 2015 году количество дневных государственных общеобразовательных школ, создавших условия для инклюзивного образования составило 3 210 (44,8% от общего количества дневных государственных общеобразовательных школ — 7 158).
12) Обещание: увеличить долю выпускников ТиПО, прошедших оценку уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации с первого раза, от общего числа принявших участие.
Вердикт: исполнено
Документ: Отчет о реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы за 2015 год,
В 2015 году процедуру ОУПП прошли 102 562 выпускника, из них 65 402 на бюджетной основе.
Из 102 562 выпускников 88 305 (86%) прошли процедуру ОУПП с первого раза.
13) Обещание: увеличить долю занятых и трудоустроенных выпускников учебных заведений ТиПО в первый год после окончания обучения, обучившихся по госзаказу.
Вердикт: исполнено
Документ: Отчет о реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы за 2015 год,
В 2015 году из учебных заведений ТиПО выпущено 129,7 тыс. человек, из них по госзаказу — 76,7 тыс. человек*. По данным местных исполнительных органов трудоустроено из выпускников, обучившихся по госзаказу 60,0 тыс. человек или 78,2%. Этот показатель по данным управлений держится на стабильном уровне.