Социальные программы
1. Программы социального страхования
–форма социальной защиты населения
от различных рисков, связанных с потерей
трудоспособности, при поддержке
государства. В России система социального
страхования состоит из двух частей:
– первая призвана обеспечить
восстановление и сохранение
работоспособности работников, включая
оздоровительные мероприятия;
– вторая гарантирует материальное
обеспечение лицам, утратившим или не
имеющим ее.
2. Программа государственной помощи,
или благотворительная программа.
Назначение программы – обеспечить
пособиями тех, кто сам не в состоянии
заработать, или тех, кто имеет маленьких
детей. Финансируется большей частью
за счет правительственных средств, а
источник – налоговые поступления:
– дополнительные пособия малоимущим;
– помощь семьям с детьми-инвалидами;
– специальная медицинская помощь;
– налоговые кредиты на заработанный
доход и др.
– страховые взносы;
– страховые взносы предпринимателей;
– субсидии государства.
Формы социального страхования
Обязательное социальное страхование– разновидность государственных
социальных гарантий, обеспечиваемых
через целевые внебюджетные (государственные
или общественные) фонды.
Добровольное социальное страхованиестроится на принципах коллективной
самопомощи при отсуствии страховой
поддержки государства как дополнение
к обязательному страхованию.
Использование средств социального
страхования:
– денежные выплаты: пенсии и пособия;
– финансирование услуг (оплата
лечебно-профилактической помощи,
содержания домов-интернатов, покрытие
затрат на организацию лечения и отдыха
престарелым и инвалидам, их трудоустройство
и др.)
– предоставление льгот на получение
отдельными группами населения конкретного
блага на услуги, которое увеличивает
их потребительские возможности.
ТЕМА 5. ТЕОРИЯ ДЕНЕГ. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА.
КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА
5.1. Сущность и функции денег. Уравнение
И. Фишера. Виды денег
Деньги – общепринятое, абсолютно
ликвидное средство обмена.
Формы реализации социальной политики
Законодательное регулирование
Правила разработки и реализации социальных программ приводятся в различных нормативных актах. К ним относится:
Региональные власти имеют право принимать локальные акты, по которым применяются местные социальные программы.
Социальные гарантии
– система обязательств общества перед
каждым его членом по удовлетворению
необходимых потребностей.
– подготовка к квалифицированной
трудовой деятельности;
– доступность в реализации способностей
в процессе трудовой и предпринимательской
деятельности;
– обеспечение процесса трудовой и
предпринимательской деятельности;
– создание новых рабочих мест и поддержка
работников, лишившихся возможности
трудовой деятельности.
– гарантии общедоступности и бесплатности
образования;
– гарантии реализации своих способностей
в процессе трудовой и предпринимательской
деятельности;
– гарантии недопустимости принудительного
труда;
– гарантии минимизации потерь в связи
с прекращением трудовой деятельности.
Полезное видео
Социальная политика
призвана гарантировать населению
минимальный доход; социально защищать
население от болезней, инвалидности,
безработицы, старости. При этом обеспечение
государством минимальных условий жизни
касается только тех, кто не может это
сделать самостоятельно.
Социальная политика
государства реализуется через механизм
государственных программ социального
обеспечения и системы социальных услуг.
Большинство
социальных программ направлены на
экстренное удаление проблем в социальной
жизни общества, но не их решение. Проблема
социальных нужд состоит из причины и
следствия. Большинство, если не все
попытки правительства улучшить жизнь
населения является всего лишь смягчением
следствий. Но эти действия не является
решением проблемы.
Социальные программы
России включают в себя единовременные
и постоянные пособия по разным вопросам
социальной жизни не защищенных слоёв
общества. К числу мер общего характера
относятся социальные выплаты семьям,
связанные с рождением и воспитанием
ребёнка, потерей работы, невозможностью
трудоустройства, стипендии обучающимся
в высших и средних учебных заведениях
и другие виды выплат.
Социальная
защищенность населения в условиях
перехода к рынку требует разграничения
социальной поддержки по уровню дохода,
степени трудоспособности, а в отдельных
случаях – по принципу занятости в
общественном производстве. Некоторые
слои населения нуждаются в специальных
социальных программах.
Финансирование
социальных программ осуществляется не
только за счет государственных средств,
но и за счет местных бюджетов, средств
предприятий, организаций, населения.
Определенную роль в социальной защите
населения могут сыграть благотворительные
фонды социальной помощи. Политика
социальной защиты населения в условиях
перехода к рынку включает систему
социального страхования и общественное
вспомоществование.
В течение многих
лет социальная политика в России остается
наиболее слабым звеном государственного
управления всех уровней, вызывая
недовольство самых разных слоев
населения, политических партий,
общественных движений. Во многом это
обусловлено её ориентацией на технологии
социального управления в аспекте
реальной социальной политики.
Основные способы
осуществления реальной социальной
политики состоят в использовании
нормативно-правовых, экономических,
финансовых, социально-психологических,
организационно-технических и информационных
средств и рычагов для обеспечения
гражданам минимальных социальных
гарантий, предупреждения социальных
взрывов, смягчения возможных негативных
последствий реформ различных сфер
жизнедеятельности людей, проводимых
действующей властью.
Не умоляя значения
реальной социальной политики, следует
признать, что подобный подход не позволяет
выстраивать государственные институты
управления, приоритетно нацеленные на
профилактику, упреждение кризисных
ситуаций, социальных рисков, свершение
которых приводит к необходимости
масштабной социальной помощи, поддержки
и защиты. В этой связи для России и
отдельных её
регионов
должно стать актуальным стратегическое
планирование — процесс выбора целей и
решений, необходимых для их достижения
в отдаленном пространственно-временном
измерении. В этом процессе ведущую роль
приобретают социальные программы
долгосрочного действия.
Для стратегического
планирования существенное значение
имеет четкость трактовок понятий
«социальная программа» и «социальная
проблема».
Социальная программа
— это содержание и план деятельности
с изложением основных целей и задач
решения социальных(ой) проблем(ы),
характера мероприятий, уточнением
сроков исполнения и определением
участников процессов и их ролевых
функций.
Социальная проблема
— это объективно возникающее в процессе
функционирования и развития общества
противоречие; комплекс вопросов,
требующих решения средствами социального
управления.
В российской
практике социальные программы
подразделяются на следующие виды:
Долгосрочная
целевая социальная программа должна
формироваться на срок более 10 лет.
Целевая программа — это скоординированное
по целям, срокам, содержанию текущее и
перспективное планирование комплекса
мер, направленных на решение тех или
иных социальных проблем, на основе
рационального использования
материально-технических, кадровых и
финансовых ресурсов. Такая программа
предусматривает целенаправленное
взаимодействие всех ее участников,
определенных исполнителями намеченных
программных мероприятий.
Формирование
программы требует проведения следующих
поэтапных разработок:
Концептуальная
разработка планируемой программы
предусматривает:
Формирование
программы следует проводить на основании
концептуальной разработки и полученных
в ходе поиска информационных данных.
Основные формы
управления функционированием программ:
Оценка реализации
долгосрочных программ, безусловно,
будет происходить в весьма отдаленном
для ее разработчиков будущем, и в
большинстве случаев не ими, а другими
людьми. Это обстоятельство в определенной
мере ослабляет ответственность, а с
другой стороны ее усугубляет. Как бы не
были привлекательны цели стратегического
планирования, хороши задуманные
технологии, но их осуществление в руках
конкретных людей. Поэтому механизм
управления долгосрочными программами
включая подбор, расстановку, управление
преемственностью кадрами — участниками
программ на разных временных этапах
будет иметь решающее значение. Разработка
такого механизма зависит от выбора цели
управления, ее формирования и обоснования.
При этом цель как будущее состояние
социального объекта может рассматриваться
с учетом его прошлого положения,
настоящего состояния, тенденции развития.