2) только к снижению уровня цен
3) к увеличению объема выпуска в экономике при снижении уровня цен
4) к уменьшению объема выпуска в экономике при росте уровня цен
В условиях увеличения государственных расходов и проведения Центробанком гибкой монетарной политики эффект мультипликатора государственных расходов будет.
Больше, чем при жесткой монетарной политике
2) меньше, чем при жесткой монетарной политике
3) такой же, как при жесткой монетарной политике
4) вдвое меньше, чем при жесткой монетарной политике
Производственные отношения тождественны ________отношениям.
Согласно доктрины «предпочтения ликвидности» Дж. Кейнса потребность е денежных средствах не связана с.
1) планируемым объемом их предложения
2) неопределенностью будущих изменений нормы процента
3) риском потерь
4) необходимостью осуществления текущих сделок
Естественные монополии возникают в результате.
1) решения Всемирной торговой организации
2) действия патентов
3) явного положительного действия эффекта масштаба
4) сговора местных производителей
Уровень безработицы, при котором силы, действующие на инфляцию цен и заработной платы, уравновешиваются, а инфляция
стабилизируется, называется____________уровнем безработицы.
3) максимальным устойчивым
4) минимальным устойчивым
Согласно ординалистскому подходу.
1) Полезность благ измеряется в особых единицах, ютилях
2) достаточно сравнения наборов благ по критерию предпочтительности
3) полезность денег постоянна
4) требуется иметь коэффициент соотношения полезности с ценой
Разницу между валовыми и чистыми частными внутренними инвестициями составляют затраты.
1) на прирост средств производства
2) на возмещение стоимости потребленного основного капитала
3) на приобретение предметов потребления
4) на повышение уровня квалификации работников
Наиболее масштабная программа приватизации по охвату государственных основных фондов и населения прошла.
1) на Украине
2) в Латвии
3) в России
4) в Венгрии
Предельная склонность к потреблению равна 0,8, тогда при увеличении дохода с 580 до 620 млрд. ден. потребительские расходы вырастут на.
1) 32 млрд. ден.
2) 8 млрд. ден.
3) 40 млрд. ден.
4) 11,6 млрд. ден.
Если рост дохода на 30% привел к увеличению спроса на телевизоры на 6%, то эластичность спроса по доходу на этот товар равна.
Рост среднего номинального дохода на 6% сопровождался уменьшением реального дохода на 2%, тогда уровень инфляции составил.
К пассивным операциям относится(ятся).
1) кредитные операции
4) операции с ценными бумагами
Если при выпуске 10 единиц продукции валовые издержки составили 1430 руб. , а при выпуске 11 единиц — 1470 руб. , то предельные издержки равны.
1) 50 руб.
2) 40 руб.
3) 133,6 руб.
4) 143 руб.
Трансформационный период в экономике, как правило, сопровождается.
1) бюджетным кризисом
2) экономическим ростом
3) снижением уровня естественной безработицы
4) стабилизацией финансовой системы
Чисто общественным благом не является.
1) высшее образование
2) национальная оборона
3) эпидемиологическая служба
4) охрана общественного порядка
Цена товара Y выросла на 3% при значении коэффициента перекрестной эластичности спроса на товар X по цене товара Y равен «-1». Тогда величина спроса на товар X.
1) сократится на 3%
2) не изменится
3) сократится на 1%
4) увеличится на 3%
Ограниченность ресурсов.
1) имеет абсолютный характер
2) носит не принципиальный характер
3) не имеет отношения к экономической теории
4) имеет относительный характер
Наличие единого экономического центра характерно для.
1) смешанной экономики
2) традиционной экономики
3) рыночной экономики
4) командно-административной экономики
Наиболее ликвидным денежным агрегатом является.
Перепроизводство товаров, следующее за ним снижение объёмов производства, рост банкротств предприятий наблюдается в фазе __________экономического цикла.
Что из перечисленного отражает действительные взгляды конкретной научной школы?
1) Монетаристская теория признает возможность снижения темпов инфляции за счет повышения уровня безработицы только в долгосрочном периоде
2) Кейнсианская теория обосновывает возможность увеличения занятости за счет снижения темпов инфляции
3) Согласно кейнсианской теории повышение темпа роста общего уровня цен не оказывает влияния на уровень занятости
4) Согласно монетаристской теории в долгосрочном периоде естественный уровень безработицы совместим с ростом темпов инфляции.
К экономическим функциям государства в смешанной экономике не относится.
1) формирование конкурентной среды
018 с.
Законом определялась государственная программа приватизации. Программа разрабатывалась на три ближайших года, и состояла из задания на текущий год и прогноза на два последующих года. В соответствии с этой программой были определены объекты приватизации (три группы — объекты, не подлежавшие и не подлежащие в ближайшее время приватизации. Сюда входят: недра, земельные и водные ресурсы, континентальный шельф, железнодорожные, трубопроводные и автомагистрали, объекты, представляющие собой национальное достояние. Сюда же относится подавляющая часть оборонного комплекса, за исключением тех предприятий, которые уже переключились на производство гражданской продукции; объекты немедленной приватизации, где была рекомендована немедленная приватизация. Это: торговля, сфера услуг, коммунальное хозяйство, жилье, мелкие и средние предприятия, муниципальный транспорт и т. ; объекты, которые остались в собственности государства. К ним относятся: топливно-энергетический комплекс, структуроопределяющие гиганты индустрии, фармацевтическая промышленность, предприятия по выпуску детского питания и другие объекты особой значимости). В программе также были установлены требования к местным программам приватизации, задания органам государственной власти и управления по приватизации государственного имущества, предпочтительные способы приватизации и формы платежа, льготы членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий, условия кредитования, условия использования при приватизации иностранных инвестиций, прогноз поступлений средств от приватизации в данный период и нормативы их распределения в республиканский бюджет РФ, бюджеты республик в составе РФ, местные бюджеты, внебюджетные фонды и на другие цели, порядок взаиморасчетов фондов имущества разного уровня между собой и с соответствующими бюджетами по всем видам платежных средств, полученных от приватизации, целевых фондов для инвестирования в наиболее отсталых в социально-экономическом развитии регионов РФ, структурной перестройки народного хозяйства, восстановления природной среды или другие цели.
В программе также устанавливался перечень государственных предприятий, объединений или их подразделений, не подлежавших приватизации. Организация приватизационной компании по Закону от 3 июля 1991 года возлагалась на Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
Ваучерный этап приватизации
Понятие чека (или ваучера) связано с источниками платежа при приватизации. В связи с этим нужно сказать, что существовавшая, в свое время, идея бесплатной передачи имущества населению, была связана с Законом о приватизационных счетах. Однако этот Закон никогда практически не был действующим — его цели на практике выполнил Указ о приватизационных чеках.
Приватизационный чек — государственная ценная бумага на предъявителя, которая использовалась гражданами РФ в качестве средства платежа при приватизации государственного или муниципального имущества, а также при покупке акций (паев) инвестиционных фондов. Разрушение в России системы расчетно-платежных отношений, когда даже обычные взаимные сроки, теряются, осуществляются с огромным трудом, сделало нереальным применение приватизационных счетов. Если бы в эту общую неразбериху было бы добавлено еще и 150 миллионов держателей расчетных счетов, то паралич денежной системы стал бы неизбежным. Возможности для различных финансовых махинаций со счетами открывались бы фантастические, как показал прежний опыт. Но, главное, это надолго задержало бы приватизацию, что, конечно, было нежелательно и в социальном, и в экономическом плане. Поэтому счета было решено заменить приватизационным чеками, которые, в сущности, выполнили ту же функцию, правда, явились при этом бумагой «на предъявителя».
Положительной стороной приватизационного чека явилось и то, что чековая приватизация предопределяла крупные масштабы и высокие темпы процесса — ведь чеки розданы всему населению и сроки их реализации были ограничены. Тем самым в процесс приватизации было вовлечено большое количество населения и объектами приватизации стало 90% госимущества, чего не знала история денационализации других стран. В этом есть своя специфика приватизации в России на начальном этапе.
Результат ваучерной приватизации: Во-первых, приватизация в России, как бы ее ни оценивать, осуществлялась и осуществляется. Можно спорить о многом, но фактом остается то, что большинство предприятий, подлежащих приватизации, приватизировано, в том числе путем акционирования. Во-вторых, фактом стала деятельность более 500 ваучерных фондов, если опять-таки отвлечься от оценки их деятельности. В-третьих, население России сейчас уже далеко не такое, каким оно было накануне приватизации. Можно говорить о качественном улучшении первичного экономического рыночного образования большей части граждан страны, несмотря на то, что этот уровень остается еще низким. В-четвертых, создана инфраструктура рынка ценных бумаг, хотя она, естественно, еще далека от завершения и совершенства. В-пятых, приватизация не встретила сколько-нибудь значительного противодействия со стороны широких слоев населения, что явилось одной из причин сохранения на территории России относительного социального мира, несмотря на экономические тяготы этого периода и социальную напряженность. В-шестых, независимо от оценки итогов приватизации 1992-1995 гг. ее проведение – объективный шаг к утверждению частной собственности, если отвлечься от содержательной характеристики последней.
называется дефицитом.
Секвестром называется.
а) приведение текущих расходов в соответствие с текущими поступлениями бюджета
б) процесс печатания денег государством
в) выпуск государственных ценных бумаг
г) превышение доходов государственного бюджета над его расходами
Бесплатное и уравнительное распределение среди граждан прав на приобретение государственных предприятий является основой.
а) концепции акционерной модели приватизации
б) китайской модели приватизации
в) концепции ваучерной модели приватизации
г) немецкой модели приватизации
Концепция второй модели приватизации основывается на.
а) соблюдении социальной справедливости в отношении всех слоев населения
б) продаже акций предприятия его трудовому коллективу на льготных условиях
в) продаже государственных предприятий по рыночной стоимости
г) предоставлении налоговых льгот иностранному капиталу
Самой управляемой программой массовой приватизации считается ____________ модель
Российская программа массовой приватизации предусматривала завершение в течение.
а) двух месяцев
б) десяти лет
в) трёх лет
г) шести месяцев
Существенное отличие приватизации в Российской Федерации по сравнению с приватизацией в западных странах с рыночной экономикой проявляется.
а) в ослаблении роли профсоюзов
б) в привлечении иностранных инвестиций
в) в акционировании предприятий
г) в потребности формирования слоя частных собственников-предпринимателей и создания конкурентной рыночной среды
Фактором, обусловившим необходимость перехода от командной к рыночной экономике в России, не является.
а) колоссальный рост цен на товары «народного потребления»
б) устойчивое снижение темпов экономического роста
в) ухудшение качества жизни
г) провал реформирования социалистической системы централизованного управления
К основным направлениям реформирования экономики в переходный период в России не относится.
б) формирование идеологии свободного предпринимательства
в) либерализация внешнеэкономической деятельности
г) формирование рыночной инфраструктуры
Ключевой проблемой России при переходе к рыночной экономике не является.
а) структурные диспропорции
б) политическая нестабильность и изменчивость условий ведения бизнеса
в) бюджетный профицит
г) социальная дифференциация населения
Основой бесплатной формы приватизации может быть.
Преимуществом «шоковой терапии», как одного из этапов перехода от командно административной к рыночной экономике является.
а) снижение социального недовольства, вследствие достаточно быстрых перемен
б) достаточно быстрое и эффективное устранение диспропорций в структуре относительных цен
в) ускоренное достижение устойчиво положительных темпов экономического роста
г) эффективная интеграция России в мировое хозяйство
а) в Венгрии
б) на Украине
в) в Латвии
г) в России
В число основных задач при переходе от командно-административной к рыночной экономике не входит.
г) финансовая стабилизация
Эволюционный вариант перехода от командно-административной к рыночной экономике не характеризует.
а) одномоментная либерализация цен
б) первоначальное реформирование сельского хозяйства
в) проведение жесткой финансовой политики
г) активное поощрение частного предпринимательства
Приватизационные документы в Российской Федерации были в форме.
а) именного документа
б) записей в регистрационных журналах
в) документа на предъявителя
г) компьютерной регистрации
К недостаткам варианта радикального перехода от командно-административной к рыночной экономике нельзя отнести.
а) отток ресурсов из производственной сферы
б) отмену монополии на внешнеэкономическую деятельность
в) появление высокой открытой инфляции
г) усиление социальной дифференциации населения
По данным, приведенным в таблице, определите тип системы налогообложения.
Уровень доходов тыс. ден. ед
Размер налога тыс ден ед
0
0
400
80
600
90
800
96
1000
100
Уровень доходов тыс. ден. ед
Размер налога тыс ден ед
0
0
400
20
600
72
800
176
1000
350
Уровень доходов тыс. ден. ед
Размер налога тыс ден ед
0
0
400
60
600
150
800
240
1000
320
Уровень доходов тыс. ден. ед
Размер налога тыс ден ед
0
0
400
100
600
110
800
120
1000
130
Уровень доходов тыс. ден. ед
Размер налога тыс ден ед
0
0
400
108
600
162
800
216
1000
270
Если известно, что ВВП составляет 100 млн. ден. , сумма налогов равна 60 млн. ден. , а платежеспособность населения находится на уровне 2 Tы •. ден. , то уровень налогового бремени (К нал. бремени) равен.
Если известно, что платежеспособность населения составляет 2 тыс. ден. , средняя сумма налогов на душу населения 1 тыс. ден. , а доход после уплаты налогов находится на уровне 1 тыс. ден. , то уровень налогового бремени (К нал. бремени)
Макроэкономическая ситуация в стране может быть охарактеризована следующими показателями: ставка подоходного налога, взимаемого пропорционально, равна 20%; государственные расходы 200 млрд. ден. ; действительные доходы населения 600 млрд. ден. ; возможные доходы при полной занятости 1200 млрд. ден. Тогда фактическое состояние бюджета.
а) профицит 40 млрд. ден.
б) дефицит 80 млрд. ден.
в) дефицит 120 млрд. ден.
г) профицит 400 млрд. ден.
Макроэкономическая ситуация в стране может быть охарактеризована следующими показателями: ставка подоходного налога, взимаемого пропорционально, равна 20%; государственные расходы 200 млрд. ден. ; действительные доходы населения 600 млрд. ден. ; возможные доходы при полной занятости 1200 млрд. ден. На основании имеющихся данных определите структурное состояние бюджета.
б) профицит 400 млрд. ден.
в) дефицит 80 млрд. ден.
г) дефицит 120 млрд. ден.
Макроэкономическая ситуация в стране может быть охарактеризована следующими показателями: ставка подоходного налога, взимаемого пропорционально, равна 20%; государственные расходы 200 млрд. ден. ; действительные доходы населения 600 млрд. ден. ; возможные доходы при полной занятости 1200 млрд. ден. На основании имеющихся данных определите циклическое состояние бюджета.
а) дефицит 80 млрд. ден.
б) профицит 40 млрд. ден.
в) профицит 400 млрд. ден.
Известны следующие данные о налогово-бюджетной политике страны: действует пропорциональная система налогообложения; ставка подоходного налога 20%; государственные расходы равны 300 млрд. ден. ; действительные доходы населения 800 млрд. ден. ; возможные доходы в условиях полной занятости 1600 млрд. ден. Определите фактическое состояние бюджета.
а) профицит 20 млрд. ден.
б) дефицит 140 млрд. ден.
в) дефицит 160 млрд. ден.
г) профицит 500 млрд. ден.
Известны следующие данные о налогово-бюджетной политике страны: действует пропорциональная система налогообложения; ставка подоходного налога 20%; государственные расходы равны 300 млрд. ден. ; действительные доходы населения 800 млрд. ден. ; возможные доходы в условиях полной занятости 1600 млрд. ден. Определите структурное состояние бюджета.
а) дефицит 140 млрд. ден.
б) дефицит 160 млрд. ден.
в) профицит 20 млрд. ден.
Известны следующие данные о налогово-бюджетной политике страны: действует пропорциональная система налогообложения; ставка подоходного налога 20%; государственные расходы равны 300 млрд. ден. ; действительные доходы населения 800 млрд. ден. ; возможные доходы в условиях полной занятости 1600 млрд. ден. Определите циклическоесостояние бюджета.
Правительство РФ обнародовало планы расширения приватизации крупнейших компаний — государство к 2017 году сохранит в ряде компаний только «золотую акцию», сообщили журналистам в среду в секретариате первого вице-премьера Игоря Шувалова.
Приватизация (от лат. privatus — частный) — процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи объектов государственной и муниципальной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на этой основе корпоративной, акционерной, частной собственности.
В современном мире процесс приватизации считается составной частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. В Российской Федерации в процессе перехода к рынку приватизации отводилась основная роль. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики.
Первым нормативным актом в этой области стал закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», принятый 3 июля 1991 г. Закон определял перечень и компетенцию государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию, регламентировал порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Указ президента РФ Бориса Ельцина «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 29 января 1992 г. ввел в действие ряд нормативных актов, раскрывавших механизм перехода государственной собственности в частную.
Первый этап приватизации (1992-1994), получивший название ваучерного, или чекового, начался 5 июня 1992 г. , когда был принят в новой редакции Закон о приватизации. 11 июня была утверждена Государственная программа приватизации. Программа разрабатывалась и осуществлялась Государственным комитетом по управлению имуществом (Госкомимущество). 14 августа 1992 г. президент Российской Федерации подписал Указ «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации».
Каждый житель получал ваучер номинальной стоимостью 10 тыс. руб. , а вместе с ним и право свободно распорядиться чеком по своему выбору: обменять его на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций — чековых инвестиционных фондов (ЧИФов), или просто продать ваучер.
Согласно статистике, около 25 млн россиян вложили свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды, а примерно 40 млн вложили их в акции различных предприятий, треть владельцев ваучеров их продали.
Законодательство 1990-х гг. не позволило многим ЧИФам, используя ваучеры граждан, приобретать контрольные пакеты акций перспективных предприятий.
Приватизационные чеки попали на экономически малоэффективные предприятия, многие ЧИФы обанкротились, были ликвидированы.
Всего в 1991-1992 гг. было приватизировано 46,8 тысяч государственных предприятий, в 1993 г. количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тысяч, в 1994 г. — до 112,6 тысяч.
За два года в частные руки была передана большая часть объектов так называемой малой приватизации (свыше 85 тысяч магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта). К концу 1994 г. в абсолютном числе регионов России процесс малой приватизации по существу завершился.
Переход ко второму этапу приватизации (денежному) был утвержден Указом президента от 22 июля 1994 г. «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.
На этом этапе планировалось добиться усиления инвестиционной активности владельцев крупных пакетов акций приватизированных предприятий в целях осуществления их структурной перестройки и значительно увеличить доходную часть государственного бюджета за счет поступлений от приватизации. В орбиту акционирования вовлекались крупные предприятия базовых отраслей экономики, определявшие производственный потенциал страны.
Обеспечить недостающую часть поступлений в бюджет было решено с помощью залоговых аукционов. 31 августа 1995 г. президент подписал указ «О порядке передачи в 1995 г. в залог акций, находящихся в федеральной собственности». В декабре того же года состоялись аукционные торги. Вырученные средства от продажи акций 12 крупнейших предприятий составили 5,1 трлн рублей.
В целом на втором этапе приватизационные процессы резко замедлились. По состоянию на 1 января 1997 г. общее число приватизированных предприятий достигло 126 793.
Третий этап приватизации получил наименование точечного. В аналитических материалах Государственного НИИ системного анализа Счетной палаты РФ он называется также этапом совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью. Некоторые эксперты предлагают считать началом этого этапа закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ» от 21 июля 1997 г. (вступил в силу 2 августа 1997 г. , действовал до 2002 г. Другие исследователи считают нужным «продлить» денежный этап приватизации вплоть до августовского дефолта 1998 г.
На третьем этапе основным нормативным актом, регулирующим приватизацию, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества». Приватизация осуществляется на плановой основе. По действующему закону, ее планирование отнесено к компетенции правительства РФ, которое ежегодно должно утверждать прогнозный план (программу) приватизации и ежегодно представлять отчет о его выполнении в Госдуму. Президент РФ формирует и утверждает перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определяет возможность их приватизации.
За 10 лет приватизации (1993-2003) российская казна получила от продажи 145 тысяч госпредприятий 9,7 млрд долларов. На тот момент в России оставалось порядка 705 неприватизированных объектов.
Вместе с тем, социальное недовольство в обществе переделом собственности в результате приватизации, наличие нарушений как в механизме приватизации (прежде всего это касается предприятий, перешедших под контроль крупных финансово-промышленных групп в результате залоговых аукционов), так и недостаточная эффективность работы приватизируемых предприятий, дали основания для дискуссий среди экономистов и политиков о пересмотре результатов приватизации.
На современном этапе приватизация федерального имущества является одним из инструментов достижения целей перехода к инновационному социально ориентированному развитию экономики.
Российская Федерация по состоянию на 1 января 2010 г. является собственником имущества 3517 ФГУПов, акционером 2950 АО.
27 ноября 2010 г. правительство России утвердило «Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и основных направлениях приватизации федерального имущества на 2011-2013 гг
3 августа 2011 г. стало известно, что правительство РФ обнародовало планы расширения приватизации крупнейших компаний — государство к 2017 г. сохранит в ряде компаний только «золотую акцию».
Правительство признало целесообразным к 2017 г. осуществить полный выход Российской Федерации с использованием «золотой акции» из уставных капиталов: ОАО «Совкомфлот», ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС»; ОАО «Банк ВТБ»; ОАО «Русгидро» и ОАО «НК Роснефть», начиная с 2012 года; ОАО «Объединенная зерновая компания»; из капитала ОАО «Зарубежнефть» — по итогам переговоров по международным договорам, участником которых является компания.
Помимо этого предполагается выход из капитала ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Росагролизинг», ОАО «АК Алроса», ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии».
До 2017 г. предлагается также снизить долю РФ до контрольного пакета (50%+1 акция) в уставных капиталах ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» и ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и до 75% плюс 1 акция — в ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», ОАО «Российские железные дороги», ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть», начиная с 2012 г.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Приватизация (от лат. privatus — частный) — процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи объектов государственной и муниципальной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на этой основе корпоративной, акционерной, частной собственности.
В современном мире процесс приватизации считается составной частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. В Российской Федерации в процессе перехода к рынку приватизации отводилась основная роль. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики.
Первым нормативным актом в этой области стал закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», принятый 3 июля 1991 года. Закон определял перечень и компетенцию государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию, регламентировал порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Указ президента РФ Бориса Ельцина «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 29 января 1992 года ввел в действие ряд нормативных актов, раскрывавших механизм перехода государственной собственности в частную.
Первый этап приватизации (1992-1994), получивший название ваучерного, или чекового, начался 5 июня 1992 года, когда был принят в новой редакции Закон о приватизации. 11 июня была утверждена Государственная программа приватизации.
14 августа 1992 года президент РФ подписал указ «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации».
Каждый житель страны получал ваучер номинальной стоимостью 10 тысяч рублей, а вместе с ним и право свободно распорядиться чеком по своему выбору: обменять его на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций — чековых инвестиционных фондов (ЧИФов), или просто продать ваучер.
Согласно статистике, около 25 миллионов россиян вложили свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды, а примерно 40 миллионов вложили их в акции различных предприятий, треть владельцев ваучеров их продали.
Законодательство 1990-х годов не позволило многим ЧИФам, используя ваучеры граждан, приобретать контрольные пакеты акций перспективных предприятий. Приватизационные чеки попали на экономически малоэффективные предприятия, многие ЧИФы обанкротились, были ликвидированы.
Всего в 1991-1992 годах было приватизировано 46,8 тысяч государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тысяч, в 1994 году — до 112,6 тысячи.
За два года в частные руки была передана большая часть объектов так называемой малой приватизации (свыше 85 тысяч магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта). К концу 1994 года в абсолютном числе регионов России процесс малой приватизации по существу завершился.
Переход ко второму этапу приватизации (денежному) был утвержден указом президента РФ от 22 июля 1994 года «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года».
На этом этапе планировалось добиться усиления инвестиционной активности владельцев крупных пакетов акций приватизированных предприятий в целях осуществления их структурной перестройки и значительно увеличить доходную часть государственного бюджета за счет поступлений от приватизации. В орбиту акционирования вовлекались крупные предприятия базовых отраслей экономики, определявшие производственный потенциал страны.
Обеспечить недостающую часть поступлений в бюджет было решено с помощью залоговых аукционов. 31 августа 1995 года президент подписал указ «О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности». В ноябре-декабре того же года состоялись аукционные торги.
Вырученные средства от продажи акций 12 крупнейших предприятий составили 5,1 триллиона рублей.
В целом на втором этапе приватизационные процессы резко замедлились. По состоянию на 1 января 1997 года общее число приватизированных предприятий достигло 126 793.
Некоторые эксперты предлагают считать началом этого этапа закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ» от 21 июля 1997 года (вступил в силу 2 августа 1997 года, действовал до 2002 года). Другие исследователи продлевают денежный этап приватизации вплоть до августовского дефолта 1998 года.
На третьем этапе основным нормативным актом, регулирующим приватизацию, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Приватизация осуществляется на плановой основе. По действующему закону, ее планирование отнесено к компетенции правительства РФ, которое ежегодно должно утверждать прогнозный план (программу) приватизации и ежегодно представлять отчет о его выполнении в Госдуму. Президент РФ формирует и утверждает перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определяет возможность их приватизации.
За десять лет приватизации (1993-2003) российская казна получила от продажи 145 тысяч госпредприятий 9,7 миллиарда долларов. На тот момент в России оставалось порядка 705 неприватизированных объектов.
На современном этапе приватизация федерального имущества является одним из инструментов достижения целей перехода к инновационному социально ориентированному развитию экономики.
Российская Федерация, по состоянию на 1 января 2010 года, являлась собственником имущества 3517 ФГУПов, акционером 2950 акционерных обществ.
27 ноября 2010 года правительство России утвердило «Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и основных направлениях приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы».
В июне 2012 года правительство РФ приняло окончательный план приватизации крупных активов на 2012-2013 годы и на период до 2016 года.
1 июля 2013 года российское правительство утвердило прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы.
В авангарде приватизации-2016 было размещение на Московской бирже 10,9% акций «Алросы» в начале июля 2016 года, эта продажа принесла бюджету 52 миллиарда рублей.
В декабре 2016 года была совершена крупнейшая приватизационная сделка по реализации 19,5% акций нефтегазовой компании «Роснефть», которая принесла в бюджет России (с учетом приватизации «Башнефти» компанией, 10,5 миллиарда евро или более одного триллиона рублей.
В феврале 2017 года правительством РФ был утвержден прогнозный план приватизации федерального имущества и основные направлений приватизации федерального имущества на 2017-2019 годы.
Планом предусматривается приватизация находящихся в федеральной собственности акций 477 акционерных обществ, 298 федеральных государственных унитарных предприятий, доли участия Российской Федерации в 10 обществах с ограниченной ответственностью, более одной тысячи объектов другого имущества государственной казны.
В федеральный бюджет РФ на 2017-2019 годы были заложены доходы от приватизации в 2017 году в сумме 138,2 миллиарда рублей, в 2018 году — 13,6 миллиарда рублей, в 2019 году — 13,9 миллиарда рублей. При этом в ожидаемых поступлениях на 2017 год учтены только два крупных актива: 95,5 миллиарда рублей от продажи 10,9% минус одна акция ВТБ и 24 миллиарда рублей от продажи 25% минус одна акция «Совкомфлота».
Позже власти решили отказаться от приватизации пакета ВТБ, поскольку банк находится под санкциями ЕС и США, что может негативно сказаться на его стоимости.
В мае 2017 года Минфин РФ снизил прогноз доходов федерального бюджета от приватизации на текущий год на 96 миллиардов рублей.
Приватизация 25% минус 1 акция крупнейшей судоходной компании России «Совкомфлот» планировалась на первое полугодие 2017 года, но пока не состоялась.
В одобренном правительством РФ проекте бюджета на 2018-2020 годы Министерством финансов РФ не предусмотрено приватизации крупных пакетов госкомпаний. Однако правительство продолжает работу по конкретным сделкам, многое в этом вопросе будет зависеть от рыночных условий.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Приватизация (от лат. privatus — частный) — процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи объектов государственной и муниципальной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на этой основе корпоративной, акционерной, частной собственности.
Первым нормативным актом в этой области стал закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», принятый 3 июля 1991 г. Закон определял перечень и компетенцию государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию, регламентировал порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Указ президента РФ Бориса Ельцина «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 29 января 1992 года ввел в действие ряд нормативных актов, раскрывавших механизм перехода государственной собственности в частную.
Первый этап приватизации (1992-1994), получивший название ваучерного, или чекового, начался 5 июня 1992 года, когда был принят в новой редакции Закон о приватизации. 11 июня была утверждена Государственная программа приватизации. Программа разрабатывалась и осуществлялась Государственным комитетом по управлению имуществом (Госкомимущество). 14 августа 1992 года президент Российской Федерации подписал Указ «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации».
Каждый житель получал ваучер номинальной стоимостью 10 тысяч рублей, а вместе с ним и право свободно распорядиться чеком по своему выбору: обменять его на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций — чековых инвестиционных фондов (ЧИФов), или просто продать ваучер.
Согласно статистике, около 25 млн россиян вложили свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды, а примерно 40 млн вложили их в акции различных предприятий, треть владельцев ваучеров их продали.
Приватизационные чеки попали на экономически малоэффективные предприятия, многие ЧИФы обанкротились, были ликвидированы.
Всего в 1991-1992 гг было приватизировано 46,8 тысяч государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тысяч, в 1994 году — до 112,6 тысяч.
Переход ко второму этапу приватизации (денежному) был утвержден Указом президента от 22 июля 1994 года «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года».
Обеспечить недостающую часть поступлений в бюджет было решено с помощью залоговых аукционов. 31 августа 1995 года президент подписал указ «О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности». В декабре того же года состоялись аукционные торги. Вырученные средства от продажи акций 12 крупнейших предприятий составили 5,1 трлн рублей.
Третий этап приватизации получил наименование точечного. В аналитических материалах Государственного НИИ системного анализа Счетной палаты РФ он называется также этапом совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью. Некоторые эксперты предлагают считать началом этого этапа закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ» от 21 июля 1997 года (вступил в силу 2 августа 1997 года, действовал до 2002 года). Другие исследователи считают нужным «продлить» денежный этап приватизации вплоть до августовского дефолта 1998 года.
На третьем этапе основным нормативным актом, регулирующим приватизацию, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества». Приватизация осуществляется на плановой основе. По действующему закону, ее планирование отнесено к компетенции правительства РФ, которое ежегодно должно утверждать прогнозный план (программу) приватизации и ежегодно представлять отчет о его выполнении в Госдуму. Президент РФ формирует и утверждает перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определяет возможность их приватизации.
За десять лет приватизации (1993-2003) российская казна получила от продажи 145 тысяч госпредприятий 9,7 млрд долларов. На тот момент в России оставалось порядка 705 неприватизированных объектов.
Вместе с тем, социальное недовольство в обществе переделом собственности в результате приватизации, наличие нарушений как в механизме приватизации (прежде всего это касается предприятий, перешедших под контроль крупных финансово-промышленных групп в результате залоговых аукционов), так и недостаточная эффективность работы приватизируемых предприятий, дали основания для дискуссий среди экономистов и политиков о пересмотре результатов приватизации.
Российская Федерация по состоянию на 1 января 2010 года являлась собственником имущества 3517 ФГУПов, акционером 2950 АО.
27 ноября 2010 года правительство России утвердило «Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и основных направлениях приватизации федерального имущества на 2011-2013 гг
В августе 2011 года правительство РФ обнародовало планы расширения приватизации крупнейших компаний — государство к 2017 году сохранит в ряде компаний только «золотую акцию».
В июне 2012 года правительство РФ утвердило окончательный план приватизации крупных активов на 2012‑2013 годы и на период до 2016 года.
Кабмин принял решение приватизировать 7,58% минус одна акция Сбербанка, 25,5% минус одна акция ВТБ, 25% минус одна акция РЖД, 50% минус одна акция «Совкомфлота», 10% «Роснано», 100% Объединенной зерновой компании (ОЗК) и 49,9% минус одна акция «Росагролизинга».
Согласно плану, до конца 2013 года должны быть приватизированы 7% акций АК «АЛРОСА», 14,8% акций ОАО «Интер РАО», 25,5% акций авиакомпании «Сибирь», 100% акций ОАО «Архангельский траловый флот», 21,1% акций ОАО «ТГК-5». Кроме того в плане указано прекращение участия РФ в капитале «Ростелекома». До конца 2015 года могут быть приватизированы 11% акций ВТБ и 3,1% акций АК «Транснефть». Кроме того планируется два этапа приватизации «Российских железных дорог». Согласно документу, до конца 2014 года планируется приватизировать 5% акций РЖД, до конца 2016 — еще 20%.
В 2012 году доходы бюджета РФ от приватизации составили 201,5 миллиарда рублей, было продано 273 пакета акций акционерных обществ, включенных в программу приватизации. Пакет Сбербанка в 7,58% акций был продан за 159,3 миллиарда рублей, 100% «СГ-Транса» — за 22,77 миллиарда рублей, 20% акций «Апатита»- за 11,11 миллиарда рублей, 25,5% Мурманского морского торгового порта — за 2,2 миллиарда рублей.
Согласно оценке главы Минэкономразвития Андрея Белоусова, доходы РФ от приватизации крупнейших активов в 2013 году могут составить 320 миллиардов рублей. Эта оценка включает пакеты акций ТГК-5, авиакомпании «Сибирь», Архангельского тралового флота, «Совкомфлота», «Роснано», АЛРОСы, банка ВТБ, «Интер РАО и плюс 5% пакет «Роснефти.
По прогнозам Минэкономразвития, Россия от приватизации государственных активов с 2012 до 2016 года включительно может получить 3,128 триллиона рублей.