Система государственно-частного партнерства в России. Досье

Система государственно-частного партнерства в России. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 2 марта 2017 г. Министерство экономического развития, курирующее инфраструктурные проекты государственно-частного партнерства (ГЧП), критике претензии Федеральной антимонопольной службы (ФАС) к ряду крупных концессионных соглашений.

В частности, ФАС аннулировала результаты открытого конкурса по строительству автомобильной дороги Стерлитамак — Кага — Магнитогорск, сославшись на то, что эта концессия подразумевала такую плату концедента, при которой инвестор фактически не нес собственных расходов на проект.

Что такое ГЧП

Государственно-частное партнерство — схема реализации инвестиционных проектов (преимущественно, в области инфраструктуры) на взаимовыгодных условиях для бизнеса и государства. Государство получает функционирующий объект, экономя на финансировании его строительства или реконструкции, предприниматели — зарабатывают средства на последующей эксплуатации объекта.

ГЧП может быть реализовано в различных формах. Обычно частная компания строит или реконструирует объект за свой счет, а потом получает право эксплуатировать его в течение определенного срока на безвозмездной основе (при этом объект формально остается в собственности у государства). Такая форма называется концессией.

Однако существуют и другие виды ГЧП. Например, построенный объект может на какое-то время оставаться в собственности у компании-строителя; либо после сдачи объекта частный партнер может получать субсидии от государства на функционирование объекта или наоборот — перечислять государству часть полученных средств от его эксплуатации. Юридический механизм концессий и ГЧП не прописан в Гражданском кодексе РФ.

Основополагающие документы для них — это закон «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 г., а также «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации» от 13 июля 2015 г. Однако некоторые из проектов ГЧП реализовывались и на другой правовой базе, например, на основе закона «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» (от 17 июля 2009 г.) или на местном законодательстве. Одним из первых свои собственные законы о ГЧП начал принимать Санкт-Петербург (в 2004 г.).

Читать также:  Государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы и 12

Согласно российскому закону «О концессионных соглашениях», концедент (в данном случае — государство-заказчик) может выплачивать определенную сумму партнеру-участнику концессионного соглашения. Этот механизм требуется для реализации проектов с низкой инвестиционной привлекательностью, например, социальных объектов, на которых концессионер не сможет зарабатывать после их сдачи в эксплуатацию.

Согласно вступившим в силу с 1 июля 2015 г. поправкам в закон о концессиях, было разрешено заключать соглашения, в которых концессионер одновременно получает плату концедента и взимает сбор за пользование готовым объектом. Ранее это было запрещено. Закон не оговаривает пороговые значения для размеров платы концедента. Однако в ФАС считают, что контракты, по которым все расходы на строительство и эксплуатацию системы будет возмещать государство, являются нарушением закона о госзакупках.

Впервые схема ГЧП в современной России была реализована при строительстве современной станции аэрации в московском Южном Бутове. Она была построена в 1998 г. немецкой фирмой SHW Holter Wassertechnik. Компания в течение 12,5 лет была собственницей станции и получала средства за ее эксплуатацию, а затем передала ее городу.

Среди наиболее известных проектов, реализованных или строящихся по схеме концессии или ГЧП в России: платные автомагистрали Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге, трасса Москва — Санкт-Петербург, а также системы взимания платы с грузовых автомобилей «Платон».

Всего, по данным Единой информационной системы ГЧП (www.pppi.ru), в России по состоянию на март 2017 г. зарегистрированы 1 тыс. 340 проектов государственно-частного партнерства, из них были успешно реализованы (выведены на этап эксплуатации) 426.

Основная часть текущих проектов ГЧП созданы в коммунальной сфере — 901. В сфере энергетики — 133, транспорта — 81, остальные проекты — в области социальной инфраструктуры.

Общий объем частных инвестиций в ГЧП — 700 млрд руб., из них 440 млрд направлены на проекты регионального уровня.

Читать также:  Государственная программа «Информационное общество»

1 марта 2017 г. в интервью журналистам глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что ряд ГЧП в России являются «имитацией концессии», поскольку все расходы концессионера компенсируются за счет бюджетов платой концедента, при этом частная компания не вкладывает своих средств.

Как пояснил ТАСС замглавы ФАС Рачик Петросян, ГЧП может использоваться как механизм для обхода госзакупок. Именно по этой причине ФАС в январе 2017 г. аннулировал результаты конкурса на строительство дороги Стерлитамак — Магнитогорск. Отвечая на вопрос о том, подпадает ли под это определение концессия по системе «Платон» и будет ли она пересмотрена, глава ФАС сказал, что ведомство может «посмотреть и ее».

Критикуя слава Артемьева, заместитель министра экономического развития Станислав Воскресенский заявил, что подобные заявления ФАС представляют угрозу для всего механизма ГЧП. В «Роставтодоре» подчеркнули, что подход антимонопольной службы «блокирует запуск новых проектов в транспортной сфере». 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *