Система образования РФ. Управление системой образования

2.4. Система образования РФ. Управление

системой образования.

Система

образования – это совокупность взаимодействующих преемственных образовательных

программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и

направленности; сеть реализующих их образовательных учреждений независимо от их

организационно – правовых форм типов и видов; органов управления образованием и

подведомственных им учреждений и организаций.

Образование в России осуществляется в

соответствии с законодательством РФ и нормами международного права. Основным

документом, регламентирующим образовательные процессы в нашей стране, является

закон РФ «Об образовании», принятый в 

1992 году с последующими изменениями.

Развитие системы образования отражает

социально-экономические задачи развития общества, характеризуется рядом

национальных черт, политическим строем, и носит всегда конкретно-исторический

характер.

Новая ситуация в России приводит к новым требованиям к

личности будущего члена общества, его общеобразовательной и профессиональной

подготовке. В этом проявляется роль и место системы образования в жизни

конкретного человека, семьи, общества. И потому эта система не может

развиваться, не обновляя свою деятельность в новых социокультурных

условиях.

Законом РФ «Об образовании» определены

следующие виды образовательных учреждений:

·       

Дошкольное

образовательное учреждение: ясли, детский сад;

·       

Общеобразовательное

учреждение ( начального общего, основного общего, среднего (полного) общего

образования): школы, лицеи, гимназии;.

·       

Учреждения

начального профессионального (училища), среднего профессионального (техникумы,

колледжи), высшего профессионального (институты, академии, университеты) и

послевузовского профессионального

·       

Специальные

(коррекционные) учреждения для обучения детей с отклонениями в развитии: школы

для слабовидящих, глухих и др.;

·       

Учреждения

дополнительного образования детей: музыкальные, художественные школы, центры,

клубы, курсы;

·       

Учреждения

дополнительного образования для взрослых;

·       

Учреждения для

детей-сирот, оставшихся без попечения родителей: интернаты, детские дома;

·       

Другие

учреждения, осуществляющие образовательный процесс:  курсы, институты повышения квалификации,

переподготовки и т.д.

Деятельность государственных и

муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями,

утверждаемыми Правительством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставами этих

образовательных учреждений.

Граждане могут использовать различные

формы получения образования: очную, очно-заочную

(вечерню), заочную, в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования.

Школа – это учебно-воспитательное учреждение,

предназначенное для организованного обучения, воспитания и развития

подрастающих поколений. В школе учащиеся получают общее образование –

образование, которое дает знание основ наук о природе, обществе, человеке,

формирует мировоззрение, развивает познавательные способности, позволяет понять

основные закономерности процессов в окружающем человека мире, приобрести

необходимые каждому человеку учебные и трудовые умения, разнообразные

практические навыки. Реализует общеобразовательную программу начального общего

образования (1-4 классы); основного общего (5-9 классы); среднего (полного)

общего образования (10-11классы). В рамках этой структуры обязательным является

девятилетнее образование, а старшие классы являются профильными.

Лицей

реализует общеобразовательные программы основного общего  и среднего общего (полного) образования,  обеспечивающие дополнительную (углубленную)

подготовку учащихся по предметам технического и научно-естественного профиля.

Может реализовывать общеобразовательную программу начального общего

образования.

Гимназия

реализует  общеобразовательные программы

основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие

дополнительную (углубленную) подготовку учащихся по предметам гуманитарного

профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего

образования.

Документом, регламентирующим работу

средних образовательных учреждений, является базисный план, который определяет

максимальный объем нагрузки учащихся, распределяет учебное время, отводимое на

изучение федерального и национально-регионального компонентов государственного

образовательного стандарта. Базисный учебный план включает не предметы, а

образовательные области и состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.

Инвариантная часть представлена следующими образовательными областями:

«Филология», «Математика», «Естествознание», «Обществознание», «искусство»,

«Физическая культура», «Технология». Инвариантная часть обеспечивает

федеральный компонент государственного образовательного стандарта. Вариативная

часть обеспечивает реализацию регионального и школьного компонентов. Учебные

часы этой части используются, как правило, на углубленное изучение предметов,

проведение факультативов, индивидуальных и групповых занятий.

Профессиональные

образовательные программы направлены 

на решение задач последовательного повышения профессионального и

общеобразовательного уровня, подготовку специалистов соответствующей

квалификации. К профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального образования; 2) среднего профессионального

образования; 3) высшего профессионального образования; 4) послевузовского

профессионального образования.

Начальное

профессиональное образование (НПО), осуществляющееся профессиональными

училищами и лицеями, имеет целью подготовку работников квалифицированного труда

на базе основного общего образования. По отдельным профессиям НПО может

базироваться на среднем (полном) общем образовании.

Среднее

профессиональное образование (СПО) в

России имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение

потребностей личности в углублении и расширении 

образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или

начального профессионального образования. СПО обеспечивает доступ к заведениям

высшего образования. В настоящее время 

принимаются меры по обеспечению опережающего развития НПО и СПО,

поскольку возрастает потребность экономики в работниках начального и среднего

звена.

Подготовку специалистов по программам СПО

ведут средние специальные учебные заведения — техникумы и колледжи. Техникум (училище) реализует основные  программы СПО базового уровня. Колледж реализует основные программы

базового и повышенного уровня.

Высшее

профессиональное образование (ВПО) может быть получено в высших учебных

заведениях: университетах, академиях, институтах, которые в совокупности

составляют систему  высшего образования.

Университет

обеспечивает студентам специализацию в достаточно широком спектре наук  и направлений подготовки. Университет

реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального

образования по широкому спектру специальностей с обязательным преподаванием

гуманитарных и естественно-научных

дисциплин; осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации

научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные

научные исследования; является научным и методическим центром.

Академия

– высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего

и послевузовского профессионального образования по отдельным специальностям и

направлениям, осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации

для определенной области научной и научно-педагогической деятельности,

выполняет научные исследования 

преимущественно в одной из областей науки.

Институт

может не являться ведущим научным и методическим центром. Институты могут быть

не только самостоятельными учреждениями, но и входить в состав других вузов.

Институт реализует, главным образом, программы высшего профессионального

образования.

В Российской Федерации  установлены следующие ступени ВПО с

присвоением квалификации (степени): 1) «бакалавр» — срок обучения 4 года; 2)

«специалист» — срок обучения не менее 5 лет; 3) «магистр» – срок обучения не

менее 6 лет.

Однако для лиц, имеющих среднее

профессиональное образование соответствующего профиля или высшее

профессиональное образование различных ступеней, возможны и более короткие

сроки освоения программ ВПО. Сокращение сроков осуществляется на основе

имеющихся знаний, навыков, умений студента, полученных на предшествующем этапе

обучения. Возможно также получение высшего образования в форме экстерната, но

не по всем специальностям. Порядок организации обучения в форме экстерната

регулируется специальным положением Министерства образования и науки РФ.

Послевузовское профессиональное образование в Росси

может быть получено в ординатуре, аспирантуре, адъюнктуре, докторантуре,

функционирующих в образовательных учреждениях ВПО и научных учреждениях,  Повышение квалификации возможно и в рамках

учреждений различных видов высшего дополнительного образования.

Система образования включает в себя

следующее: министерство образования и науки РФ, краевые и областные управления

образованием (министерства, комитеты, департаменты), городские органы

управления, районные отделы образования, образовательные учреждения различных

типов и видов.

Министерство образования и науки РФ определяет политику в области образования, стратегию

достижения целей политики, создает нормативную и законодательную базу,

обеспечивающую реализацию этой политики в области образования.

В структуре данного министерства выделено

два федеральных агентства: по науке и инновациям, по образованию, а также две

федеральные службы: по надзору в сфере образования и науки, по интеллектуальной

собственности по патентам и товарным знакам.

Федеральное

агентство по образованию наделено Правительством РФ функциями финансировать подведомственные образовательные учреждения,

управлять федеральной собственностью, на которой осуществляется предоставление

государственных образовательных услуг подведомственными образовательными

учреждениями. Департаменты министерства

образования являются главными исполнителями стратегических планов в сфере

образования.

Органы управления образованием на местах

проводят государственную политику в области образования.

Образовательные учреждения непосредственно

осуществляют образовательный процесс и могут быть государственными,

муниципальными и негосударственными. Действие 

законодательства РФ распространяется на все образовательные учреждения

независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

Право

на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные

законодательством РФ, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи

ему лицензии. Лицензия – это

документ, устанавливающий полномочия физических и юридических лиц в

соответствии с законодательством РФ для осуществления определенной деятельности

по оказанию услуг.

Права образовательного учреждения на

выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем

уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного

герба РФ, а также право на включение образовательного учреждения в схему

государственного финансирования возникает с момента его государственной

аккредитации. Аккредитация

образовательных учреждений в РФ – процедура признания государственного

статуса (типа и вида) образовательного учреждения.

Аттестация

образовательных учреждений в РФ – основная форма государственно-общественного

контроля за образовательной деятельностью. Аттестация

устанавливает соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников

всех образовательных учреждений, независимо от ведомственной подчиненности и

форм собственности. Для аттестации создается комиссия, заключение которой

является основанием для получения государственной аккредитации или ее лишения.

Местные (муниципальные) органы образования не вправе самостоятельно принимать к своему

рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции государственных органов

управления образования.  В их компетенции находятся:

осуществление федеральной политики в области образования, контроль

за реализацией права граждан на получение обязательного основного общего

образования, разработка и реализация региональных образовательных программ, финансирование

местных органов управления образованием и образовательных учреждений и др.

Образовательное учреждение

является самостоятельным в осуществлении образовательного процесса в подборе и

расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности  в пределах, установленных законодательством

РФ, типовым положением и уставом образовательного учреждения. Непосредственное

управление государственным или муниципальным учреждением осуществляет прошедший

соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель,

соответствующего образовательного учреждения.

Образование как система. Образование как система — это совокупность преем­ственных образовательных программ и

Образование как система — это совокупность преем­ственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образо­вательных учреждении, органов управления образованием.

Современная система образования нашей страны стро­ится на основании Закона Российской Федерации «Об об­разовании», принятого в 1992 г. (существенные поправки в него внесены в 1996 г.). Закон определил следующие принципы государственной политики в области образования:

— гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданствен­ности и любви к Родине;

— единство федерального культурного и образовательно­го пространства, защита системой образования нацио­нальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;

— общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

— светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях;

— свобода и плюрализм в образовании;

— демократический, государственно-общественный ха­рактер управления образованием, автономность образова­тельных учреждений.

Закон определил структуру образовательных учрежде­ний, отличающихся различными характеристиками, преж­де всего по уровню и профессиональному направлению.

В сложившейся системе образования выделяют следую­щие типы образовательных учреждений:

— дошкольные: ясли, детские сады;

— общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования): школы, гимназии, лицеи и пр.;

— учреждения начального профессионального (учили­ща), среднего профессионального (техникумы, колледжи), высшего профессионального (институты, университеты, академии) и послевузовского профессионального (аспиран­тура и докторантура, курсы, институты повышения квали­фикации и переподготовки) образования;

— специальные (коррекционные) учреждения для обуча­ющихся с отклонениями в развитии: школы для слабовидя­щих и слепых, слабослышащих и глухих, для детей с про­блемами интеллектуального развития, с проявлениями олигофрении и пр.;

— учреждения дополнительного образования: музыкаль­ные, художественные, спортивные школы, центры творче­ства, станции юных техников, туристов и пр.;

— учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: интернаты, детские дома;

— другие учреждения, осуществляющие образователь­ный процесс.

Образовательные учреждения по организационно-пра­вовым формам могут быть государственными, муници­пальными и негосударственными (частными, учреждения­ми общественных и религиозных организаций).

С учетом потребностей и возможностей личности ис­пользуются разные формы получения образования: в учеб­ном заведении (очные, очно-заочные (вечерние), заочные формы), в форме семейного обучения, самообразования, экстерна.

Общеобразовательные программы направлены на реше­ние задач формирования общей культуры личности, адап­тации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных об­разовательных программ.

Профессиональные образовательные программы на­правлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, под­готовку специалистов соответствующей квалификации.

Одна из отличительных особенностей современной сис­темы образования — переход от государственного к государ­ственно-общественному управлению образованием. Сущ­ность такого управления заключается в объединении усилий государства и общества в решения проблем образования.

Государственный характер образования состоит в том, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, определяемая Законом РФ «Об обра­зовании». Ее организационной основой является Федераль­ная программа развития образования, которая принимается высшим органом законодательной власти на конкретный промежуток времени. Содержание программы определяет­ся как общими принципами государственной политики, так и объективными данными анализа состояния системы об­разования с учетом тенденций и перспектив ее развития.

Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования создаются государствен­ные органы управления образованием; федеральные, рес­публиканские, краевые, областные, автономных регионов, муниципальные. Общее руководство осуществляется Ми­нистерством образования РФ. В регионах управленческие структуры имеют различные названия: министерства, де­партаменты, управления образования.

К компетенции государственных органов управления системой образования относятся:

— разработка образовательных программ и стандартов; стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уров­ню подготовки выпускников;

— аккредитация и аттестация учреждений и преподава­телей;

— формирование образовательной инфраструктуры;

— формирование и прогнозирование развития сети образовательных учреждений;

— контроль за исполнением законодательства РФ в бюд­жетной и финансовой сфере в системе образования.

Для современного состояния управления системой об­разования характерен процесс децентрализации. Он состо­ят в том, что федеральные органы разрабатывают страте­гические направления развития, а региональные и местные органы решают конкретные организационные, финансо­вые» кадровые и материальные проблемы.

Наряду с государственными создаются общественные органы управления системой образования, состоящие из представителей учительского и ученического коллективов, родителей, и общественности.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 10. Структура системы образования

1. Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

О соответствии образовательных и образовательно-квалификационных уровней в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе см. ст. 2 Федерального закона от 05.05.2014 N 84-ФЗ.

4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование — бакалавриат;

3) высшее образование — специалитет, магистратура;

4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих структур, в число которых входят:

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ

Определение понятия системы образования дается в ст. 8 Закона РФ «Об образовании». Она представляет собой совокупность изаимодействующих подсистем и элементов:

1) государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности и преемственных образовательных программ;

2) сети реализующих их образовательных учреждений; 3)

органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций; 4)

объединений юридических лиц, общественных и государ ственно-общественных объединений, осуществляющих деятель ность в области образования.

Системообразующим фактором в данном случае выступает цель, которая заключается в том, чтобы обеспечить право человека на образование. Рассматриваемая система представляет собой определенную целостность, упорядоченность и взаимосвязь различных частей структуры такого сложного явления, как образование. Если образование понимать как процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, то систему образования в самом общем виде можно представить как упорядоченную совокупность отношений между субъектами образовательного процесса. Основным субъектом образовательного процесса является обучающийся. Неслучайно в определении образования, приведенном в преамбуле указанного закона РФ, на первое место поставлены интересы человека. Все названные элементы системы образования призваны обеспечить их реализацию.

В системе образования можно выделить три подсистемы: —

Содержательная подсистема отражает суть образования, а также конкретное содержание образования того или иного уровня. Она в значительной степени определяет характер взаимосвязей между остальными подсистемами и элементами системы образования. Элементами данной подсистемы являются государственные образовательные стандарты и образовательные программы. Функциональная подсистема охватывает образовательные учреждения различных типов и видов, которые реализуют образовательные программы и непосредственно обеспечивают права и интересы обучающихся. Третья подсистема включает в себя органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации, а также объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения образовательной направленности. Очевидно, в контексте данной правовой нормы имеются в виду не образовательные, а прочие учреждения, находящиеся в ведении органов управления образованием (для их обозначения специалисты применяют термин «подведомственная инфраструктура образования»). Это могут быть научные и научно-исследовательские институты, полиграфические предприятия, издательские центры, оптовые базы и др. В системе образования они играют достаточно важную роль, организационно обеспечивая ее эффективное функционирование.

Включение в систему образования различных видов объединений, которые осуществляют свою деятельность в рассматриваемой сфере, отражает государственно-общественный характер управления образованием, развитие демократических институтов и принципов взаимодействия государства, муниципальных образований, общественных объединений и иных структур в области образования в целях наиболее эффективной реализации права личности на развитие посредством повышения образовательного уровня.

2. Формы, виды, уровни получения образования ( ст 10 и 17)

2. Понятие «образование».

Термин «образование» может рассматриваться в разных значениях. Образование является одной из важнейших сфер общественной жизни. Образование — это отрасль социальной сферы и отрасль экономики. Часто говорят об образовании как о квалификационном требовании при замещении тех или иных должностей, при заключении трудового договора.

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Таким образом, образование — это процесс, который отвечает следующим признакам:

2) организованность и управляемость;

3) завершенность и соответствие требованиям качества.

3. Уровни образования.

В образовательном законодательстве понятие «уровень» используется для характеристики образовательных программ (ст. 9 Закона РФ «Об образовании»), образовательных цензов (ст. 27). В ст. 46 предусматривается, что договор о предоставлении платных образовательных услуг должен помимо прочих условий определять также уровень образования.

Образовательный уровень (образовательный ценз) — это минимально необходимый объем содержания образования, определяемый государственным образовательным стандартом, и допустимая граница нижнего уровня освоения этого объема содержания.

В Российской Федерации установлено шесть образовательных уровней (образовательных цензов):

1. основное общее образование;

2. среднее (полное) общее образование;

3. начальное профессиональное образование;

4. среднее профессиональное образование;

5. высшее профессиональное образование;

6. послевузовское профессиональное образование (п. 5. ст. 27 Закона РФ «Об образовании»).

7. дополнительное образование.

Достижение того или иного образовательного ценза обязательно подтверждается соответствующими документами. Освоение определенного образовательного уровня является необходимым условием для продолжения обучения в государственном и муниципальном образовательном учреждении последующего образовательного уровня. Наличие профессиональных образовательных цензов является условием для допуска к определенным видам деятельности, к занятию определенных должностей.

Можно сделать вывод, что уровень образования определяется уровнем реализуемой образовательной программы. Общеобразовательные программы реализуются на таких уровнях образования, как дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее, а профессиональные образовательные программы — на уровнях начального, среднего, высшего и послевузовского образования. Дополнительные образовательные программы (ст. 26 Закона РФ «Об образовании») осуществляются в пределах каждого уровня профессионального образования.

Дошкольное образование (ст. 18 Закона РФ «Об образовании») преследует цели воспитания детей раннего возраста, охраны и укрепления их здоровья, развития индивидуальных способностей детей и подготовки их к обучению в школе.

Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее и среднее (полное) образование. Задачами начального общего образования являются воспитание и развитие обучающихся, обучение их чтению, письму, счету, основным навыкам учебной деятельности, элементам теоретического мышления, простейшим навыкам самоконтроля, культуры поведения и речи, а также основам личной гигиены и здорового образа жизни. Начальное общее образование — это база для получения основного общего образования, которое должно создать условия для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Оно является базой для получения среднего (полного) общего образования, а также для начального и среднего профессионального образования. Среднее (полное) общее образование должно развить в обучающихся интерес к познанию окружающего мира, их творческие способности, сформировать навыки самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. На этой ступени обучения вводятся дополнительные предметы по выбору самого обучающегося в целях реализации его интересов, способностей и возможностей. Таким образом осуществляется первичная профессиональная ориентация школьников.

Начальное профессиональное образование (ст. 22 Закона РФ «Об образовании») обеспечивает подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного или полного общего образования.

Среднее профессиональное образование (ст. 23 Закона РФ «Об образовании») направлено на подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Базой для его получения могут быть основное или полное общее и начальное профессиональное образование. Среднее профессиональное образование может быть осуществлено на двух образовательных уровнях — базовом и повышенном. Базовый реализуется по основной профессиональной образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалистов среднего звена, которая должна включать в себя общие гуманитарные, социально-экономические, математические, общие естественно-научные, общепрофессиональные и специальные дисциплины, а также производственную (профессиональную) практику.

Срок обучения на базе основного общего образования составляет не менее трех лет. Повышенный уровень среднего профессионального образования обеспечивает подготовку специалистов среднего звена повышенного уровня квалификации. Основная профессиональная образовательная программа на этом уровне состоит из двух компонентов: программы обучения специалиста среднего звена по соответствующей специальности и программы дополнительной подготовки, которая предусматривает углубленную и (или) расширенную теоретическую и (или) практическую подготовку по отдельным учебным дисциплинам (циклам дисциплин). Срок обучения в данном случае составляет не менее четырех лет. В документе об образовании делается запись о прохождении углубленной подготовки по специальности.

Высшее профессиональное образование (ст. 24 Закона РФ «Об образовании») направлено на подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня. Оно может быть получено на базе среднего (полного) образования либо среднего профессионального образования.

Основные образовательные программы высшего образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням.

Установлены следующие ступени высшего образования:

— неполное высшее образование;

— подготовка дипломированных специалистов;

Минимальные сроки обучения на указанных ступенях составляют соответственно два, четыре года, пять и шесть лет. Первый уровень является неполным высшим образованием, которое должно осуществляться по части основной образовательной программы. Завершение данной части программы позволяет продолжить высшее образование или, по желанию студента, без итоговой аттестации получить диплом о неполном высшем образовании. Второй уровень обеспечивает подготовку специалистов с квалификацией «бакалавр». Он завершается итоговой аттестацией и выдачей соответствующего диплома. Третий уровень высшего образования может осуществляться по образовательным программам двух типов. Первый из них состоит из программы обучения бакалавров по определенному направлению и специализированной научно-исследовательской или научно-педагогической подготовки в объеме не менее двух лет и завершается итоговой аттестацией, включающей в себя выпускную работу (магистерскую диссертацию), с присвоением квалификации «магистр», удостоверенной дипломом. Второй вариант образовательной программы предполагает подготовку и государственную итоговую аттестацию с присвоением квалификации специалиста (инженер, учитель, юрист и др.), что также подтверждается дипломом.

Послевузовское профессиональное образование (ст. 25 Закона РФ «Об образовании») обеспечивает повышение уровня образования, а также научной, педагогической квалификации на базе высшего образования. Оно может быть получено в аспирантуре, адъюнктуре и докторантуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных организациях. Его также можно условно разделить на две ступени: подготовка и защита диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и доктора наук по специальности.

От профессионального образования следует отличать профессиональную подготовку (ст. 21 Закона РФ «Об образовании»), которая преследует цель — ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы. Она не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося и может быть получена в образовательных учреждениях начального профессионального образования и других образовательных учреждениях: в межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах), а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующие лицензии.

Особую подсистему образует дополнительное образование, но оно не включено в структуру уровней образования, поскольку призвано обеспечить дополнительные образовательные потребности граждан, общества и государства.

4. Формы получения образования.

Определяя образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах гражданина, общества и государства, необходимо принимать во внимание, что оно может быть получено в различных формах, наиболее полно отвечающих потребностям и возможностям субъектов образовательного процесса, прежде всего обучающегося. Форму получения образования в самом общем смысле можно определить как способ организации образовательного процесса. Классификация форм получения образования осуществляется по нескольким основаниям. В первую очередь в зависимости от способа участия образовательного учреждения в организации учебно-воспитательного процесса разграничивается получение образования в образовательном учреждении и вне его.

В последние годы в связи с развитием информационных технологий (компьютеризация, Интернет-ресурсы и др.) все большее распространение получают дистанционные образовательные технологии. Образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника, называются дистанционными (ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Она обеспечивает доступ к образованию для тех граждан, которые по каким-то причинам не имеют возможности получить образование в традиционных формах (проживающие в отдаленных местностях, страдающие теми или иными заболеваниями и др.). Дистанционные образовательные технологии могут использоваться при всех формах обучения. Порядок использования дистанционных образовательных технологий был утвержден приказом Минобрнауки РФ от 6 мая 2005 г. № 137. Наряду с традиционными информационными ресурсами для обеспечения процесса дистанционного обучения используются специализированные учебники с мультимедийным сопровождением, учебные видеофильмы, аудиозаписи и т. п. Текущий контроль и промежуточная аттестация могут осуществляться традиционными методами или с использованием электронных средств, обеспечивающих идентификацию личности (цифровой электронной подписи). Обязательная итоговая аттестация проводится в форме традиционного экзамена или защиты дипломной работы. Производственные практики обучающиеся проходят в обычном режиме, в то время как учебные могут быть организованы с применением дистанционных технологий. Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием дистанционных технологий или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется образовательным учреждением.

Вне образовательного учреждения организуется семейное образование, самообразование и экстернат. В форме семейного образования могут быть освоены только общеобразовательные программы. Такая форма образования актуальна для определенных категорий обучающихся, которые могут испытывать трудности в освоении образовательных программ в обычных условиях. Возможно, кроме того, получение помощи педагогов, работающих на договорной основе, или родителей. В любом случае обучающийся проходит промежуточную и государственную итоговую аттестацию в образовательном учреждении.

Для организации семейного образования родители (иные законные представители) обучающегося заключают с общеобразовательным учреждением соответствующий договор, который может предусматривать обеспечение руководства по освоению общеобразовательной программы педагогами учреждения, проведение индивидуальных занятий по всем или нескольким предметам учителями данного учреждения либо самостоятельное их освоение. Образовательное учреждение согласно договору предоставляет обучающемуся на время обучения бесплатно учебники и другую необходимую литературу, оказывает ему методическую и консультативную помощь, предоставляет возможность выполнения практических и лабораторных работ на имеющемся оборудовании и осуществляет промежуточную (четвертную или триместровую, годовую) и государственную аттестацию. Труд учителей, которых образовательное учреждение привлекает для работы с обучающимся по данной форме, оплачивается на условиях почасовой оплаты исходя из тарифной ставки учителя. Порядок учета проведенных занятий определяется самим образовательным учреждением.

За освоение обучающимся образовательной программы родители совместно с образовательным учреждением несут ответственность в полном объеме. Родителям должны выплачиваться дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого обучающегося на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном учреждении. Конкретный размер определяется исходя из местных нормативов финансирования. Выплаты производятся в соответствии с договором из фонда экономии средств образовательного учреждения. Дополнительные расходы родителей на организацию семейного образования,

превышающие установленные нормативы, покрываются ими за счет собственных средств. Родители вправе на любом этапе обучения расторгнуть договор и перевести ребенка на другую форму освоения образовательной программы. Образовательное учреждение также имеет право расторгнуть договор в случае неуспеваемости обучающегося по итогам двух и более четвертей по двум и более предметам, а также в случае неуспеваемости по итогам года по одному или нескольким предметам. При этом повторное освоение программы в данной форме не допускается.

Самообразование представляет собой самостоятельное освоение обучающимся образовательной программы. Юридическое значение оно приобретает только в сочетании с экстернатом. Под экстернатом понимается аттестация лиц, самостоятельно осваивающих образовательную программу. Экстернат допускается как в системе общего, так и в системе профессионального образования. Положение о получении общего образования в форме экстерната было утверждено приказом Минобразования РФ от 23 июня 2000 г. № 1884. Любой обучающийся вправе избрать экстернат как форму обучения. Для оформления экстерната необходимо подать заявление руководителю общеобразовательного учреждения не позднее чем за три месяца до аттестации и представить имеющиеся справки о промежуточной аттестации или документ об образовании. Экстерну предоставляются необходимые консультации по учебным предметам (включая предэкзаменационные) в объеме не менее двух часов, литература из библиотечного фонда учреждения, возможность пользоваться предметными кабинетами для проведения лабораторных и практических работ. Экстерны проходят промежуточную аттестацию в порядке, определяемом учреждением. Если они прошли аттестацию за полный курс переводного класса, их переводят в следующий класс, а по окончании определенной ступени обучения допускают к итоговой аттестации.

По аналогичной схеме (правда, с некоторыми особенностями) реализуются в форме экстерната профессиональные образовательные программы. Например, Положение об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования РФ от 14 октября 1997 г. № 2033, предоставляет право на получение высшего образования в такой форме лицам, имеющим среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование. Прием и зачисление в вузы осуществляются в общем порядке. Кроме студенческого билета и зачетной книжки экстерну выдается аттестационный план. Он бесплатно обеспечивается примерными программами учебных дисциплин, заданиями для контрольных и курсовых работ, другими учебно-методическими материалами. Текущая аттестация экстернов включает в себя прием экзаменов и зачетов по дисциплинам, предусмотренным основной образовательной программой по избранному направлению подготовки или специальности; рецензирование контрольных и курсовых работ, отчетов по производственной и преддипломной практикам; прием лабораторных, контрольных, курсовых работ и отчетов по практике. Прием экзаменов проводится комиссией из трех штатных профессоров или доцентов, назначаемой распоряжением декана факультета. Сдача экзамена протоколируется членами комиссии. К протоколу прилагаются письменные ответы и другой письменный материал, сопровождающий устный ответ. Другие виды текущей аттестации проводятся в устной форме. Оценка выставляется в специальной аттестационной ведомости, которая подписывается членами комиссии и визируется заведующим кафедрой. Положительные оценки проставляются затем председателем комиссии в зачетную книжку. Итоговая аттестация экстернов осуществляется в общеустановленном порядке и предусматривает сдачу государственных экзаменов и защиту дипломного проекта (работы). Аттестация может проводиться как в одном, так и в нескольких вузах.

Образовательное законодательство допускает сочетание различных форм получения образования. При этом для всех его форм в рамках конкретной основной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

Таким образом, образование как система может рассматриваться в трех измерениях, в качестве которых выступают:

– социальный масштаб рассмотрения,т. е. образование в мире, стране, обществе, регионе и организации, образование государственное, общественное и частное, образование светское и клерикальное и т. д.;

– ступень образования (дошкольное, школьное, среднее профессиональное, высшее профессиональное с различными уровнями, учреждения повышения квалификации, аспирантура, докторантура);

– профиль образования: общее, специальное, профессиональное, дополнительное.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *