Автор анализа госпрограммы — Эрик Фарахов. За текущими обещаниями и статусом их исполнения можно следить по ссылке.
Цели программы — повышение глобальной конкурентоспособности казахстанского образования и науки, воспитание и обучение личности на основе общечеловеческих ценностей, увеличение вклада науки в социально-экономическое развитие страны.
- Обеспечить высокий статус профессии педагога, модернизировать педагогическое образование.
- Сократить разрыв в качестве образования между городскими и сельскими школами, регионами, учебными заведениями, обучающимися.
- Обеспечить безопасную и комфортную среду обучения.
- Внедрить обновленную систему оценки качества обучающихся, педагогов и организаций образования на основе лучших практик.
- Обеспечить преемственность и непрерывность обучения, профессиональной подготовки в соответствии с потребностями экономики и региональными особенностями.
- Обеспечить интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое развитие обучающихся.
- Оснастить организации образования цифровой инфраструктурой и современной материально-технической базой.
- Внедрить вертикаль системы управления и финансирования образованием.
- Укрепить интеллектуальный потенциал науки.
- Модернизировать и оцифровать научную инфраструктуру.
- Повысить результативность научных разработок и обеспечить интеграцию в мировое научное пространство.
Указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118
«Казахстанская правда» от 14. 2010 г. , № 338 (26399); «Егемен Ќазаќстан» 2010 жылєы 14 желтоќсандаєы № 529-532 (26375)________________________________________
В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года» ПОСТАНОВЛЯЮ:
Утвердить прилагаемую Государственную программу развития образования Республики Казахстан на 2011 — 2020 годы (далее — Программа).
Правительству Республики Казахстан:
1) в месячный срок разработать и утвердить по согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан План мероприятий по реализации Программы;
2) представляет в Администрацию Президента Республики Казахстан результаты мониторинга реализации Программы в сроки и порядке, определяемые Указом Президента Республики Казахстан от 4 марта 2010 года № 931 «О некоторых вопросах дальнейшего функционирования Системы государственного планирования в Республике Казахстан».
Сноска. Пункт 2 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 27. 2012 № 371 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).
Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, принять меры по реализации Программы.
Признать утратившим силу Указ Президента Республики Казахстан от 1 июля 2008 года № 626 «О Государственной программе развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008 — 2012 годы» (САПП Республики Казахстан, 2008 г. , № 32, ст. 333).
Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.
Настоящий Указ вводится в действие с 1 января 2011 года.
ПрезидентРеспублики Казахстан Н. Назарбаев
УТВЕРЖДЕНАУказом ПрезидентаРеспублики Казахстанот 7 декабря 2010 года № 1118
Cкачать полную версию
1
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития образования в Республике Казахстан до 2020 года ( проект ) ( Доклад на ШППМ ) Подготовлено Малон Л.
2
Содержание программы Анализ текущей ситуации в сфере образования Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации программы Этапы реализации программы Необходимые ресурсы
3
цель Кардинальная модернизация системы образования, значительное и устойчивое увеличение инвестиций в образование, улучшение качества образования и выход на европейский уровень
4
Этапы реализации программы Первый этап – 2015 годы Второй этап – годы
5
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ — повышение качества педагогических кадров и престижа профессии учителя ; — создание системы непрерывного образования ; — совершенствование структуры, содержания, технологии образования ; — улучшение качества естественно — научного и математического образования, английского языка – как основы для экономики знаний ; — внедрение экономических механизмов в сфере образования ; — обеспечение связи системы образования с научно — технологической и инновационной политикой.
6
ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ Признание работодателями высокого качества знаний и навыков выпускников организаций технического и профессионального образования Новые стандарты, учебные планы / программы технического и профессионального образования, соответствующие требованиям рынка труда Направить на реализацию программы млрд. тенге
7
Направление политики Одна из важных составляющих роста производительности — степень и качество инвестиций в человеческий капитал. Важное направление развития Казахстана — инвестирование в образование, навыки и способности населения.
8
новое национальное видение к 2020 году Казахстан — образованная страна, умная экономика и высококвалифицированная рабочая сила Развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое процветание страны.
9
Условия выполнения программы Казахстан — участник всех основных международных документов в области образования, защиты прав человека и ребенка. Благоприятные экономические условия. В экономику республики привлечено ,1 млн. долларов США прямых иностранных инвестиций. Финансовая система Казахстана признана одной из самых прогрессивных. В 2009 году ВВП на душу населения по республике составил долларов США.
10
Материальные ресурсы Из 118 элементов таблицы Менделеева в недрах Казахстана выявлено 99, разведаны запасы по 70, вовлечено в производство более 60 элементов. 7 место в мире по запасам нефти, 6 – по запасам газа,2 – по запасам урана, Казахстан — крупнейший экспортер энергетической продукции. Ведущие отрасли промышленности — цветная и черная металлургия. Конкурентоспособны на мировом рынке казахстанская медь, свинец, цинк и кадмий.
11
Место страны в современном мире определяется : качеством человеческого капитала, состоянием образования степенью использования науки и техники в производстве
12
Качество казахстанского образования пока остается малоконкурентным. Задача формирования интеллектуальной нации и создания « экономики знаний » делает учителя ключевой фигурой в развитии государства.
13
Проблемы подготовки педагогов старение педагогических кадров феминизация профессии непрестижность профессии несовершенство системы подготовки недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов организация воспитательной работы
14
Проблемы в техническом образовании потребность рынка труда в кадрах удовлетворяется на 30–40%. учебно — методическое обеспечение не отвечают запросам работодателей низкий объем финансирования устаревшее оборудование
15
Ожидаемые результаты к 2015 г. 12- летняя модель образования в ТиПО переход к рыночной системе новый стандарт образования новая система оценки участие Казахстана в международных исследованиях качества образования повышение статуса учителей совершенствование системы финансирования техническое оснащение
16
ТиПО к 2020 г интеграция в мировое образовательное пространство обучения в течение всей жизни различные формы обучения подушевое финансирование социальное партнерство
17
основополагающие принципы акцент на развитие личности ; доступность образования для всех ; гибкость и адаптивность образовательной ; образование в течение всей жизни ; демократичность, транспарентность и подотчетность ; трансферт и внедрение новых методов и технологий, использование лучшего мирового опыта ; широкий доступ к информационным ресурсам.
1
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА ГОДЫ Слайд 1
2
Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года Слайд 2 Ключевое направление: Инвестиции в будущее Приоритет ключевого направления: Образование Дошкольное воспитание и обучение стратегических целей 5 стратегических целей Среднее образование 5 стратегических целей Техническое и профессиональное образование стратегических целей 6 стратегических целей Высшее и послевузовское образование стратегических целей 8 стратегических целей цель по внедрению электронного обучения 1 цель по внедрению электронного обучения
3
Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года Государственная программа по форсированному индустриально- инновационному развитию Программы развития отраслей Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на годы Государственные программы Стратегические планы государственных органов Программы развития территорий Стратегические планы управлений образования областей, гг. Астаны, Алматы Программа «Балапан» Слайд 3
4
1. Увеличение инвестиций и подушевое финансирование 2. Повышение престижа труда педработников 3. Прозрачное и эффективное управление 4. Развитие электронного образования ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ Слайд 4 5. Доступность дошкольного образования 6. Переход на 12-летку 7. Ориентация технического и профессионального образования на требования работодателей 8. Интеграция высшего образования, науки и инноваций Общие По уровням
5
«В среднем, техническом, профессиональном и высшем образовании будет внедряться система электронного обучения (e-learning)» Стратегический план развития РК до 2020 года, Указ Президента РК от 1 февраля 2010 года 922) Слайд 5
6
6 Доля учащихся, имеющих компьютер и доступ в сеть Интернет дома, % Страны Имеют компьютер Имеют доступ в сеть Интернет Швеция Швеция9893 Австралия Австралия9584 Гонконг Гонконг9486 Сингапур Сингапур9080 Среднее международное7056 Российская Федерация Российская Федерация5126 Украина Украина4024 Казахстан2816 Йемен Йемен1811 Слайд 6
7
Технологическая готовность Казахстана КазахстанСШАКанадаСингапурКорея Количество учащихся на 1 ПК % школ не имеющих широкополосного Интернета Слайд 7
8
У каждого учителя и каждого ученика будет персональный компьютер Будет создано единиц цифровых образовательных ресурсов (100% необходимого учебного контента) Система электронного обучения Слайд 8 ИНДИКАТОРЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ Цифровым контентом будут обеспечены 100% организаций образования Доля организаций образования, внедривших единую систему электронного обучения
9
ЦелиИндикаторыРезультаты Развитие системы электронного обучения Доля организаций, образования, внедривших электронное обучение к: 2015 г. – 40% 2020 г. – 90% Доступ к широкополосному Интернету 100% школ. Создание единиц цифровых образовательных ресурсов Цифровым образовательным контентом обеспечены 100% организаций образования У каждого учителя и школьника персональный компьютер Улучшение усвоения учебного материала учащимися Доступ каждого учителя и ученика ко всем лучшим мировым образовательным ресурсам Максимальная скорость информационных потоков в организации учебного процесса и системе управления на всех уровнях Слайд 9 Для внедрения электронного образования необходимо 166,1 млрд. тенге на 5 лет
10
10 Ключевое направление: инвестиции в будущее Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года Приоритет ключевого направления: образование Стратегические цели дошкольного воспитания и обучения 1. Государством обеспечены возможности для полного охвата детей дошкольным воспитанием и обучением как в городской, так и сельской местности к 2020 году. В каждом населенном пункте имеется, как минимум, одна дошкольная организация или созданы условия для осуществления иных форм дошкольного воспитания 3. Созданы условия, стимулирующие развитие частных поставщиков услуг дошкольного воспитания и обучения. К 2015 году развита сеть государственных и частных детских садов, обеспечивающая 70-процентный охват дошкольным воспитанием и обучением 5. Функционируют и развиваются различные модели дошкольного воспитания и обучения в зависимости от особенностей регионов Слайд 10
11
Индикаторы и показатели Госпрограммы Слайд 11 Охват дошкольным воспитанием и обучением Доля дошкольных мини-центров и частных детсадов от общего числа дошкольных организаций
12
Стратегическая цель Стратегплана-2020: К 2015 году развита сеть государственных и частных детских садов, обеспечивающая 70-процентный охват дошкольным воспитанием и обучением МОН определяет политику МИО исполнитель До 2015 года открыть 195 частных, 2125 государственных ДО, 1288 мини-центров Уточнить цифры по областям Слайд 12
13
Ключевое направление: инвестиции в будущее Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года Приоритет ключевого направления: образование Стратегические цели среднего образования Общеобразовательная школа предоставляет академические знания и развивает навыки, способствующие формированию образованного, высоконравственного, критически мыслящего, физически и духовно развитого гражданина, стремящегося к саморазвитию и творчеству. Учащиеся казахстанской общеобразовательной школы добиваются высоких результатов в международных сравнительных исследованиях, таких как PISA, TIMSS, PIRLS. Общеобразовательные школы работают по 12-летней модели обучения, обновленным национальным стандартам среднего образования, учебным планам и программам. Внедрен механизм подушевого финансирования средних школ, функционируют попечительские советы школ. Во всех регионах Казахстана функционируют 20 школ в рамках проекта «Назарбаев Интеллектуальные школы». Слайд 13
14
Оснащение школ учебными кабинетами новой модификации Доля школ, предоставляющих образование на 3-х языках К 2020 году в 100% школ реализуется программа нравственно-духовного развития личности «Самопознание» ИНДИКАТОРЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Слайд год2020 год PISA, TIMSS PISA, TIMSS, PIRLS, ICILS, TIMSS ADVANCED
15
Схема перехода на 12-летку Слайд 15 ИНДИКАТОРЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ По старой модели По новой модели Старшая школа (11-12 классы) 12 11Старшая школа (10-11 классы) Основная школа (5-10 классы) 10 9Основная школа (5-9 классы) Начальная школа (1-4 классы) Начальная школа (1-4 классы)
16
Модель «Назарбаев интеллектуальной Школы» Слайд 16 ИНДИКАТОРЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
17
ЦелиИндикаторыРезультаты 1. Совершен- ствование форм финансирования Подушевое финансирование: в дошкольном образовании г. в средней школе г. в старших классах г. в ТиПО г. Ваучерное финансирование повышения квалификации педагогов Прозрачность, эффективность финансирования Формирование конкурентной среды в сфере образования Развитие рынка частных услуг для образования ФИНАНСИРОВАНИЕ Слайд 17
18
Стратегическая цель в сфере среднего образования: Общеобразовательные школы работают по 12-летней модели обучения МОН определяет политику МИО исполнитель Построить объекты «Бейіндік мектеп» в регионах Уточнить цифры по областям Слайд 18
19
Ключевое направление: инвестиции в будущее Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года Приоритет ключевого направления: образование Стратегические цели технического и профессионального 1. Функционирует эффективная система технического и профессионального образования, интегрированная в мировое образовательное пространство. Внедрена Национальная квалификационная система, признаваемая внутренним и внешним рынками труда. Работодателями признается высокое качество знаний и навыков выпускников организаций технического и профессионального образования. Обновлены стандарты, учебные планы/программы технического и профессионального образования, соответствующие требованиям рынка труда. Работодатели участвуют в работе отраслевых и региональных советов по развитию технического и профессионального образования и подготовке кадров. Созданы условия для обучения в течение всей жизни независимо от возраста, уровня образования и профессиональной квалификации. Слайд 19
20
ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1. Стандарты, учебные планы/программы ТиПО, соответствуют требованиям рынка труда 2. Работодатели участвуют в работе отраслевых и региональных советов по развитию ТиПО и подготовке кадров 2015 год 2020 год 1. Эффективная система ТиПО, интегрированная в мировое образовательное пространство 2. Сертификация отраслевыми ассоциациями работодателей качества знаний и навыков выпускников 3. Создание Национальной квалификационной системы, признаваемой внутренним и внешним рынком труда 4. Выбор обучающимся поставщика образовательных услуг по подготовке кадров независимо от формы собственности 5. Гибкость, восприимчивость образовательных программ с учетом изменений требований рынка труда Слайд 20 ЦЕЛИ
В ходе очередного заседания Правительства рассмотрены вопросы реализации Государственной программы развития образования и науки РК на 2016-2019 годы и проекта до 2025 года. Об итогах работы за прошедший период и основных направлениях новой госпрограммы доложил министр образования и науки Асхат Аймагамбетов.
По его словам, в госпрограмме на 2016-2019 годы предусмотрена реализация 12 индикаторов, 71 показателя и 262 мероприятий. Исполнение госпрограммы составило 92%, мероприятий 98,8%.
В целом реализация госпрограммы позволила решить многие вопросы:
- школы страны перешли на обновленное содержание,
- в колледжах ведется реализация проекта бесплатное ТиПО для всех,
- университетам предоставлена академическая и финансовая самостоятельность,
- возросла публикационная активность отечественных ученых в самых престижных журналах в 2,5 раза.
Как отметил министр, в настоящее время перед системой образования и науки стоят новые цели и задачи. Для их решения по поручению Главы государства разработана новая госпрограмма развития образования и науки на 2020-2025 годы, в основу которой легли ряд стратегических и программных документов. Это «План нации: 100 конкретных шагов», программа «Рухани жаңғыру», Предвыборная платформа Главы государства, в полной мере учтены поручения, данные на августовском совещании и в Послании народу Казахстана.
«Проект Программы обсужден в педагогических коллективах с учителями, представителями Национального совета при Президенте, экспертами, депутатами Парламента. Особенность данного проекта заключается в том, что результаты 5 международных исследований как PISA, TALIS, PIAAC, PIRLS, ISILS позволили выявить основные проблемы и обозначить пути решения. В целом, в проекте новой Государственной программы предусмотрены 2 цели, 11 задач, 8 индикаторов, 39 показателей», — сказал А. Аймагамбетов.
Согласно новой госпрограмме определены основные цели:
- Повышение глобальной конкурентоспособности казахстанского образования и науки;
- Воспитание и обучение личности на основе общечеловеческих ценностей;
- Увеличение вклада науки в экономику страны.
Для достижения целей предусмотрены 5 направлений, 11 задач.
Первое место — статус педагога
В соответствии с поручением Главы государства за 4 года предусмотрено увеличение заработной платы 500 тыс. педагогов в 2 раза.
По словам министра, будет внедрена новая система переподготовки педагогов, повышения квалификации; в дальнейшем будет повышена заработная плата педагогам детсадов, дополнительного образования, колледжей, по итогам аттестации их руководителям, будет внедрена система нормирования труда педагогов; с 2021 года выпускники университетов будут проходить сертификацию.
Вместе с тем, предусмотрена модернизация педагогического образования, изменение педагогического опыта будущих учителей, 100% обновление учебных программ.
«Предусматривается 100%-ный охват детей в возрасте от 3 до 6 лет детскими садами. В целях повышения качества предусматривается поэтапный возврат лицензирования и внедрение соответствующих программ для улучшения подготовки детей к школе. С учетом предложений частных детсадов регионов стоимость государственного заказа увеличена до 30 тыс. Для этого из республиканского бюджета выделено порядка 400 млрд тг», — сказал Глава ведомства.
Вместе с тем, планируется 100% решение вопроса по внедрению специальной охраны, видеонаблюдения, безопасной перевозки, пересмотра норм и рационов питания, поэтапного перехода к безналичным расчетам в столовых, подушевого финансирования государственного заказа для поддержки детей с особыми образовательными потребностями, формирования киберкультуры. Также планируется внедрение единой программы профилактики буллинга и суицида.
Как подчеркнул А. Аймагамбетов, планируется новый формат школьного и родительского общения, реализация «образования, основанного на ценностях», дебатное движение, приобщение к театру, дальнейшее развитие движения «Жас қыран», «Жас ұлан» на всех уровнях образования. Запланировано создание спортивной лиги школьников и студентов. Сегодня этот показатель составляет 30%.
Повышение качества среднего образования в селах
Предусматривается внедрение новой системы разработки, экспертизы, издания учебников, завершение перехода на обновленное содержание образования, поэтапный переход на 12-летнее обучение, совершенствование критериальной оценки и учебных программ.
Еще одна важная задача — сокращение разрыва в качестве образования между городскими и сельскими школами. Для этого будут приняты комплексные меры: обеспечение малокомплектных школ квалифицированными педкадрами, будет изменена система оплаты труда, предусмотрено полное обеспечение сельских школ учебными материалами, компьютерным оборудованием и цифровой техникой. В этих целях в республиканском бюджете предусмотрены 150 млрд тг.
Строительство 800 новых школ решит проблему дефицита
По прогнозам, к 2025 году дефицит мест составит около 500 тыс. мест. Для решения данной проблемы школы будут строится за счет государства и частного сектора.
В частности, планируется строительство 800 новых школ более чем на 650 тыс. мест за счет государственного бюджета и привлечения частных инвестиций.
«Для этого будет выделено 876 млрд тг. В результате будет решен вопрос дефицита мест и трехсменных школ, количество аварийных школ уменьшится», — сообщил министр.
Кроме того, в рамках программы «Ауыл – ел бесігі» по поддержке сельских школ планируется выделение 53 млрд тг на строительство 114 интернатов для сельских опорных школ.
В рамках новой программы на полное обеспечение всех школ современными предметными кабинетами физики, химии, биологии, STEAM будут выделены 100 млрд тг, для 100% охвата предметных кабинетов компьютерами 50 млрд тг.
100 тыс. студентов ежегодно бесплатно учатся в колледжах
В рамках проекта «Жас маман» будет обновлена материально-техническая база 180 колледжей, для чего из бюджета предусмотрено 58 млрд тг.
«Программой бесплатного профессионально-технического образования ежегодно будут охвачены 100 тыс. студентов. А количество студентов, охваченных дуальным обучением, достигнет 35%. Уровень трудоустройства выпускников колледжа увеличится с 63% до 75%», — отметил Глава ведомства.
ЕНТ переводится в электронный формат
Здесь стоит задача 100% обновить образовательные программы на основе профессиональных стандартов. Количество иностранных студентов будет составлять 10% от общего контингента.
Как проинформировал министр, предусматривается повышение заработной платы профессорско-преподавательского состава, улучшение материальной базы университетов путем увеличения образовательных грантов в среднем с 340-420 тыс. до 900 тыс.
«Это долгожданная новость, с 2011 года в целом стоимость гранта не менялась. На это из бюджета будет выделено 244 млрд тг. Для создания в 10 университетах центров академического превосходства будет выделено 21 млрд тг. 10 университетов войдут в 500 лучших университетов мира», — сообщил А. Аймагамбетов.
Кроме того, порядок сдачи ЕНТ переводится в электронный формат, внедряется несколько видов грантов, обеспечивается доступность, прозрачность высшего образования.
До 2025 года будут построены общежития на 90 тыс. мест.
Ротация кадров в системе образования
В этой связи, с 2021 года управление районными отделами образования переходит на уровень области.
«Финансирование также поднимется на уровень области. Он будет направлен на снижение образовательного разрыва между регионами и учреждениями», — сказал министр.
По словам А. Аймагамбетова, в последнее время растет количество вопросов о порядке назначения руководителей учреждений образования. Например, руководители ряда организаций работают на одном месте более 20 лет.
«Поэтому мы будем назначать директоров детских садов, школ, колледжей по новой системе. Кроме того, в дальнейшем систему замены будем использовать через ротацию. В соответствии с современными требованиями сфера образования будет переходить от автономного управления к корпоративному», — отметил он.
Укрепление потенциала науки
- Во-первых, если финансирование науки в 2019 году составляет 43 млрд тг, то в 2025 году достигнет 400 млрд тг.
- Во-вторых, в соответствии с поручением Главы государства для поддержки молодых ученых ежегодно будет выделяться более 3 млрд тг.
- В-третьих, если ранее конкурсы на гранты проводились один раз в три года, то со следующего года будет выделяться ежегодно.
- В-четвертых, для укрепления материально-технической базы научных институтов будет создана отдельная бюджетная программа.
По модернизации и цифровизации научной инфраструктуры будут проработаны вопросы развития цифровых навыков ученых, реализации программ переподготовки кадрового и руководящего состава научных организаций.
В целом в рамках программы объем финансирования образования возрос в 6 раз, а финансирование науки – в 7 раз.
Как сообщил министр образования и науки, для реализации Программы предусмотрены средства в размере 11 трлн 578 млрд тг. В том числе увеличилась доля частных инвестиций и составила 1 трлн 284 млрд тг.
Следует отметить, что на заседание Правительства от лица педагогической общественности была приглашена директор IT-школы-лицея г. Кокшетау А. Балташева. Она в своем выступлении отметила, что в новой госпрограмме особое внимание уделяется статусу педагога, тогда как уже в реализованной программе такой акцент не ставился. Внедрение новой системы переподготовки учителей и повышение заработной платы, по словам А. Балташевой, будет способствовать повышению статуса школьных педагогов и обеспечит новый приток молодых специалистов.
Также директор учебного заведения подчеркнула, что в новой госпрограмме внимание уделено образовательной культуре, предусмотрено внедрение нового формата школьного и родительского общения. Теперь получение образования будет основываться на ценностях, что также не может не радовать казахстанских преподавателей.
Обещания и их исполнение
1) Обещание: во всех организациях образования, кроме МКШ, внедрить механизм подушевого финансирования.
Документ: Отчет о реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы за 2015 год,
2) Обещание: увеличить долю высококвалифицированных педагогических работников, имеющих высшую и первую категории, от общего количества педагогов.
В 2015 году общее количество учителей дневных государственных общеобразовательных школ составило 291 237 человек. Из них 56 767 учителей имеют высшую и 88 379 первую категории. К 2020 учителей стало ещё больше.
3) Обещание: в организациях образования создать попечительские советы.
Вердикт: исполнено.
В 2015 году в 4 377 дневных государственных общеобразовательных школах созданы попечительские советы (в 2014 — 3 259).
Во всех государственных колледжах (462) и в 65 вузах созданы попечительские советы.
4) Обещание: руководители организаций образования пройдут повышение квалификации и переподготовку в области менеджмента.
Всего за период 2011-2015 годы курсовую подготовку по вопросам менеджмента прошли 19 313 человек (68,6%).
5) Обещание: в организациях образования будет использоваться система электронного обучения.
Вердикт: не исполнено.
В рамках Концепции электронного обучения смещены акценты с технического оснащения на оснащение контентное (цифровые образовательные ресурсы).
6) Обещание: охватить детей в возрасте с 3 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением.
Проблема дефицита дошкольных мест в 2015 году решена через увеличение сети на 367 ед. , в том числе за счет: строительства
60 детских садов (РБ — 39, МБ — 21).
7) Обещание: в 2020 году осуществить полный переход на 12-летнюю модель обучения.
1 сентября 2015 года начата апробация обновленного содержания начального образования в 30 пилотных школах. Полный переход на 12-летнее образование планируется осуществить в 2021 году.
8) Обещание: увеличить количество школ в рамках проекта «Назарбаев Интеллектуальные школы» во всех регионах Казахстана.
В республике функционируют 21 НИШ в городах Астана (2), Алматы (2), Кокшетау, Талдыкорган, Семей, Усть-Каменогорск, Уральск, Караганда, Шымкент (2), Актобе, Тараз, Павлодар, Кызылорда, Атырау, Актау, Костанай, Петропавловск.
9) Обещание: увеличить долю учащихся, успешно освоивших образовательные учебные программы по естественно-математическим дисциплинам.
По итогам 1 полугодия 2015-2016 учебного года 1,4 млн. (61%) учащихся успешно освоили учебные программы естественно-математического цикла.
10) Обещание: улучшить результаты учащихся казахстанской общеобразовательной школы в международных сравнительных исследованиях PISA, TIMSS, PIRLS.
Вердикт: исполнено частично
Казахстанские участники среди 65 стран заняли 49 позицию по математике, 52 по естественнонаучным дисциплинам и 63 по читательской грамотности. Однако затем произошло снижение по ряду параметров, кроме математики.
В международном экзамене Казахстан представили 5808 15-летних обучающихся из 218 организаций образования (200 школ и 18 колледжей).
11) Обещание: увеличить долю школ, создавших условия для инклюзивного образования, от их общего количества.
В 2015 году количество дневных государственных общеобразовательных школ, создавших условия для инклюзивного образования составило 3 210 (44,8% от общего количества дневных государственных общеобразовательных школ — 7 158).
12) Обещание: увеличить долю выпускников ТиПО, прошедших оценку уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации с первого раза, от общего числа принявших участие.
В 2015 году процедуру ОУПП прошли 102 562 выпускника, из них 65 402 на бюджетной основе.
Из 102 562 выпускников 88 305 (86%) прошли процедуру ОУПП с первого раза.
13) Обещание: увеличить долю занятых и трудоустроенных выпускников учебных заведений ТиПО в первый год после окончания обучения, обучившихся по госзаказу.
В 2015 году из учебных заведений ТиПО выпущено 129,7 тыс. человек, из них по госзаказу — 76,7 тыс. человек*. По данным местных исполнительных органов трудоустроено из выпускников, обучившихся по госзаказу 60,0 тыс. человек или 78,2%. Этот показатель по данным управлений держится на стабильном уровне.
Образование в Казахстане
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 мая 2019 года; проверки требуют 49 правок.
Казахстанско-Британский Технический Университет, Алматы
Формирование и функционированиеПравить
Выделяют этапы развития образовательной системы в независимом Казахстане.
- 1991—1994 годы — становление законодательной и нормативной правовой базы высшего образования.
- 1999—2000 годы — децентрализация управления и финансирования образования, расширение академических свобод организаций образования.
- 2001—2007 годы — стратегическое развитие системы высшего и среднего образования.
- 2010 год — Началось массовое внедрение учебного предмета «Самопознание» в систему непрерывного образования РК: детский сад – школа – колледж – вуз. В педагогических вузах ввели специальность «Социальная педагогика и самопознание», в рамках которой началась подготовка будущих учителей самопознания.
- 2005—2010 годы — поиски оптимальных путей адаптации системы высшего образования к условиям рыночной экономики.
Государственные расходыПравить
По «Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005—2010 годы» объём расходов государственного бюджета, необходимых для реализации Программы, планировался в размере 330 812 млн тенге.
Бюджет Министерства образования и науки в 2004 году составлял 31 миллиард тенге, в 2007 — 131,5 миллиардов тенге.
В 2012—2014 годах расходы на образование и науку составили 1 132 миллиарда тенге:
Обучение в КазахстанеПравить
По характеру образовательных программ образование в Казахстане делится на общее и профессиональное образование. Различают следующие уровни образования: дошкольное воспитание и обучение, среднее образование, высшее и послевузовское профессиональное образование.
Среднее образованиеПравить
Основные задачи профессионально-технического образования:
– разработка и внедрение государственных общеобразовательных стандартов профессионального образования, их обновление с учетом ситуации на рынке труда и структурных изменений в экономике;
– создание условий для повышения доступности профессионального образования;
– поддержка негосударственного сектора профессионального образования;
– организация и развитие социального партнерства в системе профессионального образования;
– расширение международного сотрудничества по вопросам подготовки и переподготовки кадров в учебных заведениях профессионального образования.
Начальное профессиональное образование включает в себя подготовку, переобучение и повышение квалификации рабочих, специалистов и безработных, а также незанятого населения.
В республике действует 306 профессиональных школ и лицеев с 88 348 учащимися. Подготовка квалифицированных рабочих ведется более чем по 300 специальностям.
Учреждения среднего профессионального образования представлены колледжами, которые перешли на подготовку специалистов по новым государственным стандартам среднего профессионального образования и учебным планам. В колледжах внедрен новый механизм формирования контингента учащихся и подготовки специалистов с полным возмещением затрат на договорной основе, учитывающий потребности региона в трудовых ресурсах. Открытие новых специальностей осуществляется только при наличии конкретного заказчика и заключения регионального бюро занятости.
Среднее профессиональное образование обеспечивают 285 колледжей, в том числе 173 — государственной и 112 – негосударственной формы собственности. Количество обучающихся составляет 155 893 чел.
Высшее образованиеПравить
Для приобретения послевузовского профессионального образования в Казахстане необходима степень магистра. Подготовка научных кадров осуществляется аспирантуре, адъюнктуре (военное, юридическое) и докторантуре ВУЗов. Граждане Казахстана имеют право на присуждение на конкурсной основе международной стипендии «Болашак» для обучения за рубежом. Срок обучения в адъюнктуре составляет 1-1,5 года, в аспирантуре, докторантуре — 3 года. В медицинском образовании существует академический уровень — резидентура по клиническим специальностям (52). С 2019 года резидентура является обязательной и приступить к ней можно после завершения базового медицинского образования (бакалавриат+интернатура).
По закону «Об образовании» в Казахстане гарантируется получение бесплатного среднего и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе по государственным грантам бесплатного среднего профессионального, высшего и послевузовского образования, если гражданин образование получает впервые. Кроме того, на конкурсной основе предоставляется государственный образовательный кредит. Конкурс проводится на основе баллов сертификатов, выданных по результатам ЕНТ или комплексного тестирования. Преимущественное право на получение гранта имеют обладатели знака «Алтын белгi», а также призеры и победители международных и республиканских конкурсов, соревнований и олимпиад. Так же , в 2012 году осуществлен первый выпуск дипломированных педагогов самопознания, подготовленных Гуманитарным колледжем «Самопознание» гармоничного развития человека.
Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в Казахстане, пользуются правом на образование наравне с гражданами Республики Казахстан в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, международными договорами, а также по контрактам с организациями образования Казахстана.
ИсторияПравить
В начале XX века большинство казахских детей имели возможность учиться только в аульных медресе. Накануне 1916 года на территории Казахстана было всего несколько русских и русско-казахских школ.
Экономическая депрессия вынудила снизить государственные расходы на образование. Падение расходов тогда сократилось с 6 % от ВВП в 1991 до примерно 3 % в 1994. Учителя были низкооплачиваемы. В 1993 более чем 30 000 учителей (седьмая часть всех учителей 1990 года) бросили преподавание, многие из них искали более прибыльную работу.
В 1994 в Казахстане было 8 575 школ в которых размещалось примерно 3,2 миллиона учащихся, и 244 специализированных учебных заведения обслуживающих около 222 000 школьников. В 1992 около 51 % нормальных детей размещались в 8 500 дошкольных учреждениях. В 1994 году приблизительно 272 100 учащихся поступили в 61 ВУЗ страны. 54 % студентов были казахами и 31 % — русскими.
Конституция Казахстана 1995-го года утвердила обязательность среднего образования. Высшее образование было на конкурсной основе. Частные школы вмещали около 5 % учащихся, но и их деятельность регулировалась государством.
В 2000 году Правительство Казахстана совместно с правительством Киргизстана и Таджикистана объединилось c Ага-ханом IV, чтобы организовать первый в мире международный институт высшего образования Университет Центральной Азии (University of Central Asia (UCA)). Предполагалось что у университета будут 3 кампуса, Казахстанский кампус строился в Текели, в 3 часах езды от Алматы.
В 2003 Азиатский банк развития ассигновал страну на $ 600 000, таков был грант на техническое обеспечение в Казахстане. США выделили 137 Корпус мира чтобы он работал с 2004 в области образования в качестве неправительственной организации.
В 2006-м году Кондолиза Райс навестила Казахстан 12-13 октября. Тогда она сказала — «Будущее любого региона зависит от уровня образования, это мой четвертый визит в Казахстан, бывала я в Атырау и Алматы и повидала высший уровень образования вашей нации, и это является ключом к успеху любой страны».
Под руководством Международного общественного фонда «Білім-Инновация» находятся: 28 казахско-турецких лицеев, университет имени Сулеймана Демиреля, Жамбылский инновационный высший колледж в городе Тараз, колледж-лицей имени Сулеймана Демиреля, международная школа “Galaxy”, международная школа «Нур-Орда».
Языки образованияПравить
В основном образование даётся на казахском и русском языках. В Казахстане три вида национальных школ: узбекские, уйгурские и таджикские. Их выпускник имеют право выбрать язык сдачи ЕНТ, но только казахский или русский.
СсылкиПравить
движение по спирали — Алматы, «Ақ Шағыл». 2015—276 с.
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 — 2020 годы
Вы находитесь: Нормативная база
Данные обновлены: 01. 2017г.
В целях реализацииУказа Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года» ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемуюГосударственную программу развития образования Республики Казахстан на 2011 — 2020 годы (далее — Программа). Правительству Республики Казахстан:
1) в месячный срок разработать и утвердить по согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан План мероприятий по реализации Программы;
2) представляет в Администрацию Президента Республики Казахстан результаты мониторинга реализации Программы в сроки и порядке, определяемыеУказом Президента Республики Казахстан от 4 марта 2010 года № 931 «О некоторых вопросах дальнейшего функционирования Системы государственного планирования в Республике Казахстан».
Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, принять меры по реализации Программы. Признать утратившим силуУказ Президента Республики Казахстан от 1 июля 2008 года № 626 «О Государственной программе развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008 — 2012 годы» (САПП Республики Казахстан, 2008 г. , № 32, ст. 333). Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан. Настоящий Указ вводится в действие с 1 января 2011 года.
Президент
Республики Казахстан Н. Назарбаев