Финансовое обеспечение реализации государственных программ в части расходных обязательств РФ осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ (далее — бюджетные ассигнования). Распределение бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ (подпрограмм) утверждается федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период.
Внесение изменений в государственные программы является основанием для подготовки законопроекта о внесении изменений в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Финансирование федеральных целевых программ, включенных в состав гос. программы, а также ведомственных целевых программ, включенных в состав подпрограмм, осуществляется в порядке и за счет средств, которые предусмотрены соответственно для федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ.
Постановлением Правительства РФ от 26. 95 г. № 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»» утвержден порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует РФ. В соответствии с этим порядком финансирование целевых программ осуществляется следующим образом:
Подготовка проекта концепции целевой программы и проекта целевой программы, разработка которого осуществляется по решению Правительства РФ, а также проведение независимой экспертизы проекта целевой программы финансируются государственным заказчиком за счет средств федерального бюджета (раздел «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы»).
Утвержденные целевые программы реализуются за счет средств федерального бюджета, привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов РФ.
Решение проблем, находящихся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, осуществляется в основном за счет средств бюджетов последних.
К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования целевых программ, относятся: взносы участников реализации программ, включая предприятия и организации государственного и негосударственного секторов экономики; целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ; кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации программ (или их отдельных мероприятий), и другие поступления.
Для осуществления целевых программ могут создаваться специальные фонды. Источниками средств, направляемых в эти фонды, служат: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий и организаций; средства бюджетов субъектов РФ; средства внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и др.
Иностранные инвесторы могут финансировать целевые программы на основе долевого участия.
Источниками финансирования целевых программ могут быть инвестиционные и конверсионные кредиты.
В финансировании целевых программ можно выделить несколько этапов.
1-й этап. Государственные заказчики (государственные заказчики-координаторы) целевых программ (с учетом хода реализации этих программ, предварительной проработки с исполнителями вопроса о размещении заказов для федеральных государственных нужд) уточняют объем средств, необходимых для финансирования программ в очередном финансовом году, и представляют проекты бюджетных заявок по целевым программам (подпрограммам), предлагаемым к финансированию за счет средств федерального бюджета в очередном финансовом году, Минэкономразвития и субъектам бюджетного планирования.
2-й этап. Минэкономразвития совместно с государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) целевых программ подготавливают и направляют в Минфин предложения по перечню федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета в очередном финансовом году, и предложения по объемам их финансирования.
3-й этап. Минфин при подготовке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год доводит до Минэкономразвития предельные объемы средств, планируемых к использованию на реализацию целевых программ.
При подготовке перечня федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета в очередном финансовом году, Минэкономразвития совместно с Минфином на основе уточненных параметров целевых программ (подпрограмм), представленных государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) целевых программ, с учетом хода выполнения мероприятий реализуемых программ, мер по привлечению внебюджетных источников финансирования, средств бюджетов субъектов РФ, предельных объемов средств, планируемых к использованию на реализацию целевых программ (подпрограмм), определяют объемы капитальных вложений, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и прочие текущие расходы, финансируемые за счет средств федерального бюджета.
Для финансирования целевых программ за счет средств федерального бюджета Минэкономразвития совместно с Минфином направляют в Правительство РФ перечень федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета, и предложения по объемам их финансирования.
4-й этап. Перечень федеральных и межгосударственных целевых программ, принимаемых к финансированию из федерального бюджета, представляется Правительством РФ на утверждение в Федеральное Собрание в составе федерального бюджета на очередной финансовый год. В федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривается выделение целевым назначением государственным заказчикам программ ассигнований для финансирования государственных капитальных вложений, затрат на НИОКР и прочих текущих затрат.
5-й этап. По утвержденным Правительством РФ федеральным и межгосударственным целевым программам государственным заказчикам открывается финансирование из федерального бюджета в соответствии с установленными объемами централизованного финансирования, принятыми по целевой программе на очередной финансовый год, после заключения ими государственных контрактов (договоров) со всеми участниками реализации программ, подтверждающими или уточняющими объемы финансирования программ из внебюджетных источников, бюджетов субъектов РФ.
В случае несоответствия результатов выполнения целевой программы целевым индикаторам и показателям эффективности, предусмотренным утвержденной целевой программой, Минэкономразвития организует проведение специализированной и независимой экспертиз этой программы, по результатам которых подготавливает с участием Минфина и вносит в Правительство РФ предложения:
а) о корректировке целей и срока реализации целевой программы, перечня программных мероприятий;
б) смене государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) целевой программы, об изменении форм и методов управления реализацией целевой программы;
в) сокращении финансирования целевой программы за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год;
г) досрочном прекращении реализации целевой программы с соблюдением процедур расторжения договоров (соглашений);
д) принятии в установленном порядке мер к руководителю целевой программы.
Вопросы для самоконтроля:
Кем и для чего составляется сводная бюджетная роспись?
Для чего нужен лицевой счет бюджетной организации и кто его ведет?
Как осуществляется финансирование расходов бюджетных организаций?
Какова процедура внесения изменений в сводную бюджетную роспись?
Как и для чего осуществляется учет бюджетных обязательств?
В каком случае Федеральное казначейство может приостановить проведение операций по лицевым счетам бюджетных организаций?
Какой орган осуществляет кассовое обслуживание получателей и распорядителей бюджетных средств?
Какова последовательность списания средств с лицевого счета получателей и распорядителей бюджетных средств?
В чем заключается специфика работы органов казначейства с исполнительными листами?
Назовите основные формы расходов федерального бюджета.
На какие цели выделяются бюджетные средства бюджетным учреждениям?
Учета средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной и платной основе для финансирования инвестиционных и конверсионных программ, формирования льготного фонда кредитования сезонных затрат в сельском хозяйстве осуществляется на балансовом счете № 40108 П «Источники финансирования отдельных государственных программ и мероприятий за счет средств федерального бюджета на возвратной основе»; операций по финансированию, осуществляемых за счет средств федерального бюджета, выделенных на возвратной и платной основе для финансирования вышеуказанных программ и мероприятий, — на балансовом счете № 40109 А «Финансирование отдельных государственных программ и мероприятий за счет средств федерального бюджета на возвратной основе».
Счет N 40108 «Источники финансирования отдельных государственных программ и мероприятий за счет средств федерального бюджета на возвратной основе»
Назначение счета: учет средств федерального бюджета, выделенных Федеральным казначейством на возвратной основе для осуществления финансирования инвестиционных и конверсионных программ, формирования льготного фонда кредитования сезонных затрат в сельском хозяйстве. Счет пассивный.
По кредиту счета отражаются суммы поступивших средств из федерального бюджета на возвратной и, в установленных случаях, платной основе на указанные цели, перечисленные организациями проценты за пользование средствами федерального бюджета, выделенными для финансирования инвестиционных и конверсионных программ, формирования льготного фонда кредитования сезонных затрат в сельском хозяйстве.
По дебету счета отражаются возврат организациями средств федерального бюджета, выделенных для финансирования инвестиционных и конверсионных программ, формирования льготного фонда кредитования сезонных затрат в сельском хозяйстве, а также перечисление процентов за пользование организациями средствами федерального бюджета, выделенными для финансирования инвестиционных и конверсионных программ, формирования льготного фонда кредитования сезонных затрат в сельском хозяйстве, а в случаях, когда в соответствии с договором предусматривается уплата маржи в пользу кредитной организации, — на счет по учету доходов кредитной организации.
Не использованные организациями остатки средств федерального бюджета, выделенные на финансирование программ на возвратной и, в установленных случаях, платной основе, в конце бюджетного года в федеральный бюджет не возвращаются.
Балансовый счет в конце года закрытию не подлежит.
В аналитическом учете ведутся лицевые счета в разрезе организаций.
Счет N 40109 «Финансирование отдельных государственных программ
Назначение счета: учет операций по финансированию расходов за счет средств федерального бюджета, выделенных на возвратной основе и учитываемых на балансовом счете N 40108. Счет активный.
По дебету счета отражаются операции по финансированию инвестиционных и конверсионных программ, сезонных затрат в сельском хозяйстве за счет средств льготного фонда кредитования на эти цели в пределах поступивших на соответствующий пассивный счет N 40108 средств федерального бюджета на эти цели путем оплаты организацией расчетных документов; на отдельном лицевом счете активного счета N 40109 ведется учет просроченных процентов за пользование организациями средствами федерального бюджета, выделенными на возвратной основе для финансирования инвестиционных и конверсионных программ, формирования льготного фонда кредитования сезонных затрат в сельском хозяйстве.
По кредиту счета отражается возврат организациями средств федерального бюджета, выделенных для финансирования инвестиционных и конверсионных программ, формирования льготного фонда кредитования сезонных затрат в сельском хозяйстве, перечисленных с расчетного счета организации; на отдельном лицевом счете балансового счета N 40109 учитываются средства организаций, перечисленные в уплату просроченных процентов.
Выделенные организациям средства федерального бюджета на возвратной и, в установленных случаях, платной основе для финансирования инвестиционных, конверсионных программ, формирования льготного фонда кредитования сезонных затрат в сельском хозяйстве и операций по финансированию, осуществляемых за счет указанных средств, имеют строго целевое назначение и не могут использоваться для зачисления организациями на депозитные счета и другие цели.
Проценты за пользование средствами федерального бюджета на возвратной и, в установленных случаях, платной основе уплачиваются организациями в соответствии с порядком, установленным заключенным договором.
Балансовый счет в конце года закрытию не подлежит. Остаток по лицевому счету активного балансового счета N 40109 не должен превышать остаток средств по соответствующему лицевому счету пассивного балансового счета N 40108. В балансе остаток по счету N 40109 может превышать остаток по счету N 40108 на сумму начисленных просроченных процентов за пользование организацией средствами федерального бюджета, выделенными для финансирования инвестиционных, конверсионных программ, формирования льготного фонда кредитования сезонных затрат в сельском хозяйстве.
Для открытия счетов по учету средств федерального бюджета выделенных для финансирования инвестиционных и конверсионных программ, предприятия (организации) представляют дополнительно в банк документы, подтверждающие включение их в перечень предприятий и организаций, осуществляющие конверсионные и инвестиционные программы.
Суммы, перечисляемые государственным фондом конверсии платежными поручениями с его лицевого счета в Главном управлении федерального казначейства Министерства финансов РФ, в банке отражаются в учете
Д 30102 , а в филиалах кредитной организации Д 30302
Финансирование инвестиционных и конверсионных программ осуществляется с лицевого счета балансового счета № 40109 путем оплаты платежно- расчетных документов предприятий (организаций) в общеустановленном порядке. Суммы в учете банка отражаются
К 20202, расчетный счет поставщика, 30102, в филиале 30301
Возврат предприятиями и организациями средств федерального бюджета, выделенных для финансирования инвестиционных и конверсионных программ на возвратной и платной основе, осуществляется предприятиями (организациями) по платежным документам с расчетного счета в доход федерального бюджета. При этом операции в учете банка отражаются следующими бухгалтерскими проводками:
При погашении основного долга по платежному поручению
Д расчетный счет предприятия (организации)
и одновременно выписывается мемориальный ордер для отражения
К 40101 или 30102, если счет по учету доходов бюджета открыт в РКЦ.
Уплата процентов за пользование предприятиями и организациями средствами федерального бюджета, выделенными для финансирования инвестиционных и конверсионных программ на возвратной и платной основе, отражается в учете на основании платежного поручения
К 40101 или 30102 , если счет по учету доходов бюджета ведется в РКЦ
К 70601 если договором предусматривается уплата маржи в пользу банка.
Учет просроченных процентов за пользование предприятиями и организациями средств федерального бюджета, выделенными для финансирования инвестиционных и конверсионных программ на возвратной и платной основе ведется на отдельном лицевом счете балансового счета № 40109 в корреспонденции со счетом № 60322 «Расчеты с прочими кредиторами», в случаях, когда в соответствии с договором предусматривается уплата маржи в пользу кредитной организации – в корреспонденции со счетом № 61301 «Доходы будущих периодов по кредитным операциям». Отнесение процентов на счет просроченных платежей оформляется мемориальным ордером и в учете отражается
При уплате предприятиями просроченных процентов составляются бухгалтерские проводки
одновременно выписываются мемориальные ордера для отражения
К 40101 или 30102,если счет по учету доходов бюджета ведется в РКЦ