Сравнительный анализ результатов программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в 2011-2013 годах и особенности ее реализации в ДВФО

Утвердить прилагаемую Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

Министерству здравоохранения Российской Федерации:

а) внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации:

до 1 июля 2014 г. — доклад о реализации в 2013 году Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов;

до 15 сентября 2014 г. — проект программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов;

б) давать разъяснения по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, в том числе совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования — в части, касающейся формирования и экономического обоснования территориальных программ обязательного медицинского страхования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов;

в) осуществлять мониторинг формирования, экономического обоснования и оценку реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, а совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования — территориальных программ обязательного медицинского страхования;

г) привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить до 25 декабря 2013 г. территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Категории: программа; бесплатная медицинская помощь.

Постановление Правительства РФ от 22. 2012 N 1074″О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»

В Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов учтены стандарты медицинской помощи, особенности половозрастного состава населения, уровень и структура заболеваемости населения РФ, основанные на данных медицинской статистики.

В программе определены, в частности:

— перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи;

— перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно;

— категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно;

— средние нормативы объема медицинской помощи;

— средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи;

— порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты;

— требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

Установлено, что в рамках программы бесплатно предоставляются:

— первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная;

— специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;

— скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;

— паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.

Паллиативная медицинская помощь оказывается бесплатно в амбулаторных и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи, и представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 932 г. Москва «О программе государственных гарантий бесплатного оказания граж.

Постановление Правительства Российской Федерации, 18 сентября 2013, № 932

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской Федерации постановляет

Утвердить прилагаемую Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. Министерству здравоохранения Российской Федерации:а) внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации:до 1 июля 2014 г. — доклад о реализации в 2013 году Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов;до 15 сентября 2014 г. — проект программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов;б) давать разъяснения по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, в том числе совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования — в части, касающейся формирования и экономического обоснования территориальных программ обязательного медицинского страхования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов;в) осуществлять мониторинг формирования, экономического обоснования и оценку реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, а совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования — территориальных программ обязательного медицинского страхования;г) привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить до 25 декабря 2013 г. территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Опубликован 22 ноября 2013, 16:14

Обновлён 22 августа 2014, 16:15

Постановление Правительства Российской Федерации, September 18, 2013, № 932

НОВОЕ В ПРОГРАММЕ ГОСГАРАНТИИ БЕСПЛАТНОГО ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ МЕДПОМОЩИ НА 2013-2015 ГГ.

Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 г. № 1074 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» утверждена Программа госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи на 2013-2015 гг.

Впервые программа утверждена на три года, что позволит всей системе оказания медицинской помощи работать более ритмично и сбалансированно.

Впервые в программу включена паллиативная медицинская помощь.

аллиативная помощь представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных. Она оказывается в амбулаторных и стационарных условиях медработниками, прошедшими соответствующее обучение.

Закреплено, что при оказании первичной медсанпомощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, паллиативной помощи в стационарах, специализированной, скорой помощи граждане обеспечиваются лекарствами из списка ЖНВЛП и медизделиями, которые предусмотрены стандартами медпомощи.

Паллиативная помощь будет оказываться гражданам бесплатно за счет средств бюджетов субъектов РФ. Средний норматив финансовых затрат на 1 койко-день в медицинских организациях, оказывающих ее в стационарных условиях, составит в 2013 году 1537,1 руб. Таким образом, в рамках программы бесплатно предоставляются 4 вида помощи. • первичная медсанпомощь. При этом прописано, что это в том числе доврачебная, врачебная и специализированная помощь;

специализированная, в том числе высокотехнологичная, медпомощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медпомощь (ранее — скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медпомощь); паллиативная медпомощь в медицинских организациях.

Впервые подчеркнуто, что «программа формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи».

Средний подушевой норматив финансирования оказания медпомощи в рамках программы госгарантий без учета расходов федерального бюджета увеличен по сравнению с 2012 годом на 18%.

• в 2012 году — 7633,4 руб. ; • в 2014 году — 10 294,4 руб

• в 2013 году —9032,5 руб. ; • в 2015 году —12 096,7 руб.

Увеличены средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи по ее видам, за исключением «вызова скорой медицинской помощи», который снизился с 1710,1 до 1435,6 руб.

Впервые отменено, что территориальные программы госгарантий должны конкретизировать:

• сроки ожидания медицинской помощи;

• условия пребывания в медицинских организациях;

• порядок предоставления транспортных услуг при сопровождении медицинским работником пациента.

Выделены нормативы оказания помощи в амбулаторно-поликлиническом звене:

• на 1 посещение с профилактической целью за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов — 271 руб

• на 1 обращение по поводу заболевания за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов — 771,8 руб

• на 1 посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме за счет средств обязательного медицинского страхования — 340,9 руб

• на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов — 508,3 руб.

Читать также:  ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» В МОСКВЕ

Норма финансовых затрат на 1 койко-день в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов составит в 2013 году 1657 руб.

Увеличен объем медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях и в условиях дневных стационаров, что «позволит продолжить структурные преобразования в системе оказания медицинской помощи как за счет переноса объемов стационарной помощи на амбулаторный этап, так и за счет более эффективного и рационального использования коечного фонда».

Конкретизированы критерии доступности и качества оказания медицинской помощи (вместо 16 пунктов в 2012 году этот раздел включает 26).

• «число лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями, с установленным впервые в

• «число лиц в возрасте 18 лет и старше, впервые признанных инвалидами»;

• «охват населения профилактическими осмотрами с целью выявления туберкулеза и онкологических заболеваний».

• количество обоснованных жалоб, в том числе на отказ в оказании медицинской помощи;

• количество медицинских организаций, осуществляющих автоматизированную запись на

прием к врачу;

• доля лиц, которым скорая помощь оказана «в течение 20 минут после вызова».

Для пациентов Нормативная документация Постановление Правительства Москвы № 892 от 24 декабря 2013 года «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»

В целях обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, создания единого механизма для реализации государственных гарантий на охрану здоровья, в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 932 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» Правительство Москвы постановляет:

Утвердить Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов согласно приложению к настоящему постановлению.

Государственные задания по выполнению государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве доводятся Департаментом здравоохранения города Москвы на 2014 год в срок не позднее 20 января 2014 г. , на 2015 год — в срок не позднее 20 января 2015 г. , на 2016 год — в срок не позднее 20 января 2016 г. до медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, в соответствии с перечнем, утверждаемым Департаментом здравоохранения города Москвы, в том числе включенных в Реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.

Учет объемов медицинской помощи, предоставляемых медицинскими организациями, участвующими в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, осуществляется раздельно по видам и источникам их финансового обеспечения.

Порядок внеочередного оказания медицинской помощи в медицинских организациях, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, отдельным категориям граждан, имеющих право на оказание медицинской помощи в таком порядке, утверждается Департаментом здравоохранения города Москвы.

Выполнение Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (п. 1) осуществляется исходя из утвержденных нормативов объемов медицинской помощи и нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период и законом города Москвы о бюджете Московского городского фонда обязательного медицинского страхования на соответствующий финансовый год и на плановый период.

Об итогах выполнения Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов доложить Правительству Москвы за 2014 год до 31 марта 2015 г. , за 2015 год — до 31 марта 2016 г. , за 2016 год — до 31 марта 2017 г.

Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.

Мэр Москвы С. Собянин

Приложение

к постановлению Правительства Москвы

от 24 декабря 2013 г. № 892-ПП

Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов

№№

п/п
Наименование критериев доступности и качества медицинской помощи
год

2014
2015
2016

1
2
3
4
5

1
Удовлетворенность населения медицинской помощью (процентов от числа опрошенных)67
68,5
70

2
Смертность населения (число умерших на 1000 человек населения)9,7
9,7
9,6

3
Смертность населения от болезней системы кровообращения (число умерших от болезней системы кровообращения на 100 000 человек населения) 542,0
532,0
527,0

4
Смертность населения от новообразований, в том числе от злокачественных (число умерших от новообразований, в том числе от злокачественных, на 100 000 человек населения) 198,7
192,7
187,7

5
Смертность населения от туберкулеза (случаев на 100 000 человек населения) 3,6
3,6
3,5

6
Смертность населения в трудоспособном возрасте (число умерших в трудоспособном возрасте на 100 000 человек населения) 358,4
358,1
357,5

7
Смертность населения трудоспособного возраста от болезней системы кровообращения (число умерших от болезней системы кровообращения в трудоспособном возрасте на 100 000 человек населения) 137,4
136,7
135,5

8
Материнская смертность (на 100 000 родившихся живыми) 13,9
13,8
13,7

9
Младенческая смертность (на 1000 родившихся живыми) 7,0
6,5
6,0

10
Смертность детей в возрасте 0 — 4 лет (на 100 000 человек населения соответствующего возраста) 219,0
212,0
206,0

11
Смертность детей в возрасте 0—17 лет (на 100 000 человек населения соответствующего возраста) 8,4
8,2
8,1

12
Доля пациентов, больных злокачественными новообразованиями, состоящих на учете с момента установления диагноза продолжительностью 5 лет и более, в общем числе пациентов со злокачественными новообразованиями, состоящих на учете 57,6
57,8
58,1

13
Обеспеченность населения врачами (на 10000 человек населения, включая городское и сельское население), в том числе оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях41,5
41,3
41,1

14
Обеспеченность населения средним медицинским персоналом (на 10000 человек населения, включая городское и сельское население), в том числе оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях 84,3
86,7
91,5

15
Средняя длительность лечения в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях 11,1
9,4
6,9

16
Эффективность деятельности медицинских организаций, в том числе расположенных в городской и сельской местности (на основе оценки выполнения функции врачебной должности, показателей рационального и целевого использования коечного фонда)92%
94%
96%

17
Доля расходов на оказание медицинской помощи в условиях дневных стационаров в общих расходах на реализацию Территориальной программы3,26%
3,37%
3,49%

18
Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях в неотложной форме в общих расходах на Территориальную программу2,12%
2,66%
2,71%

19
Доля расходов на оказание паллиативной медицинской помощи в общих расходах на реализацию Территориальной программы0,54%
0,64%
0,73%

20
Удельный вес числа пациентов со злокачественными новообразованиями, выявленными на ранних стадиях, в общем числе пациентов с впервые выявленными злокачественными новообразованиями56,0%
56,7%
58,0%

21
Полнота охвата профилактическими медицинскими осмотрами детей, в том числе проживающих в городской и сельской местности98,4%
98,6%
98,7%

22
Удельный вес числа пациентов, получивших специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях в федеральных медицинских организациях, в общем числе пациентов, которым была оказана медицинская помощь в стационарных условиях в рамках Территориальной программы ОМС5,6%
5,9%
6,1%

23
Доля выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до пациента менее 20 минут с момента вызова в общем количестве вызовов 85,8%
86,8%
87,5%

24
Удельный вес числа лиц в возрасте 18 лет и старше, прошедших диспансеризацию, в общем количестве лиц в возрасте 18 лет и старше, подлежащих диспансеризации, в том числе проживающих в городской и сельской местности92,6%
94,3%
96,2%

25
Удельный вес числа пациентов с инфарктом миокарда, госпитализированных в первые 6 часов от начала заболевания, в общем количестве госпитализированных пациентов с инфарктом миокарда45%
50%
57%

Читать также:  I. Приоритеты и задачи социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа, поставленные в государственной программе Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года"

26
Удельный вес числа пациентов с острым инфарктом миокарда, которым проведена тромболитическая терапия, в общем количестве пациентов с острым инфарктом миокарда5%
3%
3%

27
Удельный вес числа пациентов с острым инфарктом миокарда, которым проведено стентирование коронарных артерий, в общем количестве пациентов с острым инфарктом миокарда70%
75%
80%

28
Количество проведенных выездной бригадой скорой медицинской помощи тромболизисов у пациентов с острым и повторным инфарктом миокарда и с острыми цереброваскулярными болезнями в расчете на 100 пациентов с острыми повторным инфарктом миокарда и с острыми цереброваскулярными болезнями, которым оказана медицинская помощь выездными бригадами скорой медицинской помощи5
7
10

29
Удельный вес числа пациентов с острыми цереброваскулярными болезнями, госпитализированных в первые 6 часов от начала заболевания, в общем количестве госпитализированных пациентов с острыми цереброваскулярными болезнями20%
25%
30%

30
Удельный вес числа пациентов с острым ишемическим инсультом, которым проведена тромболитическая терапия в первые 6 часов госпитализации, в общем количестве пациентов с острым ишемическим инсультом2,5%
2,6%
2,7%

31
Удельный вес обоснованных жалоб, в том числе на отказ в оказании медицинской помощи, предоставляемой в рамках Территориальной программы, в общем количестве жалоб0,12%
0,10%
0,08%

Шеф-редактор Н. Куракова

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ БЕСПЛАТНОГО ОКАЗАНИЯ НАСЕЛЕНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2014-2016 ГОДЫ

Обухова О. Особенности Программы государственных гарантий бесплатного оказания населению медицинской помощи в Российской Федерации на 2014—2016 годы (ФГБУ ЦНИИОИЗ Минздрава РФ, г. Москва, Россия)

Аннотация: Вновь принятая Программа государственных гарантий бесплатного оказания населению медицинской помощи в Российской Федерации на 2014-2016 годы содержит положения, существенно изменяющие подходы к планированию бесплатной медицинской помощи, объемных и финансовых показателей, утверждаемых в рамках территориальных программ государственных гарантий. Анализу изменений Программы, обзору принятых в последнее время нормативно-законодательных актов, посвящен данный материал. Ключевые слова: Программа государственных гарантий, объемные нормативы Программы государственных гарантий, подушевой норматив, способы оплаты медицинской помощи.

программы государственных гарантий установлением следующих предельных сроков ожидания:

• оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме — не более 2 часов с момента обращения;

• приема врачей-специалистов при оказании первичной специализированной медикосанитарной помощи в плановой форме — не более 10 рабочих дней с момента обращения;

• проведения диагностических инструментальных и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи в плановой форме — не более 10 рабочих дней;

• проведения компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи в плановой форме — не более 30 рабочих дней;

• оказания специализированной, за исключением высокотехнологичной, медицинской помощи в стационарных условиях в плановой форме — не более 30 дней с момента выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию (при условии обращения пациента за госпитализацией в рекомендуемые лечащим врачом сроки).

Пересмотрено финансовое обеспечение проведения осмотров врачами и диагностических исследований для медосвидетельствования желающих усыновить (удочерить) детей, оставшихся без попечения родителей. Это происходит в рамках территориальной программы за счет ассигнований соответствующих бюджетов и средств ОМС.

Напомним, что Программа государственных гарантий утверждается Правительством «в целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи».

Согласно статье 41 Конституции РФ, медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. На сегодняшний день условия предоставления медицин-

ской помощи изменились. Так, медицинская помощь на условиях бесплатности для граждан может оказываться в медицинских организациях любой формы собственности на основании включения их в соответствующий реестр медорганизаций, реализующих Программу госгарантий. А государственные и муниципальные учреждения здравоохранения в свою очередь, согласно действующему законодательству, вправе оказывать медицинскую помощь на иных условиях, в том числе путем предоставления платных медицинских услуг за счет личных средств граждан, добровольного медицинского страхования и других.

По мнению Президента Российской Федерации, высказанного на заседании Президиума Государственного совета «О задачах субъектов Российской Федерации по повышению доступности и качества медицинской помощи» 30 июля 2013 года, «. в территориальных программах госгарантий должен быть четкий перечень бесплатных услуг, а также понятные каждому пациенту правила их предоставления. Неразбериха в этих вопросах ведет к коррупции и поборам, заставляет людей оплачивать услуги, которые по Конституции и по закону являются бесплатными. В итоге подрывается доверие граждан и к системе здравоохранения, да и к власти в целом». По словам Президента, информация Программы государственных гарантий должна быть доступна гражданам, изложена ясно, без всяких двойных толкований. Это позволит исключить саму возможность замещения бесплатной помощи платной.

Исходя из данных позиций, изменилось отражение в Программе госгарантий перечня заболеваний и состояний, при которых оказание медицинской помощи осуществляется для граждан бесплатно. Ранее такой перечень увязывался с конкретным источником финансирования, а именно, со средствами обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС. В Программе нет привязки к источнику финансирования, перечень расширился включением двух классов заболеваний — психические

расстройства и расстройства поведения; симптомы, признаки и отклонения от нормы, не отнесенные к заболеваниям и состояниям.

Впервые установлен средний норматив объема медицинской реабилитации в рамках базовой программы ОМС в койко-днях. Введение данного показателя в ПГГ, по замыслу Минздрава России, направлено на необходимость интенсификации такого вида медицинской помощи.

Если говорить о заложенной в Программе динамике изменения значений объемных показателей за счет средств бюджетов и ОМС, то на период 2014-2016 годов неизмененный тренд отмечается для скорой медицинской помощи — 0,318 вызова на 1 застрахованного, при неотложной медицинской помощи имеется рост с 0,46 до 0,6 посещения на 1 жителя на 2015 год, а на 2016 год остается неизменным. Заложена положительная динамика значений объемных показателей и для посещений с профилактической целью из средств бюджета: с 2,77 до 2,98 посещения на 1 жителя, из средств ОМС: с 2,27 до 2,38 посещения на 1 застрахованно-

го, обращений в связи с заболеваниями из средств бюджета: с 2,12 до 2,18 обращения на 1 жителя, из средств ОМС: с 1,92 до 1,98 обращения на 1 застрахованного, паллиативная медицинская помощь: с 0,092 до 0,115 койко-дня на 1 жителя.

Отрицательная динамика заложена по медицинской помощи, оказываемой в стационарах круглосуточного пребывания, из средств бюджета: с 0,97 на 2014 год до 0,93 случая госпитализации на 1 жителя на 2015 и 2016 годы, из средств ОМС: с 0,176 до 0,172 случая госпитализации на 1 застрахованного.

Размеры стоимостных нормативов по вновь принятой Программе увеличены по всем видам/условиям предоставления медицинской помощи.

перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи». Согласно данному Приказу, ряд высокотехнологичных видов медицинской помощи, таких как стентирование коронарных артерий при ишемической болезни сердца, эндопротезирование тазобедренного сустава, а также терапевтических видов высокотехнологичной медицинской помощи и профиля «неонаталогия» переведены в статус специализированной.

В статьях 35 и 36 ФЗ-326 указано, что нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи устанавливаются также по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения. Из этого вытекает рост финансовых обязательств бюджетов субъектов в целях обеспечения нужд населения своих территорий соответствующей специализированной медицинской помощью в рамках территориальных программ ОМС. Осуществить задуманное планируется в виде межбюджетных трансфертов на уровне субъекта и системы ОМС.

В статье 100 ФЗ-323 указано, что до 1 января 2015 года финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе средств, переданных в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования, а также средств обязательного медицинского страхования.

Еще на один момент обращаем внимание. Наибольший процент роста норматива затрат заложен при оказании медицинской помощи в условиях дневных стационаров — в 2,1 раза в рамках базовой программы ОМС

на I пациенто-день в условиях дневных стационаров (с 590 до 1227,9 рубля на 1 паци-енто-день в 2014 году и с 620 до 1309,1 рубля в 2015 году). Это обусловлено расширением видов специализированной медицинской помощи, оказываемой в условиях дневных стационаров за счет средств ОМС, включая проведение химиотерапии пациентам с онкологическими заболеваниями.

• для специализированной медицинской помощи и отдельно для высокотехнологичной, оказываемой отдельно в условиях дневных стационаров и стационарно;

• для скорой медицинской помощи и отдельно скорой специализированной, оказываемой вне медицинской организации, амбулаторно, стационарно;

• для паллиативной медицинской помощи, оказываемой амбулаторно, в том числе на дому. При этом, сопоставляя информацию из письма о формировании ПГГ, где указано, что единицей объема при оказании паллиа-

Читать также:  Государственные программы рф фонд социального страхования

Вид медицинской помощи

6 ст. 33 ФЗ-323

Специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная п. 34 ФЗ-323

Скорая, в том числе скорая специализированная медицинская помощь п. 2 ст. 35 ФЗ-323

Паллиативная медицинская помощь п. 2 ст. 36 ФЗ-323

Условия предоставления медицинской помощи/форма оказания

вне медицинской организации амбулаторно, в том числе на дому стационарно в условиях дневных стационаров

Неотложная Посещение/ Плановая Посещение, обращение в связи

тивной помощи является посещение, можно сделать вывод — стоимостный норматив аналогичен нормативу по посещению в амбулаторных условиях с профилактической целью.

В таблице 1 приведено соответствие имеющихся в Программе нормативов возможным условиям оказания медицинской помощи согласно положениям ФЗ № 323.

Отсутствие указанных нормативов не позволяет адекватно планировать объемы соответствующей медицинской помощи и финансовые потребности.

Основным нормативным показателем Программы, который имеет особенное политическое значение в международной статистике, является размер подушевых расходов из государственных средств. Согласно тексту

Программы, средние нормативы объема медицинской помощи используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера средних подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных Программой. Здесь же указано, что средние подушевые нормативы финансирования устанавливаются исходя из объемных и стоимостных нормативов Программы.

Согласно информации о реализации Программы за период, включающий данные за 2013 год, размер общего подушевого норматива по факту складывался из фактических подушевых нормативов по каждому виду/усло-вию представления медицинской помощи в рамках ОМС и бюджета, получаемых умноже-

Расчет подушевого норматива по данным Программы на 2014, 2015 и 2016 годы

медицинской помощи Бюджет, руб. ОМС, руб. Итого, руб. Бюджет, руб. ОМС, руб. Итого, руб. Бюджет, руб. ОМС, руб. Итого, руб.

Стационары 12 161,36 3376,77 15 376,04 3861,80 16 037,14 4049,60

подушевой 15896,04 7271,52 20 163,47 8277,96 21 110,06 8669,39

Норматив 3331,90 6962,50 10294,40 3615,40 8481,50 12 096,70 3778,90 8863,20 12642,10

Разница между утвержденным и расчетным нормативом -309,02 203,54 193,81

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Попытка использовать подобный принцип для расчета общего подушевого норматива на 2014-2016 годы приведена в таблице 2.

Как видно, имеются значительные расхождения расчетных и утвержденных подушевых нормативов.

Осталось не разъясненным, как должен рассчитываться подушевой норматив из средств бюджета. Исходя из информации, указанной в Разъяснениях (4-я ссылка), подушевой норматив из средств бюджета опре-

Тариф по ПТТ Способ оплаты по ПТТ

? — Подушевой норматив на прикрепившихся лиц

Посещение = За единицу объема

Вызов скорой медицинской помощи = За единицу объема медицинской помощи

Рис. Соотнесение финансовых нормативов по ПГГ со способами оплаты медпомощи

деляется разницей утвержденного подушевого норматива и подушевого норматива из средств ОМС. Причем еще раз обращаем внимание, расчетное значение подушевого норматива из средств ОМС не соответствует значениям, утвержденным Программой.

Указанные в Программе единицы тарификации медицинских услуг должны соответствовать тем способам оплаты, которые указаны для тех или иных условий предоставления медицинской помощи. Если для стационарных условий данная задача в общем решена введением нового объемного показателя — случай госпитализации, который является базовой ставкой для расчетов внедряемых клинико-статистических групп болезней, то подобной ситуации не наблюдается по медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневного стационара, хотя для данных условий Программой также указан способ оплаты за законченный случай лечения заболевания, включенного в соответствующую группу заболеваний (в том числе клинико-статистические группы заболеваний) (рис.

Кстати говоря, изменения, произошедшие в Программе, не могли не отразиться на нормативно-законодательной базе, регулирующей вопросы расчета тарифов в системе обязательного медицинского страхования. Так, согласно Приказу Минздрава России от

2013 № 859ан «О внесении изменений в Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 г. № 158н», внесены изменения и в состав возможных вариантов расчета тарифов.

В таблице 3 дано соответствие вариантов расчетов тарифов согласно Правилам обязательного медицинского страхования предыдущего варианта и с внесенными изменениями нормативам Программы государственных гарантий на 2014-2016 годы в разрезе условий предоставления медицинской помощи. Как видно, такой норматив, как койкодень, установленный в Программе из средств ОМС для реабилитационной медицинской помощи, в измененных Правилах отсутствует.

Требует разъяснений в определении понятия и методике расчета такого показателя для медицинской помощи в амбулаторных условиях, как законченный случай, рекомендуемый к применению как при оплате диспансеризации и профилактических медицинских осмотров отдельных категорий граждан, а также при обращении в связи с заболеванием. Если говорить о последнем, то, как известно, большая часть посещений пациентов в амбулаторных условиях связана с хроническими недугами. Необходимо определить

Соответствие вариантов расчета тарифов на медицинскую помощь утвержденным в рамках Программы госгарантий нормативам

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28. 2011 № 158н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» с изменениями от 20. 2013 Постановление

Условия предоставления медицинской помощи Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28. 2011 № 158н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» Правительства РФ от 18. 2013 №932 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

Вне медицинской 1 вызов скорой 1 вызов скорой 1 вызов скорой

организации медицинской помощи медицинской помощи медицинской помощи

1 посещение 1 посещение

при оказании при оказании

в неотложной форме в неотложной форме

1 посещение амбулаторно- 1 обращение в связи с заболеванием 1 обращение в связи с заболеванием

поликлинического 1 законченный случай при

Амбулаторно, в учреждения оплате диспансеризации и профилактических медицинских осмотров нет

том числе на дому отдельных категорий

на медицинскую услугу на медицинскую услугу нет

на основе подушевого на основе подушевого

норматива финансирования норматива финансирования

медицинской организации медицинской организации нет

на прикрепленных к на прикрепленных к

застрахованных лиц застрахованных лиц

В условиях 1 пациенто-день лечения

дневных в условиях 1 пациенто-день лечения 1 пациенто-день лечения

Стационарно 1 койко-день в больничных учреждениях нет 1 койко-день (реабилитация, палиатривная в стационарных условиях

1 случай госпитализации 1 случай госпитализации

механизм оценки законченности случая лечения в таких ситуациях. На сегодняшний день установленное стоимостное значение этого показателя стимулирует медицинских работников к увеличению приписок.

Рассмотренные особенности вновь утвержденной Программы следует учитывать при формировании территориальной программы государственных гарантий на соответствующий период.

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 932 г. Москва «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

Письмо Минздрава России от 08. 2013 № 11-9/10/2-8309 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

Приказ ФФОМС от 14. 2013 №229 «Об утверждении «Методических рекомендаций по способам оплаты специализированной медицинской помощи в стационарных условиях и в дневных стационарах на основе групп заболеваний, в том числе клинико-статистических групп (КСГ) и клинико-профильных групп (КПГ) за счет средств системы обязательного медицинского страхования».

Распоряжение Правительства РФ от 28. 2012 № 2599-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения».

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара (п. 6 ст. 33 ФЗ-323); специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара (п. 34 ФЗ-323), скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается. вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях (п. 2 ст. 35 ФЗ-323); паллиативная медицинская помощь может оказываться в амбулаторных условиях и стационарных условиях (п. 2 ст. 36 ФЗ-323).

Постановление Правительства РФ от 22. 2012 №1074 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

Obuchova O. The Features of the programme of state guarantees of free medical care for 2014 and the 2015—2016 planning period (Federal Research Institute for Health Care Organization and Information of the Ministry of Health and Social Development of Russian Federation, Moscow, Russia)

Abstract: The newly approved programme of state guarantees of free medical care for 2014 and the 2015-2016 planning period includes a number of new statutes essentially changing approaches to the planning of free medical care, volumetric and financial indicators approved within the framework of regional programs of state guarantees. The paper is devoted to analysis of changes in the program, and reviews the recent regulatory legislation. Keywords: The Program of state guarantees, volumetric norms of The programme of state guarantees, capitated rate, the ways of payment for medical care.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *