Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования

1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) возможность формирования основных профессиональных образовательных программ различных уровней сложности, профилей и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, а также потребностей общества и государства в квалифицированных кадрах;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования. Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования разрабатываются по уровням образования либо по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, а также по областям и видам профессиональной деятельности, утверждаемым в соответствии с трудовым законодательством.

5.1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.

6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

7. Утратил силу с 1 сентября 2021 года. — Федеральный закон от 26.05.2021 N 144-ФЗ.

8. Перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям и специальностям среднего профессионального образования, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим специальностям и направлениям подготовки высшего образования, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.

8.1. Обучение по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) осуществляется по научным специальностям, предусмотренным номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

9. Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.

9.1. Федеральные государственные требования устанавливаются:

1) к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования;

2) к минимуму содержания дополнительных предпрофессиональных программ, структуре и условиям их реализации, срокам обучения по этим программам уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Читать также:  Программа для подготовки документов для государственной регистрации скачать последнюю версию

10. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», образовательные организации высшего образования, осуществляющие образовательную деятельность на территории инновационного центра «Сколково» и территориях инновационных научно-технологических центров, а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

11. Образовательные организации высшего образования, указанные в части 10 настоящей статьи, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно устанавливаемые требования, которые не могут быть ниже федеральных государственных требований.

–       
адекватный
мировому уровень общей и профессиональной
культуры;

–       
формирование
у обучающегося адекватной современному
уровню знаний и уровню образовательной
программы картины мира;

–       
интеграцию
личности в национальную и мировую
культуру;

–       
формирование
человека и гражданина, интегрированного
в современное ему общество и нацеленного
на совершенствование этого общества;

Введение
государственных образовательных
стандартов вызвано двумя обстоятельствами.
Во-первых, в условиях реформирования и
модернизации российского образования,
в связи с увеличением количества
образовательных учреждений разного
типа (гимназии, лицеи, негосударственные
образовательные учреждения, авторские
школы, экспериментальные площадки и
др.) и переходом к вариативным программам
и учебникам создалась необходимость
нормативного регулирования содержания
образования. Во-вторых, задача вхождения
России в систему мировой культуры
требует учета тенденций развития
содержания общего образования в
международной образовательной практике.

–       
обязательный
минимум содержания основных образовательных
программ;

–       
максимальный
объем учебной нагрузки обучающихся;

–       
требования
к уровню подготовленности выпускников.

Государственные
образовательные стандарты предназначены
для обеспечения гарантированного
минимума обязательной подготовки
каждого обучающегося независимо от
того, в каком образовательном учреждении
данного уровня и профиля он получает
образование. Стандарт обеспечивает
единство образовательного пространства
страны. Он призван защищать учащихся
от перегрузок, обеспечивать единую
объективную оценку успешности учебной
деятельности и работы образовательных
учреждений и, в конечном итоге,
гарантировать качество образования.
Важно, что в стандарте отражены не только
знания, но и уровень физического,
психического и социального развития
обучающихся.

Государственные
образовательные стандарты разрабатываются
для каждой ступени образования и
обеспечивают взаимосвязь и преемственность.

Для
обеспечения демократичности содержания
образования, кроме единого уровня
(централизованно нормируемого органами
власти), стандарт включает долю,
самостоятельно определяемую учебными
заведениями для защиты интересов ребенка
и творчества учителя. Вот почему в
Государственном стандарте общего
среднего (а также высшего профессионального)
образования выделяются три уровня:

       
федеральный
компонент (определяет нормативы,
обеспечивающие единство образовательного
пространства России, а также интеграцию
личности в систему мировой культуры);

       
национально-региональный
компонент (определяет нормативы,
относящиеся к компетенции регионов в
области родного языка и литературы,
географии, искусства, трудовой подготовки
и т. д.);

       
школьный
компонент (отражает специфику и
направленность отдельного образовательного
учреждения).

Сущность
стандарта общего среднего образования
раскрывается через его функции:

–       
сохранение
единого образовательного пространства;

–       
социальное
гарантирование, включающее разработку
нормативов, определяющих верхние и
нижние границы уровня и качества
бесплатных образовательных услуг, а
также обеспечивающее эквивалентность
образования для решения демографических
и социальных проблем (возможность
миграции населения, признание документов
об образовании и др.);

–       
управление,
связанное теснее всего с перестройкой
системы контроля и оценивания качества
результатов обучения с использованием
измерителей качества подготовки
обучающихся;

–       
гуманизация,
состоящая в том, что при определении
минимально достаточных требований к
обученности она предоставляет возможность
для дифференциации обучения и позволяет
ученику интенсивнее развивать свои
интересы и склонности, выбирать
оптимальные пути своего развития;

–       
управление
качеством образования, обеспечивающее
и гарантирующее качество образования.

В
соответствии с государственными
стандартами разрабатываются и другие
нормативные документы, отражающие
содержание образования.

Учебные планы. В
практике общего среднего образования
используется несколько типов учебных
планов: базисный, типовой и учебный
(рабочий) план школы.

Базисный учебный план для
основной школы утверждается Государственной
думой, а для полной средней школы –
Министерством образования и науки РФ.

Типовые учебные планы
носят рекомендательный характер, они
утверждаются Министерством образования
и науки РФ.

Учебный план общеобразовательной
средней школы
разрабатывается с учетом особенностей
конкретной школы, допускает введение
новых учебных курсов или модулей,
факультативов, проведение индивидуальных
и групповых занятий. Утверждается
педагогическим советом образовательного
учреждения и является рабочим.

В учебных планах (как и в
госстандартах) выделяются федеральный,
национально-региональный, школьный и
ученический компоненты. Ученический
компонент введен для регламентации
индивидуальной работы с учениками. За
счет часов ученического компонента
реализуются новые формы и приемы
организации образовательного процесса,
обеспечивающие личностную ориентацию,
включая организацию индивидуальной и
групповой поисково-исследовательской
работы, проектной деятельности учащихся.

Читать также:  Государственная программа тульской области по улучшению демографической ситуации

Соотношение перечисленных
компонентов точно не определено, но
преобладает подход, при котором содержание
и объем образовательных областей до
75 % определяется Федеральным органом
управления образованием.

Образовательная (учебная)
программа  –
нормативный документ, раскрывающий
содержание учебного предмета, логику
изучения основных мировоззренческих
идей с указанием последовательности
тем, вопросов и общей дозировки времени
на их изучение.

Образовательные (учебные)
программы бывают:

–        
типовыми (составляются
учеными, методистами, авторами учебников;
утверждаются Министерством образования
и науки РФ и имеют рекомендательный
характер);

–        
рабочими
(составляются или подбираются учителями;
утверждаются педагогическим советом
школы; в них описывается национально-региональный
компонент, учитываются конкретные
условия учебного процесса, уровень
подготовленности учащихся);

–        
авторскими (раскрываются
собственные подходы к рассмотрению
учебного материала, предлагается иная
логика построения учебного предмета;
утверждается педагогическим советом
школы при наличии внешних рецензий;
широко используются в преподавании
курсов по выбору учащихся);

–        
индивидуальными
(воплощают в себе
ученический компонент учебного плана
и могут составляться для обучения
отдельных учеников как по учебным
курсам, так и комплексному образованию).

Структура учебной программы
включает три основных компонента:
объяснительную записку (цель, задачи,
связь с другими дисциплинами), содержание
образования (изучаемые темы, тематическое
планирование), методические указания
(формы организации обучения, применяемые
методы, используемые дидактические
средства).

Содержание образовательной
программы может быть изложено в различных
логиках. Наиболее известны следующие
способы структурирования содержания
образования:

       
линейный – последовательное,
поэтапное изучение материала без
возвращения к изученной теме;

       
концентрический – по
мере взросления и развития учащихся,
обогащения их опытом неоднократное (на
более высоком уровне) возвращение к уже
изученному содержанию;

       
спиральный (сочетание
линейного и концентрического) –
изучаемая проблема разрешается
постепенно, на основе расширения и
углубления круга знаний, познавательного
опыта; процесс идет непрерывно, а не
путем эпизодических возвращений.

Учебники
и учебные пособия. Конкретизация
содержания образовательных программ
находит отражение в учебниках и учебных
пособиях
различных типов (хрестоматиях, задачниках,
практикумах, дидактических пособиях,
книгах для внеклассного чтения, картах,
учебных видеофильмах и т. п.).

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования


основной, ведущий вид учебной литературы
для школьников и студентов, содержащий
систематическое изложение учебного
материала в определенной области на
уровне современных достижений науки и
культуры, в соответствии с образовательными
стандартами и программами.

Учебник
выполняет две основные функции:

1)     
является
источником учебной информации;

2)     
выступает
средством обучения, с помощью которого
осуществляется организация образовательного
процесса, в том числе и самообразование
учащихся.

Учебник
является своеобразной комплексной
информационной моделью образовательного
процесса. В то же время он не может
обеспечить все стороны образования.
Поэтому, начиная с 90-х гг. в стране
создаются учебно-методические
комплексы(УМК)

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования


открытые системы учебных
пособий, обеспечивающих
личностно-ориентированный уровень
обучения в условиях массовой школы.
Сегодня учебно-методические комплексы
по некоторым учебным курсам содержат
до десятка элементов: учебник, рабочую
тетрадь, задачник, хрестоматию, книгу
для чтения, видеокассету, CD-ROM,
методическое пособие для учителя и
т. д.

Основные
компоненты содержания учебника:

       
эмоционально-ценностный
(яркость,
изобразительность,
социальная и личностная значимость).

Безусловно, учебный предмет
должен быть адекватным отражением
соответствующей науки, причем на
современном уровне ее развития. В
содержание учебников и пособий
рекомендуется включать нечто такое,
что, с одной стороны, позволило бы сделать
учебный материал настолько привлекательным,
чтобы он проникал не только в голову,
но и в душу учащегося, с другой стороны,
формировать у школьника постоянную
познавательную активность, которая
проявлялась бы в его встречном движении
к учебному материалу. Современный
учебник должен выполнять функцию не
информатора, а собеседника, организатора
самостоятельной работы ученика.

Учебные программы и
соответствующие им учебные пособия
непременно должны планировать реализацию
и контроль единства обучения и воспитания.
В современной дидактической концепции,
построенной на идеях модернизации
российского образования, усиливается
воспитательная функция. Необходимо
обеспечить оСВОЕние, уСВОЕние учебной
информации (чтобы она стала СВОЕЙ), т. е.
осознание учащимся личностного смысла,
формирование личностно значимого,
ценностного отношения к конкретному
учебному содержанию.

К сожалению, подавляющее
большинство имеющихся в распоряжении
учителя современных учебников по
естественно-научным дисциплинам лишены
воспитательного потенциала, поскольку
не ориентируют учащихся на творческое
отношение к учебному материалу. Они
по-прежнему излагают набор знаний, но
не науку, и поэтому не позволяют подростку
и юноше ясно представить себе процесс
познания человеком природы, взаимодействие
человека и природы, жизнь общества и
свое место в ней.

Целый ряд учебников по
естественно-научным дисциплинам
переполнен готовыми формулировками и
законами, требующими лишь запоминания,
но в которых, по сути, нет человека.
В результате чего они превращают
учащегося в запоминающее “устройство”.
Знания излагаются как безымянные факты,
важные, но неизвестно кем и как
установленные. В основном
имена крупных ученых упоминаются лишь
в тех случаях, когда просто невозможно
без этого обойтись. Например, число
Авогадро, уравнение Эйнштейна, колба
Вюрца и т. д.

Читать также:  Гражданство России за пару месяцев. Как работает программа переселения соотечественников

Несомненно, наука – это,
главным образом, сокровищница накопленных
знаний, которая является основой и
профессионализма, и общей культуры
человека. Но накопленные наукой знания –
это продукт духовной деятельности,
органично включающий в себя нечто живое,
человеческое и, следовательно, неотделимое
от человека. Поэтому перенос научных
знаний из учебника или “из головы”
учителя “в голову” ученика нельзя
осуществлять механически, игнорируя
познавательную активность учащегося.
Она подчиняется законам, тысячекратно
проверенным практикой научной деятельности
со времен Аристотеля и до наших дней,
требует строгой последовательности
прохождения от простых и случайных
наблюдений к установлению фактов как
своеобразных загадок природы; от
эмпирической данности к формулировке
проблемы; от проблемы к ее решению или
объяснению фактов; от гипотез к теориям
и, наконец, к разного рода правилам,
формулам, законам, т. е. готовым научным
выводам. Любые научные знания – это
всегда результат нелегкого поиска
ответов на возникшие вопросы. Наука –
это в высшей степени субъективная
познавательная деятельность человека,
объективные результаты которой рождаются
в борьбе мнений, в неоднократной
перепроверке данных опыта, в непрестанных
переходах от одних “частных” истин к
другим, более общим и более полным.

Наука
– это не только и не столько готовые
выводы, это – процесс, одна из форм
предметно-практической деятельности
человека, а учебный предмет – это
именно предмет, а не процесс производства
знаний, в лучшем случае – лишь его
отражение, “фотография”. Вероятно,
поэтому изложение учебного материала
осуществляется в обратном порядке по
отношению к процессу производства
научных знаний: не с начала, а с конца,
с готовых выводов. Такое преподавание
подавляет всякий дух пытливости и
воспитывает покорность, ведет к
“умственному паразитизму”.

В
соответствии с целями образования и
личностно-ориентированным содержанием
образования к современным учебникам
предъявляются высокие требования. В
связи с этим при создании учебников и
пособий авторам рекомендуется:

–       
дать
оценку историко-культурного развития
проблемы;

–       
описать
панораму эпохи, когда было сделано
научное открытие;

–       
показать
социальную обусловленность появления
и решения научной проблемы;

–       
представить
отношение современников, возможно,
осветить научную полемику вокруг
проблемы;

–       
“очеловечить”
содержание учебников, охарактеризовать
личность ученого, его индивидуальные
качества;

–       
описать
трудности исследования проблемы, способ
открытия;

–       
раскрыть
социальное значение этого научного
явления для жизни людей;

–       
помочь
школьнику осознать личностный смысл
изучаемого научного закона;

–       
осуществлять
межпредметные связи, например, учебники
по естественно-научным дисциплинам
смогут приобрести общественно значимый
характер благодаря реализации
межпредметных связей с литературой,
историей, социологией, психологией,
философией;

–       
предлагать
разные уровни познания материала,
например, на узнавание и воспроизведение,
на освоение способов деятельности и,
наконец, на творческое решение проблемы;

–       
дополнять
тексты каждого параграфа списком
литературы для внеклассного чтения.

Для того
чтобы научить подрастающее поколение
не просто глубоко понимать текст учебника
с изложением готовых истин, но диалектически
мыслить, смотреть вперед, предвидеть
развитие событий, необходимо в содержание
учебного предмета включать существенные
закономерности познания и освоения
человеком природы, развития материальной
и духовной культуры общества. Учитель
обязан научить ребенка получать
удовольствие от учения, научить его
учиться и помочь ему реализовать свои
образовательные способности.

Лекция
по теме 4. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Государственный
стандарт общего образования —
нормы и требования, определяющие
обязательный минимум содержания основных
образовательных программ общего
образования, максимальный объём учебной
нагрузки обучающихся, уровень подготовки
выпускников образовательных учреждений,
а также основные требования к обеспечению
образовательного процесса (в том числе
к его материально-техническому,
учебно-лабораторному, информационно-методическому,
кадровому обеспечению).

Назначением
государственного стандарта общего
образования является обеспечение:

Государство
гарантирует общедоступность
и бесплатность
общего образования в образовательных
учреждениях в пределах, определяемых
государственным стандартом общего
образования.

Государственный
стандарт общего образования является
основой:

Государственный
стандарт общего образования включает
три компонента:

Начиная
с 2001 года, когда был начат эксперимент
по переходу на 12-летнее обучение, был
введён 4ый компонент — ученический:
консультации, двигательные занятия
и т. д. Но они не относятся к
максимальной учебной нагрузке, поэтому
являются необязательными для учеников.

В
конце 2010-начале 2011 года опубликованы
проекты нового стандарта среднего
(полного) общего образования, вызвавшие
широкую критику. В апреле 2011 года был
опубликован третий вариант стандарта,
вскоре снятый с портала министерства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *