Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Некоммерческие организации по всей России придумывают программы, чтобы подготовить детей-сирот к самостоятельной жизни или разнообразить их досуг в детском доме.

Для воспитанников открывают отдельные дома как альтернативу казенным учреждениям. Детям ищут наставников — неравнодушных взрослых. Подопечных трудоустраивают на стажировки и учат разным профессиям.

Собрали семь НКО, которые помогают детям-сиротам.

О чем расскажу

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

См. Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 N 481.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

Часть третья утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Информация о предоставлении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

(часть четвертая введена Федеральным законом от 07.03.2018 N 56-ФЗ)

В России работает больше тысячи организаций для сирот и детей, которые остались без попечения родителей.

В детском доме у воспитанников нет любящих заботливых родителей, поэтому они не могут нормально развиваться, как их сверстники. В учреждении за детей все делают воспитатели: готовят, убирают, выбирают, что надеть и куда идти гулять. Поэтому после детского дома большинство выпускников не умеют делать базовые вещи: планировать бюджет, платить квартплату, устраиваться на работу, отвечать за свою жизнь.

Я работаю в благотворительной организации «Детские деревни SOS» с 2021 года. Мы с 1994 года помогаем детям-сиротам, а с 2005 года — семьям в кризисном положении, чтобы дети оставались в семье и не попадали в учреждения. Расскажу, почему надо закрывать детские дома, как туда попадают дети и какая есть альтернатива.

В ответах мне помогали сотрудники нашей организации: советник по общественно-правовым вопросам Диана Зевина, руководитель программ профилактики социального сиротства и укрепления семьи Ольга Липницкая, советник по молодежным и образовательным программам Татьяна Смирнова, директор по развитию программ Юлия Бернова и ведущий специалист по работе со сторонниками Анна Марасаева.

Вы узнаете

Мы и другие представители профильных НКО уверены: сиротские учреждения нужно реорганизовывать из мест, где дети живут без родителей, в центры, где помогают семьям с детьми.

Как я уже говорила, необходимо помогать кровным семьям в кризисе, чтобы ребенок остался с родителями. Если это невозможно, то он должен попадать в приемную семью. Когда родителям нужно лечь в больницу или на реабилитацию, дети должны это время находиться в замещающих семьях, а не в учреждениях.

В Россию эту идею привезла журналистка Елена Брускова. Так, в 1996 году в поселке Томилино в Подмосковье построили первую российскую детскую деревню. С тех пор они появились еще в пяти регионах: Орловской, Мурманской, Псковской, Вологодской областях и Петербурге.

Слово «деревня» не стоит понимать буквально: у нас нет приусадебных хозяйств, коров и гусей. Все деревни интегрированы в городскую инфраструктуру, а некоторые расположены в черте города.

Каждая наша деревня устроена так: на одной территории построены , в каждом домике живет одна семья, в которой от четырех до восьми детей разного возраста. Дети к нам попадают из приютов и других сиротских учреждений — для этого мы сотрудничаем с органами опеки. Ребят воспитывают профессиональные родители, которые прошли подготовку и продолжают обучение в течение всей жизни.

Родителями в деревне чаще всего становятся одинокие женщины, но бывают и семейные пары. Родители пишут нам и, если есть вакансия, мы приглашаем их на работу. Затем они проходят собеседование с психологом, длительное обучение, многомесячную стажировку и только потом переезжают к нам.

Жизнь в деревне — полноценная работа, родители живут здесь круглосуточно. К ним могут приезжать родственники и друзья, они сами тоже могут выезжать за пределы территории, ездить в путешествия вместе с детьми.

Кроме приемных родителей в деревне есть педагоги, психологи, логопеды и другие специалисты. Они работают как с детьми, так и с их родителями. Жизнь семьи в детской деревне проходит как в обычной приемной семье: все дети ходят в обычные детские сады, школы или колледжи, затем поступают в вузы.

С 18 лет дети по закону считаются совершеннолетними и начинают жить отдельно. Однако порой мы сопровождаем подопечных до , пока они не станут готовы к самостоятельной жизни. Когда ребята начинают жить отдельно, они могут приезжать в деревню, чтобы навещать своих мам.

Так выглядят коттеджи в детской деревне — в каждом живет семья с 4—8 детьми разного возраста

Наставничество

Кратко: проект, благодаря которому у детей из детских домов появляются наставники — значимые люди, которым можно доверять
Где работает: в 21 регионе России — от Калининграда до Читы
Подробности: на сайте фонда «Солнечный город»

Каждый месяц в проекте «Наставничество» создается около 35 пар, сейчас их больше 900. Команда фонда «Солнечный город» постоянно работает над расширением географии

Немного истории. Фонд «Солнечный город» запустил проект «Наставничество» в 2014 году в Новосибирске, а с 2017 года к нему присоединился Иркутск. Затем к этим городам добавились Калининград, Пермь, Томск, Нижний Новгород, Уфа, Красноярск, Иваново, Киров, Оренбург, Чита, Рязань, Екатеринбург, Чебоксары, Алтайский край, Челябинск, Воронеж, Республика Алтай, Кемерово и Смоленск.

Как работает наставничество. В проекте воспитанникам детских домов старше 12 лет подбирают «пару» — людей старше 24 лет извне учреждения. Пару подбирают психологи и команда проекта: важно, чтобы взрослый и ребенок подходили друг другу по возрасту, полу, особенностям характера и поведения.

Наставники могут общаться с детьми и делиться жизненным опытом. Пары встречаются раз в неделю в удобное им время. Вместе они занимаются интересными им вещами: ходят в музеи, приюты для животных, гуляют по городу, занимаются спортом.

Одна из важнейших задач наставника — помочь подростку из детского дома адаптироваться к самостоятельной жизни после выпуска из учреждения.

Как помочь. Оформить регулярное пожертвование фонду «Солнечный город» на развитие проекта «Наставничество» можно:

А еще можно стать наставником — для этого нужно заполнить анкету.

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

У всех ли сирот нет родителей?

Стоит различать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сироты — это те, у кого один или оба родителя умерли или пропали без вести. Таких, по данным Росстата, среди выявленных за 2020 год детей без попечения родителей было 29%.

Остальные — это так называемые социальные сироты. У них живы один или оба родителя, но они не могут или не хотят воспитывать детей жизненных обстоятельств, химической зависимости, психической болезни или по другой причине. В этих случаях суд ограничивает их в родительских правах или лишает их. Заботу о таких детях берет на себя государство: оно находит ребенку замещающую семью или помещает его в сиротское учреждение.

Также родители могут временно поместить детей в интернат, пока решают проблемы с жильем, работой и здоровьем. Некоторые семьи не могут сами справиться с проблемами, поэтому иногда дети остаются в учреждении надолго или до совершеннолетия.

Бывает и так, что родители забирают детей обратно в семью, а затем снова отдают в детский дом. В некоторых регионах в сиротских учреждениях находятся до 70% детей, которые оказались там по заявлению родителей. Их нельзя устроить в приемную семью, поскольку у них есть законные родители. Таких подопечных не учитывают в официальных показателях числа детей-сирот.

Кровным семьям в кризисе помогают государственные социальные службы и НКО. В нашей организации есть программа профилактики социального сиротства и укрепления семьи. В ней мы помогаем семьям, в которых дети могут лишиться родительской опеки.

Читать также:  О Приказе Министерства образования Российской Федерации от 19 апреля 2011 г. № 1500 и федеральных государственных требованиях к минимуму содержания дополнительных профессиональных программ. Таможенное делопроизводство

Мы работаем с каждой семьей индивидуально: вместе составляем план, где прописываем цели и необходимые шаги для их достижения. Родителям бесплатно помогают психологи, юристы и специалисты по социальной работе. Мы хотим, чтобы семьи научились сами справляться с проблемами и дети не попадали в учреждения.

Родная кровная семья — наибольшая ценность для ребенка.

В программах профилактики социального сиротства и укрепления семьи мы помогаем семьям и детям в Москве, Подмосковье, Петербурге, Казани, Великом Новгороде, а также в Орловской, Мурманской, Ленинградской, Псковской и Вологодской областях.

Мы ежегодно поддерживаем около 2 тысяч семей в сложной жизненной ситуации, в которых воспитывается более 3 тысяч детей. За все время нам удалось помочь более 16 тысячам семей — 80% из них преодолели кризис и научились сами заботиться о своих детях. Это значит, что тысячи детей не стали сиротами благодаря нашей работе.

Видеоанкеты

Кратко: съемка видеоанкет для воспитанников детских домов, которые помогают быстрее найти семью
Где работает: в 81 регионе России
Подробности: на сайте фонда «Измени одну жизнь»

Так проходит съемка видеоанкеты в детском доме

Немного истории. Чаще всего в банках данных о детях-сиротах публикуют лишь одну фотографию и краткую характеристику в пару предложений. Этой информации бывает недостаточно, чтобы кандидаты в усыновители или опекуны решили забрать конкретного ребенка. Поэтому в 2012 году фонд «Измени одну жизнь» запустил проект по созданию видеоанкет.

Как работают видеоанкеты. Видеоанкеты помогают детям перестать быть «невидимыми», ведь благодаря небольшому фильму можно лучше узнать ребенка.

В анкете ребенок рассказывает о себе — что любит, чего боится, о чем мечтает. Его можно услышать и увидеть, как он двигается, говорит, улыбается, хмурится.

Чтобы создать одну видеоанкету, необходимо 4000  — на согласование и координацию съемок, сценарий, запись и монтаж ролика, озвучку и размещение видеоанкет в базе. За все время существования проекта фонд создал видеоанкеты для 59 121 ребенка — почти половина из них уже нашла семью.

Как помочь. Оформить регулярное пожертвование фонду «Измени одну жизнь» можно на сайте НКО.

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Как помочь детям-сиротам?

Есть несколько способов помочь детям-сиротам и детям, которые остались без попечения родителей.

Пожертвовать деньги. Самый простой способ — финансово поддержать организацию, которая помогает кризисным и замещающим семьям, выпускникам различных форм опеки.

Благотворительная организация «Детские деревни SOS» работает в основном на пожертвования от российских граждан и компаний. Благодаря им мы оплачиваем труд педагогов, психологов, логопедов и других специалистов, содержание домов.

Собирать деньги на нашу работу было всегда нелегко, а сейчас добавились новые трудности. Из-за технических ограничений различных сервисов мы потеряли почти 5 тысяч сторонников, а это — 25% от всех регулярных пожертвований. Эти деньги покрывали расходы целой деревни, в которой воспитывается около 80 подопечных.

Мы отвечаем за детей годы, поэтому особенно важна регулярная поддержка. Даже ежемесячное пожертвование в 500  важно, так как позволяет нам планировать работу. Можно даже оформить заявление на ежемесячные отчисления из зарплаты и отнести его в бухгалтерию своей организации.

Стать волонтером. Можно также начать помогать организации, которая есть в вашем регионе. Многие НКО развивают программы наставничества для помощи детям в сиротских учреждениях. В таких программах наставники дружат с детьми из детских домов, регулярно общаются с ними, готовят их к будущей жизни в обществе. Эта волонтерская работа предполагает многолетний серьезный труд, который требует подготовки и ответственности.

Помочь в трудоустройстве. Некоторые организации отказываются трудоустраивать к себе выпускников детских домов существующих в обществе мифов. Вы можете создать среду, в которой им будут рады.

Распространить информацию. Многие россияне не догадываются о том, с чем приходится сталкиваться детям-сиротам в стране. Вы можете помочь убрать информационный вакуум, поделившись информацией из этой статьи в своих социальных сетях.

Забрать ребенка домой. Главный способ помочь ребенку — подарить ему семью. Ниже расскажу, как это сделать.

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Что плохого в детских домах?

Детский дом — это место, рассчитанное на коллективное проживание. В учреждении дети живут в группах, а взрослые, которые их воспитывают, меняются в зависимости от графика. У воспитанников нет собственного значимого взрослого — человека, который любит ребенка и которому важен именно он. Это травмирует детей, не дает сформировать здоровое чувство привязанности и плохо влияет на их физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие.

Согласно Бухарестскому проекту по раннему вмешательству, в котором исследовали детские дома Румынии, за каждые три месяца в учреждении физическое развитие ребенка отстает примерно на месяц. Также у воспитанников детских домов бывают проблемы с привязанностью и психическим здоровьем. У многих спустя год после размещения в семье нормализуются показатели развития. Но некоторым нужна более длительная помощь.

Особенно вредно жить в учреждении детям до четырех лет: в этом возрасте малыш беспомощен и зависит от родителя. Когда рядом нет постоянного взрослого, ребенок инстинктивно чувствует сильнейший стресс. Это тормозит его развитие по всем направлениям: интеллект, эмоции, физическое развитие.

Пока сверстники в нормальных условиях познают мир, ребенок в детском доме замирает, чтобы выжить.

На первом году жизни у малыша формируется привязанность, которая строится на основе контакта с близким взрослым — это должен быть один и  человек. Она развивается с нарушениями, если люди вокруг все время меняются и не откликаются на сигналы ребенка.

Такому малышу во взрослом возрасте будет сложно строить отношения, потому что он не умеет доверять, ведет себя агрессивно или стремится к манипулированию. Ребенок не понимает чувства других людей, не различает своих и чужих.

Рисунки подопечных благотворительной организации «Детские деревни SOS» — на многих изображены именно взрослые, которые так важны детям

В 2022 году мы вместе с другими российскими НКО создали коалицию «Семья с рождения». Мы хотим, чтобы к 2027 году дети до четырех лет жили в кровной или приемной семье. Сейчас мы с коллегами разрабатываем дорожную карту с конкретными шагами, чтобы достичь эту цель.

В 2015 году в России началась реформа сиротских учреждений. Теперь законодательно закреплено, что детский дом — временное место жительства ребенка. Руководство учреждения и органы опеки должны делать все, чтобы вернуть воспитанника в кровную семью или устроить в приемную. Сейчас дети живут в небольших —  — разновозрастных группах, ходят в общеобразовательную школу. Братьев и сестер стараются не разлучать.

До этого многие сиротские учреждения в России были школами-интернатами, на уроки дети переходили в другой корпус и редко покидали пределы огороженной забором территории. Группой обычно был их класс, а братья и сестры попадали в группы по возрасту или в разные учреждения.

Прообразом реформы детских домов в  степени послужила организация жизни в наших детских деревнях, где в семьях живет от четырех до восьми детей, а братья и сестры никогда не разлучаются. В Национальной стратегии действий в интересах детей были прямые отсылки к опыту нашей НКО — о работе организации я расскажу ниже.

Правда ли, что выпускники детских домов ничего не умеют?

Спонсоры и волонтеры дарят воспитанникам детских домов подарки на праздники, возят их на экскурсии и концерты — все, что нужно для жизни, появляется само собой.

В сиротском учреждении дети никак не влияют на появление и выбор еды, вещей, развлекательных мероприятий. Они вырастают с ощущением, что от них в жизни мало что зависит.

Также часто выпускники детских домов уверены, что им все всё должны: спонсоры обязаны купить телефон взамен сломанного, волонтеры — привезти конфеты на Новый год.

Поэтому после учреждения сиротам сложно адаптироваться к самостоятельной жизни. Ведь снаружи мир не такой, как внутри детского дома: нужно отвечать за себя и свои поступки, планировать будущее, выстраивать отношения с людьми. Со всем этим у выпускников детских домов, как правило, есть трудности: им тяжело устроиться на работу и удержаться на должности, они быстро тратят ежемесячные пособия, а потом берут кредиты, которые не могут отдать.

Бывает так, что дети выпускников детдомов тоже попадают в учреждения: у их родителей не хватает понимания, что нужно ребенку, как о нем заботиться, как устроена семья и для чего она нужна.

Часто молодые выпускницы детских домов оказываются одни с ребенком на руках или уже несколькими детьми. Девушек некому поддержать и  научить, им часто не на что и негде жить. Это приводит либо к отказам от детей, либо к их изъятию органами опеки. Большинству таких семей можно помочь, и с поддержкой они смогут вырастить своих детей сами. На государственном уровне это делается недостаточно, поэтому такую помощь предлагают разные НКО.

Читать также:  Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию (2013)

Конечно, среди выпускников детских домов есть целеустремленные ребята, которые хотят добиться всего сами. Но большинству для адаптации к самостоятельной жизни нужны наставники — значимые взрослые, которые помогут и подскажут, но не сделают всю работу за подопечного.

В отличие от детских домов, в детских деревнях подопечные живут как в обычной семье: вместе с мамой или с обоими родителями, сестрами и братьями. Они занимаются домашними делами и всегда включены в быт. На семейном совете все решают вместе, как провести выходные или каникулы, какой фильм посмотреть вечером.

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Кофейня «ЭР. 10»

Кратко: кофейня, где выпускники детских домов проходят оплачиваемую стажировку
Где работает: в Петербурге
Подробности: на сайте благотворительного проекта «Анна помогает»

Проект поддерживает больше 50 выпускников детских домов, в кофейне работают 12 стажеров

Немного истории. Благотворительный проект «Анна помогает» поддерживает выпускников детских домов, помогает им справиться с трудными жизненными ситуациями, социализироваться и мягко адаптироваться после выпуска из учреждения. Подопечные могут пройти курсы профессиональных навыков по разным направлениям, а организация помогает в трудоустройстве и оказывает психологическую помощь.

В 2021 году команда проекта открыла кофейню «ЭР.10», где подопечные от 16 до 25 лет проходят обучение курсу «Бариста», после чего устраиваются на оплачиваемую стажировку. Она длится от трех до шести месяцев — после нее подопечные могут устроиться в другие спешелти-кофейни Петербурга.

Как работает кофейня. Во время работы в кофейне ребята учатся общаться с людьми, планировать и принимать самостоятельные решения. В их задачи входит открытие и закрытие смены, поддержание чистоты в зале и на кухне, работа с кофемашиной, приготовление напитков, проведение инвентаризации, выкладка десертов и маркировка продукции, работа с платежным терминалом.

Пока в кафе готовят только напитки и несколько пирогов, но в будущем планируют открыть полноценную кухню.

Также в планах в конце апреля 2022 года открыть еще одну кофейню «Спэшл», где вместе с выпускниками детских домов будут работать профессиональные бариста, кондитеры и повара. Сюда попадут те, кто окончил стажировку в «ЭР.10».

Как помочь. Оформить регулярное пожертвование проекту «Анна помогает» можно на его сайте. Также можно прийти в кафе по адресу: ул. Репина, д. 10, и сделать заказ — вся прибыль пойдет в поддержку программ НКО.

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Инклюзивный цех VARENIKI

Кратко: цех по производству замороженной продукции, где работают выпускники коррекционных учреждений
Где работает: в Вольске, Саратовская область
Подробности: на сайте фонда «Путевка в жизнь»

Работа цеха VARENIKI

Немного истории. Фонд «Путевка в жизнь» запустил проект VARENIKI в 2021 году. В него НКО трудоустраивает выпускников коррекционных образовательных учреждений, у которых есть нарушения физического или психического развития.

Сейчас трудоустроено трое ребят — в обычной жизни у них практически не было шансов найти работу.

Как работает цех. В цехе подопечные лепят замороженную продукцию: пельмени, вареники, манты, хинкали, голубцы и блинчики. Научившись профессии, ребята смогут выйти на свободный рынок труда.

Сейчас продукция цеха продается в четырех местах в Саратовской области. В будущем фонд хочет открыть свое кафе, чтобы увеличить число рабочих мест.

Также НКО проводит одно-двухдневную стажировку​ для воспитанников детских домов из сел Широкий Буерак и Белогорное, которые планируют поступать на поваров в Саратов, Энгельс, Вольск или Балаково. Важно, чтобы ребята были мотивированы и захотели трудоустроиться после выпуска, а не сидеть на пособиях.

Подростки​ пробуют себя на рабочем производстве поварами под​ руководством сотрудников цеха. Ребята на время​ становятся специалистами и​ окунаются в рабочую атмосферу.​

Как помочь. Оформить регулярное пожертвование фонду «Путевка в жизнь» можно на сайте организации.

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Проект «На старт!»

Кратко: стажировки для подопечных детских домов в спортивных учреждениях
Где работает: Свердловская область
Подробности: на сайте фонда А. В. Шипулина

Спортивное волонтерство для ребят — повод узнать новое и познакомиться с интересными людьми. На футбольном турнире в команде «Олимп» участвовали Антон Шипулин, Сергей Карякин и другие известные спортсмены и бизнесмены, с которыми участники проекта могли пообщаться лично

Немного истории. В 2018 году фонд А. В. Шипулина стал региональным координатором по Свердловской области фонда «Хранители детства», который запустил программу «Включайся и будь успешен». Проект работает в 16 регионах России на основе технологии корпоративного наставничества — помогает подросткам осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить первый опыт трудоустройства.

Позже фонд А. В. Шипулина запустил в Свердловской области проект «На старт!», в котором проводится профориентация в сфере спорта.

Как работает проект. Участников знакомят с компаниями спортивной индустрии, проводят в них профориентационные мероприятия, а летом — стажировки. Сотрудники показывают ребятам, которые любят спорт, что он может стать для них еще и профессией.

Как помочь. Оформить регулярное пожертвование фонду А. В. Шипулина можно:

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Можно ли передумать и отказаться быть приемным родителем?

Перед тем как стать приемным родителем, лучше настраивать себя на то, что со всеми проблемами можно справиться. Важно быть готовым к тому, что сложности будут, и знать, как с ними справиться. Если вы заранее допускаете, что в крайнем случае откажетесь от ребенка, лучше не брать его совсем. Повторный отказ только сильнее травмирует ребенка и уменьшает его шансы в будущем доверять взрослым.

По данным Росстата, за 2020 год из 63 тысяч принятых на воспитание в семьи — около 5 тысяч детей вернулись в детский дом. Это нежелательный вариант, поскольку он травмирует ребенка и не проходит бесследно для самих родителей. Поэтому нужно сделать все, чтобы предупредить возврат.

Для этого нужно еще на этапе планирования взвесить свои силы, возможности и ресурсы, посмотреть посты в тематических группах приемных родителей и на форумах, пройти ШПР. Еще можно почитать статьи и книги психологов о приемных детях и о приеме ребенка в семью. Мне нравятся книги семейного психолога Людмилы Петрановской «В ваш класс пришел приемный ребенок», «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка». Только после этого стоит принимать взвешенное решение о том, чтобы стать приемным родителем.

Сейчас есть группы поддержки — в больших городах они работают очно, а для жителей небольших городов или сел есть онлайн-группы. Также есть обучающие семинары и конференции — информация о них есть на сайтах профильных НКО и государственных центров сопровождения семей.

Консультации психологов, группы поддержки, обучающие семинары снижают вероятность того, что в  момент приемный родитель почувствует, что не справляется.

Правда ли, что у всех детей из детского дома плохие гены и проблемы с психикой?

Плохие гены у детей-сирот — вредный, стигматизирующий, но, к сожалению, распространенный миф.

Многочисленные исследования показывают, что алкоголизм — это генетическая болезнь, к которой некоторые предрасположены. Злоупотребление алкоголем при этом сильно зависит от социума и факторов окружающей среды.

То, каким ребенок вырастет, зависит от среды и взрослых вокруг.

У некоторых детей в сиротских учреждениях есть болезни нервной системы или психики. Процентное соотношение от всех назвать сложно, поскольку медицинские диагнозы — закрытая информация. Но такие дети есть и в кровных семьях: это не какая-то отдельная сиротская история.

Некоторые пережили травмирующие события: потерю близких или их отсутствие, одиночество, насилие. Это влияет на их эмоциональное состояние и поведение. Но в любящей поддерживающей среде поведение большинства детей выравнивается и приходит в норму.

У нас есть примеры, когда в деревню попадали дети с десятью диагнозами и более. Большинство диагнозов со временем снималось благодаря постоянной заботе и уходу новых родителей.

Также в сиротских учреждениях многие диагнозы ставят ошибочно недостаточной компетентности региональных врачей.

Из-за атмосферы в деревнях поведение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выравнивается

У нас живут обычные дети, которые любят играть и веселиться

Можно ли сделать так, чтобы сироты вообще не появлялись?

К сожалению, этого невозможно добиться на 100%: всегда есть риск умереть в молодом возрасте, не успев вырастить детей.

Читать также:  Что касается федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 год)"

Также есть те, кому не под силу растить детей по разным причинам, — это люди с тяжелой психической болезнью, химическими зависимостями или те, кто психологически не готов к роли родителей. Если наладить помощь таким людям, их детей будут реже забирать из семей. Но все равно останется небольшой процент тех, кому ничем нельзя помочь.

В наших силах сделать так, чтобы все родители, которые хотят воспитывать детей несмотря на сложные обстоятельства, получили помощь. Ведь до 80% сирот могли ими не стать. А еще важно, чтобы дети, которые не остались с родителями, попадали в приемные семьи, а не в учреждения.

Как забрать ребенка из детдома?

Человек, который хочет забрать ребенка из детского дома, должен сначала определиться с формой устройства. Есть опека и усыновление — об их различиях Тинькофф Журнал рассказывал в другой статье.

Тот, кто планирует стать приемным родителем, должен показать органам опеки и попечительства, что он в состоянии воспитывать ребенка, что у него есть на что его растить и где с ним жить и что он не опасен. Для этого понадобятся справка об отсутствии судимости, справка о доходах и характеристика с места работы, результаты медицинской комиссии.

Органы опеки выдают как положительные, так и отрицательные заключения. Не стоит бояться отказа: заключение можно оспорить в суде. Податься снова можно спустя время — конкретных ограничений нет.

Также кандидат обязан пройти Школу приемных родителей, ШПР. На ней человек может лучше осознать свою мотивацию, взвесить все за и против и понять, какого ребенка лучше взять на воспитание: его возраст, особенности здоровья и поведения.

Также преподаватели ШПР психологически готовят кандидатов к появлению ребенка в семье и обсуждают с родителями стрессовые ситуации, которые могут возникнуть. пережитого опыта приемные дети ведут себя не так, как их ровесники: могут специально провоцировать агрессию в свой адрес, чтобы получить внимание, обманывать, уходить из дома, не различать своих и чужих. Особенности поведения важно понимать и знать, что с ними делать.

В России ШПР бесплатные, они есть при государственных учреждениях и при НКО. Чтобы найти курсы в своем городе, можно обратиться в органы опеки и попечительства. Обучение в ШПР ни к чему не обязывает: нормально, если человек в процессе понял, что пока не готов стать приемным родителем.

Перед тем как усыновить ребенка, можно обратиться к психологам, которые занимаются семейным устройством. Они есть при государственных центрах и при профильных НКО. Когда ребенок попал в семью, важно оставаться в контакте с профильным психологом.

Социальный центр

Кратко: центр, где могут жить дети из региональных детских домов во время лечения или реабилитации в Москве
Где работает: в Москве
Подробности: на сайте фонда «Дорога жизни»

Подопечные фонда «Дорога жизни» в центре

Немного истории. Фонд «Дорога жизни» запустил проект осенью 2021 года для детей-сирот с инвалидностью из региональных детских домов, которые приезжают в Москву на лечение.

Терапия и последующие реабилитации часто длятся полгода или даже год, и между больницами дети должны жить. Фонд не только оплачивает поездку на лечение, но и выделяет подопечным круглосуточную патронажную няню.

Как работает социальный центр. Центр стал настоящим домом для тех, у кого никогда не было семьи. В нем есть пандусы, процедурные, кабинеты для лечебного массажа, просторные помещения для игр и занятий.

С детьми постоянно проживают няни, занимаются педагоги, логопеды, ЛФК-инструкторы, психологи, массажисты. В центр регулярно приезжают врачи фонда, которые отслеживают динамику состояния детей.

В социальном центре проходят театрализованные постановки, тематические праздники, няни показывают детям обычный быт. За то время, пока подопечные живут в социальном центре, они раскрываются как личности: няни узнают их характеры и таланты — все то, что скрыто в системе детского дома.

Для всех детей, которые живут в центре, сотрудники фонда ищут приемных родителей, готовых взять в семью ребенка с инвалидностью.

Как помочь. Оформить регулярное пожертвование фонду «Дорога жизни» можно:

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Информация Министерства просвещения РФ от 14 июля 2022 г. “Владимир Путин подписал закон о социальной поддержке детей-сирот”

Президент России Владимир Путин подписал закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Документ доступен на портале правовой информации.

Закон распространяет меры по полному государственному обеспечению и предоставлению дополнительных социальных гарантий, предусмотренных при обучении по профессиональным образовательным программам и программам основного общего, среднего общего образования, на сирот-школьников, учеников, оставшихся без попечения родителей, детей, потерявших родителей или одного из них в период обучения.

Закон принят с учетом поправки, которая закрепляет право перевода на бюджетную основу студентов, обучающихся по программам высшего образования и потерявших во время обучения родителей.

Также главой государства подписан закон о регистрации детей-сирот, которые не получили жилье после выпуска из организации опеки, по адресу местной администрации. Согласно документу, детей-сирот можно регистрировать в том муниципальном районе, где гражданин был зарегистрирован до 18 лет.

Обзор документа

Президент подписал закон, распространяющий меры по полному гособеспечению и предоставлению дополнительных соцгарантий, предусмотренных при обучении по профессиональным образовательным программам и программам основного общего, среднего общего образования, на сирот-школьников, учеников, оставшихся без попечения родителей, детей, потерявших родителей или одного из них в период обучения. Закреплена возможность перевода на бюджет студентов, обучающихся по программам высшего образования и потерявших во время обучения родителей.

Также подписан закон о регистрации детей-сирот, неполучивших жилье после выпуска из организации опеки, по адресу местной администрации. Детей-сирот можно регистрировать в муниципальном районе, где гражданин был зарегистрирован до 18 лет.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Свято-Софийский социальный дом

Кратко: в Домике, как его ласково называют сотрудники, живут люди с тяжелыми множественными нарушениями развития
Где работает: в Москве
Подробности: на сайте службы «Милосердие»

В марте 2022 года Домик отметил семилетие. Директор проекта Светлана Бабинцева была сестрой милосердия в интернате. Когда появилась возможность, она забрала детей из учреждения и возглавила появившийся проект

Немного истории. Сегодня при достижении совершеннолетия после детского дома недееспособный ребенок с инвалидностью попадает в психоневрологический интернат, ПНИ. Общественники уже много лет называют их современным ГУЛАГом и призывают к реформе.

Православная служба помощи «Милосердие» создала Домик в 2015 году — тогда в проект приняли 22 ребенка с инвалидностью из государственного дома-интерната для детей с нарушениями интеллектуального развития. С тех пор все они живут в Свято-Софийском социальном доме, и всем им сотрудники НКО ищут семью.

Как работает социальный дом. Это первая и единственная в России негосударственная организация для людей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Здесь живут дети-сироты и совершеннолетние воспитанники без семьи.

В Домике сотрудники уделяют внимание социализации и интеграции воспитанников в общество — проводят развивающие занятия в Центре лечебной педагогики, в бассейне. Также с ними занимаются специалисты: двигательный терапевт, дефектолог, психолог. Взрослые знакомят подопечных с окружающим миром, ходят с ними в музеи, на сенсорные спектакли и инклюзивные мероприятия. Летом ребята ездят в загородный лагерь.

Жизнь в социальном доме построена по семейному типу: у каждого воспитанника есть свой значимый взрослый — близкий, дорогой человек, который проводит с ним много времени и становится настоящим другом. Присутствие такого взрослого в жизни каждого подопечного частично компенсирует отсутствие родительской заботы, дает ощущение безопасности и любви — это сильнейший стимул для развития.

Также «Милосердие» запустило две квартиры сопровождаемого проживания, куда перевели часть подопечных вместе с их близкими взрослыми. Там у ребят больше самостоятельности: если в Домике воспитанникам готовят и убирают, то в квартирах они делают это отчасти сами.

Как помочь. Оформить регулярное пожертвование службе помощи «Милосердие» на развитие Свято-Софийского социального дома можно:

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *